Научная статья на тему 'Импортозамещение как способ минимизации бизнес-рисков компаний топливно-энергетического комплекса'

Импортозамещение как способ минимизации бизнес-рисков компаний топливно-энергетического комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / САНКЦИИ / БИЗНЕС-РИСКИ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПАО «ГАЗПРОМ» / IMPORT SUBSTITUTION / SANCTIONS / BUSINESS RISKS / FUEL AND ENERGY COMPLEX / PJSC GAZPROM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутов Р.А.

В последние годы экономика Российской Федерации испытывает на себе огромное международное давление, выражаемое в различного рода санкциях, введенных зарубежными странами. Первые санкционные решения были введены весной 2014 года по инициативе США после референдума в Крыму и кризиса на Украине. ЕС, Австралия, Канада и ряд других стран также присоединились к санкциям. Ограничения вводились постепенно и в настоящее время распространяются на людей, являющихся членами правящих и бизнес-элит, на компании и финансовые учреждения, которые работают в различных секторах экономики (секторальные санкции). Являясь системно значимым звеном в цепочке межотраслевых взаимодействий в экономике страны, топливно-энергетический комплекс обеспечивает энергоресурсами представителей всех отраслей экономики России, а также удовлетворяет потребности своих клиентов за рубежом. В связи с этим, перед государством стоит важная задача, заключающаяся в создании необходимых условий для поддержания своей экономической и энергетической безопасности и независимости, что особенно важно в условиях санкционных ограничений. Существует множество различных мнений о том, какое влияние оказывают санкции на экономику нашей страны. Компании, находящиеся в санкционном списке, очевидно, ощущают негативные последствия санкций напрямую, но в целом на экономику нашей страны сильное влияние оказали не столько сами санкции, сколько некоторые внутренние факторы экономического развития нашей страны, а также волатильность котировок на энергоресурсы и неблагоприятная ситуация на мировых рынках в целом. Санкции в некотором смысле подсветили те проблемные зоны, которые существуют в национальной инновационной и промышленной политике. Различные сектора нашей экономики оказались зависимыми от импорта зарубежного оборудования, технологий и лицензий на их использование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORT SUBSTITUTION AS A WAY TO MINIMIZE BUSINESS RISKS IN COMPANIES OF FUEL AND ENERGY COMPLEX

In recent years, the economy of the Russian Federation has been under enormous international pressure, expressed in various types of sanctions imposed by foreign countries. The first sanctions decisions were introduced in the spring of 2014 on the initiative of the United States after the referendum in Crimea and the crisis in Ukraine. The EU, Australia, Canada and a number of other countries have also joined the sanctions. Restrictions were introduced gradually and now apply to people who are members of the ruling and business elites, companies and financial institutions that work in various sectors of the economy (sectoral sanctions). Being a systemically important link in the chain of intersectoral interactions in the country's economy, the fuel and energy complex provides energy resources to representatives of all sectors of the Russian economy, as well as meets the needs of its customers abroad. In this regard, the state faces an important task, which is to create the necessary conditions to maintain its economic and energy security and independence, which is especially important in the context of sanctions restrictions. There are many different opinions about the impact of sanctions on the economy of our country. Companies on the sanctions list obviously feel the negative consequences of the sanctions directly, but in General, the economy of our country was strongly influenced not so much by the sanctions themselves, but by some internal factors of our country's economic development, as well as the volatility of energy prices and the unfavorable situation on world markets in General. In a sense, the sanctions highlighted the problem areas that exist in the national innovation and industrial policy. Various sectors of our economy have become dependent on imports of foreign equipment, technologies and licenses for their use.

Текст научной работы на тему «Импортозамещение как способ минимизации бизнес-рисков компаний топливно-энергетического комплекса»

Импортозамещение как способ минимизации бизнес-рисков компаний топливно-энергетического комплекса

Крутов Роман Александрович,

магистр, кафедра «Экономика организации», Финансового университета при Правительстве РФ, romka.krutov@gmail.com

В последние годы экономика Российской Федерации испытывает на себе огромное международное давление, выражаемое в различного рода санкциях, введенных зарубежными странами. Первые санкционные решения были введены весной 2014 года по инициативе США после референдума в Крыму и кризиса на Украине. ЕС, Австралия, Канада и ряд других стран также присоединились к санкциям. Ограничения вводились постепенно и в настоящее время распространяются на людей, являющихся членами правящих и бизнес-элит, на компании и финансовые учреждения, которые работают в различных секторах экономики (секторальные санкции).

