Научная статья на тему 'Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада)'

Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
796
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА / ГОРОДСКОЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА ИМ. М. ГОРЬКОГО / НЕСКУЧНЫЙ САД / URBAN CULTURE / URBAN CULTURAL PARK / GORKY PARK / NESKUCHNY GARDEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Угрехелидзе Елена Амирановна

В статье представлена такая форма городской культуры 1920-1950-х гг., как парк культуры и отдыха. На примере средней части московского ЦПКиО им. М. Горького Нескучного сада раскрываются организация, функции, предназначение первых парков культуры, ставших образцом, площадкой для новых форм и нестандартных решений в области городской архитектуры и служивших отдыху трудящихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The urban park culture in the 1920-1950ies by the example of Neskuchny Garden

The article presents one of the forms of urban culture of 1920-1950ies the Gorky Park of Culture and Recreation. By the example of the middle part of Moscow’s Gorky Park Neskuchny Garden the author reveals the organization, functions, purpose of first culture parks that become models and platforms for new forms and innovative solutions in the field of urban architecture serving as recreation space for work-people.

Текст научной работы на тему «Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада)»

Е.А. Угрехелидзе

Культура городского парка в 1920-1950-е годы (на примере Нескучного сада)

В статье представлена такая форма городской культуры 1920-1950-х гг., как парк культуры и отдыха. На примере средней части московского ЦПКиО им. М. Горького - Нескучного сада - раскрываются организация, функции, предназначение первых парков культуры, ставших образцом, площадкой для новых форм и нестандартных решений в области городской архитектуры и служивших отдыху трудящихся.

Ключевые слова: городская культура, городской парк культуры и отдыха, Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького, Нескучный сад.

Неотъемлемой частью любого современного мегаполиса являются «зеленые зоны» - сады и парки. Подобные комплексы имеют давнюю историю, однако их значимость резко возросла в конце XIX - начале ХХ в., в условиях урбанизации, стремительного роста промышленного производства, и, как следствие, сокращения количества «зеленых зон» и растительных насаждений в городах.

В начале ХХ в. городские парки использовались, прежде всего, как место отдыха и прогулок, а также как площадки для народных гуляний в дни различных (прежде всего, религиозных) праздников. При этом часть парков и садов находились в «закрытом пользовании» и оставались недоступными для простых жителей. К подобным «закрытым» местам относились, в первую очередь, сады, входящие в состав территорий купеческих, дворянских или императорских усадеб. В отдельных случаях публика получала доступ на территорию парков. Так, в 1905 г. территория Нескучного сада, принадлежавшего императорской семье, была открыта для всех же-лающих1, однако подобная практика не носила массовый характер.

© Угрехелидзе Е.А., 2016

Примечательно, что в начале ХХ в. в России фактически не существовало государственных структур, занимавшихся садово-парковой деятельностью. Более того, в Российской империи не было и единого органа управления досугом граждан. Формально эти функции были отнесены к сфере деятельности Министерства народного просвещения. Однако на уровне губерний, уездов и городов подобных учреждений не было. Подавляющее большинство населения самостоятельно занималось организацией своего досуга. Существовали и «гибридные формы» досуга, когда государство объединялось с частными предпринимателями - сюда можно отнести ярмарки, традиционные народные праздники и гулянья. Русская православная церковь (РПЦ), оказывая большое влияние на образ жизни верующих, также участвовала и в организации их досуга.

Городской парк начала ХХ в. являлся местом самостоятельного отдыха и развлечений граждан - прогулок, пикников, игры в мяч или проведения праздничных гуляний. Культурная и образовательная составляющие в то время в деятельности парков отсутствовали, а сама эта деятельность практически не регулировалась государством.

После Октябрьской революции ситуация меняется кардинальным образом. Советское правительство, стремившееся полностью контролировать как трудовую деятельность, так и досуг граждан, в короткие сроки создает централизованную систему управления во всех областях культуры. Первоначально вопрос организации досуга советских граждан был возложен на Народный комиссариат просвещения СССР.

Поставив перед собой задачу «выковать новых людей», советская власть использовала все имеющиеся средства для того, чтобы вложить в головы населения «нужные идеи». Особое внимание уделялось досугу советских граждан - здесь органы власти, партийные ячейки и лояльные власти организации полностью формировали и планировали программу отдыха людей. В своей деятельности и центральные министерства, и местные советы использовали все многообразие существовавших ранее методов наглядной агитации и пропаганды. К таким «старым» формам относились плакаты, газеты, инсталляции и оформление территории, скульптура, радио, музыка, театр, кино, лекции, выступления видных советских деятелей, спортивные занятия, работа с детьми и некоторые другие. При этом каждый из существовавших старых методов видоизменяли, добавляли новое, связанное с задачей построения социализма. Возникали и новые формы: городки однодневного отдыха, парки

культуры и отдыха, кружки самодеятельности, дома культуры, санатории и дома отдыха, общественные фонды и иные организации.

