Научная статья на тему 'Элементы парка - знаки эпохи. Иркутск (середина xx века)'

Элементы парка - знаки эпохи. Иркутск (середина xx века) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
636
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРКОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ / PARK CONSTRUCTIONS / СТИЛЬ / STYLE / ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ / HISTORY OF ARCHITECTURE / ИРКУТСК / IRKUTSK

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Иванова К.Г.

В статье рассматривается влияние социокультурных процессов на архитектуру парковых сооружений на примере города Иркутска (середина XX века). Исследования касаются популярных мест отдыха иркутян (сад Парижской коммуны, ЦПКиО, парк 300-летия Иркутска, площадь Труда).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Park elements - signs of the epoch. Irkutsk (the middle of the 20 th century)

We considered the impact of socio-cultural processes on the architecture of park constructions at the example of Irkutsk city (the middle of the 20 th century). The research involves popular leisure places among the citizens of Irkutsk (garden of Paris Comunna, Central Park of Culture and Rest, Park of Irkutsk 300 anniversary, Trud Square).

Текст научной работы на тему «Элементы парка - знаки эпохи. Иркутск (середина xx века)»

7.http://www.arhinovosti.ru/2012/07/11/zhilojj-kompleks-maillen-ot-urbanus-shenchzhen-kitajj /

8. http:// shl.dk/eng/#/home/about-architecture/kolding-hospital

9. http://newpix.ru/krepost-zvezda-burtanzh-bourtange

10.http://kannelura.info/?tag=japan;

11.http://arttobuild.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3433&Itemid=1

Информация об авторах

Гетманченко Ольга Владимировна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», руководитель фирмы «ГеоПарк», член СА России, тел.: (3952) 40-51-56, 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Макогон Любовь Николаевна, доцент кафедры «Архитектурное проектирование», тел.: (3952) 40-51-56, 89041325618, е-mail: L.Mak.11@rambler.ru; Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the authors

Getmanchenko O.V., associate professor, Architecture Projection Department, «Geo-Park» principal, member of Soviet Army of Russia, tel.: (3952) 405156, 89041122423, e-mail: geopark7@gmail.com; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

Makogon L.N., associate professor, Architecture Projection Department, tel.: (3952) 405156, 89041325618, е-mail: L.Mak.11@rambler.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 712

ЭЛЕМЕНТЫ ПАРКА - ЗНАКИ ЭПОХИ.

ИРКУТСК (СЕРЕДИНА XX ВЕКА)

К.Г. Иванова

В статье рассматривается влияние социокультурных процессов на архитектуру парковых сооружений на примере города Иркутска (середина XX века). Исследования касаются популярных мест отдыха иркутян (сад Парижской коммуны, ЦПКиО, парк 300-летия Иркутска, площадь Труда).

Ключевые слова: парковые сооружения; стиль; история архитектуры; Иркутск.

PARK ELEMENTS - SIGNS OF THE EPOCH. IRKUTSK (THE MIDDLE OF THE 20 TH CENTURY)

K.G. Ivanova

We considered the impact of socio-cultural processes on the architecture of park constructions at the example of Irkutsk city (the middle of the 20 th century). The research involves popular leisure places among the citizens of Irkutsk (garden of Paris Comunna, Central Park of Culture and Rest, Park of Irkutsk 300 anniversary, Trud Square).

Key words: park constructions, style, history of architecture, Irkutsk.

Во второй половине XX века страна восстанавливала экономику после Великой Отечественной войны. Люди были полны энтузиазма и веры в лучшее будущее. Городские парки в то время играли особую роль в жизни советского человека. Из учебного пособия для студентов архитектурных вузов 1956 года: «Парки культуры и отдыха служат местом отдыха для трудящихся и проводят широкую политико-воспитательную работу. Парк культуры и отдыха посещает население города с различными вкусами и потребностями, поэтому виды обслуживания посетителей парков весьма разнообразны. В открытых и закрытых помещениях парков, на их площадках устраиваются лекции, беседы и даются консультации. Симфонические оркестры, библиотеки, эстрада, кино, театр знакомят посетителей парка с лучшими произведениями мирового и советского искусства. В выставочных павильонах демонстрируются произведения всех видов изобразительного искусства, научные и технические достижения. В парке организуются массовые народные гулянья, митинги и празднества, олимпиады художественной самодеятельности, а также проводятся физкультурно-массовые мероприятия - сдача норм на значок «Готов к труду и обороне», занятия по разным видам спорта, ознакомление с оборонной техникой и др. Для развлечения посетителей в парках устраивают площадки танцев, массовых игр, аттракционов и т.д.» [1].

