Научная статья на тему 'Анализ влияния санкций в сфере энергетики и проблем импортозамещения в РФ в условиях экономического кризиса'

Анализ влияния санкций в сфере энергетики и проблем импортозамещения в РФ в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5760
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИЗИС / АНАЛИЗ / ЭКОНОМИКА / САНКЦИИ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / CRISIS / ANALYSIS / ECONOMICS / SANCTIONS / IMPORT SUBSTITUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тётушкин В. А.

Предмет. Предметом исследования являются санкции, введенные против Российской Федерации. Цели. Анализ содержания санкций и связанных с ними проблем импортозамещения в РФ. Объединение разрозненных фрагментов с данными, содержащимися в открытых источниках информации, для получения информации, позволяющей лучше понять взаимозависимости между секторальными санкциями и процессами импортозамещения в РФ. Методология. В работе с помощью системного и статистического методов проанализированы аспекты влияния кризиса и введения санкций на процессы импортозамещения в России в 2014-2016 гг. Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие экономические и финансовые показатели введения программы импортозамещения в РФ. Выявлены возможные тенденции в анализируемой сфере. Область применения результатов. Область применения результатов охватывает научные дисциплины экономических вузов. В качестве рекомендаций могут быть использованы в работе финансовых и иных предприятий и организаций (энергетических и нефтегазовых компаний, Минэнерго России, Минпромторга РФ, сервисных компаний). Выводы. Импортозамещение долгий, сложный и противоречивый процесс. Кроме обеспечения финансового суверенитета, что является приоритетной задачей политики любого государства, замещение импорта может оказаться неоправданным. Для того чтобы предложить рынку и потребителям продукцию, не уступающую импортной ни в ценовом аспекте, ни по качеству, в стране должны быть созданы условия для эффективного функционирования и развития человеческого, инвестиционного, научного и производственного потенциалов. Наблюдаемое в последнее время замедление темпов роста импорта в Россию, в том числе связанное и c ответными экономическими санкциями, является результатом целевой экономической политики государства по поддержке российских товаропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzing an impact of sanctions in energy and import substitution issues in the Russian Federation during the economic crisis

Importance The article discusses sanctions imposed against the Russian Federation. Objectives I analyze the substance of sanctions and respective import substitution matters in the Russian Federation. The article combines fragmented data in public sources so to make up the information that would provide a better understanding of the nexus between sectoral sanctions and import substitution processes in the Russian Federation. Methods Using systems and statistical methods, I analyzed aspects of the crisis and sanctions on import substitution processes in Russia within 2014-2016. Results The article presents analytical information on economic and financial indicators of the import substitution program in the Russian Federation. Conclusions and Relevance To provide the market and consumers with products that would be competitive with imported ones in terms of price and quality, the country should create conditions for effective performance and development of human, investment, scientific and production capabilities. As seen in Russia for the recent time, the import decline results from special-purpose economic policies of the State to support the Russian producers of goods. The results can be applicable to scientific disciplines of economic universities. They also can be used as guidelines for financial and other institutions.

Текст научной работы на тему «Анализ влияния санкций в сфере энергетики и проблем импортозамещения в РФ в условиях экономического кризиса»

ISSN 2311-875X (Online) Экономическая политика государства

ISSN 2073-2872 (Print)

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ САНКЦИЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ И ПРОБЛЕМ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В РФ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Владимир Александрович ТЁТУШКИН

кандидат технических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества, Тамбовский государственный технический университет, Тамбов, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 03.08.2016 Принята в доработанном виде 16.09.2016

Одобрена 05.10.2016 УДК 338.1

JEL: Е32, F52, G38, L95, М31

Ключевые слова: кризис, анализ, экономика, санкции, импортозамещение

Аннотация

Предмет. Предметом исследования являются санкции, введенные против Российской Федерации.

Цели. Анализ содержания санкций и связанных с ними проблем импортозамещения в РФ. Объединение разрозненных фрагментов с данными, содержащимися в открытых источниках информации, для получения информации, позволяющей лучше понять взаимозависимости между секторальными санкциями и процессами импортозамещения в РФ. Методология. В работе с помощью системного и статистического методов проанализированы аспекты влияния кризиса и введения санкций на процессы импортозамещения в России в 2014-2016 гг.

Результаты. Представлены аналитические данные, отражающие экономические и финансовые показатели введения программы импортозамещения в РФ. Выявлены возможные тенденции в анализируемой сфере.

Область применения результатов. Область применения результатов охватывает научные дисциплины экономических вузов. В качестве рекомендаций могут быть использованы в работе финансовых и иных предприятий и организаций (энергетических и нефтегазовых компаний, Минэнерго России, Минпромторга РФ, сервисных компаний). Выводы. Импортозамещение - долгий, сложный и противоречивый процесс. Кроме обеспечения финансового суверенитета, что является приоритетной задачей политики любого государства, замещение импорта может оказаться неоправданным. Для того чтобы предложить рынку и потребителям продукцию, не уступающую импортной ни в ценовом аспекте, ни по качеству, в стране должны быть созданы условия для эффективного функционирования и развития человеческого, инвестиционного, научного и производственного потенциалов. Наблюдаемое в последнее время замедление темпов роста импорта в Россию, в том числе связанное и с ответными экономическими санкциями, является результатом целевой экономической политики государства по поддержке российских товаропроизводителей.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Введение. Актуальность исследования

На сегодняшний день одной из важнейших составляющих стратегий развития в сфере производства в России являются процессы, связанные с импортозамещением. Данные процессы важны в следующих аспектах: экономическом, технологическом и как средство обеспечения продовольственной безопасности страны. В России политика импортозамещения наиболее актуальна на современном этапе развития экономических и политических отношений. После того как в августе 2014 г. РФ ввела ответные санкции странам Запада, запрещающие ввоз продовольственных товаров, у российских товаропроизводителей появилась возможность развиваться и нормально функционировать на отечественном рынке.

производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Таким образом, при осуществлении политики импортозамещения государство преследует цель повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. При этом подразумевается модернизация производства и увеличение его эффективности, повышение качества производимых товаров, развитие инноваций в различных областях. Это весьма актуально для нашей страны, так как уровень производственных отраслей в РФ значительно отстает от уровня государств, с которыми мы взаимодействуем.

