Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

УПРАВЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / САНКЦИИ / ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЫНКА / УПРАВЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫМ СЕКТОРОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стадник Илья Викторович

Мировая политическая и экономическая трансформация между странами Запада и России за последние годы непосредственно влияет на отечественную экономику. В условиях текущего кризиса изменения происходят в нефтегазовом комплексе. В настоящее время эффективное управление нефтегазовыми комплексом необходимо для стабилизации экономики и обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет. Проводимая российская государственная политика требует совершенствования мер и инструментов с учетом специфики современного этапа развития международных отношений и отечественной экономики. Применение как традиционного, так и нового регулирующего инструментария позволит не только повысить эффективность работы нефтегазового сектора России, но и развивать национальную экономику. На протяжении 8 лет страны Европейского союза и США постепенно вводили ограничения на определенные производственные и внешнеэкономические процессы, которые повлияли в той или иной степени на весь российский нефтяной комплекс. Особенно, влияние санкций ощутили на себе государственные нефтяные компании. В этой связи развитие нефтегазового комплекса будет основываться с учетом сложившейся геополитической ситуации вокруг России. Введенные санкции западными странами изменили тренд развития отрасли и конъюнктуру российского энергетического рынка. Со стороны государства в настоящее время актуальна поддержка российским нефтегазовым компаниям не только в предоставлении налоговых льгот и послаблении регуляторных механизмов, но и в части помощи выстраивания международного сотрудничества с потенциальными странами-партнерами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF OIL AND GAS COMPANIES IN THE CONTEXT OF MODERN MARKET TRANSFORMATION

The global political and economic transformation between the countries of the West and Russia in recent years has a direct impact on the domestic economy. In the conditions of the current crisis, changes are taking place in the oil and gas complex. At present, effective management of the oil and gas complex is necessary to stabilize the economy and ensure revenue flow to the federal budget.The ongoing Russian state policy requires the improvement of measures and tools, taking into account the specifics of the current stage of development of international relations and the domestic economy. The use of both traditional and new regulatory tools will not only improve the efficiency of the Russian oil and gas sector, but also develop the national economy.For 8 years, the countries of the European Union and the United States have gradually imposed restrictions on certain production and foreign economic processes that have affected the entire Russian oil complex to one degree or another. Especially, the impact of sanctions was felt by state oil companies.In this regard, the development of the oil and gas complex will be based on the current geopolitical situation around Russia. The sanctions imposed by Western countries have changed the trend of development of the industry and the conjuncture of the Russian energy market. The state is currently supporting Russian oil and gas companies not only in providing tax benefits and easing regulatory mechanisms, but also in helping to build international cooperation with potential partner countries.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ НЕФТЕГАЗОВЫМ КОМПЛЕКСОМ РОССИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

Управление нефтегазовым комплексом России в условиях современной трансформации экономики

Стадник Илья Викторович,

аспирант МГУУ Правительства Москвы, специалист 1 разряда Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

E-mail: ilya.stadnik.1999@mail.ru

Мировая политическая и экономическая трансформация между странами Запада и России за последние годы непосредственно влияет на отечественную экономику. В условиях текущего кризиса изменения происходят в нефтегазовом комплексе. В настоящее время эффективное управление нефтегазовыми комплексом необходимо для стабилизации экономики и обеспечения поступления доходов в федеральный бюджет. Проводимая российская государственная политика требует совершенствования мер и инструментов с учетом специфики современного этапа развития международных отношений и отечественной экономики. Применение как традиционного, так и нового регулирующего инструментария позволит не только повысить эффективность работы нефтегазового сектора России, но и развивать национальную экономику. На протяжении 8 лет страны Европейского союза и США постепенно вводили ограничения на определенные производственные и внешнеэкономические процессы, которые повлияли в той или иной степени на весь российский нефтяной комплекс. Особенно, влияние санкций ощутили на себе государственные нефтяные компании.

В этой связи развитие нефтегазового комплекса будет основываться с учетом сложившейся геополитической ситуации вокруг России. Введенные санкции западными странами изменили тренд развития отрасли и конъюнктуру российского энергетического рынка. Со стороны государства в настоящее время актуальна поддержка российским нефтегазовым компаниям не только в предоставлении налоговых льгот и послаблении регуляторных механизмов, но и в части помощи выстраивания международного сотрудничества с потенциальными странами-партнерами.

