Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
424
25
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна, Чечурин Алексей Максимович

Введение. Влияние цифровых технологий на несовершеннолетних лиц можно оценить двояко, с одной стороны - они приносят много пользы (онлайн-общение, использование различных образовательных платформ для саморазвития, свободный доступ к информации и др.), с другой стороны - оказывают негативное влияние (кибербуллинг, кибермошенничество, деструктивные и даже противоправные контенты, погружение в виртуальный мир, цифровая зависимость и др.). Цель данной статьи - исследование реализации прав несовершеннолетних лиц на образование в контексте развития цифровой образовательной среды. Материалы и методы. Исследование проблемы реализации прав несовершеннолетних лиц на образование с применяем цифровой среды проводилось методом социологического исследования, в котором приняли участие 500 респондентов в возрасте от 13 до 18 лет, обучающиеся учреждений общего и среднего профессионального образования города Ельца Липецкой области (Российская Федерация), которым предлагалось ответить на 6 вопросов, посвященных цифровым правам человека и способам их защиты. Результаты исследования. Проведенное исследование позволяет констатировать, что подростки в возрасте от 13 до 18 лет обладают низким уровнем знаний о существующих цифровых правах (34%), способах их защиты (58 %), негативным проявлениям в сети (70%), в связи с чем необходимо усилить информационно-просветительскую деятельность путем проведения мероприятий, направленных на формирование цифровой культуры несовершеннолетних граждан. Научная новизна. Полученные результаты позволяют обосновать роль управленческой составляющей в реализации права на образование несовершеннолетними обучающимися в связи с активным внедрением различных цифровых продуктов и технологий в структуру образовательного процесса. Практическая значимость. Проведенное исследование позволяет определить рекомендации для совершенствования существующей модели управления образованием в контексте цифровой образовательной среды и повышения эффективности реализации несовершеннолетними своего права на образование в условиях цифровой образовательной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна, Чечурин Алексей Максимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATION MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE DEVELOPMENT OF THE DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT: PROBLEMS OF THE REALIZATION OF THE RIGHTS OF MINORS TO EDUCATION

Introduction. The use of digital technologies on minors can be assessed in two ways, on the one hand, they bring many benefits (online communication, the use of various research platforms for self-development, free access to information, etc.), on the other hand, they have a negative impact (cyberbullying, cyberfraud), destructive and even illegal content, immersion in the virtual world, digital addiction, etc.). The purpose of this article is to study the implementation of the rights of minors to education in the field of developing a digital educational environment. Materials and methods. The study of the problem of realizing the rights of minors to education using the digital environment was carried out by the method of sociological research, in which 500 respondents aged 13 to 18 years old, students of general and secondary vocational education institutions of the city of Yelets, Lipetsk Region (Russian Federation) took part, who were asked to answer to 6 questions on digital human rights and how to protect them. Results. The study allows us to state that adolescents aged 13 to 18 years have a low level of knowledge about existing digital rights (34%), ways to protect them (58%), negative manifestations in the network (70%), and therefore it is necessary to strengthen information and educational activities by carrying out activities aimed at the formation of a digital culture of underage citizens. Scientific novelty. The results obtained allow us to substantiate the role of the managerial component in the realization of the right to education by underage students in connection with the active introduction of various digital products and technologies into the structure of the educational process. Practical significance. The conducted research makes it possible to identify recommendations for improving the existing model of education management in the context of the digital educational environment and improving the effectiveness of minors' realization of their right to education in the digital educational reality.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ: ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА ОБРАЗОВАНИЕ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 25.09.2022 Дата публикации: 28.02.2023

Д. В. ДЛОНЦЕВА, А. М. ЧЕЧУРИН

Управление образованием в контексте развития цифровой образовательной среды: проблемы реализации прав несовершеннолетних на образование

Введение. Влияние цифровых технологий на несовершеннолетних лиц можно оценить двояко, с одной стороны - они приносят много пользы (онлайн-общение, использование различных образовательных платформ для саморазвития, свободный доступ к информации и др.), с другой стороны - оказывают негативное влияние (кибербуллинг, кибермошенничество, деструктивные и даже противоправные контенты, погружение в виртуальный мир, цифровая зависимость и др.).

Цель данной статьи - исследование реализации прав несовершеннолетних лиц на образование в контексте развития цифровой образовательной среды.

Материалы и методы. Исследование проблемы реализации прав несовершеннолетних лиц на образование с применяем цифровой среды проводилось методом социологического исследования, в котором приняли участие 500 респондентов в возрасте от 13 до 18 лет, обучающиеся учреждений общего и среднего профессионального образования города Ельца Липецкой области (Российская Федерация), которым предлагалось ответить на 6 вопросов, посвященных цифровым правам человека и способам их защиты.

Результаты исследования. Проведенное исследование позволяет констатировать, что подростки в возрасте от 13 до 18 лет обладают низким уровнем знаний о существующих цифровых правах (34%), способах их защиты (58 %), негативным проявлениям в сети (70%), в связи с чем необходимо усилить информационно-просветительскую деятельность путем проведения мероприятий, направленных на формирование цифровой культуры несовершеннолетних граждан.

Научная новизна. Полученные результаты позволяют обосновать роль управленческой составляющей в реализации права на образование несовершеннолетними обучающимися в связи с активным внедрением различных цифровых продуктов и технологий в структуру образовательного процесса.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволяет определить рекомендации для совершенствования существующей модели управления образованием в контексте цифровой образовательной среды и повышения эффективности реализации несовершеннолетними своего права на образование в условиях цифровой образовательной реальности.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, права несовершеннолетних, проблемы реализации права на образование

Ссылка для цитирования:

Длонцева Д. В., Чечурин Д. М. Управление образованием в контексте развития цифровой образовательной среды: проблемы реализации прав несовершеннолетних на образование // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 672-689. сЬк 10.32744/р$е.2023.1.40

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 25 September 2022 Published: 28 February 2023

D. V. Alontseva, A. M. Chechurin

Education management in the context of the development of the digital educational environment: problems of the realization of the rights of minors to education

Introduction. The use of digital technologies on minors can be assessed in two ways, on the one hand, they bring many benefits (online communication, the use of various research platforms for self-development, free access to information, etc.), on the other hand, they have a negative impact (cyberbullying, cyberfraud), destructive and even illegal content, immersion in the virtual world, digital addiction, etc.).

The purpose of this article is to study the implementation of the rights of minors to education in the field of developing a digital educational environment.

