ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
Промышленность
УДК 338.364 КРАСНИКОВ АЛЕКСАНДР ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика и внешнеэкономическая деятельность» ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»,
е-шаИ: [email protected]
НЕЧАЕВ АЛЕКСЕЙ ОЛЕГОВИЧ
магистрант 1 курса, направления «Экономика фирмы» ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», е-шаИ: [email protected]
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аннотация. Рассмотрены и проанализированы ключевые проблемы и пути их решения в области импортозамещения в реальном секторе российской экономики. Представлены перспективы развития нефтегазовой промышленности России в условиях западных санкций и несовершенной конкуренции. Предметом данной работы являются рассмотрение ключевых аспектов, связанных с импортозамещением сферы нефти и газа в России. В работе использованы методы статистической обработки данных, метод научных абстракций, анализ, синтез и системный подход. Область применения заключается в исследовании внешних признаков и внешних изменений импортозамещения, а также в фиксировании наблюдаемых внешних признаков объектов исследования Таким образом, определяя современные условия развития нефтегазовой отрасли, стоит заметить, что, даже будучи под давлением кризиса, российская нефтегазовая отрасль остается драйвером роста экономики страны. Для сохранения данной тенденции разработаны конкретные предложения: изменение организационно-экономических условий работы нефтяного комплекса, а также необходимость государства активно участвовать в геологоразведочных работах. Немаловажно создать сильную транспортную и перерабатывающую инфраструктуру, оказать дипломатическую и политическую поддержку для успешного ведения бизнеса нефтегазовых компаний России на международных рынках. Ключевые слова: импортозамещение, нефтегазовая отрасль, санкции, несовершенная конкуренция.
KRASNIKOVALEXANDER VYACHESLAVOVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of "Economics and International Business Activity'of FSAEI of HE "North Caucasian Federal University",
e-mail: [email protected]
NECHAEV ALEXEY OLEGOVICH
1st year Graduate Student, "Economics of the Company" course of study of FSAEI of HE
"North Caucasian Federal University", e-mail: [email protected]
INSTITUTIONAL IMPERATIVES OF SOLVING PROBLEMS OF IMPORT SUBSTITUTION IN THE REAL SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA
Красников А.В, Нечаев А.О.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ __ЭКОНОМИКИ РОССИИ _
Abstract. We have discussed and analyzed the key problems and ways to solve them in the area of import substitution in the real sector of Russian economy. We have provided prospects of development of oil and gas industry of Russia in the conditions of Western sanctions and imperfect competition. The subject of this study is discussing the key aspects connected with import substitution of the oil and gas industry in Russia. In this study we have used the methods of statistical data processing, a method of scientific abstractions, analysis, synthesis and a systemic approach. The area of application is in studying the external characteristics and external changes of import substitution, as well as registration of the observed external characteristics of the subjects of the study. Therefore, determining the modern conditions of development of the oil and gas industry it should be noted that even under the pressure of a crisis, Russian oil and gas industry stays as a driver of the growth of the economy of the country. In order to preserve this tendency we have developed specific suggestions: changing the organizational-economic conditions of work of the oil complex, as well as the need of the state to actively participate in geological surveyance work. It is quite important to create a strong transport and processing infrastructure, provide diplomatic and political support for successful business of oil and gas companies of Russia in international markets.
Keywords: import substitution, oil and gas industry, sanctions, imperfect competition.
В реальных экономических условиях практически невозможно встретить фирмы с совершенной конкуренцией, поскольку рынка, функционирующего по таким правилам, просто не существует. Невозможно в правовом поле искусственно повысить цены на товары, если на рынке наблюдается совершенная конкуренция. Например, на рынке совершенной конкуренции цены устанавливаются только рыночным путем и зависят от спроса и предложения. На ценообразование не должно влиять ни государство, ни отдельные продавцы или производители. Не должно быть никаких преград и барьеров для входа в рынок. К сожалению, в современных реалиях существование совершенной конкуренции практически невозможно [1].
Учитывая, что совершенная конкуренция - это абстракция, мы считаем актуальным говорить о широко известном в экономике термине «несовершенная конкуренция». В современных условиях он означает возможность отдельных производителей контролировать цены на продукцию, ими не производимую. Тем самым на рынке появляются привилегированные участники с большим преимуществом перед конкурентами.
