Научная статья на тему 'Перспективы музеефикации парков индустриальных городов России'

Перспективы музеефикации парков индустриальных городов России Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
260
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ЛАНДШАФТНЫЙ ПОДХОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ПАРК / МУЗЕЕФИКАЦИЯ / МАТЕ-РИАЛЬНОЕ И НЕМАТЕРИАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ / ПАРКИ КУЛЬТУРЫ И ОТДЫХА / МЕТОД "МЯГКОЙ МУЗЕЕФИКАЦИИ"

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Силкина М. Н., Насонов А. А.

Статья освещает основные теоретические подходы к процессу музеефикации исторических и городских парков. Вопросы сохранения историко-культурного и природного наследия рассматриваются сквозь призму культурно-ландшафтного подхода, в рамках которого выделяется понятие исторического парка как особого типа историко-культурной территории. Акцентируется внимание на перспективах метода «мягкой музеефикации» городских парков советского периода. Этот метод позволяет восстанавливать исторические ландшафты, зоны периода индустриального раз-вития городов без изъятия объекта из среды бытования и допускает выполнение им изначальных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Силкина М. Н., Насонов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы музеефикации парков индустриальных городов России»

окажется фактически в городе-музее медеплавильного завода, где всё, начиная от входа в музей и заканчивая элементами туристической инфраструктуры (указатели, отели, пункты питания, туалеты и т. д.), должно соответствовать антуражу регулярной казённой заводской планировки XVIII в. Отдельные элементы (специальные туристические зоны и памятники) необходимо создать в других зонах Сузуна, через которые пролегает туристический маршрут. Музейные и туристические объекты в перспективе должны образовать цельное пространство, в котором турист, независимо от возраста, пола и образования, проведёт минимум день, максимум 3 дня. Для этого в центральной части Сузуна необходимо музеефицировать, либо наполнить туристической инфраструктурой другие вне-заводские объекты, с выходом на рекреационную зону, которая будет развиваться по берегу р. Обь.

Силами ГАУК НСО НГКМ, при поддержке правительства Новосибирской области и районной администрации проводится большая работа в этом направлении. Новосибирский краеведческий музей в рамках развития музейного комплекса «Сузун - завод. Монетный двор» в настоящее время проводит работы по восстановлению и адаптации под требования музейной работы здания бывшей церковно-приходской школы (р. п. Сузун, ул. Калинина, 7), объекта культурного наследия регионального значения, переданного в состав музейного комплекса в плачевном состоянии. В этом здании планируется открыть музей, экспозиция которого будет посвящена народной иконе. Это значимое явление в истории духовной жизни населения Сибири и развития православия на востоке России. В силу недоступности канонической иконы население Сибири в XVIII-XIX вв. было вынуждено удовлетворять свои духовные потребности, используя самописные иконы. Мастера-самоучки, выходцы из народной среды в меру своих возможностей писали иконы. Так появились различные виды народной иконы, из которых особенно выделяется Сузунская икона. В будущем музее на постоянной основе разместится крупная коллекция народной иконы из фондов Новосибирского государственного краеведческого музея.

Сегодня уже можно сказать о рентабельности развития данного музейного проекта, а также о значительном влиянии его на модернизацию всей инфраструктуры района. Благодаря достаточно рациональной организации взаимодействия НГКМ с различными бизнес-структурами, образовательными учреждениями и учреждениями культуры Новосибирской области и соседних регионов, а также общественных организаций на сегодняшний день Сузун становится центром, привлекающим не только взгляды местного населения, но и интерес туристов из различных регионов страны и зарубежья. Музейный комплекс «Сузун - завод. Монетный двор» уже посетили туристы из таких стран, как Италия, Германия, США, Франция, Австралия, Китай, Япония, Беларусь, Казахстан и Бразилия.

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: музейный комплекс «Сузун - завод. Монетный двор» ГАУК НСО НГКМ при дальнейшем развитии сможет выступать не только как культурный туристический объект регионального значения, но и по праву занять нишу в общероссийской и международной туристической системе.

УДК 12.25:069(470-21)

М. Н. Силкина

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия;

А. А. Насонов

Кемеровский государственный институт культуры,

Кемерово, Россия

ПЕРСПЕКТИВЫ МУЗЕЕФИКАЦИИ ПАРКОВ ИНДУСТРИАЛЬНЫХ ГОРОДОВ РОССИИ

Статья освещает основные теоретические подходы к процессу музеефикации исторических и городских парков. Вопросы сохранения историко-культурного и природного наследия рассматри-

ваются сквозь призму культурно-ландшафтного подхода, в рамках которого выделяется понятие исторического парка как особого типа историко-культурной территории. Акцентируется внимание на перспективах метода «мягкой музеефикации» городских парков советского периода. Этот метод позволяет восстанавливать исторические ландшафты, зоны периода индустриального развития городов без изъятия объекта из среды бытования и допускает выполнение им изначальных функций.

