Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА'

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ / ОХРАНА ТРУДА / КЕЙС-СТАДИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоров Петр Михайлович

В статье обосновывается тезис о значении повышения эффективности междисциплинарной подготовки руководителей по вопросам охраны труда для решения задачи сохранения здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Отмечается, что ключевой компетенцией руководителя в сфере управления охраной труда выступает сформированное «экспертное мышление», характеризующее знание и опыт в различных предметных областях. Автором описан опыт использования в обучении управлению охраной труда Кейс-Стади Катастроф, Аварий, Несчастных случаев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC HEALTH AND AN INTERDISCIPLINARY APPROACH TO OCCUPATIONAL SAFETY MANAGEMENT TRAINING

The article substantiates the thesis about the importance of increasing the effectiveness of interdisciplinary training of managers on labor protection issues for solving the problem of maintaining the health of workers in the process of labor activity. It is noted that the key competence of the manager in the field of labor protection management is the formed “expert thinking”, which characterizes knowledge and experience in various subject areas. The author describes the experience of using the Case-Study of Catastrophes, Accidents, Accidents in teaching the management of labor protection.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА»

Вестник Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования. 2022. № 3 (3)

УДК 614+331.45

П. М. Федоров

ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ОХРАНОЙ ТРУДА1

Раскрывая понятие «общественное здоровье», необходимо отметить его комплексный, междисциплинарный характер. С одной стороны, понятие охватывает совокупность характеристик индивидуального здоровья каждого члена социума. Здоровья, понимаемого, не только как отсутствие болезней, но и в качестве элемента индивидуального человеческого капитала, обеспечивающего трудоспособность и качество жизни. С другой стороны, в понятии «общественное здоровье» содержится понимание совокупного здоровья граждан, как элемента человеческого капитала всего социума, обеспечивающего гармоничное развитие социальных, политических

1 Статья публикуется по решению оргкомитета Всероссийской научно-практической конференция с международным участием: «Общественное здоровье и качество жизни: междисциплинарный подход», которая состоится 21—22 октября 2022 года в Санкт-Петербурге. Организаторы конференции: Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена; Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт педагогики и психологии высшего образования (примеч. ред.).

институтов и сбалансированное в отраслевом и региональном аспектах функционирование экономики. Таким образом, в исследовании общественного здоровья необходим именно междисциплинарный подход.

Наряду с образом жизни, индивидуальной наследственностью, состоянием окружающей среды, эффективностью системы здравоохранения, одним из факторов, оказывающих существенное влияние на здоровье, по мнению экспертов ВОЗ, являются условия труда. На состояние здоровья влияют как факторы среды, в которой осуществляется трудовая деятельность, так и характер самой работы, и даже условия найма.

Прогресс информационных технологий, запрос рынка труда на повышение гибкости режимов работы стимулировали развитие новых форм организации труда, в том числе при работе посредством мобильных приложений:

- неполный рабочий день (job sharing)',

- нерегулярная работа, без расчета на полную занятость (casual work);

- дистанционная работа (telework).

Однако, экономическая эффективность гибких режимов работы

зачастую сопряжена со снижением уровня социальных гарантий работнику. Введенный в широкий научный оборот британским экономистом и социологом проф. Гаем Стэндингом термин «прека-риат» имеет в своей основе понятие «precarious» (от англ. — нестабильный) [1]. Многими современными исследователями негарантированное социально-правовое положение, отсутствие трудового договора, обозначается как важный критерий прекарной занятости. В классовой концепции Стэн-динга отличительными чертам прекариата выступают, помимо нестабильности отношений занятости, еще и ограниченность доступа к социальным гарантиям, медицинскому страхованию, то есть более низкий уровень качества жизни.

Конечно, помимо условий найма, сами условия труда (то есть совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников) выступают факторами, формирующими общественное здоровье. Современное российское трудовое законодательство выделяет две группы таких факторов: вредные факторы, воздействие которых способно привести к профессиональному заболеванию работника и опасные факторы, воздействие которых способно вызвать смерть или травму работника.

