Научная статья на тему 'Управление мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда'

Управление мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватели образовательных организаций высшего образования / охрана труда / обучение менеджменту труда / teachers of educational institutions of higher education / labor protection / labor management training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Анатольевна Леонова, Инна Николаевна Сальникова

В основе предлагаемого исследования лежит гипотеза, согласно которой мотивация педагогов образовательных организаций системы высшего образования к формированию компетенций в сфере охраны труда обладает специфическими характеристиками. Авторы вскрывают лежащую в ее основе проблему того, что в силу особенностей трудовой деятельности педагогов высшей школы охрана труда воспринимается как бессодержательная и малозначимая система. Авторы показывают, что внешняя мотивация педагогов к получению необходимых компетенций в сфере охраны труда является малоэффективной. Высоких результатов можно достичь только в случае устойчивой внутренней мотивации. В статье раскрываются факторы, повышающие внутреннюю мотивацию педагогов, даются практические рекомендации по их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of motivation of teachers of higher educational institutions for the formation of competencies in the field of labor protection

The proposed study is based on the hypothesis that the motivation of teachers of educational organizations of the higher education system to form competencies in the field of occupational safety has specific characteristics. The authors reveal the underlying problem of the fact that, due to the peculiarities of the work of teachers of higher education, labor protection is perceived as a meaningless and insignificant system. The authors show that the external motivation of teachers to obtain the necessary competencies in the field of occupational safety is ineffective. High results can be achieved only in the case of sustained internal motivation. The article reveals the factors that increase the internal motivation of teachers, provides practical recommendations for their implementation.

Текст научной работы на тему «Управление мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 378

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-248-252 EDN: https://elibrary.ru/zrnyrt

2015-0066-2/24-988 MOSURED: 77/27-011-2024-02-187

Управление мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда

Ирина Анатольевна Леонова1, Инна Николаевна Сальникова2

1 Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова, Орел, Россия, LeonovaIA@bk.ru

2 Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, Орел, Россия,

inna-salnikova@yandex.ru

Аннотация. В основе предлагаемого исследования лежит гипотеза, согласно которой мотивация педагогов образовательных организаций системы высшего образования к формированию компетенций в сфере охраны труда обладает специфическими характеристиками. Авторы вскрывают лежащую в ее основе проблему того, что в силу особенностей трудовой деятельности педагогов высшей школы охрана труда воспринимается как бессодержательная и малозначимая система. Авторы показывают, что внешняя мотивация педагогов к получению необходимых компетенций в сфере охраны труда является малоэффективной. Высоких результатов можно достичь только в случае устойчивой внутренней мотивации. В статье раскрываются факторы, повышающие внутреннюю мотивацию педагогов, даются практические рекомендации по их реализации.

Ключевые слова: преподаватели образовательных организаций высшего образования, охрана труда, обучение менеджменту труда

Для цитирования: Леонова И. А., Сальникова И. Н. Управление мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда // Вестник экономической безопасности. 2024. № 2. С. 248-252. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-248-252. EDN: ZRNYRT.

Irina A. Leonova1, Inna N. Salnikova2

1 Oryol Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov, Oryol, Russia,

LeonovaIA@bk.ru

2 Oryol State University named after I.S. Turgenev, Oryol, Russia, inna-salnikova@yandex.ru

Abstract. The proposed study is based on the hypothesis that the motivation of teachers of educational organizations of the higher education system to form competencies in the field of occupational safety has specific characteristics. The authors reveal the underlying problem of the fact that, due to the peculiarities of the work of teachers of higher education, labor protection is perceived as a meaningless and insignificant system. The authors show that the external motivation of teachers to obtain the necessary competencies in the field of occupational safety is ineffective. High results can be achieved only in the case of sustained internal motivation. The article reveals the factors that increase the internal motivation of teachers, provides practical recommendations for their implementation.

Keywords: teachers of educational institutions of higher education, labor protection, labor management training

For citation: Leonova I. A., Salnikova I. N. Management of motivation of teachers of higher educational institutions for the formation of competencies in the field of labor protection. Bulletin of economic security. 2024;(2):248-52. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2024-2-248-252. EDN: ZRNYRT.

