Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»'

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог профессионального обучения / охрана труда в отрасли / профилизация / отрасль производства / студенты / teacher of vocational training / Occupational safety in the industry / specialization / industry / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельграй Н. В., Корнеева А. Н.

Статья посвящена вопросам совершенствования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Проблема, рассмотренная в статье, обусловлена возросшими требованиями к будущим специалистам различных отраслей производства, что выдвигает повышенные требования к подготовке педагогов. Целью статьи является обоснование необходимости профилизации дисциплины «Охрана труда в отрасли» для развития необходимых профессиональных компетенций у будущих специалистов. На основе проведенного анализа нормативно-правовых, психолого-педагогических литературных источников определена проблема несоответствия содержания дисциплины современным требованиям к будущему педагогу профессионального обучения. Выдвинута гипотеза, что профилизация дисциплины «Охрана труда в отрасли» будет способствовать повышению уровня сформированности таких показателей, как готовность к эффективному решению сложных профессиональных задач, знаньевый компонент в предметной области, стремление к дальнейшему постоянному внутреннему росту и саморазвитию, профессиональной мотивации. Методология исследования включает теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановку проблемы; эмпирические: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент и др. По итогам эксперимента была осуществлена оценка результатов обучения и проведен статистический анализ следующих показателей: готовности к решению профессиональных задач, знаньевого компонента в предметной области, наличие стремления к дальнейшему самосовершенствованию и мотивации. В результате исследования авторы приходят к выводу, что содержание дисциплины «Охрана труда в отрасли» требует серьезной модернизации (профилизации), которая позволит повысить эффективность усвоения материала, развить интерес к профессии и, как следствие, подготовить квалифицированного специалиста, соответствующего современным требованиям, способного выполнять трудовые функции на высоком уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бельграй Н. В., Корнеева А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE "OCCUPATIONAL SAFETY IN THE INDUSTRY" FOR STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF TRAINING 44.04.04 "VOCATIONAL TRAINING (BY INDUSTRY)"

The article is devoted to the issues of improving the process of training future teachers of vocational training. The problem discussed in the article is due to the increased requirements for future specialists in various industries, which puts forward increased requirements for the training of teachers. The purpose of the article is to substantiate the need to profile the discipline “Occupational safety in the industry” in order to develop the necessary professional competencies of future specialists. Based on the analysis of regulatory, psychological and pedagogical literary sources, the problem of inconsistency of the content of the discipline, modern requirements for the future teacher of vocational training is determined. The hypothesis is put forward that the profiling of the discipline “Occupational safety in the industry” will contribute to increasing the levels of formation of such indicators: readiness to solve professional tasks, knowledge component in the subject area, the desire for further self-improvement and motivation. The research methodology includes theoretical methods: analysis, synthesis, comparison, generalization, problem statement; empirical: study of literature, documents and results of activity, observation, survey, questionnaire, experiment, etc. According to the results of the experiment, the evaluation of learning outcomes was carried out and a statistical analysis of the following indicators was carried out the formation of readiness to solve professional tasks, the formation of the knowledge component in the subject area, the desire for further self-improvement and motivation. As a result of the study, the authors come to the conclusion that the content of the discipline “Occupational safety in the industry” requires serious modernization (profiling), which will increase the efficiency of mastering the material, develop interest in the profession, and as a result, prepare a qualified specialist who will meet modern requirements, able to perform labor functions at a high level.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 44.04.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н. В. Бельграй

А.Н.Корнеева

Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 3 (93). С. 106-119. Domestic and foreign pedagogy. 2023. Vol. 1, no. 3 (93). P. 106-119.

