УДК 304:2
МУЗЕЙНЫЕ СОБРАНИЯ КЕНОЗЕРСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПАРКА КАК ДЕПОЗИТАРИИ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
И ЛОКУСЫ ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЫ В ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАНДШАФТА1 М.Н. Мелютина
[email protected] Национальный парк «Кенозерский», г. Архангельск, Россия
Аннотация. На примере Кенозерского национального парка рассматривается музейный депозитарий особо охраняемой природной территории как современный культурный феномен, выполняющий важнейшую социокультурную функцию — документирование жизненной среды локального сообщества. Музеефикация становится важным средством репрезентации культурного ландшафта, а также современным ландшафтообразующим процессом. Традиционный культурный ландшафт меняется, но средства музеефикации позволяют продемонстрировать историческую ретроспективу пространственной организации территории непосредственно в живом традиционном ландшафте.
Ключевые слова: депозитарий, музейный фонд, музеефикация, Кенозерский национальный парк, культурный ландшафт, репрезентация наследия, традиционная крестьянская культура.
Для цитирования: Мелютина М.Н. Музейные собрания Кенозерского национального парка как депозитарии культурного наследия и локусы исторической ретроспективы в пространственной организации ландшафта. Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2019;2(2):109-119.
В музееведческих исследованиях вопросы, связанные с изучением депозитариев культурного наследия особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и их роли в актуализации памятников, не получили пока научного изложения по вполне объективной причине. Созданные преимущественно в 1990-е гг., национальные парки, находящиеся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии РФ, имеют незначительный опыт комплектования коллекций. Кенозерский национальный парк - единственный среди национальных парков России, имеющий в своей структуре музейный фонд, основу которого составляют предметы, свидетельствующие о жизни локального сообщества в разные исторические периоды. В настоящее время фонд включает свыше 11000 единиц хранения. В его составе 17 комплексов расписных «небес», более 300 икон разного времени, начиная с конца
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и правительства Архангельской области, проект № 18-411-290004 р_а «Семиотика и аксиология традиционной культуры как ценностная матрица современного геокультурного пространства Европейского Севера России».
XVII в., собрание старопечатных и рукописных книг ХУП-ХХ вв., документы, значительная коллекция предметов бытовой утвари. С момента основания парка в 1991 г. сотрудники начали формирование материалов в рамках программы «Паспортизация деревень». На сегодняшний день - это ценнейшая коллекция фотографий (более 1200), собранная в семейных архивах местных жителей, текстовые и аудиозаписи бесед с коренным населением по тематическим опросникам. В фонд включаются и персональные архивы российских исследователей, изучающих наследие Кенозерья. Подобные собрания материалов достаточно редки в коллекциях классических музеев. Предметы музейного фонда парка исследуются, вводятся в научный оборот и включаются в музейные и выставочные проекты [1-4]. Актуальной является практика комплектования наряду с подлинниками копийных материалов. Активное сотрудничество с российскими музеями, архивами, университетами, научными центрами, исследовавшими заповедные территории, позволяет насыщать фонд материалами (цифровыми копиями, реконструированными предметами по подлинным образцам и др.), имеющими большую ценность для конкретной территории. Депозитарий ООПТ можно рассматривать сегодня как современный культурный феномен, выполняющий важнейшую социокультурную функцию - документирование жизненной среды локального сообщества. Феномен этой институции состоит в том, что он является не только хранителем артефактов заповедной территории, но и жизненных ценностей местного сообщества. Музейный фонд является богатейшим ресурсом для экспонирования памятников историко-культурного наследия на территории национального парка.
Кенозерский национальный парк представляет собой выдающийся образец североевропейского культурного ландшафта. Ключевой для сохранения традиционной культуры территории стала концепция культурного ландшафта как категории наследия, разработанная Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва совместно со специалистами национального парка в начале 2000-х годов [5; 6]. Концепция определила принцип сохранения комплексного наследия (например, природного и историко-культурного) и жизнедеятельности местного сообщества [7]. Эта программа означила и стратегическое направление актуализации наследия. Поэтому «объектом показа» в парке является традиционная историческая среда, а инструментами показа - музейные экспозиции, экологические тропы, этно-ландшафтные театры, обеспечивающие взаимодействие между природой и культурой, иллюстрирующие особенности традиционного природопользования, раскрывающие секреты местных промыслов и ремесел, традиционный жизненный уклад [7]. На территории парка в настоящее время действуют 17 музейных экспозиций, 5 информационных центров, 9 экологических троп.