Ключевые слова: экономический кризис, санкции, ограниченность рынка, управление нефтегазовым сектором.

а. в

см см

Нефтегазовые доходы являются существенной частью консолидированного бюджета в экономике России. В текущих условиях важно проводить систематический анализ основных тенденций и факторов его развития, а также оценки его управления. Это позволяет выявить существующие возможности и ограничения в развитии нефтяного сектора, определить наиболее эффективные направления его развития и необходимые меры государственной экономической политики.

Прошлое десятилетие характеризовалось политическими противостояниями между различными странами. Механизмы борьбы включали в себя введение ограничительных мер в отношении различных отраслей экономики страны. Введение санкций в отношении ТЭК развивающих стран серьезно отразились на их экономическом состоянии. Это коснулось российского топливно-энергетического комплекса, который с 2014 г. находится под санкциями США и стран Евросоюза.

В результате крупнейшие нефтегазовые компании России были значительно ограничены в своих возможностях по привлечению долгосрочного финансирования одновременно на двух наиболее развитых финансовых рынках - США и ЕС. Кроме того, косвенным результатом введенных санкций стало понижение кредитных рейтингов российских нефтегазовых компаний крупнейшими рейтинговыми агентствами, что привело к ухудшению условий кредитования. В целом эта мера означает увеличение стоимости капитала для развития нефтяного сектора России.

Санкции ЕС, затрагивающие технологии в области добычи нефти, во многом аналогичны санкциям США и включают в себя исчерпывающий список оборудования, запрещенного к экспорту или продаже после публикации постановления Совета (ЕС) для проектов по добыче сланцевой нефти и нефти на континентальном шельфе. Ограничения распространяются на любое оборудование, независимо от страны-производителя и от формы субъекта заказчика. Ограничительные меры, которые применяются в случае помощи через офшорные компании, посреднические услуги и консультации по данным технологиям.

Несмотря на прогнозируемое успешное развитие российской нефтегазовой отрасли, 2022 год станет периодом новой трансформации, который будет характеризоваться увеличением проблем отрасли по мере введения ограничений для России на мировом энергетическом рынке.

В целях адаптации отрасли к санкционному режиму Правительство Российской Федерации раз-

работало мероприятия для обеспечения устойчивой работы нефтегазового комплекса. Министерство энергетики Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти ведет работу по созданию необходимых нормативно-правовых актов для комплексной поддержки топливно-энергетического комплекса России. Министерство финансов Российской Федерации внедряет налоговые льготы, способствующие стимулированию разработки стратегических нефтегазовых проектов.

В 2020 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р принята Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года, предусматривающая долгосрочное развитие топливно-энергетического комплекса страны.

В государственном управлении в области нефтегазовой отрасли ключевым звеном является Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2035 года, которая разработанная Министерством энергетики Российской Федерации и утверждена Правительством Российской Федерации. В рамках государственного финансирования мероприятий топливно-энергетического комплекса Минэнерго России реализует государственную программу «Развитие энергетики» до 2024 года. В структуре государственной программы на подпрограмму «Развитие нефтяной и газовой отраслей» выделяется 168 млрд рублей бюджетных ассигнований.

Министерством финансов Российской Федерации реализуется бюджетная и налоговая политика в рамках которой ключевыми аспектами являются формирование нефтегазовых доходов в федеральном бюджете, поступление дополнительных доходов в Фонд национального благосостояния и предоставление налоговых льгот для российских нефтегазовых компаний.

В рамках реализуемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации Плана мероприятий по импортозамещению в отрасли нефтегазового машиностроения Российской Федерации на период до 2024 года прогнозируется снижение доли импортного оборудования в нефтегазовой отрасли до 43%.

Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в части реализации Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года предусмотрено увеличение минерально-сырьевой базы за счет привлечения инвестиций в геологоразведочные работы и повышения эффективности освоения разрабатываемых и неразрабатываемых месторождений.

Минпромторг России разрабатывает мероприятия по импортозамещению оборудования ТЭК, но в настоящее время сохраняются проблемы в производственных направлениях таких как добыча сжиженного природного газа, внедрение роторно-управляемых систем, создание оборудование для гидроразрыва пласта земной коры, ис-

пользования оборудования для шельфовой добычи и геологоразведки. По указанным направлениям разрабатываются мероприятия в части создания собственного производства или замещения оборудования.

