Научная статья на тему 'Парк в культурной среде города'

Парк в культурной среде города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY-NC-ND
2013
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРК / ГОРОД / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ГОРОДА / PARK / CITY / CULTURAL ENVIRONMENT OF THE CITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Буланова Марина Борисовна, Угрехелидзе Елена Александровна

В данной статье определяется место, значение, функции парка в культурной среде города. Раскрывается история и современность одного из любимых парков москвичей Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A park in cultural environment of the city

This article defines the place, significance and function of the park in the cultural environment of the city. It reveals the history and modernity of one of Muscovites favorite parks Gorky Central Park of Culture and Leisure.

Текст научной работы на тему «Парк в культурной среде города»

М.Б. Буланова, Е.А. Угрехелидзе ПАРК В КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ГОРОДА

В данной статье определяется место, значение, функции парка в культурной среде города. Раскрывается история и современность одного из любимых парков москвичей - Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького.

Ключевые слова: парк, город, культурная среда города.

Вопрос о культурной среде города в настоящее время приобретает все более важное значение для создания эффективной системы взаимодействия города и городского паркового комплекса. Расширение культурной стороны деятельности человека во все времена являлось сутью жизни города, развития и изменения его характера.

Многовековое развитие города стало возможным, в частности, благодаря достижению горожанами новой ступени его культурного статуса. Город породил широкий спектр профессий, связанных с культурой, искусством, досугом. Многие элементы культуры вообще могли быть произведены только в условиях городов. В отличие от села культурно-досуговая деятельность горожан довольно скоро отделилась от производственных и бытовых процессов, а городской образ жизни и сам имидж города стали восприниматься через систему его культурных ценностей.

Благодаря усилиям человека город превратился в сотворенный его руками искусственный мир, в котором даже сама удаленность от природы создала условия для максимального развития культурных элементов, призванных заменить естественное окружение природной среды. Расширение сферы профессиональной деятельности художников, архитекторов, ученых, актеров, мастеров зрелищных представлений, усиление эстетических мотивов в ремесленном

© Буланова М.Б., Угрехелидзе Е.А., 2015

производстве создавали в городе как бы избыточную культуру, формировали все новые ее пласты. Сложившийся город диктовал горожанам нормы и правила мышления, поведения и общения не только в труде и в быту, но и в области культуры и досуга1.

Причастность к городской культуре создавала и создает условия для превращения городских парков и садов в субъекты культурного диалога поколений на расширенной, чисто городской основе. Эту основу составляет городская среда, служащая одним из источников дальнейшего движения культуры. Чем сложнее структура и выше степень организации городской среды, тем заметнее оказывается ее культуроформирующая направленность.

Противопоставление парка и культурной среды города лишено оснований. Парк и городская культура составляют некое социально-культурное целое, при этом каждая социальная группа городского населения является активным субъектом культурной деятельности в парке. Ее отношение к парку может состоять в виде приспособления, адаптации к парковой среде, либо конструктивного преобразования, придающего этой среде новое качество.

Осваивая и вбирая в себя множество представленных в городе больших и малых субкультур, парк создает некую целостную модель их преломления в своих праздничных, развлекательно-игровых и информационно-просветительных программах. Например, повседневные процессы межкультурной коммуникации, усилившиеся в условиях города, приобретали конкретные и социально эффективные формы в виде городских ярмарок и гуляний, а позднее - городских парков и садов.

Москва целенаправленно выявляла свою культуру. На создание индивидуального лица своего города в течение многих десятилетий работало множество составляющих городской среды - и производство, и архитектура, и быт, и культурные заведения, и многое другое2.

Начиная с 20-х годов прошлого столетия развитие московских парков осуществлялось на основе концепции массового озеленения столицы. Начало формированию единой зеленой зоны общественного назначения в центре Москвы было положено в 1922 г. В декрете ВЦИК об организации парка на территории Всероссийской сельскохозяйственной выставки говорилось: «Утвердить местом устройства выставки в Москве: площадь огородов у Крымского моста, площадь части сада, прилегающего к Нескучному саду».

В 1928 г. Президиумом Моссовета было принято решение о создании на месте Выставки, Нескучного сада и Воробьевых гор Парка культуры и отдыха.

