Н. Л. Шайгарданова, помощник проректоров по научной и учебной работе, Гуманитарный университет, г. Екатеринбург, Россия, [email protected]
ПАРК КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА: ИЗ СОВЕТСКОГО ПРОШЛОГО В РОССИЙСКОЕ НАСТОЯЩЕЕ
В статье парк культуры и отдыха рассматривается как феномен советской и современной культуры. При этом парк понимается как идеальное место, в котором осуществляется попытка гармонично соединить человека с природой, миром духовных ценностей, с другими людьми и с самим собой. Меняющиеся представления об идеальном месте в культуре влияют на образ парка. Анализ смыслов, воплощающихся в парке культуры и отдыха в советский период и в настоящее время, проводится на примере первого в своем роде парка культуры и отдыха в Москве (ЦПКиО им. А. М. Горького). Советский парк выражал идеалы коммунизма и трудового пути к нему. Идеологические смыслы прочитывались как в способе организации пространства парка, так и в формах деятельности посетителей, направленных на воспитание советских трудящихся в соответствии с коммунистической идеологией. Парк культуры и отдыха изменяется в течение советской эпохи, что соответствует переориентациям, происходящим в обществе. Постепенно его идеологическое воздействие сокращается, а воспитательная функция утрачивает было значение. После распада СССР парк культуры и отдыха, как и множество других феноменов советской культуры, оказался под угрозой исчезновения. Сегодня реконструкция ЦПКиО им. А. М. Горького в Москве происходит в соответствии с ценностями информационной эпохи, идеалами общества потребления, а также ностальгическими нотами по советскому прошлому. Поэтому особое внимание в статье уделяется воздействию информационной культуры на пространство парка: обеспечению доступа в Интернет и комфортного пребывания в виртуальной среде; эстетизации экрана; возможности удобной, быстрой и точной навигации по парку как по информационным виртуальным страницам сети Интернет.
Ключевые слова: культурное пространство, парк культуры и отдыха, идеальное место, ценности и идеалы, смыслы культуры, советская культура, современная культура, информационная эпоха, Интернет.
Парк в культуре занимает особое место и выражает идею гармоничного пространства, идеального места, в котором человек находится в единстве с природой, миром духовных ценностей и идеалов, с другими людьми и с самим собой1. Культурные различия обусловливают особое понимание идеального места в каждом отдельном уголке Земли и в определенный отрезок времени и объясняют огромное разнообразие садов и парков.
В советской культуре образ идеального места был выражен в пространстве парка культуры и отдыха. Он появился в СССР
в конце 20-х гг. и выражал прежде всего советские идеалы будущего коммунистического мира и общества, но отчасти был также наследником прежних эпох и включал их существенные признаки.
На примере организации пространства первого и главного советского парка культуры и отдыха в Москве (Центральный парк культуры и отдыха им. А. М. Горького, далее — ЦПКиО), можно проследить как соединяются структурные элементы и смыслы, относящиеся к разным периодам русской культуры.
Расположение парка вдоль берега Мо- водства, капитализации, массовизации по-сквы-реки напоминает о тех временах, когда явился тип городского общественного парка природа наделялась сакральным значени- с платными развлечениями (аттракционами, ем, когда рощи и берега рек были местами цирком, кинотеатром и т. п.). ЦПКиО — разновидность городского развлекательного парка XX века, и в его пространстве выражены соответствующие смыслы. Но в отличие от западноевропейских городских парков, в большинстве своем действовавших как коммерческие досуга, советский ЦПКиО
для совершения языческих обрядов и ритуалов. Крестообразное расположение главных аллей парка — типичный элемент монастырских садов и связующее звено с христианскими идеалами религиозного Средневековья. Мас- : штаб, открытость, регулярная планировка, фонтаны и античные скульптуры — общие черты ЦПКиО и парков эпохи классицизма, выражавших идеалы научного постижения и преобразования мира человеком. Зеленый, укромный, живописный Нескучный сад в структуре ЦПКиО напоминает о пейзажных парках XVIII—XIX веков и таит в себе идеалы свободы, гуманизма, важности человеческих чувств и эмоций в понимании мира и себя. Особое сочетание регулярной и пейзажной планировки парка, характерное для русских усадеб XIX века, свойственно и ЦПКиО. В конце XIX — начале XX века вместе с идеалами индустриализации, произ-
Масштаб, открытость, регулярная планировка, фонтаны и античные скульптуры - общие черты ЦПКиО и парков эпохи классицизма, выражавших идеалы научного постижения и преобразования мира человеком.