Являясь системно значимым звеном в цепочке межотраслевых взаимодействий в экономике страны, топливно-энергетический комплекс обеспечивает энергоресурсами представителей всех отраслей экономики России, а также удовлетворяет потребности своих клиентов за рубежом. В связи с этим, перед государством стоит важная задача, заключающаяся в создании необходимых условий для поддержания своей экономической и энергетической безопасности и независимости, что особенно важно в условиях санкционных ограничений. Существует множество различных мнений о том, какое влияние оказывают санкции на экономику нашей страны. Компании, находящиеся в санкционном списке, очевидно, ощущают негативные последствия санкций напрямую, но в целом на экономику нашей страны сильное влияние оказали не столько сами санкции, сколько некоторые внутренние факторы экономического развития нашей страны, а также волатильность котировок на энергоресурсы и неблагоприятная ситуация на мировых рынках в целом. Санкции в некотором смысле подсветили те проблемные зоны, которые существуют в национальной инновационной и промышленной политике. Различные сектора нашей экономики оказались зависимыми от импорта зарубежного оборудования, технологий и лицензий на их использование.

Ключевые слова: Импортозамещение, санкции, бизнес-риски, топливно-энергетический комплекс, ПАО «Газпром».

Ситуация с санкциями сложная, запутанная и нестабильная; их введение в отношении российского топливно-энергетического комплекса, повышенное внимание иностранных партнеров, изменение режима долгосрочных санкций - все эти факторы привели к тому, что участники топливно-энергетического комплекса стали проявлять все больший интерес к возможным последствиям санкций и их влиянию на демонстрируемые бизнес-процессы. Вследствие чего российские топливно-энергетические компании были вынуждены пересмотреть свой подход к санкциям и регулярно пересматривать его в дальнейшем.

Январь 2018 года ознаменовался расширением списка частных лиц и компаний, на которые распространяются санкции. Министерством финансов Соединенных Штатов Америки были также добавлены в этот список руководители российских нефтяных и газовых компаний; это пока не оказывает, на первый взгляд, никакого негативного влияния на деятельность самих компаний, но стоит признать, что создает очевидные предпосылки для образования неопределенности в отношении составления прогнозов развития российских рынков газа и нефти [1, с. 17].

При этом непосредственное объявление санкций против нашей страны поспособствовало внедрению, а также осуществлению полномасштабной политики им-портозамещения; в результате чего были приняты различные документы: «План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», который был утвержден 27 января 2015 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 98-р, а также «План содействия импортозамещению в промышленности», утвержденный от 30.09.2014 Постановлением Правительства РФ № 1936-р. В вышеупомянутых документах сформированы те меры, которые формируют благоприятную среду для формирования достаточной конкурентоспособности продукции, создаваемой российской промышленностью, прежде зависимой от импорта, в том числе в нефтегазовом секторе. Таким образом, в соответствии с 22 планами импортозамещения, реализуемыми Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, было утверждено более четырнадцати тысяч технологических руководств и свыше полутора тысяч различных инвестиционных проектов.

Наиболее крупные энергетические компании Российской Федерации к 2021 году потратят от 8 до 10 миллиардов рублей на развитие импортозамещения [2, с. 319]. «Энергетическая стратегия - 2035» предусматривала, что доля импорта в закупках энергетических компаний не должна превышать 15% к 2035 году [3]. В результате увеличение доли отечественных технологий и оборудования обеспечит создание новых рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет. По итогам реализации планов импортозамещения в нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности России доля отечественной продукции увеличилась в среднем в два раза [4].

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о сч

0 сч

<JD

01

О Ш

m х

<

m о х

X

Крупными проектами импортозамещения в ТЭК являются:

- В г. Тобольске завершено строительство нового высокотехнологичного комплекса по глубокой переработке легкого углеводородного сырья в полиолефины ООО «ЗапСибНефтехим» мощностью 2 млн тонн в год. Работа завода будет способствовать импортозамеще-нию наиболее востребованных на российском рынке полимеров - полиэтилена и полипропилена, необходимых для изготовления напорных труб, автокомплектующих, выдувной тары, пленки для пищевой и промышленной упаковок, кабельной продукции. Ввод производства создаст в Российской Федерации устойчивый профицит полипропилена к 2030 году в объеме около 1,0 млн тонн и полиэтилена до 4,2 млн тонн год.

- В г. Перми завершено строительство нового производства экологичного пластификатора диоктилтере-фталата мощностью 100 тыс. тонн в год, что позволяет не только удовлетворить потребности российского рынка, но и способствовать росту несырьевого экспорта в Европу и другие страны. Данная продукция применяется в производстве кровельных и напольных покрытий, кабельных пластикатов, обоев и прочих схожих строительных товаров для повышения морозо- и изностойко-сти, а также прочности.

- На заводе в г. Благовещенск завершена реконструкция единственного в России производства тере-фталевой кислоты (ТФК) с увеличением мощности с 275 до 350 тонн в год. Получаемая продукция является базовым сырьем для синтеза полиэтилентерефталата, из которого производят синтетические ткани, пластиковые бутылки и упаковочные материалы для пищевой промышленности и медицины. Увеличение мощности производства позволит на 60% покрыть внутренний спрос на ТФК в России и сократить импорт продукции.

