6. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
7. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ часть мероприятий ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
1 2 © Панчина Е.Г. , Баландин В.А.
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
В статье приведен анализ факторов, влияющих на процессы формирования современных общественных пространств, как механизма по улучшению качества городской среды.
Ключевые слова общественное пространство, городская среда, муниципальное управление, местное сообщество.
В настоявшее время динамические процессы в обществе формируют потребность в постоянной оптимизации моделей и инструментов систематизации развития. Тенденции развития современных городов обуславливают потребность для населения не только в комфортном проживании и рабочей среде, но и проведения досуговых мероприятий.
В городских условиях удовлетворение запросов людей в качественном досуге, а также культурном просвещении воплощаются в жизнь в основном посредством формирования общественных пространств, которые играют важную роль в механизме развития городской среды. Являясь подчас лицом города, общественные пространства, формируют мнение об эффективности работы органов власти, участия местного сообщества в социально-экономическом развитии территории.
Необходимость повышения качеств городской среды обуславливает актуальность исследования проблематики формирования и функционирования общественных пространств.
Формирование общественных пространств в городах является многофакторным механизмом, для систематизации, которой следует, проводить социологический мониторинг по различным аспектам общественной жизни города. В работах, Ч. Лэндри, описаны составные части развития городских пространств с учетом человеческих потребностей [1]. Про-
1 Студент 1 курса магистратуры кафедры «Городской кадастр».
2 Старший преподаватель кафедры «Городской кадастр», кандидат экономических наук.
анализировав основные моменты в данной работе с точки зрения их воздействия на формирование общественных пространств можно выделить следующее:
1. Изучение, обобщение и мониторинг социальных групп населения необходимы для максимального учета их потребностей и устремлений при проектировании и функционировании общественных пространств. Анализ потребностей местного населения формирует критически важный фактор в условиях функционирования общественных пространств.
2. Развитие человеческого потенциала. Фактор человеческого развития в данном аспекте рассматривается в качестве политического образа жизни. Общественные пространства могут, и должны развивать общественный потенциал не только в формировании его творческих возможностей, но и в самореализации его в различных аспектах жизнедеятельности. Возможность самореализоваться, является сильно мотивирующей составляющей общественных пространств, и недопонимание этого фактора существенно ослабляет роль общественных территорий до места, где нет возможностей самоидентификации.
Рассмотрим, место общественных пространств в системе стимулирования человеческого развития на примере пенсионеров. Формат жизнедеятельности данной социальной группы таков, что они порой не в состоянии позволить себе тратить финансовые сбережения на проведение досуговых мероприятий. При этом люди пенсионного возраста отличаются от всех большим запасом свободного времени. В этой связи возникает ряд вопросов -как человеку вышедшему на заслуженный отдых и не сформировавшему запасов на будущее, проводить досуг? И какая роль общественных пространств в решении данных вопросов?
Общественные пространства, являются не только местом прогулок, но и местом развития новых мотивационных факторов для продолжения активной жизни. Хорошим примером могут послужить общественные пространства в Китае, где происходит интеграция по утрам групп пенсионеров. Речь идет о занятиях утренней гимнастикой, когда рано утром все городские скверы, парки и лужайки заполнены людьми преклонного возраста, выполняющих элементы восточной гимнастикой, при этом одеваясь в традиционные китайские наряды. Взгляд со стороны может сформировать мнение, что происходит некий спектакль или массовая акция, запланированная заранее и по определенному сценарию. Данный механизм позволяет социализировать людей с малоподвижным образом жизни, с одной стороны укрепляя их здоровье, с другой формируя культурно эстетическую атмосферу.
3. Фактор мотивации и реализации вдохновения воли жителей. Общественные пространства середины XX века при решении задач организации досуга отвечали требованиям советского гражданина. Но время не стоит, происходят кардинальные изменения, жизнь усложняется, дифференциру-
ется, меняется социальный строй, возникают новые потребности, которые раньше не имели возможности реализовываться технически.
Развитие информационных и коммуникативных технологий, Интернета, обуславливает необходимость перестроения городских общественных пространств. Произошла смена парадигм, прошлые общественные пространства уже не приносят ожидаемых результатов. Становится необходимостью формирование новой концепции развития города и общественных пространств, которая могла бы эффективно содействовать решению задач формирования городских территорий, в соответствии с пожеланиям и потребностям общества.