предприятия имел специфическое предназначение — государственную миссию по воспитанию нового советского человека в соответствии с идеалами коммунизма. Юрий Гольдберг писал: «Парки являются проводниками социалистической культуры, они — органическая составная часть социалистического быта, подлинные очаги коммунистического воспитания, и в этом принципиальное отличие наших парков культуры от парков капиталистических стран»2. Коммунизм представлялся будущим счастливым обществом равных и сплоченных людей, в котором каждый трудится в соответствии со своими способно-
стями для общего блага и получает необходимое для удовлетворения своих потребностей Главная роль в коммунистическом строительстве отводилась рабочему классу. Учитывая тот факт, что в начале XX века подавляющая часть рабочих и крестьян в России были безграмотны, нищи и пассивны, советскому руководству приходилось решать ряд задач по повышению =
грамотности и уровня жизни, а также по превращению рабочего в инициативного творца истории и строителя коммунизма. Важно было внедрить в сознание рабочего идеал коммунизма, заставить его верить в него и работать ради него.
Своего рода иллюстрацией будущего коммунизма стал ЦПКиО — огромный ухоженный красивый парк, созданный для отдыха и повышения культурного уровня трудящихся. Парк с площадями и аллеями, аккуратными скамейками, цветочными клумбами, гирляндами электрических огней, скульптурами и качелями составлял резкий контраст внешнему пространству перенаселенной, полуразрушенной-полувосста-новленной Москвы конца 20-х гг. XX века. Конечно, такой парк и создаваемый им образ коммунизма, был привлекателен для рабочих. В самом же парке велась огромная воспитательная работа с посетителями, направленная на формирование качеств, необходимых для строителя коммунизма. Это и политическая пропаганда (консультации, митинги, парады, лекции), и физкультура (различные спортивные игры, соревнования, спортивные аттракционы), и военно-патриотическое воспитание (военные игры, встречи с ветеранами революции и гражданской войны), и популяризация науки и техники (инженерные и селекционные кружки, лекции), и повышение уровня культуры (библиотека, театр, кино, танцплощадка).
Большинство форм парковой работы носило массовой характер, что способство-
В ЦПКиО как парке трудящихся отдых не был противопоставлен труду, а понимался как способ восстановления сил для более интенсивного труда.
В отличие от западноевропейских городских парков, в большинстве своем действовавших как коммерческие предприятия досуга, советский ЦПКиО имел специфическое предназначение - государственную миссию по воспитанию нового советского человека в соответствии с идеалами коммунизма.
вало формированию «общего тела» советских людей — двадцатитысячная аудитория «Зеленого театра», многотысячный хор или знаменитые пирамиды физкультурников и т. п.
В ЦПКиО как парке трудящихся отдых не был противопоставлен труду, а понимался как способ восстановления сил для более интенсивного труда. Не только виды деятельности в парке были направлены на усвоение советской идеологии, но сама структура и элементы парка были подчинены этой цели: просторные площади и аллеи, на которых комфортнее находиться в составе коллектива, нежели затеряться одинокому гуляющему; здания, похожие на детали заводских машин (ресторан «Шестигранник», выставочный павильон и др.); партерная часть парка, по своим очертаниям напоминающая некий промышленный механизм; скульптура, зримо представляющая идеальное тело советского человека.
Успешный опыт работы ЦПКиО в Москве стал основанием для его трансляции по всему Советскому Союзу. Подобные парки культуры и отдыха были построены во всех крупных городах страны. Наряду с центральными парками культуры и отдыха появлялись районные парки, парки культуры и отдыха при заводах и комбинатах, меньшие по масштабу — сады культуры и отдыха. Созданная система парков обеспечивала отдых и воспитание мил- лионов трудящихся в СССР. Программа работы парков предполагала активное участие в ней большинства предприятий города как в качестве организаторов отдыха (городские театры, цирк, кинотеатры, спортивные организации, книжные издательства и др.), так и потребителей (отдых производственных коллективов в парке, профессиональные праздники, централизованная сдача норм
ГТО служащими различных учреждений города и др.).