При правильном построении и поэтапном развитии политики импортозамещения можно достичь следующих значительных успехов в экономике:

Импортозамещение - это экономическая — снижения уровня безработицы благодаря росту стратегия, проводимая государством и занятости населения и, как следствие, направленная на защиту внутреннего повышения уровня жизни;

— прогресса в научной сфере и технических достижениях, а отсюда - повышения уровня образования;

— достижения и укрепления экономической и продовольственной безопасности страны благодаря развитию собственного производства;

— стимулирования спроса на товары внутреннего производства (местных производителей), что, в свою очередь, послужит стимулом для расширения производственных мощностей и развития экономики страны в целом;

— сохранения валютной выручки внутри страны и, как следствие, роста валютных резервов и улучшения торгового баланса страны.

Можно с уверенностью сказать, что в российской экономике, как до введения экономических санкций, так и сегодня, существует недопустимая зависимость от импорта и сырьевой конъюнктуры, что, безусловно, подрывает национальную безопасность. Понятия «импортозамещение» и «национальная безопасность» теснейшим образом взаимосвязаны. Под импортозамещением понимается уменьшение или прекращение импорта определенных товаров посредством производства в стране таких же или аналогичных продуктов, тогда как экономическая безопасность - это состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. При решении проблемы импортозамещения необходим комплексный подход, учитывающий уровень развития российской экономики, качество и конкурентоспособность отечественной продукции, уровень инновационного развития предприятий реального сектора экономики, другие факторы и особенности России.

Проведем анализ источников по исследуемой тематике. В работе [1] анализируется кадровая политика России в сложившихся экономических условиях санкций и импортозамещения. Отмечено, что на фоне драматических геополитических трансформаций, мирового финансового кризиса, критического для национальной экономики падения нефтяных цен, в условиях всевозможных объявленных со стороны более развитых в технологической сфере стран санкций перед Россией стоит сложнейшая задача обеспечения национальной безопасности страны. Для этого необходимо в сжатые сроки

http://fin-izdat.r

произвести масштабную модернизацию инфраструктуры, включая промышленные производства, энергетику, транспорт, жилищную сферу. В то же время развитие производительных сил без науки и технологических инноваций невозможно.

В другой работе1 анализируется глобальный характер международных энергетических проблем, все большая их политизация, а также сложившееся положение российского топливно-энергетического комплекса в системе мировой энергетики. Кроме того, энергетический фактор рассматривается как ключевое направление российской внешней политики, а Европа - как один из ключевых партнеров России в данной сфере. Статья [2] посвящена актуальным вопросам взаимоотношений России, США и стран ЕС в сфере энергетики. Рассматривается влияние экономических санкций со стороны ряда государств на российскую нефтегазовую отрасль. Исследуются процессы инвестиционного сотрудничества, а также реализации совместных проектов в данной отрасли; в заключение автором выявляется степень экономических потерь в случае дальнейшего ужесточения экономических санкций.

В статье [3] рассматривается депрессивное состояние мирового рынка энергоресурсов, в котором (после ряда лет относительного равновесия) с середины 2014 г. он оказался под воздействием разноплановых факторов, имеющих политический, экономический, технический, социальный характер. На фоне технического прогресса, позволившего более экономно расходовать топливо, наращивать добычу и транспортировку углеводородов, а также расширять использование возобновляемых источников энергии, США, опираясь на добычу сланцевых нефти и газа, взяли курс на повышение энергетической самообеспеченности (снизив за последние пять лет зависимость от внешних рынков с 24 до 13%). Страны ЕС последовательно развивали сферу возобновляемых источников энергии (ВИЭ), доля которых в расходной части энергобаланса Евросоюза достигла 7,5%. В то же время вмешательство США в военно-политическую обстановку на Ближнем Востоке, а главное - инициированная ими антироссийская война «санкций», нарушили взаимовыгодные экономические отношения, основанные на международном торговом праве. В области

1 Абгарян Р.Э., Ильина В.А. Взаимоотношения России со странами Европы в сфере энергетики // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. 2015. № 4. С. 2.

>ита1/пайопа1/ 95

энергетики ущерб мировому рынку особенно нагляден. Так, за последние пять лет ежегодные темпы прироста энергопотребления замедлились с 2,4 до 0,9%, цены на нефть снизились более чем втрое (со 110 долл. США/барр. до менее 30 долл. США/барр.), традиционные товаропотоки деформировались, реализация ряда рациональных международных и национальных проектов была отложена.

Статья [4] посвящена анализу введения экономических санкций в отношении России и их последствий, прежде всего экономических потерь для отечественной и западной экономик. Приведены основные показатели внешнеторгового оборота между ЕС и РФ; раскрыты особенности введения экономического эмбарго для некоторых стран - членов еврозоны в части неравномерного распределения санкционного бремени; обозначены ответные действия российского государства на санкционные меры - контрсанкции. Рассмотрены основные различия между США и ЕС в сферах применения антироссийских санкций. Во-первых, преследование разных целей: санкции ЕС сфокусированы в основном на ситуации в Восточной Украине, а главная цель США -подорвать авторитет российского президента. Во-вторых, санкции обладают разными характеристиками - для ЕС они носят обратимый характер, то есть будут отменены при условии изменения политики РФ в отношении Восточной Украины, а для США - носят необратимый характер и направлены на ослабление позиций России на мировой арене. В-третьих, санкции Евросоюза нацелены, главным образом, на российские торговлю, капитал и отдельных граждан, в то время как американские цели затрагивают сферы энергетики и финансов и направлены на дестабилизацию экономической ситуации в РФ. В-четвертых, санкционный список мер должен быть одобрен всеми 28 государствами - членами ЕС, тогда как США принимают решение единолично. При этом Минпромторг России в соответствии с поручением Президента РФ по дополнительным мерам стимулирования экономического роста разработал и внес в Правительство РФ проект плана мероприятий по содействию импортозамещению. Он включает комплекс мероприятий, направленных на увеличение доли отечественной продукции по всем ключевым секторам обрабатывающей промышленности [5]. Отдельно импортозамещение рассматривается как ответный шаг на санкции в нефтегазовом комплексе России2.

