Научная статья на тему 'Асимметрия интересов субъектов преобразования городской среды как фактор ее несбалансированного развития'

Асимметрия интересов субъектов преобразования городской среды как фактор ее несбалансированного развития Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
639
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ СРЕДА / АСИММЕТРИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИСПРОПОРЦИИ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ / ГАРМОНИЗАЦИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ / HARMONIZATION OF THE SUBJECTS’ INTERESTS / URBAN ENVIRONMENT / ASYMMETRY OF URBAN ENVIRONMENT TRANSFORMATION SUBJECTS / INVESTMENT AND CONSTRUCTION ACTIVITY / DISPROPORTION IN THE URBAN ENVIRONMENT DEVELOPMENT / UNBALANCED URBAN ENVIRONMENT DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Катаева Ю. В.

Статья посвящена выявлению и исследованию асимметрии интересов основных субъектов преобразования городской среды, вызывающей диспропорции в ее развитии. Осуществлена классификация основных типов дисбалансов в развитии городской среды и предложены направления их сокращения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASYMMETRY OF THE INTERESTS OF THE URBAN ENVIRONMENT TRANSFORMATION SUBJECTS AS A FACTOR OF ITS UNBALANCED DEVELOPMENT

The article is devoted to the detection and investigation of the asymmetry of interests of major subjects of the urban environment transformation which causes the disproportions in its development. The classification of the main types of disbalances in the urban environment development is presented. Methods to reduce them are suggested.

Текст научной работы на тему «Асимметрия интересов субъектов преобразования городской среды как фактор ее несбалансированного развития»

_________ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА________

2013 ЭКОНОМИКА Вып. 3(18)

РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИКА ГОРОДА

УДК 332.122:332.8

АСИММЕТРИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ КАК ФАКТОР ЕЕ НЕСБАЛАНСИРОВАННОГО

РАЗВИТИЯ

Ю.В. Катаева, к. экон. наук, доц. кафедры мировой экономики и экономической теории

Электронный адрес: уука1аеуа@гашЫег. гц

Пермский государственный национальный исследовательский университет, 614990, г. Пермь, ул. Букирева, 15

Статья посвящена выявлению и исследованию асимметрии интересов основных субъектов преобразования городской среды, вызывающей диспропорции в ее развитии. Осуществлена классификация основных типов дисбалансов в развитии городской среды и предложены направления их сокращения

Ключевые слова: городская среда; асимметрия интересов субъектов преобразования городской среды; инвестиционно-строительная деятельность; диспропорции в развитии городской среды; гармонизация интересов субъектов.

Процессы перехода к социально ориентированной экономике рыночного типа обусловливают соответствующие преобразования социально-экономического пространства городов (городской среды) как пространства жизнедеятельности местных сообществ, что нередко сопровождается возникновением и усилением конфликта интересов различных социальных групп и экономических субъектов. В настоящее время обострился конфликт «равенство-эффективность», отражающий противоречие между общественной и коммерческой эффективностью проектов, реализуемых в сфере преобразования городского пространства, и порождающий несбалансированное развитие городской среды за счет асинхронного развития различных ее составляющих. Специфика развития городской среды такова, что в процессы ее преобразования включены многие субъекты, преследующие различные цели и реализующие раз-

личные интересы. Поэтому причиной возникновения и углубления конфликта «равенство-эффективность» можно считать асимметрию интересов экономических субъектов различных уровней иерархии, участвующих в преобразовании городского пространства: инвестиционностроительных компаний, муниципальных органов власти и управления, населения, общественных организаций. Асимметрия проявляется в отклонении коммерческих интересов экономических субъектов от целей развития местных сообществ (повышение комфортности проживания), что приводит к диспропорциям в развитии городского пространства (рис. 1). Важнейшим фактором преобразования городской среды, обусловливающим возникновение диспропорций в ее развитии, в настоящее время выступает инвестиционно-строительная деятельность [3, с. 121].