В 2017 году Минпромторг России подписал соглашение о сотрудничестве с «Газпромом» по которому будет разработано оборудование для добычи нефти и газа на континентальном шельфе. В этой связи определены 12 НИОКР, по которым подготовили техническую документацию. В 2020 года в рамках госпрограммы было выделено более 3 млрд рублей.

За последнее время российские нефтегазовые компании внедряют в производство отечественное оборудование благодаря которому снижается себестоимость проектов и конечной продукции.

Вопрос использования национальных технологий вместо импортных описана в работе Кругма-на П.Р. и Обстфельда М. «Международная экономика» в концепции «передача технологий». В соответствии указанной концепции национальные компании в зависимости от их уровня развития полагаются на собственные научно-исследовательские разработки или на технологии транснациональных компаний. Развитые страны в целях национальной безопасности полагаются на разработки отечественных компаний. Россия под влиянием санкций начала использовать собственные технологии в нефтегазовом комплексе. Это способствует не только независимости российских компаний от зарубежного оборудования, но и создание энергетической политики в области национальной безопасности.

На фоне обострившейся геополитической ситуации между России и Украины в феврале 2022 года страны Европейского союза и США ввели дополнительные санкции в отношении Российской Федерации.

По мнению аналитиков, введенные санкции приведут к переносу сроков модернизации российских НПЗ и постепенной остановке уже действующих НПЗ из-за проблем с обслуживанием и ремонтом.

Нефтеперерабатывающий сектор столкнется с проблемами на фоне введенных санкций стран Запада. В основном санкции коснутся вторичные процессы нефтепереработки, которые необходимы для получения светлых нефтепродуктов и сырья для нефтехимии.

После введения новых санкций 4 крупнейшие мировые нефтесервисные компании объявили о приостановке работы на российском рынке - Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и Weatherford International.

В краткосрочной перспективе уход нефтесер-висных иностранных компаний не окажет негативного эффекта на российскую нефтегазовую отрасль. Но в долгосрочной перспективе будет происходить поэтапное снижение эффективности и объема добычи нефти.

Отсутствие современных технологий вызовет повышение себестоимости добычи и проблемы

сз о

со £

m Р

сг

от А

о. в

еч еч

в получении трудноизвлекаемых запасов. В первую очередь коснутся разработки новых месторождений с трудноизвлекаемой нефтью и производственный процесс по добыче сжиженного природного газа, который реализуется на импортных технологиях.

Правительство Российской Федерации с целью уменьшения воздействия санкций на отрасль анализирует возможные средства для импорта оборудования через страны, которые не ввели санкции. Рассматривается вариант импортировать китайское оборудование, которое может стать заменой западного оборудования.

Например, китайская нефтяная компания CNPC контролирует дочернюю нефтесервисную компанию BGP, которая в последние годы активно предоставляет свои услуги на мировом рынке. CNPC принимает непосредственное участие в новых российских нефтегазовых проектах совместно с российскими компаниями: «Роснефть», «Газпром», «Газпром нефть» и «НОВАТЭК». С 2018 года С^ РС совместно с «НОВАТЭКом» участвует в крупном проекте «Ямал СПГ» по добыче сжиженного природного газа.

В качестве первоочередных мер по минимизации рисков в области нефтедобычи и нефтепереработки, может выступить государственная поддержка в виде предоставлении субсидий для импортозамещения технологий и оборудования. Дополнительными мерами в сфере развития внедрения буровых установок является достижение соглашений о наращивании поставок из Китая и субсидирование внедрения российской буровой управляемой системы.

Российские нефтегазовые компании из-за санкций столкнутся с дефицитом импортного оборудования для переработки углеродного сырья. Компании будут пытаться найти способы обхода санкций, но потребуется время, чтобы найти новых поставщиков и наладить поставки оборудования.

Правительством Российской Федерации для комплексного развития топливно-энергетического комплекса в 2020 г. утверждена новая Энергетическая стратегия до 2035 года. Энергетическая стратегия реализуется с 2003 года и обновляется раз в пять лет. В первую очередь стратегия ориентирована на достижение ключевых показателей и параметров, которые непосредственно влияют на нефтегазовую отрасль страны. В стратегии обозначены несколько целевых сценариев в зависимости от развития конъюнктуры рынка энергетики.