2 Долгих А.В., Федотова К.А. Импортозамещение как ответный шаг на санкции в нефтегазовом комплексе России

Импортозамещение в условиях обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки в России все чаще упоминается в качестве одного из приоритетных направлений государственной экономической политики. При этом, к сожалению, само это понятие не имеет достаточно четкого определения, что порождает противоречия при реализации стратегии и политики импортозамещения [6]. Авторы работы [7] рассматривают терминологические основы понятия «импортозамещение» как основного вектора развития переходной экономики России в условиях активных геополитических изменений и экономических санкций, а также формулируют структуру методологического применения импортозамещения. В статье [8] приводится анализ импортозамещения в северных регионах в условиях санкций. Анализируются динамика и структура импорта в России после введения экономических санкций и резкого падения курса национальной валюты; рассматривается влияние экономических санкций на развитие отдельных отраслей экономики; анализируются возможности и механизмы нейтрализации экономических

" 3

санкций через импортозамещение . Импортозамещение рассматривается как важнейший фактор развития реального сектора российской экономики, обеспечивающий экономическую безопасность страны.

В ряде работ4 [9, 10] рассматриваются итоги первого года импортозамещения в условиях санкций, история вопроса и современное состояние проблемы санкций, обсуждается ряд мер по формированию механизмов импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве. В работе [11] предлагаются возможные ответы на сегодняшние вызовы нашей экономике (кризис и санкции со стороны США и ЕС), в частности, импортозамещение и активизация внешнеэкономической деятельности (диверсификация экономики). Рассмотрены направления развития и стабилизации экономики России в условиях внешних экономических согласований и внутренних бюджетных проблем5.

// Вестник научных конференций. 2016. № 3-4. С. 47-50.

3 Дейнека Л.Н., Бондаренко Д. Импортозамещение как механизм нейтрализации политико-экономических санкций против России // Теория и практика современной науки. 2015. № 6. С. 1455-1457.

4 Титов А.В. Импортозамещение в условиях действия международных финансово-экономических санкций: история и современное состояние вопроса // Экономические науки в России и за рубежом. 2014. № XV. С. 52-55.

5 Rulinskaya A. Factors of economic stability of Russia in conditions of sanctions // Бюллетень науки и практики. 2016. № 5. С. 354-358.

Анализируются последствия введения согласований и возможности экономического роста: инвестиционный рост, формирование Азиатского вектора международных отношений и поддержки отечественного производства.

Показано6, что импортозамещение - это сложная система, комплекс мер, направленных на создание благоприятных условий для развития внутреннего производства. Развитие научного и производственного потенциала отечественных производителей невозможно без всесторонней поддержки государства. Авторами представлены меры, предпринимаемые государством для формирования благоприятствующего развитию внутреннего производства фона. В статье [12] анализируются негативные явления в российской экономике (падение темпов роста ВВП, недоступность кредитов, повышение темпов роста цен, снижение реальных доходов населения). Среди основных обусловливающих их внешнеэкономических факторов отмечаются снижение цен на нефть и санкции Запада. В качестве средств вывода из кризиса предлагаются реиндустриализация и

импортозамещение путем воссоздания комплекса ключевых отраслей на отечественной элементной базе и грамотного расходования валюты [13].

Анализ статистической информации в энергетической сфере РФ в связи с санкциями

По мнению Л. Григорьева7, в мировой и российской энергетике имеется ряд проблем: падение цен на нефть в отсутствие действий картеля, научно-технический прогресс в ТЭК, политизация энергетики, в частности, санкции против России, которые интенсивно обсуждаются и влияют на решения компаний во многих секторах экономики. Зависимость российского ТЭК от импорта оборудования имеет исторические причины: после раздела комплекса в середине 1990-х гг. появилась возможность закупать современные технологии на уровне частных компаний. Произошел переход на услуги сервисных компаний с образованием нового симбиоза производителей и поставщиков. Этому способствовали два ключевых фактора: раздельная приватизация предприятий добывающего сектора,

6 ФилипповаИ.А., Красильникова Е.Э. Влияние политики импортозамещения на обеспечение независимости национальной экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 6. С. 86-96.

7 Григорьев Л., Гимади В., Курдин А., Мишина О. Секторальные санкции: год спустя // Бюллетень Аналитического центра при Правительстве РФ. 2015. Вып. 27.

http://fin-izdat.

разведки, и переработки, а также отсутствие какой-либо промышленной политики в этой сфере. Новые технологии в добыче позволили России обеспечить поставки в начале 2000-х гг., что задержало общий подъем цен на нефть. Теперь же приходится создавать мощности по импортозамещению. Работа эта дорогая и небыстрая, но может дать сильный толчок модернизации. Ключевые страны - экспортеры нефти и газа в Персидском заливе также испытывают проблемы с модернизацией экономики; их стратегии большой роли не сыграли. Сегодня необходимость диверсификации ясна, и это требует не только политической воли и денег, но и квалифицированной рабочей силы, управления и т.п.

Санкции ударили и по западным компаниям на российском рынке - дело не только в текущих убытках, но и в отрицательном вкладе в мировой рост. Они вызвали скачок политических рисков во всех сферах, особенно в инвестициях в энергетике. Раньше надо было страховаться от стандартных рисков, теперь от «политической

неопределенности». Это видно в сфере торговли электроэнергией, где у России огромные возможности, но необходимы вложения в физическую инфраструктуру, устойчивость политических отношений, координация планов производителей и потребителей. Так, в июле 2015 г. добыча нефти в России составила 45 млн т (+2,5% к июлю 2014 г.), экспорт - 19,6 млн т (+6,9%), переработка - 25,2 млн т (+2,3%). За 7 мес. 2015 г. по сравнению с 2014 г. добыча и экспорт нефти выросли на 1,3 и 6,9% соответственно, а переработка снизилась на 0,4%. Июль стал первым месяцем в 2015 г. с ростом добычи газа в годовом счете - прирост составил 4,7% к июлю 2014 г. Экспорт природного газа в июне также впервые в 2015 г. вырос (+2,3%) к 2014 г., однако в целом за январь-июнь 2015 г. объем экспорта упал на 12,2% (табл. 1, 2, рис. 1, 2).