Еще в 1928 году в Москве на месте Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки основали парк культуры и отдыха, в 1932 году парку дали имя пролетарского писателя М. Горького (рис. 1). «Парк - огромная фабрика переделки человеческого сознания, перестройки быта, гигантский агитатор», - гласил путеводитель по паркам культуры и отдыха 1934 года. Под стать архитектурно-планировочным решениям было как скульптурное убранство, так и наполнение: отдых в парке должен был быть активным, а культура массовой и пролетарской. В день его посещало до 250 тыс. человек, притом, что население столицы в то время составляло 3,6 млн. В августе 1941 года на территории парка открылась выставка трофейных самолетов, сбитых под Москвой; в 1942 году - выставка «В защиту детей от фашистского варварства». После войны здесь торжественно отмечали 800-летие Москвы, а в 1959 году в 14-летнюю годовщину провозглашения независимости Индонезии был организован праздник индонезийской культуры [2].

Рис. 1. Площадка отдыха в центральном парке культуры и отдыха им. Горького (середина XX века) [1]

По всей стране создавались парки культуры и отдыха (рис. 2, 3, 4, 5). В других городах СССР паркам также назывались «имени М. Горького», например в Минске, Донецке, Ростове-на-Дону, Красноярске. Повсеместно в парках устанавливали скульптуры вождей, пионеров, спортсменов. Можно было увидеть композиции из элементов советской атрибутики: стяги, лавровые венки, горны, ордена. Обычно такими композициями украшали входы в парки, клубы.

«Новый ампир», подчиняясь диктаторским вкусам и капризам главного архитектора страны Советов, стал обязательной архитектурной нормой, государственным стилем для советских зодчих всех регионов на короткий период (конец 40-х и на первую половину 50-х годов XX века), года овеянные духом победы во Второй мировой войне. Очередному российскому диктатору, как в свое время Наполеону I, необходимо было закрепить визуально в монументально помпезных, образцовых (классических) формах устрашающую для всего западного Света мощь новой, Советской империи. И это ему удалось.

Сталинский ампир присутствует практически во всех крупных городах бывшего СССР. Кого-то он раздражает своим примитивным цитированием, стилизацией античности, кто-то им восхищается, видя в нем торжество нового стиля державной России. Значит, - и тех и других - задевает за живое. Не стали исключением Приангарье и Забайкалье

[3].

Судя по классификации садов и парков 1956 года, приведенной в учебном пособии «Планировка и застройка городов» [1], парки Иркутска больше относятся к городским садам: «Городской сад отличается от городского парка своим назначением и меньшими размерами. Его площадь обычно 2-6 га. Городские сады предназначаются для прогулок и отдыха городского населения и для культурно-массовой деятельности, преимущественно в вечерние часы. Занятие с детьми, главным образом дошкольного возраста, проводятся днем. Развернутой спортивной работы в городских садах не ведется. Городские сады целесообразно устраивать в местах с плотной застройкой, где нельзя разместить крупный городской парк, размещение их должно быть увязано с местоположением парков.

Практически сложилось два типа городских садов. Городские сады первого типа имеют зрелищные сооружения - театр, кино, музыкальную эстраду, танцевальную площадку, ресторан, аттракционы. Предназначенные для отдыха участки таких городских садов незначительны и не играют существенной роли в организации территории сада. Аллеи и площадки его служат и местом прогулок для посетителей сада, и открытыми фойе театра и кино во время антрактов. Зеленые насаждения этих садов составляют не более 50% всей их площади.

