Научная статья на тему 'Управление образованием: противоречия, принципы, подходы'

Управление образованием: противоречия, принципы, подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / FACTORS / ПРОТИВОРЕЧИЯ / CONTRADICTIONS / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ / EDUCATION MANAGEMENT / ПРИНЦИПЫ / PRINCIPLES / ПОДХОДЫ / APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенко Юлия Анатольевна

В статье автор теоретически обосновывает первоначальные шаги реформирования управления образованием на государственном уровне, путем выделения субъективных факторов процесса изменения государственной структуры управления образования в Республике; определения сложившихся противоречий; выделения основных проблем государственного управления развитием системы образования на современном этапе; анализа принципов и современных подходов государственного управления образованием.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенко Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the author theoretically substantiates initial steps of reforming of management of education at the state level, by allocation of subjective factors of process of change of the state structure of education management in the Republic; definitions of the developed contradictions; allocation of the main problems of public administration development of education system at the present stage; the analysis of the principles and modern approaches to public administration of education.

Текст научной работы на тему «Управление образованием: противоречия, принципы, подходы»

МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ

Романенко Юлия Анатольевна

доктор педагогических наук, профессор ГОУ ДПО «Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.26

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ПРОТИВОРЕЧИЯ, ПРИНЦИПЫ,

ПОДХОДЫ

EDUCATION MANAGEMENT: CHALLENGES, PRINCIPLES,

APPROACHES

В статье автор теоретически обосновывает первоначальные шаги реформирования управления образованием на государственном уровне, путем выделения субъективных факторов процесса изменения государственной структуры управления образования в Республике; определения сложившихся противоречий; выделения основных проблем государственного управления развитием системы образования на современном этапе; анализа принципов и современных подходов государственного управления образованием.

Ключевые слова: факторы, противоречия, управление образованием, принципы, подходы.

In the article the author theoretically substantiates initial steps of reforming of management of education at the state level, by allocation of subjective factors of process of change of the state structure of education management in the Republic; definitions of the developed contradictions; allocation of the main problems of public administration development of education system at the present stage; the analysis of the principles and modern approaches to public administration of education.

Key words: factors, contradictions, education management, principles, approaches.

Аксиома, что система образования в целом и управление развитием системы образования меняются в зависимости от социокультурных условий и в связи с новыми целями образования, обусловленными новыми потребностями личности, общества и государства. Практика показывает, что у нас сменилось многое... Неизменно только то, что все родители хотят видеть своих детей успешными, здоровыми и счастливыми.

Мы отмечаем, что процесс изменения государственной структуры управления образования в Республике напоминает колебания, характеризующие следующими субъективными факторами:

- смена государственной политики;

- изменение концепций и стандартов образования;

147

- возврат к устаревшей системе оценивания;

- напоминание о хорошем прошлом и невидение лучшего будущего;

- формирование, воспитание нового гражданина общества.

А также вызвано сложившимися противоречиями:

- между требованиями общества и качеством предоставляемых образовательных услуг;

- между качеством образования и государственной регламентацией образовательной деятельности;

- между осуществлением образовательной деятельности и функциональными возможностями органов государственной власти, отдельных организаций;

- между экономной политикой государства и неэкономией на образовании вообще всецело;

- между потребностью управлением государства и кадровым потенциалом общества.

Мы выделяем основные проблемы государственного управления развитием системы образования на современном этапе в стране:

1) проблема управления становлением в системе образования институциональных механизмов, обеспечивающих связь развития человеческого капитала с ростом благосостояния граждан страны;

2) проблема усиливающегося разрыва между содержанием образования, образовательными технологиями, всей структурой и инфраструктурой; образовательной сферой, уровнем кадрового потенциала системы образования и потребностями новой экономики;

3) проблема несоответствия структуры всех уровней государственного управления образованием многообразию сложившихся форм осуществления образовательной деятельности;

4) проблема дефицита управленческих кадров необходимой квалификации;

5) проблема несоответствия действующих механизмов государственного управления задаче создания благоприятных условий для развития системы образования;

6) проблема недостаточного финансирования образовательных организаций; отсутствие материальных стимулов работников образования;

7) проблема роста управленческой документации;

8) отсутствие единой системы управления качеством образования.