Materials and methods. The study of the problem of realizing the rights of minors to education using the digital environment was carried out by the method of sociological research, in which 500 respondents aged 13 to 18 years old, students of general and secondary vocational education institutions of the city of Yelets, Lipetsk Region (Russian Federation) took part, who were asked to answer to 6 questions on digital human rights and how to protect them.

Results. The study allows us to state that adolescents aged 13 to 18 years have a low level of knowledge about existing digital rights (34%), ways to protect them (58%), negative manifestations in the network (70%), and therefore it is necessary to strengthen information and educational activities by carrying out activities aimed at the formation of a digital culture of underage citizens.

Scientific novelty. The results obtained allow us to substantiate the role of the managerial component in the realization of the right to education by underage students in connection with the active introduction of various digital products and technologies into the structure of the educational process.

Practical significance. The conducted research makes it possible to identify recommendations for improving the existing model of education management in the context of the digital educational environment and improving the effectiveness of minors' realization of their right to education in the digital educational reality.

Keywords: digital educational environment, rights of minors, problems of realization of the right to education

For Reference:

Alontseva, D. V., & Chechurin, A. M. (2023). Education management in the context of the development of the digital educational environment: problems of the realization of the rights of minors to education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 672-689. doi: 10.32744/pse.2023.1.40

_Введение

Зарубежные страны к проблеме защиты прав несовершеннолетних в цифровой образовательной среде подходят с позиции особой защиты прав детей в сети «Интернет» в целях избежание опасности и извлечения максимальной пользы от использования различных образовательных ресурсов в глобальной сети. В рамках деятельности Совета Европы разработан ряд международно-правовых документов, закрепляющих нормы, направленные на защиту прав несовершеннолетних лиц в глобальной компьютерной сети, в частности, Стратегия в области прав ребенка на 2022-2027 гг., рассматривающая проблемы защиты прав детей в цифровой среде, Рекомендации СМ^ес (2018) об уважении, защите и реализации прав детей в цифровой среде, направленные на разработку единых стандартов обеспечения соблюдения прав детей в глобальной сети «Интернет» и др. [30].

Одним из направлений государственной политики Российской Федерации является защита прав несовершеннолетних лиц как наиболее уязвимой группы общества. Последствия пандемии COVID-19 выстроили новую парадигму взаимоотношений во многих сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в образовательной среде. Подростки в предельно короткий срок оказались в новой цифровой реальности, не успев пройти социальной интеграции, поскольку цифровая среда - пространство возможностей, привлекающее удобством, яркостью, комфортом и кажущейся безопасностью. Учеба, развлечения, саморазвитие, хобби и группы по интересам - на расстоянии в один клик, а если что-то не нравится, можно просто нажать на «крестик» и удалить, вот что такое в понимании несовершеннолетних лиц цифровая среда.

Цифровое пространство, по сути, новая форма взаимоотношений, в том числе и в образовательной среде. Цифровизация - процесс, продолжительность которого рассчитана на десятки лет, однако события международного масштаба связанные с пандемией ускорили его во всех общественных сферах, в том числе и в сфере образования. Последствия стремительного цифрового развития образовательных правоотношений сказались на правах детей, поскольку именно они оказались вовлеченными в него с раннего возраста в силу «принудительной» социальной адаптации, диктуемой сложившимися условиями. Сегодня теоретические знания о «теневой стороне»

V V I I V и

интернета в той или иной степени есть у многих. Но и сведущий, и неподготовленный юный пользователь одинаково могут столкнуться с кибербуллингом, кибермошенни-чеством, деструктивным и даже противоправным контентом, или, погружаясь в виртуальный мир все глубже, довести себя до цифровой зависимости.

С учетом вышеизложенного целью исследования является анализ нормативно-правовой основы функционирования цифровой образовательной среды, выявление проблем реализации прав несовершеннолетних обучающихся.

Для уточнения поставленной цели задачами исследования выступают:

• проведение социологического исследования с целью получения данных о наличии проблемных аспектов в сфере взаимодействия несовершеннолетних лиц с цифровой средой;

• анализ действующей системы законодательства, регламентирующей процесс построения цифровой образовательной среды;

• изучение доктринальных позиций отечественной и зарубежной научной мысли относительно трансформации системы образования под цифровые ресурсы;

• разработка и предложение рекомендаций построения цифровой образовательной среды, выстраивание эффективных механизмов защиты прав несовершеннолетних в условиях такой среды.

На основании поставленной цели и задач методологическую базу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы познания.

Цифровая образовательная среда, являясь новым комплексным феноменом, изучается представителями различных наук. Интерес исследователей к данной проблематике обусловлен выстраиванием новой парадигмы образовательной системы с применением цифровых ресурсов. Данная проблема находит отражение в системе российского законодательства, являясь предметом исследований представителей научного сообщества многих стран.

Все это обусловливает необходимость проведения глубокого и комплексного анализа изменений в образовательной системе с учетом цифровой трансформации, а также разработки комплекса взаимосвязанных практических и теоретических рекомендаций по реализации прав несовершеннолетних лиц на образование в контексте развития цифровой образовательной среды.

_Материалы и методы

Методологическую основу данного исследования составили общенаучные, частные и специальные методы познания. Для комплексного раскрытия темы исследования использовались общенаучный и специальный методы познания.

Основным методом познания был избран всеобщий диалектический метод, в рамках которого применялись такие общелогические приемы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, которые позволили проанализировать основные теоретико-методологические подходы к исследованию сущности проблемы реализации прав несовершеннолетних на образование в цифровом пространстве. Сравнение, аналогия, абстракция в качестве общелогических методов научного познания использовались нами для формулирования целостного понимания особенностей информационно-правового статуса лиц, не достигших совершеннолетия.

Кроме того, в рамках данной работы активно использовался системный и сравнительно-правовой методы, которые позволили провести детальный анализ построения цифровой образовательной среды и выделить проблемы реализации права на образование обучающихся в формирующихся условиях. Использование формально-логического приема позволило исследовать отдельные элементы, которые составляют основу реализации прав несовершеннолетних лиц на образование в контексте развития цифровой образовательной среды.

Совокупность перечисленных методов, известных в настоящее время научному поиску, была адаптирована применительно к специфике изучаемого предмета - правовых норм отечественного законодательства в сфере реализации прав несовершен-

и I V и и

нолетних лиц во взаимодействии с цифровой образовательной средой.

