УДК 342.74 ББК Х401.11
DOI: 10.14529/law190414
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА
Т. В. Пашнина
Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск
Предпринята попытка рассмотреть понятие, правовую природу и структуру отношений, урегулированных нормами права (правоотношений). Проанализирована специфика информационных правоотношений и их дифференциация на виды в зависимости от сферы применения. Особое внимание уделено информационным правоотношениям, складывающимся в сфере библиотечного дела. Высказано мнение о том, что эти правоотношения являются особой разновидностью информационных правоотношений. Констатируется трансформация информационных правоотношений в библиотечной сфере под влиянием важнейших документов стратегического характера, регулирующих информационную сферу.
Отмечено, что система правового регулирования информационных отношений в сфере библиотечного дела имеет комплексный характер и включает общепризнанные принципы и нормы международного права базовые нормы информационного законодательства, в том числе правовые нормы, регулирующие библиотечное дело, иные отраслевые нормы федерального законодательства, касающиеся охраны библиотечной информации, в том числе нормы об ответственности за нарушение законодательства в области информации, культуры и сохранения культурного наследия, нормы законодательства субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области библиотечного дела, а также локальные правовые акты библиотек. По результатам исследования сделан вывод о том, что в связи с обеспечением доступа к информации в библиотечной сфере в условиях цифровой трансформации возникают информационные правоотношения, обладающие рядом особенностей, обусловленных составом субъектов (библиотек, пользователи (читатели), сотрудники библиотек, публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления) и др., объектами указанных отношений (библиотечные фонды, включающие библиотечно-информационные ресурсы и библиотечную информацию, электронная библиотечная среда, электронные библиотеки и др.), определенным порядком предоставления доступа к библиотечной информации и библиотечно-информационным ресурсам, уникальным набором прав и обязанностей субъектов.
Ключевые слова: правоотношения, информационные правоотношения, информационные правоотношения в сфере библиотечного дела, библиотека, библиотечное дело, библиотечная информация, библиотечные информационные ресурсы, правовое регулирование библиотечного дела.
Приверженцы теории естественного права видят в правоотношении особую форму социального взаимодействия, сторонники позитивизма - урегулированные нормами права отношения между людьми. При этом, по мнению специалистов, доминирующей является позитивистская концепция правоотношения. В отраслевых же науках правоотношения определяются как «отношения, урегулированные нормами соответствующей отрасли права» [1, с. 60-61].
А. В. Мицкевич справедливо отмечает, что понятие «правовое отношение» является
одним из основных в юридической науке [4]. Поэтому не удивительно, что с развитием и усложнением общественных отношений, появлением новых общественных отношений право стремится оценить их на предмет возможности регулирования. Развитие информационного общества повлекло за собой формирование широкого круга информационных отношений, ставших основой [2, с. 50-54] для оформления соответствующей сферы и информационных правоотношений.
Ведущие специалисты в сфере информационного права утверждают, что, поскольку
Пашнина Т. В.
Информационные правоотношения в сфере библиотечного дела
информационные отношения являются разновидностью правоотношений, они имеют те же признаки, что и любые иные отношения, урегулированные нормами права [1, с. 63]. Информационным правоотношениям присущи те же черты, что и прочим правоотношениям, поэтому можно утверждать, что они имеют характерную для любого правоотношения структуру, включающую следующие элементы: субъекты (участники данных отношений), объект(ы) (то, по поводу чего данные отношения возникают), а также содержание правоотношения (взаимные права и обязанности участников правоотношений) [5].
Специфические же черты анализируемых правоотношений обусловлены тем, что они складываются в особой сфере - информационной, то есть возникают в результате деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием, передачей и потреблением информации [1, с. 63]. Ю. В. Волков также утверждает: чтобы правоотношение можно было причислить к информационным, достаточно чтобы «в его основе имелась передача информации, и необходимо, чтобы отношения формировались в информационной сфере и были урегулированы правом» [2, с. 50-54].
Информационные правоотношения представляют собой сложное правовое явление, которое также может быть дифференцировано на виды. Важнейшим классификационным основанием для разграничения отдельных видов информационных правоотношений выступает сфера, в которой они складываются: информационные правоотношения в банковской сфере, уголовно-исполнительные правоотношения информационного характера, информационные отношения в сфере гражданского права, финансово-информационные правоотношения и т.д.
Особым видом информационных отношений, урегулированных нормами права, выступают информационные правоотношения в сфере библиотечного дела, значение которых возрастает в свете реализации направлений информационной политики, заданных положениями важнейших стратегических документов информационной сферы последних лет - Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг. (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы») и Доктрины информацион-
ной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации»), анализ которых показывает, что в современной России возрастает значение достоверной, безопасной и качественной информации, соответствующей высоким культурным и образовательным стандартам [4, с. 88-92].