При этом в формировании и развитии досуга намеренно нивелировались и отодвигались на второй план национальные, этнические и религиозные традиции. Все, что касалось художественного и аналитического наследия дореволюционного периода, либо искажалось по форме и смыслу, либо было недоступно вовсе. Основной упор в организации досуга был сделан на идеологию, пропаганду и марксистскую философию. Основными принципами работы в сфере досуга были массовость, наглядность, доступность (простота) и прямые формы общения с людьми.

Практически сразу в число «культурообразующих» объектов были включены городские сады и парки, что выразилось в создании парков культуры и отдыха (ПКО) - «учреждений нового типа, где политико-просветительская работа сочетается с культурным отдыхом»2. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в Советском Союзе формируется система ПКО: такой статус получают все достаточно крупные парки каждого советского города. Если первый подобный парк был открыт в Москве, на Крымском Валу, 12 августа 1928 г., то уже через 13 лет, к началу Великой Отечественной войны, число ПКО на территории СССР перевалило за тысячу. Поэтому вопрос о культуре городского парка в 1920-1950-х гг. неразрывно связан с организацией и функционированием Парка культуры и отдыха.

Чаще всего ПКО создавались либо на базе уже существовавших общедоступных парков (в Москве ярким примером служил парк Сокольники, открытый для публики в 1876 г.3), либо на месте национализированных дворянских усадеб (так возник ПКО им. Сталина4, ныне Измайловский парк), либо путем слияния этих двух типов территорий (так возник ЦПКиО им. М. Горького, в состав которого вошли располагавшиеся у Крымского Вала Орловские луга и Нескучный сад).

ЦПКиО им. М. Горького стал не только первым из городских парков культуры, но и своего рода образцом, площадкой для новых идей и нестандартных решений, которые затем воплощались в других ПКО. При этом сам Парк Горького состоял из нескольких частей - так называемого Партера, Нескучного сада и Воробьевых гор, и хотя все они являлись лишь фрагментами одного полотна, каждая из частей ЦПКиО была своеобразным «Парком в парке» -со своими особенностями, культурно-досуговыми заведениями и уникальными мероприятиями.

Особенно следует выделить «среднюю часть» Парка Горького - Нескучный сад. Свое название сад получил от созданной в

1728 г. князем Н.Ю. Трубецким усадьбы «Нескучное». Благодаря деятельности Трубецкого эта подмосковная территория в середине XVIII в. стала местом обитания известнейших дворянских родов империи - Голицыных, Демидовых, Орловых. В XIX в. территория сада была приобретена императорской семьей: с 1842 г. и до Октябрьской революции сад был частью территории царской усадь-бы5. При открытии Парка Горького Нескучный сад сразу же входит в его состав, территория сада начинает активно использоваться. Конец 1920-х - 1930-е гг. - период превращения городских парков из площадок для прогулок и пикников в культурно-досуговые мультифункциональные комплексы, где основной упор делался на образование, физическую подготовку и повышение культурного уровня населения, а также пропаганду советского образа жизни.

Городские парки преобразовывались в соответствии с новыми реалиями и требованиями советского руководства. Их деятельность (и это хорошо видно на примере Нескучного сада) была крайне разнообразна - от военной подготовки до проведения кинопоказов, театральных постановок и концертов классической музыки, от массовых занятий спортом до выступлений писателей, художников, ученых и политиков, от решения бытовых вопросов до многотысячных праздников и карнавалов.

Менялся и облик городских парков - возникли новые сооружения, изменили свое назначение как бывшие дворянские усадьбы, так и различные павильоны на их территории. При этом каждый из парков обладал достаточно стандартным (по типам, а не по форме) набором сооружений, отвечающим его деятельности.

Так, в Нескучном саду на месте, где некогда находился Ботанический сад Прокопия Акинфиевича Демидова, в 1928 г. возникает Площадь смычки, посвященная кооперации города и деревни. На площади была установлена эстрада, где выступали политические деятели, устраивались митинги и концерты.

В 1932 г. на месте площади был сооружен Зеленый театр: на тот момент самый большой в СССР театр под открытым небом. Театр вмещал 20 000 человек, причем большинство мест были стоячими. В нем ставили различные спектакли, в том числе артисты Большого и Малого театров. В качестве декораций выступали деревья и кусты. На сцену, по ходу действия некоторых спектаклей, въезжали всадники6.

Наибольшей популярностью пользовались кинопоказы -в 1936 г. специально для Зеленого театра за рубежом был куплен киноэкран, получивший название «Гигант», размером 15 на 17 мет-ров7 (фактически с трехэтажный дом). На тот момент второго

такого экрана не было во всем Советском Союзе. На киноэкране «Гигант» шла как обычная демонстрация фильмов, так и премьеры. Так, в 1936 г. в Зеленом театре впервые показали фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли8.

В 1930-е гг. функции парков значительно расширились, поэтому зачастую рядом располагались сооружения совершенно разного назначения. Так, в Нескучном саду рядом с театром соседствовал «Военный городок» ОСОАВИАХИМа, разместившийся в Летнем домике - бывшем павильоне усадьбы Орловых. В городке проводились спортивные занятия, сдавались нормы на значки «ГТО» и «Ворошиловский стрелок», учили детей и взрослых пользоваться противогазом, ставить палатки, метать гранаты, демонстрировали образцы оружия и снаряжения9. После окончания Великой Отечественной войны милитаристская тематика отходит на второй план, и военный городок в Летнем домике ликвидируется. В конце 1940-х гг. его место заняла публичная библиотека.