Таблица 1

Список российских производителей, которые могли бы заме-

Виды работ Прежние производители Самые крупные профильные компании в РФ, способные заменить иностранных производителей

Методы поиска нефтяных месторождений (бурение и геологоразведка) Schlumberger Halliburton Baker Hughes Weatherford РН-Бурение Росгеология Геотэк Башнефтегеофизика

Внедрение и применение инновационных технологий на шельфе National Oilwell Varco Weatherford Aker Уралмаш НГО Холдинг Волгоградский завод буровой техники

Подводные добычные технологии FMC Technologies General Electric Cameron ОАО ОМЗ Выборгский судостроительный завод

Промышленная безопасность на шельфе SevNor Limited Объединенная судостроительная корпорация

Современные программные комплексы в инженерной практике Schlumberger Halliburton CarboCeramics Сургутнефтегаз ООО «Элна»

мы наблюдаем тенденцию снижения зависимости от импортных технологий и оборудования, что дает возможность активно развивать производство необходимых инструментов, компонентов и устройств в Российской Федерации. В таблице 1 приведен перечень различных российских производителей оборудования, компонентов и прочих устройств, которые могли бы заменить на текущий момент западных партнеров, данная информация сформирована на основе отчетов и инвестиционной стратегии ПАО «Газпром».

Проведем экономическое обоснование мероприятий по снижению бизнес-рисков, связанных с операционной деятельностью ПАО «Газпром» по основным действующим проектам (см. Таблица 2).

Таблица 2

Экономическое обоснование мероприятий по минимизации

Проект Бизнес-процесс Планируемый бюджет на проект (с учетом закупки оборудования с западных стран) Мероприятие по снижению риска Планируемый бюджет с учетом мероприятий

Амурский ГПЗ Хранение и переработка 20 млрд. евро Закупка оборудования у российских производите-пей и поддержка государства. Экономия 5% 19 млрд. евро

Харасавэйское месторождение Месторождение 1,1 трлн. руб. Закупка оборудования у российских производителей и поддержка государства. Экономия 7% 1,045 трлн. руб.

Калининградское ПХГ Хранение и переработка 700 млн. руб. Закупка оборудования у российских производителей и поддержка государства. Экономия 3% 679 млн. руб.

«Минск - Вильнюс - Каунас -Калининград» Газопровод 900 млн. руб. Закупка оборудования у российских производителей и поддержка государства. Экономия 1% 891 млн. руб.

Кроме того, нефтегазовые компании России (например, «Газпром», «Роснефть», и пр.) активно разрабатывают свои собственные программы в области импортозамещения [5, с. 80]. Компаниями были сформированы списки используемого в производстве оборудования и инструментов, которые представляется возможным заменить отечественным аналогами. В результате этого,

Согласно информации, представленной в таблице выше, ПАО «Газпром» применяя меры по минимизации бизнес-рисков, не только избежит приостановки проектов, но и сможет сэкономить, используя оборудования российских производителей в своей операционной деятельности. Кроме этого, по данным проектам компания «Газпром» планирует привлечь финансирование 5070% от стоимости проектов [6], чтобы уменьшить риски связанные с ограничением финансирования, компании необходимо более тесное сотрудничество с Китаем.

Таким образом, импортозамещение в топливно-энергетическом комплексе, в частности, на ПАО «Газпром» основано на мощном технологическом прорыве в отечественной промышленности. Это означает, что оно должно включать в себя не только оборудование и технологии, но также квалифицированное и современное

машиностроение, которого в настоящее время не хватает на внутреннем рынке нефтесервисных услуг. Кроме того, государственные программы в области импортозамещения предусматривают активный переход к ресурсно-инновационному развитию в нефтегазовой промышленности, что впоследствии позволит модернизовать смежные отрасли и повысить качество производимой нефтехимической продукции. Такой подход в совокупности с собственными программами импортозамещения в компаниях позволить обеспечить реиндустриа-лизацию нашей экономики.

Таким образом, сегодня мы видим, что российским компаниям удалось вполне успешно адаптироваться к сложным финансово-экономическим условиям и санкци-онному давлению. Нефтегазовый сектор сравнительно легко перенес санкции, а утвержденные компаниями отрасли и государством политики и программы импортозамещения в совокупности открывает широкие возможности для развития отечественной продукции и повышения ее конкурентоспособности, при это обеспечив достаточность независимость в области технологий и оборудования. При этом, стоит отметить, что вряд ли в ближайшее время геополитическая ситуация улучшится, а санкции будут сняты - поэтому нефтяным и газовым компаниям необходимо и далее развивать различные способы, позволяющие адаптироваться к ведению бизнеса в подобных условиях.

