Научная статья на тему 'Управление нефтегазовыми компаниями на основе потенциала'

Управление нефтегазовыми компаниями на основе потенциала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
761
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ / СТОИМОСТНОЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ / МАКСИМИЗАЦИЯ СТОИМОСТИ / ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / ПОТЕНЦИАЛ / MANAGEMENT / OIL AND GAS COMPANY / COST-BASED APPROACH TO MANAGEMENT / VALUE MAXIMIZATION / APPROACHES TO THE VALUATION OF THE COMPANY / POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бариева Алия Камильевна, Буренина Ирина Валерьевна

В статье рассмотрен один из современных методов управления компаниями стоимостной подход к управлению. В рамках данного подхода для оценки стоимости нефтегазовых компаний были проанализированы известные методы оценки стоимости компаний: сравнительный (рыночный), затратный (имущественный) и доходный. Авторами был выявлен наиболее подходящий метод метод дисконтированных денежных потоков (доходный подход), поскольку в нем наиболее полно учтены факторы и показатели отрасли, влияющие на будущую прибыль и будущие затраты, а следовательно и на стоимость компании. Данные факторы находят свое отражение в потенциале как в неком экономическом феномене. Потенциал компании включает в себя все имеющиеся в распоряжении компании ресурсы финансовые, трудовые, материальные, нематериальные и др., а также способность менеджеров к управлению этими ресурсами с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода. Поэтому применяя доходный метод оценки стоимости нефтегазовых компаний, при расчете дисконтированных денежных потоков для получения наиболее полной стоимости компании следует учитывать ее потенциал. В свою очередь, управляя потенциалом, мы можем оказать влияние на стоимость компании, а, следовательно, и на управление компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бариева Алия Камильевна, Буренина Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of oil and gas companies on the basis of the potential

In the article one of the modern methods of management of the companies value approach to management are reviewed. Cost-in-no-object, market and income approaches are analyzed taking into account the peculiarities of oil and gas companies. The authors identified the most relevant method the cash flow discounting method (income approach). It enables most full to take into account the factors and indicators of the industry, affecting the future earnings and costs, and therefore the value of the company. These factors are reflected in the potential as in a certain economic phenomenon. The potential of the company contains any and all available resources: financial, labor, material, immaterial and others, as well as the ability of managers to manage these resources in order to create products and services and to maximize earnings. For the purpose of getting the full company value the company’s potential should be taken into account while applying the income method for valuation oil and gas companies, in calculating the discounted cash flows. The potential management can influence the value of a company and, consequently, the company management.

Текст научной работы на тему «Управление нефтегазовыми компаниями на основе потенциала»

УДК 338.45:622.276

Бариева Алия Камильевна

ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет Кафедра экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности

Россия, Уфа

Ассистент кафедры экономика и управление на предприятии

нефтяной и газовой промышленности E-Mail: Aliya.gataulina@mail.ru

Буренина Ирина Валерьевна

ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет

Россия, Уфа

Доцент кафедры экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности Доктор экономических наук, доцент E-Mail: iushkova@yandex.ru

Управление нефтегазовыми компаниями на основе потенциала

Аннотация: В статье рассмотрен один из современных методов управления компаниями - стоимостной подход к управлению. В рамках данного подхода для оценки стоимости нефтегазовых компаний были проанализированы известные методы оценки стоимости компаний: сравнительный (рыночный), затратный (имущественный) и доходный. Авторами был выявлен наиболее подходящий метод - метод дисконтированных денежных потоков (доходный подход), поскольку в нем наиболее полно учтены факторы и показатели отрасли, влияющие на будущую прибыль и будущие затраты, а следовательно и на стоимость компании. Данные факторы находят свое отражение в потенциале как в неком экономическом феномене.