В проектировании разных форм интерпретации и популяризации наследия большая ответственность возлагается на научного интерпретатора, задачей которого является конструирование для посетителя национального парка «образа места» для «прочтения», а в высшем понимании - «постижения» духовных ценностей территории. Экспозиционный контекст включает вещественный мир жизненного цикла человека, устные истории коренного населения, цитаты учёных и писателей и т.д. Именно поэтому задачей комплектования музейного фонда ООПТ является создание коллекций памятников как материальной, так и нематериальной культуры. По мнению Кристиана Греко, итальянца, новатора в музейном экспонировании: «Музеи не для того, чтобы люди приходили потреблять культуру, а для того, чтобы они создавали себя и осознавали себя как граждане <...>, музейные тексты должны помогать находить ответы на вопросы, что это знание нам даёт» [8].
Экспозиционное пространство национального парка должно быть построено таким образом, чтобы посетители не только знакомились с культурными ценностями территории, но у них возникало желание увидеть реальную географическую территорию. Например, залы «ЭКОмузея» Кенозерского национального парка выполняют функцию навигации, своеобразной подготовки посетителя к прочтению «живого» ландшафта. Завершив осмотр музея, гости могут продолжить знакомство с достопримечательностями в естественном ландшафте деревень, экологических троп, туристических маршрутов. Например, в тематической зоне экспозиции, посвященной Наглимо-зерскому ландшафтному комплексу, раскрывается информация, необходимая для путешествия по экологической «Тропе предков», находящейся на территории этого комплекса. На этой тропе, на берегу Наглимозера, также расположен информационный центр «Лесное отходничество». В нем широко представлены материалы о Монастырском острове, где была основана обитель XVII в. [9], о монастырской мельнице, ряжевом мосте, соединяющим остров с материком, крестьянским выселком, озёрами, флорой и фауной комплекса, рыболовными тонями и другими объектами природопользования (рис. 1). В Визит-центре северного Плесецкого сектора парка открыт ЭКО-класс «Потомучка». Информация о природном мире Кенозерья и традициях природопользования, связанных с человеком, объединены в три экспозиционные зоны: вода, воздух и земля Кенозерья. После посещения ЭКО-класса посетители имеют комплексное представление об объектах природного наследия парка.
Важным экспозиционно-ландшафтным приемом на территории ООПТ является использование памятников гражданской, культовой и промышленной архитектуры культурного ландшафта Кенозерья. Тонкое «природно-архитектурное чутье» крестьянского мастера,
111
включающего строения в среду, является примером и для экспозиционеров, т.к. национальный парк наряду с использованием исторических зданий возводит и новые строения.
Рис. 1. На «Тропе предков» к Наглимозеру. Воссозданная лесная избушка
В хозяйственной постройке 1930-х гг. создана экспозиция «Рухлядный амбар. Открытый показ фондов», в которой экспонируются вещи, объединенные темой «Мир кенозерского крестьянина» (рис. 2). Здесь представлены предметы бытовой утвари и памятники, художественно наполняющие культурный ландшафт. Доминирующим объектом показа являются «небеса» XVIII - начала XX вв. - потолочные перекрытия в деревянных храмах, расписанные на библейские сюжеты. Монументальные «небеса» символизируют небесную сферу со звездами, Солнцем, Луной и царствием Христа, Богоматери, ангелов, апостолов, праотцев и других святых. Музейный фонд национального парка -сокровищница этой коллекции, в которой хранятся потолочные перекрытия, имеющие редчайшие авторские подписи и датировки иконописцев («копписецъ Михайло Кириковъ Сказываевъ и Федора Захаров Иок») [3; 10; 11]. Особенной деталью кенозерских росписей является изображение на «небесах» духовных покровителей местных крестьян или заказчиков храмов. Ряд комплексов «небес» сохраняются в пространстве часовен, мерном и человечном, посещение которого поражает человека удивительной гармоничностью всего внутреннего убранства.