Ключевые слова: культурно-ландшафтный подход, исторический парк, музеефикация, материальное и нематериальное наследие, парки культуры и отдыха, метод «мягкой музеефикации».

Marina Silkina Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia;

Aleksandr Nasonov Kemerovo State Institute of Culture, Kemerovo, Russia

RUSSIAN INDUSTRIAL CITIES GARDENS: PROSPECTS OF MUSUEUMFICATION

The article highlights some key theoretical approaches to comprehension of a process of museumifica-tion of urban public parks (municipal gardens), historical parks. The issues of preservation of the historical, cultural and natural heritage are considered from a point of view of a cultural and landscape approach, which has its own concept of historical park as a specific type of historical and cultural territory are considered. The author's attention is focused on the usage prospects of a "soft museumification" technique for preservation of urban parks sprang up in the Soviet period of Russian history. It allows to a today's museum staff to reconstruct historical landscapes, as well as zones of the industrial development of historical urban Russia and the object keeps on its original surroundings, and to let it to fulfill its original functions.

Keywords: cultural and landscape approach, a historical park, museumification, material patrimony and intangible cultural heritage, municipal gardens, a technique of "soft museumification".

На сегодняшний день к сохранению историко-культурного и природного наследия применяется культурно-ландшафтный подход, в основе которого лежит понимание системного характера наследия и необходимости привлечения к изучению этого наследия различных дисциплин. По мнению Ю. А. Веденина, в основе формирования наследия лежат процессы взаимодействия между культурой и природой в их временном и пространственных измерениях, объектами наследия и окружающей их средой. Это является свидетельством их укоренённости и целостности, материальными и нематериальными ценностями, определяющими значимость наследия как носителя множества историко-культурных кодов [1, c. 66-67].

Актуальность данного подхода состоит в том, что он позволяет учесть фундаментальную значимость наследия, его комплексность, а также характер взаимодействия культурно-ландшафтного подхода с различными общественными институтами и внешней средой. Кроме того, культурно-ландшафтный подход обеспечивает устойчивое развитие и разнообразие среды обитания человека и общества.

В соответствии с культурно-ландшафтным подходом к сохранению наследия выделяют несколько типов историко-культурных территорий. Это такие территории, как историческая сельская местность, исторический город и другие. Особое же место в системе объектов культурного наследия занимают исторические парки [1, c. 72].

Под историческим парком, как правило, понимают обширную (обычно больше 10-15 га) озеленённую территорию, благоустроенную и художественно оформленную для отдыха под открытым небом [2]. Первоначально термин «исторический парк» означал естественную рощу или участок леса с живописными аллеями, полянами, прудами свободных очертаний, беседками и т. п.

В настоящее время существует несколько подходов к музеефикации исторических парков. По мнению М. Е. Каулен, основными объектами экспонирования здесь являются не растения в их видовом и сортовом многообразии, но ландшафтная архитектура, парковая скульптура, малые архитектурные формы и др. Так же, как в случае памятников архитектуры, можно говорить о двух подходах к музеефикации садов: «как музей» и «под музей». В первом случае сам сад или парк является экспонатом и музеефикация направлена на выявление его исторической, эстетической, мемориальной, научной ценности. Как самостоятельные музеи-парки рассматриваются парки при дворцах-музеях, это, как правило, отражается в принятых названиях: «дворцы и парки пригородов Петербурга», «Богородицкий музей-дворец и парк». О музеефикации «под музей» можно говорить в том случае, когда исторический сад или парк используются для размещения самостоятельной современной экспозиции. Так был музеефицирован Губернаторский сад в Ярославле (Ярославский художественный музей): отсутствие данных не позволило полностью реконструировать его в изначальных формах, поэтому была проведена фрагментарная реставрация и сад использован под экспозицию «скульптура в пленэре» [3, с. 230-231].

Ю. А. Веденин предлагает музеефицировать также историко-культурный ландшафт парка, его архитектурные и скульптурные формы и памятники, при этом стоит предусмотреть возможность применения старых форм с новыми формами, используя принцип декораций [1, с. 72-73].

Вместе с тем стоит отметить, что исторические парки преимущественно сконцентрированы в европейской части России. Большое количество подобных парков расположено в Санкт-Петербурге, Москве, Ярославле, Воронеже и т. д. В других регионах страны их совсем мало, либо они отсутствуют. Поэтому для остальных территорий в период становления индустриального развития городов Советской России и СССР характерно появление общедоступных мест времяпровождения.

Р. Н. Романов акцентирует внимание на том, что в городах формировались культурные инновации, находившие выражение в появлении новых форм социальных контактов, досуга и развлечений. Эволюция садово-паркового строительства в это время характеризовалась появлением городских парков разного назначения, в том числе общедоступных озеленённых территорий, которые одновременно служили местом отдыха и проведения праздничных торжеств для представителей различных слоёв городского общества [4, с. 39-40]. Такие парки именовались как центральные парки культуры и отдыха. Они транслировали идею формирования социалистического образа жизни и воспитания советского горожанина.

