Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1766
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максютова Н.Н.

В статье описаны результаты мониторинга преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. Цель исследования - оценка уровня профессиональной ориентации общеобразовательных дисциплин, а также методы и формы ее реализации на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максютова Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING OF GENERAL SUBJECTS TAKING INTO ACCOUNT THE PROFESSIONAL ORIENTATION OF PROGRAMS

The article describes the results of teachers monitoring of general education disciplines of educational organizations implementing secondary vocational programs. The purpose of the study is to assess the level of vocational orientation of general education disciplines as well as methods and forms of its implementation in practice.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОГРАММ»

УДК 377.5

ПРЕПОДАВАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

С УЧЕТОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

ПРОГРАММ

Н.Н. Максютова

TEACHING OF GENERAL SUBJECTS TAKING INTO ACCOUNT THE PROFESSIONAL ORIENTATION

OF PROGRAMS

N.N. Maksyutova

Аннотация. В статье описаны результаты мониторинга преподавателей общеобразовательных дисциплин образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования. Цель исследования - оценка уровня профессиональной ориентации общеобразовательных дисциплин, а также методы и формы ее реализации на практике.

Abstract. The article describes the results of teachers monitoring of general education disciplines of educational organizations implementing secondary vocational programs. The purpose of the study is to assess the level of vocational orientation of general education disciplines as well as methods and forms of its implementation in practice.

Ключевые слова: профессиональная направленность, профессиональная ориентация, интеграция общеобразовательных дисциплин.

Keywords: professional orientation, vocational guidance, integration of general education disciplines.

Одним из основных и объективных показателей качества подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях является удельный вес численности выпускников, завершивших обучение и трудоустроившихся в течение одного года после завершения обучения, в общей численности выпускников. Для российской системы среднего профессионального образования (СПО) данный показатель ежегодно составляет чуть больше половины [3]. К причинам данного явления можно отнести стремительное изменение рынка труда, производственных процессов и инструментов, а также отсутствие профессиональной направленности личности выпускников.

Утверждение, о том, что профессиональная направленность обучения -это значимый фактор успешности профессиональной деятельности выпускника, сегодня является аксиомой. Наиболее распространённым является понимание профессиональной направленности применительно к личности. Однако ее формирование происходит последовательно: в процессе профессиональной ориентации, профессионального обучения и последующей деятельности. Наибольшее влияние оказывает система профессионального обучения, которая формирует мотивацию, ценности, интересы и профессиональные компетенции.

Поэтому можно утверждать, что в основе профессиональной направленности личности лет соответствующая ориентация обучения в целом и курс общеобразовательных дисциплин - в частности.

Законодательную основу профессиональной ориентации общеобразовательных дисциплин в системе СПО составляют документы федерального (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 30 апреля 2021 г. № Р-98 «Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования») и региональных (проекты «Современная школа») уровней. Именно разработка документального сопровождения стало импульсом для исследования практики внедрения методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО.

Профессиональная направленность обучения в системе СПО и высшей школе рассматривается отечественными учеными и педагогами с различных позиций и предметных областей. Достаточно подробно изучены вопросы профессиональной ориентации учебных занятий по иностранным языкам (И.В. Комарцева), литературе (Е.А. Антонова), математике (Н.В. Филиппова, Т.В. Рудина), химии (Т.И. Анисимова, Ю.П. Мельник) и физической культуре (В.А. Кабачков, С.А. Полиевский).

М.И. Махмутов отмечает, что профессиональная направленность общеобразовательных дисциплин, независимо от профиля, предусматривает использование «педагогических средств, формирования знаний, умений, навыков и в то же время успешно формируют интерес к профессии и профессиональные качества личности» [2, с. 11].

Согласно В.В. Княжевой, реализация профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин должна включать в себя структурирование и отбор содержания курса общеобразовательных дисциплин, их интеграцию с профессиональными модулями и МДК, использование современных, эффективных способов реализации учебного курса [1].

Е.Н. Фуртова рассматривает проектирование содержания рабочих программ общеобразовательных дисциплин через призму профессионального стандарта. Профессиональная ориентация должна осуществляться не с учетом компетенции, а учитывать трудовые функций, которые рассматриваются через описание действий [6].

