Научная статья на тему 'Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды'

Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
515
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панчина Е. Г., Баландин В. А.

В статье приведен анализ факторов, влияющих на процессы формирования современных общественных пространств, как механизма по улучшению качества городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общественных пространств как составляющая часть мероприятий по улучшению качеств городской среды»

6. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.

7. СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения».

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ часть мероприятий ПО УЛУЧШЕНИЮ КАЧЕСТВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

1 2 © Панчина Е.Г. , Баландин В.А.

Государственный университет по землеустройству, г. Москва

В статье приведен анализ факторов, влияющих на процессы формирования современных общественных пространств, как механизма по улучшению качества городской среды.

Ключевые слова общественное пространство, городская среда, муниципальное управление, местное сообщество.

В настоявшее время динамические процессы в обществе формируют потребность в постоянной оптимизации моделей и инструментов систематизации развития. Тенденции развития современных городов обуславливают потребность для населения не только в комфортном проживании и рабочей среде, но и проведения досуговых мероприятий.

В городских условиях удовлетворение запросов людей в качественном досуге, а также культурном просвещении воплощаются в жизнь в основном посредством формирования общественных пространств, которые играют важную роль в механизме развития городской среды. Являясь подчас лицом города, общественные пространства, формируют мнение об эффективности работы органов власти, участия местного сообщества в социально-экономическом развитии территории.

Необходимость повышения качеств городской среды обуславливает актуальность исследования проблематики формирования и функционирования общественных пространств.

Формирование общественных пространств в городах является многофакторным механизмом, для систематизации, которой следует, проводить социологический мониторинг по различным аспектам общественной жизни города. В работах, Ч. Лэндри, описаны составные части развития городских пространств с учетом человеческих потребностей [1]. Про-

1 Студент 1 курса магистратуры кафедры «Городской кадастр».

2 Старший преподаватель кафедры «Городской кадастр», кандидат экономических наук.

анализировав основные моменты в данной работе с точки зрения их воздействия на формирование общественных пространств можно выделить следующее:

1. Изучение, обобщение и мониторинг социальных групп населения необходимы для максимального учета их потребностей и устремлений при проектировании и функционировании общественных пространств. Анализ потребностей местного населения формирует критически важный фактор в условиях функционирования общественных пространств.

2. Развитие человеческого потенциала. Фактор человеческого развития в данном аспекте рассматривается в качестве политического образа жизни. Общественные пространства могут, и должны развивать общественный потенциал не только в формировании его творческих возможностей, но и в самореализации его в различных аспектах жизнедеятельности. Возможность самореализоваться, является сильно мотивирующей составляющей общественных пространств, и недопонимание этого фактора существенно ослабляет роль общественных территорий до места, где нет возможностей самоидентификации.

Рассмотрим, место общественных пространств в системе стимулирования человеческого развития на примере пенсионеров. Формат жизнедеятельности данной социальной группы таков, что они порой не в состоянии позволить себе тратить финансовые сбережения на проведение досуговых мероприятий. При этом люди пенсионного возраста отличаются от всех большим запасом свободного времени. В этой связи возникает ряд вопросов -как человеку вышедшему на заслуженный отдых и не сформировавшему запасов на будущее, проводить досуг? И какая роль общественных пространств в решении данных вопросов?

Общественные пространства, являются не только местом прогулок, но и местом развития новых мотивационных факторов для продолжения активной жизни. Хорошим примером могут послужить общественные пространства в Китае, где происходит интеграция по утрам групп пенсионеров. Речь идет о занятиях утренней гимнастикой, когда рано утром все городские скверы, парки и лужайки заполнены людьми преклонного возраста, выполняющих элементы восточной гимнастикой, при этом одеваясь в традиционные китайские наряды. Взгляд со стороны может сформировать мнение, что происходит некий спектакль или массовая акция, запланированная заранее и по определенному сценарию. Данный механизм позволяет социализировать людей с малоподвижным образом жизни, с одной стороны укрепляя их здоровье, с другой формируя культурно эстетическую атмосферу.

3. Фактор мотивации и реализации вдохновения воли жителей. Общественные пространства середины XX века при решении задач организации досуга отвечали требованиям советского гражданина. Но время не стоит, происходят кардинальные изменения, жизнь усложняется, дифференциру-

ется, меняется социальный строй, возникают новые потребности, которые раньше не имели возможности реализовываться технически.

Развитие информационных и коммуникативных технологий, Интернета, обуславливает необходимость перестроения городских общественных пространств. Произошла смена парадигм, прошлые общественные пространства уже не приносят ожидаемых результатов. Становится необходимостью формирование новой концепции развития города и общественных пространств, которая могла бы эффективно содействовать решению задач формирования городских территорий, в соответствии с пожеланиям и потребностям общества.