Городские сады второго типа предназначаются преимущественно для отдыха и прогулок «среди зелени». Они имеют минимальное количество сооружений, главным образом декоративных. Основное значение в садах этого типа имеют площадки отдыха, прогулочные аллеи и зеленые насаждения» [1].

Рис. 2. Донецк. Парк им. Горького Рис. 3. Красноярск. Парк им. Горького

Рис. 4. Алма-Ата. Парк культуры и отдыха Рис. 5. Таганрог. Парк культуры и отдыха

Веянья нового времени отражались и на культурной жизни иркутян. Еще в конце XIX века в Иркутске появляются новые типы парков, например Циклодром, созданный по инициативе общества велосипедистов. В 50-60 годы XX века спорт стал играть ведущую роль в жизни города (рис. 6, 7, 8, 9). В парках появлялись гимнастическое оборудование, парашютные вышки, кордодромы (площадки для запуска авиамоделей). На берегу Ангары (в центре и в Иркутске-П) появлялись специальные сооружения для гребли как для спортсменов (рис.10), так и для отдыха трудящихся. Сооружали вышки для прыжков в воду.

Рис. 6. Соревнования по велосипедному Рис.7. Хоккейная команда авиазавода (50-е гг.)

спорту (Иркутск, сер. XX в.)

Рис. 8. Стеклянка. На лыжной дистанции Рис. 9. Авиамодельный кружок авиазавод

(50-е гг.) (50-е гг. XX в.)

Рис. 10. Набережная р. Ангары (сер. XX в.) 1950-е годы

Из статьи Александра Селищева «Иркутск в 1950 году» мы узнаем много интересных фактов о благоустройстве города и культурном досуге его жителей. Например, то, что по количеству жителей Иркутск в 1950 году занимал 20-е место в РСФСР. В городе было более 100 промышленных и транспортных предприятий, на которых трудилось 40 тыс. человек.

В Иркутске в это время было 9 высших учебных заведений (в них училось 7200 студентов и работало 760 преподавателей), 73 средние школы, 20 специальных учебных заведений, 80 библиотек, 3 театра, 6 кинотеатров, 2 музея, летний цирк и планетарий. Местные власти приняли решение о размещении планетария в здании Троицкой церкви. Ныне церковь отреставрирована, там идут службы.

В 1950 году открылся первый цветочный магазин по ул. Карла Маркса, 24. В центре города по ул. Желябова учащимися школ № 1, 11, 15, 17 создается плодово-ягодный мичуринский сад Дворца пионеров.

29 мая открылся сад им. Парижской коммуны. За два дня в нем побывало 25 тыс. иркутян. Выступал негритянский артист Тито Ромалио.

В Иркутске в это время три клуба танцев: коммунальников, МГБ (по ул. Дзержинского), Дом культуры завода им. Куйбышева. (А.Селищев не упомянул Дом культуры в Иркутске-П). Автор пишет: «В выходные дни в этих клубах так много людей, что и потанцевать нет никакой возможности. Часто нет места и для того, чтобы просто постоять. Хулиганство здесь - заурядное явление. Оркестры преимущественно играют фокстроты и танго (рис. 11).

Рис. 11. Танцы (сер. XX в.) [7]

Летом крайне сложно выбраться на отдых за город: автобусы до самых окраин не доезжают, да и попасть в автобус очень непросто. К берегу реки в черте города можно выйти лишь в районе парка имени Парижской коммуны. В остальной части города к реке не подступиться - берег застроен или завален хламом. У ворот станции спортивного общества «Авангард» - большая очередь: не хватает лодок. Целая проблема - купить в жаркие дни прохладительные напитки» [4].

Сад Парижской Коммуны (Александровский сквер, бульвар Гагарина)

История одного из популярных мест отдыха иркутян весьма интересна, она показывает какие изменения происходили в стране и как это влияло на процессы, происходящие в иркутских парках: «Постановлением президиума Иркутского городского совета от 3 ноября 1920 года среди прочих переименований Александровский сквер стал сквером Парижской коммуны.

