Влияние санкций на развитие нефтегазового сектора Российской Федерации
Халов Осман,
аспирант кафедры «Управление высокотехнологичными предприятиями», «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), [email protected].
о сч о сч
со
о ш m
X
<
m О X X
Юдин Денис Андреевич,
магистрант РГУ нефти и [email protected]
газа (НИУ) имени И.М. Губкина,
С 2014 г. Россия находится под воздействием санкций, которые затронули ключевые отрасли российской экономики, в том числе и нефтегазовый сектор. Ограничения коснулись долгосрочного финансирования нефтегазовых компаний России, получения иностранного оборудования и технологий, а также возможности сотрудничества российских компаний с зарубежными. Введенные санкции постоянно расширяются и ужесточаются, нет никакой определенности относительно сроков их действия. Наиболее болезненными для российских нефтегазовых компания являются финансовые санкции, затрудняющие получение финансовых ресурсов на международном рынке. Также санкции негативно сказываются на тех направлениях добычи, где зависимость от импортного оборудования и технологий является высокой. Однако в тоже время, они создают условия, необходимые для снижения зависимости от импортной продукции, развития импортозамещения и разработки собственного оборудования и технологий. Разработаны отраслевые и корпоративные планы импортозамещения, которые направлены на снижение доли импорта по определенным видам оборудования и технологий, приоритетным для развития нефтегазового сектора.
В статье рассматриваются особенности функционирование российских нефтегазовых компаний в условиях санкций, введенных западными странами. Отмечается, что перспективным направлением развития российского нефтегазового сектора является освоение шельфовых ресурсов Арктики, что требует самых современных технологий и оборудования. Также раскрыты перспективы сотрудничества российских компаний с компаниями Азиатско-Тихоокеанского региона и возможности импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Ключевые слова: нефтегазовый комплекс России; российские нефтегазовые компании; нефтегазовые ресурсы; санкции; им-портозамещение; международное сотрудничество; энергетическая стратегия; экспорт; импорт.
В связи с введением неоднократных санкций начиная с 2014 года в сторону Российской Федерации снизились возможности получения инновационных технологий из-за рубежа, появились проблемы недостатка финансирования в ТЭК, остро встал вопрос реализации собственного производства, а также перестройки направлений внутренней политики ТЭК и реформирования общественных институтов для активизации инновационной деятельности. Санкции поставили под угрозу само существование и деятельность многих российских энергетических компаний. По меньшей мере, это однозначно нанесло серьезный ущерб технологическому развитию, так как компании перестали вкладывать деньги в развитие (рисунок 1).
К основным негативным факторам, которые оказали санкции на нефтегазовую отрасль России, можно отнести рост издержек, а также снижение уровня конкурентоспособности нефтегазовых компаний страны. Также серьезный урон в начальный период после введения санкций нанес запрет на поставку оборудования и экспорт технологий в нефтегазовый сектор России, что значительно сократило возможности нефтегазовых компаний страны на проведение разведочных работ и снизило число разработок новых месторождений.
Так, согласно сведениям, предоставленным Министерством энергетики Российской Федерации, доля импортного оборудования и технологий в нефтегазовом секторе страны была на уровне порядка 60%, а по некоторым другим отраслям и вовсе - достигала 90%. В результате чего, в период действия санкций, в стратегии развития как энергетики, так и экономики страны особая роль стала отводиться импортозамещению, наращиванию объемов производства инновационного оборудования, а также разработке инновационных технологий, в том числе, для энергетической отрасли. На конкурентоспособности российских нефтегазовых компаний негативное воздействие также оказывают ограничения, которые касаются участников экспортных газо- и нефтепроводов, способные привести к задержкам в строительстве трубопроводов (как пример, «Северный поток-2») или и вовсе к отмене некоторых проектов. Кроме того, традиционные подходы управления экономикой в условиях санкций часто не позволяли прийти к успешному купированию их последствий.
Стоит отметить, что некоторые проекты, несмотря на введение санкций, были все же продолжены, а часть из них и вовсе активно развивается на данный момент (рисунок 2).