В августе 2015 г. розничные цены на моторное топливо в среднем по России довольно сильно выросли. За период с 20 июля по 17 августа повысились цены на бензины АИ-92 (+54 коп.) и АИ-95 (+51 коп.), а также на дизтопливо (+8 коп.). Сильнее всего за данный период цены выросли в Якутске (+1,7 руб. на АИ-92 и +1,5 руб. на АИ-95) и Омске (+1,3 руб. на АИ-92 и АИ-95) (рис. 3).

Производство и потребление электроэнергии в России в июле 2015 г. выросли на 1,2 и 0,9% соответственно к уровню 2014 г. (рис. 4).

>ита1/пайопа1/ 97

В августе 2015 г. цена нефти марки Brent опустилась к январскому минимуму, а цена нефти марки WTI обновила минимальное значение за последние 6 лет. Причинами снижения цен явились девальвация юаня, рост запасов нефти в США в середине августа и растущий уровень добычи в странах ОПЕК, достигнувший максимума за 3 года (рис. 5).

В августе 2015 г. опотовые цены на природный газ в Европе перешли к снижению, аналогичная тенденция прослеживается на рынке электроэнергии. Во многом это объясняется окончанием периода аномально жаркой погоды и ожиданием роста генерации электроэнергии на базе ВИЭ. Из-за слабого спроса на газ в Японии и низких цен на нефть под «давлением» находятся цены на СПГ в Азии. На мировом рынке угля также продолжает наблюдаться снижение цен из-за избытка предложений. В августе 2015 г. МЭА улучшило прогноз мирового спроса на нефть до 94,2 млн барр./день, что на 1,6 млн барр./день больше фактического показателя 2014 г. При этом прогноз прироста предложения нефти со стороны стран, не входящих в ОПЕК, в 2015 г. составляет 1,1 млн барр./день (рис. 6, 7).

Анализ санкций против нефтегазовой сферы России и курса на импортозамещение

С момента ввода санкций против нефтегазовой отрасли России прошло более двух лет, но однозначно оценить их влияние пока еще сложно. С одной стороны, виден прямой негативный эффект, заключающийся в заморозке проектов с участием иностранных компаний в таких сферах, как разработка трудноизвлекаемой нефти и нефти арктического и глубоководного шельфа. С другой стороны, введенные санкции дали дополнительный импульс к установке приоритетов по импортозамещению в России: были приняты различные планы мероприятий по импортозамещению, в том числе в отрасли нефтегазового машиностроения, энергетического машиностроения, нефтехимии и

нефтепереработки. Работа в данном направлении только началась, ощутимых результатов пока нет. Однако достижение поставленных целей позволит российской нефтегазовой отрасли снизить импортозависимость и расширить спектр выпускаемого отечественного оборудования и услуг в данном секторе8.

Введенные в 2014 г. санкции со стороны ряда стран (прежде всего США и ЕС) против нефтегазовой отрасли России, которые состоят

8 Там же.

8 http://fin-izdat.

в запрете на поставки в Россию товаров, услуг и технологий для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и в сланцевых пластах, а также в ограничении финансирования нефтегазовых компаний, поставили под угрозу устойчивое развитие отрасли в долгосрочном периоде. В целях снижения зависимости по оборудованию и услугам в нефтегазовой отрасли в России была запущена политика импортозамещения, целью которой является снижение импортной составляющей по наиболее важным направлениям. Реакцией на ограничение в финансировании компаний (долгосрочные займы и кредиты) стал «поворот на Восток» - теперь нефтегазовые компании начали искать финансирование и партнеров по проектам в Китае, Индии и других странах, не применивших санкции против России.

В 2014-2015 гг. санкции не повлияли на основные показатели нефтегазовой отрасли России. В 2014 г. добыча нефти составила 526,3 млн т, что на 0,5% выше уровня 2013 г., а за первую половину 2015 г. добыча превзошла аналогичные показатели 2014 и 2013 гг. на 1,1 и 2% соответственно. Это объясняется долгосрочным характером

инвестиций в отрасли и отсутствием значительных запасов добываемой нефти. При этом необходимо иметь в виду, что в долгосрочном периоде обеспечение устойчивых объемов добычи нефти планируется за счет ввода в оборот трудноизвлекаемых запасов нефти и запасов на шельфе. В случае отсутствия отечественных разработок и сохранения санкций по этим категориям нефтяных запасов возможен вариант со снижением добычи нефти (рис. 8).

В 2014-2015 гг. отмечается снижение добычи природного газа в России, однако оно не связано с санкциями. Главными причинами падения показателя являются низкий спрос на зарубежных рынках и стагнация потребления на внутреннем рынке. Зоной риска в газовой сфере является новая шельфовая добыча. Главным эффектом от санкций стал уход из России западных компаний, занимающихся реализацией проектов в сфере нетрадиционной нефти (табл. 3). Данный шаг был вызван запретом на поставку оборудования и осуществление деятельности по разработке трудноизвлекаемой нефти (в том числе нефти сланцевых пластов) и нефти на шельфе. Все остановленные проекты находились на начальных стадиях разработки.

Выход иностранных партнеров из проектов автоматически привел к их остановке. Главная причина этого заключается в отсутствии

у отечественных компаний опыта реализации подобных проектов, а также в необходимости применения специальных технологий и оборудования. Важность и роль данных видов ресурсов в обеспечении стабильных объемов добычи в долгосрочной перспективе сложно переоценить.

Ресурсы шельфа и трудноизвлекаемой нефти составляют весомую долю в структуре запасов и в перспективе должны обеспечить значительную долю в структуре добычи. В связи с этим развитие производства отечественного оборудования и услуг в сфере разведки и добычи нетрадиционной нефти и газа стало одним из главных направлений объявленного импортозамещения в нефтегазовой отрасли9.

