Научная статья на тему 'Современное состояние проблемы организации управления в образовательных системах'

Современное состояние проблемы организации управления в образовательных системах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
642
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ / MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEMS / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / METHODOLOGICAL APPROACHES / НОВАЯ ПАРАДИГМА УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗЕ / A NEW PARADIGM OF MANAGEMENT IN UNIVERSITY / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бадаян И. М.

В статье с позиций системного, функционального, синергетического, деятельностного, ситуационного, рефлексивного, регионально-национального и инновационного подходов анализируется современное состояние проблемы организации управления в образовательных системах, также организационные инновации и механизмы управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contemporary status of management problem in educational systems

In the article the contemporary status of management problem in educational systems, educational innovations and management tools are analyzed from the point of view of operational, situational, reflexive, regional and national, innovational approaches.

Текст научной работы на тему «Современное состояние проблемы организации управления в образовательных системах»

любовь ко всему окружающему; вся планета; там, где мне хорошо.

Как видно из ответов, участники опроса имеют разную степень состояния патриотизма. Но все три ступени в той или иной мере присутствуют в сознании студентов сочинских вузов.

На вопрос, чем может гордиться гражданин России, большинство респондентов (84 % и 51 %) ответили: победа в Великой Отечественной войне, принадлежность к своей национальности, победы российских спортсменов и природные сокровища России.

Результаты исследования в целом показали высокий уровень патриотизма молодёжи г. Сочи (по ее самоопределению) и подтвердили сложность явления патриотизма. С одной стороны, патриотизм связан с более позитивным отношением к стране, но при этом является индивидуальным, и каждый из респондентов связывает свое чувство патриотизма с каким-то отдельным из его проявлений, важным для него. Кроме того, также можно сделать вывод о том, что героические события отечественной истории и выдающиеся достижения страны в области спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодёжи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций.

Литература

1. Быков, А.К. Проблемы патриотического воспитания [Текст] / А.К. Быков // Педагогика. - 2006. - № 2. - С. 37-42.

2. Глебов, А. А. Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания [Текст] / А. А. Глебов // Специалист. - 2003. - № 4. - С. 28-29.

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. 1 - 4 / В.И. Даль. - М.: Русский язык, 1978.

4. Иванова, С.Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма [Текст] / С.Ю. Иванова // Изв. вуз. Сев.-Кав. регион. обществ. науки.-2003. - № 4. - С. 3-7.

5. Игошев, Б.М., Середа, В.А. Патриотическое воспитание студентов педагогических вузов во внеучебной деятельности [Текст] / Б.М. Игошев, В.А. Середа. -Екатеринбург: УГПУ, 2007. - 317 с.

6. Педагогика: учебник [Текст] / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 432 с.

Теоретические проблемы управления

Бадаян И.М.

Современное состояние проблемы организации управления в образовательных системах

Анализируя разнообразные идеи и разработки в сфере управления, можно выделить следующие основные подходы: системный, функциональный,

синергетический, деятельностный, ситуационный, рефлексивный, регионально-национальный, инновационный.

Одно из первых положений системного подхода заключается в том, что окружающая действительность состоит из множества явлений, процессов, предметов, которые по своей природе отнюдь не отделены и не изолированы друг от друга, а представляют собой определенного рода целостные системные образования (Б.Г. Афанасьев). Система понимается как совокупность объектов, взаимодействие которых обуславливает наличие новых интеграционных качеств, не свойственных образующим ее частям, компонентам [1]. Педагогические системы, относящиеся к классу сложных систем, характеризуются открытостью. Возникающее взаимодействие между ними и окружающей средой может быть стихийным (бессистемным) и заданным педагогической целью [2]. Системообразующие факторы в системе управления - это те цели функционирования, которые обусловлены социальным заказом, определяемым, с одной стороны, государством, обществом, с другой стороны, запросами, личностными интересами участников образовательного процесса.