© Катаева Ю.В., 2013

Рис. 1. Несбалансированность развития городской среды как результат конфликта интересов субъектов

ее преобразования

В работе выдвигается гипотеза о том, что подобная асимметрия интересов экономических субъектов, вызывающая несбалансированное развитие городской среды, может быть снижена за счет гармонизация их интересов. Сказанное обосновывает необходимость теоретико-

методологической и методической разработки механизма согласования интересов ключевых субъектов преобразования городской среды. Механизм должен быть основан на выявлении основных областей возникновения дисфункций институтов, организующих преобразование и развитие городского пространства, оценке эффективности данных институтов (с позиций комплексного влияния сложившейся институциональной среды на процессы взаимодействия субъектов различных уровней иерархии и их проекции на качество городской среды и комфортность проживания) и разработке направлений преодоления институциональной неэффективности.

Ключевая роль в процессе гармонизации интересов субъектов преобразования городской среды принадлежит субъектам власти муниципального уровня, поскольку «... именно на данном уровне возможно эффективное включение населения в процедуру определения приоритетов социально-экономического развития территории». [6, ч.П, с.156]. Как замечает Ю.В. Дубровская «обоснование концепции гармонизации интересов субъектов возможно на основе иерархического подхода, позволяющего учесть взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимозависимость интересов субъектов различных уровней экономической системы» [6, ч.П, с. 153].

Таким образом, основной акцент при моделировании взаимосвязей между субъектами преобразования городской среды сделан на использовании иерархического подхода, в рамках которого, в едином системном представлении комплексно исследуются процессы, происходящие на различных уровнях иерархии и испытывающие прямое и обратное влияние других уровней [7, с. 64]. Город-

ская среда, обладающая свойством многослойно-сти, интегрирует множество межуровневых взаимосвязей, как экономического, так и социокультурного характера, поэтому использование данного подхода предполагает исследование городской среды как многоуровневой, иерархической структуры, а также исследование процессов гармонизации как процессов согласования интересов субъектов, участвующих в ее трансформации. Предложим определение гармоничной городской среды как такого состояния социально-экономической системы города, при котором созданы условия для комплексного развития и комфортного проживания местных сообществ (домашних хозяйств, бизнеса, общественных организаций) на основе сбалансированности интересов субъектов различных уровней иерархии с целью динамической адаптации городской среды к меняющимся региональным, национальным и общемировым процессам.

В рамках данного исследования остановимся на выявлении и подтверждении асимметрии интересов основных субъектов преобразования городской среды (рис. 2), а также установлении основных диспропорций в развитии городского пространства.

Интересы местных сообществ, как субъектов взаимоотношений с другими компонентами урбосистемы, состоят в повышении комфортности проживания на локальных территориях и включают широкий спектр потребностей, обеспечиваемых инфраструктурой города. Экологические интересы состоят в защите человека от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности. Интересы в благоприятной окружающей среде включают развитие системы озеленения, создание рекреационных зон и территорий отдыха, поддержание благоприятного состояния акваторий и гидропарковых комплексов (набережные, пляжи). В сфере экономических интересов городская среда, ее территориальная составляющая, как совокупность жилых и промышленных зон и

транспортная система, обеспечивает возможности проживания, ежедневной трудовой миграции, ведения трудовой деятельности, доступ к объектам социально-культурной и торговой инфраструктуры на локальных территориях. Население выступает пользователем объектов строительства, потребителем услуг объектов недвижимости и инженернокоммунальной инфраструктуры, собственником объектов недвижимости. Современная городская

среда выступает как пространство для восстановления и развития человеческого капитала, открывающая возможности организации досуга и отдыха, реализации культурного, интеллектуального, духовного потенциала местных сообществ. Общегородское публичное пространство приобретает новую функцию аттрактора творческих сил общества, творческого потенциала [1, с. 36].

Цели

Местные

сообщества

(население)

Муниципальные органы власти

Общественные

организации

Реализация возможностей трудовой миграции. Использование объектов строительства. Потребление жилищнокоммунальных услуг. Пользование объектами торговой инфраструктуры, транспортной системой. Благоприятная экологическая ситуация, защита от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий. Возможность доступа к объектам социальной инфраструктуры, культурным объектам.

