Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 42 (180).
Философия. Социология. Культурология. Вып. 15. С. 93-96.
Н. Л. Девятова
парк как социокультурная форма
В статье рассматривается парк как особая социокультурная форма, как структура, содержащая культурные смыслы. В структуре парка выделяется смысловое ядро и изменчивая часть. Организация внутреннего пространства парка связана с действующими культурными смыслами. Как прочитываются культурные смыслы через элементы и связи в парке, показано на примере советского парка культуры и отдыха.
Ключевые слова: парк, форма парка, структура парка, символы парка, смыслы парка, парк культуры и отдыха.
История садово-паркового искусства начинается с парков древних цивилизаций Египта, Вавилона, Ассирии, Китая и продолжается до сегодняшних дней. Парки получили самое широкое распространение в различных местах у разных народов. Такая устойчивость явления парка может быть объяснена его свойством гибкости, чуткого реагирования на внешние изменяющиеся условия. Парк является частью культуры и ее отражением. Культура как совокупность результатов человеческой деятельности постоянно находится в движении и изменении. Каждая отдельная культура связана с конкретным местом и временем, обладает уникальными чертами, со своей собственной логикой развития и динамикой. Это определенное социокультурное пространство, наполненное смыслами и значениями. С. А. Азаренко говорит об особой логике культурного пространства, связывают ее с понятием «топоса»1. «Топос» понимается как особым образом организованное пространство, логика которого влияет на мысли, чувства, поведение людей, которые в нем живут. Человек находит себя в этом пространстве совместного бытия с другими людьми. Особая организация этого пространства связана с существованием объективированных структур, отражающих социальные отношения. Ю. М. Лотман говорит о пространстве культуры как о семиосфере, отделенной и наполненной специфическими смыслами, которые распространяются и особым образом представляются во всех элементах и связях, образующих это пространство. Парк - особое социокультурное пространство внутри социокультурного пространства культуры. Как некий микрокосм парк заключает смыслы культуры, выражает их в своей символической форме. Какие это могут быть смыс-
лы? Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей прекрасной книге «Поэзия садов» пишет, что сад (и парк) «всегда выражает некоторую философию, эстетические представления о мире, отношение человека к природе; это микромир в его идеальном выражении».2 Конечно, парк несет в себе эти высокие смыслы, но в нем также проявляют себя и другие смыслы, связанные с повседневностью или с досугом, с отношениями людей к себе и к друг другу, с властными сообщениями и так далее. Таким образом, парк представляется отражением разнообразных смыслов культуры и можно говорить о парке и как об особой социокультурной форме. Парк в этом смысле представляет не просто пространство, а пространство особым образом организованное, состоящее из элементов и связей между ними. Благодаря этой особенной организации внутреннего пространства парка обеспечивается возможность прочитывать смыслы культуры. «Существенной особенностью структурного построения ядерных механизмов семиосферы является то, что каждая её часть сама представляет собой целое, замкнутое в своей структурной самостоятельности <...> они являются одновременно и частью целого, и его подобием. Подобно тому, как лицо, целиком отражаясь в зеркале, отражается так же и в любом из его осколков, которые, таким образом, оказываются и частью, и подобием целого зеркала, в целостном семиотическом механизме».3
Структура парка неоднородна, включает смысловое ядро и вариантную периферию. Смысловое ядро парка - это те устойчивые элементы и связи, которые выделяют парк среди других социокультурных форм. «Деление на ядро и периферию - закон внутренней организации семиосферы. В ядре -
доминирующие семиотические системы», -пишет Ю. М. Лотман.4
Характеристики смыслового ядра можно выявить при обращении к словарям, к определениям слов, в которых фиксируются устойчивые смыслы. Большинство отечественных словарей русского языка определяют парк как большой сад с аллеями, цветниками и т. д.: «парк - большой сад или роща с аллеями, цветниками и т. п.»5; «парк - большой сад или насаженная роща с аллеями, цветниками, водоемами»6. Сад, в свою очередь, определяется как участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. Также встречаются определения парка, в которых не используется слово «сад», а предлагается более общая формулировка: «участок земли». «Парк - участок земли для прогулок, отдыха, игр с естественной или посаженной растительностью, аллеями, водоемом и т. п.»7 В словаре Даля выделяется такая характеристика парка, как отгороженность. «Парк - чистая роща, с дорожками, под уходом, для гулянья, а иногда для содержания дичи, обычно огораживается»8.
Анализ различных трактовок слова парк, предложенных в словарях, позволил выделить ряд свойств смыслового ядра в структуре парка: пространство, особым образом организованное, включающее природный и культурный компоненты, отгороженное, с растительностью, наделенное смыслами, предназначенное для отдыха и прогулок людей. Смысловое ядро совпадает с некоторым абстрактным пониманием, в то время как вариантная часть структуры парка будет наделять элементы смыслового ядра реальными, живыми характеристиками и отвечать на вопросы как? какое пространство? как организованное? с какими смыслами? для какого отдыха? и для каких людей? Вариант обеспечивает разнообразие и уникальность каждого из существующих парков. Как уже говорилось выше, смыслы пронизывают все пространство парка, охватывают все его элементы: форму внешней границы парка, систему аллей и дорожек, способ оформления и состав растительности, скульптуру, фонтаны, разнообразную архитектуру парка, аттракционы и т. д.
