УНИВЕРСИТЕТА
О.Е. Кугафина (МПОА)
Татьяна Викторовна ПАШНИНА,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (РГУП),
кандидат юридических наук [email protected]
454135, Россия, г. Челябинск, ул. Энергетиков, д. 63
Тенденции реализации информационных прав несовершеннолетних в библиотечной сфере в условиях цифровой трансформации
Аннотация. Предпринята попытка анализа специфики и трендов осуществления несовершеннолетними права на доступ к информации и информационным ресурсам в библиотечной сфере в реалиях цифровизации. Обосновано, что основными направлениями реализации информационных прав детей в библиотечной сфере в настоящее время выступают: гарантирование доступа ребенка к библиотечному «позитивному» контенту; создание в библиотеках безопасной информационной среды; осуществление библиотеками функции гаранта права ребенка на получение качественного образования, адаптации несовершеннолетнего к обществу знаний, в том числе в условиях цифровой трансформации.
Утверждается, что система правового регулирования реализации информационных прав несовершеннолетних в библиотечной сфере основывается на положениях федеральных законов, документов стратегического планирования, международных договоров, документов «мягкого права», направленных как на обеспечение доступа к «позитивному» контенту, так и на создание безопасной информационной среды. По результатам исследования автором предложен ряд практических шагов по созданию безопасной цифровой среды в библиотеках и их интеграции в проекты цифровой трансформации образовательной сферы.
Ключевые слова: право детей на информацию, право на образование, особые категории пользователей библиотек, информационная безопасность детей, позитивный библиотечный контент, защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, безопасная цифровая среда библиотек.
DOI: 10.17803/2311-5998.2022.92.4.092-099
© Т. В. Пашнина, 2022
TATYANA V. PASHNINA, Senior lecturer of state legal disciplines of Ural branch of the Russian State University of justice (RSUJ), Cand. Sci. (Law) [email protected] 63, ul. Energetikov, Chelyabinsk, Russia, 454135 Trends in the Implementation of Information Rights of Minors in the Library Sector in the Context of Digital Transformation Abstract. An attempt has been made to analyze the trends in the exercise by minors of the right to access information and resources in the library sphere in the realities of digitalization. It is proved that the main directions of
realization of children's information rights in the library sphere are currently: guaranteeing the child's access to library positive content; creating a safe information environment; the implementation by libraries of the function of the guarantor of the child's right to receive a quality education, the adaptation of a minor to the knowledge society. It is argued that the system of legal regulation of the implementation of information rights of minors in the library sphere is based on provisions of federal laws, strategic planning documents, international treaties, soft law documents. Based on the results of the study, the author proposed a number of practical steps to create a secure digital environment in libraries. Keywords: the right of children to information, the right to education, special categories of library users, information security of children, positive library content, protection of children from information harmful to their health and development, safe digital environment of libraries.
Современный человек живет в условиях высокой политической, экономической и технологической нестабильности, ставящей перед ним вызовы ранее невиданной силы и природы. Огромный поток разнообразной и противоречивой информации, обрушивающийся со всех сторон, и в первую очередь из интернет-источников, способен как помочь сориентироваться в непростой реальности, так и дезориентировать еще больше. Более того, деструктивная и фейковая информация потенциально способна нанести вред физическому и психическому здоровью человека, превратить его в жертву манипуляций и преступных посягательств.
В наиболее сложной ситуации в данных обстоятельствах оказалась особо уязвимая категория населения — несовершеннолетние, не обладающие необходимым жизненным опытом для того, чтобы принимать правильные решения и адекватно оценивать ситуацию под напором агрессивной информационной среды.
Это обусловливает повышенный интерес экспертов разных областей знаний — педагогов, психологов, юристов и т.д., особый социальный запрос со стороны большей части общества к проблемам обеспечения информационной безопасности1 и детерменированное этим запросом повышение роли социальных институтов, способных предоставить несовершеннолетним гражданам нашей страны безопасный, «позитивный» (как антипод негативному, вредному, деструк- ^
тивному) контент.
