Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ПРОТОТИПА ЦИФРОВОЙ КРОССПЛАТФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА НАУКОГРАДА'

РАЗРАБОТКА ПРОТОТИПА ЦИФРОВОЙ КРОССПЛАТФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА НАУКОГРАДА Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
86
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КРОССПЛАТФОРМА / ПРОРЫВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАУКОГРАД

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Киселева Ирина Александровна, Скворцов Александр Александрович

Введение. В настоящее время проблема выявления новых путей развития вузов, находящихся в наукоградах (Россия) и городских субъектов с высокой концентрацией научно-технического потенциала (Англия, США, Германия и др.) актуализирована в контексте динамичного развития цифровых технологий. Выявлены функции цифровых платформ для эффективного функционирования и управления инновационной системой вуза наукограда: совместные исследования, создание научного коллектива, обмен идеями и исследовательскими результатами, взаимодействие с профессиональным сообществом и бизнес-сообществом. Целью исследования является разработка прототипа цифровой кроссплатформы для решения задач взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда с научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом. Материалы и методы. Для разработки модели цифровой кроссплатформы использовался метод процессного моделирования на основе CASE-технологии, в частности, методологии функционального моделирования и графическаой нотации, предназначенной для формализации и описания процессов. В качестве основы для разработки прототипа используется скриптовый язык программирования PHP. Для визуального оформления сетевого сервиса использованы язык разметки HTML и каскадные таблицы стилей CSS, JavaScript. Результаты исследования. Представлена модель прототипа цифровой кроссплатформы, обоснована ее структура, выявлены функции, рассмотрены каналы взаимодействия. В результате исследования разработан прототип цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда. Обсуждение и заключение. Выявлено, что реализация программного прототипа цифровой кроссплатформы позволит расширить возможности сотрудничества между университетами и предприятиями для получения новых прорывных технологий и инновационных продуктов в процессе совместной исследовательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Киселева Ирина Александровна, Скворцов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE PROTOTYPE OF DIGITAL CROSS-PLATFORM FOR INTERACTION AND MANAGEMENT OF THE INNOVATION AND EDUCATIONAL PROCESS OF THE UNIVERSITY OF NAUKOGRAD

Introduction. At present the problem of identifying new ways of developing universities located in science cities (Russia) and urban subjects with a high concentration of scientific and technical potential (England, USA, Germany, etc.) is actualized in the context of the dynamic development of digital technologies. The functions of digital platforms for the effective functioning and management of the innovation system of the university of the science city have been identified: joint research, the creation of a scientific team, the exchange of ideas and research results, interaction with the professional community and the business community. The purpose of the study is to develop a prototype of a digital cross-platform in the information and educational space to solve the problem of effective interaction and management of the innovation and educational process of the University of Science City with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community. Materials and methods. When analyzing the digital cross-platform, system analysis was used, which made it possible to create a basis for describing the digital cross-platform model, identifying its structure, the relationship between the elements of the system and relations with the external (in relation to the system) environment. To develop a digital cross-platform model, the method of process modeling based on CASE-technology was used, in particular, the methodology of functional modeling and graphical notation intended for formalization and description of processes. The scripting programming language PHP is used as the basis for the development of the prototype. For the visual design of the network service, the HTML markup language and cascading style sheets CSS, JavaScript are used. Results. The article presents a prototype model of a digital cross-platform that allows interaction and management of the innovation and educational process of the University of science City with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community. The structure is substantiated, the functions are revealed, the channels of interaction are considered. As a result of the research, a prototype of a digital cross-platform for interaction and management of the innovation and educational process of the University of Science City was developed. Discussion and Conclusion. It was revealed that the implementation of the software prototype of the digital cross-platform of the network interaction of the University of Naukograd with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community will expand the possibilities of cooperation between universities and enterprises to obtain new breakthrough technologies and innovative products in the process of joint research activities. The presented software prototype, with some modification, can be used for other subject areas of the digital economy, involving the dynamic formation of network structures of interaction between business partners.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ПРОТОТИПА ЦИФРОВОЙ КРОССПЛАТФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ УНИВЕРСИТЕТА НАУКОГРАДА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojoumal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Дата публикации: 30.04.2022 УДК 378.4

М. С. Чванова, И. А. Киселева, А.А. Скворцов

Разработка прототипа цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда

Введение. В настоящее время проблема выявления новых путей развития вузов, находящихся в наукоградах (Россия) и городских субъектов с высокой концентрацией научно-технического потенциала (Англия, США, Германия и др.) актуализирована в контексте динамичного развития цифровых технологий. Выявлены функции цифровых платформ для эффективного функционирования и управления инновационной системой вуза наукограда: совместные исследования, создание научного коллектива, обмен идеями и исследовательскими результатами, взаимодействие с профессиональным сообществом и бизнес-сообществом.

Целью исследования является разработка прототипа цифровой кроссплатформы для решения задач взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда с научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом.

Материалы и методы. Для разработки модели цифровой кроссплатформы использовался метод процессного моделирования на основе CASE-технологии, в частности, методологии функционального моделирования и графическаой нотации, предназначенной для формализации и описания процессов. В качестве основы для разработки прототипа используется скриптовый язык программирования PHP. Для визуального оформления сетевого сервиса использованы язык разметки HTML и каскадные таблицы стилей CSS, JavaScript.