В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 гг. отмечается негативное влияние, которое оказывает на мировоззрение россиян получившая широкое распространение в условиях цифровизации так называемая «клиповая культура», характерной особенностью которой является массовое упрощенное поверхностное восприятие информации, способствующее формированию навязанных моделей поведения. Преодоление данной тенденции путем повышения культурного и образовательного уровня жителей страны является необходимым условием для внедрения инновационной цифровой экономики.
В связи с этим возрастает роль традиционных информационных институтов, способных предоставить информацию, соответствующую заданным в стратегических документах стандартам, и в том числе института библиотеки, который может рассматриваться в качестве важнейшего элемента формирования единого пространства знаний, выступающего основанием инновационного развития страны. Одним из принципов в данной Стратегии обозначено «сохранение традиционных и привычных для граждан (отличных от цифровых) форм получения товаров и услуг», к которым, несомненно, относятся и услуги в библиотечной сфере.
Реализация информационных прав граждан в сфере библиотечного дела и складывающиеся в этой связи информационные правоотношения имеют свои особенности, детерминированные рядом факторов, среди которых можно назвать следующие:
- сложная многокомпонентная система правового регулирования, включающая как положения ч. 4 Конституции РФ и базового закона библиотечной сферы - Закона о библиотечном деле, так и ряда иных нормативных документов, среди которых можно назвать признанные Российской Федерацией международные акты и договоры, касающиеся права на информацию в целом, междуна-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19, № 4, С. 74-78
родные акты «мягкого права», напрямую касающиеся права на информацию в библиотечной сфере, программно-доктринальные акты Президента РФ, влияющие на реализацию информационных прав граждан нашей страны (в первую очередь различные стратегии развития информационного общества и доктрины информационной безопасности Российской Федерации), подзаконные акты Правительства РФ и иных органов власти, принятые во исполнение стратегических актов главы государства, федеральные законы и законы субъектов РФ, содержащие профильные системообразующие библиотечные нормы, модельные стандарты деятельности библиотек различных видов, отраслевые нормативные правовые акты, содержащие положения, касающиеся оборота информации в библиотечной сфере, а также локальные нормативные акты библиотек;
- специальный состав субъектов права на доступ к библиотечной информации, включающий четыре основные группы: пользователи (читатели); сотрудники библиотек (лица, профессионально осуществляющие библиотечную деятельность), библиотека как организация, осуществляющая информационное обслуживание (обладатель информации, организатор распространения информации в сети Интернет, оператор персональных данных), государство, его контролирующие органы и учредители библиотек. Кроме того, среди пользователей библиотек выделяются особые категории, обладающие расширенным перечнем прав, обусловленным необходимостью повышенного внимания к ним со стороны общества и государства (представители национальных меньшинств; слепые и слабовидящие; пользователи, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков; пользователи детского и юношеского возраста);
- особые объекты: библиотечная информация, являющаяся разновидностью социальной информации с характерными для нее особенностями, а также присущими только ей в силу сферы применения, и информационные ресурсы библиотечной сферы, существующие в трех формах: первичные документные информационные ресурсы библиотечной сферы, вторичные документные информационные ресурсы библиотечной сферы и недокументные информационные ресурсы библиотечной
сферы (библиотечно-информационные услуги в устной форме). При этом для библиотечной информации и информационных ресурсов библиотечной сферы характерна особая форма хранения (библиотечный фонд, справочно-библиографический (справочно-поисковый, навигационно-поисковый) аппарат, электронная библиотека);
- особый порядок доступа к информации и информационным ресурсам библиотечной сферы, который зависит от того, является ли данная информация собственно библиотечной информацией, предназначенной для удовлетворения информационных потребностей и реализации информационных прав пользователей библиотек, либо иной информацией библиотечной сферы, не имеющей такого предназначения; определяется составом правомочий, присущих той или иной категории субъектов права на доступ к данной информации, а также обуславливается формой существования и хранения информационных ресурсов библиотечной сферы;
- сочетание базового принципа максимальной открытости и доступности библиотечной информации и информационных ресурсов и наличие особого режима доступа к отдельным видам библиотечной информации, на которую распространяется режим конфиденциальности либо запрещенной к распространению в Российской Федерации, обусловленный требованиями российского законодательства;
- трансформация института библиотеки и изменение формата и порядка доступа к библиотечной информации и информационным ресурсам библиотечной сферы под влиянием цифровизации (большие данные, блокчейн, искусственный интеллект, нейронные сети, технологии виртуальной и дополненной реальности и др.) и необходимость осмысления и правового закрепления этого в соответствующих стратегических документах и базовом законе библиотечной сферы.
В связи с обеспечением доступа к информации в библиотечной сфере в условиях цифровой трансформации возникают информационные отношения, обладающие рядом особенностей, обусловленных составом субъектов (библиотеки, пользователи (читатели), сотрудники библиотек, публичные образования (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы местного само-
Пашнина Т. В.