Мотивация работников на безопасный труд явля- определяется требованиями ГОСТ 12.0.230-2007 «Си-ется неотъемлемым элементом системы управления ох- стема управления охраной труда. Общие требования» раной труда (СУОТ), что в содержательном отношении и ГОСТ Р 54934-2012 «Система менеджмента безопас-

© Леонова И. А., Сальникова И. Н., 2024

Original article

Management of motivation of teachers of higher educational institutions for the formation of competencies in the field of labor protection

PEDAGOGICAL SCIENCE

ности труда и охраны здоровья». В целом как таковая система охраны труда получила достаточно полное научное рассмотрение, что позволило создать целый ряд научных и учебно-методических работ, раскрывающих ее сущностные характеристики, формы и методы реализации. Из их числа отметим работы В. А. Девисилова [2], М. Г. Федорищенко, М. В. Жолобовой, И. В. Егоровой [8], В. Б. Рондырева-Ильинского [4], В. А. Солоповой [5] и ряда других. Достаточно подробно проанализированы концептуальные принципы [9; 10; 11], направления и проблемы совершенствования [1] и педагогические приемы реализации задач системы управления охраной труда, конечным целевым показателем эффективности которой выступает снижение травматизма [12].

Наличие определенных научно-методических разработок не является гарантией полноценного достижения высоких показателей безопасности труда, что демонстрируют данные Росстата по уровню травматизма на производстве [7, с. 126].

Снижение уровня травматизма в 2022 году почти в два раза по сравнению с показателями 2010 года следует признать несомненным успехом реализации системы охраны труда, что, однако не может являться достаточным основанием для самоуспокоенности. Дело в том, что статистическое наблюдение за производственным травматизмом проводится по выборочному кругу видов экономической деятельности, где это явление наиболее распространено: сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство; добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений; строительство; торговля оптовая; транспортировка и хранение; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; деятельность в области информации и связи; деятельность профессиональная, научная и техническая; деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги; деятельность в области здравоохранения и социальных услуг; деятельность в области культуры, спорта, орга-

низации досуга и развлечений; предоставление прочих видов услуг. При этом отдельно показатели по травматизму в сфере высшего образования не учитываются в силу их сравнительно малого количества.

Вместе с тем, формирование компетенций в сфере охраны труда в образовательных организациях высшего образования обладает определенной спецификой, которая частично уже затрагивалась в работах Канунниковой О. А., Сердюк В. С., Бакико Е. В. [3], Солдунова А. В., Солдуновой Л. Ю [6]. Рассматривая вопросы управления охраной труда в образовательных организациях и специфику обучения менеджменту охраны труда работников системы образования вышеупомянутые исследователи оставили без должного внимания вопрос специфической проблемы мотивации педагогов системы высшего образования к формированию компетенций в сфере охраны труда.

Дело в том, что согласно требованиям федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» все педагоги обязаны пройти профессиональное обучение по образовательной программе дополнительного профессионального обучения, рассматривающей вопросы охраны труда и функционирования системы управления охраной труда. При этом в условиях эмпирически фиксируемой собственным непосредственным наблюдением педагогов низким уровнем травматизма данное повышение квалификации на психологическом уровне зачастую воспринимается как формальное, в чем-то ритуальное действие, не имеющее реального содержательного наполнения. Это обстоятельство порождает серьезную проблему внутренней мотивации педагогов образовательных организаций высшего образования к соблюдению требований охраны труда и в целом системы безопасного труда. Иначе говоря, профессорско-педагогический состав вузов не считает в силу своей профессии требования по охране труда чем-то жизненно важным для себя и потому слабо мотивирован на совершенствование уровня собственной компетентности в данной сфере.

В целом мотивация представляет собой побуждение себя или иных акторов (действующих агентов) к

fi.fi. ТРАВМАТИЗМ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

Годы Численнас 1 ь гкк:г:]эдзац..1к при -печатных случая* на Tipmaaoqciae с утратой труда способности на один рабочий день и Более и со смертельным наядам Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со с мергельным кежодом

тыс. челмек на 1 GOG работающих гыс. человек на. 1 ООО рлбатающна

2Ü10 А7.7 2.2 2,0 Ü.094

ИИ 5 га, г 1,3 1,3 0,062

яме 23,3 1.2 1.1 Ö.0Ö

эовд 20,5 1.0 й.д 0.0(6

2021 21,6 1,1 1,2 0,060

2Ü22 20,3 1.0 1.1 Ö.0Ü

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

определенной деятельности для достижения личных целей или целей мотивации организации. В рассматриваемом случае речь идет о реализации целей организации, что и порождает сущностные истоки проблемы мотивации. Педагогические работники, профессорско-преподавательский состав образовательных организаций воспринимают эту цель как сугубо внешнюю для себя, что порождает ожидание внешней же мотивации к достижению данной цели.

