Научная статья на тему 'Концепция «Девяти мостов» и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений'

Концепция «Девяти мостов» и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1172
226
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Девять мостов / Россия / Южная Корея / экономическое сотрудничество / Новая Северная Политика / Nine Bridges / Russia / South Korea / economic cooperation / New Northern Policy

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кривошеев Матвей Дмитриевич

статье рассматривается понятие концепции «Девяти мостов» в рамках нового политического курса Южной Кореи, направленного на укрепление экономического сотрудничества со своими северными соседями, в том числе Россией. Приводится анализ перспектив развития основных отраслевых направлений взаимодействия России и Республики Корея: сотрудничество в газовой отрасли, а также развитие транспортной инфраструктуры. Перечисляются государственные органы и частные компании, которые являются ответственными за инициативы развития в конкретных отраслях. В завершении представлены проекты российско-южнокорейского экономического взаимодействия, которые на данный момент уже доказали свою жизнеспособность в рамках новой инициативы активизации двусторонних экономических отношений между странами, а также выводы о дальнейших перспективах сотрудничества и препятствиях, с которыми уже столкнулись представители двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The "Nine Bridges" strategy and the prospects for the development of Russian-South Korean economic relations

The article represents the concept of "Nine Bridges" strategy in the framework of the new political course of South Korea, which is aimed at strengthening economic cooperation with its northern neighbors, including Russia. The author also mentions analysis of the development prospects of the main industry areas of interaction between Russia and the Republic of Korea. Such industry areas are as follows: cooperation in the gas industry, as well as the development of transport infrastructure. There attention is also been drawn to the state bodies and private companies that are responsible for development initiatives in specific industries. In conclusion, the author highlights the projects of Russian-South Korean economic cooperation, which now have already proved their viability in the framework of a new initiative to intensify bilateral economic relations between the countries. Thoughts about further prospects for cooperation and obstacles that the representatives of the two countries have already encountered have also been included to the article

Текст научной работы на тему «Концепция «Девяти мостов» и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений»

Концепция «Девяти мостов» и перспективы развития российско-южнокорейских экономических отношений

Кривошеев Матвей Дмитриевич

студент, Московский Государственный институт международных отношений (университет) Министерства Иностранных Дел Российской Федерации matthewkrsh@gmail.com

В статье рассматривается понятие концепции «Девяти мостов» в рамках нового политического курса Южной Кореи, направленного на укрепление экономического сотрудничества со своими северными соседями, в том числе Россией. Приводится анализ перспектив развития основных отраслевых направлений взаимодействия России и Республики Корея: сотрудничество в газовой отрасли, а также развитие транспортной инфраструктуры. Перечисляются государственные органы и частные компании, которые являются ответственными за инициативы развития в конкретных отраслях. В завершении представлены проекты российско-южнокорейского экономического взаимодействия, которые на данный момент уже доказали свою жизнеспособность в рамках новой инициативы активизации двусторонних экономических отношений между странами, а также выводы о дальнейших перспективах сотрудничества и препятствиях, с которыми уже столкнулись представители двух стран. Ключевые слова: Девять мостов, Россия, Южная Корея, экономическое сотрудничество, Новая Северная Политика

Сущность концепции «Девяти мостов»

«Новая северная политика» была объявлена президентом Южной Кореи Мун Чжэином на 3-ем Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2017 года [1]. Эта инициатива направлена на расширение сотрудничества между Южной Кореей и ее северными соседями, включая Россию.

Данная политика не является новым направлением экономического развития Южной Кореи. Еще в конце 1980-х годов президент Южной Кореи Ро Тэву инициировал первоначальную «Северную политику». Это привело к началу экономических отношений между Южной и Северной Кореями, а также к установлению дипломатических отношений между РК и СССР в 1990 году, а также РК и Китаем в 1992 году.

В своей политике президент Мун Чжэин поставил амбициозные цели по возрождению межкорейского диалога и улучшению отношений с Россией и другими северными соседями. Кроме того, новая северная политика позиционируется как инструмент для реализации новой экономической карты Корейского полуострова, которая позволила бы Южной Корее тесно интегрироваться с евразийскими странами.

В своей речи на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2017 года Мун расширил концепцию «Новой Северной Политики» с помощью инициативы «Девяти мостов», огласив ряд областей сотрудничества между Россией и Республикой Корея.

Стоит обратить внимание на то, что инициатива «Девяти мостов» это не только политическая декларация, но и вполне определенная программа экономического сотрудничества, ориентированная на конкретные проекты. В связи с этим особенно актуально оценить плодотворность этих проектов, поскольку они представляются как основная опора, так и доказательство жизнеспособности российского вектора в нынешней южнокорейской внешней политике.