В советское время сквер продолжал использоваться по своему назначению, принимая многочисленных посетителей. За вход в него до 1959 года, как и прежде, взималась плата. Как и до революции на территории сада работал детский парк с качелями, каруселью, гигантскими шагами и другими незатейливыми аттракционами.

В конце 50-х гг. XIX века общая площадь сада составляла 3,8 га.

По генеральному плану реконструкции города начала 60-х гг. XX века предусматривались свободный выход к реке Ангаре и благоустройство набережной. Территория сада входила в планируемый на набережной бульвар. Согласно этому документу, Иркутский городской Совет депутатов трудящихся решением № 300 от 9 мая 1960 года обязал городской отдел культуры и директора сада к 25 мая сдать территорию сквера городскому отделу коммунального хозяйства и тресту горзеленхоза. В решении было указано, что «в целях улучшения обслуживания отдыха трудящихся территорию и все строения сада железнодорожников станции Иркутск-1 передать на баланс сада имени Парижской коммуны». Итак, бывший Александровский сад был частично уничтожен, многие постройки ликвидированы, а его персонал переведен в Глазково, в сад Железнодорожников, который с этого времени стал называться садом Парижской коммуны и перестал принадлежать Управлению Восточно-Сибирской железной дороги» [5].

Входы в сад Парижской коммуны 50-х годов - яркие примеры объектов с советской символикой. На рис. 12 мы видим красные стяги, звезды, советский герб. Как память о Великой Отечественной войне по центру входа - Орден Победы. Этот вход в парк разработан и утвержден городским исполкомом, а именно архитектором С.М. Заславским. Главный вход предполагалось создать в кирпиче и камне.

Рис. 12. Вход в сад Парижской коммуны (сер. XX в.)

Рис. 13. Вход в сад Парижской коммуны (сер. XX в.)

На рис.13 изображен другой вход в сад, вверху по центру лозунг «Производительно работать - культурно отдыхать!». Обрамляют вход красные стяги и скульптуры Ленина и Сталина.

А вот впечатления юности 1953 года о первом знакомстве с Иркутском Геннадия Александровича Полковникова, ныне жителя Иркутска: «Некоторые из наших школьников впервые видели большой город, асфальт. Очень нам нравилась архитектура зданий центральной части города, сады, парки (рис.14, 15). Восторгались торцевой мостовой на ул. Карла Маркса от ул. Ленина до набережной Ангары. Мы подолгу гуляли по саду Парижской Коммуны на берегу Ангары. Старожилы еще помнят работавший в парке фонтан, в его вертикальной струе «танцевал» мячик.

Не обходили мы и находившуюся в то время в саду библиотеку, расположенную на насыпи из камней... (рис.16)

После окончания учебы в школе я поступил в Иркутский строительный техникум транспортного строительства и началась моя иркутская жизнь.

По вечерам ходили в сад Парижской коммуны на танцы. Вход был платным, но студенты ведь на выдумку хитры - мы снимали обувь и по воде обходили ограждающий танцплощадку забор.» [6].

Рис. 14. Фонтан в саду Парижской коммуны

Рис. 15. Фонтан в саду Парижской коммуны

Рис. 16. Читальный зал в саду Парижской коммуны (сер. XX в.) Комсомольский парк

Территория Комсомольского парка давно представляла интерес для жителей Ир-кутска-П. В 1948 году было решено на этом месте разбить парк. Работу по созданию парка возглавили комсомольцы авиазавода. Проводились субботники и воскресники. Рыли канавы, спускали воду, сажали деревья и кустарники, прокладывали дорожки. Через десять лет после основания парка деревянную ограду сменили на металлическую [7] (рис.17). Со временем парк постоянно благоустраивался, в нем появились павильоны, киоски, тир, детский деревянный городок (1980-е годы).