Объектом проводимого исследования являются правоотношения, возникающие при реализации прав несовершеннолетних в сфере образовательных правоотношений с использованием цифровых ресурсов.

Для актуализации обозначенной проблемы нами было проведено социологическое исследование, в котором приняло участие 500 респондентов в возрасте от 13 до 18 лет, обучающиеся учреждений общего и среднего профессионального образования города Ельца Липецкой области. В рамках исследования участникам предлагалось ответить на 6 вопросов, посвященных цифровым правам человека и способам их защиты.

Списки вопросов интервью с представителями целевой группы (несовершеннолетние интернет-пользователи в возрасте от 13 до 18 лет)

1. Что такое: цифровая гигиена, информационная гигиена, компьютерная гигиена. Есть ли отличия между этими понятиями.

2. Цифровая грамотность, что Вы знаете о цифровых правах человека?

3. Как Вы понимаете кибербуллинг.

4. Что такое фишинг в сети.

5. Часто ли Вы сталкиваетесь с негативом в сети.

6. Как защитить свои права в случае их нарушения в сети.

_Обзор источников

Проблема обеспечения информационной безопасности сегодня является актуальной для всего мирового сообщества, в том числе и для Российской Федерации. Указанное подтверждается увеличением количества киберугроз для всех участников общественных отношений. Особого внимания заслуживает такая проблема, как обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних, т.к. именно они чаще всего подвергаются негативному воздействию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в связи с чем они рискуют стать жертвами различных негативных факторов цифровой среды, включая кибербуллинг, мошенничество и неправомерного доступа к личной и иной охраняемой с точки зрении правовой материи информации.

Актуальность поиска релевантных решений указанных проблем подчеркивается нацеленностью государства сегодня в условиях смены парадигм в сфере образования более активно внедрять различные цифровые продукты и технологии в структуру образовательного процесса, конструирования на описанной основе новой по качеству образовательной среды, так называемой образовательной среды.

Построение цифровой образовательной среды связано с принятием национального проекта «Образование», в рамках которого реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда», рассчитанный период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г., к завершению которого планируется создание безопасной цифровой образовательной среды, «обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы» [3]. В рамках данного проекта субъекты Российской Федерации выстраивают единую модель цифровой образовательной траектории как в системе общего образования, так и профессионального.

Система российского законодательства закрепляет реализацию права на образование с применением цифровых образовательных технологий. В частности, в ст.

16 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» указано, что образовательный процесс может реализовываться с применением «электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1]. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды (далее -ЦОС)» устанавливает участников ЦОС, определяет используемые ЦОС платформы, информационные ресурсы, цифровые образовательные контенты [4]. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых» [5] закрепляет экспериментальную цель по внедрению цифровой образовательной среды в образовательный процесс. В эксперименте участвует строго определенный перечень образовательных организаций, которым в период апробации технологии цифровой образовательной среды предоставлены технические резервы, образовательные сервисы, позволяющие оценить применение ЦОС на всей территории нашего государства.

Принятые и действующие законодательные нормы, регламентирующие реализацию образовательных правоотношений с использованием цифровой образовательной среды, предоставляют большие возможности несовершеннолетним лицам в использовании цифровых возможностей не только в образовательных целях. Расширение цифровой среды, включающей в себя цифровые сети, контенты, искусственный интеллект, биометрию, приложения, все то, что называется дополненной реальностью, приводит к нарушению прав несовершеннолетних лиц. Давая возможности реализации определенных прав детям цифровая среда выражает и ряд негативных явлений, таких как утрата конфиденциальности, кибернасилие, социальная изоляция, одиночество и др.

Проблемы осуществления построения цифровой образовательной среды, а равно и выстраивание эффективных механизмов защиты прав несовершеннолетних в условиях такой среды, являлись предметом ряда исследований как российских представителей научного сообщества, так и зарубежных.

Российскими исследователями отмечается, что на сегодняшний день информатизация образовательных учреждений является необратимым процессом изменения сущностных характеристик образовательной деятельности, в том числе ее методов, содержания, а равно и внешне выраженных характеристик, включая организационные формы подготовки обучающихся.

При этом, под образовательной средой понимается совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия, которых с индивидом происходит становление личности.

Так, А.Г. Асмолов, А.Л. Семенов, А.Ю. Уваров в своем совместном исследовании утверждают, что существуют как внутренние (например, развитие и распространение новых информационных технологий), так и внешние (в частности, создание и распространение новых образовательных практик, базирующихся на увеличении (в процентном соотношении) число применяемых цифровых продуктов при организации и осуществлении процесса обучения) факторы информатизации образовательного процесса [6]. При этом, внешние факторы обусловлены прежде всего процессами,

которые разворачиваются за пределами системы образования, что обуславливает изменение: (1) общественных ожиданий, претензий к повышению результативности работы системы образования, (2) требуемой подготовки и уровня информационной культуры выпускников; (3) доступности и качества средств информационно-коммуникационных технологий, а также цифровых образовательных ресурсов. Внутренние же факторы обусловлены процессами, которые в значительной степени определяются самой системой образования, что включает в себя определение разработанности вопросов дидактики, достигнутый уровень педагогической «цифровой» компетентности специалистов образования и динамикой. На основе анализа указанных факторов и их взаимосвязанного и индивидуального влияния на процессы цифровизации системы образования, исследователями формируется концепция идеальной модели образовательной системы, основанной представлении о ней как о совокупности взаимосвязанных и взаимозависящих процессов, способных формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также навыков и опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности лиц, являющимися субъектами образовательной деятельности (в частности, обучающихся), т.е. их ключевые компетенции.

Во многом основываясь на ключевых положениях исследовании А.Г. Асмолова, А.Л. Семенова, А.Ю. Уварова рядом представителей научного сообщества подчеркивается важность построения цифровой образовательной среды для реализации инновационного потенциала современной системы образования. В частности, такая тенденция образования, как цифровизация, по мнению Т.В. Никулиной и Е.Б. Стариченко направлена на подготовку специалистов, которые гарантированно востребованы на рынке труда, легко и свободно владеют мобильными и интернет-технологиями, а также ориентированы на непрерывное обучение, включая повышение квалификации, с помощью электронного обучения [10].