Опгянизяттия досуга

Поддержание легитимности власти. Формирование положительного имиджа власти в глазах общественности. Удовлетворение потребностей населения в общественных благах. Повышение качества жизни местных сообществ. Развитие сети производственных, торговых, научнообразовательных учреждений на своей территории в целях расширения налогооблагаемой базы

Выявление и удовлетворение интересов местных сообществ, формирование активной жизненной позиции населения, повышение политической образованности и культуры, привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами

Получение дохода от инвестиций, получение прибыли от строительной деятельности

Функции

Предъявление спроса на жилые объекты и объекты инженерно-коммунальной инфраструктуры. Предъявление спроса на услуги транспортной системы

Обеспечение социальных гарантий местным сообществам и стабильности развития территорий. Обеспечение общественной безопасности. Соблюдение и защита прав местных сообществ в городском пространстве. Привлечение инвестиций в инфраструктуру и коммунальное хозяйство, в жилищное строительство. Упорядочение земельных отношений и правил оборота недвижимости. Предвидение и предупреждение негативных общественных последствий социального и имущественного расслоения города. Планомерный контроль экологической ситуации в городе. Формирование рекреационных пространств. Сохранение исторического и архитектурного наследия городов. Поддержание связей с общественностью

Получение земельных участков под строительство, разрешений на строительство, осуществление инвестирования строительного процесса, проектирования, строительства, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

Ин формационная и правовая поддержка населения по вопросам защиты своих прав как жителей локальных территорий. Организационная работа по стимулированию общественной а ктивности местных сообществ в сфере благоус-тройств а городской среды

Сферы ответственности

Участие населения в обсуждении и общественной экспертизе генерального плана города, программ комплексной застройки территорий, проектов озеленения территорий; проектов реконструкции и строительства социально-значимых проектов

Организация доступности общественных зон. Развитие альтернативных транспортных коридоров и видов транспорта. Совершенствование системы нормативно-правовых актов, обеспечивающих развитие территорий. Формирование положительной репутации территории. Обеспечение благоприятных условий для ведения бизнеса на территории. Защита интересов местного населения. Формирование и развитие правовой, политической, культурной, интеллектуальной, деловой, духовной среды местных сообществ. Анкетирование населения, проведение социологических исследований по вопросам развития общественных пространств локальных территорий

Общественная экспертиза проектов по строительству социально значимых объектов инфраструктуры. Выступление с общественными инициативами, общественные слушания в сфере застройки и благоустройства локальных территорий

Благоустройство прилегающих к строительным объектам территорий, подведение инженерных коммуникаций

Рис. 2. Асимметрия целей и функций субъектов преобразования городской среды

Ткань городской среды «соткана» каналами массовых коммуникаций, формами и способами общения людей (творческие площадки, выставки, вернисажи, клубы творчества), которые реализуются посредством общественных пространств [4].

Органы местного самоуправления выступают в статусе наиболее приближенного к населению уровня публичной власти и обладают уникальной возможностью реализовывать политику в интересах местных сообществ [6,

ч.П, с. 157]. Интересы муниципальных органов власти сконцентрированы на выполнении экономических функций по жизнеобеспечению территории и удовлетворению потребностей населения в общественных благах, предоставляемых в рамках муниципалитетов и повышении качества жизни местных сообществ [6, ч.П, с. 157]. Это обеспечивается за счет поддержания общественной безопасности, привлечения инвестиций в инфраструктуру, коммунальное хозяйство и в жилищное строительство, планомерного контроля экологической ситуации в городе, формирования рекреационных пространств, сохранения исторического и архитектурного наследия городов. Муниципальные органы власти обеспечивают соблюдение и защиту прав местных сообществ в городском пространстве, предупреждают негативные общественные последствия социального и имущественного расслоения населения, организуют взаимодействие с местными сообществами по вопросам развития локальных территорий, содействуют развитию сети производственных, торговых, научно -образовательных учреждений на своей территории в целях расширения налогооблагаемой базы. Ключевым интересом муниципальных органов власти выступает поддержание своей легитимности и формирование положительного имиджа в глазах общественности.