Информационные правоотношения в сфере библиотечного дела
управления) и др.), объектами указанных отношений (библиотечные фонды, включающие библиотечно-информационные ресурсы и библиотечную информацию, электронная библиотечная среда, электронные библиотеки и др.), определенным порядком предоставления доступа к библиотечной информации и библиотечно-информационным ресурсам, уникальным набором прав и обязанностей субъектов.
Изучение специфики информационных правоотношений в сфере библиотечного дела имеет важное значение для усиления роли библиотек и совершенствования правового регулирования их деятельности в условиях цифровизации, обеспечения реализации других прав человека и гражданина, сохранения информационно-культурного наследия государства, а также повышения уровня и эффективности процесса обеспечения библиотечного обслуживания. При этом переход к обществу знаний, основанному на достоверной информации, необходим для модерниза-
ции библиотечной сферы, развития библиотечного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения доступа граждан и организаций к достоверной информации.
Литература
1. Актуальные проблемы информационного права: учебник / М. А. Лапина и др. - М.: Юстиция, 2019. - 592 с.
2. Волков, Ю. В. Об основе информационного правоотношения // Законодательство. - 2017. - № 12.- С. 50-54.
3. Пашнина, Т. В. Развитие права на информацию в свете стратегических документов Российской Федерации / Т. В. Пашнина, А. В. Минбалеев // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2018. - № 3. - С. 88-92.
4. Теория государства и права: учебник для юридических вузов / под ред. А. С. Пи-голкина. - М.: Городец, 2003. - 544 с.
5. Цечоев, В. К. Теория государства и права: учебник / В. К. Цечоев, А. Р. Шванде-рова. - М.: Прометей, 2017. - 330 с.
Пашнина Татьяна Викторовна - преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, аспирант кафедры теории государства и права, конституционного и административного права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: pashninatv_ [email protected].
Статья поступила в редакцию 25 октября 2019 г
DOI: 10.14529/law190414
INFORMATION LEGAL RELATIONS IN THE FIELD OF LIBRARIANSHIP
T. V. Pashnina
Ural branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk,
Russian Federation
An attempt is made to consider the concept, legal nature and structure of relations regulated by the norms of law (legal relations). The specifics of informational legal relations and their differentiation into types depending on the scope of application are analyzed. Particular attention is paid to informational legal relations in the field of librarian-ship. The opinion is expressed that these legal relations are a special kind of informational legal relations. The transformation of informational legal relations in the library sphere is ascertained under the influence of the most important strategic documents that regulate the information sphere.
Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2019. Т. 19, № 4, С. 74-78
It is noted that the system of legal regulation of information relations in the field of librarianship is comprehensive and includes generally recognized principles and norms of international law, basic norms of info rmation legislation, including legal norms regulating librarianship, other industry standards of federal legislation relating to the protection of library information, in including norms on liability for violation of legislation in the field of information, culture and preservation of cultural heritage, norms for legislation the Russian Federation and local self-government bodies in the field of library science, as well as local legal acts libraries. According to the results of the study, it was concluded that in connection with providing access to information in the library sphere in the context of digital transformation, information-legal relations arise that have a number of features due to the composition of subjects (libraries, users (readers), library staff, public education (Russian Federation , subjects of the Russian Federation, local governments), etc., objects of these relations (library funds, including library and information resources and library information, e-library environment, digital libraries, etc.), specific procedures to provide access to library information, and library and information resources, a unique set of rights and duties of subjects.
Keywords: legal relations, information legal relations, legal relations in the sphere of librarianship, library, librarianship, library information, library and information resource, legal regulation of librarianship.
References
1. Lapina M. A. Aktual'nye problemy informatsionnogo prava [Actual problems of information law]. Moscow, 2019, 592 p.
2. Volkov Yu. V. [On the basis of information legal relationship]. Zakonodatel'stvo [Legislation], 2017, no. 12, pp. 50-54. (in Russ.)
3. Pashnina T. V., Minbaleev A. V. [Development of the right to information in the light of strategic documents of the Russian Federation]. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika [Russian laws: experience, analysis, practice], 2018, no. 3, pp. 88-92. (in Russ.)
4. Pigolkina A. S. Teoriya gosudarstva iprava [Theory of state and law]. Moscow, 2003, 544 p. (in Russ.)
5. Tsechoev V. K., Shvanderova A. R. Teoriya gosudarstva i prava [Theory of state and law]. Mo scow, 2017, 330 p. (in Russ.)
Tatyana Viktorovna Pashnina - lecturer of State legal disciplines of Ural branch of the Russian State University of justice, Chelyabinsk, postgraduate student of Department of Theory of State and Law, Constitutional and Administrative law, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation. E-mail: [email protected].
Received 25 October 2019.
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
Пашнина, Т. В. Информационные правоотношения в сфере библиотечного дела / Т. В. Пашнина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2019. - Т. 19, № 4 . - С. 74-78. БО!: 10.14529/1а%490414.
FOR CITATION
Pashnina T. V. Information legal relations in the field of librarianship. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2019, vol. 19, no. 4, pp. 74-78. (in Russ.) DOI: 10.14529/law190414.