В Иркутске-П Дворец культуры им. Гагарина, соседствующий с Комсомольским парком до реконструкции 1954 года имел обрамление главного входа в виде скульптур

Ленина и Сталина. Архитектура центрального фойе изменилась. Скульптуры вождей пришлось перенести в скверы центральной аллеи, ведущей к центральному входу ДК (рис. 18). Это уникальное сооружение сохранилось до наших дней как замечательный образец конструктивизма и «советского ампира» одновременно. В 1980-е гг. здание пережило реконструкцию, но до сих пор Дворец культуры и парк в полной мере выполняют свои функции. Раньше финансирование и поддержание порядка осуществлялось авиазаводом. Кружки и секции были бесплатными, либо плата была минимальной. Ежегодная уборка территории парка осуществлялась заводчанами во время субботников и воскресников, также руководство завода на эти мероприятия жертвовало рабочее время. Теперь помещения Дворца культуры арендуются частными лицами - руководителями секций и кружков. Парк перешел в ведение города и сдается в аренду частного развлекательного комплекса.

Рис.17. Новая ограда Комсомольского парка [7] Рис. 18. ДК Гагарина (Иркутск-П) [7]

1960-е годы

В 1960 году окончательно составлен и одобрен генеральный план реконструкции и застройки города на 18-20 лет [8]. В генеральном плане застройки Иркутска предусмотрена реконструкция старых районов, особенно центра города. Предполагается укрупнить кварталы. При этом планируется закрыть для транспорта второстепенные улицы, чтобы превратить их в бульвары и скверы. Это увеличило бы количество зелени в жилых районах и позволило бы разместить в укрупненных кварталах здания культурно-бытового назначения.

Также была предусмотрена расчистка и озеленение всей набережной Ангары, пробивка ул. Красного Восстания, Карла Маркса, Красной Звезды, Пролетарской к реке, устройство лестниц-сходов, лодочных станций, широких бульваров. Задача состояла в том, чтобы «открыть» реку для города.

1961 год - юбилейный год для Иркутска. К этой дате планировалось и проводилось ряд мероприятий по благоустройству города. Из статьи «Цвести садам» газеты «Восточно-Сибирская правда» [9]: «Недавно в Иркутске состоялось городское собрание озеленителей и цветоводов-любителей, созванное по инициативе городского Совета женщин. Собрание обсудило доклад председателя исполкома городского Совета депутатов трудящихся Н.Ф. Томенко «Иркутск должен стать городом - садом».

В прениях по докладу выступили руководитель юннатских кружков Дворца пионеров Е.О. Колчина, завуч школы № 18 Н.Г. Шавня, профессор сельхозинститута И.С. Буддо и многие другие. Выступающие внесли ценные предложения по дальнейшему благоустройству и озеленению города. На собрании выступил первый секретарь Иркутского горкома КПСС А.П. Шешуков. Городское собрание озеленителей и цветоводов-любителей обратилось ко всем трудящимся Иркутска. Обращение призывает всех рабочих и служащих, домохозяек, комсомольцев и пионеров города выйти на воскресники, чтобы сделать Иркутск чистым городом, городом-садом (рис. 19). Пусть решительно все возьмутся за

очистку территории, посадку деревьев, выращивание цветочной рассады! - говорится в обращении. Необходимо подготовить почву для посева многолетних трав, разбить скверы, газоны».

Рис. 19. Работы по озеленению улиц в Иркутске-П (сер. XX в.) [7]

В 1961 году закончено бетонирование набережной Ангары от ул. Карла-Маркса до моста. Начаты работы по регулированию русла р. Ушаковки и благоустройству ее поймы. Русло планировалось расчистить, выпрямить и углубить проточными прудами с пятью перепадами. Через реку возвести 3 железобетонных моста.

Из статьи «Будущее реки Ушаковки»: «.от перепадов спустятся в зеленую зону красиво оформленные лестницы. Пляжи запроектированы по 2400 кв. м каждый, с раздевалками, теневыми навесами, торговыми киосками и грибками, волейбольными и баскетбольными площадками, теннисными кортами и спортивными павильонами.