Президент Мун призвал Россию активно развивать проекты двустороннего сотрудничества в девяти ключевых сферах:

• Сотрудничество в газовой сфере;

• Сотрудничество в сфере железных дорог;

• Сотрудничество в сфере развития портовой инфраструктуры;

• Сотрудничество в сфере электроэнергетики;

• Сотрудничество в рамках Северного морского пути;

• Сотрудничество в сфере судостроения;

• Сотрудничество в сфере промышленных комплексов;

• Сотрудничество в сфере сельского хозяйства;

• Сотрудничество в сфере рыбного хозяйства;

В июне 2017 года президент Мун учредил Президентский комитет по северному экономическому сотрудничеству (The Presidential Committee on Northern Economic Cooperation) [2]. в качестве центра управления

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS

in

О Ш

m

X

<

m О X X

стратегией «Девяти мостов». Данный комитет состоит из пяти членов занимающих должности в Министерстве стратегии и финансов, Министерстве иностранных дел, Министерстве объединения, Министерстве торговли, промышленности и энергетики, а также экономического советника президента и 23 гражданских членов (эксперты из научных кругов, научно-исследовательских институтов, государственных учреждений, компаний, юридических кругов и т. д.)

Сон Ёнгиль, известный своим вкладом в развитие российско-южнокорейских отношений, за что был награжден орденом дружбы России, стал первым главой комитета. Он активно выступал за то, чтобы благодаря Новой Северной политике РК смогла ослабить напряженность на Корейском полуострове, расширив экономические связи с такими странами, как Россия и Китай. На первом заседании комитета в декабре 2017 года была поставлена цель разработать план реализации взаимовыгодных экономических проектов с Россией, а также выработать необходимые практические меры [2].

Президентский комитет поддерживает активный контакт с Голубым домом и Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Новые механизмы были созданы для облегчения делового и межрегионального сотрудничества. В ноябре 2017 года Корейское агентство по содействию торговле и инвестициям (KOTRA) открыло Корейский центр поддержки инвесторов во Владивостоке, чтобы инвесторы могли получить консультацию касательно реализации своих проектов на Дальнем Востоке России [3].

Стадии отраслевого внедрения концепции «Девяти мостов»

Рассмотрим наиболее перспективные отрасли экономического сотрудничества между РФ и РК.

Что касается сотрудничества в газовой отрасли, то торговля природным газом является традиционной областью сотрудничества между РФ и РК. Россия не входит в число крупнейших экспортеров газа в Южную Корею [4]. Таким образом, Сеул стремится диверсифицировать свои каналы импорта газа, покупая больше сПг у России.

Корея планирует увеличить поставки российского СПГ, которые в настоящее время находятся на уровне 1,5 млн. тонн в год, в соответствии с соглашением 2005 года между KOGAS и «Сахалин Энерджи», операционной компанией проектов добычи газа «Сахалин-1» и «Сахалин-2» [5].

Принимая во внимание разногласия между KOGAS и австралийской компанией «Australia's North West Shelf Gas», после чего последовало арбитражное разбирательство, Южная Корея скорее всего захочет обратиться к российским экспортерам СПГ [6]. Покупка СПГ у российских партнеров выгодна с точки зрения местоположения, однако вряд ли Россия сможет вытеснить своих основных конкурентов на корейском рынке - Австралию, Малайзию и США.

Второе направление развития газового сотрудничества между странами связано со строительством газопровода из России в Южную Корею через территорию Северной Кореи. Этот проект может быть реализован путем подключения транскорейского газопровода к конечной точке газотранспортной системы Сахалин-Хабаровск-Владивосток. Стоимость прокладки трубопровода

составит около 2,5 миллиардов долларов [7], и «Газпром» неоднократно заявлял, что такую работу можно было бы выполнить быстро, если бы не политические препятствия, а именно режим санкций против Северной Кореи. За все инициативы, связанные с развитием отношений в газовой отрасли с российской стороны ответственны Министерство энергетики России, ПАО «НО-ВАТЭК» и ПАО Газпром; с корейской стороны Министерство торговли, промышленности и энергетики и компания КОГАЗ (KOGAS).

Еще одним важным направлением сотрудничества в рамках «Девяти мостов» является трехсторонний железнодорожный проект, под которым подразумевается реконструкция Транскорейской железной дороги и ее соединение с Транссибирской магистралью.

