Научная статья на тему 'Образовательная политика как составляющая социальной политики государства'

Образовательная политика как составляющая социальной политики государства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1160
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL SPACE / HUMAN RESOURCES / EDUCATIONAL STANDARDS / MARKET ECONOMY / DEMOCRATIC SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лухуташвили Наргиза Хутаевна

в статье рассматриваются вопросы приоритетности социальной политики демократического государства, в частности такой её составляющей, как образовательная система, которая активно воздействует на функционирование и развитие общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article deals with the priority of social policy of the democratic state, in particular it deals with the education system, which actively influences the functioning and development of society.

Текст научной работы на тему «Образовательная политика как составляющая социальной политики государства»

Sociology

УДК 37.018.11 РС! 10.21661/Г-117153

Н.Х. Лухуташвили

Образовательная политика как составляющая социальной политики государства

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы приоритетности социальной политики демократического государства, в частности такой её составляющей, как образовательная система, которая активно воздействует на функционирование и развитие общества.

I

Ключевые слова: рыночная экономика, демократическое общество, образовательные стандарты, трудовые ресурсы, образовательное пространство.

N.Kh. Lukhutashvili

Educational policy as a component of social policy of the state

Abstract

The article deals with the priority of social policy of the democratic state, in particular it deals with the education system, which actively influences the functioning and development of society.

| Keywords: market economy, democratic society, educational standards, human resources, educational space.

~Ш Тостановка проблемы. Государственная ! И политика - это процесс обеспечения не _Ж. .Л. только наиболее важных направлений общественного развития, но и решение задач, стоящих перед ключевыми сферами жизнедеятельности общества. Следует заметить, что все сферы общественного развития, как и направления государственной политики, тесно взаимосвязаны. Вместе с тем среди них следует выделить направление, характеризирующее деятельность человека с его потребностями, интересами и правами. Такое направление российскими исследователями трактуется как политика, обращённая к социальной сфере, то есть социальная политика.

По мнению учёных, социальная политика рассматривается как система государственной деятельности общественных институтов, обеспечивающая удовлетворение потребностей населения и осуществляющая их реализацию через социальную сферу общества [1]. Анализ научной литературы позволяет сделать вывод

о том, что основными её элементами являются такие направления социальной политики, как поиск путей реализации прав граждан, социальных групп, каждой семейной ячейки, а также определение роли и места индивида в обществе, а, соответственно, и все аспекты, обеспечивающие повышение качества его жизнедеятельности.

Следует заметить, что качество жизнедеятельности человека зависти от эффективной образовательной политики государства. На современном этапе развития государственности Донецкой Народной Республики (ДНР) формирование эффективной образовательной политики играет ключевую роль. Ведь не секрет, что только профессионализм человека и приобретённые им в процессе обучения навыки и умения позволяют ему принимать грамотные управленческие действия, направленные на решение задач, которые стоят перед молодой Республикой, стремящейся построить демократическое, социально-правовое государство. Таким

Социология

образом, развитие качественного образования становится одним из главных приоритетов всей социальной политики ДНР.

Цель статьи: анализ законодательных документов Донецкой Народной Республики в сфере образования и науки, а также их роли в становлении молодой Республики (нового государства).

Изложение основного материала исследования. Образовательная политика является важнейшим элементом системы социальной политики государства и тем инструментом, который обеспечивает фундаментальные права и свободы личности, повышение эффективности социально-экономического, научно-технического и культурного развития общества. Образование является отраслью социальной сферы и представляет собой автономную систему, влияющую на жизнедеятельность граждан и развитие всего общества.

На современном этапе развития, образование и науки находятся во взаимосвязи, что является важным фактором, обеспечивающим экономический рост государства, повышение эффективности и конкурентоспособности всех отраслей народного хозяйства, а также требуемое качество трудовых ресурсов на рынке труда.

Такая взаимосвязь способствует реализации культурно-воспитательной функции. Через эту функцию образование оказывает значительное влияние на духовную жизнь общества; создаёт предпосылки для социализации человека, а, соответственно, и социальных групп; сохраняет преемственность культурного развития общества на протяжении многих поколений.

Формы и методы современного образования позволяют найти эффективные решения возникающих проблем как на уровне всего общества, так и отдельных индивидов. Таким образом, можно утверждать, что образование является одним из факторов обеспечения национальной безопасности и благосостояния граждан.