Стоит отметить, что анализ сложившихся на сегодняшний день подходов к разрешению проблем цифровизации образования позволяет говорить о том, что существо цифровых технологий нельзя сводить лишь к овладению информационными инструментами. Справедливым можно считать утверждение М.Е. Вайндорф-Сысоевой, согласно которому реализация образования посредством использования цифровых продуктов есть построение такой среды существования, которая в своем потенциале содержит возможность быть основой (фундаментом) существования образовательной деятельности в ее новых формах и качестве. Указанное возможно лишь при достижении мобильности обучения, возможности реализации непрерывного образования в течение всей жизни, потреблении, применении и разработки электронных образовательных ресурсов [10].

Проблема трансформации образовательной системы под цифровую образовательную среду находит свое отражение в трудах зарубежных ученых с разных позиций. К примеру, B. Basori и соавт. полагают, что XXI век - это время доступности информации в любом месте и в любое время, поэтому получение образование в смешанном формате (дистанционное, личное общение) становится нормой [17].

H. Ibda и соавт. предлагают сформировать у педагогических работников навыки цифровых компетенций, позволяющие им адаптироваться под современные методы реализации образовательных стандартов с применением цифровых платформ [19]. Аналогичной позиции придерживаются C.-L. Liu, C.-L. Lai, по мнению которых, мобильность педагогических работников и возможность адаптации под современные условия является основой благоприятного образовательного процесса [20].

Цифровая образованность населения, как полагает, J. Parra-Domínguez и соавт. связана с разработками информационно-коммуникационных технологий и их влиянием на развитие общества, поскольку цифровые платформы играют роль посредника в образовании цифровой среды [21].

Прямую зависимость в управлении цифровыми процессами и способность адаптации системы образования выделяют A. Rof и соавт. акцентируя внимание на применении инновационных моделей как факторов конкурентоспособности образовательных учреждений [23].

Такие ученые как I.V. Trusei и V.A. Adolf провели исследование организации безопасности работы, обучающихся в цифровой образовательной среде, выявив «ряд угроз: отсутствие лицензирования и аккредитации коммерческих организаций, реализующих электронное обучение; отсутствие опыта работы с цифровым образовательным контентом», которые могут повлиять информационную безопасность обучающихся, указав на необходимость регламентации работы, обучающихся с электронными средствами обучения [29].

Отечественные ученые, представляющие свои научные идеи в зарубежных изданиях, в частности, входящих в международную базу Scopus также рассматривают взаимосвязь цифровой образовательной среды и системы образования с разных позиций. К примеру, T. Scherbakova и соавт. рассматривают направления мотивации выбора личности образовательного маршрута в цифровой среде, делая акцент на выборе обучающимися адекватного индивидуального образовательного маршрута в цифровом пространстве [24].

V. Toktarova и O. Popova полагают, что «синтез сквозных цифровых и обучающих технологий позволяет качественно изменить стратегию построения персонализированного образования в электронной образовательной среде», по их мнению «модель

W I W V V

персонализированной цифровой образовательной среды на основе нейросетевых технологий, направлена на прогнозирование успеваемости учащихся на основе их индивидуальных особенностей и результатов обучения» [24].

E.G. Potupchik и соавт. рассматривают возможности сетевого обучения на примере учащихся начальных классов в рамках учебного предмета «информатика», делая вывод о положительном влиянии на образовательный процесс сетевого взаимодействия [22].

Трансформацию образовательной системы V.Adolf и соавт. связывают с выявлением значимых компонентов цифровой образовательной среды для актуализированной модели ее мониторинга, учета ключевых маркеров и тенденций, влияющих на развитие образования [16].

Отдельного внимания на проблему построения цифровой образовательной среды заслуживает совместное исследование ученых I.I. Golovanova и соавт., основанное на соотношение технологического и цифрового развития, ставящего перед обществом задачу расширения образовательного пространства путем повышения доступности образовательных услуг, развитие цифровых компетенций участников образовательных правоотношений [18].

Обобщение представленных позиции ученых позволяет говорить, о том, что существенным пробелом существующих на сегодняшний день научных исследований является то, что в большинстве из них отсутствует рассмотрение цифровой образовательной среды с точки зрения ее рассмотрения в спектре правовой регламентации и выстраивания регуляторного механизма выстраивания взаимодействия составных частей такой образовательной среды. В ряде случаев представители научного сообще-

ства в необходимости специальной регламентации цифровой образовательной среды отказано по основанию его сходства с образовательным процессом в его традиционном понимании, что, однако, представляется формальным подходом к пониманию в том числе правовой природы цифровой образовательной среды. Во многом, на этом основании из «поля зрения» большинства имеющихся исследований выпадают вопросы защиты прав и свобод несовершеннолетних обучающихся при их непосредственном взаимодействии с цифровыми образовательными процессами.

Анализ российского законодательства, научных исследований позволяет сказать следующее.

Во-первых, система действующего законодательства предусматривает правовые аспекты реализации права на образование с применением цифровых платформ. Согласно принятым правовым нормам в настоящее время формируется единая модель цифровой образовательной траектории в системе общего образования и профессионального.

Во-вторых, позиции отечественных ученых относительно цифровизации образовательной сферы исходят из одной общей концепции построения цифровой образовательной среды для реализации инновационного потенциала современной системы образования. Взгляды зарубежных ученых относительно проблемы трансформации образовательной системы под цифровую во многом схожи с позициями отечественных ученых, однако, весьма прогрессивным является идея зарубежных авторов относительно выстраивания взаимозависимости управленческой системы образования с применением инновационных моделей как факторов конкурентоспособности образовательных учреждений, что на наш взгляд весьма полезна для выстраивания отечественной траектории цифрового образования.

В-третьих, в проанализированных нормативно-правовых актах, доктринальных позициях, должным образом не исследуется проблема реализации права на образование несовершеннолетними обучающимися с применением цифровых образовательных платформ. На наш взгляд обозначенная проблема требует внимания со стороны научного сообщества, поскольку позволяет обозначить законодателю проблемные аспекты в разработке правовых механизмов реализации права на образование в цифровой образовательной среде. Мы прекрасно понимаем, что несовершеннолетние лица нуждаются в особой защите в цифровом мире, необходимо разрабатывать механизм защиты цифровых прав детей, поскольку глобальная сеть «Интернет» предоставляет массу возможностей, которая может пагубно отразиться на правах подростков. На законодательном уровне, в образовательных организациях необходимо разработать стратегию цифровой культуры несовершеннолетних лиц, предусматривающую детальную проработку следующих элементов:

1. указание на опасность цифровых технологий при их неправильном использовании, а именно проработка таких вопросов как: защита от кибернасилия, ки-берпреступности, установление ориентиров для невозможности развития виртуальных преступлений против детей;

2. развитие навыков правильного использования цифровых технологий, формирование знаний об использовании и интерпретации цифрового контента, оценке его достоверности и критическом осмыслении;

3. создание посреднической среды между образовательным учреждением, несовершеннолетним лицом и его законными представителями, которая позволит установить доверительные отношения между указанными субъектами в процессе реализации права на образование с использованием цифровой среды.