Данная инициатива требует огромных инвестиций, но первые шаги уже предпринимаются Южной Кореей, которая в настоящее время активно проводит исследования состояния железных дорог Северной Кореи и проводит консультации с Россией (офис ^гаИ в Москве был открыт в конце 2018 года) [8]. Но хотя строительство железной дороги представляется долгосрочным проектом, у РК и РФ также есть краткосрочная цель: восстановить логистический проект Раджин-Хасан, который предполагал доставку по железной дороге из России грузов в северокорейский город Раджин с последующей переправкой морем в порты Южной Кореи или других стран. Были осуществлены несколько поставок российского угля в Южную Корею, но в последнее время проект простаивает. Южная Корея, которая до 2016 года была инвестором и получателем услуг в этом совместном предприятии, теперь может возобновить свое участие в нем, поскольку Раджин-Хасан освобожден от санкционного списка ООН [9].

С российской стороны развитием транспортного сотрудничества занимается Министерство транспорта России и ПАО «РЖД», а с корейской стороны: Министерство земель, инфраструктуры и транспорта, компания KORAIL.

Дальнейшие перспективы развития экономических отношений между РФ и РК

Поскольку президент Мун уделил особое внимание отношениям с Россией в своей «Новой северной политике», две страны приложили особые усилия для развития двустороннего сотрудничества. Контакты на высоком уровне активизировались, а рабочие встречи стали более разнообразными и целенаправленными.

Однако в 2019 году активность обеих стран начала снижаться. Через два года после создания специального президентского комитета, которому поручено планировать и координировать совместные усилия в экономической сфере, лишь незначительное количество результатов было достигнуто.

Тем не менее, показатели двусторонней торговли продолжают расти, практически не меняя своей структуры. Объем новых инвестиций РК в российский Дальний Восток пока не вырос, несмотря на усилия Южной Кореи по оказанию помощи ее бизнесу в поиске прибыльных российских проектов.

Россия и Южная Корея действительно нашли общий язык, и можно ожидать, что двустороннее сотрудничество будет плодотворным. Несмотря на то, что Россия вряд ли сможет стать ключевым партнером Южной Кореи, для Сеула чрезвычайно важно улучшить отношения с Россией с точки зрения диверсификации торговли

и дипломатии. Тем не менее, существует множество проблем, которые влияют на экономическое сотрудничество, включая внутренние и внешние.

Самым серьезным препятствием для экономических отношений являются санкции, наложенные на Россию со стороны США, и ядерная проблема Северной Кореи. По мнению некоторых южнокорейских экспертов, если Запад не ослабит экономические санкции против России, двустороннее экономическое сотрудничество не даст существенных результатов.

Кроме того, некоторые из проектов, объявленных в рамках стратегии «Девяти мостов», такие как строительство газопровода, соединение железных дорог и привлечение рабочей силы из Северной Кореи для работы в промышленном комплексе в Приморской области, требуют межкорейского примирения.

Также присутствуют многочисленные конфликты интересов (конкуренция между портом в городе Раджин и портами в Приморском крае, проект транскорейского газопровода и поставки российского СПГ в Южную Корею, судостроительные отрасли в России и Южной Корее) и примеры неудачных сделок (отказ DSME от инвестиционного соглашения с верфью "Звезда").

При проведении более глубокого анализа можно сделать вывод о наличии проблем с нахождением взаимовыгодных проектов, которые могут быть реализованы быстро и без помощи правительства. В сентябре 2017 года президент Мун сравнил недавно созданный Президентский комитет по северному экономическому сотрудничеству с российским министерством развития Дальнего Востока в его роли в создании государственной системы сотрудничества в развитии Дальнего Востока. Данный комитет действует скорее, как консультативный орган, потому что у него мало постоянных сотрудников и он не имеет полномочий для принуждения к выполнению своих решений.

Более того, после того, как Сон Ёнгиль ушел со своего поста председателя в июле 2018 года, деятельность этого специального органа практически прекратилась.

В то же время основной целью Москвы в развитии дальневосточных регионов является обеспечение комфортной социально-экономической среды, которая удерживает и привлекает российское население. Эта цель создает возможности для более широкого экономического сотрудничества с РК.

Совместные проекты в таких областях, как сельское хозяйство, основанные на обилии земель на российском Дальнем Востоке и потребностях РК в импорте продуктов питания, таких как соя; в сфере туризма и услуг, а также медицины и здравоохранения, могут создать новые рабочие места для россиян и улучшить уровень жизни местного населения.

Стоит также отметить, что с тех пор как Россия и Южная Корея в 2014 году ввели безвизовый режим (до 60 дней), количество туристов значительно возросло. Например, 47 245 600 туристов из Южной Кореи посетили Приморский край, что составляет 72% из всех юж-нокорейцев, посетивших Россию в 2017 году [10].