Субъекты ИСД заинтересованы в получении дохода от инвестиций в строительство коммерческих и жилых объектов и получении прибыли от строительной деятельности. При этом сфера их ответственности в благоустройстве городской среды ограничивается благоустройством прилегающих к строительным объектам территорий и подведением инженерных коммуникаций.

Институты гражданского общества, представленные формальными и неформальными общественными организациями, способствуют развитию публичной сферы и позволяют гражданам реализовывать свои интересы и инициативы путем воздействия на органы публич-

ной власти, в том числе в сфере развития пространств жизнедеятельности [6, ч.П, с. 155].

Для подтверждения тезиса об асимметрии интересов субъектов преобразования городского пространства, представим совокупность их интересов в виде матрицы, в которой по вертикали расположены наиболее значимые показатели развития городской среды, а по горизонтали - субъекты, реализующие данные интересы (табл. 1). Каждая ячейка матрицы характеризует уровень согласованности ьго показателя с интересами _|-го субъекта [7, с. 65].

Асимметрия интересов субъектов преобразования социально-экономического пространства городов приводит к асинхронности развития локальных территорий. Выделим пять видов несбалансированностей в развитии городской среды (табл. 2), характеристики которых позволяют детализировать особенности их проявления в условиях городского пространства.

Дисбаланс между развитием материальной и социальной составляющей городской среды проявляется в форме неконтролируемой, часто точечной застройки территорий, увеличивающей нагрузку на существующие сети инженерно-коммунальной инфраструктуры и ухудшающей тем самым качество жилищнокоммунальных услуг населению. Вследствие отсутствия единой концепции строительства многофункциональных комплексов и формирования полифункционального социального пространства на городских территориях, наблюдается ухудшение архитектурного облика жилых микрорайонов, «вкрапление» участков с аварийными и ветхими строениями в жилые массивы, эффект вытеснения «зеленых» пространств.

Реализация градостроительной политики, не учитывающей социальные аспекты функционирования городской среды, когда город из территориального базиса, места размещения производительных сил и жилых объектов, превращается в многослойную городскую среду, удовлетворяющую потребности населения в комфортном проживании, быстром перемещении и организации досуга, приводит к масштабным негативным экстерналиям [2]. Они принимают форму избыточной нагрузки на транспортные сети, приводящей к возникновению пробок, снижению скорости движения, сужению городских трасс и снижению их пропускной способности, потерям времени при ежедневной трудовой миграции и доступе к объектам торговой и социальной инфраструктуры, дефициту парковочных мест, увеличению интенсивности износа городских дорог, приводящей к росту ДТП.

Таблица 1

Матрица интересов субъектов различных уровней иерархии, в процессе преобразования _________________________________городской среды__________________________________________

Экономические интересы Субъекты

А В С Б

1. Рост уровня занятости и ВРП + + + +

2. Снижение уровня социально-экономической дифференциации населения + + 0 +

3. Улучшение экологической обстановки + + - +

4. Снижение транспортной напряженности + + + +

5. Улучшение качества объектов инженерно-коммунальной инфраструктуры + + + +

6. Увеличение доступности жилья +/- + +/- +

7. Создание объектов социально-культурного значения + + 0 +

8. Ликвидация кварталов с ветхим и аварийным жильем. Улучшение состояния жилищного фонда + + + +

9. Улучшение архитектурного облика города + + - 0

10. Сосредоточение промышленной зоны за городской чертой +/- -/+ - +

11. Улучшение туристской привлекательности города - + + +

12. Увеличение количества зеленых насаждений + + - +

13. Сохранение исторического облика города + + - 0

*Ключевые субъекты: А - население, В - муниципальные органы власти, С - субъекты инвестиционностроительной деятельности, Б - общественные организации. Соответствие интересам субъектов: «+» - согласуется с интересами; «-» - противоречит интересам; «0» - нейтральное влияние на интересы; «-/+» - двойственное влияние на интересы.

