Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная система / поликультурное образование / педагог / образовательная организация / управление / educational system / multicultural education / teacher / educational organization / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кречетова Галина Андреевна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Саутиева Фатима Белановна

Изучение и выявление характерных аспектов результативного управления образовательными системами, отличающимися поликультурными особенностями выступает в качестве цели исследования. Задачами статьи являются следующие: определение сущности образовательной системы в аспекте каждого звена; выявление места и роли поликультурного образования в системе отдельной образовательной организации; определение характерных особенностей и предпосылок для построения результативной поликультурной образовательной системы. В качестве полученных результатов обозначается необходимость повышения квалификации педагогов как обязательное условие конструирования результативной образовательной системы с поликультурным компонентом. На примере ФББОУ ВО ЧГПУ акцентируется внимание на возможности объединения педагогического сообщества в целях совместного поиска искомых решений, способствующих актуализации поликультурного аспекта, как инструмента устойчивости образовательной организации в рамках соответствующей системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кречетова Галина Андреевна, Сельмурзаева Хеди Рамзановна, Саутиева Фатима Белановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study and identification of characteristic aspects of effective management of educational systems with different multicultural characteristics serves as the purpose of the study. The objectives of the article are as follows: to determine the essence of the educational system in the aspect of each link; to identify the place and role of multicultural education in the system of a separate educational organization; to determine the characteristic features and prerequisites for building a productive multicultural educational system. The results obtained indicate the need for advanced training of teachers as a prerequisite for designing an effective educational system with a multicultural component. Using the example of FSBEI IN ChPU, attention is focused on the possibility of uniting the pedagogical community in order to jointly search for the desired solutions that contribute to the actualization of the multicultural aspect as a tool for the sustainability of an educational organization within the relevant system.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

- студенческое научное общество;

- кибер клуб;

- клуб весёлых и находчивых;

- старостат;

- объединенный студенческий совет общежитий ггу [5].

Членство студентов в вышеперечисленных клубах даёт им возможности участия в следующих студенческих мероприятиях (международный фестиваль национальный культур «Мы учимся в России», деятельность штаба «Мы вместе», игры КВН, студенческая школа актива «ПРОдвижение», первенства ГГУ по футболу, баскетболу, волейболу, настольному теннису, дартсу, стрельбе, плаванию, армреслингу, русскому жиму, вузовский конкурс «Студент года», международный научный форум «Образование. Наука. Культура», Школа подготовки вожатых, международный фестиваль детского, юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», международный научный форум обучающихся «Молодежь в науке и творчестве» и многих других) [4].

Решение описанных выше проблематик приобретает особенную актуальность в связи с тем, что за последнее время можно увидеть то, что среди студенческой среды происходит актуализация значимости целого ряда аспектов, к которым относятся:

1) студенты стремятся к тому, чтобы объединяться в группы;

2) текущая система студенческого управления имеет ряд недостатков (к примеру недостаток опыта и подготовки обучающихся, недостаток ответственности, отсутствие свободного времени, потенциальные конфликты интересов). Важно отметить, что эти недостатки не всегда характерны для всех студенческих советов, и многие из них могут быть преодолены с правильным подходом и организационной поддержкой;

3) наблюдаются проблемы организационного и кадрового характера в деятельности студенческих объединений.

Выводы. Система студенческого самоуправления в колледже предоставляет обучающимся возможности для

саморазвития и самореализации, формирования организаторских способностей и лидерских качеств. Помимо всего прочего, самоуправленческая студенческая деятельность подразумевает наличие педагогического ресурса, реализация которого создает условия выпускникам колледжей для профессионального роста уже в профессиональной деятельности.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации.

2. Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

3. План мероприятий по реализации Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р.

4. Рабочая программа воспитания ГГУ. - URL: https://www.art-gzhel.ru/download/9ukwfflsbwbnecke.pdf (дата обращения 23.11.2023)

5. Положение о студенческом совете ГГУ. - URL: https://www.art-gzhel.ru/download/03dmh2da8p65v2p.pdf (дата обращения 22.11.2023)

6. Архангельский, Г.А. Организация времени / Г.А. Архангельский. - СПб.: Питер, 2006. - 284 с.

7. Белицкий, A.A. Формирование организаторских условий обучающихся в условиях групповой работы [Электронный ресурс] / A.A. Белицкий // Известия Волгоградского государственного технического университета. - № 4. - Т. 7. - 2007. - С. 11-13. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-organizatorskihsposobnosteyobuchayuschihsyav-usloviyah" gruppovoy-raboty/ (дата обращения: 23.11.2023)

8. Мещеряков, Б.Г. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм-ГВРОЗНАК,2007, - 672, [6] с. - (Большая университетская библиотека). ISBN 978-5-93878-232-7

9. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. - 28-е изд. перераб. - М.: Мир и образование, 2014. - 1376 с.

