Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ'

СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2406
253
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕНДЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / МАССОВИЗАЦИЯ ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Камалова А. Д.

В данной статье представлены наиболее общие и популярные тенденции в сфере современного школьного образования. В статье рассмотрено, как современное школьное образование отвечает требованиям двух противоположных процессов - массовизации и цифровизации. Также нами описаны темпы развития образовательной инфраструктуры в нашей стране. Кроме того, охарактеризованы наиболее перспективные решения для развития современного школьного образования в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCHOOL EDUCATION

This article presents the most common and popular trends in the field of modern school education. The article considers how modern school education meets the requirements of two opposite processes - massification and digitalization. We also described the pace of development of educational infrastructure in our country. In addition, the most promising solutions for the development of modern school education in Russia are characterized.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

УДК 331.104

Камалова А.Д.

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа, РФ

СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Аннотация

В данной статье представлены наиболее общие и популярные тенденции в сфере современного школьного образования. В статье рассмотрено, как современное школьное образование отвечает требованиям двух противоположных процессов - массовизации и цифровизации. Также нами описаны темпы развития образовательной инфраструктуры в нашей стране. Кроме того, охарактеризованы наиболее перспективные решения для развития современного школьного образования в России.

Ключевые слова:

школа, образование, современное образование, тенденции, образовательные тенденции, массовизация цифровизация, образовательная инфраструктура.

MODERN SCHOOL EDUCATION Annotation

This article presents the most common and popular trends in the field of modern school education. The article considers how modern school education meets the requirements of two opposite processes -massification and digitalization. We also described the pace of development of educational infrastructure in our country. In addition, the most promising solutions for the development of modern school education in Russia are characterized.

Keywords:

School, education, modern education, trends, educational trends, massization digitalization, educational infrastructure.

Современный мир вот уже на протяжении нескольких десятилетий живет в эпоху информационного общества и в эру глобализации. Открытость государственных границ, глобализация международного информационного и экономического пространства, увеличение миграционных потоков и жесткая конкуренция за трудовые ресурсы и рынки сбыта товаров и услуг уже стали неотъемлемой составляющей современной мировой политической и экономической повестки дня, что отражается в сводках ежедневных новостей.

Обновленный формат школ. Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний. Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные

варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

Преподаватели как медиаторы. В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.

В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Изменения, которые произошли в последние годы относительно понимания того, что собой представляет современное школьное образование, связаны с осознанием происходящих коренных изменений в это сфере. Современное школьное образование - это прежде всего образовательная среда, которая сформирована в рамках культурных образовательных традиций и формирует культуру, расширяющую эти самые традиции. Сегодня реальность такова, что современная образовательная среда - это и источник обучения, развития и воспитания ученика наравне с учителем, а по мнению самих школьников, иногда даже с большей ролью, чем учитель, и сама образовательная среда, и условия для достижения результатов обучения, и формирующая познавательную мотивацию обучения, и набор ресурсов, которые необходимы в качестве поддержки всего образовательного процесса обучения. Требования к образовательной среде сегодня увеличиваются как для государства, так и для общества. Современное школьное образование - это хорошие книги, грамотные сборники упражнений, игры, сами учителя и здания, где учатся дети, а также домашняя учебная и виртуальная среды, которые играют все более важную роль. Современное школьное образование отвечает на потребности, сформированные двумя противоположными процессами

Первый процесс - массовизация современного школьного образования. Образование действительно становится доступным для всех, не ограничиваясь больше рамками классной комнаты, учебного заведения или даже одного государства. Массовизация образования - это не только повышение его доступности, но и рост спроса на качественное образование[5, с. 45]. Понятие особого, эксклюзивного образования в конца прошлого века подразумевало обучение в специализированных учреждениях с процедурой отбора, возможностью широкого спектра дополнительных образовательных услуг, и этот сегмент отделен был от образования для других - массовой школы. Сейчас все больше людей, родителей и самих детей, получить хотят такое качественное, эксклюзивное образование.