Как отмечает О.В. Таканова, основными требованиями к содержанию общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности являются:

- когнитивная доступность - возможность включения отдельных содержательных элементов профессиональных дисциплин с учетом познавательных возможностей первокурсников;

- рациональность содержания дисциплины, реализованная с учетом актуальных мотивов выбора профессии, основных потребностей, ценностных

ориентаций студентов - обеспечение максимальных возможностей для формирования профессиональной ориентированности студентов при исключении всего второстепенного в содержании;

- валидность материала - обоснованность выбора информации, ее актуальность, значимость, точность [5].

Анализ исследований зарубежных авторов по проблеме показывает большое количество работ, описывающих профессиональную направленность личности студента, возможности профессионального образовательного учреждения в ее становлении. Работ, направленных на изучение преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ, относительно немного. Как отмечает R. Sweet, в большинстве стран Европы, Азии и США в учебном плане по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих значительную долю занимают общеобразовательные предметы [17]. Более современные исследования отмечают, что сегодня обучение является фактически мультидисциплинарным - поликонтекстуальным [10, с. 157]. В свою очередь интеграция общего и профессионального содержания рассматривается как средство повышения уровня выпускников профессиональных программ [15]. Интересным представляется опыт Норвегия, где обязательная интеграция общих и профессиональных предметов в системе СПО прописана законодательно [14].

Достаточное количество иностранных публикаций подтверждает положительное влияние интегрированные занятия на качество профессионального обучения [8; 13]. Исследователи приходят к выводам, схожим с отечественными: влияние профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин на положительную профессиональную мотивацию и профессиональное развитие в целом однозначно. Также имеются эмпирические исследования, подтверждающие положительное влияние интеграции общеобразовательных и профессиональных дисциплин на развитие профессиональных компетенций специалистов различных сфер: физической культуры и спорта [11], безопасности технологических процессов [9], медицины [12; 18], общего образования [16].

С целью изучения имеющегося профессионального потенциала преподавателей СПО, реализующих общеобразовательные дисциплины, было организовано и проведено мониторинговое исследование педагогов образовательных организаций Волгоградской области, реализующих программы среднего профессионального образования.

В качестве инструмента проведения мониторинга были выбраны Google-формы, позволяющие структурировать ответы и быстро проанализировать результаты. В исследовании приняли участие 985 преподавателей из 46 учебных заведений региона (колледжей, техникумов, профессиональных училищ). Тендерное соотношение респондентов - 80,9 % женщин и 19,1 % мужчин. Такая диспропорция является ожидаемой, транслирующей ситуацию в целом по СПО.

Почти треть преподавателей (29,1 % от общего числа) моложе 40 лет. Половина опрошенных (50,2 %) в возрасте от 40 до 60 лет. Старше 60 лет

незначительная часть педагогов (15,7 %). Практически все преподаватели имеют высшее образование (98,1 % респондентов).

Как было отмечено ранее, сочетание обязательной и вариативной частей содержания общеобразовательной дисциплины является значимым фактором сохранения интереса к выбранной профессии и повышает качество образования. Для оценки данной возможности респондентам был предложен вопрос: «Каким образом осуществляется содержательная интеграция Ваших общеобразовательных программ и программ профессионального образования?» Ответы были обработаны и сведены в таблицу.

Таблица 1

Результаты диагностики содержательной интеграции общеобразовательных и профессиональных дисциплин

Вариант ответа % ответов от общего числа респондентов

Включение в содержание рабочих программ общеобразовательных дисциплин тем, учитывающих профиль профессиональной подготовки по профессии или специальности 70,6 %

Внедрение профессионально-ориентированных видов деятельности 11,3 %

Выполнение обучающимися проектов профессиональной направленности 11 %

Проведение внеаудиторных занятий по профессиональному самоопределению 2,9 %

Проведение бинарных занятий 2,1 %

Интеграция отсутствует 2,1 %

Данные также представлены в виде круговой диаграммы (рис. 1):

Рис. 1 - Формы содержательной интеграции общеобразовательных программ и программ профессионального образования

Видно, что почти две трети педагогов осуществляют профессиональную ориентацию общеобразовательных дисциплин исключительно путем интеграции отдельных тем, профессиональных вопросов в содержание учебной дисциплины. Хотелось бы отметить, что данная деятельность часто носит формальный характер, т. к. предварительный анализ рабочих программ показал полное отсутствие тем, учитывающих профиль профессионального обучения.