Работы по благоустройству начались с прошлого года. В этом году их фронт будет расширяться.

Недалеко время, когда побережье Ушаковки в летнее время будет местом массового гулянья и отдыха иркутян». ЦПКиО

Среди прочих мероприятий - благоустройство Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО) и строительство парка 300-летия Иркутска. Из статьи «У главного входа в парк» [11]: «Раньше эту гору называли Иерусалимской. Зимою ее весело оглашали звонкие голоса ребятишек, катающихся на салазках. Летом гора выглядела иначе. Появились скрытые под снегом рытвины и овраги. Дожди и ветры разрушали их еще больше. В ненастье трудно было подняться по этим рытвинам и ухабам. Но вот возник городской парк культуры и отдыха, и сразу зашла речь о том, что надо благоустраивать гору и к центральному входу соорудить лестницу.

На днях у главного входа парка зарокотали моторы бульдозеров. Стальные ножи мощных стосильных машин врезались в землю, ровняя бугры и засыпая рытвины. Началось благоустройство горы.

Сооружать лестницу поручено строительно-монтажному управлению ВосточноСибирского управления «Гражвоздухфлота», курсантам Иркутского авиационного технического училища.

Проект строительства лестницы составлен коллективом проектировщиков «Ги-прошахт», архитекторами А.А. Полосовым и В.П. Шматковым.

Решено лестницу сооружать к юбилейной дате - 300-летию Иркутска.

Что же из себя будет представлять это сооружение? Лестница шириною в восемь метров спустится с горы от главного входа до ул. Перовской, сначала сплошными ступеньками, а затем разойдется в две стороны шириною 4,5 метра каждая. Между этими лестницами будут устроены газоны, по бокам посажены крупномерные кедры, лиственницы,

ели, установлены скамейки, красивые светильники. Длина лестницы 105 метров. Она будет из железобетона» (рис. 20).

Архивное фото (XIX в.) Фото (конец XX века)

Рис. 20 Лестница у входа в ЦПКиО

Из статьи Л. Филиппенко «Концерт в парке» [12]: «Теплый воскресный вечер. Десятки иркутян побывали в центральном парке культуры и отдыха. Впервые в этом летнем сезоне здесь состоялся концерт городского оркестра народных инструментов, посвященный 300-летию Иркутска. Программа включала произведения Андреева, русские народные песни и песни советских композиторов о Родине, а также произведения зарубежной классики. С большим интересом была встречена песня об Иркутске «Где бы я только ни был» на слова руководителя оркестра М.С. Гезунгейта. Исполнял ее автор музыки Л.В. Пащенко в сопровождении оркестра. «Всюду будет слышен мне ангарский шепот» - мягко пел солист, и перед глазами слушателей вставал родной Иркутск... Концерт прошел с большим успехом».

Парк 300-летия Иркутска

Озеленение города проводилось не только специальными городскими службами, но и главным образом силами граждан-энтузиастов и различными организациями и предприятиями (рис. 21).

Рис. 21. Озеленение улицы Байкальской (фото Берлова Е., 1964 г.)

Организовывались субботники и воскресники. Из статьи «Это чудесно - новый парк» [13]: «.сюда идут колонны людей: учащиеся, рабочие, служащие. Музыка, песни,

смех. Дует майский ветерок, развевает алые знамена. К пустырю идут и идут новые колонны. Вот учащиеся авиационного училища, студенты лесного техникума, ученики школ № 5, № 13. Идет шестнадцатая семилетняя школа во главе с директором Аркадием Дмитриевичем Кобловым. В полдень в школе состоялась торжественная линейка, и 200 лучших учеников выделено для участия в закладке парка.

Три часа дня. На импровизированной трибуне представители партийных, советских, общественных организаций, передовики производства, отличники учебы.

Начинается митинг, посвященный закладке сада имени 300-летия Иркутска. Слово предоставляется секретарю Сталинского райкома КПСС Н.Ф. Салацкому.