Асинхронное развитие материальной и социальной составляющих городской среды вызывает искажения городского пространства, проявляющиеся в возникновении проблем доступности жилья, жилищной обеспеченности, развития процессов жилищной сегрегации и нисходящей рыночной фильтрации. Процесс жилищной «фильтрации», то есть постепенный переход жилья в процессе его эксплуатации от семей с более высоким доходом к семьям с более низким доходом, считается основной причиной сохранения ветхого жилищного фонда [5, с. 182-184].

Процессы жилищной сегрегации, принимающие форму сегментации городских зон по характеристикам населения и типу жилья, и обусловленные экономической дифференциацией населения, могут вызывать расслоение социального пространства и вызывать эффекты отрицательного соседства. В результате возникновения нерегулируемых миграционных потоков и усиления их интенсивности происходят изменения в этно-социальном составе городского населения, что ставит проблемы сосуществования этносов, взаимодействия национальных культур и урегулирования конфессиональных разногласий.

На фоне «расползания» городов возникает политико-административная раздроблен-

ность, образуются «провалы» между зонами концентрации населения при полицентрической структуре организации городского пространства, происходит усиление дифференциации доходов и богатства. Подобная поляризации социально-экономического пространства городов увеличивает социальную напряженность в обществе, ведет к возрастанию сложностей в межличностном и межорганизационном общении.

Отсутствие комплексного подхода к развитию социально-экономического пространства городов, основанного на интересах местных сообществ, вызывает дисбаланс между запросами населения и потребностями хозяйствующих субъектов. Часто между жилыми микрорайонами располагаются производственноскладские зоны с низкой плотностью и мало-этажностью застройки, территории, занятые ветхим нежилым фондом, экологически вредными предприятиями. Размещение промышленных производств в городской черте, использование производственного и частного автотранспорта, отсутствие парковок ведут к «захвату» общественных пространств - тротуаров, газонов, дворов, детских площадок, скверов, ухудшению экологического состояния жилых зон, загрязнению атмосферы, создают негативный шумовой фон.

Таблица 2

Виды дисбалансов в развитии городской среды____________________________

Вид дисбаланса Характеристика дисбаланса Цель сбалансированного развития

Между развитием материальной и социальной составляющей городской среды Дисбаланс между скоростью и пространственным развитием материальных объектов и застройкой территорий и развитием социальной среды, обеспечивающей комфортное проживание, передвижение и досуг населения Максимальное использование в социальных, культурных, духовных интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие среды обитания

Между запросами населения и потребностями хозяйствующих субъектов Дисбаланс между потребностями населения в комфортной городской среде для проживания и «захватом» бизнесом общественных пространств Сохранение и развитие общественных пространств как среды жизнедеятельности местных сообществ

Между интересами различных субъектов преобразования городской среды Дисбаланс между коммерческой эффективностью проектов, реализуемых в процессе инвестиционно -строительной деятельности и общественной (социальной) значимостью данных проектов Комплексное развитие локальных территорий на основе формирования социальной составляющей градостроительной политики и гармонизации интересов субъектов преобразования городской среды

Между деятельностью хозяйствующих субъектов и экологической ситуацией Разрушительное воздействие хозяйственной деятельности населения и фирм на окружающую среду Достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать окружающую среду [8]

Межвременной дисбаланс между интересами нынешних и будущих поколений Проблемы сохранения архитектурного облика и исторического наследия городов в процессе текущей застройки и освоения территорий Обеспечение равного права на ресурсы, обеспечиваемые локальными территориями, для всех поколений на долгосрочном временном интервале

Пространственный дисбаланс Диспропорции в условиях, обеспечиваемых территорией для различных локальных сообществ Обеспечение равной доступности общественных благ для местных сообществ всех локальных территорий

Промышленные выбросы повышают уровень заболеваемости населения, вызывают ухудшение физического состояния вследствие выраженной гиподинамии и возрастающих стрессовых нагрузок в условиях ограниченности общения с природой и превалирования искусственно созданной среды. Неравномерное распределение предприятий, рабочих мест, мест досуга, перенаселенность, возникающая при неправильном планировании городской застройки, развитие субурбанистического образа жизни вызывают рост ежедневной трудовой маятниковой миграции и сокращение свободного времени.