Разработка месторождений Баженовской свиты совместным предприятием «Газпром нефть» и Shell, под влиянием введения санкций было отменено. В результате чего, группой компаний «Газпром» было принято решение о создании Технологического центра «Бажен», чья основная задача будет заключаться в разработке технологий добычи трудноизвлекаемых запасов для развития технологий, а также создания нового оборудования, которое можно будет использовать не только на данной группе месторождений, но и на других.
КониамиимигртлштСШАмпрвзйЖ*_
Компахи* предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 14 дней предоставление финансирования, а также прочие операции с ноеым долгом сроком более И предоставление финансирования, а также прочие операции с новым долгом сроком более 60 дней операции с новыми акциями (инвестиции в ни»] экспорт ИЛИ реэкспорт товаров, услуг ИЛИ технологий для поддержки разработки и добычи прочие oneрации+ юморома октмов соннционных коммнии в США
ПАО «Газпром! +
ПАО'НК Роснефть» + ♦
SSI list ОМ •Сургутнефтегаз" ♦
ГТАО «НОВАТЭК» *
МО «ЛУКОЙЛ« ♦
ПАО •Транснефть» ♦
z 0 АО «Сгройтраншм + ♦ t + ♦ +
м ООО «Трансов» + + 4 4 4 +
Рисунок 1 - Санкции по отношению к российским НГК Источник: [4].
SDN list -блокирующие санкции - запрещают любое взаимодействие компании с американскими агентами.
SSI list - секторальные санкции - запрещают только какие-то определенные взаимодействия с гражданами или компаниями
США.
Рисунок 2 - Замороженные проекты в России в нефтегазовом комплексе из-за санкций Источник: [1].
Стоит отметить, что введение санкций не повлияло на некоторые проекты. Например, норвежская Equinor (ранее Statoil) совместно с российской «Роснефтью» продолжает разрабатывать доманиковые отложения на территории Самарской области. Успех продолжения разработки данных месторождений заключается в том, что данные компании обосновали и доказали факт не отнесения их к сланцевым.
По результатам третьего раунда санкций, введенных ЕС по отношению к российскому энергетическому сектору, санкции приобрели секторальную направленность, их основная цель заключалась в частичном блокировании экспорта инновационных технологий в российский энергетический сектор, а также повлиять на снижение числа проектов разработки месторождений на шельфе, в Арктике, в результате чего планы по разработке некоторых месторождений были изменены.
Также принятые США санкции по отношению к России направлены на то, чтобы не допустить возможности импорта российскими нефтегазовыми компаниями инновационных технологий, а также оборудования, позволяющих разрабатывать глубоководные, арктические, шельфовые, сланцевые проекты, что по словам А. Но-вака никак не влияет на текущие проекты, но может сказаться на будущих рисках в разработке нефтегазовых проектов. Очевидно, что если санкции, введенные по отношению к России будут иметь долгосрочный характер, она может негативно сказаться на технологическом развитии энергетики страны, а также привести в лучшем случае к его стагнации, в худшем - к деградации.
В данном случае, особая озабоченность вопросом введения санкций была вызвана тем, что привлечение оборудования и инновационных технологий, чем активно до введения санкций занимались нефтегазовые
X X
о
го А с.
X
го m
о
ю 00
2 О
м о
о сч о сч
со
о ш т
X
3
<
т о х
X
компании России, не позволяла России не то, что перегнать, а даже догнать более развитые экономики мира. Сейчас же, когда в стране ведется активная разработка инновационных технологий и оборудования в области добычи углеводородов, и энергетическая отрасль уходит от зависимости от их импорта, энергетическая отрасль страны переходит на новый этап развития.
Можно с уверенностью сказать, что Российская Федерация на данный момент является ключевым поставщиком углеводородов в страны ЕС, а также активно увеличивает долю участия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, согласно прогнозам международного энергетического агентства, уже к 2040 году уровень потребления энергетических ресурсов в мире вырастет практически на треть, что примечательно, основными источниками спроса будут являться страны Азии, на которых будет приходиться 2/3 спроса. В результате чего, энергетическое сотрудничество России со странами Азии приобретает особую роль в обеспечении развития экономики страны.
90« Й0% 70* №% 50%
доя
30% 20% 10% о%
Площадь
"И"0 2К2014 1К2018
пропорциональна размеру долга компании
Нефинансовые компании
Роснефть
Транснефть
Лукойл
20% 40% 60% 80% 100%
Доля облигации ■ общем долг« компаний
Рисунок 3 - Структура долга и обязательства нефтегазовых компаний Источник: [1].