Рис. 2. Музей «Рухлядный амбар». Открытый показ фондов. Фото К. Кокошкина
Открытие в старинном амбаре XIX в. музея «Азбука древодела», демонстрирующего посетителям инструменты плотницкого ремесла, положило начало музейному проекту «Амбарный ряд». Архитектурный приём строительства таких рядов традиционен для северных поселений, поэтому воссозданные по образцам XIX в. хозяйственные постройки с открытыми в них музеями «Гефестово подворье» и «Ки-товрасово подворье», посвящёнными кузнечному и гончарному ремёслам, органично воспринимаются в планировке северной деревни. В настоящее время проектируется амбар, в котором будет размещена экспозиция, посвящённая традициям бытовой росписи и резьбы по дереву. Кенозерский ландшафт был насыщен памятниками домовой (экстерьерной) и интерьерной росписи и эти предметы во множестве представлены в коллекции музейного фонда Парка. Собрание свесов кровли, дверей, мебели (шкафы-поставцы, шкафы-заборки, делившие основное пространство избы на две части, подстолья столов, сундуки), культовых предметов (киоты), домашней утвари (прялки, корзинки) подтверждает широкое распространение крестьянского ремесла на рубеже XIX-XX вв. [4].
Водяные мельницы начала XX в. в деревнях Гужово и Зехнова, памятники промышленной архитектуры, отреставрированы национальные парком и показаны в ландшафте как объекты природопользования и инженерные сооружения, созданные крестьянскими мастерами (рис. 3). Здесь расположены музеи «Весёлый стук её колёс» и «Зехновская мукомольня», представляющие «пространство жизни» мельника с фотографиями людей, связанных с промыслом, предметами быта, образцами мучных изделий - «гарцами», которыми расплачивались с мельником.
Рис. 3. Мельница на Левусозере. Фото А. Паршакова
Экспонирование предметов в памятниках культовой архитектуры предполагает особую форму «мягкой» музеефикации. Такой подход был осуществлён при проектировании экспозиции «Почезерский погост: история, архитектура, приход» в выдающемся памятнике русского деревянного зодчества - ансамбле-тройнике XVIII века. Авторы дизайн-проекта экспозиции, расположенной в пространстве галереи, притвора, трапезной и колокольни, использовали «экспозиционный минимализм» с целью сохранения целостного восприятия внутреннего пространства памятника. В тематических зонах музея представлены материалы, освещающие историю Почезерского погоста, его уникальное место среди шести сохранившихся деревянных ансамблей-тройников Русского Севера, этапы изменений архитектурного облика, а также деятельность почезерского прихода и хранителей церквей после их закрытия. В молельном зале и алтаре летней шатровой церкви восстановлены интерьеры с копиями расписных «небес» (потолочных перекрытий). Воссозданные церковные помещения подготовлены для проведения богослужений (рис. 4).
В реконструированном старинном крестьянском доме XIX в. открыт музей «В Начале было Слово». Цель экспозиции заключается в сохранении и представлении кенозерской эпической поэзии, сопровождавшей человеческую жизнь от рождения до смерти. Ведущая экспозиционная зона посвящена хранителям и исполнителям крестьянской словесности Кенозерья. В зале «Изба» воссоздан интерьер кенозерского жилища, где в цифровом звуковом формате воспроизводятся былина в исполнении старика-сказителя, бабушкина сказка, колыбельная у зыбки
младенца. Зал «Жанры эпической поэзии» посвящён произведениям, которые сопровождали разные возрастные периоды жизни человека от «рожденья до сконченья». В тематической зоне «Исследователи» демонстрируются материалы, связанные с учёными-фольклористами, собиравшими и изучавшими кенозерский эпос с XIX в. до наших дней. В музее представлено более 600 предметов из собрания музейного фонда парка: иконы, предметы крестьянского быта, книги, рукописи, фотографии. Богатый медиа-фонд (текстовые, аудио-видео материалы), скомплектованный из архивов российских научных центров, демонстрируется в информационных тачскринах, аудиогидах, медиа-столе.