Статистика производственного травматизма характеризует не

только состояние общественного здоровья, как совокупности индивидуальных состояний здоровья работающих граждан, но служит индикатором эффективности охраны труда, понимаемой как «система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности». На междисциплинарный характер этой системы указывает и определение из ст. 209 Трудового кодекса РФ, относящее к охране труда мероприятия из разных областей: нормативно-правовое регулирование охраны труда, социальная защита работников, финансовое и экономическое обеспечение охраны труда, технические и организационные мероприятия по снижению рисков для жизни и здоровья работников, проведение медицинских осмотров и др.

Сравнение статистических данных об уровне смертельного производственного травматизма в разных странах, представленных Международной организацией труда, показывает относительно благополучное состояние общественного здоровья в Российской Федерации по обозначенному параметру, при наличии пространства для дальнейшего совершенствования управления охраной труда [2].

Обратимся к публикуемым Рос-статом статистическим данным производственного травматизма в Российской Федерации [3]. В отраслевой динамике анализ показателей численности пострадавших при несчастных случаях на произ-

Численность пострадавших при несчастных случаях на производстве со смертельным исходом на 100.000

работающих

Рис. 1. Сравнение уровня травматизма

водстве за 2020 год (как с временной утратой трудоспособности, так и со смертельным исходом), в % от числа работающих, показывает, что одними из самых потенциально опасных для производственных травм отраслей российской экономики являются строительство (0,13%) и сельское хозяйство (0,16%). Для сравнения - средний уровень травматизма по всем обследуемым видам экономической деятельности — 0,1 %. Уровень смертельного производственного травматизма также максимален именно в этих отраслях (11,4 и 12,2 погибших на 100.000 работающих, соответственно). Уровень производственного травматизма в строительстве (как с временной утратой трудоспособности, так и со смертельным исходом) даже выше, чем при добыче полезных ископаемых.

При этом доля смертельных несчастных случаев на производстве в общем числе несчастных случаев высока в строительстве (9,1%), и максимальна в следующих отрас-

лях: электроэнергетика (9,2%); водоснабжение и канализация (9,9%). Рабочие места в этих отраслях характеризуются наличием профессиональных рисков, связанных со следующими опасностями:

• перемещающиеся машины, части технологического оборудования, способные причинить травму; выполнение работ при перепадах по высоте; падение на работника предметов, обрушение элементов зданий и сооружений (в строительстве);

• повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека (в электроэнергетике);

• размещение рабочего места сотрудника на глубине; загазованные помещения и колодцы (в отрасли водоснабжения и канализации).

Таким образом, наиболее травмоопасными, согласно статистике несчастных случаев на производстве, являются отрасли строительства, сельского хозяйства, электроэнергетики, водоснабжения и

канализации. Однако, наибольшее число несчастных случаев на производстве происходит не в упомянутых выше отраслях. В 2020 году наибольшее число работников получили травмы в обрабатывающих производствах (6691 случай или 32,6% от общего числа) и в сфере транспорта и логистики (3030 случаев или 14,8% от общего числа).

Данные Фонда социального страхования о распределении страховых несчастных случаев по классам риска показывают: значительная часть несчастных случаев (в сфере действия Федерального закона от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний») приходит-

Таблица 1

Распределение несчастных случаев по отраслям

Отрасль Средняя численность работников, человек Общая численность пострадавших, человек Численность пострадавших со смертельным исходом, человек Численность пострадавших со смертельным исходом, на 100000 работников Численность пострадавших, % от среднего числа работников