В настоящее время для реализации творческих способностей жителей города общественные пространства должны играть роль постоянно действующей площадки для тематических инсталляций, проведению детских и семейных праздников, а также концертов с участием жителей. В ситуации, когда общественное пространство помогает обеспечивать самоидентификационные потребности жителей, реализации ими отдыха и досуга, куда хочется вернуться, граждане, как правило, самостоятельно поддерживают порядок данной городской территории.

Хотелось бы отметить, что в Москве уже реализуется данная практика, при парках работают общественные советы. Таким образом, граждане могут участвовать в работе парка, реализовывать свои предложения и инициативы. Подобные советы играют представительскую роль, работа которых основывается на выражении идей формирования общественных пространств и донесения их до городской власти, которые непосредственно должны воплощать данные идеи в жизнь.

Примерами объединения граждан для формирования и трансформации общественных пространств являются различные некоммерческие организации, как правило не имеющие юридической регистрации. Ярким примером является трансформация парковочных мест в общественные пространства для проведения досуговых мероприятий жителей города Сан-Франциско. Данные манипуляции происходили по причине нехватки зеленых общественных территорий для досуга. Парковочное место было переформатировано посредством искусственного озеленения в парковую зону.

Вышеуказанный случай реформации городской территории для удовлетворения досуговых потребностей, стал популярным и перерос в международное ежегодное событие. Так, одна парковая зона в 2005 году Сан-Франциско, дала толчок для формирования 975 парковых зон в 162 городах мира в 2011 году [2].

4. Формирование праздничной атмосферы. Праздничные мероприятия в условиях больших городов являются неотъемлемой частью. Основной задачей праздников является реализация у жителей социокультурной интеграции. Потребность общества в досуге является очевидной потребностью.

Она активно удовлетворяется во время выходных дней, когда у жителей появляется свободное время. Фактор праздничной атмосферы в общественных пространствах является важным элементом формирования сплоченности людей, их эмоциональное состояние и поведение.

В настоящее время проблема создания праздничной среды, обуславливается тем, что местные власти формируют в значительной степени не атмосферу праздника, а по большей части организуют представление для зрителей. Данный фактор связан, прежде всего, с не обустроенностью общественного пространства, плохим обеспечением безопасности нахождения, недружелюбным отношением к посетителям. Данные проблемы должны регулироваться в комплексе.

Анализируя сферу общественного пространства, как системную территорию с четкими границами, в которой сформировались конкретные правила поведения, а также сформулировано правовое поле деятельности управляющих субъектов, важно понимать разницу между тем, что происходит в реальности и на самом деле. Действующее общественное пространство не входит в «реальность», которая сформирована органами власти, поэтому оно выталкивается из формата общественных мест в более локальные пространства.

Современное состояние общественных пространств, как составляющей части мероприятий по улучшению качеств городской среды в Российских регионах, характеризуется рядом проблемных аспектов как инфраструктурной, так и административной направленности. Ориентация на коммерциализацию и приватизацию общественных пространств с одной стороны соответствует притязаниям общества. Так необорудованные площади застраиваются торгово-развлекательными комплексами, которые формируют для своих клиентов комфортную и безопасную, не зависящую от погоды территорию, во многом схожую с городскими открытым пространствам, но с более широкими возможностями.

Порой возникают дискуссионные вопросы по поводу поддержки вышеуказанной тенденции. Основная масса городских поселений не в состоянии развивать общественные пространства на уровне, необходимом для удовлетворения нужд населения, по причине нехватки бюджетных средств. С другой стороны, доводом против коммерциализации общественных пространств является уход от использования их, как территорий по формированию и поддержанию социокультурного здоровья города, возможности массовых мероприятий, и переформатирование данных территорий в места предоставления услуг на коммерческой основе, которые формируют искусственность в городской среде.

Формирование общественных пространств как территории для наполнения различными социальными группами, где проводятся культурно массовые, образовательные и иные досуговые мероприятия, является трудоем-

ким процессом. Для решения существующих проблем, роста качества жизни населения, привлечения инвестиционного капитала, повышения привлекательности для туристов и местных жителей следует четко осознавать роль со стороны государственной власти и ответственность со стороны местных общественных групп в формировании комплексных мер по увеличению качества общественных пространств. Реализация подобных программ и проектов, будет результативным и плодотворным, при объединении механизмов государственного и частного партнерства, которое систематизирует работу государственной и муниципальной власти, бизнеса, а также общественных организаций и местных жителей.

Список литературы:

1. Charles Landry. The Creative City A Toolkit for Urban Innovators. -Earthscan Publications Ltd, 2000.

2. Некоммерческое движение Park(ing) Day [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://parkingday.org/archive (дата обращения: 03.08.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.