Научная статья УДК 378.016:331.4

doi: 10.24412/2224-0772-2023-93-106-119

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ОХРАНА ТРУДА В ОТРАСЛИ» ДЛЯ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ

ПОДГОТОВКИ 44.04.04 «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ)»

Наталья Владимировна Бельграй1, Анжелика Николаевна Корнеева2

1 2 Луганский государственный педагогический университет, Луганск, Россия

1 nata.belgraj@bk.ru

2 korneeva_an@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования процесса подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Проблема, рассмотренная в статье, обусловлена возросшими требованиями к будущим специалистам различных отраслей производства, что выдвигает повышенные требования к подготовке педагогов. Целью статьи является обоснование необходимости про-филизации дисциплины «Охрана труда в отрасли» для развития необходимых профессиональных компетенций у будущих специалистов. На основе проведенного анализа нормативно-правовых, психолого-педагогических литературных источников определена проблема несоответствия содержания дисциплины современным требованиям к будущему педагогу профессионального обучения.

© Бельграй Н. В., Корнеева А. Н., 2023

Выдвинута гипотеза, что профилизация дисциплины «Охрана труда в отрасли» будет способствовать повышению уровня сформированности таких показателей, как готовность к эффективному решению сложных профессиональных задач, знаньевый компонент в предметной области, стремление к дальнейшему постоянному внутреннему росту и саморазвитию, профессиональной мотивации.

Методология исследования включает теоретические методы: анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановку проблемы; эмпирические: изучение литературы, документов и результатов деятельности, наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент и др. По итогам эксперимента была осуществлена оценка результатов обучения и проведен статистический анализ следующих показателей: готовности к решению профессиональных задач, знаньевого компонента в предметной области, наличие стремления к дальнейшему самосовершенствованию и мотивации.

В результате исследования авторы приходят к выводу, что содержание дисциплины «Охрана труда в отрасли» требует серьезной модернизации (профилизации), которая позволит повысить эффективность усвоения материала, развить интерес к профессии и, как следствие, подготовить квалифицированного специалиста, соответствующего современным требованиям, способного выполнять трудовые функции на высоком уровне.

Ключевые слова: педагог профессионального обучения, охрана труда в отрасли, профилизация, отрасль производства, студенты

Для цитирования: Бельграй Н. В., Корнеева А. Н. Особенности содержания дисциплины «Охрана труда в отрасли» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» // Отечественная и зарубежная педагогика. 2023. Т. 1, № 3 (93). С. 106-119. аок 10.24412/2224-0772-2023-93-106-119

Original article

FEATURES OF THE CONTENT OF THE DISCIPLINE "OCCUPATIONAL SAFETY IN THE INDUSTRY" FOR STUDENTS STUDYING IN THE FIELD OF TRAINING 44.04.04 "VOCATIONAL TRAINING (BY INDUSTRY)"

Natalia V. Belgrai1, Angelika N. Korneeva2 1 2 Lugansk State Pedagogical University, Lugansk, Russia

1 nata.belgraj@bk.ru

2 korneeva_an@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the issues of improving the process of training future teachers of vocational training. The problem discussed in the

article is due to the increased requirements for future specialists in various industries, which puts forward increased requirements for the training of teachers. The purpose of the article is to substantiate the need to profile the discipline "Occupational safety in the industry" in order to develop the necessary professional competencies of future specialists. Based on the analysis of regulatory, psychological and pedagogical literary sources, the problem of inconsistency of the content of the discipline, modern requirements for the future teacher of vocational training is determined. The hypothesis is put forward that the profiling of the discipline "Occupational safety in the industry" will contribute to increasing the levels of formation of such indicators: readiness to solve professional tasks, knowledge component in the subject area, the desire for further self-improvement and motivation.

The research methodology includes theoretical methods: analysis, synthesis, comparison, generalization, problem statement; empirical: study of literature, documents and results of activity, observation, survey, questionnaire, experiment, etc. According to the results of the experiment, the evaluation of learning outcomes was carried out and a statistical analysis of the following indicators was carried out the formation of readiness to solve professional tasks, the formation of the knowledge component in the subject area, the desire for further self-improvement and motivation.

As a result of the study, the authors come to the conclusion that the content of the discipline "Occupational safety in the industry" requires serious modernization (profiling), which will increase the efficiency of mastering the material, develop interest in the profession, and as a result, prepare a qualified specialist who will meet modern requirements, able to perform labor functions at a high level.