Результаты исследования. Представлена модель прототипа цифровой кроссплатформы, обоснована ее структура, выявлены функции, рассмотрены каналы взаимодействия. В результате исследования разработан прототип цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда.

Обсуждение и заключение. Выявлено, что реализация программного прототипа цифровой кроссплатформы позволит расширить возможности сотрудничества между университетами и предприятиями для получения новых прорывных технологий и инновационных продуктов в процессе совместной исследовательской деятельности.

Ключевые слова: цифровая кроссплатформа, прорывные технологии, сетевое взаимодействие, наукоград.

Ссылка для цитирования:

Чванова М. С., Киселева И. А., Скворцов А. А. Разработка прототипа цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 657-669. doi: 10.32744^е.2022.2.39

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-02/ Accepted: 21 December 2021 Published: 30 April 2022

M. S. CHVANOVA, I. A. KlSELEVA, A. A. SkVORTSOV

Development of the prototype of digital cross-platform for interaction and management of the innovation and educational process of the university of naukograd

Introduction. At present the problem of identifying new ways of developing universities located in science cities (Russia) and urban subjects with a high concentration of scientific and technical potential (England, USA, Germany, etc.) is actualized in the context of the dynamic development of digital technologies. The functions of digital platforms for the effective functioning and management of the innovation system of the university of the science city have been identified: joint research, the creation of a scientific team, the exchange of ideas and research results, interaction with the professional community and the business community.

The purpose of the study is to develop a prototype of a digital cross-platform in the information and educational space to solve the problem of effective interaction and management of the innovation and educational process of the University of Science City with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community.

Materials and methods. When analyzing the digital cross-platform, system analysis was used, which made it possible to create a basis for describing the digital cross-platform model, identifying its structure, the relationship between the elements of the system and relations with the external (in relation to the system) environment. To develop a digital cross-platform model, the method of process modeling based on CASE-technology was used, in particular, the methodology of functional modeling and graphical notation intended for formalization and description of processes. The scripting programming language PHP is used as the basis for the development of the prototype. For the visual design of the network service, the HTML markup language and cascading style sheets CSS, JavaScript are used.

Results. The article presents a prototype model of a digital cross-platform that allows interaction and management of the innovation and educational process of the University of science City with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community. The structure is substantiated, the functions are revealed, the channels of interaction are considered. As a result of the research, a prototype of a digital cross-platform for interaction and management of the innovation and educational process of the University of Science City was developed.

Discussion and Conclusion. It was revealed that the implementation of the software prototype of the digital cross-platform of the network interaction of the University of Naukograd with the Research Institute of the Russian Academy of Sciences and the business community will expand the possibilities of cooperation between universities and enterprises to obtain new breakthrough technologies and innovative products in the process of joint research activities. The presented software prototype, with some modification, can be used for other subject areas of the digital economy, involving the dynamic formation of network structures of interaction between business partners.

Keywords: digital cross-platform, breakthrough technologies, networking, science city

For Reference:

Chvanova, M. S., Kiseleva, I. A., & Skvortsov, A. A. (2022). Development of the prototype of digital cross-platform for interaction and management of the innovation and educational process of the university of naukograd. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 56 (2), 657-669. doi: 10.32744/pse.2022.2.39

_Введение

е настоящее время организации, состоящие в ООН, проводят международные конференции по проблемам образования, разрабатывают и осуществляют специальные программы. Согласно стратегии ЮНЕСКО в области технологических инноваций в образовании (2021-2025 гг.), необходимо укреплять структуры, занимающиеся вопросами ИКТ в образовании, использовать технологии и цифровые инновации в целях обеспечения более инклюзивного, эффективного и актуального обучения [1]. Международная ассоциация университетов (IAU) определяет следующие стратегические цели, которыми должна руководствоваться Ассоциация в своей работе: выступать за равенство и солидарность между высшими учебными заведениями в вопросах цифровой трансформации; содействовать разработке инклюзивных стратегий цифровой трансформации в вузах путем поощрения и содействия создания сетей и сотрудничества между вузами [2]. Политика в области образования в мире и России в последние десятилетия претерпевает значительные изменения [3; 4]. Процесс цифро-визации образования способствовал развитию различных онлайн-технологий, цифровых образовательных платформ [5-7].

Необходимо отметить, что в условиях цифровизации в области образования, актуальна организация сетевого взаимодействия в профессиональном сообществе по профессиональным интересам, которое позволяет эффективно решать те или иные научные и научно-технические задачи. Активно развивается сетевая коммуникация, цифровые библиотеки, журналы, виртуальные сетевые сообщества для ученых, такие как Academia.edu, ResearchGate, Mendeley, Social Science Research Network (SSRN), VIVO. Данные сетевые сообщества дают ученым возможность поделиться своей публикацией, найти возможных участников для исследовательского проекта, связаться с учеными в искомой области, размещать промежуточные результаты исследований, получать рецензию статьи и т.п. [8].