■ каплальные расходы нафтагаюаьй ломланин.млэдруб. —капитальные рзиоды нефтггамвыя ншшлний § реальном аырамним (2015-1004), пр ось. —Капитальные расходы а Росс ни нце.юм 12015=10041, по. ось.
Рисунок 4 - Инвестиции в нефтегазовом комплексе: Источник: [1].
Уже сейчас в Китае, который является крупнейшим в мире потребителем энергетических ресурсов, чуть более 15% импортируемой нефти приходится на Россию (2-е место среди экспортеров) с объемом в 77,7 млн т. в 2019 году [9].
Кроме того, помимо экспорта нефти, благодаря строительству и вводу в конце 2019 г. в эксплуатацию магистрального газового трубопровода «Сила Сибири» у России появилась возможность активного наращивания собственного экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Так, между ПАО «Газпром» и «CNPC» уже был заключен контракт на поставку по магистральному газовому трубопроводу «Сила Сибири» природного газа в объемах порядка 38 млрд куб. м. ежегодно, сроком на 30 лет.
Мы считаем, что главным двигателем инноваций должны стать национальные инновационные проекты и рекомендуем продвигать такие задачи, как:
- понизить ставку банковских кредитов для компаний, занимающихся разработкой инновационных технологий;
- привлекать молодых ученых к участию в проектах по инновационному развитию ТЭК, а также стимулировать стажировками в крупнейших технологических компаниях в России и за рубежом;
- понизить ставку налогообложения на прибыль компаний, вкладывающих в инновации;
- создать преференции для предпринимателей малого бизнеса, занимающихся разработками в ТЭК, к примеру, освободить от аренды на новых территориях сроком- 5 лет;
- разрабатывать и реализовывать научно исследовательским университетам целевые программы в сфере инновационных технологий для дальнейшего их внедрения в систему;
- привлекать российских инвесторов вкладывать в научно-технологическую тематику;
- проводить прозрачный тендер проектов, предназначенных для обеспечения технологиями и оборудованием, которые предназначены для освоения шельфо-вых месторождений.
Вместе с тем, как отмечалось выше, единственно верным и успешным способом внедрения инновационных технологий и оборудования в условиях санкций, является их собственная разработка. Несмотря на введенные санкции, а также их негативное воздействие на энергетическую отрасль страны, как мы видим спустя практически шесть лет, они спровоцировали рост собственных разработок.
Также стоит отметить, что не только российские нефтегазовые компании пострадали от введения санкций. Так, значительное число проектов, которые были отменены или отложены в результате введения санкций, привели к тому, что компании, экспортирующие инновационные технологии, оборудование, а также участники совместных проектов, недополучили значительные объемы прибыли.
Подводя итог, хотелось бы особо выделить российские нефтегазовые компании, которые не только успешно адаптировались к внешнему воздействию, но и начали активную разработку инновационных технологий и оборудования, что уже сейчас привело к тому, что доля импорта зарубежных технологий и оборудования находится на уровне не более, чем 10%.
В ближайшем будущем ожидать улучшения геополитической обстановки нельзя, а значит ограничения против российских нефтегазовых компаний будут расширяться, и они должны продолжать адаптацию к функционированию в данных условиях.
Литература
1. 4 года санкций: экономические последствия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://binst.hse.ru/data/2018/10/01/1157524291/2018-09-27%20Баранова^ (дата обращения: 23.08.2020).
2. Вовченко В.В. Инновационная система России: современное состояние и перспективы развития. - 2007. - № 8. - С. 20-24.
3. Горбунова О. А. Воздействие санкций на функционирование российских компаний нефтегазового сектора на мировом рынке нефти и газа // Вестник евразийской науки. 2018. №2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-sanktsiy-na-funktsionirovanie-rossiyskih-kompaniy-neftegazovogo-sektora-na-mirovom-rynke-nefti-i-gaza (дата обращения: 04.09.2020).
4. Обзор санкционного режима США, ЕС и России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://danilovpartners.com/ru/publikacii/obzor-sankcionnogo-rezhima-ssha-es-i-rossii-2/ (дата обращения: 23.08.2020).