Keywords: teacher of vocational training, Occupational safety in the industry, specialization, industry, students

For citation: Belgrai N. V., Korneeva A. N. Features of the content of the discipline "Occupational safety in the industry" for students studying in the field of training 44.04.04 "Vocational training (by industry)". Domestic and Foreign Pedagogy. 2023;1(3):106-119. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2023-91-106-119

Введение

В современном мире наблюдается значительная нехватка высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять профессиональную деятельность в различных отраслях экономики, быстро реагировать на запросы рынка труда. Ускорение темпов научно-технического прогресса, развития компьютерных технологий в производственном секторе обуславливает потребность общества в пересмотре и корректировке некоторых элементов в подготовке педагогов профессионального

обучения. В связи с этим перед высшим профессиональным образованием стоит задача по созданию, внедрению и реализации таких технологий, которые соответствовали бы требованиям ФГОС и соотносились с потребностями реального сектора производства. Для обеспечения независимости в экономике, науке, образовании, производстве России нужны квалифицированные специалисты. Чтобы обеспечить государство такими специалистами, необходимо сформировать конкурентоспособную личность учителя, педагога, наставника, имеющего не только профессиональные знания, но и способного к нестандартному мышлению, обладающему коммуникативными умениями, профессиональной мобильностью, способностью выполнять обязанности широкого спектра.

Единственным и наиболее объективным способом определения качества подготовки студентов является количественный показатель, указывающий на соотношение выпускников и молодых специалистов, которые смогли трудоустроиться по специальности. Данные Росстата указывают на то, что большая часть выпускников не может трудоустроиться в соответствии с полученной профессией [2].

К причинам данного явления можно отнести стремительные изменения в технологической сфере (внедрение автоматизированной техники, компьютерных технологий, изменение состава сырья, оборудования, инструмента и т.д.), повышающиеся требования к уровню знаний и умений выпускника, а также отсутствие профессиональной заинтересованности, которая должна формироваться и развиваться в течение всего периода обучения и в процессе профессиональной деятельности.

Наше мнение согласуется с мнением ученых, которые занимались данной проблематикой. Востребованный специалист — это специалист, способный реализовать свой профессиональный потенциал в полной мере, готовый к решению сложных производственных задач, чувствующий потребность в постоянном саморазвитии и самообразовании [1; 5].

Проблема исследования

Новое постиндустриальное общество требует принципиально иного подхода к организации любого образовательного процесса. Для скорейшего решения поставленных задач в профессиональном образовании необходимо развитие интеллектуального потенциала подрастающего поколения, развития навыков, связанных с непосредственной профессиональной деятельностью, критического мышления, самоанализа,

осознания собственной значимости в профессиональной деятельности, творческих возможностей. Для достижения поставленных целей профессиональному образованию необходимо постоянно обращаться к «профилю», «отрасли», «конкретной профессиональной деятельности». Акцентирование внимания на профилизации обучения будет способствовать становлению личности и профессионала, способного в сложных производственных условиях выполнять трудовые функции на высоком профессиональном уровне.

Цель статьи заключается в представлении полученных результатов эксперимента, посвященного корректировке содержания дисциплины «Охрана труда в отрасли». Предложенные изменения будут оказывать положительное воздействие на процессы становления будущего педагога-профессионала, повышения заинтересованности студентов в самом процессе обучения, мотивации к профессиональной деятельности, познавательной активности.

Обзор литературы

Охрана труда в ультрасовременном мире имеет решающее значение в процессе организации любой деятельности. Постоянное совершенствование научно-производственной отрасли, возникновение новейших технологий, средств и методов организации производства ставит перед руководителями сложные задачи, связанные с системой охраны труда на предприятии. Неукоснительное соблюдение правил охраны труда позволяет защитить работников предприятия от вредных и опасных производственных факторов; значительно сократить текущие расходы по обслуживанию производственного процесса и, как следствие, исключить серьезные экономические траты; повысить производительность и качество труда всех работников предприятия; сохранить жизнь и здоровье [3].