Функциональный подход определяется в качестве образующего фактора педагогической системы. Управление в различных педагогических системах включает ряд сменяющих друг друга этапов: целеопределение, анализ, прогнозирование, планирование, организация исполнения, контроль, регулирование и коррекция. Функциональный подход в управлении образовательным учреждением (школой) тщательно разработан в отечественной научной литературе (В.И. Зверев, Ю.А. Конаржевский, В.С. Лазарев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.). Теоретические вопросы обучения и воспитания с позиций системного подхода и теории управления изложены в работах Т. А. Ильиной, Н.Ф. Талызиной, В. А. Якунина и других авторов. Однако и в этом направлении, достаточно детально разработанном, ведутся дискуссии. К примеру, спорным является вопрос определения функций, входящих в процесс управления образовательным учреждением. Точки зрения различных авторов весьма расходятся. Конаржевский Ю.А. выделяет пять функций: педагогический анализ, планирование, организация, внутренний контроль, регулирование. Орлов А. А. считает, что процесс управления включает функции прогнозирования, планирования, организации, регулирования и корректировки, учета и контроля. Лазарев В. С. и Поташник М.М. придерживаются мнения о том, что планирование, организация и руководство (включающее мотивацию и контроль) составляют полный управленческий цикл.

Активные и плодотворные дискуссии привели к факторизации функционального подхода еще на целый ряд компонент. Отдельным функциям процесса управления стало придаваться ведущее, системообразующее значение, что привело к новым научным течениям. Так, Ю.А. Конаржевским разработаны функции педагогического анализа, У. Кингом и Д. Клиландом - принципы и методы стратегического планирования, функции прогнозирования исследуются П. Друкером, функции и методы контроля в педагогическом процессе изучались Т.М. Давыденко, В.П. Симоновым, Т.И. Шамовой и другими [3].

В последние годы многие исследователи (В.В. Аршинов, В.П. Бранский, В.Г. Бычков, В.В. Василькова, С.П. Курдюмов, А.П. Назаретян, Г.И. Рузавин, Г. Хакен, В.Е. Хиценко, B. Carlson, F. Perke, W. Wischer, A. Wunderiin и др.) затрагивают теоретические проблемы самоорганизации, синергетики применительно к развитию и

функционированию социальных систем. Особенностью синергетического подхода в педагогической науке является то, что синергетическая педагогика опирается не на пограничные, а на внутренние точки различных наук, с которыми она имеет ненулевые пересечения. Синергетические проблемы применительно к образовательным системам исследовались В.Г. Будановым, В.Г. Бычковым, Н.И. Губановым, А. А. Колесниковым, В. А. Куринским, В.Г. Леонтьевой, Н.Н. Моисеевым, А.П. Назаретян, А.Н. Тесленко и другими.

Формирование и развитие системы управления образованием необходимо рассматривать и с позиции деятельностного подхода. Деятельность в управлении образованием рассматривается как мотивационная, обладающая определенной целью, направленная на конкретный объект или субъект, осуществляемая совокупностью определенных способов (методов), средств и воздействий, приводящих к запланированному результату. Категория деятельности занимает видное место в разработке многих исследований как методологическая основа (В.В. Давыдов, Ю.А. Конаржевский, Н.П. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, В. Д. Шадриков, Т.Н. Шамова и др.).

Быстро меняющиеся особенности управленческой деятельности вызвали необходимость раскрытия еще одного методологического подхода - ситуационного. Ситуационный подход предполагает, что эффективность управленческого воздействия определяется конкретной ситуацией, и самым продуктивным является то управление, которое более соответствует сложившейся ситуации. Теоретические основы ситуационного управления разработаны в трудах Ю.И. Клыкова, Г. Кунца, Д. А. Поспелова и других. Проблемы ситуационного подхода в педагогической науке освещены в трудах Н.В. Кухарева, М.М. Поташника, В. С. Решетько, Г.В. Савельева, П.И. Третьякова.