Рынок несовершенной конкуренции - это рынок, на котором либо продавцы, либо покупатели могут существенно влиять на цены для получения выгоды. Ведущие отрасли, такие, как нефтегазовая, относятся к типу рыночных структур - олигополии. Огромный стартовый капитал, коммерческая тайна, необходимость соблюдения патентного и авторского права предельно ясно показывают, что барьеры для входа в данную отрасль достаточно высоки и о свободном вхождении в нее не может быть и речи. Тем не менее, если сравнивать с чистой монополией, например, на обработку алмазов компании «Де Бирс» или с добычей никеля компании «ИНКО», в нефтегазовой отрасли более свободная и открытая информация о деятельности фирм [2].
Рынок нефти и нефтепродуктов в России представлен преимущественно вертикально интегрированными нефтяными компаниями, осуществляющими деятельность по всей цепочке энергетического бизнеса - от добычи нефти до реализации нефтепродуктов. Динамично развиваясь, они остаются основными фигурами на нефтяном рынке страны, они занимают главенствующие позиции практически на всех рынках, существенно влияя как на функционирование, жизнеспособность и отраслевой уровень развития в общем, так и на условия среды для конкурентоспособности соответственных рынков товаров. Система, которой пользуются нефтяные компании - а именно, система, направленная на эксклюзивное внутрикорпоративное взаимодействие и трансфертное ценообразование. Кроме этого, они проводят вертикальную сбытовую (распределительную) деятельность на рынке, которая значительно сократила конкуренцию межфирменную и внутрикорпоративную и привела к значительному изменению структуры как общероссийского, так и большую часть всех рынков регионов.
Основная часть добычи нефти в РФ приходится именно на шесть крупнейших ВИНК: ОАО «Ростнефть» ОАО «Лукойл», «Сургутнефтегаз» «Газпром нефть», «Татнефть», «Башнефть».
Они и занимают около 80% рынка.
В последующие годы значительная часть маленьких компаний была поглощена более крупными, а в 2000-е гг. активы двух достаточно больших частных нефтяных компаний стали контролироваться государственными корпорациями: «Роснефть» приобрела активы компании «ЮКОС», а «Газпром» купил компанию «Сибнефть». Кроме того, в 2013 г. «Роснефть» приобрела нефтяную компанию «ТНК-ВР», а в 2014 г. была возвращена в государственную собственность компания «Башнефть» [6]. В результате доля государственных компаний в нефтяном секторе, которая в 1990-е гг. составляла лишь 16% общей добычи нефти, к 2014 г. значительно возросла и по предварительным расчетам составляет порядка 58% (табл.) [9,10].
Таблица
Доля государственных компаний в нефтедобыче в России в 2016 г.*
Компании Добыча нефти, млн т Доля в общей добыче нефти, %
«Роснефть» (включая ее долю в добыче других организаций) 200,5 38,0
«Газпром» и «Газпром нефть» (включая их долю в добыче других организаций) 60,6 11,6
«Татнефть» 26,5 5,0
«Башнефть» 17,9 3,4
Государственные компании, всего 305,5 58,0
*Рассчитано по: данным Министерства энергетики РФ; Федеральной службы государственной статистики.
Тем не менее в России действуют около 100 независимых малых и средних нефтедобывающих компаний, которые не входят в вертикально интегрированные холдинги и имеют лицензию на добычу нефти. Около 70% их выручки приходится на реализацию сырой нефти.
В виду введенных против нашей страны санкций, что само собой является нарушением конкуренции на мировом рынке, против отечественных предприятий особенно актуальным становится вопрос в условиях несовершенной конкуренции [3]. Поскольку нефтегазовый комплекс является мощным и конкурентоспособным комплексом России, он полностью обеспечивает потребности страны в газе, нефти и нефтепродуктах, который формирует внушительную долю ее консолидированного бюджета и валютных поступлений, таким образом, прослеживается сильная зависимость платежного баланса страны и поддержания курса рубля от результатов его работы. Отрасли нефтегазового комплекса занимают лидирующие позиции в экономике нашей страны. Россия является обладателем одного из крупнейших запасов нефти и газа во всем мире. Более 23% запасов природного газа и около 6% мировых разведанных запасов нефти расположены на территории Российской Федерации.