Анализ литературных источников показал, что специфическими принципами государственного управления развитием отечественной системы образования в современных условиях являются:

- ориентация на его стратегический характер;

- ценностно-целевая установка на обеспечение качества и доступности всех ступеней образования;

- направленность на государственную поддержку инновационного развития системы образования.

В процессе исследования выявлены основные направления реализации принципов государственного управления развитием отечественной системы образования являются:

• в политическом плане: определение ответственности государства и общества в сфере образования, расширение его государственной и общественной поддержки; организация всестороннего и полноправного партнерства государства и гражданского общества в инновационном развитии отечественного образования;

• в социальном плане: формирование комплекса мер по повышению мотивации населения к расширению своего образования в связи с запросами общества; обеспечение конституционных гарантий доступности образования для всех граждан; создание действенной системы в получении полноценного качественного образования;

• в экономическом плане: обеспечение условий для полноценного удовлетворения потребностей граждан, общества, государства, социально-экономического развития страны, рынка труда, в подготовке высококвалифицированных специалистов, в постоянном повышении их профессионального уровня и профессиональной мобильности;

• в образовательном плане: переход к устойчивому инновационному развитию системы образования, ориентированному на достижение высоких результатов, соответствующих мировым стандартам; создание механизмов повышения качества и конкурентоспособности образования.

Мы отмечаем ряд принципов, на которых строится управление педагогическими системами:

1) демократизация и гуманизация;

2) системность и целостность в управлении;

3) научность;

4) рациональное сочетание централизации и децентрализации;

5) единство единоначалия и коллегиальности в управлении;

6) оптимальность и эффективность в выборе методов решения задач управления;

7) объективность и полнота информации.

Выделяем ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе многоплановой, длительной и трудоемкой перестройки всех звеньев управления образовательной организацией. К числу наиболее важных следует отнести принципы гуманизации, индивидуализации, дифференциации, гуманитаризации, демократизации, интеграции.

Анализ функций государственных структурных подразделений управления образованием Республики дает видение функциональной новизны обновленной современной государственной структуры управления образованием:

1) в перераспределении функций Министерства образования и науки между государственными структурами в рамках решения практических задач развития образования;

2) во введении нового структурного подразделения РЕСОБРНАДЗОР.

Мы выделяем появление новых функций:

На уровне Совета Министров:

• Обеспечение государственной поддержки развития культуры и сохранения культурных ценностей национальных меньшинств ДНР, удовлетворение культурных потребностей граждан.

• Взаимодействие с национально-культурными объединениями, профессиональными, научными и творческими объединениями (союзами), иными общественными объединениями, религиозными объединениями.

• Осуществление мер по охране и использованию историко-культурного наследия.

На уровне Отдела молодежи и образования:

• Осуществление информационного, аналитического, документационного обеспечения деятельности Совета министров ДНР по вопросам формирования и реализации государственной политики и нормативного правового регулирования в сферах образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, молодежной политики, спорта и туризма.

На уровне Министерства образования и науки:

• Развитие районных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, интеллектуальной собственности, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, молодежной политики.

На уровне Республиканского образовательного надзора:

• Проверка соблюдения требований законодательства ДНР об образовании.

• Осуществление государственного надзора в сфере образования и науки организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

• Принятие мер по устранению нарушений государственных образовательных стандартов, выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, контроль за их исполнением.

• Осуществление государственного контроля качества образования.

• Нормативное правовое урегулирование ГИА согласно образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

• Реализация мониторинга результативности ГИА, контроля качества знаний обучающихся по переводным экзаменам.

• Организация разработки и экспертизы экзаменационных материалов для переводных экзаменов в общеобразовательных организациях.

На уровне Органов местного самоуправления (администрации городов и районов):

• Организация предоставления психолого-медико-педагогической социальной помощи обучающимся.

• Реализация мониторинга в системе образования, прогнозирование развития образования, усовершенствование сети образовательных учреждений.

На уровне Статистических отделов образования:

• Внесение предложений в программу укрепления материально -технической базы учреждений образования города, в план проведения капитальных ремонтов в учреждениях образования города.