Потенциал компании включает в себя все имеющиеся в распоряжении компании ресурсы - финансовые, трудовые, материальные, нематериальные и др., а также способность менеджеров к управлению этими ресурсами с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода. Поэтому применяя доходный метод оценки стоимости нефтегазовых компаний, при расчете дисконтированных денежных потоков для получения наиболее полной стоимости компании следует учитывать ее потенциал. В свою очередь, управляя потенциалом, мы можем оказать влияние на стоимость компании, а, следовательно, и на управление компанией.

Ключевые слова: Управление; нефтегазовая компания; стоимостной подход к управлению; максимизация стоимости; подходы к оценке стоимости компании; потенциал.

Идентификационный номер статьи в журнале 83БУЫ613

Aliya Barieva

State Educational Institution of Higher professional Education Ufa State Petroleum Technological University

Russia, Ufa E-Mail: Aliya.gataulina@mail.ru

Irina Burenina

State Educational Institution of Higher professional Education Ufa State Petroleum Technological University

Russia, Ufa E-Mail: iushkova@yandex.ru

Management of oil and gas companies on the basis of the potential

Abstract: In the article one of the modern methods of management of the companies - value approach to management are reviewed. Cost-in-no-object, market and income approaches are analyzed taking into account the peculiarities of oil and gas companies. The authors identified the most relevant method - the cash flow discounting method (income approach). It enables most full to take into account the factors and indicators of the industry, affecting the future earnings and costs, and therefore the value of the company. These factors are reflected in the potential as in a certain economic phenomenon.

The potential of the company contains any and all available resources: financial, labor, material, immaterial and others, as well as the ability of managers to manage these resources in order to create products and services and to maximize earnings. For the purpose of getting the full company value the company’s potential should be taken into account while applying the income method for valuation oil and gas companies, in calculating the discounted cash flows. The potential management can influence the value of a company and, consequently, the company management.

Keywords: Management; oil and gas company; cost-based approach to management; value maximization; approaches to the valuation of the company; potential.

Оценка стоимости компании наиболее востребована при управлении нефтегазовой компанией в современных условиях, так как именно стоимость компании является ключевым показателем ее деятельности в долгосрочном периоде, неким отражением совершенствования и развития компании. Увеличение стоимости компании в интересах собственника ведет к увеличению капитала, вложенного в нее акционерами, и росту инвестиционной привлекательности компании.

Целью статьи является показать и доказать возможность и необходимость применения и учета потенциала компании при стоимостном подходе к управлению нефтегазовой компанией. Для достижения данной цели следует изучить и проанализировать имеющиеся методы управления компанией, подходы и методы оценки стоимости компании, а также определить понятие потенциал и его место при управлении компанией.

При управлении компанией используется множество разнообразных способов, подходов и приемов, позволяющих упорядочить, целенаправить и эффективно организовать выполнение функций, процедур и операций, необходимых для принятия решений. В совокупности они выступают как методы управления, под которыми понимаются способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения ее целей [1].

При выборе метода управления компанией следует учитывать следующие критерии:

• возможность применения;

• построение стратегий управления;

• достижение поставленных целей.

Основные методы управления представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Классические методы управления

Помимо перечисленных методов и подходов к управлению современным инструментом управления развитием организации является методология стратегического управления, отвечающая поставленным критериям и поэтому имеющая место для дальнейшего рассмотрения ее.

Главной целью стратегического управления компанией является максимизация ее стоимости. Следовательно, одной из значимых теорий современного менеджмента является стоимостной подход к управлению.

Основой такого управления компанией является сравнительный анализ стоимостной оценки и возможностей повышения стоимости акционерного капитала за счет изменения структуры активов, аккумуляция средств на главных направлениях развития компании и сохранения корпоративного контроля. Методология стоимостного анализа интегрируется в процесс выработки управленческих решений. Основополагающие принципы оценки компании дают понимание фундаментальной взаимосвязи между стратегией, операциями и финансовыми результатами.

Принцип максимизации стоимости сам по себе ничего не говорит о том, в каком направлении должна развиваться конкретная компания и какой стратегии он должен придерживаться. Он лишь задает единую проекцию для оценки результатов деятельности, универсальную систему координат для управления, как отдельными подразделениями, так и компанией в целом (рисунок 2) [2].