Основные смыслы, которые выражал советский парк, были связаны с идеологией — идеей строительства -коммунизма, идеалом обновления, трудовых достижений, стремлением к единству, героизму, приоритету общественного над индивидуальным, руководящей и направляющей ролью Коммунистической партии. =
В течение советской эпохи вместе с изменяющимися условиями жизни советских людей и трансформацией идеологии менялся парк культуры и отдыха и его основные смыслы. Так, в период правления И.В. Сталина парк представлял модель коммунистического строительства как беспрекословное следование советского народа указаниям партии и вождя, как тяжелый героический труд объединенного великим вождем великого народа ради великого «светлого будущего». В период «хрущевской оттепели» с лозунгом «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» движение к коммунизму уже не казалось столь очевидным, как это было ранее, шел процесс активного расширения горизонта — выход в космос, освоение новых земель, обращение к зарубежному опыту. Итогом эпохи «брежневского застоя» оказался неразрешимый тупик, в который попало советское общество после периода исканий и обновлений, возник конфликт между идеологией и «внутренним», «кухонным» частным протестом3. -
Если официально задачи парка формулировались сходным образом на разных этапах, то по факту обнаруживалось смещение смыслов к приоритету развлечений, рекреации, индивидуализма. К концу советского периода ЦПКиО = напоминал западный развлекательный парк с обилием аттракционов.
ЦПКиО как символ коммунистического будущего начал разрушаться вместе
ЦПКиО как символ коммунистического будущего начал разрушаться вместе с утратой веры в возможность построения коммунизма, вместе с размыванием идеологических смыслов и отказом от избранного пути.
Парк как идеальное место тесно связан с духовной сферой культуры. Разрушение парков является признаком упадка ценностей и идеалов, а восстановление и строительство новых свидетельствует о духовном возрождении общества.
с утратой веры в возможность построения коммунизма, вместе с размыванием идеологических смыслов и отказом от избранного пути. В 90-е гг. вместе с распадом СССР над всеми парками культуры и отдыха нависла угроза исчезновения: на их территориях многие объекты были разрушены, сожжены, зато появились жестяные ларьки, торгующие сигаретами и алкоголем, стоянки автомобилей, на эстрадных площадках проводились рок-концерты. Во многих заброшенных парках процветали разбой, драки и проституция.
Необходимо отметить, что парк как идеальное место тесно связан с духовной сферой культуры. Разрушение парков является признаком упадка ценностей и идеалов, а восстановление и строительство новых свидетельствует о духовном возрождении общества.
Сегодня мы можем наблюдать процесс реконструкции главного ЦПКиО страны в Москве в соответствии с идеалами XXI века.
XXI век — информационная эпоха, характеризующаяся развитием электронных средств коммуникации, глобальным распространением Интернета; это эпоха потребления и массовой культуры; это муль-тикультурный мир с размытыми границами, где подавляющая часть населения живет в мегаполисах.
Не имея возможности в рамках статьи раскрыть все аспекты проявления особенностей современной культуры в обновляемом ЦПКиО, остановимся лишь на влиянии информационной среды и сети Интернет на образ парка.
Современный человек — житель мегаполиса — не мыслит жизни без сотового телефона, планшета или ноутбука, позволяющих выходить в интернет-пространство. С помощью Интернета он решает рабочие, бытовые и личные проблемы. Виртуальное про-
странство Интернета привлекает не только в качестве универсального информационного ресурса, но и как средство коммуникации, самореализации, самоутверждения4. Социальные сети позволяют любому человеку обрести свое место в интернет-пространстве, оказаться на экране перед многомиллионной аудиторией, заявить о себе. В этом плане Интернет гораздо более демократичен и привлекателен, чем телевидение.
Самый простой и популярный способ самопрезентации в виртуальном пространстве социальных сетей — это размещение фотографий. Ежедневно Интернет наполняется миллиардами фотографий, которые оцениваются, комментируются, транслируются интернет-пользователями.
Отсутствие информации о человеке или предприятии в виртуальном пространстве равносильно его отсутствию и в реальном мире. На данный момент трудно представить какую-либо отрасль, направление созидательной деятельности человека, сравнимое по масштабам и интенсивности с деятельностью по заполнению виртуального пространства.
Значение информации и Интернете для современной культуры, ценность виртуального мира нашли выражение в столичном ЦПКиО им. А. М. Горького в виде бесплатного доступа в Интернет по всей территории парка. Комфортное пребывание в сети обеспечивается высокоскоростным Wi-Fi, огромным количеством кресел, шезлонгов, пуфов в тихих уголках парка, а также многочисленными розетками для зарядки электронных устройств. Но в городе много других мест, которые привлекают посетителей бесплатным доступом в Интернет: рестораны, кафе, клубы и т. п.