Необходимо заметить, что также Россия является обладателем большого углеводородного потенциала, благодаря которому стало возможно воплотить в жизнь прогнозы добычи нефти и газа до 2030 г., однако условия минерально-сырьевой базы нефти характеризуется снижением текущих разведанных запасов и низкими темпами их воспроизводства [4]. Таким образом, проанализировав состояние минерально-сырьевой базы нефти в России, стало известно, что почти во всех нефтедобывающих регионах недостаточно промышленных запасов нефти, чтобы поддерживать высокий уровень добычи даже на ближайшие 10-15 лет. Запасов нефти в России хватит примерно на 20-21 год. Для поддержания необходимого уровня добычи нефти к 2030 г. выше 420 млн т. в год понадобится прирастить не меньше, чем 12,5 млрд т. новых запасов, из которых 4,0 млрд т. на открытых месторождениях за счет повышения коэффициента извлечения нефти. Поэтому необходимо как можно быстрее справиться с заданием перевезти огромный нефтегазовый потенциал страны в активные запасы нефти и газа и постепенно внедрять их в разработку. Однако аналитики корпорации British Petroleum прогнозируют, что в России запасов природного газа приблизительно хватит на 76 лет [4]. Сегодня запасы природного газа располагаются на 837 месторождениях. Значительная часть запасов (96,4%) расположена в 134 месторождениях, которые по размерам больше 30 млрд м3. Конкретно эти за-
Красников А.В, Нечаев А.О.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ __ЭКОНОМИКИ РОССИИ _
пасы и обеспечивают пока 98,6% добычи газа в России.
Стоит заметить, что одной из важных проблем в отрасли нефти и газа считается тот факт, что месторождения нефти, о которых уже известно, становится меньше, что еще хуже, выработка их большинства в скором времени дойдет до своего максимума. В чем причина столкновения нефтяной промышленности с такой проблемой? Их может быть несколько, самая главная из них заключена в недостатке финансирования геологической разведки новых месторождений. Ситуация становится еще хуже, благодаря тому, что ресурсы месторождений, где осуществление добычи довольно легкое, практически выработаны.
Беря в учет невысокий уровень подтверждения самых разных прогнозов касательно запасов месторождений с высокими издержками освоения на территории РФ, необходимо отметить, что общая насыщенность ресурсами нефти в России не является безоблачной. Наиболее актуальным примером положительных последствий несовершенной конкуренции является проводимая Россией политика импортозамещения [5].
Российская Федерация в 2017 ведет активный курс на импортозамещение в нефтяной отрасли, поскольку негативная динамика мировых цен на нефть, действующие западных финансовые и технологические санкции, направленные конкретно на нефтяной сектор России, нарушили привычный инвестиционный механизм в нефтегазовой отрасли и ограничили технологические возможности развития страны. А это означает, что отрасли в развитии своего инвестиционного потенциала придется рассчитывать только на собственные силы и средства, хотя их объем уменьшается с понижением мировых цен на нефть.
Низкая стоимость нефти влияет с негативной стороны на перспективы поддержки государством новых проектов, а также создает риск для условия сохранения невысокой мировой цены на нефть в среднесрочной перспективе, дополнительного увеличения нагрузки налогов на отрасль. А как следствие, в нефтяной отрасли России будут неизбежно падать инвестиции и пересматриваться средне- и долгосрочные планы развития, как на уровне отрасли, так и на уровне отдельных нефтяных компаний [7]. Тем не менее, если не учитывать все проблемы, России смогла добиться успеха в области реализации программ импортозамещения в нефтегазовой отрасли. Хорошим примером является уменьшение зависимости от импортных катализаторов, которые несколько лет назад были подавляющими. За несколько лет доля импортных катализаторов в нефтепереработке сократилась почти в 2 раза. Если два года назад в процентном эквиваленте доля импортных катализаторов в нефтепереработке была 62,5%, то по итогам 2018 г. их доля должна снизиться до 37%, поскольку сейчас успешно реализуются многие другие проекты в области импортозамещения в нефтегазовой сфере. Так, «Транснефть» в г. Челябинск начала выпускать отечественные магистральные и подпорные насосы и шиберные задвижки. В г. Великие Луки разрабатывается российская система по контролю за качеством нефти. А на 2019 г. запланировано обеспечение нефтедобычи для российских роторно-управляемых систем, которые в данный момент создаются на трех российских предприятиях в Уфе и Санкт-Петербурге.