Одним из таких институтов является институт библиотеки, предназначением которого является реализация информационных и культурных прав граждан посредством библиотечно «О библиотечном деле»2).
л
Т ИУ НА
посредством библиотечного обслуживания (ст. 5, 7 и 8 Федерального закона рН
МЕЕ А т
И О
1 См., например: Модели правового регулирования обеспечения информационной без- °0 опасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе /
Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, А. А. Чеботарева [и др.]. Саратов : Амирит, 2020. 254 с. 0 м
2 Федеральный закон от 29.12.1994 № 78-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О библиотечном деле» // ОЫ
СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2. ПРАВА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Наряду с другими социально уязвимыми группами населения (лицами с ограниченными возможностями здоровья, представителями национальных меньшинств), пользователи детского и юношеского возраста наделены дополнительным информационным правомочием реализовать свое право на библиотечное обслуживание как в общедоступных библиотеках, так и посредством системы специализированных детских и юношеских библиотек, а также библиотек образовательных организаций (ст. 8 Закона о библиотечном деле).
Главный стратегический документ библиотечной сферы — Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года подчеркивает, что дети и подростки, число которых составляет около 40 % общего количества пользователей, являются их особой категорией, имеющих право на библиотечное обслуживание3.
Особая роль библиотек в реализации информационных и культурных прав несовершеннолетних обосновывается и в Декларации библиотеки, обслуживающей детей (2019), и связывается с тем, что детские библиотеки:
— соответствуют потребностям растущей личности, т.е. предоставляют детям социально значимые информацию и документы, способствуют формированию интереса к чтению и пользованию библиотекой, информационной культуры и культуры чтения;
— предоставляют ребенку защищенное библиотечное и информационное пространство и т.д.4
Анализ эмпирических данных позволяет выделить следующую специфику и тенденции, характерные для реализации несовершеннолетними права на доступ к информации и информационным ресурсам в библиотечной сфере:
1. Гарантирование доступа ребенка к библиотечным ресурсам —позитивному контенту, содержащему информацию, необходимую для его нормального развития и социализации в коллективе5.
Нормативной базой для реализации права несовершеннолетних на информацию выступают положения международных договоров, важнейшим среди которых является Конвенция ООН о правах ребенка (1989)6, а также ряд документов
3 Распоряжение Правительства РФ от 13.03.2021 № 608-р (ред. от 15.12.2021) «Об утверждении Стратегии развития библиотечного дела на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2021. № 12. Ст. 2072.
4 См.: Руководство по библиотечному обслуживанию детей в России: рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, специализированным детским библиотекам, общедоступным библиотекам, обслуживающим детей / Министерство культуры РФ, Российская государственная детская библиотека ; научно-методический отдел. М., 2019. С. 27—28.
5 Теоретические аспекты права ребенка на доступ к библиотечной информации ранее рассматривались автором. См.: Пашнина Т. В. Реализация информационных прав несовершеннолетних граждан на доступ к информации в библиотечной сфере // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия : Право. 2020. Т. 20. № 4. С. 80—84.
6 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР 1990. № 45. Ст. 955.
мягкого права, создаваемых различными библиотечными объединениями, организациями, отдельными библиотеками (ИФЛА, РБА, РГДБ и т.д.7) и др.
В российском законодательстве право ребенка на информацию не закреплено, однако, по мнению Н. В. Летовой, оно косвенно вытекает из иных прав ребенка, например, права выражать свое мнение, права на общение с родственниками, права на личные данные, права на тайну усыновления и др. При этом его правовая природа представляется неоднозначной8.
В связи с этим исследователи относят несовершеннолетних к лицам с особым правовым статусом, поскольку «ребенок еще не готов самостоятельно определять добро и зло информации»9.
Один из авторитетнейших специалистов в области информационного права — И. Л. Бачило писала о том, что «ребенок, не будучи еще дееспособным, может сам реализовать право на доступ к информации в период дошкольного и школьного воспитания и образования... Задача права — создать такие гарантии при этом, чтобы оградить ребенка от нежелательного информационного воздействия и обязать ответственных лиц... обеспечивать необходимые условия для здорового информационного развития ребенка»10.