Отметим, что использование морально и физически устаревшего оборудования, технологий, влечет за собой несоизмеримую опасность, которая почти всегда приводит к несчастным случаями различной степени тяжести. В связи с этим возрастает значимость вопросов охраны труда в каждой конкретной отрасли, что обуславливает необходимость фиксации внимания на подготовке рабочих и служащих для различных сфер производства.

В соответствии со ст. 73 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

№ 273 от 29 декабря 2012 года «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования» [6].

Изученные нами документы еще раз подтверждают необходимость и важность профилизации дисциплины «Охрана труда в отрасли». Анализ наработок ученых, посвященных профилизации обучения, позволил нам выделить ряд исследований педагогов и психологов (Т. П. Афанасьева, С. Ю. Барсукова, Е. В. Воронина, М. Н. Румянцева, И. В. Ильина, Г. Н. Подчалимова, К. В. Харченко, Т. И. Шамова и др.), которые единодушны во мнении о необходимости постоянного включения студентов в реальный производственный или учебный процесс, непосредственно связанный с их будущей профессиональной деятельностью.

Более современные исследования показывают, что обучение сегодня является фактически мультидисциплинарным — поликонтекстуальным [13, с. 157].

Ученые Е. Н. Фуртова и Л. З. Тархан акцентируют внимание на профессионализации с учетом трудовых функций, которые рассматриваются через описание действий [4; 7].

Привлекает внимание опыт Норвегии, где обязательная интеграция общих и профессиональных дисциплин в системе СПО закреплена законодательно [14].

Обращаясь к зарубежной практике, отметим опыт профилизации (специализации) обучения (США, Великобритания) через формирование индивидуального и личностно ориентированного характера обучения с использованием широкого спектра элективных предметов [8; 10].

Анализ опыта зарубежных ученых подтверждает положительное влияние профилизации общеобразовательных дисциплин (физической культуры и спорта, медицины, безопасности технологических процессов и др.) [9; 11; 12; 15].

Методология исследования

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные идеи ученых, посвященные особенностям подготовки специ-

алистов для различных сфер производства, роли профильного подхода в повышении эффективности профессионального образования, в частности обеспечение качества подготовки инженеров-педагогов (А. В. Дяченко, Е. Б. Ерцкина, Э. Ф. Зеер, В. О. Зинченко, В. И. Кудзоева, Л. З. Тархан, Н. П. Чурляева, Т. В. Яковенко) проблемно и профессионально ориентированному подходу в профессиональном образовании (В. С. Безрукова, О. Г. Гилязова, В. В. Готтинг, А. Я. Данилюк, С. Е. Карих, Т. А. Дмитренко, М. А. Дремина, Е. Б. Ерцкина, Э. Ф. Зеер, Е. И. Никифорова, Д. В. Санников, Л. А. Ядвиршиц, Ф. Г. Ялалов).

Научная новизна исследования состоит в том, что разработаны, экспериментально апробированы методические рекомендации к проведению практических работ по дисциплине «Охрана труда в отрасли»; рассмотрен феномен профилизации в контексте выявления специфики этого вида деятельности и учета особенностей при подготовке будущих педагогов профессионального обучения.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты конкретизируют теоретические представления о сущности профилизации и ее значении для осуществления полифункциональной профессионально-педагогической деятельности. Полученные в процессе исследования результаты могут послужить теоретической базой для дальнейших научных изысканий в области решения проблем профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения.

Практическая значимость результатов исследования определяется их готовностью к использованию в процессе профессиональной подготовки магистров по направлению 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)», возможности совершенствования на их основе содержания и учебно-методического обеспечения, чему способствовали разработанные методические рекомендации к выполнению практических работ по дисциплине «Охрана труда в отрасли».

Основная часть

Дисциплина «Охрана труда в отрасли» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки магистров по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)».

Цель учебной дисциплины «Охрана труда в отрасли» заключается в формировании у будущих специалистов знаний и умений в сфере

управления охраной труда в отрасли, выявления и изучения производственных опасностей и профессиональных вредностей, разработки методов их предотвращения или уменьшения для обеспечения безопасности труда человека на предприятиях отрасли и в учреждениях образования согласно действующим нормативно-правовым актам.