Рис. 2. Системный подход к управлению по стоимости

Приступая к оценке и управлению стоимостью, необходимо установить, о каком показателе стоимости идет речь. Стоимость является оценочным суждением, выносимым на основе доступных фактов и применимых методов выполнения оценочных расчетов [3].

Оценка стоимости компании для управления - процесс расчета и определения полной стоимости компании, с учетом всех ее особенностей, для принятия управленческих решений, направленных на максимизацию ее стоимости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стороны, заинтересованные в проведении оценочных работ, стремясь реализовать свои экономические интересы, в первую очередь определяют цели оценки.

Наиболее часто в мировой практике оценку стоимости компании проводят в следующих целях [4; 5]:

1. проверить, насколько объективны текущая рыночная котировка акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении. Определение стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций компании на фондовом рынке;

2. следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь-либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен;

3. подготавливать предложения по цене купли-продажи компаний. Определение стоимости компании в случае ее купли-продажи целиком или по частям;

4. также определяют стоимость компании в случае ее реструктуризации. Ликвидация компании, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных компаний из состава холдинга предполагает проведение ее рыночной оценки,

так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, конвертаций, величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы;

5. принятия обоснованных управленческих решений, повышения эффективности текущего управления компанией, а также осуществления инвестиционного проекта развития компании;

6. предоставление информации о стоимости компании партнерам - кредиторам, страховым компаниям и государственным органам (налоговая). Определения кредитоспособности компании и стоимости залога при кредитовании. В процессе страхования возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь.

Первая и вторая цели преследуются инвесторами. Шестая цель интересует партнеров и представителей власти. Оставшиеся три (с третьей по пятую) - отражают интересы собственников компании. Для управления компанией цель оценки ее стоимости рассматривается с позиции собственника либо менеджера.

В зависимости от приведенных выше целей компания может оцениваться по-разному. Поэтому для проведения оценки в целях управления требуется точное определение стоимости. Общепринятые стандарты стоимости в оценке компании представляют собой совокупность требований к оценке. Выделяют следующие виды стандартов стоимости компании: рыночную, инвестиционную, фундаментальную (внутренняя), залоговую,

замещения, восстановительную и ликвидационную.

В зависимости от цели управления выбирают стандарт стоимости [6], который требуется определить, причем любой стандарт может быть применен как в оценке контрольного, так и неконтрольного пакета акций.

Сравнение различных стандартов стоимости позволит определить наиболее приемлемую стратегию поведения и принятия управленческих решений, нацеленных на реализацию стоимостного подхода к управлению, с учетом интересов и возможностей конкретных инвесторов, рыночной ситуации и реальной стоимости объекта.

Отобразим в таблице взаимосвязь целей оценки компании с точки зрения собственника и стратегий поведения менеджмента, а также проводимые мероприятия, направленные на достижение целей при конкретных стратегиях компаний.

Таблица 1

Взаимосвязь целей оценки бизнеса и стратегий поведения

Цель оценки компании Стратегия компании Мероприятия по достижению цели

Ликвидация Продажа компании

Слияние Долгосрочные инвестиции в компанию

Реструктуризация компании Поглощение В зависимости от оценки стоимости компании рынком проводится долгосрочное либо среднесрочное инвестирование

Выделение Если выделение компании происходит с целью последующей ее продажи, то проводится краткосрочное инвестирование, если же компания привлекательна для собственника и все зависит от оценки рынка, то проводится среднесрочное инвестирование

Подготовка предложения по цене купли-продажи Если компания привлекательна для собственника, то подготавливается предложение о ее покупке Долгосрочные инвестиции

В противном случае подготавливается предложение о ее продаже Продажа компании

Принятие управленческих решений После оценивания и сравнивания стандартов стоимости выбирают одно из четырех мероприятий: продажа компании; краткосрочное, среднесрочное или долгосрочное инвестирование

Достоверная оценка требует правильного применения существующих подходов (методов). В экономической литературе выделяют три основных подхода к оценке компании, которые в разной мере соответствуют тому или иному определению стоимости компании: сравнительный (рыночный), затратный (имущественный) и доходный [7].