Растущий разрыв между рентабельностью коммерческого строительства и рентабельностью социально значимых инвестиционных проектов обусловливает дисбаланс между интересами различных субъектов преобразования городской среды. При этом коммерческий оборот земель и частное строительство обусловливают дефицит свободных строительных площадок для сооружения социально значимых объектов инфраструктуры и дефицит пространств для общественных и административных целей, наличие неиспользуемых или частично освоенных строительных площадок, временно приостановленных или

«замороженных» объектов строительства, дефицит пространств для создания парков, зеленых зон, мест рекреации и занятия спортом. Чрезмерная концентрация инвестиционных ресурсов в центральных районах города и экономически благополучных территориях вызывает завышенные цены на недвижимость и завышенные арендные ставки, спекуляции на рынке недвижимости, рост земельной ренты. Преобладание экстенсивных типов застройки, растянутость города по территории вызывают дополнительные затраты на создание транспортных артерий, парковочных мест. При этом существующая низкая плотность магистральной улично-дорожной сети ведет к потерям времени на поездки, перепробегам, экологическим потерям. Приоритет коммерческой эффективности при реализации проектов строительства крупных деловых и торговых комплексов, их необеспеченность парковочными местами и удобными подъездами, часто оборачивается для жителей близлежащих территорий заторами на дорогах, ростом объемов выхлопов от частного автотранспорта, дополнительной нагрузкой на инженерные сети. При строительстве коммерческих объектов игнорируются потребности населения в водоохранном, санитарно-защитном, специальном ветро-, снего-,

шумо-, пылезащитном озеленении, что ведет к деградации городского ландшафта [8].

Дисбаланс между деятельностью хозяйствующих субъектов и экологической ситуацией приводит к негативному взаимовлиянию в системе «человек - окружающая среда». Недостаточное покрытие территории зелеными насаждениями, скудность дендрологического ассортимента, недостаток водоохранных зон в городской черте и несоответствие качества питьевой воды нормативам, ухудшают качество жизни местных сообществ. Население испытывает перманентное негативное воздействие от акустического загрязнения (от наземного и воздушного транспорта, ТЭЦ, промышленных предприятий), неконтролируемого воздействия электромагнитных полей. Качество городской среды снижается из-за повышения уровня загрязнения территорий химическими и радиоактивными веществами, неполного охвата территорий системой ливневой канализации, роста промышленных, бытовых, строительных отходов, необустроенности и технологического несоответствия мест складирования отходов современным требованиям. Вследствие тенденций к децентрализации жилых районов возникает проблема загрязнения пригородных природных ландшафтов.

Межвременной дисбаланс между интересами нынешних и будущих поколений проявляется в утрате исторического наследия городов, исчезновении объектов недвижимости историкокультурного и архитектурного наследия в результате текущей строительной деятельности. Требуется комплексный подход, предусматривающий не точечную реставрацию отдельных объектов наследия, а сохранение уникального

облика города для будущих поколений путем определения вектора развития целых жилых районов в направлении интеграции историкоархитектурных объектов в ткань городской среды. В рамках данного вектора открываются широкие возможности для реновации сформировавшихся территорий (обновления и реконструкции застроенных территорий путем частичного освобождения их от старых объектов и коммуникаций) и редевелопмента жилых зон за счет многофункциональной застройки, созвучные архитектурно-культурно-историческому облику микрорайона.