На наш взгляд, система образования выполняет не только образовательную функцию, но и духовно-патриотическую, что лишний раз указывает на то, что одной из главных задач ДНР, на современном этапе, является всесторонняя модернизация образования, а также создание механизмов эффективного использования ресурсов, выделяемых для этой цели.

Модернизация образовательной системы также обусловлена необходимостью решения постоянно возникающих противоречий между потребностями субъектов и объектов общества. По мнению ректора Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования А.И. Чернышёва, к таким противоречиям следует отнести: «...несоответствие между потребностями молодёжи и государства в образовательных услугах и уровнем развития образовательной системы; противоречие между вызовами, которые предъявляет жизнь и готовностью молодёжи их преодолевать; несоответствие между потребностью в практической направленности знаний, умений и навыков молодого поколения и доминантой теоретической

школьной и вузовской подготовки; противоречие между необходимостью быть мобильным, критически осмысливать полученный знаниевый багаж и творчески его применять для решения конкретных жизненных задач и преодоления проблем и присущими молодёжи инертностью, традиционностью мышления, доминированием репродуктивного уровня познавательной и творческой активности; противоречие между потребностью в понимании своих жизненных целей, видении путей их достижения и неумением самоопределяться, недостаточной личностной зрелостью молодого поколения» [2, с. 4]. Преодоление вышеуказанных противоречий требует тщательного анализа сложившейся политики в сфере образования ДНР и поиска инновационных подходов, направленных на совершенствование образовательной системы.

Анализ существующей практики организации образования в ДНР позволяет сделать вывод о том, что государственная политика - это совокупность различных мероприятий, действий, решений государственных органов, объединённых одной целью, а именно -стабильным и последовательным развитием Республиканского образования. Донецкая Народная Республика провозглашает сферу образования приоритетным направлением своей социальной политики и отмечает, что образование в Республике осуществляется в соответствии с её законодательством и нормами международного права.

Характерными чертами образования ХХ1 века являются: динамизм, мобильность, вариативность, открытость, инновационность, практическая направленность. В связи с этим учёными и практиками молодой Республики разработана и представлена Стратегия развития системы образования, которая ориентирована на выполнение государственного заказа, предполагающего следующие результаты: обеспечение доступности дошкольного, среднего, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования; повышение качества результатов образования на разных уровнях; развитие сферы непрерывного образования, включающее гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека; модернизацию сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих адресатов (получателей) образовательных услуг, создание современной системы оценки качества образования; укрепление единства образовательного пространства ДНР.

В связи с задачами, стоящими перед молодой Республикой в сфере образования, в настоящее время в ДНР идёт интенсивное формирование новой законодательной базы, касающейся реализации эффективной социальной политики в целом и системы высшего образования, в частности. Так, в Конституции ДНР, принятой Верховным Советом ДНР 14 мая 2014 года, провозглашено:

Sociology

Каждый имеет право на образование.

1. В ДНР гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

2. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

4. В ДНР поддерживаются различные формы образования и самообразования (ст. 36).

Другим основополагающим документом, регламентирующим отношения в сфере образования, является Закон «Об образовании», принятый Народным Советом ДНР №1-233П-НС от 19.06.2015 г. Данный документ - это новая ступень в разработке современной образовательной политики, основной задачей которой является достижение высокого качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям граждан, всего общества и Республики. В нём определена сфера деятельности, на которую распространяется действие этого Закона:

1. Настоящий Закон регулирует общественные отношения участников образовательного процесса, возникающие в связи с реализацией конституционного права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования (ст. 1).

2. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Донецкой Народной Республике, основные принципы государственной политики Донецкой Народной Республики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (ст. 1).

В ст. 5 Закона «Об образовании» определены право на образование и государственные гарантии реализации этого права в ДНР:

1. В Донецкой Народной Республике гарантируется право каждого человека на образование.

2. Право на образование в Донецкой Народной Республике гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. В Донецкой Народной Республике гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального, а также на конкурсной основе бесплатность

высшего профессионального образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Закон «Об образовании» регулирует отношения в сфере образования и определяет:

- общие требования к приёму граждан в образовательные организации (глава 6, ст. 52);

- общие требования к организации образовательного процесса и основным программам общего образования (глава 7, ст. 60-64);

- правовые основы лицензирования/аккредитации образовательных организаций (глава 12, ст. 87-88);

- правовой статус педагогических работников (глава 5, ст. 43-48);

- права и основы социальной поддержки обучающихся, права и обязанности родителей (глава 4, ст. 11);

- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере образования (глава 1, ст. 6-7);

- структуру и содержание государственных образовательных стандартов, образовательных программ научно-методического и ресурсного обеспечения (глава 2);

- основы международной деятельности в сфере образования (глава 15);

- общие требования к содержанию образования и структуре системы образования (ст. 8-11).