В качестве технологий сетевого взаимодействия учеными рассматриваются цифровые методы коммуникации, платформенные решения для организации совместной работы. С помощью подобного рода платформ можно организовать совместные исследования, создать научный коллектив, подключать публикации собственных научных сервисов, обеспечить доступ к сервисам других научных организаций на основе подходов гибкой интеграции, облачных технологий, виртуализации. Например, Яшина А.В. рассмотрела сетевую платформенную модель на базе онлайн-платформы ResearchGate для обсуждения запросов ученых, формулирования гипотез, апробации исследований [9]. ^рлик A.E. и др. в качестве механизма взаимодействия вузов и научно-производственных предприятий рассматривали сеть межотраслевых центров научно - технического прогнозирования [10]. Сахаров Д.А. проанализировал возможность цифровой приборостроительной платформы на этапах проектирования новых изделий при взаимодействии структурных взаимодействующих организаций образования и производства, в рамках работ цифровых фабрик [11]. Степанова Е.Б разработала модель организационного взаимодействия для платформы совместной работы инновационных центров и start-up предприятий в научно-образовательной сфере [12]. Кондрашев В.А. представил архитектуру системного интерфейса интеграции научных сервисов цифровой платформы [13]. Rathnavibushana G., Gunasekera K. разработали

прототип кроссплатформы для совместное редактирование цифровых учебных документов в формате PDF в режиме реального времени [14]. Dubey B., Arul V., Mathur P., Pant P. разработали кроссплатформенное приложение для экзаменов, которое помогает создавать, генерировать билеты для студентов, заполняя некоторые основные сведения [15]. Kalmpourtzis G., Ketsiakidis G., Vrysis L., Romero M. провели исследование и анализ потребностей преподавателей и возможных применений цифровых платформ в образовательных областях. В результате исследования получены эмпирические доказательства для разработки и внедрения в образовательный процесс современных цифровых платформ, образовательных технологий, технологий краудсорсинга [16].

В сети интернет достаточно активно развиваются технологии открытых инноваций и краудсортинга [17]. Необходимо отметить, что «технология краудсорсинга предполагает использование внешних по отношению к компании интеллектуальных ресурсов за счет вовлечения добровольцев в решение инновационных задач. Искатели-заказчики делают запрос на поиск решения проблемы; есть посредник — краудсорсинго-вая платформа с ее персоналом, который в ряде случаев сам выступает в качестве «решателя проблем», в других же — размещает объявление на своем пространстве для «толпы»; мотивация происходит через вознаграждение» [18]. Данная технология является по сути одной из форм открытой инновации, которая направлена на решение научных или научно-технических задач [19].

В настоящее время достаточно активно развиваются краудсорсинговые платформы, которые облегчают взаимодействие между бизнес-сообществом и учеными-инженерами. Например, «краудсорсинговая компания InnoCentive (штат Массачусетс, США) принимает заказы на решение конкретных проблем разного уровня сложности в области химии, биологии, инженерии, компьютерных наук от таких известных фирм как Solvay, Johnson&Johnson, IBM, Precyse Technologies. Краудсорсинговая компания PRI ACADEMIC NETWORK (Лондон, Великобритания), является площадкой для исследователей и инвесторов, Kaggle (Калифорния, США) позиционирует себя как площадка открытых инноваций, специализирующаяся на Data science» [20]. В России разрабатываются краудсорсинговые онлайн-платформы преимущественно для бизнеса, в научной среде подобного рода площадки только начинают развиваться. В качестве примера можно привести краудсорсинговую онлайн-платформу практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников. Платформа представляет собой систему командного менеджмента в рамках сетевого взаимодействия между участниками кластера [21].

Таким образом, результатом взаимодействия профессионального сообщества на основе использования современных средств научной коммуникации, в т. ч. цифровых платформ, краудсорсинговых онлайн-платформ, создается возможность научного обмена идеями, исследовательскими результатами, взаимодействием с профессиональным сообществом, а также бизнес-сообществом и учеными-инженерами.

В настоящее время актуальна проблема «развития наукоградов и других объектов с высокой концентрацией научно-технического потенциала как составной части национальной инновационной системы. Определена необходимость перехода России к инновационной опережающей стратегии научно-технического развития на основе IT-технологий. Определена роль технологических платформ для эффективного функционирования национальной инновационной системы» [22].

Прокопович В. П. проанализировал текущее состояние технологических платформ и сделал вывод, «что необходимо осуществить организацию взаимодействия имею-

щихся в настоящее время наукоградов, технологических площадок, технологических платформ, технопарков, научно-образовательных технологических кластеров, технополисов и других структур с целью координации и повышения эффективности их инновационной деятельности» [23].

В рамках нашего исследования представляется возможным разработка прототипа цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда. Использование цифровой кросплат-формы для взаимодействия между профессиональм сообществом, бизнесом и научно-педагогическими кадрами, студентами, аспирантами университетов наукограда в процессе инновационной проектной деятельности позволит определить новый вектор развития для будущих молодых ученых.

Цель исследования - разработка прототипа цифровой кроссплатформы для организации сетевого взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда с научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом.

_Методы и подходы

При анализе цифровой кроссплатформы для активизации исследовательской и инновационной деятельности студентов и магистрантов нами использовался системный анализ, который позволил создать основу для описания модели цифровой кроссплатформы, выявления ее структуры, взаимосвязи между элементами системы и отношений с внешней (по отношению к системе) средой.

В рамках исследования предусмотрено формирование модели цифровой кроссплатформы с использованием метода процессного моделирования. Для моделирования использовалась CASE-технология, в частности, методология функционального моделирования и графическая нотация, предназначенная для формализации и описания процессов. В нашем исследовании построена ER-модель с использованием схемы «сущность-связь». Использование метода способствует решению поставленной задачи разработки цифровой кроссплатформы. Для изображения блок-схемы модели цифровой кроссплатформы использовался онлайн-сервис https://creately.com/.