Сельское хозяйство 1 106 254 1 775 126 11,4 0,16

Добыча ископаемых 1 234 725 1 483 101 8,2 0,12

Обрабатывающие производства 5 536 078 6 691 195 3,5 0,12

Энергетика 1 402 262 674 62 4,4 0,05

Водоснабжение, канализация 419 197 375 37 8,8 0,09

Строительство 1 181 748 1 575 144 12,2 0,13

Торговля, ремонт 1 030 126 468 27 2,6 0,05

Транспорт и логистика 2 644 132 3 030 146 5,5 0,11

Общественное питание 419 490 245 5 1,2 0,06

Связь 330340 97 0 0,0 0,03

Наука 704 609 278 8 1,1 0,04

Администрация 278 209 439 10 3,6 0,16

Госуправление, оборона 191 847 116 7 3,6 0,06

Здравоохранение 3 440 318 2 984 43 1,2 0,09

Культура, спорт 181 800 247 0 0,0 0,14

Прочие услуги 59 069 26 1 1,7 0,04

ся на организации, ОКВЭД которых относится к первому, самому низкому классу риска. Так, в 2020 году на предприятия 1 класса риска приходилось 40,9% страховых несчастных случаев, в 2019 году — 41,1%; в 2018 - 40,7% [4].

Эти данные свидетельствуют о необходимости направлять усилия на сохранение жизни и здоровья работника не только в процессе осуществления производственной деятельности высокого риска, с «очевидными» угрозами, но и во всех остальных отраслях и видах деятельности, которые обычно не ассоциируются с высоким риском для здоровья работников. Ключевым фактором реализации этой задачи на уровне управления предприятием, организацией выступает информированность руководителей о рисках жизни и здоровью работников и компетенции руководителей по эффективному управлению охраной труда. Управление охраной труда не является задачей, стоящей только перед специализированным структурным подразделением организации - службой охраны труда или специалистом по охране труда предприятия, эти функции включаются в должностные обязанности всех руководителей структурных подразделений и руководителя организации: об этом говорят не только формальные требования утвержденного приказом Минтруда России № 77бн от 29 октября 2021 г. положения о системе управления охраной труда, но и анализ причин несчастных случаев на производстве. По дан-

ным аналитических отчетов Ро-струда, именно «неудовлетворительная организация производства работ» является самой распространенной причиной несчастного случая, и ее доля имеет тенденцию к увеличению (2018 - 31,2%; 2019 -31,6%; 2020 - 32,5%) [5]. Какова же роль системы образования в сохранении жизни и здоровья работников в процессе осуществления ими производственной деятельности?

Как отмечает В. М. Губанов [6], важнейшим способом внедрения безопасности жизнедеятельности в практику жизнедеятельности социума является образование. Автор, указывая на междисциплинарный характер изучения безопасности жизнедеятельности, обозначает проблему (актуальную, пожалуй, для всех уровней образования): преподавание курса, требующего интеграции знаний из разных областей, затрудняется наличием узкой предметной специализации педагогов.

Если комплексность и системность обучения специалистов по охране труда в ВУЗах по направлению подготовки 2.20.03.01 «тех-носферная безопасность» достигается междисциплинарными связями в самой образовательной программе, то для реализации той же задачи в формировании, например, у будущего руководителя по направлению подготовки 38.03.02 «менеджмент» универсальной компетенции УК-8 «безопасность жизнедеятельности» необходимо применение дополнительных инструментов формирования межпредметных

связей (УК-8 включает, в частности «способность создавать и поддерживать в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности»). Причина в том, что специфика работы современного менеджера вызывает необходимость использования широкого круга компетенций, как из области менеджмента, так и в других предметных областях знаний: психологии, права, экономики и финансов. Эта необходимость порождается сложным, многоаспектным характером стоящих перед современным менеджером проблем, эффективное решение которых, в свою очередь требует использования междисциплинарных связей, передачи знаний из одной области в другую.

Частным случаем этой общей особенности выступает охрана труда, в которой реализуются мероприятия технического, финансово-экономического, социального, правого и медицинского характера. Анализ несчастного случая на производстве, разработка мер по снижению рисков травматизма требуют от менеджера интеграции межпредметных знаний.