Но парк шире и обладает большим коммуникационным и фотопотенциалом. Здесь проходит множество фотосессий, а фотографии размещаются в сети. Говоря о фотографии и фотографах, необходимо отметить, что современные компьютерные программы позволяют с легкостью корректировать любые фотоизображения: от устранения признаков старения на лице модели до превращения фотографии в карандашный рисунок или картину маслом. При таких возможностях не имеет значения, как выглядит реальность, ведь конечное изо-
В советское время ЦПКиО был парком для развития навыков труда, сегодня это парк для формирования навыков, необходимых
для жизни в информационной культуре общества потребления.
бражение, которое попадет в сеть, будет идеальным. ЦПКиО тоже стремится попасть в фотообъективы и обрести свое место в виртуальном пространстве.
В ситуации, когда виртуальный мир важнее реального, преобразования в парке носят тоже виртуальный характер. Реконструкция парка не предполагает кардинального изменения первоначальной пространственной структуры, а скорее направлена = на сохранение, систематизацию, оптимизацию паркового пространства как информационной среды. Большая часть этой информации — о советском парке, о его элементах и формах работы с посетителями.
ЦПКиО обновляется в соответствии с теми же требованиями, что предъявляются к интернет-сайтам: полнота информации, удобство поиска, скорость. Поэтому в парке обязательны карты, схемы, таблички, указатели, позволяющие быстро ориентироваться; деление территории на секторы, способствующее систематизации информации о парке; прямые широкие аллеи с воз-
ЦПКиО обновляется в соответствии с теми же требованиями, что предъявляются к интернет-сайтам: полнота информации, удобство поиска, скорость. Поэтому в парке обязательны карты, схемы, таблички, указатели, позволяющие быстро ориентироваться.
можностью быстрого перемещения если не на автомобиле, то на велосипеде, роликах, скейтборде или электромобиле.
В парке, как и в социальных сетях Ин-= тернета постоянно появляются и исчезают фрагменты и события мини-формата. Крайне популярны кратковременные выставки, инсталляции, акции, пер-формансы, флэшмобы и т. п. Эти формы дают возможность многим творческим и инициативным людям заявить о себе перед многочисленной аудиторией парка.
Привычка смотреть на мир через экран формирует особое эстетическое восприятие. Сам экран переживается эстетически. Не случайно в современном ЦПКиО им. А.М.Горького возрождается традиция просмотра кинофильмов на огромных экранах (кинотеатр под открытым небом «Пионер»); зимний каток нынешней зимой благодаря монтажу под лед тысяч софитов превратился в огромный экран. Нельзя не вспомнить и современные городские новогодние елки в виде конусов, на по-
верхность которых транслируется видеоизображение.
Интерес представляют и новые технологии создания медиафасадов. Заметим, что и кинотеатр под открытым небом, и каток на центральных аллеях парка, и новогодние елки — всё это появилось в ЦПКиО еще в 30-е гг. XX в., но сегодня эти формы вновь востребованны, но в новом качестве, в соответствии с эстетическим восприятием современных людей.
Парк наполняют не только искусственные электронные изображения, но и электронные звуки. Помимо музыки, транслируемой в ЦПКиО с помощью соответствующего оборудования, звучат записи пения птиц (летний сезон 2013 года — проект «Скворечники»).
Жизнь горожан в режиме on-line предъявляет и к парку требование круглосуточной работы.
Современный ЦПКиО не только идеальное место для погружения в виртуальный мир, но и место для входа в реальность. Большинство горожан осознают, что постоянное присутствие в Интернете, многочасовое сидение перед экраном отрицательно сказываются на физическом и психическом здоровье, хотя отказаться от виртуального мира уже не представляется возможным. В связи с этим ЦПКиО предлагает посетителям также и активные формы досуга: пляжный волейбол, теннис, быструю езду и т. п. Так парк утверждает ценности здоровья и здорового образа жизни.
В ЦПКиО проводится большая работа по оздоровлению и обновлению деревьев, разбивке цветочных клумб. Важность зеленых территорий парков усиливается вместе с колоссальным разрастанием мегаполисов.