10. Прохоров, A.M. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. A.M. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия; СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», 2002. - 1628 е.: ил., карт.; 27 см. - ISBN 5-85270-015-0

11. Уманский, Л.И. Опыт изучения организаторских способностей учащихся / Л.И. Уманский // Вопросы психологии. -1993. -№ 1.-С. 298.

12. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. / В.Д. Шадриков. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.

Педагогика

УДК378

доцент кафедры методик начального образования Кречетова Галина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный); доцент кафедры чеченской филологии Сельмурзаева Хеди Рамзановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент педагогики и методики начального обучения Саутиева Фатима Белановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ингушский государственный университет» (г. Магас)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Изучение и выявление характерных аспектов результативного управления образовательными системами, отличающимися поликультурными особенностями выступает в качестве цели исследования. Задачами статьи являются следующие: определение сущности образовательной системы в аспекте каждого звена; выявление места и роли поликультурного образования в системе отдельной образовательной организации; определение характерных особенностей и предпосылок для построения результативной поликультурной образовательной системы. В качестве полученных результатов обозначается необходимость повышения квалификации педагогов как обязательное условие конструирования результативной образовательной системы с поликультурным компонентом. На примере ФГБОУ ВО ЧГПУ акцентируется внимание на возможности объединения педагогического сообщества в целях совместного поиска искомых решений,

способствующих актуализации поликультурного аспекта, как инструмента устойчивости образовательной организации в рамках соответствующей системы.

Ключевые слова: образовательная система, поликультурное образование, педагог, образовательная организация, управление.

Annotation. The study and identification of characteristic aspects of effective management of educational systems with different multicultural characteristics serves as the purpose of the study. The objectives of the article are as follows: to determine the essence of the educational system in the aspect of each link; to identify the place and role of multicultural education in the system of a separate educational organization; to determine the characteristic features and prerequisites for building a productive multicultural educational system. The results obtained indícate the need for advanced training of teachers as a prerequisite for designing an effective educational system with a multicultural component. Using the example of FSBEI IN ChPU, attention is focused on the possibility of uniting the pedagogical community in order to jointly search for the desired solutions that contribute to the actualization of the multicultural aspect as a tool for the sustainability of an educational organization within the relevant system.

Key words: educational system, multicultural education, teacher, educational organization, management.

Введение. Управление образовательной системой как направление в педагогическом сообществе в последнее время вызывает особый интерес. Причина обозначенного интереса состоит в том, что на территории Российской Федерации проживают представители различных народов и культур. Соответственно, для каждой образовательной системы ключевым аспектом является не только обеспечение гражданина знаниями и навыками, но также обеспечение гражданина условиями для получения обозначенных знаний и навыков. В этом случае образовательные стандарты являются лишь базовым и основным компонентом, который лишь в обобщенной форме затрагивает аспект поликультурного образования. Соответственно, актуальность настоящего исследования вызвана действительностью, которая формируется в рамках образовательного процесса соответствующего уровня, к которому относятся учащиеся как представители различных культур.

Изложение основного материала статьи. Административная функция в образовательной организации предполагает преимущественно хозяйственную деятельность руководящего звена. Если рассматривать систему образовательных учреждений с точки зрения уровня образования, то в этом случае уместно воспринимать каждый уровень образования как образовательную систему. Таким образом, на примере Российской Федерации представляется возможным обозначить четыре основных звена или четыре образовательные системы. К первому звену относится вся система дошкольного образования, ко второму - вся система общеобразовательных заведений, в том числе образовательные комплексы. Третье звено, в некотором смысле, относится к промежуточным звеньям между общеобразовательными организациями и высшей школой. Соответственно, к третьему звену относятся все учебные заведения среднего специального образования. Итоговое четвертое звено объединяет все высшие учебные заведения [3, С. 28].

Не случайно, все звенья как образовательной системы подразумевают отдельные федеральные образовательные стандарты. В действительности образовательные системы в России образуют самостоятельные институты социальной направленности. Каждая образовательная система предоставляет полный объем знаний и навыков в соответствии с предусмотренным уровнем образования. Общим в этом случае между звеньями является необходимость получения образования каждым гражданином. Стоит отметить, что первые два звена как образовательные системы являются обязательными для каждого гражданина, так как они предусматривают базовые знания и навыки, пригодные для функционирования в обществе [6, С. 32].