Как известно внешняя мотивация формируется под воздействием внешних факторов: условия оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения по службе, меры дисциплинарного наказания или поощрения. Применительно к преподавателям высших учебных заведений меры внешней мотивации как правило совершенно не связаны с показателями травматизма и не ориентированы на конечные итоги системы управления охраной труда. В редких случаях получения травмы сотрудниками и работниками образовательной организации, педагогами или обучающимися травма эта в массовом сознании связана в большей степени не с тем, что тот или иной педагог слабо знал охрану труда, но со случайностью, невезением и прочими субъективными факторами. В сравнении, скажем, с вредным производством, где незнание особенностей обеспечения охраны труда непосредственно приводит к травме, причинно-следственная связь между отсутствием компетенций в сфере безопасности труда и конкретной травмой в образовательной организации значительно менее объективна. Преподаватель воспринимает свой труд как процесс обучения и воспитания студентов, как передачу знаний, умений и навыков, формирование компетенций и если и видит в этом процессе опасность травмы, то только в форме психологической травмы обучающихся в результате неправильно выбранной педагогической технологии, неверных этических действий и т. п.

Внешние меры мотивации реально действуют не в отношении системы управления охраной труда, но в отношении системы дополнительного профессионального образования. Иначе говоря, ценным для педагога является, зачастую сам факт прохождения программы дополнительного профессионального обучения, «корочка», обладание которой может повлечь либо некоторые материальные преимущества (баллы в эффективном контракте, устное поощрение руководства и иные формы). Напротив, отсутствие факта прохождения дополнительной профессиональной программы в сфере охраны труда может повлечь негативные последствия, например, стать препятствием для продвижения по административной лестнице, выступить основанием для отказа в продлении контракта. Факт отсутствия свидетельства о прохождении повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам в сфере охраны труда является условием для осуществления педагогической деятельности. Однако ценен именно сам факт прохождения образовательной программы, а не те конкретные компетенции, которые в нее заложены. По-

следние, как было показано выше, воспринимаются как ненужные, излишние, не соответствующие реальным угрозам и проблемам образовательных организаций.

Преодолением указанных сложностей вполне могла бы выступить система внутренней мотивации, которая в отличие от внешних мер мотивации связана с интересом к деятельности, со значимостью выполняемой работы, со свободой действия и возможностью реализовать себя. Вся проблема заключается только в том, как добиться высоких показателей внутренней мотивации преподавателей образовательных организаций системы высшего образования.

Потенциалом влияния на уровень и характер внутренней мотивации выступают следующие факторы:

- организационная культура в коллективе;

- стиль управления в коллективе;

- психологический климат в коллективе;

- возможности для творчества.

Организационная культура в коллективе педагогов

в целях повышения внутренней мотивации к охране труда должна быть настроена на смысловой центропункт -охрана труда необходима и в образовательном процессе. При этом с учетом уровня образованности преподавательского состава речь должна идти не об обсуждении травм, возникших на вредном производстве вследствие несоблюдения правил, но о тех травмах, которые вполне себе возможны в образовательном процессе. Организационная культура должна стремиться к максимальной ориентации вопросов охраны труда на непосредственную педагогическую и воспитательную деятельность педагогов в их образовательной организации.

Отдельное внимание следует уделять в современных условиях анализу травматизма обучающихся и педагогов, который может возникнуть в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций в образовательной организации. В этом отношении полезно получить знания не только по порядку действия при угрозе террористического акта, воздушной, химической или радиоактивной угрозе, но и, что в не меньшей степени значимо, иметь представление об основах оказания экстренной допси-хологической помощи пострадавшим.

Отметим, что в рамках охраны труда в образовательной организации последний блок вопросов - оказание экстренной допсихологической помощи имеет крайне важное значение. Работники высшей школы в силу наличия у них педагогического образования с обязательными элементами психологической подготовки способны на достаточно высоком уровне при условии предварительного ознакомления с темой в рамках повышения квалификации по охране труда оказать экстренную допсихологическую помощь и тем снизить тяжесть травмы.