Рис. 4. Воссозданные интерьеры Порженского погоста
Культурный ландшафт Кенозерья, согласно концепции культурного ландшафта, как категории наследия, разделён на культурно-ландшафтные комплексы (КЛК), семь из которых являются приоритетными. На территориях этих КЛК созданы или проектируются обустроенные экологические тропы с насыщенным информационным обеспечением (рис. 5). Так, в д. Федоровская, находящейся на «Тран-скенозерской тропе», связующей северную и южную части парка, расположен один из выдающихся памятников деревянного зодчества Русского Севера «Порженский погост» XVIII в. После реставрации, проведённой по инициативе национального парка, в архитектурном ансамбле воссоздан интерьер. Благодаря усилиям исследователей, местных жителей, сотрудников парка и реставраторов удалось обнаружить предметы внутреннего убранства церкви и собрать редкий письменный и устный материал. Информационные стенды на экологической тропе «Тарасовская боровина» (КЛК «Тарасовский») об истории утраченных деревень Бор и Тарасово, сохранившейся часовне Афанасия Многомилостливого, хозяйственном и религиозно-праздничном укладе живших здесь людей, подготовлены на основе программы «Паспортизация деревень», являющейся основой для проектирования различ-
ных информационных пунктов. На территории Челмогорского КЛК находилась древнейшая обитель Русского Севера Кирилло-Челмогорский монастырь XIV в. Насыщенный исторический материал, собранный сотрудниками национального парка и исследователями российских научных центров, информация о природных объектах комплекса сопровождают посетителей парка по экологической тропе «Тропа старца Кирилла». Новый информационный центр «Жили, работали, любили» открыт в п. Поча. Здесь представлена информация о главном водоёме комплекса - р. Поче, истории посёлка лесозаготовителей, трудовых буднях и праздниках добытчиков «зелёного золота». Этой теме посвящена и экологическая тропа «Поча - Будылгина: лес и судьбы», связывающая с КЛК «Почозерский».
Рис. 5. Транскенозерская тропа Фото Н. Гернета
Глубокая по содержанию и редкая по красоте поэзия Кенозер-ского ландшафта является источником вдохновения для художников, писателей, поэтов. В свою очередь, их произведения выполняют роль системного мониторинга ландшафтного пространства Кенозерья и его живых традиций, позволяя со временем верифицировать запечатленные в их произведениях образы, картины, ситуации. В 1972-1974 гг. В.Е. Попков, один из ярчайших живописцев XX в., и его жена К.И. Ка-линычева работали в кенозерских деревнях Зехнова, Вершинино, Рыжково. Во время этих путешествий художником написано более тридцати акварелей [12]. 22 графических листа, созданных в Кенозе-рье, находятся сейчас в собрании Государственной Третьяковской галереи. Одна из жемчужин творчества художника - работа «Северная часовня», написанная в деревне Зехнова, хранится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга [13].
Кенозерье стало особым местом для Д.В. Бобышева - русского поэта, литературоведа, профессора Иллинойского университета в Ур-бане-Шампейне (США) (в начале 1960-х годов вместе с Иосифом Бродским, Анатолием Найманом, Евгением Рейном поэт входил в ближайший круг Анны Ахматовой). В книге Д. Бобышева «Челове-котекст» есть глава, посвященная няне - кенозерской бабушке из деревни Тырышкино [14]. Очарованный Федосьей Федоровной Федотовой (1920-1998), он специально поехал в Кенозерье, чтобы увидеть территорию, где живут такие мудрые и светлые люди.
В рамках проекта «Альбом на память» Кенозерский национальный парк организовал серию выставок (эта работа продолжается) российских графиков, живописцев, архитекторов, фотографов, для которых Кенозерье стало особым местом в творческой судьбе.
Историко-культурное наследие Кенозерья имеет богатую историю. Памятники материальной и нематериальной культуры собираются, изучаются и хранятся в депозитарии парка. Благодаря активным практикам сотрудников парка наследие живёт не только в формате исторической ретроспективы, оно становится участником событий жизни и обретает свою «постисторию» в пространственной организации территории.
Литература
1. Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. 564 с.
2. Небеса ручной работы: расписные потолки и иконы из храмов Кенозерского национального парка: кат.-альбом / сост.: Т.М. Кольцова, М.Н. Мелютина. М., 2010. 148 с.
3. Анциферова А.И. «Подписные и датированные «небеса» и иконы в собрании Кенозерского национального парка» // Кенозерские чтения - 2015. Заповеданное Кенозерье: природа, культура, человек". Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции / сост. М.Н. Мелютина; отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ФГБУ «Национальный парк "Кенозерский"». Северодвинск, 2016. С. 52-61.