Помимо культурных и спортивных объектов, во всех парках активно развивается сеть общепита - на смену пикникам приходят столовые и кафе, предлагавшие незамысловатую, но вкусную, недорогую и полезную еду. Так, в ЦПКиО в 1930-е гг. действовала собственная небольшая фабрика по производству цитрусовых соков.

Главным заведением Нескучного сада считалось кафе «Поплавок», открывшееся в начале 1930-х гг. в бывшем Ванном домике усадьбы Орловых. Благодаря живописному положению на берегу Екатерининского пруда и классической архитектуре кафе часто посещали почетные гости парка. Так в 1932 г. в «Поплавке» ужинал английский писатель Герберт Уэллс10.

Помимо территорий самих парков, активнейшим образом использовалось водное пространство. Москва-река долгое время носила неофициальное название «Главной аллеи» Парка Горького. На реке, в районе Нескучного сада, находились купальни и вышки для ныряния, действовала школа плавания и прокат лодок, проводились соревнования по гребле и даже целые представления на воде. Так, в 1925 г. в честь выхода фильма «Броненосец Потемкин» на Набережной в Нескучном саду была сооружена модель корабля.

В попытке создать модель полностью регламентированного досуга в Нескучном саду был реализован один из первых проектов «Городка однодневного отдыха». Каждое утро в городок привозили группы рабочих и крестьян, которые проводили здесь время по досуговой, но достаточно регламентированной программе - с за-

рядкой, завтраком, обедом и ужином. В программу были включены занятия спортом, слушание лекций, посещение кинопоказов, концертов и обязательной политинформации. Все отличие от обычного дома отдыха заключалось в том, что вечером группа уезжала: программа была рассчитана на один день и не предусматривала ночевок11. Возникновение подобных «городков» было связано с переходом на «непрерывное производство на предприятиях СССР» в 1929 г. и введением пятидневок12. Впоследствии, после отмены этой достаточно непопулярной у населения системы, деятельность городков однодневного отдыха была свернута, а с началом Великой Отечественной войны прекратилась вовсе.

Война внесла свои коррективы не только в работу, но и в облик городских парков. Практически в каждом из них появились монументы и сооружения, посвященные памяти о войне. В Нескучном саду эту роль выполняла Беседка имени 800-летия Москвы, построенная в 1951 г. Чаще всего мемориальные сооружения хорошо вписывались и органично дополняли сложившуюся планировку парков - ведь их первоначальную функцию прогулки и отдыха на природе никто не отменял.

Говоря о парковой культуре 1920-1950-х гг., можно отметить значительное расширение функций городских парков и переход от концепции «прогулки в парке» к разнообразным образовательным, культурным и спортивным мероприятиям. Из мест отдыха парки превращаются в общедоступные рекреационные зоны с развитой инфраструктурой и культурной программой, рассчитанные на самый широкий круг посетителей. Одновременно с этим вся деятельность парков строго регламентируется и идеологизируется - для руководства важно не столько занять или просветить людей, сколько вложить в их головы определенные идеи.

Если «перекинуть мостик» к настоящему времени, после распада Советского Союза идеологическая составляющая деятельности парков исчезает. На ее место приходит коммерческая составляющая - некоторая часть деятельности современных парков тесно сопряжена с частными организациями и направлена на извлечение прибыли. Вместе с тем сохранилось разнообразие форм деятельности парков - выставки, концерты, спектакли, соревнования и кинопоказы. Городские парки, помимо досуговых и рекреационных функций, по-прежнему предлагают обширную культурную программу, а благодаря современным технологическим решениям и отсутствию идеологических цензурных ограничений во многом превосходят культурную программу парков 1950-х гг.

Примечания

1 Иванов О. Из истории Нескучного сада // ЯТЬ. 2000. № 9. С. 15.

2 Писаревский Д. Парки культуры и отдыха. М.: Московский рабочий, 1940. С. 23.

3 По Москве: Справочник-путеводитель. М., 1958. С. 409.

4 Парк культуры и отдыха «Измайлово» // Москва: Атлас туриста / Отв. ред. И.К. Жданова. М.: ГУГК при СМ СССР, 1985. С. 98-99.

5 РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Ч. 60. Д. 29712. Л. 62.

6 Глан Б.Н. Праздник всегда с нами. М., 1988. С. 86.

7 Там же. С. 131-136.

8 Там же. С. 134.

9 Романюк С.К. Москва за Садовым кольцом. М.: АСТ, 2007. С. 453.

10 Центральный московский архив - музей личных собраний (ЦМАМЛС). Ф. Л-33. Оп. 1. Д. 210. Л. 2.

11 Хазин Е. Отдых миллионов. М., 1932. С. 17.

12 Иванов О. Указ. соч. С. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.