Тычинская Татьяна Николаевна
магистрант
ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.1
НЕПРЕРЫВНОЕ ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РУКОВОДЯЩИХ КАДРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В
СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION OF LEADING CADRES
OF STATE INSTITUTIONS IN THE CURRENT CONDITIONS
В статье рассмотрены понятия, предназначение и задания непрерывного дополнительного профессионального образования руководящих кадров государственных учреждений в современных условиях.
Ключевые слова: Непрерывное профессиональное образование, образовательные системы, руководящие кадры государственных учреждений.
The article deals with concepts, purpose and tasks of continuous additional professional education of management staff of state institutions in modern conditions.
Keywords: Continuous professional education, educational systems, management staff of state institutions.
Глобализация, изменение производственных технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу ставят перед руководящими работниками государственных учреждений новые и более сложные задачи, связанные с обеспечением высокого качества труда и профессиональной мобильности. Это требует модернизации дополнительного профессионального образования на основе соответствующих государственных стандартов, внедрения гибких образовательных и индивидуальных модульных учебных программ различных уровней сложности в зависимости от конкретных потребностей, внедрения и развития дистанционного образования и информационных технологий обучения.
Учеными постоянно изучается возможность модернизации процесса формирования профессиональной компетентности личности в течение всей жизни человека. Не случайно особое место занимает дополнительное профессиональное образование именно руководящих кадров государственных учреждений, как основной движущей силы развития всех сфер государства в эпоху непрерывной модернизации, социокультурных, экономических и политических перемен.
Однако непрерывное профессиональное образование сложное и на данный момент все еще недостаточно изученное явление. На сегодняшний день актуальность приобретают вопросы, связанные с разработкой концепции
непрерывного образования специалистов. Идет поиск теории непрерывного профессионального образования. В разных странах оно получило разное название: перманентное (permanent), восстановительное (recurrent), образование в течение всей жизни (longlife) и др. [2, с. 183].
Различные теоретико-методологические аспекты рассматриваемого вопроса нашли свое отражение в исследованиях ведущих ученых: О. Аббасовой, И. Бестужева-Лады, А. Вербицкого, И. Дяченко, Ю. Кудрявцева, В. Осипова и других. Непосредственной проблемой подготовки государственных служащих и других управленческих кадров, повышения их профессионального уровня занимаются такие ученые как: В. Аверьянов, В. Бакуменко, О. Воронько, С. Дубенко, В. Князев, В. Козаков, В. Кремень, В. Олейник, Н. Ничкало, В. Куценко, В. Луговой, П. Назимко, Н. Нижник и другие.
Повышение эффективности современного образования вообще и, непосредственно, повышение квалификации руководящих кадров государственных учреждений требует не только осознания особенностей образования взрослых с учетом их жизненного и профессионального опыта в процессе обучения, но и разработки новых методик, технологий обучения.
Состояние непрерывного образования, его качественные признаки, набор и значимость характеристик различны для каждого исторического этапа. При этом, наличие личностных интересов и процессов непрерывного образования является неотъемлемой характеристикой целостного общественно-исторического процесса.
В непрерывном образовании, наряду с количественными, находят объективные выражение качественные изменения. Понимание этих изменений требует наиболее существенных характеристик личностных процессов непрерывного образования. Благодаря росту массовости таких процессов они становятся определяющими для образования в целом и не могут не определять их качественный уровень [6, с. 21].
На сегодняшний день в каждой действующей образовательной организации образовательный процесс происходит непрерывно. Рассматривая же данный процесс с позиции отдельного человека можно утверждать, что он ограничен и измеряется периодом полного цикла его обучения. Такой, одинаковый для всех, временной период образования не может быть избран оценочным показателем непрерывного образования.
Для каждой отдельной личности возможен только свой период непрерывного образования, это - образование на всю жизнь. Поэтому именно индивидуальную жизнь можно рассматривать как мерило непрерывного образования.
Следует помнить, что образование и развитие личности - это процессы, которые дополняют друг друга: они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это особенно четко проявляется в непрерывном профессиональном образовании, главная черта которого - непрерывность, возникающая только как следствие непрерывности в развитии личности.
Образовательный потенциал человека не исчезает с завершением учебного процесса. Начало нового этапа учебного процесса, отсроченного во времени, характеризует или восстановление частично утраченные (забытые) знания, или обогащение ранее достигнутого образовательного потенциала. И в этом смысле дискретная поэтапность образовательного процесса выступает объективной характеристикой учебного потенциала. В тех случаях, когда результат следующего этапа опирается на ранее достигнутый, имеет место постепенность в личностном образовании как единство процесса и результата обучения [5, с. 32].
Соответственно, обеспечение перманентности личностных образовательных процессов можно рассматривать как одну из главных целей системы непрерывного образования.
Практическое решение проблемы формирования системы непрерывного профессионального образования, неразрывно связанное с решением основной задачи экономических преобразований в стране, предусматривает существенную модернизацию производства и сферы услуг с целью реального удовлетворения интересов и потребностей граждан и создание реальных условий их развития. Естественно, что непрерывное профессиональное образование, которое обслуживает развитие производительных сил государства и его производства, занимает особое место в образовательной системе. Государство должно обеспечить первоочередное, приоритетное развитие системы непрерывного профессионального образования, а главным источником экономического обеспечения должна стать производственная среда как основной заказчик квалифицированных кадров.