_Результаты исследования

В рамках нашего исследования представлена модель цифровой кроссплатформы для сотрудничества между университетом наукограда, научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом. Модель может быть использована для организации инновационной проектной деятельности на базе цифровой кроссплатформы при взаимодействии университета наукограда с потенциальными инвесторами.

В модель цифровой кроссплатформы рассмотрен механизм взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом между участником проекта и иниатором (инвестором) проекта.

1. Инициатор проекта - инвесторы (предприятие, научно-исследовательский институт, бизнес-сообщество) в личном кабинете имеет возможность разместить свой запрос на интересующее его исследование (разработку инновационного продукта, услуги, решение технической задачи и т.п.), который хранится в открытой базе заказов

на проектно-технические работы.

2. Участники проекта (научно-педагогические сотрудники вуза наукограда вместе со студентами, магистрантами, аспирантами) в личном кабинете могут подать заявку на инициирование проекта. В личном кабинете участники проекта имеют возможность создавать и искать проекты, вступать в группы, осуществлять поиск бизнес партнеров.

3. Результаты выполнения заказа размещаются в галереи готовых продуктов. Накопленные знания в дальнейшем могут быть использованы при реализации проекта по схожей тематике.

Модель цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом представлена в виде структурной схемы на рис. 1.

Рисунок 1 Модель цифровой кроссплатформы взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом.

После того, как заявка инициатора проекта принята к исполнению участником проекта (научно-педагогические сотрудники, студенты, магистранты, аспиранты) на цифровой кроссплатформе имеется возможность создать закрытое информационное пространство для взаимодействия научной группы. С помощью сервиса «Портфолио участника» участники успешных проектов могут пополнять свои портфолио информацией об этих проектах.

В процессе создания проектов студентами, магистрантами, аспирантами руководит научный консультант проекта в роли которого может быть как преподаватель, так и научный сотрудник вуза.

Жизненный цикл проекта проходит определенные фазы между моментом начала проекта и моментом его завершения: начало проекта, инициирование проекта, управление созданием продукта, контроль на каждой стадии разработки, анализ результата, вывод продукта на рынок, завершение проекта.

Для разработки прототипа цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом используется скриптовый язык программирования php. Php распространяется бесплатно, с откры-

тыми исходными кодами (Open Source). Гибкость и кроссплатформенность одни из важных критериев при разработке сетевого сервиса, PHP может работать на любых современных операционных системах (MacOS, Windows, Linux). А скрипты, написанные на этом языке, успешно функционируют на разном серверном программном обеспечении (Apache, IIS, Nginx и т. д.). Для визуального оформления сетевого сервиса будет использован язык разметки HTML, а также каскадные таблицы стилей CSS. Язык JavaScript позволит сделать страницы более динамичными и интерактивными.

universa l_u$«r$_5i№Cial ta tiens т

' Uîtf jd [NT specdltzabori&jd [NT subspenaliH torts jd INT ■+umvtrseljjsers_id

J prcietts_u6«rs T

■ projected INT

■ivsp-jd JMT

4users_rl IWT

Companies

«HT

> soeciù iiaLwij d [NT name-jj^oon рапу vAAÍ>i W (300}

■> nam*_0ÍJwjnder VARCHAR{«Q) address WWCHARÍ ЗОЙ

> Wíphtrtt VilRCHAROW)

deiü ipben Vdft£íMft(lW) j enaJ_af_fixnd4r vyftCHAR(lM) enaJ jfjüm puy YARJCH AFl( IM) prajKl jetus [NT O Orojttt jJrtcnOtBn TEXT ^rfn«fía;_uíets_id [WT

T

L. —, l

—И-

сошрэме? _sped Ы v at»ons

■i tempjny_id ]PiT Epecabïàliôiïsjd lNT Etibî?eQaliia!iixwjd 1NT nsmparpe^jd [NT

_l и г ■ ve rid l u íerb

Id INT

fpeaalizatffinsjd 1NT namt.of.cofTi рапу VAROH tpWitjrfjfartfei1 VARCHAHÖft») Y «CHARKOW) tn Ы J^JUmfimY VARCHflR(JOW) projKt_xtatui int í3ro]ecl_deac n pbon ТЕХ Г password V ARCHAS (Möö) Aphone VICHAR Í200) -■(Jescrpti díi TEXT «И№ VJROiARÍ JOOO) itjí_CCTipi*i/ [NT

J?44 «t VAfijCH Yusera jd im

— #

-H —

._ users »

id ¡NT

* speaaf iiabons-jd [NT 'nemeVARCHAR(10tö ¿trnti YJWC.--AR£ 1») ptttWÓ YJSFCHAR(LM) 4fpf44VflRCHAR[H)Q} address VAfttHAfi( l№) i descr рйэл ■ projKtjstaUji [NT O projectjiMcnplion TEXT

Рисунок 2 Фрагмент физической модели данных сетевого сервиса, определяющей «сущность-связь» между БД пользователей (users), проектами пользователей (projects, users), данными компании (companies), созданных проектах (universal_users).