В общем, для участников рынка ситуация становится все более понятной. Это означает, что в ближайшем будущем у России будет устойчивые условия для плодотворного развития. Тем не менее российские компании находятся в условиях, когда конкуренция охватывает одновременно и восточные и западные рынки, и в этих условиях необходимо уметь контролировать издержки и научиться их снижать. Это поможет российским игрокам оставаться конкурентоспособными. Жизненно важно создать концепцию для разработки и создания понятных условий конкуренции для предприятий среднего и малого бизнеса, работающих в нефтегазовом секторе. Предлагается сократить избыточное присутствие государства, продумать антимонопольную политику для поддержки средних и малых энергетических предприятий, так как благодаря этим необходимым базовым условиям становится возможным формирование конкуренции и развитие среднего и малого бизнеса в нефтегазовом секторе страны [8].
Что станет толчком для обеспечения устойчивого функционирования нефтегазового комплекса, реализации долгосрочных планов и целей по развитию экономики нашей страны и усилит геополитические и экономические позиции России в мире? Необходимо изменить организационно-экономические условия работы нефтяного комплекса, государству нужно активно участвовать в геологоразведочных работах, также важно создать сильную транспорт-
ную и перерабатывающую инфраструктуры, оказать дипломатическую и политическую поддержку для успешного ведения бизнеса нефтегазовых компаний России на международных рынках. Таким образом, определяя современные условия развития нефтегазовой отрасли, стоит заметить, что, даже будучи под давлением кризиса, российская нефтегазовая отрасль остается драйвером роста экономики страны, а соответственно, необходимо принятие мер для снижения рисков и сформировать устойчивую стратегию. Иными словами, планы по импортоза-мещению в нефтегазовой отрасли требуют и масштабных инвестиций, и значительных мер по экономической мотивации этого процесса.
Литература
1. Балайдина, В. С., Михайленко, А. М. Монополизм и конкуренция в России. -М. : Аудиториум, 2015. С. 32-33.
2. Бобылев, Ю. Н. Развитие нефтяного сектора в России //Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 63-105.
3. Бушуев, В. В. Мировой нефтегазовый рынок : инновационные тенденции : монография / В.В. Бушуев. - М. : Энергия, 2014. С. 96-104.
4. Демин, Е. А. Неразрушающий контроль технических устройств нефтегазовых объектов: учеб. пособие /Е.А. Демин. - М. : Национальный институт нефти и газа, 2013.
5. Дунаев, В. Ф., Шпаков, В. Д., Епифанова, Н. П., Лындин, В. Н. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности : учебник ; под ред. В. Ф. Дунаева. - М. : Изд. «Нефть и газ» РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. 2016.
6. Жаркова-Джорджевич, А. В. Импортозамещающее оборудование у нас практически не производится / А. В. Жаркова-Джорджевич // Информационно-аналитический портал «Нефть России». - URL : www. kaznu. kz/ru/3578/news/one/4314.
7. Завьянов, Л., Демидов, Д. Формула успеха. Маркетинг : сто вопросов - сто ответов, как действовать на внешнем рынке. - М., 2013. С. 234-242.
8. Инвестиционный форум «Россия зовет!» - 2014. Импортозамещение в различных отраслях // РИА Новости. - URL : http://ria.ru/ec0n0my/20i4i002/i0266i93i5.html.
9. Красников, А. В. О необходимости импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России // Материалы VII международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», секция «Экономические науки». - North Charleston, SC, USA, 2016. С. 161-164.
10. Красников, А. В., Нечаев, А. О. Анализ импортозамещения в нефтегазовой отрасли России : проблемы и перспективы // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. №2 (22). С. 54-58.
11. Крюков, В. А. Нефтегазовый сектор : институциональная система требует «перезагрузки» / В.А. Крюков. - М. : Книга по Требованию, 2016.
12. Нуреев, Р. М. Курс микроэкономики : учебник для вузов. - 2-е изд., изм. - М. : НОРМА, 2013. С. 136142.
13. Пронина, Н. Н., Оганезова, Д. И., Усенкова, О. В. Реальность импортозамещения в России //Вестник Пензенского гос. ун-та. 2016. Вып. № 3 (11). С. 56-62.
14. Рашева, Н. Ю. Организационные и правовые проблемы импортозамещения в топливно-энергетическом комплексе России //Нефтяное хозяйство. 2015. № 5. С. 22-25.
15. Силин, А. Н. Нефтегазовый Север. Социальная ситуация и технологии ее регулирования : монография / А.Н. Силин. - М. : ИНФРА-М, 2014.
16. Министерство энергетики РФ [Электронный ресурс]. - URL : minenergo.gov.ru.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронныйресурс] - URL : gks.ru.