Право первыми посадить деревья в новом парке предоставляется бригадирам бригад коммунистического труда «Иркутскстроя» Москвитину, завода «Автотрактородеталь» Залсаевой, Лисихинского кирпичного завода Григоренко.

Иркутяне дружно взялись за работу. За два часа были посажены тысячи деревьев.»

Из статьи «И зеленеют скверы» [14]: «В новом парке имени 300-летия Иркутска посажены четыре тысячи деревьев. Здесь уже зазеленели молодые березы, клены.

Жители Сталинского района высадили сто тысяч кустарников, засеяли около ста тридцати тысяч квадратных метров газонов. Много раз выходили они на воскресники, и после каждого что-то менялось в районе: чистый симпатичный сквер превращался пустырь, протянулись вдоль улиц опрятные газоны, стройно забелели на правом берегу Ушаковки березы». «.участвовать в конкурсе на лучшее оформление цветами улицы, дома, балкона желает все больше иркутян. Соревноваться начинают между собой школы, промышленные предприятия».

Подобные мероприятия проводились во всех районах города. Явление было массовым, а потому эффективным. Из статьи «Дружно - всегда хорошо» [15]: «Хорошо поработали в Ленинском районе - в этом районе высажены 9 тыс. деревьев, причем 210 из них крупномерные, 31 тыс. кустарников обрамляет дорожки скверов.

В Кировском районе посажено 2083 дерева из 7 тыс., положенных по плану, крупномерных деревьев посажено 110; кустарников - 17 тыс.».

Личная инициатива населения в то время была также на высоком уровне. Горожане с любовью благоустраивали свои дворы и улицы. Из статьи «Сиреневому саду цвесть» [16]: «Великолепный подарок городу-юбиляру придумали и начали готовить в пору месячника люди старшего поколения Свердловского района. У памятника борцам революции они заложили обширный, на два гектара, сад. И название у сада очень красивое, душистое, праздничное - «Сиреневый». Здесь будет пышными гроздьями цвети сирень».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Площадь Труда

На фотографиях 1960-х годов, где зафиксированы некоторые элементы площади Труда, такие как: ограждение, обрамленный фонарями вход (рис. 22), фонтан, вазоны, помещенные на постаменты. Отметим некую сложность, мягкую выразительную пластику деталей. Фонтан небольшой, но сложный по форме, которая напоминает фонтаны баварских замков XIX века (рис. 23).

История этой площади весьма богата событиями и перестройками. На месте площади до революции находился Мелочной базар. Здесь были лавки и дома купцов Забелиных, Останиных, Тюрюминых, Чупаловых (или Калинкины ряды), а также общественные лавки, Толкучий рынок. Лавки и дом купца Трапезникова занимал целый квартал, поэтому площадь иногда называли Трапезниковской. Торговля шла бойко. Торговали ремесленными изделиями и старыми вещами.

Рис. 22. Площадь Труда (сер. XX в.)

Рис. 23. Фонтан на Площади Труда (сер. XX в.)

Крестьяне привозили на рынок птицу и овощи. Посреди площади была построена, так называемая, важня (постоялый двор), где крестьяне останавливались на ночлег. В некоторые дни площадь не могла вместить всех желающих, тогда прилавки ставили вдоль ул. Ивановской (ныне Пролетарской). И площадь часто называли Ивановской.

История паркостроения советского периода оставила немногочисленные следы нашим современникам. Архитектурные элементы сохранились в парке Парижской Коммуны (Циклодром, Локомотив, Железнодорожников) (рис. 24, 25), в ЦПКиО, в Комсомольском парке (рис. 26, 27), в парке при стадионе «Зенит» в Иркутске-П (рис. 28, 29, 30). В основном это оформление входов и парковая ограда.

Рис. 24. Парк Парижской коммуны (1960 г.)

Рис. 25. Вход в парк Парижской коммуны

Рис. 26. Вход в Комсомольский парк

Рис. 27. Ограда Комсомольского парка

Рис. 28. Вход парка при стадионе «Зенит» Рис. 29. Аллея парка при стадионе «Зенит»

Рис. 30. Оформление входа парка при стадионе «Зенит» (80-е гг. XX в.)