Чуть более десяти процентов преподавателей общеобразовательных дисциплин внедряют профессионально-ориентированные виды деятельности. Однако какие именно виды педагоги не уточняют. В качестве направлений профессиональной ориентации рассматриваются учебные проекты и проведение внеаудиторной работы по профессиональному самоопределению. Незначительное число респондентов (а именно 2,2 % от общей выборки) организует бинарные занятия, т. е. включающие одновременное изучение двух и более дисциплин.

Далее преподавателям предлагалось ответить о педагогических методах, реализуемых с целью профессиональной ориентации преподаваемых общеобразовательных дисциплин. Чуть более семи процентов опрошенных не смогли ответить на вопрос. Остальные распределились достаточно равномерно. Результаты для визуализации представлены на диаграмме (рис. 2):

Рис. 2 - Педагогические методы, реализуемых с целью профессиональной ориентации преподаваемых общеобразовательных дисциплин

Из диаграммы видно, что наиболее востребованным является метод проектов - его использует одна треть педагогов (32,2 %). Достаточно востребованы профессиональные задания - кейсы (26,6 %), а также игровой метод (21,3 %). Метод технопаркура преподавателям не знаком.

Далее преподавателям предлагалось оценить возможность различных видов работы в обеспечении связи между общеобразовательными и профессиональными дисциплинами: конференция, экскурсия, олимпиада, конкурс профессионального мастерства и учебное занятие. Распределение ответов представлено визуально (рис. 3).

Рис. 3 - Способы реализации профессиональной направленности общеобразовательных дисциплин

Из диаграммы видно, что педагоги отдают предпочтение традиционным видам работы - оценили возможности предметных олимпиад в профессиональной направленности почти половина опрошенных (44,4 %). Также каждый третий преподаватель готов работать в данном направлении путем подготовки студентов к конференциям (30,8 %).

Необходимо отметить, что педагогический потенциал преподавателей, участвующих в мониторинге, достаточно высокий. Отмечен значимый процент успеваемости обучающихся по преподаваемой общеобразовательной дисциплине - почти две трети педагогов имеют успеваемость более 80 %. Следовательно, преподаватели общеобразовательных дисциплин имеют высокий уровень профессиональной подготовки и готовы к внедрению методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ СПО.

В заключение можно отметить, что целью профессиональной образовательной организации является соблюдение баланса в содержании обучения, оптимальном соотношении дисциплин. Общеобразовательные дисциплины являются необходимым элементом профессионального образования и основой для формирования профессиональных компетенций. Их профессиональная направленность позволит не только легко повышать образовательный уровень студента, но и повысит понимание студентом будущей профессии.

Как отмечает И.А. Остробородова, преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ способствует формированию профессионального мировоззрения, профессиональной культуры студента [4].

Данный процесс может быть оптимизирован в результате реализации следующих условий [7]:

- рассмотрение общеобразовательной подготовки, наряду со специальной и производственной как единой системы профессионального образования студента;

- направление общеобразовательной подготовки на формирование базовых знаний и компетенции, необходимых будущему специалисту определенной сферы деятельности;

- ориентация общеобразовательной подготовки на формирование профессионального мировоззрения и профессиональной культуры выпускника;

- включение в содержание рабочих программ общеобразовательных дисциплин тем учитывающих профиль профессиональной деятельности;

- установление тесных деловых взаимоотношения и сотрудничества между преподавателями общеобразовательной и профессиональной подготовки при составлении тематического планирования и распределения часов, отводимых на изучение тем и разделов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Княжева, В. В. Профессиональная направленность дисциплин социально-гуманитарного профиля в системе СПО: практика и технологии / В. В. Княжева. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 2 (136). - С. 590-595.

2. Махмутов, М. И. Принцип профессиональной направленности обучения / М. И. Махмутов. - Челябинск : ЧПУ, 1985. - 127 с. - Текст : непосредственный.

3. О результатах мониторинга качества подготовки кадров в 2020 году : информационный бюллетень. - М. : МИРЭА - Российский технологический университет, 2020. - 39 с. - URL: https://miccedu.ru/static/monitoring-spo.html. - Текст : электронный.

4. Остробородова, И. А. Особенности реализации общеобразовательных дисциплин в профессиональных образовательных организациях / И. А. Остробородова, Е. А. Нефедова. - Текст : непосредственный // Непрерывное образование. -2016. -№ 3 (17). - С. 44-48.