Задачи дисциплины:

1) ознакомить с основными положениями трудового законодательства в области охраны труда;

2) уделить особое внимание особенностям управления охраной труда на предприятиях и в организациях отрасли;

3) научить определять опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте (в отрасли);

4) описать методы и способы обеспечения безопасности эксплуатации производственного оборудования и производственных процессов;

5) рассмотреть процедуру расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, порядок возмещения ущерба пострадавшим от несчастных случаев и профзаболеваний, штрафные санкции к предприятиям за нарушение нормативных актов по охране труда в определенной отрасли производства;

6) привить навыки выбора оптимальных условий и режимов труда, организации рабочих мест на основе современных технологических и научных достижений по охране труда в отрасли.

Важно отметить, что в Луганском государственном педагогическом университете уделяется огромное внимание дисциплине «Охрана труда в отрасли», однако она в большей степени поддерживает педагогический аспект, упуская профиль (то есть отрасль), в котором будущий специалист будет осуществлять деятельность.

Считаем необходимым дополнить (скорректировать) программы дисциплины «Охрана труда в отрасли» практическими заданиями, ориентированными на профиль. Для подтверждения нашей теории нами был проведен педагогический эксперимент на базе кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

В эксперименте приняли участие 43 студента 1-го курса магистратуры, обучающиеся по таким направлениям подготовки: 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям). Технология и организация общественного питания, Технология изделий легкой промышленности,

Технология художественной обработки материалов».

Были выделены экспериментальная и контрольная группы. В экспериментальную группу вошли студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Технология и организация общественного питания» (22 студента), а в контрольную — обучающиеся по направлению подготовки «Технология изделий легкой промышленности» и «Технология художественной обработки материалов» (23 студента). В экспериментальной группе обучение дисциплине «Охрана труда в отрасли» реализовывалось с использованием разработанных профильно- и практико-ориенти-рованных практических заданий. А в контрольной группе обучение проходило с использованием разработанной общей программы.

Эксперимент проходил в несколько этапов: 1-й (подготовительный) — 2020/2021 учебный год; 2-й (эксперимент) — 2021/2022 учебный год; 3-й (заключительный) — сентябрь — ноябрь 2022 года.

Во время подготовительного этапа эксперимента нами были изучены и проанализированы необходимые документы: ФГОС по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» (№ 129 от 22.02.2018), профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Приказом № 832-н от 26.12.2019 (рег. № 5 8533 от 01.06.2020) признало утратившим силу приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 608 от 08.09.2015. Отметим, что, хотя данный профессиональный стандарт и утратил силу и не принят новый, в контексте нашего исследования мы вправе воспользоваться некоторыми выдержками.

Анализ нормативных документов позволяет нам сделать выводы о необходимости изучения именно технологической составляющей деятельности будущих педагогов профессионального обучения и неотъемлемой части — охраны труда. Например, решение профессиональных задач в условиях реальной производственной деятельности, выполнение отдельных трудовых функций, операций и приемов на конкретном рабочем месте; проводить проверку исправности оборудования; обеспечивать на занятиях порядок и сознательную дисциплину, проводить инструктаж по охране труда и т.д.

Обращаясь к опыту отечественных ученых-практиков, отметим, что профессиональная направленность обучения может быть эффективно

реализована при составлении практико-ориентированных заданий в рамках практических работ. Такой вид деятельности позволяет систематизировать, закрепить, расширить полученные в результате теоретического обучения знания посредством приобретения начального практического опыта. Учет профиля будет способствовать приобретению компетенций по комплексному применению знаний для решения практико-ориентированных задач в будущей профессиональной деятельности специалиста [1; 4; 5].

В процессе эксперимента нами были разработаны методические рекомендации к выполнению практических работ с учетом особенностей отрасли, технологий, производственных процессов и сырья.