Такое увеличение корейских туристов на российский Дальний Восток требует развития местной туристической инфраструктуры и привлечения большего объема инвестиций в сферу обслуживания. Число российских туристов в Южной Корее также растет, превысив 302 000 человек в 2018 году [11].

Южная Корея является популярным направлением медицинского туризма для граждан России из регионов

Дальнего Востока. РФ также заинтересована в расширении сотрудничества с РК в сфере здравоохранения, особенно в целях улучшения медицинских услуг и инфраструктуры, в первую очередь посредством цифрового здравоохранения.

Например, в декабре 2017 года KT Corp., ведущий оператор мобильной связи Кореи, и ОАО «Российские железные дороги» подписали меморандум о о совместной разработке мобильного диагностического решения для первичной медицинской помощи в медицинских центрах на российских железнодорожных станциях, а также в транссибирских поездах.

В 2018 году Дальневосточный федеральный университет и Пусанский национальный университетский госпиталь подписали соглашение о сотрудничестве для совместного развития телемедицины в Приморском крае [12]. Расширение обмена между людьми и расширение сферы сотрудничества между Россией и Южной Кореей расширяет возможности для сотрудничества. две страны, чтобы превратить свое стратегическое партнерство в реальность, по крайней мере, в экономической сфере.

Литература

1. Официальные сетевые ресурсы Президента России [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/55540 (дата обращения: 06.04.2020)

2. Сайт Комитета экономического сотрудничества по северному направлению [Электронный ресурс]. URL: http://www.bukbang.go.kr/bukbang_ru/ (дата обращения: 07.04.2020)

3. Новостной портал PrimaMedia [Электронный ресурс]. URL: https://primamedia.ru/news/648426/ (дата обращения: 07.04.2020)

4. Сайт Таможенной службы РФ [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru/

5. Сайт Национального исследовательского университета Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. URL: https://energy.hse.ru/gas(дата обращения: 07.04.2020)

6. Новостной портал Ведомости [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/arti-cles/2018/02/14/750898-aziatskom-rinke-gaza-nevigodni-гс^п(дата обращения: 07.04.2020)

7. Сайт АО ГАЗПРОМ [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/skhv/ (дата обращения: 07.04.2020)

8. Новостной ресурс The Diplomat [Электронный ресурс]. URL: https://thediplomat.com/2019/01/a-closer-look-at-south-koreas-plan-for-cooperation-with-russia/(дата обращения: 07.04.2020)

9. Новостной ресурс Интерфакс [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/world/593094(дата обращения: 15.04.2020)

10. Новостной ресурс Eurasia Daily [Электронный ресурс]. URL: https://eadaily.com/ru/ news/2019/11/06/pri-more-voshlo-v-top-3-populyarnyh-u-inostrannyh-turistov-re-gionov-rossii (дата обращения: 15.04.2020)

11. Новостной ресурс Русская Газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2019/01/23/turpotok-rossiian-v-iuzhnuiu-koreiu-prevysil-proshlom-godu-300-tysiach-che-lovek.html (дата обращения: 15.04.2020)

12. Сайт Дальневосточного Федерального Университета [Электронный ресурс]. URL:

X X

о го А с.

X

го m

о

2 О

м о

о

CS

о

CS

in

https://www.dvfu.ru/en/news/enjnternational_coopera-tion/fefu_and_pusan_national_university_hospital_to_de-velop_telemedicine_in_primorye/(дата обращения:

15.04.2020)

13. Современная экономическая интеграция и формирование единого энергетического пространства / Телегина Е.А., Халова Г.О., Еремин С.В., Громов А.И., Бе-логорьев А.М., Полаева Г.Б., Студеникина Л.А., Шоро-хова Е.О., Иллерицкий Н.И. Москва, 2017. Том 2 Энергетическая интеграция государств ЕАЭС: предпосылки, вызовы и возможности.

14. Телегина Е., Халова Г. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами Северо-Восточной Азии // Мировая экономика и международные отношения. 2017. Т. 61. № 4. С. 50-59.

15. Халова Г.О., Шорохова Е.О. Торгово-экономические отношения РФ со странами Центральноазиатского региона // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 10. С. 22-28.

16. Халова Г.О., Смирнова В.А., Аванян Э.А. Роль российских нефтегазовых компаний в укреплении торгово-экономических отношений РФ со странами ЦАР // Нефть, газ и бизнес. 2011. № 3. С. 29-32.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Аванян Э.А., Смирнова В.А., Халова Г.О. Проблемы и перспективы деятельности российских нефтегазовых компаний в Центрально-Азиатском регионе: монография / Э. А. Аванян, В. А. Смирнова, Г. О. Халова ; Российский гос. ун-т нефти и газа им. И. М. Губкина. Москва, 2010.