Разрабатываемый прототип цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом предназначен для большого числа пользователей, которые должны будут иметь свой личный кабинет, где они смогут создавать и искать проекты, вступать в группы, осуществлять поиск бизнес партнеров. Все данные о пользователях, о проектах, о компаниях и прочее будет храниться в базе данных. Для управления реляционными базами будет использоваться система MySQL, которая позволяет управлять данными с открытым исходным кодом.

Первым этапом разработки прототипа цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом будет составление и описание схемы «сущность-связь» (также ERD или ER-диаграмма), которая будет описывать как «сущности» связаны между собой внутри данной системы. В ER-моделях обычно выделяют до трех уровней детализации. На рисунке 2 представлен фрагмент физической модели данных, в дальнейшем данная модель будет реализована в виде реляционной базы данных. Как видно из модели для хранения данных о пользователях предназначена таблица users, projects_users предназначена для связи пользователей и проектов. Таблица companies хранит данные компаний (индивидуальные предприниматели, малые предприятия, ООО, средние и крупные бизнес компании). Таблица universal_users предназначена для хранения данных о созданных проектах.

Поиск участников проекта

Выверит* етрцналнншвэ: evO^ptiT* * BuGiptlEl вдичпрэвлгчн» R-iJ ni.rpiinu "

tnIAhiI: Qmrwcuc пмцп Тип tfro NUKT грмкт u I McunJ J

Искать ло названию проекта

ПМС4

Чз:ыН|Н EMina Hi Мил ген днрепора oog тчии' r>CMj» ЁНПОр "PCCIN

■W«

TflnqxH МИТЗТНИ

Пяч usev*»» Mm

frf-hCC HIHUtrUf Ha»ai»e rt-:«Ta UTTJXIK itnmU («Sinn rpaJ v^choA тин B»IUtO LUm "dT-dh tpbcd Сгорел ЛЛУ tofWpj чкЯоВДтнм fptftreiM ДАЙ чаш«*! fpceuM С ПМЛелицчи НИМхн ПрЩтЧ

Рисунок 3 Форма поиска подходящего проекта, реализующая взаимодействие между

инициатором проекта и участниками проекта

Для разработки прототипа цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом будет использован объектно-ориентированный подход, который позволит масштабировать сетевое приложение. При таком подходе реализуемые классы, будут иметь данные (свойства) и функциональные возможности (методы). Например, создаем один из основных классов «User» и описываем свойства этого класса, public область действия, чтобы сде-

лать это свойство доступным из любого места, других классов и экземпляров объекта, private область, чтобы свойство были видны только в его собственном классе. Public свойства $id (персональный идентификатор), $email (электронная почта), $fio (фамилия, имя, отчество), $active (активность пользователя) и private свойство $password (пароль пользователя). Реализован метод getMyApplicationStudent класса «User», который позволяет вернуть данные о том какие проекты создавал пользователь или в каких участвовал.

На рисунке 3 представлена форма поиска проекта. Система работает в нескольких режимах, это когда пользователь ищет подходящий проект и когда инициатор проекта ищет подходящих ему людей. В первом случае пользователь имеет возможность связаться с инициатором проекта, который в свою очередь может добавить участника в свой проект. У инициатора проекта имеется дополнительная опция «Пригласить в проект», если человек состоит в каком-либо проекте, то появится дополнительная строка, в которой можно просмотреть название проекта, в котором он участвует.

Определим основной список функций прототипа цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Регистрация в информационной системе - пользователю необходимо пройти процесс регистрации, чтобы начать использовать весь функционал системы. Необходимо иметь возможность зарегистрироваться как в качестве соискателя проекта, так и в качестве основателя проекта. Причем зарегистрироваться можно будет как в форме юридического лица, так и в форме физического лица.

2. Поиск проектов - проекты должны находиться с помощью текстового поиска. Пользователю необходимо ввести слово или словосочетание, система же должна найти проект в названии или описании которого находятся данные слова.

3. Поиск участников проекта - необходим функционал поиска участников проекта, который будет находить как инициаторов проектов, так и соискателей.

4. Система коммуникаций участников проекта.

5. Добавление участника в проект - если соискатель проекта подходит под требования лица, предлагающего проект, то последнему достаточно будет нажать на кнопку "Пригласить в проект", которая будет находиться в информационной карточке соискателя проекта.

6. "Личный кабинет" - после того, как инициатор проекта пригласил в проект соискателя, то у них обоих в их личном кабинете должна появиться запись, которая показывает, что между ними появилась связь.

7. Выход из проекта - у каждого участника проекта должна быть возможность покинуть проект. Для этого в личном кабинете нужно добавить кнопку "Покинуть проект" рядом с информационной карточкой каждого проекта, в котором участвует пользователь.

8. Закрыть проект - если проект по каким-то причинам больше не может существовать, то инициатор проекта должен будет закрыть проект. После закрытия все участники проекта будут автоматически удалены из списка лиц, участвующих в проекте.

В результате описан процесс разработки прототипа цифровой кроссплатформы для эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом между потенциальными бизнес партнерами (заказчиками) и участниками проекта (исполнителями).