Пространственный дисбаланс, принимающий форму дифференциации территориальных условий для различных локальных сообществ, проявляется преимущественно в условиях моноцентричной модели развития города. В рамках данной модели усиливаются диспропорции в доступности общественных благ для жителей различных районов города (доступ к объектам социальной, досуговой, образовательной инфраструктуры), возникают трудности приобщения населения к культурным ценностям из-за дистанционной разобщенности жилых кварталов, размещенных в пригородах и на периферии города, и учреждений культуры и искусства, сосредоточенных в центре.

Предложенная классификация диспропорций городской среды позволила выявить основные формы несбалансированностей в развитии социально-экономического пространства городов, на основе которых предложены направления их сокращения и преодоления (табл.

3).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Направления преодоления диспропорций в развитии городской среды

Виды диспропорций ГС Направления преодоления диспропорций развития городской среды

Точечная и экстенсивная застройка, наличие кварталов с ветхим и аварийным жильем Вынос производственно-складских зон с низкой плотностью и малоэтажно-стью застройки на окраины города. Реновация сформировавшихся территорий: обновление и полная реконструкция застроенных территорий путем освобождения их от старых объектов и коммуникаций. Редевелопмент промышленных зон: изменение функционального назначения ранее созданных промышленных объектов для более рационального использования городских земель. Реализация региональных программ по сносу ветхого и аварийного жилья. Совершенствование законодательства, касающегося расселения ветхого и аварийного жилья на земельных участках, выделяемых под жилую застройку

Высокий уровень загрязнения ОС Вынос промышленных предприятий за пределы городской черты. Совершенствование стандартов экологического состояния среды. Применение инновационных технологий уборки и переработки мусора

Захват общественных пространств частным транспортом, недостаток парковочных мест Решение проблемы парковок: строительство многоярусных и подземных паркингов; создание перехватывающих парковок для жителей пригорода; создание автоматизированных парковок (установка автомобилей на специально оборудованные платформы и дальнейший их подъем на «лифте» на свободные места); запрет на въезд в центр города и другие территориальные ограничения; зеленые парковки на специальных газонах (экопарковка).

Окончание табл. 3

Виды диспропорций ГС Направления преодоления диспропорций развития городской среды

Повышение интенсивности ежедневной трудовой миграции; сужение городских дорог и пропускной способности городских трасс Строительство многофункциональных жилых комплексов и кварталов, повышение их транспортной проницаемости. Внедрение многофункциональной квартальной застройки, объединяющей жилые, деловые и досуговые функции, для уменьшения транспортных потоков, тяготеющих к центру города. Разнесение транспортных и пешеходных коммуникаций на разные уровни. Строительство надземных транспортных коридоров, расширение сети кольцевых магистралей. Создание мультимодальной транспортной инфраструктуры с ориентаций на скоростной рельсовый транспорт и пересадочные узлы

Однообразие жилой и промышленной застройки, вызывающее ощущение дискомфорта Индивидуальная застройка жилыми объектами с уникальными архитектурными и качественными характеристиками, ориентация на экологичность строительства. Создание системы общественных пространств и зон круглогодичного пользования, с концентрацией объектов культуры, искусства, досуга, пешеходных променадов. Новое позиционирование территорий, сконцентрованных вокруг исторических, архитектурных, культурных, бизнес-объектов

Повышение интенсивности воздействия на человека информационных полей, возрастание стрессовых нагрузок вследствие длительного пребывания в толпе Формирование полифункционального социального пространства на городских территориях. Развитие социальной составляющей городской среды: инфраструктуры для организации досуга и отдыха, а также для занятий физической культурой и спортом, организаций здравоохранения, школьного и дошкольного образования, улучшающие микроклимат, настроение населения, качество общественных отношений. Развитие общегородских публичных пространств. Развитие каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения людей (фестивальные городки, карнавальные шествия, уличные перфомансы, арт-станции), повышающее эффективность межличностного общения и позволяющее преодолеть монотонность городской среды. Повышение разнообразия мест приложения труда и способов проведения досуга, развитие досуговых коридоров