The "Nine Bridges" strategy and the prospects for the development of Russian-South Korean economic relations Krivosheev M.D.

Moscow State Institute of International Relations Russia The article represents the concept of "Nine Bridges" strategy in the framework of the new political course of South Korea, which is aimed at strengthening economic cooperation with its northern neighbors, including Russia. The author also mentions analysis of the development prospects of the main industry areas of interaction between Russia and the Republic of Korea. Such industry areas are as follows: cooperation in the gas industry, as well as the development of transport infrastructure. There attention is also been drawn to the state bodies and private companies that are responsible for development initiatives in specific industries. In conclusion, the author highlights the projects of Russian-South Korean economic cooperation, which now have already proved their viability in the framework of a new initiative to intensify bilateral economic relations between the countries. Thoughts about further prospects for cooperation and obstacles that the representatives of the two countries have already encountered have also been included to the article. Keywords: Nine Bridges, Russia, South Korea, economic cooperation, New Northern Policy

References

1. The official network resources of the President of Russia [Elec-

tronic resource]. URL: http://kremlin.ru/events/presi-dent/news/55540 (accessed: 04/06/2020)

2. The website of the Committee for Economic Cooperation in the

North [Electronic resource]. URL:

http://www.bukbang.go.kr/bukbang_ru/ (accessed: 04/07/2020)

3. News portal PrimaMedia [Electronic resource]. URL: https://primamedia.ru/news/648426/ (accessed: 04/07/2020)

4. The site of the Customs Service of the Russian Federation [Elec-

tronic resource]. URL: http://customs.ru/

5. The site of the National Research University Higher School of

Economics [Electronic resource]. URL: https://en-ergy.hse.ru/gas(address: 04/07/2020)

6. News portal Vedomosti [Electronic resource]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/arti-cles/2018/02/14/750898-aziatskom-rinke-gaza-nevigodni-ros-sii(date of treatment: 04/07/2020)

7. Website of GAZPROM JSC [Electronic resource]. URL: https://www.gazprom.ru/projects/skhv/ (accessed date: 04/07/2020)

8. News resource The Diplomat [Electronic resource]. URL: https://thediplomat.com/2019/01/a-closer-look-at-south-ko-reas-plan-for-cooperation-with-russia/(address: 04/07/2020)

9. News resource Interfax [Electronic resource]. URL: https://www.interfax.ru/world/593094 (accessed: 04/15/2020)

10. News resource Eurasia Daily [Electronic resource]. URL: https://eadaily.com/en/ news / 2019/11/06 / primore-voshlo-v-top-3-populyarnyh-u-inostrannyh-turistov-regionov-rossii (accessed: 04/15/2020)

11. News resource Russkaya Gazeta [Electronic resource]. URL: https://rg.ru/2019/01/23/turpotok-rossiian-v-iuzhnuiu-koreiu-prevysil-proshlom-godu-300-tysiach-chelovek.html (accessed 15.04.2020)

12. The site of the Far Eastern Federal University [Electronic resource]. URL: https://www.dvfu.ru/en/news/en_interna-tional_cooperation/fefu_and_pusan_national_university_hospi-tal_to_develop_telemedicine_in_primorye/(reported date: 04/15/2020)

13. Modern economic integration and the formation of a single energy space / Telegin E.A., Halova G.O., Eremin S.V., Gromov A.I., Belogoryev A.M., Polaeva GB, Studenikina L.A., Shorokhova E.O., Illeritsky N.I. Moscow, 2017. Volume 2 Energy Integration of the EaEu States: Prerequisites, Challenges and Opportunities.

14. Telegin E., Halova G. Prospects for energy cooperation of the EAEU with the countries of North-East Asia // World Economy and International Relations. 2017.V. 61. No. 4. P. 50-59.

15. Halova G.O., Shorokhova E.O. Trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of the Central Asian region // Oil, gas and business. 2013. No. 10. P. 22-28.

16. Halova G.O., Smirnova V.A., Avanyan E.A. The role of Russian oil and gas companies in strengthening trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of the Central African Republic // Oil, gas and business. 2011. No 3. S. 29-32.

17. Avanian E.A., Smirnova V.A., Halova G.O. Problems and Prospects for the Activities of Russian Oil and Gas Companies in the Central Asian Region: Monograph / E. A. Avanyan, V. A. Smirnova, G. O. Khalova; Russian state. un-t oil and gas them. I.M. Gubka-on. Moscow, 2010.

О Ш

m x

<

m о x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.