_Обсуждение результатов

Мы согласны с авторами Николаенко Г.А., Хватовой Т.Ю., Душиной С.А. Карлик A.E., Широковым С.Н., Максимцевым И.А., Яковлевой E.A. Яшиной А.В. [8-10], что в условиях цифровизации в области образования особое значение приобретают цифровые методы коммуникации, платформенные решения для организации совместной работы. В исследованиях Kalmpourtzis G., Ketsiakidis G., Vrysis L., Romero M. получены эмпирические доказательства для разработки и внедрения современных цифровых платформ, образовательных технологий, технологий краудсорсинга в образовательный процесс [16].

Потребность в разработке цифровых платформ взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университетов наукограда также согласуются с мнением Кузнецова Н.В., Клецель Н.В., Прокопович В. П. [22; 23] о том, что для эффективного функционирования национальной инновационной системы наукоградов и других объектов с высокой концентрацией научно-технического потенциала необходимо научно-техническое развитие на основе IT-технологий, технологических платформ.

Полученные результаты можно сопоставить с уже проведёнными исследованиями, в которых указывается, цифровые платформы облегчают взаимодействие между бизнес-сообществом и учеными-инженерами [20]. Важно отметить, что, активно развиваются цифровые площадки для исследователей и инвесторов в США, Великобритании, в России разрабатываются онлайн-платформы преимущественно для бизнеса, в научной среде подобного рода площадки только начинают развиваться. Нами впервые представлен программный прототип цифровой кроссплатформы сетевого взаимодействия университета наукограда с научно-исследовательскими институтами и бизнес-сообществом.

Это развивает и дополняет идеи учёных о необходимости развития цифровых платформ для решение научных или научно-технических задач [19], о необходимости взаимодействия имеющихся в настоящее время наукоградов, технопарков, научно-образовательных кластеров, технополисов и других структур с целью координации и повышения эффективности их инновационной деятельности [23]. Всё это согласуется с результатами авторов данной статьи. Дальнейшего изучения требует экспериментальная апробация программного прототипа цифровой кроссплатформы, определение границ и условий его применения.

Заключение

Исследования, проводимые авторами, позволяют сделать вывод о том, что реализация программного прототипа цифровой кроссплатформы продемонстрировала решение задачи эффективного взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом университета наукограда с научно-исследовательскими иститу-тами и бизнес-сообществом при создании инновационных проектов.

Цифровая кроссплатформа взаимодействия и управления инновационно-образовательным процессом может стать важной составляющей современной образовательной системы, прежде всего, в ведущих университетах наукоградов России. Пред-

ставленный прототип цифровой кроссплатформы, с некоторой модификацией, может быть использован для других предметных областей цифровой экономики, предполагающих динамичное формирование сетевых структур взаимодействия между предприятиями и бизнес-сообществом.

_Финансирование

Результаты получены при поддержке РФФИ по проекту: «Концептуальные подходы развития университета наукограда как инновационной научно-образовательной платформы - лидера профессионального самоопределения будущих молодых ученых», № 20-013-00690, 2020-2022.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад комиссии по образованию (ED) URL: https://www.un.org/unispal/wp-content/uploads/2021/11/ UNESCO.41.C71r_221121.pdf. Дата обращения (07.01.2022).

2. Международная ассоциация университетов. URL: https://www.iau-aiu.net/technology?lang=en#. Дата обращения (07.01.2022)

3. Khavenson T., Carnoy M. The unintended and intended academic consequences of educational reforms: the cases of Post-Soviet Estonia, Latvia and Russia. Oxford Review of Education, 2016, Т. 42, № 2, pp. 178-199. doi: 10.17323/1814- 9545-2019-3-77-100

4. Islam S., Jahan N. Digitalization and Education System: A Survey // International Journal of Computer Science and Information Security (IJCSIS). 2018. Т. 16. №. 1. С. 70-73.

5. Telukdarie A., Munsamy M. Digitization of Higher Education Institutions // 2019 IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM). IEEE, 2019. С. 716-721. DOI: 10.1109/ IEEM44572.2019.8978701.

6. Буряк, В. В. Цифровизация образования: disruptive technologies в образовании / В. В. Буряк, В. И. Шостка // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 9(97). С. 21-30.

7. Смирнов, Р. С. Применение онлайн-технологий в современном образовании / Р. С. Смирнов, Д. В. Хабло, Г. Б. Долгова // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 219-221.

8. Николаенко Г.А., Хватова Т.Ю., Душина С.А. Учёные в профессиональных интернет-сетях. К вопросу о методологии исследования // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. 2016. № 2 (32). С. 84-93.

9. Яшина А.В. Платформенные решения и общественные пространства как фабрики распределенного производства знания // Философская мысль. 2020. № 4. С. 1-13. DOI: 10.25136/2409-8728.2020.4.32483

10. Карлик A.E., Широков С.Н., Максимцев И.А., Яковлева E.A. Платформа взаимодействия вузов и предприятий научно-производственного комплекса в России // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2016. Т. 1. С. 113-118.

11. Сахаров Д.А., Коваленко В.В., Парко И.В. Создание цифровой платформы научно-технического взаимодействия образования и производства. Интерэкспо Гео-Сибирь. 2020. Т. 7. № 1. С. 26-30. DOI: 10.33764/2618-981X-2020-7-1-26-30

12. Степанова Е.Б., Абир Ф.Ф.А.Д. Платформа интеллектуального взаимодействия в международных научно-образовательных программах // В сборнике: Современные Web-технологии в цифровом образовании: значение, возможности, реализация. Сборник статей участников V-ой Международной научно-практической конференции. 2019. С. 566-568.