5. Таканова, О. В. Требования к отбору профессионально ориентирующего компонента содержания дисциплины «Иностранный язык» / О. В. Таканова. - Текст : непосредственный // Сборник материалов очно-заочной Региональной научно-практической конференции. - Омск : изд-во Омского ГАУ, 2016. - С. 94-96.

6. Фуртова, Е. Н. Проектирование содержания общепрофессиональных дисциплин на основе профессионального стандарта / Е. Н. Фуртова. - Текст : непосредственный // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов : сборник статей всероссийской конференции с международным участием. - Ярославль, 2021. - С. 256-261.

7. Шапкина, В. А. Профессиональная направленность преподавания общепрофессиональных дисциплин / В. А. Шапкина, И. И. Комиссарова, Н. Н. Габибов. -Текст : непосредственный // PrimoAspectu. - 2019. - № 4 (40). - С. 23-29.

8. Baartman, L.K. Integrating knowledge, skills and attitudes: conceptualizing learning processes towards vocational competence / L.K. Baartman, E. de Bruijn. - Текст : непосредственный // Educ. Res. Rev., Vol. 6 (2), 2011, pp. 125-134.

9. Chen, G. Developing a talent training model related to chemical process safety based on interdisciplinary education in China / G. Chen, X. Li, X. Zhang, G. Reniers. -Текст : непосредственный // Education for Chemical Engineers, Vol. 34, January 2021, pp.115-126.

10. Fj0rtoft, H. Navigating the boundaries between home, work and school. Teaching values and literacies in VET / H. Fj0rtoft. - Текст : непосредственный // International Journal of Educational Research. - Vol. 85, 2017, pp. 157-166.

11. García-Ricoa, L.M. The building up of professional aptitudes through university service-learning's methodology in sciences of physical activity and sports / L.M. García-Ricoa. - Текст : электронный // Teaching and Teacher Education, Vol. 105, September 2021. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/ S0742051X21001268?via %3Dihub.

12. Griffo, J.M. A systematic review of integrative practices in physical education (2009-2018) / J.M. Griffo, P. Hodges-Kulinna, R. Harri, J. Marttinen, S. Battistell. -Текст : электронный // International Journal of Educational Research. - Vol. 104, 2020. -URL: https://doi.org/10.1016/j.ij er.2020.101689.

13. Hiim, H. Ensuring curriculum relevance in vocational education and training: epistemological perspectives in a curriculum research project / H. Hiim. - Текст : непосредственный // Int. J. Res. Voc. Edu. Train., Vol. 4 (1), 2017, pp. 1-19.

14. Regulations of the Education Act (FOR-2006-06-23-724). - URL: https://lovdata.no/dokument/SF/forskrift/2006-06-23-724 . - Текст : электронный.

15. Roberts, C. Embedded teaching and learning of adult literacy, numeracy and ESOL: Seven case studies / C. Roberts, M. Baynham, P. Shrubshall, J. Brittan, B. Cooper, N. Gidley, V. Windsor, J. Eldred, S. Grief, C. Castillino. - Текст : электронный // London: National Research and Development Centre for Adult Literacy and Numeracy, 2005. -URL: https://dera.ioe.ac.uk/29832/.

16. Skarpaas, K.G. Vocational orientation - A supportive approach to teaching L2 English in upper secondary school vocational programmes / K.G. Skarpaas. - Текст : электронный // International Journal of Educational. - Vol. 2-2, 2021. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S2666374021000340.

17. Sweet, R. Upper Secondary Curriculum Structures in OECD Countries (2005) / R. Sweet. - Текст : электронный. - URL: http://hdl.voced.edu.au/10707/349112.

18. Tosunoz, K. Perceptions of interdisciplinary education and readiness for interprofessional education of nursing students: A sample of three different cities in Turkey / K. Tosunoz, S.K.Yikar, Z. £er?er, P. Kara, S. Arslan, E. Nazik. - Текст : электронный // Nurse Education Today. - Vol. 97, February 2021. - URL: https://doi.org/10.1016/j. nedt.2020.104673.

REFERENCES

1. Knyazheva V.V. Professional orientation of social and humanitarian disciplines in the SVO system: practice and technology. Molodoyuchenyy = Young Scientist, 2017, No. 8 (136), pp. 590-595. (In Russian).

2. Mahmutov M.I. Princip professional'noy napravlennosti obucheniya [The Principle of Vocational orientation of Training]. Chelyabinsk, CHPU, 1985. 127 p.