Перечень практических работ по дисциплине «Охрана труда в отрасли» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.04.04 «Профессиональное обучение (по отраслям). Технология и организация общественного питания»:

1. Оформление нормативно-технической документации по охране труда в отрасли общественного питания.

2. Исследование особенностей микроклимата в различных помещениях предприятий общественного питания.

3. Анализ системы «человек — производственная среда». Особенности электробезопасности на производственных предприятиях пищевого профиля.

4. Анализ причин травматизма на предприятиях общественного питания. Определение коэффициентов травматизма: общего, частоты, тяжести. Первая помощь.

5. Изучение устройства и овладение приемами эксплуатации средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи. Составление плана эвакуации людей при пожаре в предприятии общественного питания. Особенности тушения оборудования под напряжением. Особенности тушения пожаров в цехах предприятия общественного питания.

6. Вредные вещества в рабочей зоне. Методы защиты от вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Использование средств коллективной и индивидуальной защиты.

При выполнении задания студенты приобретают опыт оперирования профессиональными терминами, использования имеющегося опыта и знаний для решения практико-ориентированных задач.

По итогам эксперимента была осуществлена оценка результатов

обучения и проведен статистический анализ следующих показателей: сформированность готовности к решению профессиональных задач, сформированность знаньевого компонента в предметной области, наличие стремления к дальнейшему самосовершенствованию и мотивации. Для оценивания результатов нами был применен следующий инструментарий:

- оценка уровня готовности к решению профессиональных задач (авторская анкета);

- предметное знание профессиональной дисциплины (итоговый тестовый контроль по дисциплине);

- наличие стремления к дальнейшему самосовершенствованию и мотивации (по Г. В. Резапкину).

В педагогических исследованиях широко применяется опыт разработки различных критериев и показателей сформированности исследуемых компетенций или качеств. В данной работе мы исследуем изменения по деятельностному, когнитивному, мотивационному критерию. Таким образом, каждый участник педагогического эксперимента должен ответить на ряд поставленных вопросов авторской анкеты, ответить на тестовые задания итоговой точки контроля по дисциплине, пройти тест.

Результаты исследования

После получения ответов нами был проведен анализ результатов эксперимента. По результатам проведенного сравнительного и качественного анализа ответов по деятельностному критерию нами были получены следующие данные: около 78% опрошенных в ЭГ отметили свой потенциал в готовности решения профессиональных задач. И только 39% студентов в КГ были уверены в своих силах. Отразим результаты исследования по знаньевому и мотивационному критериям в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Результаты эксперимента по знаньевому критерию

№ п/п Количество баллов ЭГ (%) КГ (%)

90-100 5 5

83-89 39 27

75-82 25 19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

74-63 20 37

62-50 11 12

I Н. В. Бельграй, А. Н. Корнеева Таблица 2

Результаты эксперимента по мотивационному критерию

№ п/п Уровень показателя (баллы) ЭГ (%) КГ

1 Высокий (6-8) 84 33

2 Средний (3-5) 16 41

3 Низкий(0-2) 0 26

Заключение

Полученные результаты в экспериментальной группе продемонстрировали положительную динамику по всем показателям. На основе данных можно заключить, что предложенные нами изменения в дисциплине «Охрана труда в отрасли» являются не единственным действенным способом, однако значительно повышают качество обучения, общую заинтересованность, мотивацию к обучению.

Итоги проведенного эксперимента позволяют нам сделать вывод, что основная задача высшего профессионального образования заключается в качественной подготовке специалиста, способного самостоятельно осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне. Выпускник должен быть готов к решению сложных практических задач даже в экстремальных условиях, постоянной рефлексии и творческому развитию. Для того чтобы соответствовать изменяющимся требованиям рынка труда, необходимо постоянное повышение образовательного и профессионального уровня, которые могут реализовываться за счет обоснованных корректировок образовательного процесса.

Перспективы исследования мы видим в разработке ориентированных на профиль программ по общеобразовательным дисциплинам как эффективной педагогической технологии, которая может применяться с целью повышения качества подготовки не только педагогов профессионального обучения, но и будущих рабочих и служащих для различных сфер производства и образования.