Рассмотрим подходы и методы оценки стоимости компании и выявим наиболее применимые для оценки стоимости нефтегазовой компании.

Как известно, сравнительный подход основан на принципе замещения: покупатель не купит объект недвижимости, если его стоимость превышает затраты на приобретение на рынке схожего объекта, обладающего такой же полезностью [8]. В рамках сравнительного подхода выделяют три метода оценки компании:

1. Метод компаний-аналогов основан на использовании цен, сформированных открытым фондовым рынком, и применяется в случае, когда размер оцениваемого участия в уставном капитале является неконтрольным.

2. Метод сделок основан на использовании цены приобретения компании-аналога в

целом или ее контрольного пакета акций. Метод сделок, таким образом, учитывает те сделки с пакетами акций компании-аналога, которые характеризуются как сделки слияния и поглощения.

3. Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых

соотношений между ценой компании и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются на основе длительных статистических наблюдений специальными исследовательскими институтами за ценой продажи различных действующих компаний и их важнейшими производственно-финансовыми характеристиками.

Методика оценки рыночной стоимости компании при затратном подходе базируется на предположении, что владелец собственности при реализации объекта собственности на свободном рынке должен полностью компенсировать собственные затраты, связанные с созданием или приобретением компании и вводом ее в действие, с учетом фактора времени и изменения экономических условий. При определении стоимости компании затратным подходом применяют следующие методы оценки:

1. метод накопления активов или метод расчета балансовой стоимости активов -

стоимость компании определяется как стоимость ее имущества по сумме нетто-активов финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2. метод расчета полной восстановительной стоимости и стоимости замещения -

выражается издержками на воспроизводство точной копии объекта и выражается издержками на воспроизводство точной копии объекта соответственно;

3. метод расчета ликвидационной стоимости, которую определяют суммированием

текущих стоимостей денежных потоков от реализации оцениваемых активов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. метод расчета чистых активов - определяются активы и пассивы, участвующие

в расчете. Чистые активы определяются как разница между активами и пассивами.

Доходный подход предполагает установление стоимости компании или ее части путем расчета текущей стоимости ожидаемой прибыли. Т.е. доход и прибыль компании рассматривается как основополагающий фактор, который и определит величину стоимости компании. Доходный метод является целесообразным при возможности прогнозирования будущих доходов [9].

Доходный подход к оценке компании состоит в том, чтобы определять ее стоимость на основе тех доходов, которые компания способна в будущем принести своему владельцу (владельцам), включая выручку от продажи того имущества («нефункционирующих» или «избыточных» активов), которое не понадобится для получения этих доходов [10].

Метод капитализации дохода и дисконтирования денежных потоков являются наиболее распространёнными и актуальными для российских условий методами доходного подхода.

Метод капитализации дохода часто используют для приблизительной и предварительной быстрой оценки (экспресс-оценки) долгосрочных компаний, например нефтегазовых. Он основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в компании равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта

собственность. Суть метода заключается в том, что оцененную стоимость действующей компании считают равной отношению чистой прибыли к выбранной ставке капитализации.

Метод дисконтированных денежных потоков ориентирован на оценку перспектив компании и предполагает оценку, прежде всего, не имущества оцениваемого объекта, а доходов, которые может принести это имущество. В данном случае стоимость компании зависит от будущих выгод. Таким образом, ожидания, связанные с будущим созданием стоимости - играют особую роль в формировании стоимости компании.

Суть данного метода можно кратко описать следующим образом: весь период владения компанией делится на прогнозный и постпрогнозный (остаточный) периоды. Прогнозный период длится до тех пор, пока возможно определить будущие денежные потоки и темпы роста компании не стабилизируются.

Затем будущие денежные потоки и остаточная стоимость дисконтируются к своей текущей стоимости с использованием ставки дисконта, которая соответствует приемлемой для инвестора ставке дохода с учетом риска получения ожидаемых денежных потоков.