3. O rezul'tatah monitoring kachestva podgotovki kadrov v 2020 godu: informacionnyy byulleten [Results of Training Quality Monitoring in 2020: Newsletter]. M., MIREA - Russian Technological University, 2020. 39 p. Available at: https: //miccedu.ru/static/monitoring-spo.html.

4. Ostroborodova I.A. Nefedova E.A. Peculiarities of general education disciplines implementation in professional educational organizations. Nepreryvnoe obrazovanie = Life-Long Education, 2016, No. 3 (17), pp. 44-48. (In Russian).

5. Takanova O.V. Trebovaniya k otboru professional'no orientiruyushchego komponenta soderzhaniya discipliny «Inostrannyy yazyk» [Requirements for Selection of the Professional Orientation Component of the Content of the Discipline "Foreign Language"]. Omsk, 2016. Pp. 94-96.

6. Furtova E.N. Design of content of professional disciplines based on professional standard. Sotsial'noye iprofessional'noye stanovleniye lichnosti v epokhu bol'shikh vyzovov: sbornik statey vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem = Social and Professional Formation of Personality in the Era of Great Challenges: A Collection of Articles of the All-Russian Conference with International Participation. Yaroslavl, 2021. Pp. 256-261. (In Russian).

7. Shapkina V.A., Komissarova I.I., Gabibov N.N. Professional orientation of teaching general vocational disciplines. Primo Aspectu = Primo Aspectu, 2019, No. 4 (40), pp. 23-29. (In Russian).

8. Baartman L.K., Bruijn E. Integrating knowledge, skills and attitudes: conceptualizing learning processes towards vocational competence. Educational Research and Review, 2011, vol. 6 (2), pp. 125-134.

9. Chen G., Li X., Zhang X., Reniers G. Developing a talent training model related to chemical process safety based on interdisciplinary education in China. Education for Chemical Engineers, 2021, vol. 34, pp. 115-126.

10. Fj0rtoft H. Navigating the boundaries between home, work and school. Teaching values and literacies in VET. International Journal of Educational Research, 2017, vol. 85, pp.157-166.

11. García-Ricoa L.M. The building up of professional aptitudes through university service-learning's methodology in sciences of physical activity and sports. Teaching and Teacher Education, 2021, vol. 105. Available at: https://www.sciencedirect.com/science/ article/abs/pii/S0742051X21001268?via %3Dihub.

12. Griffo J.M., Hodges-Kulinna P., Harri R., Marttinen J., Battistell S. A systematic review of integrative practices in physical education (2009-2018). International Journal of Educational Research, 2020, vol. 104. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.ijer.2020.101689.

13. Hiim H. Ensuring curriculum relevance in vocational education and training: epistemological perspectives in a curriculum research project. International Journal for Research in Vocational Education and Training, 2017, vol. 4 (1), pp. 1-19.

14. Regulations of the Education Act (FOR-2006-06-23-724). Available at: https://lovdata.no/dokument/SF/forskrift/2006-06-23-724.

15. Roberts C., Baynham M., Shrubshall P., Brittan J., Cooper B., Gidley N., Windsor V., Eldred J., Grief S., Castillino C. Embedded teaching and learning of adult literacy, numeracy and ESOL: Seven case studies. London, National Research and Development Centre for Adult Literacy and Numeracy, 2005. Available at: https://dera.ioe.ac.uk/29832/.

16. Skarpaas K.G. Vocational orientation - A supportive approach to teaching L2 English in upper secondary school vocational programmes. International Journal of Educational, 2021, vol. 2-2, Available at: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/ S2666374021000340.

17. Sweet R. Upper Secondary Curriculum Structures in OECD Countries. 2005. Available at: http://hdl.voced.edu.au/10707/349112.

18. Tosunoz K., Yikar S.K., Çerçer Z., Kara P., Arslan S., Nazik E. Perceptions of interdisciplinary education and readiness for inter-professional education of nursing students: A sample of three different cities in Turke. Nurse Education Today, 2021, vol. 97. Available at: https://doi.org/10.1016Zj.nedt.2020.104673.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ Максютова, Н. Н. Преподавание общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ / Н. Н. Максютова. - Текст : непосредственный / / Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2021. № 3. - С. 17-26.

BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION

Maksyutova N. N. Teaching of General Subjects Taking Into Account the Professional Orientation of Programs / N. N. Maksyutova / / The Bulletin of Armavir State Pedagogical University, 2021, No. 3, pp. 17-26. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.