_Результаты исследования

При ответе на первый вопрос 77% опрошенных респондентов не различают обозначенные выше понятия (т.е. между цифровой, информационной и компьютерной гигиеной); 11% - показался странным данный вопрос с позиции его значимости в информационной среде; 7% - посчитали знание данных понятий ненужным; 3% -посчитали все обозначенные понятия синонимами; 2% - затруднились ответь на поставленный вопрос.

Затрудн ил ись отв етить н а п оставл ен н ы й в о п р о с

Почитали все обозначенные понятия синонимами

Посчитали знание данных понятий не нужным

Показался странным, данный вопрос с позиции его значимости в информационной среде

Не различают обозначенные выше понятия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2%

3%

7%

11%

77%

Диаграмма 1 Цифровая гигиена, информационная гигиена, компьютерная гигиена

При ответе на второй вопрос 34% опрошенных респондентов смогли ответить на поставленный вопрос, поскольку в их понимании цифровые права отождествляются с возможностями, которые предоставляет глобальная компьютерная сеть; 28% - посчитали, что им рано изучать вопросы цифровой грамотности и цифровых прав человека; 21% - цифровую грамотность посчитали синонимом правовой грамотности; 17% - впервые услышали понятие цифровые права человека.

Впервые услышали понятие цифровые правачеловека

Цифр о вую гр а мотн ость п оо< итал и си н он и мо м. п р а в овой грамотности

Посчитали, что им рано изучать вопросы цифровой грамотности и цифровых прав чаповена

Смогли ответить на поставленный вопрос

11%

21%

Диаграмма 2 Цифровая грамотность, цифровые права человека

При ответе на третий вопрос: 46 % опрошенных респондентов смогли ответить на поставленный вопрос, поскольку кибербуллинг в их понимании - это оскорбления, угрозы, насмешки, распространение разного рода информации в отношении конкретного человека; 42 % - затруднились ответить на поставленный вопрос; 12 % - не посчитали кибербуллинг проблемой.

Диаграмма 3 Кибербуллинг

При ответе на четвертый вопрос: 89 % опрошенных респондентов затруднились ответь на поставленный вопрос, поскольку не знакомы с таким видом интернет-мошенничества как фишинг; 6 % - дали весьма условное определение обозначенному понятию; 5 % - смогли ответь на поставленный вопрос.

Смогли ответить на поставленный вопрос

I

5?ь

Дали весьма условное определение обозначен ному понятию

I

Затруднились отнетить на поставленный вопрос

5ЭЯ

Диаграмма 4 Фишинг в сети

При ответе на пятый вопрос: 70 % опрошенных респондентов ответили отрицательно, т.е. с негативом в сети они не сталкивались; 18 % - четко обозначили проблему негативного воздействия ряда контентов; 9 % - сказали, что не придают значения негативной информации в сети; 3 % - сталкивается с негативном в сети Интернет.

Сталкиваются с негагтивомв сета интернет 3%

Не придаютзначенич негативной информации всети

Ч етко о&озн зч ил и п ро 6л е му н е гати вн ого воз действ и п рчда контентов

Ответили отрицательно, т.е. с негативом в сети они не сталкивал ись

Эй

2 Ей

70%

Диаграмма 5 Негатив в сети

При ответе на шестой вопрос: 58 % опрошенных респондентов знают, как защитить свои права в случае их нарушения в сети; 23 % - полагают, что нарушить их права в сети невозможно; 11 % - сказали, что не придают значения нарушению их прав в сети интернет; 5 % - хотели бы владеть алгоритмом защиты в случае нарушения их прав в сети.

Хотели бы владеть алгоритмом за щиты в случае нарушения инправ всети

Сказали,чтоне придают значения нарушению инправ в сети интернет

Полагают, чтонарушить ин права в сети невозможно

Знают, какзащититьсвои праЕавслучаеиннарушения

Диаграмма 6 Защита права в случае его нарушения в сети

5SJ4

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

• подростки в возрасте от 13 до 18 лет обладают низким уровнем знаний о существующих цифровых правах, способах их защиты, а также методах противостояния негативным проявлениям в сети;

• малознакомыми для подростков являются такие понятия как цифровые права, кибербуллинг, фишинг;

• несовершеннолетние лица не обладают соответствующими знаниями об использовании и интерпретации цифрового контента, оценке его достоверности и критическом осмыслении его возможностей, кроме того они не придают значения нарушению их прав в сети интернет.

Выявленные проблемы имеют причинно-следственную связь с несовершенством имеющихся методик администрирования образовательных процессов и всей системы образования в целом, в частности:

• не все образовательные организации обладают соответствующими кадровыми резервами и ресурсным потенциалом;

• методы, лежащие в основе администрирования (управления) системы образования не соотносятся с целями образовательной политики, которая, как видится из ряда значимых приказов Министерства просвещения Российской Федерации, нацелена на создание цифровой образовательной среды и цифровизации системы образования.

Исходя из полученных данных, анализа действующего законодательства и отечественной и зарубежной научной мысли в рамках настоящего исследования нами будет проведен анализ реализации права на образование несовершеннолетними лицами в цифровой среде, разработаны рекомендации для предотвращения нарушения их прав с использованием цифровых образовательных ресурсов.

_Обсуждение результатов

Как показали результаты проведенного социологического исследования, несовершеннолетние интернет-пользователи в возрасте от 13 до 18 лет обладают

W V V VX I VX |—|

низкой правовой культурой применения возможностей цифровой среды. Проведенный анализ законодательства Российской Федерации позволяет констатировать факт построения цифровой образовательной среда как основы реализации права на образование. Мы поддерживаем позицию коллектива зарубежных ученых J. Parra-Domínguez и соавт., по мнению которых образование населения находится в тесной взаимосвязи информационно-коммуникационных технологий с цифровой трансформацией, поскольку цифровые платформы становятся посредниками в формировании цифровой образовательной среды [21]. Однако считаем, что реализация права на образование в цифровой образовательной среде во многом зависит от системы администрирования, выстраивания единого механизма реализации указанного права. Наша позиция схожа с идеями A. Rof, A. Bikfalvi, P. Marques, которые полагают, что образовательные учреждения могут управлять процессом цифровой трансформации, разрабатывая разные инновационные образовательные модели [23]. Система кадрового управления образовательной организации должна быть мобильной, легко адаптирующейся под формирующиеся цифровые ресурсы.