В этой связи исследователи справедливо отмечают, что «что ребенку должна быть предоставлена специальная целевая забота о безопасности информации... Поиск информации и доступ к ней важны для ребенка и его развития, в связи с чем дети должны иметь доступ к разнообразным культурным материалам, которые могут способствовать развитию способностей и могут стимулировать критическое мышление ребенка... При этом государство должно обеспечить получение детьми качественной, полезной информации»11.
Важно отметить, что библиотечный «позитивный» контент предоставляется несовершеннолетним как в электронной (цифровой), так и в традиционной формах, что дает возможность детям выбрать комфортную форму получения информации.
2. Создание в библиотеках безопасной информационной среды путем ограничения доступа к информации, способной нанести вред психическому и физическому здоровью и развитию несовершеннолетних, что обеспечивается за счет соблюдения требований федеральных законов (от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
См., например: Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию детей в возрасте
0—18 лет / ИФЛА, Секция библиотек для детей и юношества ; под ред. Кэролинн Рэнкин. >
2-е изд., перераб. [Б.м.], 2018. 30 с. Т
^ У
См.: Летова Н. В. Право ребенка на информацию: сущность и специфика защиты //
Вестник Московского университета. Серия 26 : Государственный аудит. 2019. № 3. С. 42. В ^
Беспалов Ю. Ф. Информационная безопасность лиц с особым правовым статусом: соци- р Ы
ально-правовой аспект // Нотариус. 2020. № 1. С. 16—17. А т
Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Ир
Юрайт, 2022. С. 49. □□ См.: Беспалов Ю. Ф. Указ. соч. С. 16—17 ; Ситкова О. Ю. Правовая природа права
ребенка на доступ к информации и его ограничения в целях защиты ребенка от инфор- 0 м
мации, наносящей вред психическому здоровью и развитию несовершеннолетних // О т
Семейное и жилищное право. 2021. № 1. С. 27—30. ПРАВА
>
7
3
10
11
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»12, от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»13 и др.) и конкретизирующих их подзаконных актов (например, приказа Министерства культуры РФ от 06.12.2019 № 190514)15.
Помимо законодательных гарантий, важнейшим средством создания безопасной информационной среды для несовершеннолетних, в том числе в библиотечной сфере, выступают положения документов стратегического характера (Указа Президента РФ от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»16, распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»17 и др.) и мягкого права, определяющие направления развития безопасной цифровой среды.
Среди последних хотелось бы отметить Хартию «Цифровая этика детства», созданную в рамках Альянса по защите детей в цифровой среде крупнейшими российскими ИТ- и медиакомпаниями («Билайн», «Газпром-Медиа», «Лаборатория Касперского», «МегаФон», «МТС», «ВКонтакте», «Национальная медиагруппа», «Ростелеком» и «Яндекс»), представляющую собой этическую платформу для организаций, компаний и объединений, работающих с детьми и содержащую ценностные ориентиры и правила поведения, призванные объединить представителей общественности, государства, профессионального сообщества и скоординировать их усилия по обеспечению благоприятной и безопасной для детей цифровой среды18.
Обосновывая необходимость ограничения доступа к «вредному», опасному контенту и создания безопасной информационной среды для несовершеннолетних, Н. В. Летова пишет о том, что «детей необходимо оберегать от нежелательной информации, контента ради их блага, поэтому и государство, и общество, и родители, все вместе должны осуществлять последовательную защиту детей от информации, которая может быть опасной (или потенциально опасной) для жизни и здоровья ребенка»19. При этом «регулирование отношений с участием детей должно осуществляться с учетом принципа приоритетной защиты прав и интересов ребенка, значение которого не может быть индифферентным для правового государства»20.
3. Помимо реализации информационных и культурных прав несовершеннолетних, библиотеки выступают гарантом и для осуществления другого
12 СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.