13. Кондрашев В.А. Системный интерфейс взаимодействия научных сервисов цифровой платформы // В сборнике: Радиолокация, навигация, связь. Сборник трудов XXVI Международной научно-технической конференции. В 6-ти томах. 2020. С. 15-24.

14. Rathnavibushana G, Gunasekera K. Cross-platform annotation development for real-time collaborative learning. International Conference on Advanced Learning Technologies (ICALT), 2021, pp. 9-13, doi: 10.1109/ ICALT52272.2021.00010.

15. Dubey B., Arul V., Mathur P., Pant P. Ur Info: A cross-platform Application. International Conference on Advance Computing and Innovative Technologies in Engineering (ICACITE), 2021, pp. 614-622, doi: 10.1109/ ICACITE51222.2021.9404702.

16. Kalmpourtzis G., Ketsiakidis G., Vrysis L., Romero M. Examining the Impact of an Interactive Storytelling Platform on Educational Contexts Through Contemporary Crowdsourcing Methods of Audiovisual Content Publishing. 15th

International Workshop on Semantic and Social Media Adaptation and Personalization (SMA, 2020, pp. 1-5, DOI: 10.1109/SMAP49528.2020.9248471.

17. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003. 272 p. DOI: 10.1108/14601060410565074

18. Шибаршина С.В. Научные коммуникации и коллаборации в сети как возможные зоны обмена // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 2. С. 75-92. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-12004

19. Пурдехнад Д. Открытые инновации и социальные сети // Проблемы управления в социальных системах. 2012. № 7. С. 22-27.

20. Rich L. Tapping the Wisdom of the Crowd // The New York Times. August 4, 2010. URL: https://www.nytimes. com/2010/08/05/business/smallbusiness/05sbiz.html?pagewanted=1&_ r=2&ref=business (дата обращения: 23.09.2020).

21. Веселов И.Н., Мальцева А.А., Лельчицкий И.Д. Система управления кластером практико-ориентированных научно-технических клубов творческого развития студентов и школьников вуза на базе краудсорсинговой онлайн-платформы // Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 2. С. 287-295.

22. Кузнецова Н.В., Клецель Н.В. Место технологических платформ в стратегии инновационно-технологического развития России // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2019. №1. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-tehnologicheskih-platform-v-strategii-innovatsionno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossii (дата обращения: 19.11.2021).

23. Прокопович В. П., Евстратов В. С. Роль технологических платформ в национальной инновационной системе опережающего развития России // Промышленное и гражданское строительство. 2019. № 10. С. 71-77. DOI 10.33622/0869-7019.2019.10.71-77.

24. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., Shutaleva A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2020, 31 (3), 115-124. DOI: 10.46224/ecoc.2020.3.8

25. Maiorov A. A. Management of a higher education institution and ways to implement effectively its innovation policy. Economic consultant, 2021, 34 (2), 42-51. DOI: 10.46224/ecoc.2021.2.5

REFERENCES

1. Report of the Education Commission (ED). Available at: https://www.un.org/unispal/wp-content/uploads/2021/11/ UNESCO.41.C71r_221121.pdf (accessed 7 January 2022).

2. International Association of Universities. Available at: https://www.iau-aiu.net/technology?lang=en#. (accessed 7 January 2022).

3. Khavenson T., Carnoy M. The unintended and intended academic consequences of educational reforms: the cases of Post-Soviet Estonia, Latvia and Russia. Oxford Review of Education, 2016, vol. 42, no. 2, pp. 178-199. DOI: 10.17323/1814- 9545-2019-3-77-100

4. Islam S., Jahan N. Digitalization and Education System: A Survey. International Journal of Computer Science and Information Security (IJCSIS), 2018, vol. 16, no. 1, pp. 70-73.

5. Telukdarie A., Munsamy M. Digitization of Higher Education Institutions. IEEE International Conference on Industrial Engineering and Engineering Management (IEEM), 2019, pp. 716-721. DOI: 10.1109/IEEM44572.2019.8978701.

6. Buryak V. V. Digitalization of education: disruptive technologies in education. Humanitarian research, 2019, no. 9 (97), pp. 21-30.

7. Smirnov, R.S. Application of online technologies in modern education. Education and science in modern conditions, 2015, no. 3, pp. 219-221.

8. Nikolaenko G.A., Khvatova T.Yu., Dushina S.A. Scientists in professional Internet networks. On the issue of research methodology. Problems of activity of a scientist and research teams, 2016, no. 2 (32). pp. 84-93.

9. Yashina A.V. Platform solutions and public spaces as factories of distributed knowledge production. Philosophical Though, 2020, no. 4, pp. 1-13, DOI: 10.25136/2409-8728.2020.4.32483

10. Karlik A.E., Shirokov S.N., Maksimtsev I.A., Yakovleva E.A. Platform of Interaction of Higher Education Institutions and Enterprises of Scientific-Production Complex in Russia. Planirovanie i obespechenie podgotovki kadrov dlja promyshlenno-jekonomicheskogo kompleksa regiona = Planning and Training of Personnel for Industrial and Economic Complex of the Region, 2016, no. 1, pp. 113-118. (In Russ.)