Второй процесс, который наряду с массовизацией образования, идет не менее активно - это индивидуализация образования. Значит, можно сделать вывод, что появляются наряду с социальными стандартами индивидуальные стандарты, которые основаны на опыте семей и их ближайшего окружения, а также на индивидуальных стремлениях, сформированных по принципу «быть лучше, быть успешнее других»[5, с. 47]. Но это вовсе не означает, что сам образовательный процесс рассматривается как нечто более сложное. Эти требования могут быть различными: это требование учитывания принадлежности к этнической или религиозной группе, к группе физического здоровья при выборе образовательной траектории. Также развитие современного школьного образования - это не столько насыщение образовательной сферы электронными носителями, не только широкополосный доступ в Интернет, а также дистанционное образование. Во всем мире школьные здания строят для создания качественно

новых условий обучения, чтобы эти здания, с одной стороны, отвечали современным требованиям получения качественного образования, а с другой -важно, чтобы образовательный процесс был удобным, привлекательными комфортным. Тут важно говорить об индивидуальных пространствах внутри школы, трансформационных пространствах (таких пространствах, где школьники могут сами выбирать, как себя организовать в соответствии со своими образовательными потребностями в конкретный момент времени), экспериментальных пространствах, где школьники формируют сами исследовательские проекты, создают проектные группы и выстраивают активный познавательный процесс. Классный кабинет не является больше помещением только для репродуктивного усвоения знаний.

К сожалению, по-прежнему в России во многих местах понятие современной образовательной среды не совпадает с реальными проблемами сегодняшнего и завтрашнего дня. В последнее время строятся типовые здания, в которых жить некомфортно ни детям, ни взрослым, но даже здания, самые красивые снаружи, часто внутри оказываются нефункциональными и могут быть крайне не привлекательны для школьников. Это связано в значительной степени со строгими нормативными ограничениями (СанПИНы, требования к противопожарной безопасности), которые часто не защищают, а только ограничивают неоправданно возможности для реализации современного образовательного процесса. Во всем мире выстраивание современной школьной среды является результатом сотрудничества архитекторов, планировщиков и даже специалистов по пространственному ландшафту, и специалистов в области образования. Такие проекты известны уже во всем мире, как школа «Воген» в Норвегии, международный лицей Нельсона Манделы и начальная школа Оливье де Серра во Франции, гимназия Гаммель-Хеллеруп в Дании и др.[3, с. 110].Эти школы современны, экологичны, построены из современных материалов, в этих школах каждая деталь продумана: свет, коммуникации, экологические материалы. Виртуальная среда органично вплетена в физическую и интеллектуальную деятельность школьников. В России примеры таких современных школ оставались долгое время единичными. Сегодня количество школ нового типа интенсивно растет (например, «Инженерная школа» в комплексе № 548, школа «Летово», «Хорошкола» (Москва), «Умная школа» (Иркутск). Цифровизация (информатизация) современного школьного образования - неизбежный и необходимый сегодня этап развития школьного образования.

Именно Россия в мире лидирует по охвату населения средним (школьным) образованием. В то же время демографические тенденции, особенности территориального развития, уровень межмуниципальной и межрегиональной социально-экономической дифференциации часто бывают препятствиями для предоставления доступного и качественного образования независимо от места проживания ребенка. Политика всеобщего общего образования и доступности качественного образования, пропагандируемая государством на протяжении последних десятилетий, сегодня реализуется с помощью мероприятий, направленных на оптимизацию сети образовательных организаций в стране, на улучшение материально-технической базы школ, на оснащение школ современным учебным оборудованием и подключением к Интернету.

В результате за прошедшие 15 лет в современном российском образовании произошло значительное обновление ресурсной базы школ, была преодолена в значительной степени ее «ветхость». Россия оказалась в первой тройке стран мира по уровню развития образовательной сферы и получила по международным стандартам высокий уровень обеспеченности ИТ-оборудованием. Остается в то же время большое количество проблем с позиции инфраструктурного оснащения российских школ, что касается ключевых условий (дренаж, аварийные условия), специализированные помещения, соответствующие требованиям современного школьного образования и качества учебного оборудования (проблемы здесь усиливаются на фоне его быстрого и постоянного устаревания). Отсутствие в школах современно оборудованных кабинетов позволяет реализовать мероприятия, связанные с дополнительным образованием, профильным обучением, развитием ключевых навыков и грамотности

для всех учащихся, поддержкой одаренных и способных учеников и т.д. «Для использования электронных ресурсов и организации дистанционного образования качество цифровой инфраструктуры является особенно серьезным условием в нынешней ситуации. Сегодня достаточной можно считать для обеспечения конкурентоспособности и качества школьного образования скорость, которая составляет не менее 100 Мбит/с» [1, с. 46]. Этот уровень доступа обеспечить необходимо в ближайшие несколько лет.

Также на высоком уровне в школьном образовании сохраняется проблема обеспечения безбарьерной среды для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, существуют в доступе обучающихся к современным моделям профильного образования существенные ограничения. Используются мало современные образовательные технологии, которые связаны с использованием индивидуальных учебных планов и сетевых форм обучения. Устройство и образовательная среда российских школ во многом еще архаичны, особенно на периферии. «Сегодня необходима новая программа для развития школьной среды, которая включает возможности для гибкого проектирования ситуаций, для эффективной интеграции физического (оборудование, школьные здания) и цифрового пространств» [2, с. 111]. Названная задача эффективно может быть решена, по нашему мнению, путем создания благоприятных условий для развития современных образовательных организаций как государственных, так и частных.