Если в качестве примера взять подготовку к управлению охраной труда будущих руководителей, обучающихся по специальности 38.03.03 «управление персоналом», это означает интеграцию знаний:

• общих принципов организации безопасности жизнедеятельности (получаемых в рамках учебной дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» и «Охрана труда»);

• алгоритмов организации безопасного выполнения работ (в рамках профильных дисциплин «Менеджмент процессов в системе управления персоналом», «Управ -ление персоналом в системе менеджмента организации»);

• обязанностей работодателя, прав и гарантий работника в сфере охраны труда (получаемых в рамках учебной дисциплины «Трудовое право»);

• знаний об административной и уголовной ответственности за нарушения в области охраны труда (получаемых в рамках учебной дисциплины «Правовые основы управления персоналом»);

• механизма социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (понимание которого формируется в рамках курса «Корпоративная социальная ответственность и основы социального страхования»);

• оформления обязательных медицинских осмотров, обучения охране труда, выдачи средств индивидуальной защиты, специальной оценки условий труда (в рамках курса «Документационное обеспечение управления персоналом»);

• технологии информирования работников по вопросам охраны их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности, их прав и гарантий (в рамках курса «Деловые коммуникации в управлении персоналом»);

• инструментов мотивации работников к безопасному труду, контроля трудовой дисциплины (получаемых в рамках учебной дис-

циплины «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности»).

Таким образом, междисциплинарный характер самой деятельности по управлению охраной труда отражается в комплексном, междисциплинарном содержании универсальной компетенции менеджера по поддержанию безопасных условий профессиональной деятельности. Поэтому ее формирование при подготовке руководителя к профессиональной деятельности по управлению охраной труда актуализирует межпредметные связи в образовательной программе. Эффективное использование таких связей, в свою очередь, во многом определяется информационной и методической кооперацией преподавателей. Конкретными формами развития такой кооперации выступают организация работы междисциплинарных научно-исследовательских проектных групп по проблеме сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, а также проведение научных конференций по вопросам общественного здоровья.

Однако, эффективное управление охраной труда предполагает не только наличие у менеджера системных знаний из разных областей, но и навыка выявления причин аварий, несчастных случаев на производстве, причин, по которым система управления охраной труда организации даёт сбой. Эти причины зачастую не располагаются только в одной сфере (технической, организационной, социаль-

ной или экономической), они находятся в сложном, иногда конфликтном взаимодействии. Поэтому ключевой компетенцией руководителя в сфере управления охраной труда становится не столько усвоенная в процессе подготовки сумма знаний, сколько сформированное «экспертное мышление». В развитии подобных компетенций важную роль играет использование активных, практико-ориен-тированных методов обучения, кейс-стади.

На высокий потенциал кейс-стади в подготовке менеджеров, для формирования специальных компетенций, навыков анализа ситуации, принятия решений, лидерства и коммуникативной компетентности обращает внимание в своих трудах Е. В. Егорова [7]. Нами также накоплен некоторый успешный опыт применения в обучении управлению охраной труда специфических по своей тематике кейсов: кейс-стади катастроф, аварий, несчастных случаев (КС КАН). Методологической основой КС КАН послужил разработанный Н. Н. Слоновым и соавт. [8] ещё в конце 1990-х гг. кейс по материалам катастрофы теплохода «Александр Суворов» возле г. Ульяновска 5 июня 1983 года.

Особые характеристики несчастных случаев на производстве делают их уникальной основой разработки учебно-аналитических кейсов:

• КС КАН отражают комплексность, многоаспектность практики управления охраной труда.