Самоконтроль, самоанализ и оценка результатов управленческой деятельности, бесспорно, создают условия для обращения еще к одному методологическому подходу - рефлексивному. Проблемы рефлексивного управления рассматривались в работах Т.М. Давыденко, В.С. Лазарева, М.М. Поташника, П.И. Третьякова, Т.Н Шамовой. Рефлексивный подход должен способствовать более полному раскрытию проблемы управления развитием образования с целью создания адаптивной образовательной среды при взаимодействии всех звеньев органов управления, методической службы с педагогами образовательных учреждений. И взаимодействия эти, по нашему убеждению, должны строиться на основах педагогического менеджмента.

Немаловажное значение в системе действий по управлению образованием в регионе имеет национально-региональный подход. Этот подход актуализируется в условиях федеративного устройства, когда центр решения многих проблем перемещается на региональный уровень. Процессы децентрализации и регионализации изменили объекты воздействия или управления, характер взаимоотношений подсистем, содержание управленческих решений на всех четырех основных уровнях управления: федеральном, региональном, муниципальном и уровне образовательного учреждения. Необходимость научного осмысления управления региональной системой образования доказывается исследованиями В.Н. Аверкина, Ю.И. Калиновского, Л.П. Кезиной, Л.Е. Курнешовой, Н.Д. Малахова, В.М. Петровичева, Т. А. Полуниной и других. На необходимость учета соотношения общечеловеческих и национальных основ сознания и жизнедеятельности, этнического подхода при построении национально-

воспитательных систем народных традиций указывается в работах А. А. Барболиной, Т.И. Березиной, А. Л. Бугаевой, Г.Н. Волкова, З.П. Тюменцевой и других.

Вышеизложенные теоретико-методологические подходы являются достаточным основанием для разработки концептуальных основ (теоретической модели) и технологии управления развитием образования по результатам.

Поиски принципов поведения организации в динамично изменяющихся, нестабильных условиях привели к развитию методов стратегического планирования и созданию первых вариантов «организационного развития», под которым понимается целенаправленная деятельность, осуществляемая высшим руководством для увеличения эффективности и жизнеспособности организации посредством планируемых изменений в процессах, протекающих в ней, используя при этом знания и методы науки о поведении

[4].

Важнейшими составляющими, образующими внутреннюю среду вуза, являются миссия, цели и задачи, организационная культура, кадры, организационная структура, технологии обучения, финансовые и материально-технические ресурсы, инфраструктура. Фактическое отсутствие или неразвитость организационной культуры, устаревшие организационные структуры и технологии обучения, недостаточные финансовые и материально-технические ресурсы, неразвитая инфраструктура - это неполные признаки кризиса внутренней структуры вуза.

Вуз, как и любая организационная система, реализующая принципы управления, находится под воздействием многих факторов, существенно влияющих на внешнюю и внутреннюю среды данной системы (рис. 1).

Переход к стратегическому управлению предопределяет и смену парадигм управления. Новая парадигма управления основывается на системном, ситуационном подходе. Вуз является открытой системой, поэтому предпосылки его успехов лежат внутри и вне его. Успешность функционирования вуза связывают с тем, насколько удачно он вписывается во внешнюю среду (экономическую, социальную, культурную) и приспосабливается к ней.

Использование новой парадигмы управления в вузе означает, что все внутреннее построение системы управления является ответом на различные воздействия внешней среды. Организационные механизмы приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений. Маневры в распределении ресурсов ценятся выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Воплощение нового подхода реализуется в стратегическом управлении. Изменение ситуации вызывает возможность изменения стратегии, принятие специальных мер для уменьшения сопротивления переменным. Должно быть управление развитием, а не управление функционированием.