Последующие два звена сопряжены с особыми потребностями экономики. Однако для общества в равноценной степени важны все четыре образовательные системы. Так как Российская Федерация является многонациональным государством, то во всех образовательных системах в обязательном порядке присутствует поликультурный компонент. Народы государства могут, как компактно проживать на территории определенной местности, так и мигрировать внутри страны [1, С. 272]. Соответственно, во всех субъектах Российской Федерации прослеживается двойственная ситуация, при которой в рамках одной образовательной системы могут оказаться этнически выраженные группы людей, а также обучающиеся в одной группе представители различных культур.

Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер. Для руководителя звена образовательной системы представляется важным формирование такой атмосферы, которая соответствовала бы комфортному процессу обучения для всех представителей культур. Управление поликультурным обществом в действительности является достаточно сложной задачей, так как построение добрососедских отношений между одноклассниками или однокурсниками требует значительных разнонаправленных усилий. При этом поликультурная система в рамках образовательного процесса изначально должна строиться на профессионализме и компетентности педагогов [5, С. 17].

В советский период времени все образовательные системы в целом достаточно результативно справлялись с рассматриваемой задачей. Во многом этому способствовала система равных прав и обязанностей, а также постоянная миграция представителей разных культур из одной области или края на другую территорию, к примеру, в результате распределения после окончания учебного заведения.

Система открытого общества внутри СССР постепенно приводила к некоторому привыканию представителей одних культур к другим народам. В настоящее время репродуцирование советской системы добрососедских отношений в некоторой степени затруднено. Основной причиной является отсутствие изначальных фундаментальных рудиментов построения добрососедских отношений в рамках отдельно взятой образовательной системы. Одним из аспектов, препятствующих поликультурному образованию, является некоторое расслоение учащихся, к примеру, по имущественному принципу, поэтому в рамках отдельного образовательного учреждения необходима система, при которой все учащиеся вне зависимости от принадлежности к какой-либо этнически выраженной социальной группе людей и имущественного положения подчиняются единым правилам общественного поведения. Перед государством стоит задача создания общества с толерантными людьми, уважающими свою культуру, культуру национальных меньшинств, а также мировую культуру в целом. Практика показывает, что люди не приспособлены к жизни в многонациональном обществе, образуется множество конфликтов на национальной почве. Необходимо с самого рождения обучать и воспитывать детей в условиях многонациональности, прививать им чувство терпимости, толерантности, уважения к представителям иных культур, воспринимать человека в первую очередь как личность, оценивать его по качествам, а уже в последствии обращать внимание на его национальную принадлежность. В раннем детстве за это отвечает институт семьи, а затем большую роль играет система образования. Таким образом, система образования должна соответствовать требованиям многонационального общества. Поликультурное образование, по мнению автора, удовлетворяет потребностям многонационального общества. При определении цели поликультурного образования российские ученые акцентируют

разные аспекты, но едины во мнении, что поликультурное образование призвано отвечать различным потребностям всех членов поликультурного общества независимо от их этнической, культурной, социальной и религиозной принадлежности.

Формулировка целей поликультурного образования российскими учеными вариативна, но наблюдается главная мысль в том, чтобы наполнить учащихся соответствующей информацией о разнообразии народов и культур, воспитать чувство уважения к культурным различиям и подготовить подрастающее поколение к жизни в многонациональном обществе.

Специфическими целями поликультурного образования являются:

- формирование всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;

- воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации на ее базовых уровнях этнокультурном и национально-территориальном;

- формирование российской гражданской идентичности в условиях социальнополитической неоднородности регионов Российской Федерации, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;

- развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире ит.п.

Данные правила могут быть установлены в пределах одной образовательной организации, однако в обязательном порядке учитывать соблюдение уважения внутри коллектива по отношению друг к другу [10, С. 98].

Источником обозначенного уважения являются педагоги, культурный интеллект которых должен всегда превосходить специфику межкультурного взаимодействия учащихся. Кроме того, управление образовательной системой предполагает, что каждый участник образовательного процесса осознает не только свои права как представителя определенного этноса, но также степень ответственности за нарушение личных границ другого участника образовательного процесса по причинам этнического характера [8, С. 34].

С одной стороны управление образовательной системой, на примере отдельной организации, может представлять собой замкнутую платформу. Однако масштабирование этого опыта среди других образовательных организаций соответствующего звена, в целом призвано реформировать образовательную систему в сторону устойчивости. Кроме того, акцентирование внимания на предмет обучения и построение системы в отношении предмета обучения также является источником качественного поликультурного образования [4, С. 179].