Вышеуказанное приводит к выводу, что наличие объективно обусловленной неравномерности развития целостной системы непрерывного профессионального образования.
Совершенствование непрерывного дополнительного
профессионального образования руководящих кадров государственных учреждений требует рассмотрения вопроса о правомочности его построения как самостоятельной подсистемы, а также об объективной обусловленности такого решения.
Как известно, система непрерывного образования продолжает свое развитие. Системообразующей основой в становлении подсистемы непрерывного профессионального образования является совокупность объективных условий ее развития. Эта совокупность с необходимостью определяет переход от совокупности ограниченных во времени образовательных процессов к единому непрерывному процессу профессионального образования.
Для каждого конкретного человека образование обеспечивает непрерывное развитие, служит основой формирования его духовных потребностей, личностных ценностей, раскрытие задатков и способностей, удовлетворения познавательных и профессиональных (трудовых) запросов. Системообразующей основой непрерывного формирования образовательного
потенциала человека становится совокупность субъективных образовательных детерминант, а именно: умения анализировать, желания учиться, настойчивости в достижении поставленной цели, познавательной активности, умения делать выводы и тому подобное.
Для дальнейшего развития непрерывного образования руководящих кадров государственных учреждений перспективной может быть опора на так называемые образовательные подсистемы непрерывного образования, рассматриваемые с позиции следующих аспектов. Первый аспект связан с характеристиками обеспечения тех или иных значимых элементов, к которым следует отнести подсистему повышения квалификации. Она опирается на совокупность организационных структур, строится на иерархической основе, имеет необходимые связи отдельных звеньев между собой - по содержанию, методам, условиям обучения и тому подобное. Такое выделение звеньев не является противоречием, а соответствует основной направленности непрерывного образования на установление органических связей разрозненных форм ее обеспечения. Второй аспект характеризуется зависимостью непрерывного профессионального образования от конкретных условий ее обеспечения. Имеются в виду вопросы процесса организации непрерывного образования: финансирование (возможность
перераспределения бюджетных и внебюджетных средств на цели образования), кадровое обеспечение, создание материальной базы, подготовка учебно-программной документации и методического обеспечения [4, с. 97].
Подытожив сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Непрерывное образование следует рассматривать с точки зрения общественно-исторического процесса как тенденцию, которая влияет на общие процессы развития человека, науки и техники, технологии, производства и экономических отношений.
2. Непрерывное образование рассматривается как процесс развития личности, постоянно, непрерывно продолжающийся на протяжении всей жизни человека.
3. Непрерывное профессиональное образование руководящих кадров государственных учреждений - самостоятельная подсистема единой системы непрерывного образования и является одной из базовых составляющих всестороннего развития личности руководителя, обогащения его творческого потенциала, средством реализации способностей и совершенствования полученных ранее знаний, умений и навыков, а также роста профессиональной компетентности.
4. Образовательная система и ее компоненты (парадигма, система обучения и ее базовые технологии) развиваются по циклическому закону, последовательно проходя фазы зарождения, проектирования, внедрения, насыщения и морального старения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Браже, Т. Г. Принципы оценки деятельности андрагога / Т. Г. Браже // Педагогика. -
2000. - № 6. - С. 18-20.
2. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2008. - 613 с.
3. Змеев, С. И. Андрогогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И. Змеев.
- М.: ПЕР СЭ, 2003. - 207с.
4. Михайличенко, А. М. Должностная компетентность работников / А.М. Михайличенко // Новый коллегиум. - 2002. - № 3. - С. 22-24.
5. Образование взрослых [Текст]: метод. рекомендации по организации образования и профессиональной подготовки взрослого населения / сост. С. И. Винокурова, Т.Ю. Дубовицких, Т. Н. Кирюшина; под ред. Н. Ю. Посталюк. - Самара: изд-во «Профи»,
2001. - 64 с.
6. Перегудов, Ф.И. Непрерывное образование: проблемы и перспективы / Ф.И. Перегудов.
- М.: Знание, 1991. - 64 с.
7. Платонов, К. К. Краткий словарь системы психологических понятий / К. К. Платонов.
- М.: Высш. шк., 1984. - 174с.
Федюн Елена Игоревна
аспирантка кафедры историографии, источниковедения, археологии и методики преподавания истории ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 94: 378.096: 32 (477.62)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДР ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОГО РЕГИОНА
(1950-е - 1980-е гг.)
ACTIVITIES OF THE DEPARTMENTS OF SOCIAL SCIENCES IN HIGHER EDUCATION IN THE DONETSK REGION (1950S - 1980S)
В данной работе рассматривается роль кафедр общественных наук (марксизма-ленинизма, политэкономии, основ научного коммунизма, истории КПСС) в становлении и развитии научных знаний в Донецком регионе в «классический» советский период (1950-х -1980-х гг.). На основе анализа архивных документов, рассмотрены концептуальные подходы в преподавании дисциплин «партийной» направленности и их практическое значение в развитии экономики и науки Донецкого края.
Ключевые слова: Коммунистическая партия СССР, вуз, кафедра, идеология, лекция.
This paper considers the role of Social Sciences Chairs (Marxism and Leninism, political economy, the foundations of scientific communism, history of the CPSU) in the formation and the development of the scientific knowledge in the Donetsk region in the «classic» Soviet period (1950s