В разных культурах состав элементов и их смыслы в вариантной части структуры парка будут отличаться. Эти различия позволяют выделять типы парков, классифицировать их по разнообразным признакам, как правило, формальным. Смысловое содержание элемен-
тов парка, связей между ними, может быть раскрыто лишь в соотнесении с культурной ситуацией, в которой функционировал парк. Например, тип французского, регулярного парка XVII в. характеризовался симметричностью, геометрическими формами водных бассейнов, цветников, и даже деревья подстригались неестественным образом, приобретая форму шара или куба. В этих парках создавались «зеленые кабинеты», имитирующие комнаты замков, лабиринты, коридоры, боскеты: все из растений. В этих деталях проявляется идея отношения человека к природе, а именно стремление подчинить ее воле человека, логике порядка. В XIX в. в Англии появляется тип пейзажного парка, с витиеватыми тропинками-аллеями, с массивами «естественно-растущих» деревьев, неровными берегами водоемов. В это время естественная природа начинает восприниматься как непревзойденный образец красоты, логики, истины. Человек может лишь восхищаться, так как не способен создать что-либо более прекрасное. В современной культуре появился тип развлекательного парка, в котором высоко ценится возможность отдохнуть и развлечься в окружении природы. Уголки природы в виде разнообразных парков, скверов, садов в городском урбанизированном пространстве позволяют городскому человеку в комфортной обстановке насладиться природой. Эта идея ценности природы самой по себе ярко проявляет себя в появлении таких типов парков, как парки-музеи природы, заповедники, национальные природные парки.
Среди огромного разнообразия различных типов парков выделяется парк культуры и отдыха - уникальное явление советской культуры.
Парк культуры и отдыха впервые появился в Москве в 1928 г.
Для понимания оснований появления нового, уникального типа парка необходимо обраться ко времени и ситуации, в которой он возник. 20-е гг. в литературе современные авторы-исследователи советской культуры часто выделяют как особое время, как первый этап развития новой культуры. Начало этого периода - октябрь 1917 г. (Великая Октябрьская революция). Новое правительство провозглашало культурную революцию, главной целью которой было воспитание нового типа человека, трудящегося, строителя коммунизма. Огромные неграмотные массы
крестьян и рабочих надо было превратить в образованных, инициативных творцов нового светлого общества, то есть в субъектов истории. «Период 20-х гг. отличался высокой степенью политизации всех сфер жизни. Новый субъект истории стремился не только к осмыслению идеи своего общественного бытия, но и практическому созданию его новых конкретных социальных форм»9. Одной из таких форм стал парк культуры и отдыха трудящихся, появление которого связано с инициативой московских рабочих, как пишет
А. Гранитов в своей книге «Парк им. Горького. 30 лет»10.
Новый парк стал символом новой жизни и нового человека. Это пространство конструирования идеального человека и идеального общества.
Вход в парк олицетворял вхождение в «счастливое» коммунистическое будущее. Входная группа любого центрального парка культуры и отдыха связана с такими характеристиками как: впечатляющий размер ворот
- символ грандиозности коммунистического пути развития; светлые цветовые тона - связаны с идеей «светлого пути» в «верном направлении»; оформление бюстами Ленина и Сталина, Маркса и Энгельса - вождей и идеологов, которые возглавили движение и помогут трудящимся прийти к поставленной цели мирового коммунизма; включение в оформление ворот образов рабочих и крестьян - обращение к народу, знак того, что это их путь; сочетание образов вождей и рабочих указывает на единство государства и народа; присутствие изображения герба СССР на воротах
- символ государственной защиты и покровительства для избравших путь коммунизма.
От входа начиналась главная аллея, ярко оформленная гирляндами флажков и лампочек - должна была создавать праздничное настроение у посетителей, вызывать чувство восторга и счастья - это символ счастливой жизни людей в коммунистическом обществе. Вдоль аллеи нередко устанавливались флаги с гербами союзных республик - знак распространения идей коммунизма, укрепления коммунистического пути развития, единства рабочих во всех уголках мира.