В советское время ЦПКиО был парком для развития навыков труда, сегодня это парк для формирования навыков, необходимых для жизни в информационной культуре общества потребления. Парк имитирует интернет-среду, впускает ее в себя, стремится войти в виртуальное пространство
Большинство горожан осознают,
что постоянное присутствие в Интернете, многочасовое сидение перед экраном отрицательно сказываются на физическом
и психическом здоровье, хотя отказаться от виртуального мира уже не представляется возможным. В связи с этим ЦПКиО предлагает посетителям также и активные формы досуга.
и в то же время — противопоставлен ему, утверждает ценности природы и реального мира, а также хранит идеалы прошлых эпох, составляющих смысловой потенциал русской культуры.
Централизованная система парков культуры и отдыха, созданная в советский период, сегодня разрушена, каждый из парков существует обособленно. Часть из них без достаточного внимания и финансирования превратились в подобие лесопарков, но продолжают активно = использоваться горожанами как прогулочные зоны (например, ЦПКиО в Казани или Самаре); часть — пытаются привлекать посетителей, используя сохранившуюся с советских времен материальную базу, прежде всего аттракционы, искать способы обновления парка в соответствии с запросами горожан (например, ЦПКиО в Уфе или Екатеринбурге).
ЦПКиО в Москве сегодня, как и раньше, способен стать примером для сохранившихся парков культуры и отдыха по всей стране, обновление и реконструкция которых необходимы в соответствии с вызовами современности.
Идея идеального места, выражаемая современным российским парком, пока окончательно не оформилась, но связана с идеалами общества потребления, с ценностями виртуального мира, а также ностальгией по советскому прошлому ^
Литература
1. Девятова Н. Л. Парк как идеальное место // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. 2011. № 3.
2. Гольдберг Ю. Советские парки. Из опыта работы парков культуры и отдыха. М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1952. С. 11.
3. См.: Кизевальтер Г. Эти странные семидесятые или Потеря невинности. М.: НЛО, 2010. 432 с.
4. См.: Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.
PARK OF CULTURE AND REST: FROM THE SOVIET PAST TO THE RUSSIAN PRESENT
N. L. Shaygardanova, assistant of pro-rectors for research and academic work, University of the Humanities, Ekaterinburg, Russia, [email protected]
This article considers the park of culture and rest as phenomena of soviet and modern culture. Besides the park is considered as an ideal place, where human and nature try to live in harmony, by the world of spiritual values, with other people and its own. Changing conceptions about ideal place in culture influence on the park's image. The analysis of senses, which personify park of culture and rest in soviet period and in present time are illustrated by the example of the unique park of culture and rest in Moscow (Central Park of Culture and Rest named after A. M. Gorky).
The soviet park expressed the ideals of communism and labor way to it. Ideological senses could be read in the park's space organization and visitors' activity forms aimed at upbringing of soviet labor people according to communist ideology.
The park of culture and rest was changing during the soviet epoch corresponding to reorientations in society. Step by step its ideological influence was reducing and upbringing function is losing former significance. After the collapse of USSR this park and a great part of other soviet culture phenomena were endangered. Today reconstruction of Central Park of Culture and Rest named after A. M. Gorky in Moscow is going on according to the values of information epoch, ideals of consumer society and nostalgic memories for soviet past. In the article special attention is paid to the affect of information culture on the park's space: access to the Internet and comfortable stay in virtual environment; aestheticization display; convenient, quick and precise navigation in the park as in information virtual pages on the Internet.
Key words: cultural space, recreation park, the perfect place, values and ideals, meanings of culture, Soviet culture, modern culture, the age of information, Internet.
References
1. Deviatova N. L. Park kak ideal'noe mesto [The Park is an ideal place]. Teoriia ipraktika obshchestvennogo raz-vitiia — Theory and practice of social development. 2011, no. 3.
2. Gol'dberg Iu. Sovetskie parki. Iz opyta raboty parkov kul'tury i otdykha [Soviet parks. From the experience of parks and recreation]. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo kul'turno-prosvetitel'noi literatury Publ., 1952.134 p.
3. Kizeval'ter G. Eti strannye semidesiatye ili Poteria nev-innosti [These strange seventies or Loss of innocence]. Moscow, NLO Publ., 2010. 432 p.
4. Castells M. Galaktika Internet: Razmyshleniia ob Internete, biznese i obshchestve [nternet Galaxy: Reflections on the Internet, business and society]. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ., 2004. 328 p. (in Russian).