Список источников

1. Галушко Н. В. Педагогические условия формирования технико-технологической компетентности у будущих инженеров-педагогов Н. В. Галушко // Ярославский педагогический вестник. 2020. № 1 (112). С. 93-100. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rhr.ru/index/rule/social_ work_and_PR/5081,0.html (дата обращения: 11.01.2023).

2. Итоги выборочного обследования рабочей силы / Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (дата обращения: 20.12.2022).

3. Карнаух Н. Н. Охрана труда: учебник для вузов / Н. Н. Карнаух. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. 343 с. (Высшее образование). ISBN978-5-534-15940-0 // Образовательная платформа «Юрайт» [Электронный ресурс]. URL: https://urait.ru/bcode/510309 (дата обращения: 09.03.2023).

4. Тархан Л. З. Модель формирования технологической компетентности будущих педагогов профессионального обучения / Л. З. Тархан, С. З. Хаялиева // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. 2017. № 3 (57). С. 95-100.

5. Теоретико-практические аспекты инженерно-педагогического образования / под ред. канд. пед. наук В. О. Зинченко. М.: Мир науки, 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://izd-mn. com/PDF/24MNNPM18.pdf (дата обращения: 17.12.2022).

6. Федеральный закон об образования [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.12.2022).

7. Фуртова Е. Н. Проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин на основе профессионального стандарта / Е. Н. Фуртова // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: сборник статей всероссийской конференции с международным участием. Ярославль, 2021. С. 256-261.

8. Careers Education and Guidance in England. A National Framework 11-19 // DfES. 09/2019. 42 p.

9. Chen G. Developing a talent training model related to chemical process safety based on interdisciplinary education in China / G. Chen, X. Li, X. Zhang, et al. // Education for Chemical Engineers. 2021. Vol. 34. P. 115-126.

10. Fj0rtoft H. Navigating the boundaries between home, work and school. Teaching values and literacies in VET // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 85. P. 157-166.

11. Garcia-Ricoa L. M. The building up of professional aptitudes through university service-learning's methodology in sciences of physical activity and sports / L. M. Garcia-Ricoa // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0742051X21001268?via%3Dihub (дата обращения: 11.01.2023).

12. Griffo J. M. A systematic review of integrative practices in physical education (2009-2018) / J. M. Griffo, P. Hodges-Kulinna, R. Harri, et al. // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 104 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101689 (дата обращения: 11.01.2023).

13. Regulations of the Education Act (FOR-2006-06-23-724) [Электронный ресурс]. URL: https://lovdata.no/dokument/SF/forskrift/2006-06-23-724 (дата обращения: 11.01.2023).

14. Skarpaas K. G. Vocational orientation — A supportive approach to teaching L2 English in upper secondary school vocational programmes / K. G. Skarpaas // International Journal of Educational. 2021. Vol. 2 (2) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2666374021000340 (дата обращения: 11.01.2023).

15. Tosunoz K. Perceptions of interdisciplinary education and readiness for interprofessional education of nursing students: A sample of three different cities in Turkey / K. Tosunoz, S. K. Yikar, Z. Qer^er, et al. // Nurse Education Today. 2021. Vol. 97 [Электронный ресурс]. URL: https: //doi.org/10.1016/j. nedt.2020.104673 (дата обращения: 11.01.2023).

References

1. Galushko N. V. Pedagogicheskie uslovija formirovanija tehniko-tehnologicheskoj kompetentnosti u budushhih inzhenerov-pedagogov N. V. Galushko // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2020. № 1 (112). S. 93-100. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.rhr.ru/index/rule/social_work_and_ PR/5081,0.html (data obrashhenija: 11.01.2023). [In Rus].

2. Itogi vyborochnogo obsledovanija rabochej sily / Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Jelektronnyj resurs]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11110/document/13265 (data obrashhenija: 20.12.2022). [In Rus].