Возможным решением проблемы ухода западных компаний из проектов по освоению нетрадиционных ресурсов могло бы стать приглашение компаний из Китая и Индии, заинтересованных в развитии ресурсной базы в России. Однако эти компании (так же как и российские) пока не обладают необходимым для полноценной разработки ресурсов комплексом опыта и технологий. Практически сразу после объявления секторальных санкций против российской нефтегазовой отрасли в 2014 г. была начата разработка планов ускоренного развития отечественного производства по наиболее важным направлениям. В начале 2015 г. Минэнерго и Минпромторг России представили планы по импортозамещению в ТЭК, а именно - в отрасли нефтегазового машиностроения, энергетического м а ш и н о с тр о е н и я , н е ф те хи м и и и нефтепереработки. Эти планы предполагают снижение зависимости от импорта к 2020 г. (табл. 4).

Что касается шельфа, то санкции могут повлиять на нефтегазовую отрасль уже в ближайшем будущем. Так, в августе 2015 г. стало известно, что санкции США, ограничивающие участие компаний в шельфовых проектах в России, распространяются и на Южно-Киринское месторождение (проект «Сахалин-3»), газ из которого предполагалось направить на действующий завод по производству СПГ на Сахалине с перспективой расширения мощностей. В результате компания Shell, ранее проявившая интерес к данному проекту, видимо, не сможет стать партнером ПАО «Газпром». Отсутствие иностранного партнера в проекте может вынудить «Газпром» сдвинуть сроки его реализации или

9 Там же.

искать новых партнеров. Однако следует учитывать, что определяющим фактором для «Газпрома» при выборе партнера является не столько необходимость в привлечении инвестиций, сколько специализированные технологии и оборудование, которыми потенциальные партнеры из азиатских стран пока не обладают10. Таким образом, можно утверждать, что:

• санкции не оказали существенного влияния на текущие производственные показатели нефтяной и газовой отраслей за 2014 г. и первую половину 2015 г., однако в случае их сохранения в долгосрочной перспективе ожидаются определенные проблемы с реализацией проектов на шельфе и с трудноизвлекаемой нефтью;

• импортозамещение оборудования и технологий в нефтегазовой отрасли к 2020 г. сможет снизить зависимость от импорта лишь частично, что создает необходимость поиска альтернативных внешних поставщиков.

Анализ возвращения ответных секторальных санкций

Последствия секторальных санкций в отношении российского ТЭК для самих стран ЕС и США не имеют широкого резонанса и не создают для них критических проблем, однако негативные эффекты все же ощутимы. Зарубежные нефтегазовые компании относят российские проекты к зоне высоких рисков, а их суммарные потери могут превышать 5 млрд долл. США. Эффекты от секторальных санкций ЕС и США в отношении российского ТЭК рассматриваются в этих странах прежде всего с точки зрения их результативности как инструмента воздействия на российскую экономику и только потом - с точки зрения их последствий для ТЭК остального мира. Зарубежные исследования в ряде случаев подчеркивают действенность финансовых санкций в отношении российской нефтедобычи при меньших эффектах запретов в отношении передачи оборудования и технологий и даже конъюнктуры на рынке нефти. Норвежские эксперты Д. Фьертофт и И. Оверланд указывают на сложности с поддержанием достигнутого уровня добычи НК «Роснефть», обеспечивающей свыше 40% добычи в стране, из-за недостатка инвестиций11. Низкие цены на нефть при этом не играют критической роли с учетом фактора низких издержек «Роснефти» и усиленного девальвацией

10 Там же.

11 Fjaertoft D., Overland I. Financial sanctions impact Russian oil, equipment export ban's effects limited // OGJ, 3 Aug. 2015.

рубля. Однако при отсутствии доступа к кредитам и необходимости выплачивать имеющиеся долги возможности для инвестиций крайне малы, и из-за этого ожидается в лучшем случае снижение добычи на 10-15 млн т к концу 2010-х гг. относительно 2014 г. с последующим ее восстановлением, а в худшем сценарии возможно дальнейшее ее сокращение, достигающее 40 млн т к 2025 г.

Впрочем, для стабильности мирового рынка с учетом имеющегося избытка предложения первый вариант представляется вполне приемлемым, тогда как второй может обусловить проблемы только после 2020 г. В мартовском докладе рейтингового агентства Fitch также отмечалось, что кредитоспособность российских компаний устойчива к снижению цен на нефть до 55 долл. США/барр., однако при сохранении финансовых санкций невозможным становится полноценное инвестирование для поддержания ее добычи. Технологические санкции в краткосрочном периоде не будут играть существенной роли для добычи, но окажут влияние в среднесрочном периоде с учетом импортозависимости. Что же касается влияния снижения цен на нефть, то Fitch отмечает, что оно, наряду с негативным воздействием на выручку компаний, обусловило девальвацию рубля, и с учетом традиционно низких по мировым меркам издержек российских вертикально интегрированных нефтяных компаний это позволило обеспечить достаточную операционную маржу и высокую конкурентоспособность отечественных производителей. Заметим, что поддержание низких издержек может быть довольно болезненным для поставщиков нефтяных компаний.

Такие оценки оправдывают сохранение финансовых санкций против российских компаний ТЭК для западных политиков, тем более что низкие цены на нефть позволяют пренебрегать угрозами для стабильности рынков энергоносителей вследствие недостатка инвестиций в российскую нефтедобычу. Вместе с тем негативные последствия санкций в отношении российского ТЭК ощущаются западными (точнее, международными) топливно-энергетическими компаниями уже сейчас, и они довольно значительны (табл. 5). В первую очередь речь идет о капиталовложениях западных мажоритариев в российские предприятия.

В зоне риска оказались и другие компании, в том числе Shell, Statoil, Eni, также ссылающиеся на

приостановку проектов и необходимость получения дополнительных разрешений, хотя и не указывающие непосредственно на убытки. Отдельного внимания заслуживает ситуация с Saipem, дочерней компанией Eni, которая должна была заниматься строительством подводной части «Южного потока». Недополученные доходы компании вследствие отказа от этого проекта, пусть и не связанного непосредственно с санкциями, были оценены ею в 1,2 млрд евро.

Кроме того, риски возникают у нефтегазового сервиса и поставщиков оборудования. По некоторым оценкам, стоимость ежегодно ввозимого нефтегазового оборудования, попавшего под режим санкций, достигает 1,2 млрд долл. США. Соответственно, появляются сложности у использующих его зарубежных сервисных компаний - впрочем, и само их участие в новых российских проектах в тех зонах, которые оказались под ограничениями, находится под вопросом. Однако, как показывает практика, у них есть правовые возможности использовать дочерние компании в других юрисдикциях для преодоления этих барьеров.

