// Педагогика. - 2019. - №4. - с. 10-19.
5. Российская школа: начало XXI века / С.Г. Косарецкий, К.А. Баранников, А. А. Беликов и др.; под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 432 с.
© Камалова А.Д., 2022
УДК 331.104
Камалова А.Д.
Уфимский государственный нефтяной технический университет,
г. Уфа, РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ Аннотация
В статье мы рассмотрели понятие управления образованием, где и определили его как совокупность взаимосвязанных между собой, скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимой цели для образовательной организации. Также мы рассмотрели методологические подходы к управлению образованием в современной школе и пришли к выводу, что выделяются следующие основные подходы к пониманию управления в образовательной сфере: системный подход, функциональный подход, поведенческий подход, синергетический подход, деятельностный подход, ситуационный подход, рефлексивный подход, национально-региональный подход. Все рассмотренные нами подходы к управлению является актуальным и могут рассматриваться как системная целостность для процесса управления формирования и развития личностных качеств и свойств подрастающего поколения.
Ключевые слова:
управление, образование, системный подход, функциональный подход, поведенческий подход, синергетический подход, деятельностный подход, ситуационный подход, рефлексивный подход,
национально-региональный подход.
EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Annotation
In the article, we considered the concept of education management, where we defined it as a set of interconnected, coordinated activities aimed at achieving a significant goal for an educational organization. We also considered methodological approaches to education management in a modern school and came to the conclusion that the following main approaches to understanding management in the educational sphere are distinguished: a systematic approach, a functional approach, a behavioral approach, a synergistic approach, an activity approach, a situational approach, a reflexive approach, a national - regional approach. All the approaches to management considered by us are relevant and can be considered as a systemic integrity for the management process of the formation and development of personal qualities and properties of the younger generation.
Keywords:
management, education, systems approach, functional approach, behavioral approach, synergetic approach, activity approach, situational approach, reflexive approach, national-regional approach.
Управление - это целенаправленное воздействие на коллективы или отдельных людей, обеспечивающее согласованность их действий для достижения намеченных результатов деятельности. Управление образованием продолжает оставаться формирующимся направлением педагогической науки, так как само по себе образование детерминировано направлением и динамикой развития общества. В книге под ред. П.И. Третьякова «Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика» представлен подробный анализ существующих теоретико-методологических подходов к управлению в системе образования [5]. Автор под управлением понимает «целенаправленную деятельность субъектов управления различного уровня, обеспечивающую оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, перевод ее на новый, качественно более высокий уровень по фактическому достижению целей с помощью необходимых оптимальных педагогических условий, способов, средств и воздействий» [5, с. 73].
Таким образом, проанализировав материалы словарных статей и труды ученых-педагогов по проблеме управления образовательной организацией, мы пришли к следующим выводам:
1. Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, объекты живой и неживой природы, техники.
2. Процесс управления в области наук о человеке подчиняется законам общественного развития, соответствует его ценностным основаниям и детерминировано ситуативными аксиологическими позициями и синергетическими аспектами стагнации-развития.
3. Применительно к образовательным организациям наиболее актуально рассмотрение управления с позиции субъект-субъектного взаимодействия.
4. Под управлением образовательной организацией мы можем понимать совокупность взаимосвязанных между собой, скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимой цели для образовательной организации, к которым относятся управленческие функции, применение эффективных методов управления, реализация принципов управления и т.д.
В связи с модернизацией Российского образования, в последнее время постоянно появляются новые концепции в области управления образовательными организациями. С введением ФГОС третьего поколения, которые направлены на решение стратегической задачи - повышение уровня образования, уровня подготовки профессиональных кадров нового тысячелетия в России, произошли качественно новые изменения к требованиям результатов обучения. Теоретическая разработанность проблемы управления образовательной организацией представлена научными трудами отечественных и зарубежных авторов в области современного управления образовательной организацией (П.И. Третьяков, В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Т.М. Давыденко, Т.Н. Шамова и др.). В данных работах рассматриваются вопросы, связанные с модернизацией системы управления образованием и образовательной организацией.
Третьяковым П.И. также выделяются следующие основные подходы к пониманию управления в образовательной сфере [5, с. 122-123]:
1. Системный подход к управлению. Он возник в начале 60-х годов, с одной стороны, под влиянием системного движения, которое было широко распространено в науке того времени, а с другой стороны, под стремлением объединить преимущества поведенческого и рационалистического подходов и преодолеть их ограниченность. Системный подход к управлению, как отмечает В.С. Лазарев, обращен «вовне» - на поведение организации в большей системе, а затем уже на то, что определяет это поведение [2]. На примере общеобразовательной школы можно сказать, что данный подход реализуется через систему организационных отношений в ученическом и педагогическом коллективах, систему управления формированием качества знаний и т.д.