Стоит поддержать и российского ученого И.О. Петрищева, по мнению которого «создание цифровой среды - путь повышения качества образования» [10]. Качество образовательной системы - это показатель подготовки обучающихся по конкретным образовательным программам, выражающийся в степени соответствия образовательным стандартам и интересам обучающихся. Действующие образовательные стандарты основаны на компетентностном подходе к образовательному процессу, включающие в себя степень достижения планируемых результатов. Система менеджмента качества образования - это основополагающий показатель реализации компетенций, а соответственно и качества образования, достичь которого возможно лишь при развитии цифровой образовательной среды.

Цифровизация образовательной системы - это процесс, который нельзя остановить или прекратить, это процесс, под который необходимо трансформироваться, разработав определенную модель адаптации. Необходимо формулирование национальных рамок образовательной политики, интерпретирующих и дающих практические рекомендации для реализации права на образование в условиях цифровой реальности.

Весьма справедлива позиция Е.Б. Стариченко и Т.В. Никулиной, согласно которой «цифровая образовательная среда требует от педагогов иной ментальности, нового восприятия картины мира, инновационных подходов и форм работы с обучающимися» [10].

Цифровая культура (культура цифрового поведения) - это элемент формирующейся цифровой образовательной среды, который необходимо формировать для построения цифрового образовательного пространства. Несовершеннолетние обучающиеся должны быть цифровыми гражданами, умеющими правильно применять цифровые технологии, подходить к их использованию в образовательном процессе с осторожностью, знать свои права и уметь их защищать.

Таким образом, для реализации права на образование в условиях цифровой среды несовершеннолетние обучающиеся должны обладать цифровой грамотностью.

_Выводы

Анализ проблем управления образованием в контексте цифровой образовательной среды и реализации права несовершеннолетних лиц на образование позволяет с уверенностью утверждать, что:

1. на сегодняшний день существует необходимость существенного пересмотра имеющихся методик администрирования системы образования и приведения их в чёткое соответствие с нацеленность образовательной политики на развитие цифровой образовательной среды, принимая при этом во внимание учёт интересов лиц, непосредственно являющихся субъектами отношений как в сфере получения образования (уровень «педагог - обучающийся»), так и отношений в сфере непосредственного управления (администрирования) системы образования, учитывая при этом вертикальные и горизонтальные связи и взаимозависимости между субъектами управления, а также специфику объекта управления;

2. из «контура» регуляторного механизма системы администрирования системы образования на сегодняшний день «выпадает» ряд вопросов, связанных с участием родителей (законных представителей) обучающихся в осуществлении такого управления;

3. гибкость системы образования, закладываемая её «оцифровкой», предполагает необходимость отхода от императивных методов управления, а также преодоления ограниченности правомочных на осуществления такого управления субъектов, что обуславливает возможность непосредственного участия в такой деятельности родителей (законных представителей), а равно и самих несовершеннолетних;

4. на сегодняшний день образовательные организации не имеют достаточного кадрового потенциала для осуществления образовательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды, что проявляется в следующих двух основных аспектах: (1) образовательные организации имеют достаточный кадровый потенциал, однако при этом стоит констатировать недостаточный уровень так называемых «цифровых компетенций» педагогических работников,

что препятствует полноценному пользованию систем и сервисов цифровой образовательной среды; (2) при наличии достаточного кадрового потенциала и уровня «цифровых» компетенций у организаций отсутствует достаточный ресурсный базис, что особенно проявляется в учреждениях образования, находящихся в малых городах и сельских поселениях;

5. при выстраивании политики «оцифровки» образовательной среды стоит учитывать ряд следующих аспектов, влияющих на эффективность реализации политики. Во-первых, стоит помнить, что на сегодняшний день у многих обучающихся нет достаточной материально-технической базы для пользования в постоянном формате сервисами, составляющими основу цифровой образовательной среды, а, следовательно, указанная форма реализации образования не может считаться приоритетной, а должна быть лишь дополнением традиционным методам и принципам реализации образования. Во-вторых, недопустимо создание ситуаций перегибов, когда в целях декларирования цифровизации образования происходит навязывание цифровых образовательных сервисов и платформ, в том числе и особенно тех из них, использование которых требует приобретения функционала путём оформления платных подписок и т.п.

Проведенное исследование позволило разработать рекомендации для совершенствования существующей модели управления образования в контексте цифровой образовательной среды и повышения эффективности реализации несовершеннолетними своего права на образование в условиях цифровой образовательной реальности, которые заключаются в следующем:

1. реформирование методик администрирования образования путём внесения соответствующих изменений в основные нормативные акты Министерства просвещения Российской Федерации, а также разработки универсальных методических рекомендаций по управлению «цифровой школой», основываясь на вовлечение в такое администрирование широкого круга лиц, включая как самих несовершеннолетних, которые, как видится должны стать центральным звеном администрирования цифрового образования, определяющим его направление и основные векторы, формируя соответствующие запросы на развитие тех или иных компетенций, так и их родителей (законных представителей), с определением основных целей, задач и функций каждого субъекта управления, а равно и определение четкого содержания всех терминов и определений (например, в нормативных правовых актах, а равно и приказах, распоряжениях и письмах Министерства просвещения Российской Федерации отсутствует детальное определение термина «компетенция»), включая четкую индивидуализацию объекта управления, которым должна быть не вся система в целом, а конкретная единица (школа, учреждение среднего профессионального образования и т.п.);

2. повышение материально-технической оснащенности образовательных организаций через проведение политики расширения программ поддержки образовательных организаций;

3. повышение доступности цифровых образовательных сервисов для большего числа обучающихся через;

4. выработка и проведение такой государственной политики, которая не основана на идеализации цифровых образовательных технологий;

5. ограничение возможности владельцев, применяемых (встраиваемых) в цифровой образовательной среде сервисов устанавливать платность их функционала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения 15.12.2022 г.)

2. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения 15.12.2022 г.)

3. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда». URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/

4. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020 - 2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых». URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63245. html (дата обращения 15.12.2022 г.)

5. Приказ Минпросвещения России от 02.12.2019 № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341443/2ff7a8c72de3994f3049 6a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата обращения 15.12.2022 г.)