3. Karnauh N. N. Ohrana truda: uchebnik dlja vuzov / N. N. Karnauh. 2-e izd., pererab. i dop. M.: Jurajt, 2023. 343 s. (Vysshee obrazovanie). ISBN978-5-534-15940-0 // Obrazovatel'naja platforma «Jurajt» [Jelektronnyj resurs]. URL: https://urait.ru/bcode/510309 (data obrashhenija: 09.03.2023). [In Rus].

4. Tarhan L. Z. Model' formirovanija tehnologicheskoj kompetentnosti budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija / L. Z. Tarhan, S. Z. Hajalieva // Uchenye zapiski Krymskogo inzhener-no-pedagogicheskogo universiteta. 2017. № 3 (57). S. 95-100. [In Rus].

5. Teoretiko-prakticheskie aspekty inzhenerno-pedagogicheskogo obrazovanija / pod red. kand. ped. nauk V. O. Zinchenko. M.: Mir nauki, 2018 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://izd-mn.com/ PDF/24MNNPM18.pdf (data obrashhenija: 17.12.2022). [In Rus].

6. Federal'nyj zakon ob obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashhenija: 20.12.2022). [In Rus].

7. Furtova E. N. Proektirovanie soderzhanija obshheprofessional'nyh disciplin na osnove professional'nogo standarta / E. N. Furtova // Social'noe i professional'noe stanovlenie lichnosti v jepohu bol'shih vyzovov: sbornik statej vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Jaroslavl', 2021. S. 256-261. [In Rus].

8. Careers Education and Guidance in England. A National Framework 11-19 // DIES. 09/2019. 42 p.

9. Chen G. Developing a talent training model related to chemical process safety based on interdisciplinary education in China / G. Chen, X. Li, X. Zhang, et al. // Education for Chemical Engineers. 2021. Vol. 34. P. 115-126.

10. Fj0rtoft H. Navigating the boundaries between home, work and school. Teaching values and literacies in VET // International Journal of Educational Research. 2017. Vol. 85. P. 157-166.

11. Garcia-Ricoa L. M. The building up of professional aptitudes through university service-learning's methodology in sciences of physical activity and sports / L. M. Garcia-Ricoa // Teaching and Teacher Education. 2021. Vol. 105 [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/ar-ticle/abs/pii/S0742051X21001268?via%3Dihub (дата обращения: 11.01.2023).

12. GriffoJ. M. A systematic review of integrative practices in physical education (2009-2018) / J. M. Griffo, P. Hodges-Kulinna, R. Harri, et al. // International Journal of Educational Research. 2020. Vol. 104 [Электронный ресурс]. URL: https://doi.org/10.1016/j.ijer.2020.101689 (дата обращения: 11.01.2023).

13. Regulations of the Education Act (FOR-2006-06-23-724) [Электронный ресурс]. URL: https://lov-data.no/dokument/SF/forskrift/2006-06-23-724 (дата обращения: 11.01.2023).

14. Skarpaas K. G. Vocational orientation — A supportive approach to teaching L2 English in upper secondary school vocational programmes / K. G. Skarpaas // International Journal of Educational. 2021. Vol. 2 (2) [Электронный ресурс]. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2666374021000340 (дата обращения: 11.01.2023).

15. Tosunoz K. Perceptions of interdisciplinary education and readiness for interprofessional education of nursing students: A sample of three different cities in Turkey / K. Tosunoz, S. K. Yikar, Z. Qer^er, et al. // Nurse Education Today. 2021. Vol. 97 [Электронный ресурс]. URL: https: //doi.org/10.1016/j. nedt.2020.104673 (дата обращения: 11.01.2023).

Информация об авторах

Н. В. Бельграй — кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны труда А. Н. Корнеева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны труда

Information about the authors

N. V. Belgrai — PhD (Education), Associate Professor of the Department of Life Safety and Labor Protection A. N. Korneeva — PhD (Education), Associate Professor of the Department of Life Safety and Labor Protection

Статья поступила в редакцию 09.02.2023; одобрена после рецензирования 07.03.2023; принята к публикации 16.05.2023. The article was submitted 09.02.2023; approved after reviewing 07.03.2023; accepted for publication 16.05.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.