18. Greene, D. L. and Plotkin, S. E. Reducing Greenhouse Gas Emissions from U.S. Transportation. - URL : http://www.pewclimate. org/publications/reducing-ghg-emissions-fromtransportation. - Washington, D. C. : Pew Center for Global Climate Change, 2011.
19. Weiss, D. J. and Lyon, S. Powering an Oil Reform Agenda : Congress and the White House Must Drive Together. - URL : http://www.americanprogress.org/issues/2010/06/powering_oil_reform.html. - Washington, D.C. : Center for American Progress, 2010a.
20. U.S. Energy Information Administration. Annual Energy Outlook 2009: With Projections to 2030. - Washington, D.C. : US Department of Energy, 2010. - URL : http://www.eia. doe.gov/oiaf/archive/aeo09/index.html.
References:
1. Balaidina, V. S., Mikhailenko, A. M. In the monopolist's consent and Russia. - Moscow: Auditorium, 2015. P. 32-33.
2. Bobylev, Yu. N. Development of the oil sector in Russia / / economic Issues. 2015. No. 6. P. 63-105.
3. Bushuev, V. V. World oil and gas market: trends of innovations: monograph / V. V. Bushuev. - M.: Energy, 2014. P. 96-104.
4. Demi, EA non-Destructive testing of technical devices neftegaz objects: studies. manual / EA demi. - M.: national Institute of oil and gas, 2013.
5. Dunaev, V. F., Shpakov, V. D., Epifanova, N. P., Lindin, V. N. The Economics of Nafta and gaza industry : the textbook under red. VF Dna. - M.: Ed. Oil and gas'RG oil and gas. I. M. Hub. 2016.
6. Zharkova-Djordjevic, A. V. import-substituting equipment we have produced virtually no /AVRK-Jorge // Information-analytical portal Oil of Russia."- URL : www.kaznu.kz/ru/3578/news/one/4314.
7. Zavyalov, L., Demidov, D. the Formula for success. Marketing: one hundred questions-one hundred answers, how to act in the foreign market. - M., 2013. P. 234-242.
Красников А.В, Нечаев А.О.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИМПЕРАТИВЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
8. Invasion forum "Russia South!For 2014. Importation in various industries / / RIA Novosti. - URL : http:// ria.ru/ec0n0my/20i4i002/i0266i93i5.html.
9. Krasnikov, A. V. on the need to import fuel and energy complex of Russia / / Materials VII-I international scientific and practical conference Fundamental and excludes science today" section Economic Sciences" -North Charleston, SC, USA, 2016. P. 161-164.
10. Krasnikov, A. V. Nechaev, A. O. analysis of import to oil and gas industry of Russia: problems and prospects // vest of the North Caucasus humanitarian Institute. №2 (22). P. 54-58.
11. Kryukov, V. A. oil and gas sector : the institutional system needs to "eboot"/ V. A. KR. - M.: Book on Demand, 2016.
12. Nureyev, R. M. course Microeconomics: textbook for universities. - 2nd ed., ISM. - M.: NORM, 2013. P. 136-142.
13. Pronina, N. N., Oganezov, D. I., Penkova, O. V. the Reality of import in Russia / / vest Penny gas. un-TA. 2016. Issue. No. 3 (11). P. 56-62.
14. Rasheva, N. Yu. Organizations and legal problems of import into the fuel and energy complex of Russia // Nafta economy. 2015. No. 5. P. 22-25.
15. Silin, A. N. Oil And Gas North. Social situation and technologies of its regulation : monograph / A. N. C. -M. : INFRA-M, 2014.
16. Ministry of energy of the Russian Federation [Electronic resource]. - URL : minenergo.gov.ru.
17. Federal state statistics service [Electronic resource] - URL : gks.ru Oh?
18. Greene D. L. and Plotkin, S.E., reducing greenhouse gas emissions from U.S. transportation. - URL : http://www.pewclimate.org/publications/reducing-ghg-emissions-fromtransportation Oh? - Washington, DC: Pew Center for global climate change, 2011.
19. Weiss, D. J. and Lyon, S. inclusion of the oil reform agenda: Congress and the White house must move together. - URL : http://www.americanprogress.org/issues/2010/06/powering_oil_reform.html Oh? - Washington, DC: Center for American progress, 2010a.
20. U.S. energy information administration. Annual Energy Outlook for 2009: with projections to 2030. Washington, DC: U.S. Department of energy, 2010. - URL : http://www.EIA. doe.gov/oiaf/archive/aeo09/index.html.