6. Асмолов А. Г. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. Москва: НексПринт, 2010. 84 с.

7. Елисеева Е. В., Злобина С. Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник Брянского государственного университета. 2010. № 1. С. 56-60.

8. Михалева О. В. Роль цифровой образовательной среды вуза в повышении качества будущих бакалавров // Ученые записки ИУО РАО. 2018. № 3 (67). С. 104-107.

9. Михалева О. В., Зыков Д. А. Формирование компетенций у будущих бакалавров в условиях цифровой образовательной среды вуза // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1-1. С. 178-184.

10. Петрищев И. О. Создание цифровой среды - путь повышения качества образования // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 6 (117). С. 8-13. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-8-13.

11. Тарасов С. В. Образовательная среда: понятие, структура, типология // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2011. № 11. С. 133-138.

12. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 3-12.

13. Ханнер Е. К., Соловьева Т. Н. Изучение информатики в вузе в условиях цифровой образовательной среды // Преподаватель XXI век. 2016. № 4. С. 42-54

14. Шевелева Н. Е., Шевелева Е. Д. Цифровая образовательная среда как конкурентное преимущество вуза // Теория, методика обучения и воспитания в современном образовательном пространстве: материалы всероссийской (национальной) научно-практической конференции / под общей редакцией А. Н. Бурова. Волгоград: Волгоградский филиал РЭУ им Г. В. Плеханова, 2019. С. 107-110.

15. Шурыгин В. Ю. Цифровая образовательная среда вуза как условие его успешного развития // Информационное обеспечение как двигатель научного прогресса: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2019. С. 194-198.

16. Adolf, V., Turanova, L., Styugin, A. Monitoring the Digital Educational Environment in the Context of Education Transformation // AIP Conference Proceedings, 2022, 2647,040021. DOI: 10.1063/5.0104548

17. Basori, B., Sajidan, S., Akhyar M., Wiranto, W.Blended learning model towards vocational students' learning outcomes: A scoping review // International Journal of Evaluation and Research in Education, 2023, 12(1), с. 205-215.

18. Golovanova I.I., Alipichev A.Yu., Ayupov T.A., Baltina T.V., Gorskaya T.Yu., Donetskaya O.I., Lapina M.A., Uteeva E.N., Fazlyeva F.A., Khasanova E.N. EduTVA: Metadata Schema for Educational Audiovisual Contents in Digital Television Environments // Future Internet. 2022. 14(11), 313.

19. Ibda H., Syamsi I., Rukiyati, R. Professional elementary teachers in the digital era: A systematic literature review // International Journal of Evaluation and Research in Education, 2023, 12(1), с. 459-467. DOI: 10.11591/serve.v12i1.23565

20. Liu C.-L., Lai C.-L. An exploration of instructional behaviors of a teacher in a mobile learning context // Teaching and Teacher Education. 2023. 121, 103954.

21. Parra-Domínguez, J., Manzano, S., Herrero, S., Chamoso, P. Digital Platforms for Education. The Case of e4you //Lecture Notes in Networks and Systems. V2023, 532 LNNS, с. 247-255. DOI: 10.1007/978-3-031-18409-3_24

22. Potupchik, E.G., Simonova, A.L., Lomasko, P.S. Formation of Metasubject Results of Primary Schoolchildren in Computer Science Lessons in a Digital Distributed Information and Educational Environment // AIP Conference Proceedings. 2022, 2647, 040028.

23. Rof A., Bikfalvi A., Marques P. Digital Transformation in Higher Education: Intelligence in Systems and Business Models // Lecture Notes in Networks and Systems. 2023, 549, pp. 429-452.

24. Scherbakova, T., Misirov, D., Akopyan, M., Ogannisyan, L., Khachirova, Z. Motivation Vectors for Choosing an Individual Educational Route in the Digital Environment // Lecture Notes in Networks and Systems. 2023. 509, с. 1467-1474.

25. Toktarova, V., Popova, O. Designing of Personalized Digital Educational Environment Based on Neural Network Technologies // AIP Conference Proceedings. 2022. 2647, 040072. DOI: 10.1063/5.0104196

26. Tomyuk, O. N., Dyachkova, M. A., & Shutaleva, A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2022, 31 (3), 115-124. doi: 10.46224/ecoc.2020.3.8

27. Tomyuk, O. N., & Avdeeva, O. A. Digital transformation of the global media market: in search for new media formats. Economic consultant, 2022, 37 (1), 16-26. doi: 10.46224/ecoc.2022.1.2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Tomyuk, O. N. (2022). Strategic development of corporate universities in the context of global digitalization and digital

transformation. Economic consultant, 2022, 38 (2), 58-71. doi: 10.46224/ecoc.2022.2.6

29. Trusei, I.V., Adolf, V.A. Organization of Safe Work of Students in a Digital Educational Environment // AIP Conference Proceedings. 2022. 2647,040092.

30. Guidelines to respect, protect and fulfil the rights of the child in the digital environment - Recommendation CM/ Rec(2018)7 of the Committee of Ministers (2018). URL: https://edoc.coe.int/en/children-and-the-internet/7921-guidelines-to-respect-protect-and-fulfil-the-rights-of-the-child-in-the-digital-environment-recommendation-cmrec20-187-of-the-committee-of-ministers.html (дата обращения 05.01.2023 г.)

REFERENCES

1 Federal Law of 29.12.2012 No. 273-FZ (ed. on 05.12.2022) "On Education in the Russian Federation". Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (date of accession 15.12.2022). (in Russ.)

2. National Project "Education". Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accession date 15.12.2022). (in Russ.)

3. Federal project "Digital Educational Environment". Available at: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/. (in Russ.)

4. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation "On conducting in 2020 - 2022 an experiment on the implementation of the target model of digital educational environment in general education, secondary vocational education and related supplementary vocational education, vocational training, supplementary education for children and adults". Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63245.html (accessed 15.12.2022). (in Russ.)

5. Order of the Ministry of Education of Russia from 02.12.2019 № 649 "On approval of the Target model of digital educational environment". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_341443/2ff7a8c72de399 4f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (accessed 15.12.2022). (in Russ.)

6. Asmolov A. G. Russian school and new information technologies: a look into the next decade. Moscow, NexPrint Publ., 2010. 84 p. (in Russ.)

7. Elizeeva E. V., Zlobina S. N. Digital learning resources as a component of innovative educational environment of modern universities. Bulletin of Bryansk State University, 2010, no. 1, pp. 56-60. (in Russ.)