Заключение

Таким образом, в условиях турбулентности на сырьевых рынках и низких цен на энергоносители действующие санкции в отношении российского ТЭК нельзя считать приоритетной проблемой мировой энергетики и крупнейших компаний как вследствие благоприятной конъюнктуры, так и в связи с их «ступенчатым» характером, подразумевающим постепенное наращивание ограничений с учетом аккуратного отношения к собственным инвестициям. Однако дальнейшее усиление санкций может стать опасным для мирового ТЭК. Перспективы этой ситуации наиболее точно отражены в отчете Eni за 2014 г., где отмечается, что эскалация кризиса и наложенных санкций может привести к значительному нарушению мирового энергоснабжения и торговых потоков в глобальных масштабах.

Отраслевые санкции против России оказались наиболее чувствительными в нефтегазовом секторе экономики; речь главным образом идет об ограничении доступа к современным технологиям бурения в Арктике, о разработке сложных месторождений и геофизических новациях. По-видимому, следует ожидать дальнейшего ужесточения санкций, прежде всего в сфере продовольственного обеспечения нашей страны, ограничения доступа к высоким

технологиям, в торговле изделиями из редких металлов. А также в энергетической сфере -выхода западных компаний из технологически сложных проектов освоения новых нефтяных и газовых провинций. В целом политика санкций невыгодна экономике развитых стран в большей

степени, чем экономике стран развивающихся, к которым относится и Россия, хотя и в развивающихся странах выпадение из мировой экономики и системы разделения труда заметно сказывается на экономической ситуации.

Таблица 1

Ключевая энергетическая статистика по России

Table 1

Key energy statistics of Russia

Изменение, %

Показатель 02.2015 03.2015 04.2015 05.2015 06.2015 07.2015 За 2015/2014

год

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нефть

Добыча, млн т 40,7 45,2 43,7 45,3 43,9 45 2,5 1,3

Экспорт, млн т 18,3 20,5 20,4 20,4 19,7 19,6 6,9 6,9

Переработка, млн т 22,3 23,6 23 24,5 23,6 25,2 2,3 -0,4

Природный газ

Добыча, млрд м3 53 55 51,4 17,9 42,7 44,9 4,7 -5,3

Экспорт (без СПГ), млрд м3 13 15,8 15,9 15,8 14,2 14,1 2,3 -12,2

Уголь

Добыча, млн т 29,5 29,9 28 28,8 27,7 28,6 2,7 4

Экспорт, млн т 11,2 12,6 11,8 12,9 12,9 13,3 1,9 -3,5

Электроэнергия (ЭЭ) и тепло

Выработка ЭЭ, млрд кВт-ч 93,2 95,9 86,9 80,5 75,7 78,3 1,2 1,3

Производство тепла, млн Гкал 157,2 146 114,7 61,6 44,1 41,7 2,4 -1,9

Источник: Минэнерго России. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Росстат. URL: http://gks.ru

Source: Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Rosstat. Available at: http://gks.ru

Таблица 2

Производство (добыча) и потребление нефти в 2014-2015 гг., млн барр./день

Table 2

Oil production (upstream) and consumption, 2014-2015, million bbl/d

Страна (регион) 2014 2015 2015 / 2014,

Ш кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. %

Добыча нефти

Страны ОПЕК 36,9 36,9 37 38,1 - 1 -

Саудовская Аравия 11,5 11,4 11,8 12,3 - -

США 12,2 12,6 12,8 13,1 12,6 3,8

Россия 10,8 11 11 11 11 1,2

В мире, всего 94,1 95,2 95,3 96,5 - -

Потребление нефти

Китай 10,5 10,9 10,7 11,1 10,8 3,1

Европа (ОЭСР) 13,8 13,4 13,6 13,4 13,8 0,1

США 19,5 19,8 19,6 19,5 19,8 1,9

В мире, всего 93,1 93,8 93,6 93,5 94,5 1,5

Источник: Международное энергетическое агентство (МЭА). URL: http://iea.org/statistics

Source: International Energy Agency. Available at: http://iea.org/statistics

Таблица 3

Некоторые проекты в сфере нетрадиционной нефти в России, из которых ушли иностранные компании из-за введения санкций в 2014 г.

Table 3

Some unconventional oil projects in Russia, which foreign companies quitted due to sanctions in 2014

Проект Участники Описание

Приновоземельские участки (скважина «Университетская-1») НК «Роснефть», ExxonMobil ExxonMobil приостановила свое участие в шельфовых проектах из-за санкций. Ограничение для реализации проектов без иностранных компаний - отсутствие технологий и оборудования (и опыта) для работы на глубоководном шельфе

Черное море (участок «Туапсинский прогиб») НК «Роснефть», ExxonMobil

Западная Сибирь (Баженовская свита) АО «Лукойл», Total Total приостановила свое участие в проекте; в мае 2014 г. существовала договоренность о создании совместного предприятия, объем планируемых инвестиций за 2 года - 120-150 млн долл. США. Участие Total важно с точки зрения применения современных технологий гидроразрыва пласта

Источник: составлено автором Source: Authoring

Таблица 4

Технологические направления импортозамещения в нефтегазовой отрасли

Table 4

Technological aspects of import substitution in Oil&Gas

Технологическое направление Доля импорта в потреблении в 2014 г., % Максимальная плановая доля импорта в потреблении к 2020 г.