Рассмотрим применимость вышеперечисленных методов для оценки стоимости нефтегазовых компаний. При этом отметим, что оценка стоимости компании должна быть точной для использования в целях управления.

В рамках затратного подхода ни один из четырех методов не отражает полную стоимость. На сегодняшний день российские нефтяные ВИНКи не находятся на грани банкротства либо ликвидации, поэтому применение метода ликвидационной стоимости для оценки нефтегазовых компаний не уместно. В балансе не отражены все особенности нефтегазовых компаний, такие как объемы разведанных запасов, издержки на разработку и поиск новых месторождений, следовательно, при применении метода накопления активов, так же, как и метода чистых активов будет получена не полная стоимость нефтегазовых компаний. Метод восстановительной стоимости применяется в основном для определения стоимости недвижимости, его применение для расчета стоимости нефтегазовых компаний весьма затруднено поиском информации для аналогичной компании.

Стоимость компании, определенная при помощи одного из методов сравнительного подхода так же будет не точна. Так, при использовании метода компаний-аналогов или метода сделок трудность заключается в поиске и отборе сопоставимых компаний. Нефтяные компании, при всей схожести технологически взаимосвязанных производств, все же нельзя назвать аналогичными. Их отличие может проявляться как в объемах добычи, так и в масштабах сбыта. Все это сказывается на показателях деятельности компаний. К примеру, казавшиеся на первый взгляд схожими российские нефтяные компании имеют различные показатели объемов добычи и сбыта и как следствие различную котировку акций и капитализацию. В российской практике оценки нефтегазовых компаний метод отраслевых коэффициентов не применим в связи с отсутствием необходимой информации, сбор и обобщение которой требует длительного периода времени и определенной экономической стабильности.

Метод капитализации доходов доходного подхода может использоваться при экспресс оценке компании, но полученная с его помощью стоимость будет не точной. При расчете дисконтированных денежных потоков в затратах можно отразить издержки, связанные с поисково-разведочными работами, с разработкой месторождений и с получением лицензий на недропользование. В то же время объемы разведанных запасов нефти и газа, объемы добычи

нефти и газа, производственные мощности, сбытовая сеть АЗС учитываются как поступления (доходы) по бизнесу.

Таким образом, считаем, что для реализации стоимостного подхода к управлению метод дисконтированных денежных потоков в полной степени учитывает особенности нефтегазовых компаний и в результате дает более точную оценку их стоимости, а, следовательно, является наиболее адекватным.

Метод дисконтированных денежных потоков показывает стоимость компании в будущем с учетом будущих затрат и прибыли, а также факторов и показателей влияющих на них: объем разведанных запасов, объем добычи нефти и газа, наличие производственных мощностей, перерабатывающих предприятий, автозаправочных станций, инновационных разработок, лицензий на недропользование и другие. Все вышеперечисленные факторы отражают возможности и ресурсы компании и являются составными частями ее потенциала. Таким образом, происходит учет потенциала нефтегазовой компании при расчете ее стоимости методом дисконтированных денежных потоков, что отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Место потенциала при расчете стоимости нефтегазовой компании

Потенциал как элемент управления

Экономический потенциал компании - это совокупность ресурсов (трудовых, материальных, нематериальных, финансовых и др.), имеющихся в распоряжении компании, и способности ее сотрудников и менеджеров к использованию данных ресурсов с целью создания товаров, услуг и получения максимального дохода.

В качестве составляющих элементов экономического потенциала выделяют потенциалы более низкого уровня:

• трудовой потенциал;

• инвестиционный потенциал;

• природно-ресурсный потенциал;

инновационный потенциал.

Для определения стоимости компании полезно знать структуру экономического потенциала[11] (рисунок 4).