В Энергетической стратегии до 2035 г. представлены следующие задачи:

• обновление основных производственных фондов за счет ускоренной модернизации оборудования;

• увеличение высококвалифицированных рабочих специальностей в общей структуре занятости;

• увеличение экспорта продукции ТЭК с высокой степенью переработки;

• увеличение доли частных топливно-энергетических компаний на российском рынке и развитие конкуренции в целом;

• рост доли потребления и экспорта более экологически чистого углеводородного топлива;

• обновление инновационной деятельности за счет увеличения инвестиций в новые технологии и улучшения инфраструктуры;

• увеличение импортозамещения за счет стимулирования компаний ТЭК закупать отечественное оборудование, которое будет соответствовать всем международным нормам и стандартам.

Государственная программа «Развитие энергетики» принята постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321 с реализации до 2024 года.

Целью государственной программы является обеспечение внутреннего рынка качественной электроэнергетикой и углеводородным сырьем с учетом развития энергоэффективности и энергосбережения.

В государственную программу «Развитие энергетики» входят задачи, диверсифицированные под каждое направление ТЭК (рис. 3).

В государственной программе «Развитие энергетике» реализуются подпрограммы, направленные на развитие подотраслевого направления топливно-энергетического комплекса.

Подпрограмма «Развитие нефтяной и газовой отрасли» направлена на создание условий для модернизации, развития нефтяной и газовой отрасли за счет передовых технологий.

В долгосрочной перспективе при успешной реализации энергетической стратегии и государственной программы Правительство Российской Федерации сможет обеспечить повышение экономической эффективности ТЭК за счет повышения доходности от отрасли. Общий микроэкономический эффект планируется достичь при создании дополнительных косвенных мультипликаторов для отрасли. Организация взаимодействия компаний и предприятий нефтегазовой отрасли с налоговой и бюджетной политикой должны способствовать формированию благоприятной среды для ведения бизнеса.

Правительство России в сложившейся ситуации чтобы выполнять расходные обязательства за 2022 год необходимо задействовать ресурсы Фонда национального благосостояния (ФНБ). Накопленные средства ФНБ предоставят возможность поддерживать не только расходы федерального бюджета, но и поддержку экономики России в течение 2 лет. Несмотря на рекордные цены на энергоресурсы со II квартала 2022 года основные импортеры (страны Европейского союза) постепенно отказываются от закупки российских углеводородов. Вследствие чего возникает ситуация снижения объемов поступления нефтегазовых доходов в федеральный бюджет и ФНБ.

На фоне экономического спада неизбежно падение объема доходов во внебюджетные фонды

(ФОМС, ПФР, ФСС). В связи с ухудшением ситуации из Резервного фонда Правительства Российской Федерации будут направлены дополнительные средства. Для поддержания пенсионной системы и здравоохранения будут направлены дополнительные средства из ФНБ.

О текущей ситуации в экономике заявил председатель правления Сбербанка России Герман Греф: «Средств ФНБ при нынешней экономической ситуации хватит на несколько лет без снижения объема бюджета, - у государства есть два огромных ресурса Первый ресурс - это Фонд национального благосостояния, которого сегодня хватит как минимум при нынешних ценах на нефть, при нынешней ситуации еще на несколько лет, не снижая размера нашего бюджета. Государство сможет выполнять при этих запасах все свои обязательства».

Страны Евросоюза планировали полностью отказаться от российской нефти к 2027 году, но сейчас прогнозируется, что к концу 2022 года спрос на российскую нефть со стороны стран ЕС упадет на две трети в связи с веденными санкциями.

В настоящее время от российской нефти отказались 5 стран. Германия объявила, что полностью откажется от импорта российской нефти к концу 2022 года.

Ситуацию для российских компаний усложняет, то что страны ЕС объявили эмбарго на поставку российской нефти. В связи с этим проблемы с экспортом и импортом возникнут не только у России, но и у Европы.

Нефтеперерабатывающие заводы в Германии интегрированы в транспортную цепочку с российским нефтепроводом «Дружба». Это единственный нефтепровод в Европе через который можно импортировать российскую нефть, так как НПЗ находятся на большом расстоянии от морских портов. Для того чтобы импортировать нефть других стран, странам Европы потребуется организовывать новые логистические пути поставок нефти. Для этого требуется строительство новых трубопроводов и соответствующей инфраструктуры. В настоящее время европейские страны могут поставлять нефть танкерами из стран Ближнего Востока.