2. Функциональный подход к управлению образовательной организацией. Этот подход часто
называют процессным подходом, развивая идеи классической теории управления, обогащая их идеями системного, ситуационного и поведенческого подходов. Управление рассматривается с позиций данного подхода как целостный процесс реализации управленческих функций. Перечень функций управления образовательной организацией включает организацию, управление, планирование, координацию, коммуникацию, мотивацию, контроль, принятие решений, оценку, анализ и подбор персонала и т.д. В образовательной организации функциональный подход реализуется через призму перечисленных функций, видов деятельности, через педагогические кадры, методы и технология обучения и т.д., которые всегда ориентированы на достижение поставленных целей, а цели у каждого элемента свои, то есть у каждого элемента образовательной системы есть свои четко обозначенные функции, исходя из которых и совершаются профессиональные действия руководителем, администрацией, педагогическим коллективом.
3. Поведенческий подход к управлению образовательной организацией. В 30-50-х годах ХХ века такой подход появляется в управленческой науке в противовес рационалистическому подходу, основанному на принципиально ином понимании роли «человеческого фактора» в организации. Его основателем является Э. Мэйо, американский психолог и социолог, разработавший «теорию человеческих отношений». В отличие от классической теории управления, где находится в центре внимания формальная структура. Неформальная структура, согласно определению Ф. Ротлисбергера, представляет собой «набор неформальных правил, норм, ценностей, убеждений и сетей различных внутренних связей внутри и между группами, центрами влияния и коммуникациями» [4, с. 162]. Согласно данному подходу, мы можем отметить, что эффективность деятельности образовательной организации определяется не только личными качествами руководителя образовательной организации, а скорее его манерой поведения по отношению к подчиненным, его готовность обсуждать проблемы с коллегами и находить оптимальное решение. В коллективе существуют свои неформальные правила поведения педагогической взаимовыручки, внутренние традиции и ритуалы приема новых сотрудников, проводов сотрудников на пенсию и т.д.
4. Синергетический подход к управлению образовательной организацией. Такой подход позволяет понять процессы развития и перехода от изучения закономерностей функционирования одной системы к совокупности подсистем, отличающихся прежде всего своей структурой. Именно поэтому целесообразно рассматривать систему управления образовательной организацией с позиций синергетического подхода, основной качественной характеристикой которого является «самоорганизация». Этот подход реализуется в двух взаимосвязанных подсистемах (обучение и учение, воспитание и самовоспитание), что приводит к ценным новообразованиям, повышению воспитательно-образовательного потенциала образовательной организации и обеспечивает ее переход от развития к саморазвитию. Например, попечительский совет общеобразовательной школе функционирует, чтобы улучшить жизнь учеников и учителей (контролирует закупку кулеров с чистой питьевой водой, бумаги, выделяет средства на функционирование принтеров), контролирует школьные расходы, связанные с улучшением качества жизни в школе, и т.д.
5. Деятельностный подход к управлению образовательной организацией. Формирование и развитие системы управления образовательной организацией можно рассматривать с точки зрения деятельностного подхода. В менеджменте в сфере образования деятельность рассматривается как мотивационная, имеющая конкретную цель, направленная на конкретный субъект или объект, осуществляемая совокупностью определенных методов(приемов), воздействий и средств, приводящих к определенному запланированному результату. Говоря об общеобразовательном уровне, в школе этот подход отвечает за качество организации и управление учебно-воспитательной деятельностью обучающихся: контролирует направленность интересов детей, изучает и направляет формирование ценностных ориентаций, личностного опыта детей в интересах становления субъектности будущего
полноценного гражданина общества.
6. Ситуационный подход к управлению образовательной организацией. Особенности управленческой деятельности, быстро меняющиеся во времени, обусловили необходимость раскрытия еще одного методологического подхода - ситуационного. Конкретные характеристики, описывающие организационную структуру образовательной организации, представлены в работах Г. Сталкера, П. Лоуренса, Дж. Лорша, Т. Бернса, Т. Питерса, Ф. Фидлера, Р. Уотермена [1]. Сегодня в связи с мировой эпидемиологической ситуацией все школы обязаны организовать качественное дистанционное образование, предварительно проведя консультационную работу с педагогами, обучающимися, родителями по внедрению дистанционного обучения, выявив возможности отдельно взятой семьи для участия в новом формате образовательного процессе. На сайте общеобразовательной школы должно быть размещено расписание дистанционных уроках в каждом классе, регулярно должны появляться объявления, касающиеся изменений в дистанционных уроках, классные руководители организовывать родительские и педагогические чаты для каждого класса или каждой параллели, чтобы оперативно оповещать детей об изменениях или нововведениях в системе дистанционного обучения.