Образовательные организации, отличающиеся высокой оценкой в отношении качества обучения и приоритетностью со стороны потенциальных учащихся, реализуют поликультурную политику посредством усиления таких сильных сторон, как фундаментальное изучение наук и реализация транспарентной политики при распределении имеющихся образовательных благ. К примеру, предоставление грантов на бесплатное обучение или распределение стажировок между школьниками или студентами. Таким образом, этническая составляющая переходит на второй план и не является определяющим фактором при реализации образовательного процесса. Однако в каждой образовательной системе существует образовательные организации, миссия которых базируется на обеспечении поликультурного образования и акцентировании внимания на данном аспекте [2, С. 12]. К таким образовательным организациям относится Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный институт международных отношений (Университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» (ФГАОУ ВО МГИМО (У) МИД России) [7]. Изначально обязательная квота целевого назначения на каждом факультете определяется представителем иностранных государств. Кроме того, более половины всех студентов являются представителями субъектов Российской Федерации. Каждый студент в обязательном порядке изучает два иностранных языка, из них: один язык - базовый, а другой -назначается руководством университета. Таким образом, создается ситуация, что каждый студент в равной степени участвует в транспарентной политике университета, которая отражается на равноценном отношении ко всем изучаемым языкам, в том числе к редким языкам.

Данный подход обеспечивает высокое совершенствование коммуникативной компетенции, как в отношении страноведческого аспекта, так и в отношении студентов между собой. Университет активно проводит различные культурные мероприятия, организуемые землячествами или отдельными этнически выраженными группами студентов. Таким образом, осуществляется усиление коммуникативной компетенции за счет обеспечения языковой и культурной среды в условиях поликультурного образования. Помимо обозначенных инициатив, структура университета также предусматривает культурный аспект, к примеру, один из холлов называется «Бульвар де Голля», таким образом, каждый этаж и каждое общественное пространство включая аудитории и лингафонные кабинеты, носят название в честь представителя определенной культуры или государства.

Приведенный пример указывает на возможность фокусирования внимания в отношении культурной составляющей всех представителей этносов, обучающихся в определенной образовательной организации при условии, если обозначенная культурная составляющая будет в равноценной степени представлена в общественном пространстве и образовательном процессе.

В целях обеспечения результативного управления образовательными системами необходимо уделять особое внимание повышению квалификации педагогов относительно поликультурных аспектов в педагогической деятельности. В частности, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО ЧГПУ) в сентябре 2023 года провел Всероссийский педагогический марафон «Учитель создает нацию», в условиях которого молодые педагоги из различных субъектов Российской Федерации проходили дополнительное обучение в рамках кейс-чемпионата с культурным и инновационным компонентом, приняли участие на марафоне мастер-классов, которые проводили победители различных педагогических конкурсов национальной направленности [9].

Стоит отметить, что уникальностью данного мероприятия является использование технологии проблемной ситуации, которая позволила педагогам самостоятельно разработать для своей последующей педагогической активности ряд культурно-направленный решений, обеспечивающих поликультурное образование. Таким образом, становится очевидным, что вопросы поликультурного образования являются предметом дискуссий в педагогическом сообществе, при этом в поиске решений в целях гармонизации поликультурного аспекта прослеживается объединение двух образовательных систем, а именно общеобразовательных организаций и высших учебных заведений. Подобное объединение указывает на существующую поликультурную систему, отличающуюся как положительной динамикой, так и аспектами, требующими особого внимания со стороны педагогов.

Выводы. Управление образовательной системой предполагает всестороннее понимание специфики развития личности на данном возрастном этапе. Поликультурный аспект является дополнительным фактором, который может, как

дестабилизировать образовательный процесс, так и сохранять лучшие традиции образования. От управленческих решений и их характера во многом зависит траектория развития поликультурного образования на этапе отдельной образовательной организации. Это значит, что образовательная система в условиях поликультурных компонентов может оставаться устойчивой лишь в том случае, если для этого будут созданы соблюдаемые всеми участниками образовательного процесса общие правила поведения.