Рассматривая перспективы увеличения поставок газа в страны Азии, то в указанном направлении ситуация складывается благоприятнее. Новый газопровод «Сила Сибири» может обеспечить экспорт в Китай до 38 млрд кубометров газа в год. Также планируется построить новый газопровод «Сила Сибири 2» с предполагаемой мощностью поставок до 50 млрд кубометров газа в год.

В текущих условиях конъюнктура мировой энергетики постоянно меняется, но спрос на углеводороды продолжает расти ежегодно. Это вызвано не только уровнем развития производства, но и увеличением численности населения.

Российским нефтегазовым компаниям необходимо оценить риски управления нефтегазовым комплексом для обеспечения минимизации издержек от ограничения экспорта нефти и газа на рынки западных стран.

Литература

1. Арсланова И.Г. Перспективы развития нефтяной отрасли России в современных условиях // Символ науки. 2019. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-razvitiya-neftyanoy-otrasli-rossii-v-sovremennyh-usloviyah (дата обращения: 15.10.2022).

2. Галкина А.А., Грушевенко Д.А., Кулагин В.А., Миронова И.Ю., Митрова Т.А. Перспективы развития мировых нефтегазовых рынков в период до 2040 года и их влияние на российский ТЭК // ЭП. 2016. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-mirovyh-neftegazovyh-rynkov-v-period-do-2040-goda-i-ih-vliyanie-na-rossiyskiy-tek (дата обращения: 15.10.2022).

3. Ларченко Л.В. Нефтегазовая отрасль России: современное состояние и направления развития в условиях неопределенности // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2019. № 1 (50). [Электронный ресурс]. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/neftegazovaya-otrasl-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-napravleniya-razvitiya-v-usloviyah-neopredelennosti (дата обращения: 15.10.2022).

4. Нуреев Р.М., Бусыгин Е.Г. Экономические санкции против России: краткосрочные и среднесрочные последствия для нефтяной и газовой промышленности // JER. 2017. № 3. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-kratkosrochnye-i-srednesrochnye-posledstviya-dlya-neftyanoy-i-gazovoy-promyshlennosti (дата обращения: 15.10.2022).

5. Стадник И.В. Некоторые тенденции развития нефтяной промышленности России. Современные проблемы глобальной экономики. Сборник научных трудов. - М. Издательство «Перо», 2018. - С. 61-65. [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=39267058 (дата обращения: 15.10.2022).

6. Стадник И.В. Перспективы развития нефтяной отрасли в условиях изменений энергетической конъюнктуры. Журнал «Вопросы региональной экономики», 2021. - № 1(46) - С. 133-138. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46143011 (дата обращения: 15.10.2022).

7. ТЭК России в условиях санкционных ограничений. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/en-ergo106.pdf?ysclid=l408476kjf (дата обращения: 15.10.2022).

8. Перспективы российской нефтедобычи: жизнь под санкциями / The Future Of Oil Production In Russia: Life Under Sanctions - МШУ «Сколко-во»: Февраль/February 2018 - Rus/Eng. [Электронный ресурс]. URL: https://energy.skolkovo.

сз о со от m Р от

от А

ru/downloads/documents/SEneC/research04-ru. pdf (дата обращения: 15.10.2022).

9. Международная экономика / Пол Р. Круг-ман, Морис Обстфельд; [Пер. с англ. В. Кузина, О. Лисочкиной]. - 5. междунар. изд. - Москва [и др.]: Питер, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 831 с.: ил., карт., табл.; 24 см. - (Учебник для вузов).; ISBN5-318-00514-4 (в пер.) [Электронный ресурс]. URL: https://search.rsl.ru/ru/re-cord/01001859503?ysclid=l9jrc39d2s360588069 (дата обращения: 15.10.2022).

10. ТЭК России в условиях санкционных ограничений. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/en-ergo106.pdf?ysclid=l408476kjf (дата обращения: 15.10.2022).

11. РБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www. rbc.ru (дата обращения: 15.10.2022).

MANAGEMENT OF OIL AND GAS COMPANIES IN THE CONTEXT OF MODERN MARKET TRANSFORMATION

Stadnik I.V.