• Анализ причин аварий, несчастных случаев позволяет вскрыть лежащие в их основе характерные для реальной жизни экономические, социальные конфликты и противоречия. Так, например, в кейсе о несчастном случае с падением бетонной плиты на рабочего, обучающиеся обращают внимание, что на стройплощадке отсутствовал прораб и главный инженер, а ответственным лицом за проведение работ был назначен бригадир звена монтажников, не обладающий достаточной квалификацией. Прораб и главный инженер отсутствовали, потому что работа велась в три смены несколькими бригадами, для скорейшего ввода объекта в эксплуатацию. А сжатые сроки обусловлены коммерческими интересами собственников строительной компании. Таким образом, экономическая эффективность вступила в противоречие с интересами сохранения жизни и здоровья работника.

• Даже если КС КАН подготовлен по материалам вступившего в законную силу приговора суда, лежащий в его основе реальный случай всегда содержит в себе возможность исследования, помимо формально-юридической стороны, еще и экономических, социокультурных причин трагедии, выдвижения альтернативных гипотез, анализа эффективности систем управления.

Основные принципы, на которых строится работа с КС КАН:

• версия причин несчастного случая принципиально строится

как доказательная, то есть «установленная картина» несчастного случая - это только одна из возможных интерпретаций, победившая другие версии в процессе обсуждения;

• специальный подбор для разработки КС КАН несчастных случаев, произошедших на предприятиях, организациях в том же регионе, где живут обучающиеся или в той же отрасли, где они работают, позволяет эмоционально вовлечь аудиторию в анализируемую ситуацию;

• процесс анализа причин несчастного случая, построение версии развития событий «вскрывает» для преподавателя схемы и способы мышления студента, позволяя моделировать и направлять процесс формирования у студента ключевой компетенции системного, многофакторного анализа проблемной ситуации, то есть навыка «экспертного мышления».

Эти особенности КС КАН делают их особенно эффективными для обучения управлению охраной труда менеджеров по управленческим специальностям.

Поскольку основой разработки кейса становится реальный несчастный случай на производстве, в материалах КС КАН возможно использование не только текста с описанием события, но и видеоматериалов, что делает кейс более разносторонним и «живым». Так, учебные материалы упомянутого кейса о падении на рабочего бетонной плиты включают видеорепортаж, снятый сотрудниками

МЧС при осмотре места происшествия. Обучающиеся часто обращают внимание, что спасатель сам находится на стройплощадке без каски, тем самым демонстрируя пренебрежение к нормам охраны труда. Это проявление «живого кейса» как бы открывает новое, социокультурное измерение в исследовании причин несчастного случая: формальные институты правовых норм, правил охраны труда оказываются неработоспособными в отсутствие подкрепляющих их социальных норм, неформальных правил поведения.

Одной из форм использования КС КАН в учебном процессе является групповой управленческий тренинг. Перед участниками тренинга ставится задача создать логически обоснованную модель несчастного случая, описанного в кейсе, обосновать мнение о причинах и факторах этого события. Студенты распределяются в несколько групп. Сначала работа над кейсом проходит внутри групп, потом проводится совместное обсуждение итогов исследования. Непосредственная цель тренинга — формирование у участников навыков анализа проблемной ситуации, «экспертного мышления».

В заключение стоит отметить: в биосоциальной модели общественного здоровья, рассматривающего в единстве медицинские и социальные признаки, содержится понимание совокупного здоровья граждан, как элемента человеческого капитала всего социума, обеспечивающего гармоничное раз-

витие социальных, политических институтов. При этом одним из факторов, определяющих состояние общественного здоровья, выступают условия труда, как комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников. Анализ статистических данных свидетельствует о необходимости направлять усилия на сохранение жизни и здоровья работника не только в процессе осуществления производственной деятельности высокого риска, с «очевидными» угрозами, но и в остальных отраслях и видах деятельности, которые обычно не ассоциируются с высоким риском для здоровья работников.

Обеспечивая охрану труда работников, современный руководитель реализует систему мероприятий из разных областей: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические и др. Это требует не только разносторонней, комплексной подготовки, но и интеграции межпредметных знаний, что в свою очередь актуализирует развитие кооперации между преподавателями, в том числе за счёт организации работы междисциплинарных научно-исследовательских проектных групп по проблеме сохранения жизни и здоровья работников, проведение научных мероприятий по этой тематике.