В общем смысле развитие - это «...необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. ... В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры» [6, с. 561]. В.С. Лазарев определяет развитие образовательной организации как процесс качественных изменений в составляющих ее компонентах и ее структуре, вследствие которых организация приобретает способность достигать более высоких результатов образования [2, с. 53].

Внешняя среда Внешняя граница вуза

Маркетинговые, социальные, культурные, законодательные, экономические,

конкурентные

Рис. 1. Организационная структура менеджмента образовател ьного учреждения

Важнейшим моментом в управлении является постановка целей, отвечающих интересам учебного заведения. Причем цели должны быть заданы операционально и прогностично. Существенным отличием стратегического упраления от старого стиля управления является ориентация на маркетинговый подход к управлению вузом.

Важнейшими функциями управления в образовании являются также организационная культура и инновации. Под организационной культурой понимается совокупность ценностей и убеждений, господствующих в вузе, и организационное поведение. Уровень организационной культуры определяется имиджем вуза, степенью вовлеченности и сплоченности работников вуза, пониманием целей развития вуза и т.д. Вопросы инноваций в образовательной деятельности исследовали М.В. Алфимов, В.С. Дудченко, В.М. Кларин, Н.В. Коноплина, В.С. Лазарев, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и другие. В ходе создания, освоения и распространения инноваций в сфере образования формируется новая, современная образовательная система - глобальная система открытого, гибкого, индивидуализированного, созидающего знания, непрерывного образования человека в течение всей его жизни [7]. Эта система представляет собой единство технологических, экономических, педагогических и организационных инноваций.

Новые подходы к управлению в современном образовании выражаются в освоении и распространении таких организационных инноваций, как: разделение преподавательского труда (выделение разработчиков содержания, тьюторов, специалистов по методам обучения, специалистов по контролю за ходом процесса обучения и т.п.); объединение преподавателей, специалистов по информационным

технологиям и организаторов учебного процесса в группы, команды, осуществляющие разработку и предоставление курсов дистанционного образования.

Новые подходы к организации образования проявляются при:

- проведении целенаправленной политики по организации образования, основанного на новых информационных технологиях (НИТ), в рамках традиционных учебных заведений; развитии подразделений образования в традиционных университетах;

- развитии новых типов организационных структур, институциональных форм, характерных для современного образования. В настоящее время в России новые типы организационных структур и форм образования возникают среди государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений;

- решении проблем аттестации и аккредитации учебных заведений, в том числе новых, нетрадиционных типов. Основные проблемы в этом отношении связаны с отсутствием в ФЗ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании» такого принципиально важного понятия, как «дистанционное образование»; наиболее близкими к этому понятию являются используемые в законах понятия «заочная» и «очно-заочная» формы обучения, «образовательная технология».

Новые механизмы управления направлены на то, чтобы использование компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования, освоение технологических инноваций содействовало: резкому росту числа потребителей образовательных продуктов и услуг; увеличению предложения продуктов и услуг в сфере образования в ходе развития новых форм обучения, неформального образования; развитию конкуренции между различными учебными заведениями, всеми, кто предлагает образовательные продукты и услуги, их борьбе за потребителя.

Литература

1. Афанасьев, В.Г. Системность и общество [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Наука, 1980.

2. Лазарев, В.С. Системное развитие школы [Текст] / В.С. Лазарев. - М. : Педагогическое общество России, 2002.

3. Международная научн.-практ. конф. "Инновационные процессы в образовании, науке и экономике России на пороге XXI века": в 3-х ч. - Оренбург: Оренбургский гос. унт, 1998.

4. Сероштанов, В.П. Социально-педагогические факторы развития процесса трудового становления сельских школьников [Текст] / В.П. Сероштанов // Новые исследования в педагогических науках. - Вып. 1. - М., 1991.

5. Управление образовательным процессом в адаптивной школе [Текст] / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. - М.: Центр "Пед. поиск", 2001.

6. Философский энциклопедический словарь. - М.: Наука, 1983.

7. International management. - 1975. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.