Согласно Закону «Об образовании», система образования представляет собой совокупность следующих взаимодействующих компонентов:

- государственные образовательные стандарты и государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различного вида, уровня и (или) направленности;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических и научно-педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся);

- органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

- организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определённого уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждённых органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Закон «Об образовании», глава 2, ст. 9). Кроме этого, к государственным образовательным стандартам относится совокупность обязательных требований определённого уровня.

Социология

В свою очередь, государственные образовательные стандарты и государственные требования обеспечивают: единство образовательного пространства ДНР; преемственность основных образовательных программ; вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей обучающихся; государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований и условий реализации основных образовательных программ результатам их освоения.

Новое содержание образования в ДНР охватывает: систему научных представлений о природе, обществе и человеке; систему универсальных учебных действий; систему жизненных и предметных компетенций; систему духовно-нравственных ценностей.

Условия реализации основных образовательных программ составляют кадровые, финансово-экономические и материально-технические условия, и результатом реализации указанных требований является создание оптимальной компетентностно-ориентирован-ной образовательной среды.

Говоря об образовательных стандартах, следует отметить, что в настоящее время в Республике идёт активная интеграция образовательного пространства Донбасса в российское образовательное пространство. Так, в конце 2015 года депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, Председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов передал молодой Республике сертификат на бесплатное подключение к мультимедийному образовательному комплексу «КМ-Школа», который является информационным интегрированным продуктом на основе Интернет / Интернет-технологий, объединяющим уникальную систему знаний, систему управления ею, а также удобные и эффективные средства для автоматизации администрирования в школе.

Уникальные характеристики, которыми обладает База знаний «КМ-Школа», заключаются в том, что она является результатом десятилетней деятельности компании, сотни авторов, учёных и педагогов; полностью обеспечивает образовательное учреждение цифровыми информационными, учебно-методическими и дидактическими материалами; обладает абсолютной лицензионной чистотой, имеет единый источник информации; постоянно развивается и обновляется с учётом последних достижений в области образовательных и информационных технологий. На данный момент 56 школ Донецка и Ясиноватой подключены к данной системе.

Стартовала интеграция и высшей школы: Академия МНЭПУ (Международный независимый эколого-по-литологический университет) стала первым вузом Российской Федерации, который 11 февраля 2016 года открыл своё представительство в Донецкой Народной Республике.

Открытие этого представительства имеет целью: повышение качества образования и научных исследований; выработку научно-практических рекомендаций по снижению экологических рисков и антропогенного воздействия на экосистемы Донбасса; получение дополнительного образования в соответствии с российскими стандартами и с получением документов об образовании российского образца.

Говоря о развитии системы образования в ДНР, можно сделать вывод о том, что в Республике уже достаточно чётко сформированы подходы к определению образовательной политики, сама система образования активно адаптируется к новой обстановке и новым реалиям жизни.

Вместе с тем возникает необходимость дальнейшего изучения приоритетных тенденций и направлений в образовательной политике ДНР с целью достижения высокого качества образования, отвечающего новым социально-экономическим условиям и стратегическим направлениям развития Республики.

Литература

1. Власов Г.Н. Государственное регулирование экономики / Г.Н. Власов; под общей ред. Г.Н. Власова, А.М. Жел-това. - Н. Новгород, 1998. - 245 с.

2. Чернышёв А.И. Управление инновациями в условиях перехода на государственные образовательные стандарты ДНР / А.И. Чернышёв // Педагогическая сокровищница Донетчины. - 2015. - №1. - С. 4.

3. Закон «Об образовании», принятый Постановлением Народного Совета ДНР 19.06.2015 г. №55-1НС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii

4. Нормативно-правовые акты // Законодательство ДНР [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. dnr-online.ru

5. КМ-Школа - образовательная среда для комплексной информатизации школы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.km-scool.ru

6. Конституция Донецкой Народной Республики (с изменениями, внесёнными Законами от 27.02.2015 г. №17-ИС и от 29.06.2015 г. №63-1НС) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnrsovet.su/-zakonodatelnaya-deyatelnost/konstitutsiya/

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dnr.today

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.