11. Sakharov D.A., Kovalenko V.V., Parko I.V. Creation of digital platform of scientific and technical interaction between education and production. Interjekspo Geo-Sibir = Interexpo Geo-Siberia, 2020, vol. 7(1), pp. 26-30. (In Russ.). DOI: 10.33764/2618-981X-2020-7-1-26-30

12. Stepanova E.B., Abir F.F.A.D. Intellectual interaction platform in international scientific and educational programs. In: Sovremennye Web-tehnologii v cifrovom obrazovanii: znachenie, vozmozhnosti, realizacija = Modern Web-technologies in digital education: value, opportunities, implementation. Collection of articles of the participants of the V-th International scientific-practical conference, 2019, pp. 566-568. (In Russ.).

13. Kondrashev V.A. System interface of interaction of scientific services of digital platform. In: Radiolokacija, navigacija, svjaz = Radiolocation, Navigation, Communication. Proceedings of XXVI International scientific-technical conference, 2020, pp. 15-24. (In Russ.)

14. Rathnavibushana G., Gunasekera K. Cross-platform annotation development for real-time collaborative learning. International Conference on Advanced Learning Technologies, 2021, pp. 9-13. DOI: 10.1109/ICALT52272.2021.00010.

15. Dubey B., Arul V., Mathur P., Pant P. Ur Info: A cross-platform Application. International Conference on Advance Computing and Innovative Technologies in Engineering (ICACITE), 2021, pp. 614-622. DOI: 10.1109/ ICACITE51222.2021.9404702.

16. Kalmpourtzis G., Ketsiakidis G., Vrysis L., Romero M. Examining the Impact of an Interactive Storytelling Platform on Educational Contexts Through Contemporary Crowdsourcing Methods of Audiovisual Content Publishing. 15th International Workshop on Semantic and Social Media Adaptation and Personalization, 2020, pp. 1-5, DOI: 10.1109/SMAP49528.2020.9248471.

17. Chesbrough H. Open Innovation. The New Imperative for Creating and Profiting from Technology. Boston: Harvard Business School Press, 2003. 272 p. DOI: 10.1108/14601060410565074

18. Shibarshina S.V. Scientific communications and collaborations in the network as possible exchange zones. Sociology of Science and Technology, 2019, vol. 10, no. 2. pp. 75-92. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-12004

19. Purdehnad D. Open innovations and social networks. Management problems in social systems, 2012, no. 7. pp. 22-27.

20. Rich L. Tapping the Wisdom of the Crowd // The New York Times. August 4, 2010. [Electron. resource]. Availalble at: https://www.nytimes.com/2010/08/05/business/smallbusiness/05sbiz.html?pagewanted=1 &_ r=2&ref=business (accessed 23 September 2020).

21. Veselov I.N., Maltseva A.A., Lelchitsky I.D. Cluster management system of practice-oriented scientific and technical clubs for creative development of university students and schoolchildren on the basis of an online crowdsourcing platform. Educational technologies and society, 2017, vol. 20, no. 2. pp. 287-295.

22. Kuznetsova N.V., Kletsel N.V. The place of technological platforms in the strategy of innovative and technological development of Russia . Asia-Pacific region: economics, politics, law, 2019, no. 1. Available from: https:// cyberleninka.ru/article/n/mesto-tehnologicheskih-platform-v-strategii-innovatsionno-tehnologicheskogo-razvitiya-rossii (accessed 19 November 2021).

23. Prokopovich V. P. Evstratov S. V. The Role of technology platforms in the national innovative system of Russia's priority development. Industrial and civil construction, 2019, no. 10. pp. 71-77. DOI: 10.33622/0869-7019.2019.10.71-77.

24. Tomyuk O. N., Dyachkova M. A., Shutaleva A. V. Issues of modeling smart personality - human image of the digital age. Economic consultant, 2020, vol. 31, no. 3, pp. 115-124. DOI: 10.46224/ecoc.2020.3.8

25. Maiorov A. A. Management of a higher education institution and ways to implement effectively its innovation policy. Economic consultant, 2021, vol. 34, no. 2, pp. 42-51. DOI: 10.46224/ecoc.2021.2.5

Информация об авторах Чванова Марина Сергеевна

(Россия, Москва) Доктор педагогических наук, профессор кафедры

информационные системы и технологии Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) ORCID ID: 0000-0002-2993-0194 E-mail: tmbtsu@gmail.com

Киселева Ирина Александровна

(Россия, Тамбов) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ORCID ID: 0000-0002-3557-216X E-mail: irinakiselyo@yandex.ru

Скворцов Александр Александрович

(Россия, Тамбов) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий

Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина ORCID ID: 0000-0003-2041-4000 E-mail: skvor_88@mail.ru

Information about the authors

Chvanova Marina Sergeevna

(Russia, Moscow) Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Information Systems and Technologies Moscow Aviation Institute (National Research University) ORCID ID: 0000-0002-2993-0194 E-mail: tmbtsu@gmail.com

Irina A. Kiseleva

(Russia, Tambov) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematical Modeling and Information Technologies

Tambov State University named after G.R. Derzhavin ORCID ID: 0000-0002-3557-216X E-mail: irinakiselyo@yandex.ru

Alexander A. Skvortsov

(Russia, Tambov) PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Mathematical Modeling and Information Technologies

Tambov State University named after G.R. Derzhavin ORCID ID: 0000-0003-2041-4000 E-mail: skvor_88@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.