8. Mikhaleva O. V. The role of digital educational environment of higher education in improving the quality of future bachelors. Scientific Notes Institute of Educational Management, Russian Academy of Education, 2018, no. 3 (67), pp. 104-107. (in Russ.)

9. Mikhaleva O. V., Zykov D. A. The formation of competences in future bachelors in the conditions of the digital educational environment of higher education. Pedagogical Journal, 2019, vol. 9, no. 1-1. C. 178-184. (in Russ.)

10. Petrishchev I. O. Creating digital environment - a way to improve the quality of education. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 6 (117), pp. 8-13. DOI: 10.20323/1813-145X-2020-6-117-8-13. (in Russ.)

11. Tarasov S. V. Educational environment: concept, structure, typology. Bulletin of Leningrad State University named after A. S. Pushkin, 2011, no. 11, pp. 133-138. (in Russ.)

12. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G. Digitalization of educational environment: opportunities and threats. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics, 2018, no. 1 (97), pp. 3-12. (in Russ.)

13. Hanner E. K., Solovyova T. N. The study of computer science in higher education under the conditions of digital educational environment. Teacher XXI century, 2016, no. 4, pp. 42-54. (in Russ.)

14. Sheveleva N. E., Sheveleva E. D. Digital educational environment as a competitive advantage of university. Theory, methodology of training and education in the modern educational space: materials of All-Russian (national) scientific-practical conference / edited by A. N. Burov. Volgograd, Volgograd branch of G.V. Plekhanov Russian Economic University, 2019, pp. 107-110. (in Russ.)

15. Shurygin V. Yu. Digital educational environment of higher education as a condition for its successful development. Information support as a driver of scientific progress: collection of articles. International Scientific and Practical Conference. Ufa, OMEGA Sains, 2019, pp. 194-198. (in Russ.)

16. Adolf, V., Turanova, L., Styugin, A. Monitoring the Digital Educational Environment in the Context of Education Transformation. AIP Conference Proceedings, 2022, 2647,040021. DOI: 10.1063/5.0104548

17. Basori, B., Sajidan, S., Akhyar M., Wiranto, W.Blended learning model towards vocational students' learning outcomes: A scoping review. International Journal of Evaluation and Research in Education, 2023, vol. 12(1), pp. 205-215. DOI: 10.11591/ijere.v12i1.22986

18. Golovanova I.I., Alipichev A.Yu., Ayupov T.A., Baltina T.V., Gorskaya T.Yu., Donetskaya O.I., Lapina M.A., Uteeva E.N., Fazlyeva F.A., Khasanova E.N. EduTVA: Metadata Schema for Educational Audiovisual Contents in Digital Television Environments. Future Internet, 2022, vol. 14(11), p. 313.

19. Ibda H., Syamsi I., Rukiyati, R. Professional elementary teachers in the digital era: A systematic literature review. International Journal of Evaluation and Research in Education, 2023, vol. 12(1), pp. 459-467. DOI: 10.11591/serve. v12i1.23565

20. Liu C.-L., Lai C.-L. An exploration of instructional behaviors of a teacher in a mobile learning context. Teaching and Teacher Education, 2023, vol. 121, 103954.

21. Parra-Domínguez, J., Manzano, S., Herrero, S., Chamoso, P. Digital Platforms for Education. The Case of e4you. Lecture Notes in Networks and Systems. 2023, vol. 532, pp. 247-255. DOI: 10.1007/978-3-031-18409-3_24

22. Potupchik E.G., Simonova A.L., Lomasko P.S. Formation of Metasubject Results of Primary Schoolchildren in Computer Science Lessons in a Digital Distributed Information and Educational Environment. AIP Conference Proceedings, 2022, 2647, 040028.

23. Rof A., Bikfalvi A., Marques P. Digital Transformation in Higher Education: Intelligence in Systems and Business Models. Lecture Notes in Networks and Systems, 2023, vol. 549, pp. 429-452.

24. Scherbakova T., Misirov D., Akopyan M., Ogannisyan L., Khachirova Z. Motivation Vectors for Choosing an Individual Educational Route in the Digital Environment. Lecture Notes in Networks and Systems, 2023, vol. 509, pp. 1467-1474.

25. Toktarova V., Popova O. Designing of Personalized Digital Educational Environment Based on Neural Network Technologies. AIP Conference Proceedings, 2022. 2647, 040072. DOI: 10.1063/5.0104196

26. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., & Shutaleva A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2022, vol. 31 (3), pp. 115-124. DOI: 10.46224/ecoc.2020.3.8

27. Tomyuk O. N., & Avdeeva O. A. Digital transformation of the global media market: in search for new media formats. Economic consultant, 2022, vol. 37 (1), pp. 16-26. DOI: 10.46224/ecoc.2022.1.2

28. Tomyuk O. N. Strategic development of corporate universities in the context of global digitalization and digital transformation. Economic consultant, 2022, vol. 38 (2), pp. 58-71. DOI: 10.46224/ecoc.2022.2.6

29. Trusei I.V., Adolf V.A. Organization of Safe Work of Students in a Digital Educational Environment. AIP Conference Proceedings, 2022. 2647,040092.

30. Guidelines to respect, protect and fulfil the rights of the child in the digital environment - Recommendation CM/ Rec(2018)7 of the Committee of Ministers (2018). Available at: https://edoc.coe.int/en/children-and-the-internet/7921-guidelines-to-respect-protect-and-fulfil-the-rights-of-the-child-in-the-digital-environment-recommendation-cmrec20-187-of-the-committee-of-ministers.html (accessed 5 January 2023)

Информация об авторах Алонцева Дина Викторовна

(Российская Федерация, г. Елец) Доцент, доктор юридических наук, профессор кафедры юриспруденции им. В.Г. Ермакова ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: dina.alontseva@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184

Чечурин Алексей Максимович

(Российская Федерация, г. Елец) Обучающийся по направлению 40.03.01 Юриспруденция ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: sladunec.mamin@gmail.com

Information about the authors

Dina V. Alontseva

(Russian Federation, Yelets) Associate Professor, Dr. Sci. (Law), Professor in the V.G. Ermakov Department of Law Bunin Yelets State University E-mail: dina.alontseva@mail.ru ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184

Aleksey M. Chechurin

(Russian Federation, Yelets) Student in the field of Law Bunin Yelets State University E-mail: sladunec.mamin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.