По-прежнему актуальна из-за роста детского населения проблема существования третьей и второй смен во многих школах. Ее решать необходимо, что предполагает дальнейшее активное строительство новых современных школьных зданий, а также переоснащение и капитальный ремонт устаревших школьных зданий. При этом учитывать необходимо, что после 2030 года ожидается, по мнению демографов, определенный демографический спад. Несмотря на серьезные изменения в сети общеобразовательных организаций, задача поиска эффективных моделей организации региональных и муниципальных школьных сетей является все-таки крайне важной стратегической задачей развития современного школьного образования.

Потенциал оптимизации образовательной сети во многих регионах сегодня близок к пределу или ограничивается особенностями пространственного развития, но существуют регионы, в которых процесс реорганизации образования не завершен, что может создавать риски для региональных бюджетов в среднесрочной перспективе. Прорисовывается явная необходимость для разработки разнообразного и учитывающего специфику территории перечня решений, кроме получивших распространение вариантов «закрытия», «укрупнения» и «филиализации» образовательных организаций[4, с. 12]. Такие пути решения проблем должны сочетать цели широкого доступа к образовательным возможностям (инклюзию в том числе), индивидуализацию образования и экономическую целесообразность.

Мы полагаем, что в последнее время перспективным вариантом решения для развития современного школьного образования становятся различные формы интеграции ресурсов (ассоциативные и сетевые формы), не только между средними школами, но и с образовательными организациями дополнительного, спортивного, творческого образования. На данный момент важна не оптимизация школ, а формирование новой, современной школьной инфраструктуры в России.

Список использованной литературы:

1. Баранникова, К. А., Реморенко, И. М. Семантика стандартов: как разные страны формулируют смыслы содержания образования / К.А.Баранникова, И.М. Реморенко// Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.2. - № 5 (44). - с. 45-56.

2. Дербишир, Н.С., Пинская, М.А. Управленческие стратегии директоров эффективных школ / Н.С.Дербишер, М.А.Пинская // Вопросы образования. - 2018. - № 3. - с. 110-129.

3. Ключевые вопросы развития национальных и региональных систем оценки качества образования (экспертный обзор) / В. А. Болотов, И. А. Вальдман, Р. В. Горбовский и др. - М.: Изд. дом ВШЭ, 2019. - 232 с.

4. Лазарев, В.С. ФГОС общего образования: блеск деклараций и перспективы реализации / В.С. Лазарев

// Педагогика. - 2019. - №4. - с. 10-19.

5. Российская школа: начало XXI века / С.Г. Косарецкий, К.А. Баранников, А. А. Беликов и др.; под ред. С.Г. Косарецкого, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. - 432 с.

© Камалова А.Д., 2022

УДК 331.104

Камалова А.Д.

Уфимский государственный нефтяной технический университет,

г. Уфа, РФ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В РФ Аннотация

В статье мы рассмотрели понятие управления образованием, где и определили его как совокупность взаимосвязанных между собой, скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимой цели для образовательной организации. Также мы рассмотрели методологические подходы к управлению образованием в современной школе и пришли к выводу, что выделяются следующие основные подходы к пониманию управления в образовательной сфере: системный подход, функциональный подход, поведенческий подход, синергетический подход, деятельностный подход, ситуационный подход, рефлексивный подход, национально-региональный подход. Все рассмотренные нами подходы к управлению является актуальным и могут рассматриваться как системная целостность для процесса управления формирования и развития личностных качеств и свойств подрастающего поколения.

Ключевые слова:

управление, образование, системный подход, функциональный подход, поведенческий подход, синергетический подход, деятельностный подход, ситуационный подход, рефлексивный подход,

национально-региональный подход.

EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation

In the article, we considered the concept of education management, where we defined it as a set of interconnected, coordinated activities aimed at achieving a significant goal for an educational organization. We also considered methodological approaches to education management in a modern school and came to the conclusion that the following main approaches to understanding management in the educational sphere are distinguished: a systematic approach, a functional approach, a behavioral approach, a synergistic approach, an activity approach, a situational approach, a reflexive approach, a national - regional approach. All the approaches to management considered by us are relevant and can be considered as a systemic integrity for the management process of the formation and development of personal qualities and properties of the younger generation.

Keywords:

management, education, systems approach, functional approach, behavioral approach, synergetic approach, activity approach, situational approach, reflexive approach, national-regional approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.