Ключевой компетенцией руководителя в сфере управления охраной труда становится не столько усвоенная в процессе подготовки

сумма знаний, сколько сформированное «экспертное мышление», важную роль в развитии которого играют практико-ориентирован-

ные методы обучения, в том числе кейс-стади катастроф, аварий, несчастных случаев (КС КАН).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Стэндинг Г. Прекариат: новый опасный класс / Пер. с англ. Н. Усовой. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 326 с.

2. Уровень смертельного производственного травматизма в разных странах [Электронный ресурс] // Международная организация труда // https:// ilo stat.ilo.org/topics/safety-and-health-at-work/ (дата обращения 16.09.2022).

3. Труд и занятость в России: Стат. сб. / Гос. ком. Рос. Федерации по статистике (Госкомстат России). 2017 / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2021. 177 с.

4. Распределение страховых несчастных случаев по классам риска в 2000 г. [Электронный ресурс] // Фонд социального страхования РФ // http s://fss.gov.ru/ru/statistics/index. shtml (дата обращения 16.09.2022).

5. Результаты мониторинга условий и охраны труда в Российской Федерации в 2020 году / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. М., 2021. 130 с.

6. Губанов В. М. К вопросу о востребованности безопасности жизнедеятельности современным российским обществом //30 лет становлению и развитию образования в области безопасности жизнедеятельности: сборник материалов научно-практической конференции (17 ноября 2021 г.) / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена; под общ. ред. П. В. Станкевича, Т. В. Вилейто, С. А. Купцовой, Т. А. Спи-цыной. Казань: Бук, 2021. С. 102-107.

7. Егорова Е. В. Метод кейс-стади в обучении стратегическому менеджменту в высшей школе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: специальность 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2008. 21 с.

8. Слонов Н. Н., Фокина Т. П., Федорова А. В. Кейс-стади «Катастрофа.» и экспертное мышление // Муниципальная служба, 2006, №1 (33). С. 66-72.

REFERENCES

1. Standing G. Precariat: a new dangerous class / Per. from English. N. Usovoi. M.: Ad Marginem Press, 2014. 326 p. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The level of fatal occupational injuries in different countries [Electronic resource] // International Labor

Organization // https://ilostat.ilo.org/ topics/safety-and-health-at-work/ (date of the application: 16.09.2022).

3. Labor and employment in Russia: Stat. Sat. / State Committee ofthe Russian Federation on Statistics (Goskomstat of Russia). 2017 / Federal State Statistics

Service (Rosstat). M., 2021. 177 p. (In Russ.).

4. Distribution of insured accidents by risk classes in 2000 / [Electronic resource] // Social Insurance Fund of the Russian Federation // https://fss.gov. ru/ru/statistics/index.shtml (date of the application: 16.09.2022).

5. Results of monitoring conditions and labor protection in the Russian Federation in 2020 / Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation. M., 2021. 130 p. (In Russ.).

6. Gubanov V. M. On the issue of the demand for life safety by modern Russian society // 30 years of the formation and development of education in the field of life safety: collection of materials of the scientific and practical conference (November 17, 2021) / Russian State

Pedagogical University named after. A. I. Herzen; under total ed. P. V. Stanke-vich, T. V. Vileyto, S. A. Kuptsova, T. A. Spit-syna. Kazan: Buk, 2021. P. 102-107. (In Russ.).

7. Egorova E. V. The case-study method in teaching strategic management in higher education: abstract of the dissertation ... candidate of pedagogical sciences: specialty 13.00.02 - Theory and methods of training and education / Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. SPb., 2008. 21 p. (In Russ.).

8. Slonov N. N., Fokina T. P., Fedorova A. V. Case study "Catastrophe ..." and expert thinking // Municipal Service. 2006. No. 1 (33). P. 66-72. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 20.09.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.