Организационная культура, таким образом, выступая элементом формирования внутренней мотивации к охране труда должна предъявлять требования к такому проведению курсов повышения квалификации, при котором педагоги получали бы знания по охране труда,

PEDAGOGICAL SCIENCE

адаптированные под конкретную специфику их деятельности. Организационная культура самих знаний и способа их передачи не должна быть формальной, единой для вредного производства и образовательной организации. От того, насколько руководством образовательной организации, уполномоченными лицами организации предпринимаются меры по созданию таковой организационной культуры в немалой степени зависит уровень внутренней мотивации педагогов к охране труда.

Второй элемент формирования внутренней мотивации - стиль управления в коллективе. В ракурсе вопросов мотивации в сфере охране труда высоких результатов позволяет добиться распределенная модель управления, в рамках которой к обсуждению и решению проблем менеджмента охраны труда и сохранения здоровья работников и обучающихся образовательной организации допускается не узкий круг лиц, а практически весь педагогический коллектив. Здесь мы снова указываем на важное значение высокого уровня интеллектуальной и теоретико-компетентностной подготовки преподавателей, что позволяет им предлагать весьма эффективные меры и нестандартные решения.

Психологический климат в коллективе также выступает значимым элементом внутренней мотивации педагогических работников системы высшего образования. По своей сути психологический климат представляет собой качественную характеристику межличностных отношений, проявляющихся в виде совокупности нравственных и психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности работника в группе. Именно таким образом через нравственные и психологические условия межличностных отношений повышается или понижается внутренняя мотивация работников к деятельности в том числе и в сфере охраны труда.

В рамках изучения психологического климата в педагогическом коллективе, которое должно стать обязательным для руководителя образовательной организации, важно понять, преобладает ли в коллективе доброе, жизнерадостное настроение, либо, напротив, преобладает подавленное, пессимистическое настроение. Нет сомнений в том, что при условии доброжелательности во взаимоотношениях, дружеском расположении членов коллектива внутренняя мотивация к деятельности, в том числе и в сфере охраны труда, формируется более устойчивым образом. Важными также выступают параметры конфликтности или взаимного расположения друг к другу микроколлективов, а также стремление членов коллектива к более тесному общению или, напротив, отдаление, разграничение коллектива. В последнем случае нет никакой возможности говорить о высокой мотивации в том числе и к охране труда. В силу фактического распада коллектива усилия одних членов по участию в менеджменте безопасной жизнедеятельности в образовательной организации неизбежно станут предметом осуждения и насмешек со стороны других.

Завершающим компонентом, влияющим на внутреннюю мотивацию педагогических работников в сфере охраны труда выступают возможности для творческой деятельности. Здесь подчеркнем, что педагогическая деятельность относится к числу профессий, в которой творческий подход является сущностным элементом. Вследствие этого сдерживание творческой активности преподавателей негативно сказывается на их мотивации. Превращение дополнительного профессионального обучения в сфере охраны труда в рутинную закоснелую деятельность есть то обстоятельство, которое не совместимо ни с потенциалом педагогического работника высшей школы, ни с формированием компетенций в системе управления трудом в образовательных организациях.

Подводя основные итоги исследования, следует признать, что ядром проблемы управления мотивацией преподавателей высших учебных заведений к формированию компетенций в сфере охраны труда выступает внешнее, поверхностное отношение преподавателей к вопросам охраны труда. В поведенческом отношении значимостью обладает свидетельство о прохождении обучения в сфере менеджмента безопасной трудовой деятельности, тогда как собственно компетенции (знания, умения и навыки) воспринимаются излишними. Проведенное исследование демонстрирует, что методы внешней мотивации недостаточно эффективны для решения данной проблемы. Гораздо больший эффект достигается путем активизации внутренней мотивации педагогов образовательных организаций высшего образования. Факторами стимулирования внутренней мотивации выступают организационная культура в коллективе, стиль управления в коллективе, психологический климат в коллективе и создание возможности для творчества.

Список источников

1. Веретехина С. В. Совершенствование системы охраны труда как инструмент повышения эффективности труда // Вопросы трудового права. 2019. № 1. С. 74-78.

2. Девисилов В. А. Охрана труда : учебник. М. : ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. 448 с.