Чрезмерная концентрация инвестиционных ресурсов на центральных территориях, дефицит земли и площадей, рост земельной ренты и цен на жилье, снижение уровня жилищной обеспеченности Развитие альтернативных форм финансирования жилищного строительства. Региональная поддержка в создании организационных и правовых условий для объединения финансовых ресурсов субъектов рынка жилищного строительства в рамках фондов финансирования жилищного строительства. Формирование прозрачного рынка аренды. Поддержка проектов строительства социального жилья и жилья коммерческого найма. Повышение уровня конкуренции на рынках жилищного строительства. Развитие конкурентных механизмов распределения земельных участков, обеспечение недискриминационного доступа застройщиков к объектам инженерно-коммунальной инфраструктуры. Привлечение средств регионального бюджета на освоение новых земельных участков под комплексную застройку с подведением необходимых инженерных коммуникаций.

Жилищная сегрегация Выполнение региональными и муниципальными органами власти роли заказчика строительства социального жилья. Предоставление налоговых льгот и субсидирование за счет средств регионального и муниципальных бюджетов предприятий, осуществляющих строительство жилья для сотрудников. Реализация региональных программ помощи отдельным категориям граждан в приобретении жилья на территории региона за счет бюджетных субсидий и реализации региональных жилищных сертификатов. Установление гарантий бесплатного предоставления малоимущим гражданам жилья в городском жилищном фонде социального использования. Приобретение региональными и муниципальными органами власти готового жилья у строительных компаний для обеспечения выполнения целевых программ по улучшению жилищных условий определенных категорий граждан. Субсидирование процентной ставки по ипотечным кредитам «социальным» категориям граждан. Ориентация переферийных городских территорий на нужды социально уязвимых слоев населения с подведением за счет бюджетных источников инженерно-коммунальной и транспортной инфраструктуры

Поляризация социального пространства города Реализация концепции «дружелюбный» город, разработка и продвижение «бренда города» с целью улучшения репутации города в национальном и мировом пространстве. Улучшение меконфессиональных отношений, повышение эффективности межэтнических и языковых взаимодействий

Таким образом, все более востребованным становится создание такой системы управления сбалансированным развитием городской среды, которая основывалась бы на гармонизации интересов субъектов различных уровней иерархии. При этом устранение функциональных деформаций в действии институтов, обеспечивающих взаимодействие субъектов преобразования городской среды, рассматривается как ключевое условие преодоления структурных диспропорций в развитии социальноэкономического пространства городов.

Список литературы

1. Дворядкина Е.Б. Инерционность экономического развития городов традиционнопромышленного региона / под ред. Е.Г. Аними-цы. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005. 204 с.

2. Демидова Е. Города без урбанизма //

Эксперт Сибирь. 2013. №9 (365) [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/siberia/2013/09/

goroda-bez-urbanizma/ (дата обращения: 15.03.2013).

3. Евстафьев А. И. Регулирование пространственного развития города на основе девелопмента локальных территорий // Вестник Томского гос. ун-та. Томск, 2011. № 2(14). С. 119-125.

4. Елохов А.М., Елохова Т.А. Оценка эффективности разработки и реализации городских целевых программ // Вестн. Перм. ун-та. Сер. Экономика. 2013. Вып. 2(7). С. 80-90.

5. Жилищная экономика / под ред. Г. Поляковского: пер. с англ. Академия народного хозяйства при Правительстве РФ. М.: Дело, 1996. 224 с.

6. Иерархический анализ социальноэкономических систем: подходы, модели, приложения: монография: в 2 ч. / под общ. ред. проф. Ю.К. Перского. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2011. 321 с.

7. Перский Ю.К., Катаева Ю.В. Локаль-

ные рынки жилищного строительства: вектор конкурентного развития: монография;

Перм.гос.ун-т. Пермь, 2010. 167 с.

8. Стратегический план устойчивого развития города Новосибирска. [Электронный ресурс]. URL: http://strateg.novo-sibirsk.ru/SP027-

3.htm (дата обращения: 25.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.