13 СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
14 URL: www.pravo.gov.ru. 27.07.2020. № 0001202007270033.
15 Об ограничении доступа к информации в библиотечной сфере см.: Пашнина Т. В. Ограничение доступа к информации в библиотечной сфере // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия : Право. 2021. Т. 21. № 4. С. 103—107.
16 СЗ РФ. 2017. № 23. Ст. 3309.
17 СЗ РФ. 2014. № 37. Ст. 4983.
18 См.: Хартия «Цифровая этика детства» / Альянс по защите детей в цифровой среде // URL: https://intemetforkids.ru/upload/docs/charter.pdf ; 9 главных вопросов о Хартии «Цифровая этика детства» // URL: https://www.company.rt.ru/social/charter_internetforkids/.
19 Летова Н. В. Указ. соч. С. 41.
20 Летова Н. В. Указ. соч. С. 41—42.
конституционного права — права ребенка на получение образования, поскольку наличие доступа к библиотечно-информационным ресурсам и, следовательно, наличие библиотек(и) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, согласно положениям ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»21, признается обязательным требованием реализации образовательных программ.
На сегодняшний день в сети образовательных организаций всех уровней, находящихся в ведении Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ, насчитывается более 40 тыс. библиотек.
Роль библиотек образовательных организаций в создании общества знаний отражена в Манифесте ИФЛА/ЮНЕСКО, касающемся школьной библиотеки (2000), провозгласившем, что «школьная библиотека позволяет получить информацию и знакомиться с идеями, которые имеют первостепенное значение для успешного участия в жизни нынешнего общества, основанного на информации и знаниях»22.
Таким образом, библиотеки образовательных организаций выступают не только как элемент системы гарантий реализации права ребенка на получение качественного образования, но и выполняют более широкую функцию средства адаптации несовершеннолетнего к обществу знаний, а в реалиях внедрения «сквозных» цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности — в условиях цифровой трансформации.
Пандемия новой коронавирусной инфекции доказала необходимость скорейшего цифрового преобразования всех сфер жизнедеятельности, в том числе образовательной сферы, что на нормативном уровне нашло выражение в принятии в 2021 г. ряда документов стратегического планирования, в числе которых Стратегия цифровой трансформации образования (утв. Министерством просвещения РФ)23 и Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (утв. Минобрнауки России)24, определивших основные показатели «цифровой зрелости» отрасли и алгоритмы их достижения и конкретизировавшие принятые ранее в рамках Национального проекта «Образование» Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» 25, а также положения Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»26.
21 СЗ РФ. 2012. № 5 (ч. I). Ст. 7598.
22 URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/ifla/ifla01.pdf.
23 Распоряжение Правительства РФ от 02.12.2021 № 3427-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере Н А деятельности Министерства просвещения Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 50 Ojj (ч. IV). Ст. 8630 ; паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» (утв. Мини- р Ы стерством просвещения РФ 15.07.2021) // СПС «Гарант». Документ опубликован не был. А m
24 URL: https://minobmauki.gov.ru/upload/iblock/e16/dv6edzmr0og5dm57dtm0wyllr6uwtujw.pdf. Ир
25 Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской О О Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 30. Ст. 4884.
m
26 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президен- □ м те РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018
№ 16)) // СПС «Гарант». Документ опубликован не был. ПРАВА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В рамках реализации первого документа предусмотрено создание сервиса «Библиотека цифрового образовательного контента» (на базе ФГИС «Моя школа»27), позволяющего использовать современный верифицированный цифровой образовательный контент и реализовывать образовательные программы углубленного уровня, выстраивая индивидуальные образовательные траектории, и повышать профессиональные компетенции педагогов. В данный сервис включаются и электронные библиотечные ресурсы, которые нельзя рассматривать как цифровой фонд конкретной школьной библиотеки, поскольку здесь они выступают как элемент информационной системы. Однако электронная образовательная среда призвана не заменить традиционное обучение и, соответственно, школьную библиотеку, а лишь обогатить их возможности.
Это соотносится с положениями Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров (2016), целью которой провозглашено «создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания», демонстрирующей тенденцию к преобразованиию школьных библиотек в школьные информационно-библиотечные центры (ШИБЦ)28.