3. Канунникова О. А., Сердюк В. С., Бакико Е. В. Влияние уровня компетентности специалиста по охране труда на состояние системы управления охраной труда в образовательном учреждении // В сборнике : Ученые Омска - Региону. Материалы III Региональной научно-технической конференции / Под общ. ред. Л. О. Штри-плинга. 2018. С. 95-100.

4. Основы охраны труда : учебное пособие / под общ. ред. В. Б. Рондырева-Ильинского. Нижневартовск : НВГУ, 2019. 224 с.

5. Солопова В. А. Охрана труда на предприятии : учебное пособие. Оренбург : ОГУ, 2017. 125 с.

6. Солдунов А. В., Солдунова Л. Ю. Обучение охране труда в образовательных организациях : пер-

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

спективы развития охраны труда // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 2 (18). С. 101-105.

7. Труд и занятость в России. 2023 : Стат.сб. / Рос-стат. M., 2023. 180 с.

8. 8. Федорищенко М. Г., Жолобова М. В., Егорова И. В. Охрана труда : учебное пособие. Зерноград : Азо-во-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2016.

9. Филющенко Л. И. Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 2. С. 29-31.

10. Кузнецова Е. А. Программно-целевой метод государственного управления охраной труда // Евразийский союз ученых. 2017. № 12-2 (45). С. 50-53.

11. Акмаммедова А. Управление охраной труда. Суть охраны труда // CognitioRerum. 2023. № 5. С. 100102.

12. Хайруллина Л. И., Тучкова О. А., Чижова М. А. Обучение охране труда как неотъемлемый элемент в системе управления охраной труда и профессионального образования // Вестник НЦБЖД. 2020. № 1 (43). С. 142-148.

References

1. Veretekhina S. V. Improving the labor protection system as a tool for improving labor efficiency // Issues of labor law. 2019. № 1. Р. 74-78 .

2. Devisilov V. A. Labor protection : textbook. M. : FORUM: INFRA-M, 2013. 448 p.

3. Kanunnikova O. A., Serdyuk V. S., Bakiko E. V Influence of the level of competence of an occupational safety specialist on the state of the occupational safety management system in an educational institution // In the

collection: Scientists of Omsk region. Materials of the III Regional Scientifi and Technical Conference. Under the general editorship of L.O. Stripling. 2018. P. 95-100.

4. Fundamentals of labor protection : a textbook / under the general editorship of V. B. Rondyrev-Ilyinsky. Nizhnevartovsk : NVSU, 2019. 224 p.

5. Solopova V. A. Occupational safety at the enterprise : textbook. Orenburg : OSU, 2017. 125 p.

6. Soldunov A. V., Soldunova L. Y. Occupational safety training in educational organizations : prospects for the development of occupational safety // Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development. 2019. № 2 (18). P. 101-105.

7. Labor and employment in Russia. 2023: Stat. sat. / Rosstat. M., 2023. 180 p.

8. Fedorishchenko M. G., Zholobova M. V., Egorova I. V Labor protection : textbook. Zernograd : Azov-Black Sea Engineering Institute of the Donskoy State Agrarian University, 2016.

9. Filyushchenko L. I. The right to safe working conditions in the light of a new concept of labor protection // Labor law in Russia and abroad. 2023. № 2. P. 29-31.

10. Kuznetsova E. A. Programmatically-target method of state management of occupational safety and health // Eurasian Union of Scientists. 2017. № 12-2 (45). P. 50-53.

11. Akmammedova A. Labor protection management. The essence of labor protection // CognitioRerum. 2023. №. 5. P. 100-102.

12. Khairullina L. I., Tuchkova O. A., Chizhova M. A. Occupational safety training as an integral element in the occupational safety management system and vocational education // Bulletin of the National Railways. 2020. № 1 (43). P. 142-148.

Информация об авторах

И. А. Леонова - доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова, кандидат юридических наук;

И. Н. Сальникова - старший преподаватель кафедры сервиса Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева.

Information about the authors

I. A. Leonova - Associate Professor of the Department of Social and Humanitarian Disciplines of the Oryol Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.V Lukyanov, Candidate of Legal Sciences;

I. N. Salnikova - Senior Lecturer of the Department of Service of the Oryol State University named after I.S. Turgenev.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 08.02.2024; одобрена после рецензирования 01.04.2024; принята к публикации 22.04.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 08.02.2024; approved after reviewing 01.04.2024; accepted for publication 22.04.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.