Анализ научно-теоретической литературы [1; 2] свидетельствует, что на сегодня можно выделить современные подходы в государственном управлении образованием, а именно: системный, функциональный или процессуальный, синергетический; человекоцентрический или гуманистический, аксиологический или ценностный, компетентностный, маркетинговый, культурологический.

Анализ научной литературы убеждает [1; 2], что наиболее оптимальным является проблемно-функциональный подход, позволяющий перейти от эпизодических мероприятий в управлении системой образования

к разработке стабильного механизма целевой ориентации участников образовательного процесса для решения поставленных задач.

Более эффективным в системе проблемно-функционального подхода является программно-целевое управление. Согласно программно-целевому подходу в управлении, во-первых, анализ деятельности начинается с главной цели, а уже потом определяются проблемы; во-вторых, проблемы результатов, процессов и условий согласуются между собой, и их решение обеспечивает позитивные изменения.

Мы считаем, что следует отметить то, что многие ученые являются сторонниками взвешенных подходов к радикальным изменениям в государственном управлении сферой образования, предпочитая сохранять доминирование органов государственного управления, оставляя за ними возможности совершенствования законодательства, улучшения структуры управления, поиски путей эффективного использования ресурсов и разнообразия источников поступления средств и т.п.

Вместе с тем анализ теории государственного управления свидетельствует о важности таких изменений. Прежде всего, это касается демократизации и децентрализации в управлении образованием, учете человеческого фактора в проведении радикальных образовательных изменений, внедрении новых управленческих механизмов.

Таким образом, рассматривая государственное управление сферой образования и изучая возможности новых подходов в управленческой деятельности, можно говорить о новых тенденциях в усовершенствовании системы управления образованием, которые могут существенно повлиять на механизмы государственного управления.

Ведущим механизмом управления развитием системы образования в современных условиях выступает программно-целевой подход, который ориентирован на учет ресурсов (условий развития), необходимых для достижения установленных целей, их оптимального использования.

Механизмы государственной образовательной политики -совокупность правил, процедур и методик принятия решений, которые позволяют реализовывать цели развития государственной системы образования.

Механизмы государственного управления формируются с учетом трех аспектов (теоретико-методический, организационный, правовой). Переходя к управлению образованием можем отметить важность как государственных, так и общественных механизмов.

Механизмы управления образованием можно свести к кратко выраженным постулатам:

1. Формы: стандарты, программы, планы, проекты.

2. Обеспечение: Организационное, ресурсное, правовое, методическое, научное, мотивационное, информационно-аналитическое.

3. Меры: экономические, административные, организационные, социопсихологические, информационные, нормативно-правовые.

Таким образом, мы теоретически обосновали первоначальные шаги реформирования управления образованием на государственном уровне путем выделения субъективных факторов процесса изменения государственной структуры управления образования в Республике; определения сложившихся противоречий; выделения основных проблем государственного управления развитием системы образования на современном этапе; анализа принципов и современных подходов государственного управления образованием. Перспектива - реорганизация системы образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурков В.Н., Ириков В.А. Модели и методы управления организационными системами / В Н. Бурков, В.А. Ириков. - М. : Наука, 1994. - 270 с.

2. Булаев Н.И. Государственное управление развитием системы отечественного образования : диссертация... доктора педагогических наук : 13.00.08 Санкт-Петербург, 2007. - 390 с. РГБ ОД, 71:07-13/159

Древицкая Ирина Юрьевна

кандидат наук по государственному управлению, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»

(г. Донецк, ДНР)

УДК 378.1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ МЕНЕДЖЕРОВ В ОБРАЗОВАНИИ

THE CONCEPT OF PREPARATION OF MANAGERS

IN EDUCATION

Статья посвящена актуальным вопросам подготовки управленцев для системы образования. В статье рассматриваются как теоретические аспекты этого процесса, так и имеющийся в ГОУ ВПО опыт подготовки магистров, а также даются предложения по организации обучения.

Ключевые слова: магистратура, магистерская диссертация, образование, педагоги, обучающиеся, научно-исследовательская работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.