7. Рефлексивный подход к управлению образовательной организацией. Несомненно, самоконтроль, оценка и самоанализ результатов управления создают условия для применения другого методологического подхода - рефлексивного. Понятие «рефлексия» означает обращение вспять; самонаблюдение, рефлексию, самопознание; форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление собственных действий и их закономерностей. В работах Поташника М.М., Лазарева В.С., Давыденко Т.М., Третьякова П.И., Шамовой Т.Н. и других ученых рассмотрены проблемы рефлексивного управления образовательной организацией, которое связано с такими факторами влияния на развитие процесса и личности, в которых реализуется смысл действий, а также реализуется потребность в целенаправленной и преобразующей деятельности. Например, в результате применения учителями рефлексии как финального этапа урока обучающиеся смогут более эффективно и осознанно анализировать свой опыт (как позитивный, так и негативный), научатся ответственности за собственные результаты, приобретенные в процессе учебной или внеурочной детальности.
8. Национально-региональный подход к управлению образовательной организацией. Такой подход имеет большое значение в системе мероприятий по управлению образовательной организацией. В условиях развития федеративного устройства этот подход актуализируется, когда решения многих проблем переходят с центрального на региональный уровень [3]. В общеобразовательной школе программы по многим учебным предметам содержать должны в себе региональный компонент. Например, при изучении истории несколько уроков посвящено должно быть истории родного края, при изучении биология уделять внимание нужно изучению особенностей флоры и фауны Башкортостана, при изучении экологии рассматривать следует экологические проблемы родного края, при изучении химии уделять внимание следует особенностям полезных ископаемых, добываемых в нашем регионе.
Таким образом, перечень выявленных учеными-педагогами подходов к управлению является актуальным и может быть рассмотрен как системная целостность для процесса управления формирования и развития личностных качеств и свойств подрастающего поколения.
Список использованной литературы:
1. Блэйк, Р.Р., Мутон, Д.С. Научные методы управления / Р.Р., Блэйк, Д.С. Мутон [пер. с англ. И. Ющенко]. - Киев: Вышейшая школа, 2013. - 356 с.
2. Лазарев, В.С. Управление инновациями в школе / В.С. Лазарев. - М.: Центр педагогического образования, 2008. - 365 с.
3. Поташник, М.М. Эксклюзивные аспекты управления школой: Пособие для руководителей образовательных учреждений / М.М. Поташник. - М.: Легион, 2016. - 344 с.
4. Ротлисбергер Ф. Вклад в поведенческие науки. Общая теория управления. - Нью-Йорк; Сан-Франциско;
Торонто; Лондон; Книга Макгроу-Хилл, 1994. - 533 с.
5. Третьяков П.И. Практика управления современной школой / П.И.Третьяков. - М.: Новая школа, 2005. -322 с.
6. Философия управления: проблемы и стратегии / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В.М. Розин. -М.: ИФРАН, 2010. - 455 с.
© Камалова А.Д., 2022
УДК: 51-7
Шепырева М.В.,
категория первой степени, МБУ Гимназия №77, Козьма Т.А., категория первой степени, МБУ Гимназия №77, Талышкина Л.А., МБУ Гимназия №77
ИНТЕГРАЦИЯ МУЗЫКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Способность испытывать гармонию звуков в музыке, расцветки - в живописи, слов - в поэзии тревожило многих людей с старых времен.
Общество устанавливает для школы воспитание адаптивности к обществу. Модернизация содержания образования, развитие способов и средств преподавания представлены фундаментом новых педагогических поисков. Поскольку учебные предметы строятся в логике точных наук, и все они в той или иной степени объединены друг с другом, появляется потребность утверждения межпредметных связей.
Изучение проблемы межпредметных связей выделяет принципиально главное значение для развития научных, теоретических, практической деятельности основ педагогики. Межпредметные связи дают возможность гарантировать методологическую базу всей предметной системы на базе выделения научных идей, которые системизируют и пронизывают учебу ко всем предметам.
Современные учителя стремятся к разрешению главного вопроса о узконаправленности обучения в школе, в следствии изучения выявило, что оно тормозит разностороннее развитие личности. Под интеграцией в образовательном процессе исследователи понимают одну из множества сторон процесса развития, связанную с объединением разносторонних частей. Все эти описанные процессы могут происходить как в рамках сложившихся системах, так и в рамках новых частей системы.
Адаптироваться и начать понимать окружающую жизнь можно только если придать время на изучение закономерностей, связей элементов со всем своим окружением, интеграция в образовании рассматривается как одно из ключевых условий для формирования представления о всей целостности, связи и единстве всего в мире знаний, уметь осмысливать все обобщающие моменты и связывать друг с другом. Как мы поняли, интеграция - особый процесс, выстроенный педагогами и направлен на изучение детей рассматривать любые явления с совершенно разных позиций. Развивать и научиться применять свои знания из разных областей в решениях конкретных творческих и практических задач, формировать умение у обучающихся самостоятельно проводить исследования, проявления желания развиваться и активно участвовать в творческой среде уроков.