Литература:

1. Благов, Ю.В. Место образовательной системы в современной культуре: Содружество искусств на уроках английского языка / Ю.В. Благов // Вуз культуры и искусств в образовательной системе региона: материалы Пятой Всероссийской электронной научно-практической конференции. - Самара: СГАКИ, 2008. - С. 271-274

2. Брезгина, О.В. Поликультурное образование как важная составляющая современного образования / О.В. Брезгина //Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. -2013. -№21. - С. 12-15

3. Бунеев, Р.Н. Образовательная система нового поколения. Теоретический аспект: монография / Р.Н. Бунеев. -Москва: Баласс, 2008. - 128 с.

4. Ерина, И.А. Поликультурное образование как основа толерантных отношений в обществе / И.А. Ерина, О.М. Коробкова // Мир науки, культуры, образования. - 2022. -№. - 1 (92). - С. 178-180

5. Жукова, О.Г. Поликультурное образование / О.Г. Жукова. - Казанский гос. ун-т. - Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 2008. - 89 с.

6. Мельникова, Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика: монография / Е.Л. Мельникова. - Москва: Баласс, 2015. - 266 с.

7. Официальный сайт МГИМО (У) МИД России // МГИМО (У) МИД России URL: https://mgimo.ru/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 08.10.2023)

8. Руссков, Д.С. Реализация функций поликультурного образования - условие повышения эффективности профессионального образования / Д.С. Руссков // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. Материалы VI Международной учебно-методической конференции // Под ред. А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. -2014,- С. 32-36

9. С 11 по 14 сентября в ЧГПУ пройдет Всероссийский педагогический марафон «Учитель создает нацию» // ЧГПУ. -URL: https://clck.ru/3622my (дата обращения: 05.10.2023)

10. Сысоев, П.В. Языковое поликультурное образование в XXI веке / П.В. Сысоев // Язык и культура. - 2009. - №. 2 (6). - С. 96-110

Педагогика

УДК 371.8

учитель Кривенкова Наталья Геннадьевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лингвистическая гимназия №6 (г. Пенза)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ГИМНАЗИИ

Аннотация. В статье предлагается решение актуальной проблемы формирования социальной активности личности, способной к обучению на протяжении всей жизни, посредством ее вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность. Подчеркивается значение организованного детского коллектива в этом процессе. Подробно рассмотрена модель формирования опыта как универсального инструмента интеграции проектно-исследовательского подхода в образовательный процесс на примере лингвистической гимназии. В представленной модели выделяются логические блоки: целевой, содержательный, технологический и оценочно-результативный. Целевой блок строится на основе анализа, с одной стороны, потребностей общества, а с другой - потребности личности в самореализации. Диалектический, синергетический и аксиологический подходы являются основой разработки принципов, на которых строится модель. Опыт проектно-исследовательской деятельности подростков, являясь сложным образованием в структуре личности, включает эмоционально-ценностный, когнитивный, операционно-деятельностный и рефлексивный компоненты. Развитие каждого из них требует особых форм, методов и средств, которые и отражены в структуре модели. Критерии эффективности модели сформулированы через уровневую оценку системы компонентов опыта проектно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: проектно-исследовательская деятельность, опыт, детское общественное объединение, лингвистическая гимназия, подростки, педагогическая модель.

Annotation. The article proposes a solution to the current problem of forming a socially active personality capable of learning throughout life through its involvement in design and research activities. The importance of an organized children's team in the formation of experience in design and research activities is emphasized. The model for the formation of such experience as a universal tool for integrating the design and research approach into the educational process is discussed in detail. The presented model distinguishes logical blocks: target, content, operational-procedural, and effective. The target block is built on the basis of an analysis, the needs of society , the individual's needs for self-realization. Dialectical, synergetic and axiological approaches are the basis for developing the principles on which the model is built. The experience of design and research activities of adolescents, being a complex education in the personality structure, includes emotional-value, cognitive, operational-activity and reflective components. The development of each of them requires special forms, methods and means, which are reflected in the model. Criteria for the effectiveness of the model are formulated through a system for monitoring the formation of individual components of the experience of design and research activities.

Key words: design and research activities, experience, children's public association, linguistic gymnasium, teenagers, pedagogical model.

Введение. Объективная картина современного мира и российского общества, в частности, демонстрируют высокую востребованность человека инициативного, способного к обучению на протяжении всей жизни, и, как следствие, обладающего развитыми адаптивными социальными механизмами, а также коммуникативными навыками. Такие индивидуальные способности формируются на протяжении всей жизни, а их основы безусловно закладываются в организованных детских коллективах системы образования. Большим потенциалом в этом отношении обладает реализация проектно-исследовательского подхода. Его востребованность подчёркивается как в нормативных документах [6], так и в педагогической практике. В последнее время появляется огромное количество различного рода конкурсов и конференций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.