Нефтегазовое машиностроение и сервисные услуги

Технологии, техника и сервис эксплуатационных скважин, увеличение нефтеотдачи 67-95 50-80

Техника и технологии бурения наклонно-направленных, горизонтальных и многозабойных скважин 60-83 45-60

Технологии и оборудование, используемое для реализации шельфовых проектов 80-90 60-70

Технологии и оборудование для геологоразведки 40-85 30-70

Сервисные услуги в нефтегазовом секторе 40-92 30-75

Сжижение газа

Технологии сжижения природного газа 50-67 40-55

Нефтепереработка

Катализаторы для базовых процессов нефтепереработки 60-100 20-45

Источник: составлено автором Source: Authoring

Таблица 5

Влияние санкций на бизнес крупных зарубежных нефтегазовых компаний Table 5

Impact of sanctions on business of major foreign Oil&Gas companies

Компания Активы в России в 2015 г. Комментарии в отчетности компаний

1. ExxonMobil «Сахалин-1» (30%), СП по освоению шельфа в Арктике и Черном море, СП по освоению сланцевой нефти Западной Сибири, Дальневосточный СПГ Из-за санкций свернуты проекты в Арктике и Черном море, СП в Западной Сибири. Убытки могут достигнуть 1 млрд долл. США

2. BP 19,75% акций НК «Роснефть»; СП по освоению доманиковой свиты на Урале, планируется приобретение активов в Восточной Сибири, возможно в Западной Сибири Стратегические инвестиции в НК «Роснефть» сохраняются с учетом соблюдения санкций. Возможности признать долю BP в производственных и финансовых результатах «Роснефти» могут быть ограниченными. Потери в 2014 г. BP от снижения курса акций «Роснефти» на 54% (2014/2013) - около 8,6 млрд долл. США (в августе 2015 г. котировки «Роснефти» находятся на уровне конца 2014 г.)

3. Total 18,64% АО «Новатэк»; проекты «Ямал СПГ» (20%), «Штокман» (25%), Харьягинское месторождение (СРП, 40%), Термокарстовое месторождение (49%), СП по освоению баженовской свиты Пересматривается финансовый план «Ямал СПГ». Total получает разрешения на операции по российским проектам. Доля в месторождениях баженовской свиты передана «Лукойлу», доля в «Штокмане» - «Газпрому». Потери от снижения курса акций «Новатэка» на 43% (2014/2013) - около 2,5 млрд долл. США (в августе 2015 г. курс акций «Новатэка» на 9% выше уровня конца 2014 г.)

4. Shell Проекты «Сахалин-2» (27,5%), «Ханты-Мансийский нефтяной альянс» (50%), Салымская группа месторождений (50%) Из-за санкций приостановлена деятельность по разработке сланцевой нефти в ХМАО и на Салымской группе

5. Statoil Харьягинское месторождение (СРП, 30%), СП по освоению шельфа в Баренцевом и Охотском морях, СП по освоению доманиковой свиты в Поволжье, тяжелой нефти в ЯНАО Сотрудничество по проектам продолжается, хотя они находятся в зоне риска. Statoil получает разрешения на операции по российским проектам

6. Eni СП по освоению шельфа в Черном и Баренцевом морях, 50% «Голубого потока», 20% «Южного потока» Работы в рамках СП приостановлены. Eni получает разрешения на операции по российским проектам, хотя они находятся в зоне риска. Доля в «Южном потоке» передана «Газпрому». Убытки Saipem, дочерней компании Eni, от остановки «Южного потока», оценены в 1,2 млрд евро

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 1

Экспорт нефти из России в 2013-2015 гг. Figure 1

Oil exports from Russia in 2013-2015

Источник: Минэнерго России. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Росстат. URL: http://gks.ru

Source: Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Rosstat. Available at: http://gks.ru

Рисунок 2

Производство нефтепродуктов в России в 2013-2015 гг. Figure 2

Manufacturing of petroleum products in Russia in 2013-2015

Источник: Минэнерго России. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic

Source: Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic

Рисунок 3

Средние розничные цены на нефтепродукты в России и индекс потребительских цен (ИПЦ) в 2013-2015 гг. Figure 3

Average retail prices for petroleum products in Russia and Consumer Price Index (CPI) in 2013-2015

Источник: Росстат. URL: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts Source: Rosstat. Available at: http://gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts

Рисунок 4

Потребление и цена электроэнергии в России в 2013-2015 гг. Figure 4

Electric power consumption and prices in Russia in 2013-2015

Источник: Ассоциация НП «Совет рынка». URL: http://np-sr.ru/market/cominfo/rus/index.htm Source: NP Market Council Association. Available at: http://np-sr.ru/market/cominfo/rus/index.htm

Рисунок 5

Цены на нефть Urals, WTI и Brent в 2013-2015 гг. Figure 5

Prices for Urals, WTI and Brent oil, 2013-2015

Источник: Thomson Reuters Datastream. URL: http://financial.thomsonreuters.com/en/products/tools-applications/trading-investment-tools/datastream-macroeconomic-analysis.html

Source: Thomson Reuters Datastream. Available at: http://financial.thomsonreuters.com/en/products/tools-applications/trading-investment-tools/datastream-macroeconomic-analysis.html

Рисунок 6

Цены российского газа на границе с Германией, газа на TTF Hub, индонезийского СПГ в Японии и природного газа в США (Henry Hub) в 2013-2015 гг.

Figure 6

Prices for the Russian gas on the German border, in the TTF Hub, Indonesian LNG Plant in Japan and natural gas in the USA (Henry Hub), 2013-2015

Источник: МВФ, Intercontinental Exchange. URL: https://intercontinentalexchange.com/index Source: IMF, Intercontinental Exchange. Available at: https://intercontinentalexchange.com/index

Рисунок 7

Добыча и потребление нефти в мире; изменение доли ОПЕК в мировой добыче и доли ОЭСР в мировом потреблении в 2012-2015 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Figure 7

Oil production and consumption worldwide, change in the OPEC share in global production and OECD share in global consumption, 2012-2015

Источник: Международное энергетическое агентство (МЭА). URL: http://iea.org/statistics Source: International Energy Agency. Available at: http://iea.org/statistics

Рисунок 8

Добыча нефти и природного газа в России в 2013-2015 гг. Figure 8

Production of oil and natural gas in Russia, 2013-2015

Источник: Минэнерго России. URL: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Росстат. URL: http://gks.ru

Source: Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic; Rosstat. Available at: http://gks.ru

Список литературы

1. Гуртов В.К. Кадровый ресурс экономики в условиях модернизации и импортозамещения // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2015. № 3. С. 48-88.

2. Коломейцева А.А. Влияние санкций на российскую энергетику // Право и управление. XXI век. Электронный журнал. 2015. № 3. С. 184-190. URL: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/31.pdf.

3. Иванов А.С., Матвеев И.Е. Глобальная энергетика на рубеже 2016 г.: борьба за ресурсы, обострение конкуренции // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 1. С. 16-41.