Рис. 4. Структура экономического потенциала предприятия

Известно, что природные ресурсы могут включаться в состав производственного потенциала в том случае, если деятельность компании связана с добычей или переработкой исходного природного сырья. Нефтегазовые компании являются ярчайшим примером такой деятельности. Таким образом, учитывая особенности нефтегазовых компаний, при расчете их стоимости методом дисконтированных денежных потоков следует учитывать оцененные значения производственного потенциала.

Косвенное влияние на прибыль компании оказывает квалифицированный персонал, использование современных методов и средств добычи, переработки и транспортировки нефти и газа. Данные понятия в свою очередь включены в кадровый и интеллектуальный потенциал, которые также следует учесть при расчете стоимости компании. Подытоживая отметим, что для получения полной стоимости компании необходимо учитывать экономический потенциал целиком.

Под оценкой экономического потенциала понимается определение его величины в стоимостном выражении. Оценке может подлежать как общая величина экономического потенциала, так и величина его активных частей. При этом оценка потенциала может быть или интервальной величиной, или суммарной за период, равный среднему циклу воспроизводства экономического потенциала.

Очевидно, что для увеличения стоимости нефтегазовой компании следует увеличивать ее потенциал, прикладывая к этому возможные силы (увеличение объема разведанных запасов посредством геолого-разведочных работ, объема добычи нефти и газа путем применения новых методов и технологий добычи, расширение сбытовой сети - АЗС, и др.), т.е. управляя ее потенциалом (рисунок 5).

Управление нефтегазовой компанией

Стратегическое управление

Стоимостной подход к управлению

Оценка стоимости нефтегазовой компании методом дисконтированных денежных

ПОТОКОЕ

Учет особенностей нефтегазовой компании через его потенциал

Оценка потенциала

Управление потенциалом

Рис. 5. Логическая схема управления нефтегазовой компанией

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оценку стоимости нефтегазовой компании мы проводим в рамках стоимостного подхода стратегического управления компанией. Рассчитывая ее стоимость методом дисконтированных денежных потоков, учитываем оценку производственного потенциала. Управляя потенциалом, мы можем оказать влияние на стоимость компании, а, следовательно, и на управление компанией. Таким образом, управление потенциалом становится центром управления компанией, следовательно, управляя потенциалом компании, мы управляем самой компанией

Выводы

Современным подходом к управлению компанией является управление на основе критерия ее стоимости - стоимостной подход. Оценка деятельности хозяйствующего субъекта является одним из наиболее действенных методов управления, основным элементом обоснования руководящих решений. Максимизация стоимости компании является главной целью стоимостного подхода. Управление компанией происходит путем определения (оценки) ее стоимости и выбора стратегии развития (поведения), направленной на максимизацию данной стоимости.

Среди известных основных подходов к оценке стоимости компании - затратного (имущественного), сравнительного (рыночного) и доходного - наиболее полно учитывающим особенности нефтегазовых компаний, а следовательно наиболее подходящим для оценки стоимости данных компаний является доходный подход. Согласно данному подходу, при расчете дисконтированных денежных потоков можно учитывать издержки, связанные с поисково-разведочными работами, с получением лицензии на разработку недр, а главное -объемы разведанных запасов.

Объем разведанных запасов, объем добычи нефти и газа, наличие производственных мощностей, автозаправочных станций отражает понятие производственного потенциала компании. Увеличивая производственный потенциал нефтегазовой компании через управление им, мы увеличиваем ее стоимость. Таким образом, управляя потенциалом нефтегазовой компании, оказываем влияние на управление самой компанией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Поршнева А.Г., Румянцева З.П., Саломатина Н.А. Управление организацией: учебник. Москва: ИНФРА-М, 2009. С.62

2. Ибрагимов Р.Г. Управление по стоимости как система менеджмента.

[Электронный ресурс] // Высшая школа финансового менеджмента АНХ при Правительстве РФ.

иКЬ: http://referent.mubint.rU/security/8/3110/1 (Дата обращения: 15.01.2013)

3. Бочаров В.В., Самонова И.Н., Макарова В.А. Управление стоимостью бизнеса: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. С.5

4. Грязнова А.Г., Федотова М.А. Оценка бизнеса: учебник. Москва: Финансы и статистика, 1998. С. 19-20.

5. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. С. 19.

6. Буренина И.В., Халикова М.А. Оценка стоимости нефтегазового бизнеса: учебное пособие. Уфа: Монография, 2010. С.12

7. Буренина И.В., Якушина Ю.Г. Разработка модели формирования рыночной стоимости в вертикально-интегрированных нефтяных компаниях [Электронный ресурс] // Нефтегазовое дело: электронный научный журнал. 2012. №6. С. 566575. иКЬ: http://www.ogbus.ru/authors/Burenina/Burenina_3.pdf (Дата обращения:

03.02.2013)

8. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Экономика организации (предприятия) //

Электрон. б-ки. 2005. ЦКЪ: http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-

ekonomika/1832-sravnitelnyiy-podhod-otsenke.html (Дата обращения: 12.02.2013)

9. Оценка бизнеса [Электронный ресурс] / АБК - Активные Бизнес Консультации

- Независимая оценочная компания. ЦКЪ: http://www.active-

consult.ru/businessestimation.htm (Дата обращения: 12.02.2013)

10. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия ... С.21.

11. Лапин Е.В. «Экономический потенциал предприятия» Сумы: Университетская книга, 2002. С.37

Рецензент: Гамилова Диляра Агеламовна, кандидат наук, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности» ФГБОУ ВПО Уфимский Государственный Нефтяной Технический Университет.

REFERENCES

1. Porshneva A.G., Rumjanceva Z.P., Salomatina N.A. Upravlenie organizaciej:

uchebnik. Moskva: INFRA-M, 2009. S.62

2. Ibragimov R.G. Upravlenie po stoimosti kak sistema menedzhmenta. [Jelektronnyj

resurs] // Vysshaja shkola finansovogo menedzhmenta ANH pri Pravitel'stve RF.

URL: http://referent.mubint.ru/security/8/3110/1 (Data obrashhenija: 15.01.2013)

3. Bocharov V.V., Samonova I.N., Makarova V.A. Upravlenie stoimost'ju biznesa:

uchebnoe posobie. SPb.: Izd-vo SPbGUJeF, 2009. S.5

4. Grjaznova A.G., Fedotova M.A. Ocenka biznesa: uchebnik. Moskva: Finansy i

statistika, 1998. S. 19-20.

5. Valdajcev S.V. Ocenka biznesa i upravlenie stoimost'ju predprijatija: uchebnoe posobie dlja vuzov. M.: JuNITI - DANA, 2001. S. 19.

6. Burenina I.V., Halikova M.A. Ocenka stoimosti neftegazovogo biznesa: uchebnoe posobie. Ufa: Monografija, 2010. S.12

7. Burenina I.V., Jakushina Ju.G. Razrabotka modeli formirovanija rynochnoj stoimosti

v vertikal'no-integrirovannyh neftjanyh kompanijah [Jelektronnyj resurs] // Neftegazovoe delo: jelektronnyj nauchnyj zhurnal. 2012. №6. S. 566-575. URL: http://www.ogbus.ru/authors/Burenina/Burenina_3.pdf (Data obrashhenij a:

03.02.2013)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Sergeev I.V., Veretennikova I.I. Jekonomika organizacii (predprijatija) // Jelektron. b-

ki. 2005. URL: http://knigi-uchebniki.com/predpriyatiy-ekonomika/1832-

sravnitelnyiy-podhod-otsenke.html (Data obrashhenija: 12.02.2013)

9. Ocenka biznesa [Jelektronnyj resurs] / ABK - Aktivnye Biznes Konsul'tacii -

Nezavisimaja ocenochnaja kompanija. URL: http://www.active-

consult.ru/businessestimation.htm (Data obrashhenija: 12.02.2013)

10. Valdajcev S.V. Ocenka biznesa i upravlenie stoimost'ju predprijatija ... S.21.

11. Lapin E.V. «Jekonomicheskij potencial predprijatija» Sumy: Universitetskaja kniga, 2002. S.37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.