В рамках же реализации второго стратегического документа, имеющего меньшее отношение к реализации прав несовершеннолетних и задающего векторы цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования России, создание сервиса, подобного «Библиотеке цифрового образовательного контента», не предусмотрено. Однако реализация проектов «Цифровой университет», «Цифровое образование», направленных на внедрение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, без развитой электронной библиотечной среды вуза невозможна, что убедительно доказал опыт «пандемийного» 2020 г.29
Таким образом, в реалиях современной цифровой среды библиотеки выступают важнейшим гарантом реализации информационных и культурных прав несовершеннолетних, а также осуществления их права на получение качественного образования.
Для лучшей реализации информационных прав несовершеннолетних в библиотечной сфере в условиях цифровой трансформации представляется целесообразным учет следующих предложений:
1) в целях координации усилий по созданию безопасной цифровой среды и обеспечения доступа ребенка к позитивному контенту, содержащему информацию, необходимую для его нормального развития, социализации в коллективе, присоединение максимального количества детских и юношеских библиотек к
27 URL: https://myschool.edu.ru/.
28 Приказ Минобрнауки России от 15.06.2016 № 715 «Об утверждении Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» // Вестник образования. 2016. № 16.
29 См., например: Другова Е. А., Журавлева И. И. Тренды развития образовательных технологий и трансформация академических библиотек // Университетская книга : информ.-аналит. журнал. 05.04.2021. URL: http://www.unkniga.ru/vishee/11980-trendy-razvitiya-obrazovatelnyh-tehnologiy-i-transformatsiya-akademicheskih-bibliotek.html (дата обращения: 01.03.2022).
Хартии «Цифровая этика детства», а также разработка на базе РБА (Российской библиотечной ассоциации) документов рекомендательного характера, адаптирующих положения указанной Хартии к особенностям библиотечной среды;
2) включение в нормативные и методические документы, предусмотренные Планом (дорожной картой) реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров» положений, направленных на его интеграцию со Стратегией цифровой трансформации образования.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Бачило И. Л. Информационное право : учебник для вузов. — 5-е изд., пере-раб. и доп. — М. : Юрайт, 2022. — 419 с.
2. Беспалов Ю. Ф. Информационная безопасность лиц с особым правовым статусом: социально-правовой аспект // Нотариус. — 2020. — № 1. — С. 16—17.
3. Другова Е. А., Журавлева И. И. Тренды развития образовательных технологий и трансформация академических библиотек // Университетская книга : информационно-аналитический журнал. — 05.04.2021. — URL: http://www.unkniga. ш/vishee/11980-trendy-razvitiya-obrazovatelnyh-tehnologiy-i-transformatsiya-akademicheskih-bibliotek.html (дата обращения: 01.03.2022).
4. Летова Н. В. Право ребенка на информацию: сущность и специфика защиты // Вестник Московского университета. — Серия 26 : Государственный аудит. — 2019. — № 3. — С. 38—49.
5. Модели правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе / Т. А. Полякова, А. В. Минбалеев, А. А. Чеботарева [и др.]. — Саратов : Амирит, 2020. — 254 с.
6. Пашнина Т. В. Ограничение доступа к информации в библиотечной сфере // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия : Право. — 2021. — Т. 21. — № 4. — С. 103—107.
7. Пашнина Т. В. Реализация информационных прав несовершеннолетних граждан на доступ к информации в библиотечной сфере // Вестник Южно-Уральского государственного университета. — Серия : Право. — 2020. — Т. 20. —
№ 4. — С. 80—84. >
8. Ситкова О. Ю. Правовая природа права ребенка на доступ к информации и Т его ограничения в целях защиты ребенка от информации, наносящей вред психическому здоровью и развитию несовершеннолетних // Семейное и жи- В Ь лищное право. — 2021. — № 1. — С. 27—30. Р Н
МЕЕ
А т
И В
ОО
НЕЕ
□Ы
ПРАВА
>