4. Анциферова А.И. «Традиции бытовой росписи и резьбы по материалам музейных коллекций Кенозерского национального парка» // Кенозерские чтения - 2016. Деревянная архитектура в культурном ландшафте: вызовы современности». Сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции / сост. М.Н. Мелютина; отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ФГБУ «Национальный парк "Кенозерский"». Северодвинск, 2017. С. 130-138.
5. Веденин Ю.А., Козыкин А.В., Кулешова М.Е., Тормосов Д.В. Программа сохранения культурных ландшафтов Кенозерья // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт наследия; СПб, 2004. С. 532-548.
6. Веденин Ю.А., Тормосов Д.В. Культурно-ландшафтная дифференциация территории Кенозерского национального парка // Культурный ландшафт как объект наследия. М.: Институт Наследия; СПб, 2004. С. 425-445.
7. Шатковская Е.Ф. Кенозерский национальный парк - территория культурного ландшафта / Сельские культурные ландшафты: рекомендации по сохранению и использованию / под ред. М.Е. Кулешовой. М.: ЭкоЦентр «Заповедники», 2013. С. 119128; С. 145-146.
8. Кристиана Греко. Выступление на Методологическом семинаре «Музеи мира - XXI век», 2016. URL: http://museolog.rsuh.ru/pdf/381_ICOM_ICOFOM _Milano_2016.pdf
9. Мелютина М.Н. Монастырская топография Наглимозерского ландшафтного комплекса // Кенозерские чтения - 2013. Культурные ландшафты: традиции для развития: сборник материалов VI Международной научно-практической конференции / сост. М.Н. Мелютина; отв. ред. Е.Ф. Шатковская; ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский». Архангельск, 2015. С. 184-193.
10. Кольцова Т.М. «Небеса» и иконы Кенозерья // Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 74-78.
11. Кольцова Т.М. Кенозерский мастер Федор Захаров Иок // Небеса и окрестности Кенозерья. Расписные потолки, иконы, деревенские часовни и церкви, составляющие историко-культурный ландшафт Национального парка «Кенозерский». М.: Программа «Первая публикация», 2009. С. 80-81.
12. Манин В.С. Виктор Попков. М.: Советский художник, 1979. б\с.
13. Мелютина М.Н. Музей в живом пространстве национального парка // Прикладная культурология: методологические основания и социокультурные практики. Коллективная монография/под редакцией М.М. Марковой. Архангельск: Кира, 2017. С. 215-228.
14. Бобышев Д.В. Автопортрет в лицах. Человекотекст. Книга 2. М.: Время, 2008. URL: http://www.litmir.co/br/?b=129146&p=11
KENOZERO NATIONAL PARK MUSEUM COLLECTIONS AS CULTURAL HERITAGE DEPOSITARIES AND HISTORICAL RETROSPECTIVE LOCUCES IN LANDSCAPE SPATIAL ORGANIZATION
M. Melyutina
Kenozero National Park, Arkhangelsk, Russia.
Abstract. Using the example of Kenozero National Park, the author defines museum depository as a modern cultural phenomenon which plays an essential socio-cultural role by being a documentary of local life setting. Museumification becomes an important means for representation of cultural landscape and also one of the present-day landscape-forming processes. Traditional cultural landscape continues to evolve, but by means of mu-seumification it is possible to demonstrate historical retrospective of the spatial territorial layout in the live traditional landscape.
Keywords: depository, museum fund, museumification, Kenozero National Park, cultural landscape, presentation of heritage, traditional rural culture.
For citation: Melyutina M. Kenozero national park museum collections as cultural heritage depositaries and historical retrospective locuces in landscape spatial organization. Heritage and Modern Times. 2019;2(2):109-119.
References
1. Nebesa i okrestnosti Kenozer'ja. Raspisnye potolki, ikony, derevenskie chasovni i cerkvi, sostavljajushhie istoriko-kul'turnyj landshaft Nacional'nogo parka «Kenozerskij». M.: Programma «Pervaja publikacija», 2009. 564 s.
2. Nebesa ruchnoj raboty: raspisnye potolki i ikony iz hramov Kenozerskogo nacion-al'nogo parka: kat.-al'bom / sost.: T.M. Kol'cova, M.N. Meljutina. M., 2010. 148 s.