В настоящее время для реализации творческих способностей жителей города общественные пространства должны играть роль постоянно действующей площадки для тематических инсталляций, проведению детских и семейных праздников, а также концертов с участием жителей. В ситуации, когда общественное пространство помогает обеспечивать самоидентификационные потребности жителей, реализации ими отдыха и досуга, куда хочется вернуться, граждане, как правило, самостоятельно поддерживают порядок данной городской территории.
Хотелось бы отметить, что в Москве уже реализуется данная практика, при парках работают общественные советы. Таким образом, граждане могут участвовать в работе парка, реализовывать свои предложения и инициативы. Подобные советы играют представительскую роль, работа которых основывается на выражении идей формирования общественных пространств и донесения их до городской власти, которые непосредственно должны воплощать данные идеи в жизнь.
Примерами объединения граждан для формирования и трансформации общественных пространств являются различные некоммерческие организации, как правило не имеющие юридической регистрации. Ярким примером является трансформация парковочных мест в общественные пространства для проведения досуговых мероприятий жителей города Сан-Франциско. Данные манипуляции происходили по причине нехватки зеленых общественных территорий для досуга. Парковочное место было переформатировано посредством искусственного озеленения в парковую зону.
Вышеуказанный случай реформации городской территории для удовлетворения досуговых потребностей, стал популярным и перерос в международное ежегодное событие. Так, одна парковая зона в 2005 году Сан-Франциско, дала толчок для формирования 975 парковых зон в 162 городах мира в 2011 году [2].
4. Формирование праздничной атмосферы. Праздничные мероприятия в условиях больших городов являются неотъемлемой частью. Основной задачей праздников является реализация у жителей социокультурной интеграции. Потребность общества в досуге является очевидной потребностью.
Она активно удовлетворяется во время выходных дней, когда у жителей появляется свободное время. Фактор праздничной атмосферы в общественных пространствах является важным элементом формирования сплоченности людей, их эмоциональное состояние и поведение.
В настоящее время проблема создания праздничной среды, обуславливается тем, что местные власти формируют в значительной степени не атмосферу праздника, а по большей части организуют представление для зрителей. Данный фактор связан, прежде всего, с не обустроенностью общественного пространства, плохим обеспечением безопасности нахождения, недружелюбным отношением к посетителям. Данные проблемы должны регулироваться в комплексе.
Анализируя сферу общественного пространства, как системную территорию с четкими границами, в которой сформировались конкретные правила поведения, а также сформулировано правовое поле деятельности управляющих субъектов, важно понимать разницу между тем, что происходит в реальности и на самом деле. Действующее общественное пространство не входит в «реальность», которая сформирована органами власти, поэтому оно выталкивается из формата общественных мест в более локальные пространства.
Современное состояние общественных пространств, как составляющей части мероприятий по улучшению качеств городской среды в Российских регионах, характеризуется рядом проблемных аспектов как инфраструктурной, так и административной направленности. Ориентация на коммерциализацию и приватизацию общественных пространств с одной стороны соответствует притязаниям общества. Так необорудованные площади застраиваются торгово-развлекательными комплексами, которые формируют для своих клиентов комфортную и безопасную, не зависящую от погоды территорию, во многом схожую с городскими открытым пространствам, но с более широкими возможностями.
Порой возникают дискуссионные вопросы по поводу поддержки вышеуказанной тенденции. Основная масса городских поселений не в состоянии развивать общественные пространства на уровне, необходимом для удовлетворения нужд населения, по причине нехватки бюджетных средств. С другой стороны, доводом против коммерциализации общественных пространств является уход от использования их, как территорий по формированию и поддержанию социокультурного здоровья города, возможности массовых мероприятий, и переформатирование данных территорий в места предоставления услуг на коммерческой основе, которые формируют искусственность в городской среде.
Формирование общественных пространств как территории для наполнения различными социальными группами, где проводятся культурно массовые, образовательные и иные досуговые мероприятия, является трудоем-
ким процессом. Для решения существующих проблем, роста качества жизни населения, привлечения инвестиционного капитала, повышения привлекательности для туристов и местных жителей следует четко осознавать роль со стороны государственной власти и ответственность со стороны местных общественных групп в формировании комплексных мер по увеличению качества общественных пространств. Реализация подобных программ и проектов, будет результативным и плодотворным, при объединении механизмов государственного и частного партнерства, которое систематизирует работу государственной и муниципальной власти, бизнеса, а также общественных организаций и местных жителей.
Список литературы:
1. Charles Landry. The Creative City A Toolkit for Urban Innovators. -Earthscan Publications Ltd, 2000.
2. Некоммерческое движение Park(ing) Day [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://parkingday.org/archive (дата обращения: 03.08.2012).