98

М.Б. Буланова, Е.А. Угрехелидзе

В учредительных документах ЦПКиО трактовался как крупное многофункциональное учреждение культуры на открытом воздухе, на которое возлагался комплекс культурно-просветительных и физкультурно-оздоровительных задач. Строительство учреждения подобного типа было первым опытом не только для Москвы, но и для всей страны3.

Множество документальных источников и исследовательских работ по истории Москвы изобилует примерами активной культурной деятельности ее жителей в обустройстве и развитии целой сети городских парков культуры и отдыха. Причем в случае описания отдельно взятого парка и той социально-культурной ситуации, в которой он на данный момент находился, выявлялись два взаимосвязанных аспекта: во-первых, анализ городского окружения парка, той внешней среды, в которой парк функционирует; во-вторых, характеристика парка «изнутри», как целостного субъекта городской культуры.

До сих пор среда столичного мегаполиса представляет сплав исторически сложившегося «центра» и сравнительно новых архитектурных образований - «спальных районов», состоящих в основном из многоэтажных жилых домов, возведенных индустриальными методами. Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького остается одним из крупных парков, расположенных на территории Центрального административного округа Москвы (ЦАО).

Центральный округ по своим архитектурным памятникам, пространственному разнообразию и индивидуальности жилой среды представляет собой огромную историко-культурную ценность. Но он далеко не всегда является комфортабельной средой для жилья: здесь еще немало дворов-колодцев, скученной застройки. В частности, в архитектуре центра города присутствует некоторый эстетический дискомфорт, связанный с одновременным размещением жилых построек (часть из которых старинные усадьбы, являющиеся памятниками архитектуры) и типовых промышленных зданий. Например, на улице Льва Толстого, напротив усадьбы писателя, размещены типовые корпуса бывшей фабрики «Красная Роза» и это далеко не единичный случай в градостроительной картине центра. Парки в этом смысле должны были играть роль своеобразной «отдушины» для жителей, преодолевая сложившийся дискомфорт окружающей их городской среды.

В то же время Центральный округ наглядно демонстрирует черты исконно российской культуры и вплетенные в эту ткань мотивы другой жизни: помещения офисов, кафе и магазинов европейского типа, современные элитные жилые постройки. Здесь сосредоточено множество очагов массовой, в том числе молодежной, культуры, центров политических дискуссий, многочисленных

объектов активных усилий федеральных и столичных политиков, ученых, спортсменов, деятелей культуры и искусства. Центр столицы испытывает острейшую потребность в просторных, живописных зеленых рощах и полянах, этих своеобразных городских «отдушинах» типа Летнего сада и Марсова поля в Санкт-Петербурге или Гайд-парка и Риджентс-парка в Лондоне.

Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького в постсоветский период долгое время находился в запущенном состоянии. Больше половины деревьев были больны, из-за плохой почвы почти не росла трава, дорожно-тропиночная система пришла в негодность, требовали ремонта практически все жилые и спортивные объекты. Только несколько лет назад в парке начались коренные изменения. Были убраны все аттракционы, отменена плата за вход, отреставрированы объекты культурного наследия, появились спортивные зоны, соответствующие всем европейским нормам и запросам молодежи, детские площадки, уникальный проект для детского развития «Зеленая школа», бесплатный Wi-Fi, с ноября по март работает каток -более 18 тыс. кв. м, появились актуальные мероприятия и т. д. Близлежащие школы используют парк для занятий физкультурой. Парк неоднократно становился победителем в различных конкурсах как самая комфортная социально-культурная среда для жителей города.

Актуализация парка в структуре культурных, досуговых, учебных интересов и предпочтений москвичей позволяет эффективно решать задачи совершенствования культурной среды города.

Итак, чтобы восполнить недостающие или утраченные городом ценности, в парке крайне важно создать условия и обстановку, при которых были бы сломлены негативные наслоения и пространственные стереотипы, владеющие горожанами. В парке необходимо, хотя бы в рамках непродолжительного времени, объединить человека с природой, историей, культурой, сформировать иную, отличную от городской, благоприятную во всех отношениях творческую и рекреационную среду.

Примечания

См. подробнее: Форрестер Дж. Динамика развития городов. М.: Прогресс, 1974. См.: Забелин И.Е. История города Москвы. М., 1905; Прогулки по Москве и ее художественным и просветительским учреждениям / Под ред. Н.А. Гейнике, Н.С. Елагина. М., 1917. См.: Архив Е.А. Угрехелидзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.