5. Томашпольский Л.М. Нефть и газ в мировом топливно-энергетическом балансе (1990-2000). - М.: Недра, 1968. - 263 с.
6. Топливно-энергетический комплекс России. Возможности и перспективы / Синяк Ю. В., Некрасов А. С., Воронина С. А., Семикашев В. В., Колпаков А. Ю. // Проблемы прогнозирования. - 2013. - № 1 (136). - С. 4-21.
7. Шраер А.В. Инновационный потенциал развития топливно-энергетического комплекса // Журнал правовых и экономических исследований. - 2011. - № 1. - С. 36-39.
8. Энергетической стратегии России на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р. - С. 22-24.
9. BP Statistical Review of World Energy 2020.
Impact of sanctions on the development of the oil and gas
sector of the Russian Federation Khalov Osman, Yudin D.A.
«Moscow aviation institute» (national research university), Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National Research University)
Since 2014, Russia has been under the influence of sanctions that have affected key sectors of the Russian economy, including the oil and gas sector. Restrictions affected long-term financing of oil and gas companies in Russia, obtaining foreign equipment and technologies, as well as the possibility of cooperation between Russian companies and foreign ones. The imposed
sanctions are constantly expanding and tightening, there is no certainty about the timing of their effect. The most painful for Russian oil and gas companies are financial sanctions that make it difficult to obtain financial resources on the international market. Also, the sanctions have a negative impact on those areas of production where the dependence on imported equipment and technologies is high. However, at the same time, they create the conditions necessary to reduce dependence on imported products, develop import substitution and develop their own equipment and technologies. Sectoral and corporate plans for import substitution have been developed, which are aimed at reducing the share of imports for certain types of equipment and technologies, which are priority for the development of the oil and gas sector. The article examines the features of the functioning of Russian oil and gas companies in the context of sanctions imposed by Western countries. It is noted that a promising direction for the development of the Russian oil and gas sector is the development of the Arctic shelf resources, which requires the most modern technologies and equipment. The prospects for cooperation of Russian companies with companies in the Asia-Pacific region and the possibility of import substitution in the oil and gas industry are also disclosed. Key words: oil and gas complex of Russia; Russian oil and gas companies; oil and gas resources; sanctions; import substitution; the international cooperation; energy strategy; export; import. References
1. 4 years of sanctions: economic consequences. [Electronic resource]. - Access mode: https://binst.hse.ru/data/2018/10/01/1157524291/2018-09-27%20Baranova.pdf (date accessed: 23.08.2020).
2. Vovchenko V.V. The innovation system of Russia: current state
and development prospects. - 2007. - No. 8. - S. 20-24.
3. Gorbunova OA The impact of sanctions on the functioning of
Russian companies in the oil and gas sector in the global oil and gas market // Bulletin of Eurasian Science. 2018. No. 2. [Electronic resource]. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/vozdeystvie-sanktsiy-na-funktsionirovanie-rossiyskih-kompaniy-neftegazovogo-sektora-na-mirovom-rynke-nefti-i-gaza (date of access: 04.09. ).
4. Review of the sanctions regime of the USA, EU and Russia.
[Electronic resource]. - Access mode: https://danilovpartners.com/ru/publikacii/obzor-sankcionnogo-rezhima-ssha-es-i-rossii-2/ (date of access: 23.08.2020).
5. Tomashpolsky L.M. Oil and gas in the world fuel and energy
balance (1990-2000). - M .: Nedra, 1968 .-- 263 p.
6. Fuel and energy complex of Russia. Opportunities and prospects
/ Sinyak Yu. V., Nekrasov A. S., Voronina S. A., Semikashev V. V., Kolpakov A. Yu. // Problems of forecasting. - 2013. - No. 1 (136). - S. 4-21.
7. Shrayer A.V. Innovative potential of the fuel and energy complex
development // Journal of Legal and Economic Research. -2011. - No. 1. - S. 36-39.
8. Energy Strategy of Russia for the period up to 2030, approved.
by order of the Government of the Russian Federation dated November 13, 2009 No. 1715-r. - S. 22-24.
9. BP Statistical Review of World Energy 2020.
X X О го А С.
X
го m
о
2 О
м о