Сегодня велико материальное и нематериальное наследие советских городских парков, сохранившихся до наших дней. Неповторима советская скульптура и архитектура, отражавшая идеалы того времени. Советская парковая скульптура изображала политических лидеров коммунистического общества, образцовых советских людей: пионеров, физкультурников, заводских рабочих, а также деятелей науки. Как указывает Н. Л. Шайгарданова, смысл и значение таких образов - показать возможность любого человека стать великим, что герои не родились таковыми, а стали ими в результате упорного труда. Характерными планировочными архитектурными элементами парков культуры советского периода были арочные и каскадные фонтаны. В центральной части фонтанов занимали своё место скульптуры девушек в народных костюмах. Вход в парк украшали монументальные арки и колонны. Внутри парков располагались партеры, веранды, эстрады и ротонды, которые служили танцевальными площадками и сценами для горожан [5]. Весёлая музыка и песни, транслируемые в парке, духовой оркестр - обязательные элементы, которые были включены в структуру парков трудящихся. В дневное время суток парки становились площадками концентрации студенчества.

С распадом СССР многие парки культуры и отдыха пришли в запустение и утратили своё функциональное значение. На современном этапе наряду с сохранившимися элементами наследия прошлых лет строятся спортивные сооружения, торговые и развлекательные центры и различные арт-объекты. Таким образом, утрачивается историческая значимость данных территорий.

На сегодняшний день существует потребность в воссоздании и актуализации частично или полностью утраченного нами наследия. Восстановить образы городских парков возможно, применяя «мягкую музеефикацию», не предполагающую полного изъятия объекта из среды бытования

и допускающую выполнение им изначальных функций. С помощью данного метода возможно восстановление исторических ландшафтов, локальных мест или зон периода индустриального развития городов, фрагментов исторической части набережных, скульптурных и архитектурных форм, планировочных элементов парков.

Помимо материального наследия, в наше время утрачивается и нематериальное наследие, которое в период индустриального развития городов оказывало огромное эмоциональное влияние на советского горожанина. Сейчас в городских парках проводятся различные мероприятия, которые не только не передают историческую атмосферу территории, но и приводят к совершенному диссонансу. Например, в парках организуются театрализованные представления, связанные с различными тематиками, не соответствующими исторической местности, устраиваются свадебные мероприятия, фотосъёмки в окружении исторически значимых объектов, что является допустимой нормой современности. Такой подход разрушает историческую ценность ушедшей эпохи.

Но, возможно и её восстановление. Так, можно использовать современные технологии для воспроизведения разнообразных сцен и празднеств. Например, это можно осуществить с помощью цветовых и звуковых шоу, рассказывающих о существовавших и исчезнувших сегодня парковых забавах, спортивных мероприятиях. Любой горожанин, таким образом, сможет заглянуть в прошлые века, во времена расцвета того или иного периода развития парка и почувствовать себя частью той эпохи [1, с. 72-73].

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что видна дельнейшая перспектива музеефика-ции городских парков индустриальных городов России. Для этого необходимо использовать метод «мягкой музеефикации» наряду с современными инновационными формами представления и организации городских парков советского периода. Такие подходы будут способствовать формированию и воспитанию культурных ценностей и идеалов подрастающей молодёжи, вызывать ностальгические воспоминания у старшего поколения.

Список литературы

1. Веденин, Ю. А. Культурно-ландшафтный подход к сохранению наследия // Обсерватория культуры. - 2013. - № 1. - С. 66-73.

2. Исторический парк [Электронный ресурс] // Российская музейная энциклопедия Словарь музейных терминов. - Электрон. дан. - Москва, 2002. - Режим доступа: http://www.museum.ru/rme/dictionary.asp770 (дата обращения: 02.04.2017 г.).

3. Каулен, М. Е. Музейное дело России / М. Е. Каулен, И. М. Коссова, А. А. Сундиева. -Москва : ВК, 2003. - 614 с.

4. Романов, Р. Н. Городские парки в Сибири как места отдыха и развлечений во второй половине XIX в. - начале XX в. // Вестник Югорского государственного университета. - 2012. - № 1. -С.39-44.

5. Шайгарданова, Н. Л. Парк культуры и отдыха как явление культуры и воплощение советского идеологического проекта : автореф. ... канд. культурологии: 24.00.01. - Екатеринбург, 2014. - 25 с.

УДК 353:[351.85:069(470)]

Л. И. Скрипкина Государственный исторический музей,

Москва, Россия

РОЛЬ МУЗЕЕВ В ФОРМИРОВАНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Параллельно развитию глобализационных процессов в современной России наблюдается усиление регионального властного компонента, не в последнюю очередь определяющего облик отечественного государственного строя. Музеи, осваивающие инновационные формы и виды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.