4. Абдрахманова Л.В., Щигорцова Е.С. Антироссийские санкции Запада: оборотная сторона // Научное обозрение. 2015. № 10-2. С. 112-115.

5. Мантуров Д.В. В ответ на санкции: импортозамещение, стимулирование экспорта и регулирование импорта // Международная экономика. 2014. № 12. С. 18-19.

6. Акулиничева А.В., Васильева Р.П. Импортозамещение, преимущества переориентации товаропотоков в международной торговле в период продления санкций // Молодой ученый. 2016. № 10. С. 583-586.

7. Хуажева А.Ш., Шовгенов Т.М., Гучетль Д.Н. Импортозамещение как механизм переориентации экономики России в условиях санкций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-1. С. 133-137.

8. Лебедева И.Д.Импортозамещение в северных регионах в условиях санкций (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) // Вестник Югорского государственного университета. 2015. № S4(39). С. 259-261.

9. Шашкина П. Импортозамещение в условиях санкций: итоги первого года // Стандарты и качество. 2015. № 10. С. 107-108.

10. Родионова Е.В. Импортозамещение - стратегическое направление региональной экономической политики в условиях экономических санкций // Экономика устойчивого развития. 2014. № 4. С. 191-198.

11. Горшков В.Г., Денисов М.С., Колыханов Д.А. Современные вызовы российской экономике: кризис и санкции (взгляд на проблему) // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1. С.64-68.

12. Эпштейн Д.Б. О переходе экономики России к новой индустриализации и импортозамещению // Экономическое возрождение России. 2015. № 4. С. 60-68.

13. Бобриков О.В. Функции маркетинга в новых экономических реалиях // Маркетинговые коммуникации. 2015. № 1. С. 58-64.

ISSN 2311-875X (Online) Economic Policy of the State

ISSN 2073-2872 (Print)

ANALYZING AN IMPACT OF SANCTIONS IN ENERGY AND IMPORT SUBSTITUTION ISSUES IN THE RUSSIAN FEDERATION DURING THE ECONOMIC CRISIS

Vladimir A. TETUSHKIN

Tambov State Technical University, Tambov, Russian Federation [email protected]

Article history: Abstract

Received 3 August 2016 Importance The article discusses sanctions imposed against the Russian Federation.

Received in revised form Objectives I analyze the substance of sanctions and respective import substitution matters in

16 September 2016 the Russian Federation. The article combines fragmented data in public sources so to make up

Accepted 5 October 2016 the information that would provide a better understanding of the nexus between sectoral sanctions

and import substitution processes in the Russian Federation. JEL classification: E32, F52, Methods Using systems and statistical methods, I analyzed aspects of the crisis and sanctions on G38, L95, M31 import substitution processes in Russia within 2014-2016.

Results The article presents analytical information on economic and financial indicators of the import substitution program in the Russian Federation.

Conclusions and Relevance To provide the market and consumers with products that would be competitive with imported ones in terms of price and quality, the country should create conditions for effective performance and development of human, investment, scientific and production capabilities. As seen in Russia for the recent time, the import decline results from special-purpose Keywords: crisis, analysis, economic policies of the State to support the Russian producers of goods. The results can be

economics, sanctions, import applicable to scientific disciplines of economic universities. They also can be used as guidelines for substitution financial and other institutions.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Gurtov V.K. [Personnel resources of economy during modernization and import substitution]. Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenii = Questions of National and Federative Relations, 2015, no. 3, pp. 48-88. (In Russ.)

2. Kolomeitseva A.A. [The impact of sanctions on the Russian energy sector]. Pravo i upravlenie. 21 vek, 2015, no. 3, pp. 184-190. (In Russ.) Available at: http://pravo.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/31.pdf.

3. Ivanov A.S., Matveev I.E. [Global power engineering on the eve of 2016: vying for resources, escalating competition]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik = Russian Foreign Economic Bulletin, 2016, no. 1, pp. 16-41. (In Russ.)

4. Abdrakhmanova L.V., Shchigortsova E.S. [Anti-Russian sanctions of the West: the flip side]. Nauchnoe obozrenie = Science Review, 2015, no. 10-2, pp. 112-115. (In Russ.)

5. Manturov D.V. [Responding to sanctions: import substitution, fostering the export and regulating the import]. Mezhdunarodnaya ekonomika = International Economics, 2014, no. 12, pp. 18-19. (In Russ.)

6. Akulinicheva A.V., Vasil'eva R.P. [Import substitution, advantages of rearranging flows of goods in international trade under prolonged sanctions]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2016, no. 10, pp. 583-586. (In Russ.)

7. Khuazheva A.Sh., Shovgenov T.M., Guchetl' D.N. [Import substitution as a mechanism for refocusing the Russian economy under sanctions]. Ekonomika i predprinimatel'stvo = Journal of Economy and Entrepreneurship, 2015, no. 8-1, pp. 133-137. (In Russ.)

8. Lebedeva I.D. [Import substitution in the northern regions during sanctions: evidence from the Khanty-Mansi Autonomous Okrug - Yugra]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Yugra State University, 2015, no. S4, pp. 259-261. (In Russ.)

9. Shashkina P. [Import substitution under sanctions: results of the first year]. Standarty i kachestvo = Standards and Quality, 2015, no. 10, pp. 107-108. (In Russ.)

10. Rodionova E.V. [Import substitution is a strategic aspect of regional economic policies during economic sanctions]. Ekonomika ustoichivogo razvitiya = Economics of Sustainable Development, 2014, no. 4, pp. 191-198. (In Russ.)

11. Gorshkov V.G., Denisov M.S., Kolykhanov D.A. [Modern challenges to the Russian economy: crisis and sanctions. A view of the matter]. Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava = Journal of Altai Academy of Economics and Law, 2016, no. 1, pp. 64-68. (In Russ.)

12. Epshtein D.B. [On the transition of the Russian economy to new industrialization and import substitution].

Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii = Economic Revival of Russia, 2015, no. 4, pp. 60-68. (In Russ.)

13. Bobrikov O.V. [Functions of marketing in the new economic reality]. Marketingovye kommunikatsii = Marketing Communications, 2015, no. 1, pp. 58-64. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.