Богатая история паркостроения советского периода оставила немногочисленные следы нашим современникам. Со временем они уничтожаются. Остаются лишь архивные фотографии и воспоминания иркутян.

В наше время следует отметить большие проблемы садов и парков Иркутска в аспекте эстетической целостности. Необходимо выделить индивидуальные черты, свойственные данному объекту, создать неповторимую структуру и образ парка (сада). При этом возможно исследовать историю его формирования и существования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Планировка и застройка городов / под ред. В.В. Бабурова: учеб. пособие для студентов арх. вузов. М.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1956. 341 с.

2. Острогорский А. Центральный парк Культуры-2 // Проект Россия. 2013. № 69.

3. Чертилов А. Советский неоклассицизм // Проект Байкал. № 16. 2007. С. 120.

4. www.selishchev.com/irk.html

5. Иркутск: Историко-краеведческий словарь. Иркутск: Сибирская книга, 2011.

596 с.

6. http://moi-goda.ru/sudbi-liudskie/gorod-moey-iunosti

7. Аксенов С.Н. Иркутский авиационный завод. Страницы истории. 1957-2012 гг.: хроникально-документальное издание. Иркутск: Иркут, 2013. 772 с.

8. Рябцовский М.И. Иркутская история. 1961 год [Электронный ресурс]. URL: http://newsbabr.com/print.php?IDE=46223

9. Цвести садам // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 83.

10.Беляев З. Будущее реки Ушаковки // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 85.

11. Беляев З. У главного входа в парк // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 118.

12. Филиппенко Л. Концерт в парке // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 122.

13. Шибаева З. Это чудесно - новый парк // Восточно-Сибирская правда. 1961. №

115.

14. И зеленеют скверы // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 125.

15. Дружно - всегда хорошо // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 123.

16. Сиреневому саду цвесть // Восточно-Сибирская правда. 1961. № 125.

В статье использованы фотоматериалы фотоколекции О.В.Маркевича Государственного архива Иркутской области, а также хроникально-документального издания «Иркутский авиационный завод. Страницы истории. 1957-2012 гг.».

Информация об авторе

Иванова Кристина Геннадьевна, аспирант кафедры «Архитектура и градостроительство», тел. 89149425883, e-mail: kristi-iv@mail.ru; Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Information about the author

Ivanova K.G., post-graduate, Architecture and Urban Development Department, tel.: 89149425883, e-mail: kristi-iv@mail.ru; Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074.

УДК 711.641

РЕСТАВРАЦИЯ ПАМЯТНИКОВ АРХИТЕКТУРЫ В ИРКУТСКЕ (НА ПРИМЕРЕ ДОХОДНОГО ДОМА ПО УЛИЦЕ ФРИДРИХА ЭНГЕЛЬСА,

БЫВШЕЙ ЖАНДАРМСКОЙ)

Н.С. Копылова, Н.Л. Корзун

Представлены результаты комплексных научных исследований памятника истории и культуры конца XIX века в Иркутске, выполненные студентами ИрГТУ группы РРАН-08-1. Результаты легли в основу «Проекта реставрации и приспособления под гостиницу объекта культурного наследия по адресу: г. Иркутск, ул. Фридриха Энгельса, 19а». Проект реставрации был одобрен, так как он максимально использует площади памятника, не нанося вреда внешнему виду и сохраняя историческую ценность объекта.

Ключевые слова: комплексные научные исследования; фотофиксация; объект культурного наследия; деревянный; проект реставрации.

RESTORATION OF ARCHITECTURAL MONUMENTS IN IRKUTSK (AT THE EXAMPLE OF DOKHODNY HOUSE IN FRIDRIKH ENGELS STREET, FORMER

ZHANDARMSKAYA STREET)

N.S. Kopylova, N.L. Korzun

We presented the results of complex scientific research of the historical and cultural monument of the end of 19th century, made by the students of ISTU, group RRAN-08-1. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.