Во внутреннем пространстве парка на площадях и вдоль аллей устанавливалась скульптура, изображающая рабочих крестьян и детей: скульптура «Пионер с горном», «Девушка с веслом», «Крестьянка со снопом
ржи», «Юноша со штангой» и т. д. По исполнению эта скульптура была очень реалистична и эмоциональна, включала элементы, указывающие на деятельность людей, трудовую, спортивную или другую. По содержанию была призвана возвысить обычных рабочих людей, их труд и активный отдых, их повседневную жизнь, вызвать гордость за себя, свой труд и свою страну. Например, скульптура «Пионер с горном» прочитывается как призыв к раннему подъему всех советских людей, включая детей, для самоотверженного труда для строительства «счастливого» коммунистического общества. «Юноша со штангой» олицетворял силу, провозглашал занятия спортом для формирования физически-развитого тела. Советскому человеку - активному строителю коммунистического общества - необходимо было обладать крепким здоровьем и сильным, развитым телом. Важен тот факт, что парковая скульптура, посвященная популяризации спорта и здорового образа жизни («Лыжники», «Девушка с веслом», «Юноша на старте», «Юноша со штангой» и т. д.), не включает изображений профессионалов спорта с телом «Шварцнегера». Используются образы самых обычных людей, потому как скульптура - сообщение для этих людей, демонстрация того, как такие же люди включаются в спорт.
Отличается скульптура, изображающая ярких деятелей политики, науки, культуры: это уже самостоятельные образы без обязательного включения элементов, указывающих на род занятий. Например, скульптуры Ленина, Сталина, Кирова, Горького, Маяковского и т. д. Эти лица следовало знать каждому советскому человеку, эти люди были примером верности социалистическим и коммунистическим идеалам. Ряд скульптур изображал вождей в детском возрасте, например, «В. И. Ленин в детстве». Смысл и значение таких образов -показать возможность любого человека стать великим, что герои не родились таковыми, а стали ими в результате упорного труда.
В парке посетителям предлагалось множество разнообразных форм «культурного отдыха», связанного с активным усвоением новых знаний, приобретением навыков, приобщением к достижениям мировой культуры и т. д. «Культурному отдыху» противопоставлялось праздное ничегонеделание, которое осуждалось и пресекалось. Посетитель парка, включаясь в эти виды деятельности, формировал себя как нового советского человека.
Новый советский человек должен был обладать рядом качеств: идейная убежденность. физически-развитое тело, разносторонняя эрудированность, верность коммунистическим идеям, патриотизм.
В парке была организована массовая оздоровительная работа, строились спортивные площадки и стадионы, читались лекции о здоровом теле, проводились спортивные соревнования на кубки парка или районов, эстафеты, массовые спартакиады. Во всех больших центральных парках культуры и отдыха горожане могли сдать нормы ГТО («Готов к труду и обороне») - обязательные нормы физической подготовки.
Для укрепления веры советского человека в социалистический вариант развития необходима была демонстрация достижений советского образа жизни. В парках для этих целей организовывались специальные выставки достижений народного хозяйства, устанавливались стенды с информацией о великих советских стройках, научных открытиях. Производственно-техническая пропаганда заключалась в демонстрации производственных процессов, новых машин, устройстве технических выставок, консультаций и производственных соревнований.
В парках советские люди знакомились с великими поэтами, музыкантами, художниками СССР, приобщались к некоторым образцам мировой художественной культуры. Некоторым, потому что не все из них проходили идеологическую цензуру.
Широкий набор видов деятельности давал возможность выбора посетителям, символизируя свободу.
Большинство описанных форм, служащих воспитанию и формированию нового человека, происходят извне, это не внутренний порыв человека. Но благодаря массовому охвату, распространению социалистической идеологии на все сферы жизни человека эти идеи присваиваются, становятся внутренними. Человек начинает находить себя в этом социокультурном пространстве, идентифицировать себя с этой моделью советского человека.
Кроме перечисленных элементов, в структуре парка существует еще множество аспектов, которые способны раскрыть смыслы многих культурных явлений: праздники и будни в парке, разное время суток, система предприятий общественного питания, танцевальные площадки, театр, библиотека и т. д.
Парк культуры и отдыха как особая форма, включающая смыслы советской культуры,
- предмет для дальнейшего глубокого осмысления.
Примечания
1 Азаренко, С. А. Топология культурного воспроизводства (на материале русской культуры) / под науч. ред. В. И. Плотникова. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2000. С. 50-70.
2 Лихачев, Д. С. Поэзия садов : К семантике садово-парковых стилей / АН СССР, Ин-т рус. лит. (Пушк. Дом). Л. : Наука. Ленингр. отд-ние, 1982. С. 11.
3 Лотман, Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн : Александра, 1992. С. 14.
4 Там же. С. 17.
5 Лопатин, В. В. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка /
В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина. М. : ЭКСМО, 2007.
6 Ожегов, С. И. Словарь русского языка. М. : Рус. яз., 1989.
7 Золотой фонд. Энциклопедический словарь. Большой российский энциклопедический словарь, Большая российская энциклопедия. М., 2007.
8 Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. Т. 3. П-Р.
9 Булавка, Л. А. Феномен советской культуры. Культурная революция. М., 2008. С. 68.
10 Гранитов, А. Парк им. Горького. 30 лет. М., 1958.С. 14.