Moscow State University of Economics

The global political and economic transformation between the countries of the West and Russia in recent years has a direct impact on the domestic economy. In the conditions of the current crisis, changes are taking place in the oil and gas complex. At present, effective management of the oil and gas complex is necessary to stabilize the economy and ensure revenue flow to the federal budget. The ongoing Russian state policy requires the improvement of measures and tools, taking into account the specifics of the current stage of development of international relations and the domestic economy. The use of both traditional and new regulatory tools will not only improve the efficiency of the Russian oil and gas sector, but also develop the national economy.

For 8 years, the countries of the European Union and the United States have gradually imposed restrictions on certain production and foreign economic processes that have affected the entire Russian oil complex to one degree or another. Especially, the impact of sanctions was felt by state oil companies.

In this regard, the development of the oil and gas complex will be based on the current geopolitical situation around Russia. The sanctions imposed by Western countries have changed the trend of development of the industry and the conjuncture of the Russian energy market. The state is currently supporting Russian oil and gas companies not only in providing tax benefits and easing regulatory mechanisms, but also in helping to build international cooperation with potential partner countries.

Keywords: economic crisis, sanctions, limited market, oil and gas sector management.

References

1. Arslanova I.G. Prospects for the development of the Russian oil industry in modern conditions // Symbol of science. 2019. No. 5. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ perspektivy-razvitiya-neftyanoy-otrasli-rossii-v-sovremennyh-usloviyah (accessed 10/15/2022).

2. Galkina A.A., Grushevenko D.A., Kulagin V.A., Mironova I. Yu., Mitrova T.A. Prospects for the development of world oil and gas markets in the period up to 2040 and their impact on the Russian fuel and energy complex // EP. 2016. № 6. [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-razvitiya-mirovyh-neftegazovyh-rynkov-v-period-do-2040-goda-i-ih-vliyanie-na-rossiyskiy-tek (date of access: 15.10 .2022).

3. Larchenko L.V. Russian oil and gas industry: current state and directions of development in conditions of uncertainty // Society. Wednesday. Development (Terra Humana). 2019. No. 1 (50). [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/neftegazovaya-otrasl-rossii-sovremennoe-sostoyanie-i-napravleniya-razvitiya-v-usloviyah-neopredelennosti (date of access: 10/15/2022).

4. Nureev R.M., Busygin E.G. Economic sanctions against Russia: short-term and medium-term consequences for the oil and gas industry // JER. 2017. № 3. [Electronic resource]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossii-kratkosrochnye-i-srednesrochnye-posledstviya-dlya-neftyanoy-i-gazovoy-promyshlennosti (date of access: 10/15/2022).

5. Stadnik I.V. Some trends in the development of the oil industry in Russia. Modern problems of the global economy. Collection of scientific papers. - M. Publishing house "Pero", 2018. -P. 61-65. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=39267058 (date of access: 10/15/2022).

6. Stadnik I.V. Prospects for the development of the oil industry in the context of changes in the energy environment. Journal "Issues of Regional Economics", 2021. - No. 1 (46) - P. 133138. [Electronic resource]. URL: https://www.elibrary.ru/item.as-p?id=46143011 (date of access: 10/15/2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Russian fuel and energy complex under sanctions restrictions. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://ac.gov.ru/up-loads/2-Publications/energo106.pdf?ysclid=l408476kjf (accessed 10/15/2022).

8. Prospects for Russian oil production: life under sanctions / The Future Of Oil Production In Russia: Life Under Sanctions -Skolkovo Moscow School of Management: February 2018 -Rus/Eng. [Electronic resource]. URL: https://energy.skolkovo. ru/downloads/documents/SEneC/research04-ru.pdf (date of access: 10/15/2022).

9. International economics / Paul R. Krugman, Maurice Obstfeld; [Trans. from English. V. Kuzina, O. Lisochkina]. - 5. international ed. - Moscow [and others]: St. Petersburg, 2003 (GPP Pech. Dvor). - 831 p.: ill., maps, tables; 24 cm. - (Textbook for universities).; ISBN5-318-00514-4 (in translation) [Electronic resource]. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001859503?y-sclid=l9jrc39d2s360588069 (accessed 10/15/2022).

10. Russian fuel and energy complex under sanctions restrictions. Analytical Center under the Government of the Russian Federation. [Electronic resource]. URL: https://ac.gov.ru/up-loads/2-Publications/energo106.pdf?ysclid=l408476kjf (accessed 10/15/2022).

11. RBC. [Electronic resource]. URL: https://www.rbc.ru (date of access: 10/15/2022).

a.

e

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.