3. Anciferova A.I. «Podpisnye i datirovannye «nebesa» i ikony v sobranii Kenozer-skogo nacional'nogo parka» // Kenozerskie chtenija - 2015. Zapovedannoe Kenozer'e: pri-
118
roda, kul'tura, chelovek". Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / sost. M.N. Meljutina; otv. red. E.F. Shatkovskaja; FGBU «Nacional'nyj park "Kenozerskij"». Severodvinsk, 2016. S. 52-61.
4. Anciferova A.I. «Tradicii bytovoj rospisi i rez'by po materialam muzejnyh kollekcij Kenozerskogo nacional'nogo parka» // Kenozerskie chtenija - 2016. Derevjannaja arhitektura v kul'turnom landshafte: vyzovy sovremennosti». Sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / sost. M.N. Meljutina; otv. red. E.F. Shatkovskaja; FGBU «Nacional'nyj park "Kenozerskij"». Severodvinsk, 2017. S. 130-138.
5. Vedenin Ju.A., Kozykin A.V., Kuleshova M.E., Tormosov D.V. Programma sohranenija kul'turnyh landshaftov Kenozer'ja // Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. M.: Institut nasledija; SPb, 2004. C. 532-548.
6. Vedenin Ju.A., Tormosov D.V. Kul'turno-landshaftnaja differenciacija territorii Kenozerskogo nacional'nogo parka // Kul'turnyj landshaft kak ob"ekt nasledija. M.: Institut Nasledija; SPb, 2004. C. 425-445.
7. Shatkovskaja E.F. Kenozerskij nacional'nyj park - territorija kul'turnogo land-shafta / Sel'skie kul'turnye landshafty: rekomendacii po sohraneniju i ispol'zovaniju / pod red. M.E. Kuleshovoj. M.: JekoCentr «Zapovedniki», 2013. S. 119-128; S. 145-146.
8. Kristiana Greko. Vystuplenie na Metodologicheskom seminare «Muzei mira - XXI vek», 2016. URL: http://museolog.rsuh.ru/pdf/381_ICOM_ICOFOM_Milano_2016.pdf
9. Meljutina M.N. Monastyrskaja topografija Naglimozerskogo landshaftnogo kompleksa // Kenozerskie chtenija - 2013. Kul'turnye landshafty: tradicii dlja razvitija: sbornik materialov VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / sost. M.N. Meljutina; otv. red. E.F. Shatkovskaja; FGBU «Nacional'nyj park «Kenozerskij». Arhangel'sk, 2015. S. 184-193.
10. Kol'cova T.M. «Nebesa» i ikony Kenozer'ja // Nebesa i okrestnosti Kenozer'ja. Raspisnye potolki, ikony, derevenskie chasovni i cerkvi, sostavljajushhie istoriko-kul'turnyj landshaft Nacional'nogo parka «Kenozerskij». M.: Programma «Pervaja publikacija», 2009. S. 74-78.
11. Kol'cova T.M. Kenozerskij master Fedor Zaharov Iok // Nebesa i okrestnosti Ke-nozer'ja. Raspisnye potolki, ikony, derevenskie chasovni i cerkvi, sostavljajushhie istoriko-kul'turnyj landshaft Nacional'nogo parka «Kenozerskij». M.: Programma «Pervaja publikacija», 2009. S. 80-81.
12. Manin V.S. Viktor Popkov. M.: Sovetskij hudozhnik, 1979. b\s.
13. Meljutina M.N. Muzej v zhivom prostranstve nacional'nogo parka // Prikladnaja kul'turologija: metodologicheskie osnovanija i sociokul'turnye praktiki. Kollektivnaja mono-grafija/pod redakciej M.M. Markovoj. Arhangel'sk: Kira, 2017. S. 215-228.
14. Bobyshev D.V. Avtoportret v licah. Chelovekotekst. Kniga 2. M.: Vremja, 2008. URL: http: //www.litmir.co/br/?b=129146&p=11
Сведения об авторе
Мелютина Марина Николаевна,
кандидат философских наук, начальник отдела изучения и интерпретации историко-культурного наследия ФГБУ «Национальный парк «Кенозерский», г. Архангельск, Россия. E-mail: [email protected]
Author of the publication
Marina Melyutina, Ph.D. in Philosophy, Head of Historical Cultural Heritage Studies Department FSFE "Kenozero National Park", Arkhangelsk, Russia. E-mail: [email protected]
Дата поступления 16.04.2019