Литература

1. Экономические санкции против России: ожидания и реальность: монография / под науч. ред. Р.М. Ну-реева. - М.: КНОРУС, 2018. - 193 с.

2. Shirov, A., Yantovskii, A., & Potapenko V. (2015). Evaluation of the potential effect of sanctions on the economic development of Russia and the European Union. Studies on Russian Economic Development, 26(4), 317326.

3. Министерство энергетики РФ. Энергетическая стратегия России на период до 2035 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/1920

4. Министерство энергетики РФ. Импортозамеще-ние в ТЭК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/node/7693

5. Савинов Ю.А., Хвальневич А.В. Развитие российского рынка услуг по добыче нефти и газа в условиях санкций // Российский внешнеэкономический вестник. -2016. - №8. - с. 79-96.

6. Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2018 год. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.gazprom.ru/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf

7. Гончаренко И.А. Налогообложение топливно-энергетического комплекса в Норвегии // Газовая промышленность. 2009. № 7 (634). С. 24-27.

8. Аванян Э.А., Смирнова В.А., Халова Г.О. Проблемы и перспективы деятельности российских нефтегазовых компаний в Центрально-Азиатском регионе: монография / Э. А. Аванян, В. А. Смирнова, Г. О. Халова ; Российский гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина. Москва, 2010

9. Халова Г.О., Смирнова В.А., Аванян Э.А. Роль российских нефтегазовых компаний в укреплении торгово-экономических отношений РФ со странами ЦАР // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 3. С. 29-32.

Import substitution as a way to minimize business risks in companies of fuel and energy complex

Krutov R.A.

Financial University under the Government of the Russian Federation

In recent years, the economy of the Russian Federation has been under enormous international pressure, expressed in various types of sanctions imposed by foreign countries. The first sanctions decisions were introduced in the spring of 2014 on the initiative of the United States after the referendum in Crimea and the crisis in Ukraine. The EU, Australia, Canada and a number of other countries have also joined the sanctions. Restrictions were introduced gradually and now apply to people who are members of the ruling and business elites, companies and financial institutions that work in various sectors of the economy (sectoral sanctions).

Being a systemically important link in the chain of intersectoral interactions in the country's economy, the fuel and energy complex provides energy resources to representatives of all sectors of the Russian economy, as well as meets the needs of its customers abroad. In this regard, the state faces an important task, which is to create the necessary conditions to maintain its economic and energy security and independence, which is especially important in the context of sanctions restrictions.

There are many different opinions about the impact of sanctions on the economy of our country. Companies on the sanctions list obviously feel the negative consequences of the sanctions directly, but in General, the economy of our country was strongly influenced not so much by the sanctions themselves, but by some internal factors of our country's economic development, as well as the volatility of energy prices and the unfavorable situation on world markets in General. In a sense, the sanctions highlighted the problem areas that exist in the national innovation and industrial policy. Various sectors of our economy have become dependent on imports of foreign equipment, technologies and licenses for their use.

Keywords: Import substitution, sanctions, business risks, fuel and energy complex, PJSC Gazprom.

References

1. Economic sanctions against Russia: expectations and reality:

monograph / under scientific. ed. R.M. Nureyev. - M.: KNORUS, 2018 .-- 193 p.

2. Shirov, A., Yantovskii, A., & Potapenko V. (2015). Evaluation of

the potential effect of sanctions on the economic development of Russia and the European Union. Studies on Russian Economic Development, 26 (4), 317-326.

3. The Ministry of Energy of the Russian Federation. The energy

strategy of Russia for the period up to 2035 [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/1920

4. The Ministry of Energy of the Russian Federation. Import substitution in the fuel and energy complex. [Electronic resource]. - Access mode: https://minenergo.gov.ru/node/7693

5. Savinov Yu.A., Khvalnevich A.V. Development of the Russian oil

and gas production services market under sanctions // Russian Foreign Economic Bulletin. - 2016. - No. 8. - from. 79-96.

6. The annual report of PJSC Gazprom for 2018. [Electronic resource] Access mode: https://www.gazprom.ru/f/posts/01/851439/gazprom-annual-report-2018-ru.pdf

7. Goncharenko I.A. Taxation of the fuel and energy complex in

Norway // Gas industry. 2009. No. 7 (634). S. 24-27.

8. Avanyan E.A., Smirnova V.A., Halova G.O. Pro-problems and

prospects of Russian oil and gas companies in the Central Asian region: monograph / E. A. Avanyan, V. A. Smirnova, G. O. Khalova; Russian state un-t of oil and gas them. I. M. Gubkin. Moscow, 2010

9. Halova G.O., Smirnova V.A., Avanyan E.A. The role of Russian

oil and gas companies in strengthening trade and economic relations between the Russian Federation and the CAR countries // Oil, Gas and Business. 2011. No. 3. S. 29-32.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.