Научная статья на тему 'Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного профессионального образования'

Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
205
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / PRE-PROFESSIONAL TRAINING / ADDITIONAL EDUCATION / MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Едренкина М. В., Семененко З. Ю.

В статье рассматриваются вопросы повышения качества предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования. Одним из средств повышения качества образования является система управления мониторингом образовательного процесса. Проблема исследования заключается в изучении вопросов организации и проведения мониторинга предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования, позволяющих принимать управленческие решения, адекватные современным требованиям развития образования. На основе анализа современных исследований в области мониторинга образовательного процесса автор предлагает модель управления мониторингом в образовательных организациях дополнительного образования. В статье рассматриваются этапы мониторинга предпрофессиональной подготовки, составные компоненты мониторинга, представлено описание модели управления мониторингом и варианты принятия управленческих решений по результатам мониторинга предпрофессиональной подготовки. Апробация результатов исследования проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района в подразделении «Автошкола».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Едренкина М. В., Семененко З. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring management as the means of improving the quality of pre-professional training in organizations of additional professional education

The article deals with the issues of improving the quality of pre-professional training in terms of additional professional education. One of the means of improving the quality of education is the management system of monitoring the educational process. The problem of the research is to study the issues of organization and monitoring of pre-professional training in the conditions of additional professional education, allowing making management decisions that are adequate to modern requirements of education development. Based on the analysis of modern research in the field of monitoring of the educational process, the author proposes a model of monitoring management in educational institutions of additional education. The article considers the stages of monitoring of pre-professional training, the components of monitoring, a description of the monitoring management model and options for making management decisions on the results of monitoring of pre-professional training. Approbation of the results of the study was conducted on the basis of the municipal budget educational institution of additional education "House for arts and crafts for children " Tarko-Sale Purovsky district in the department "Driving School".

Текст научной работы на тему «Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного профессионального образования»

7. Филиппова, Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология [Текст] : учеб. пособие для вузов I Г.Г. Филиппова. - М. : Академия, 2007. - 543 с.

REFERENCES

1. Buldakova N.B., Timofeeva Yu.V. Zhivotnyj mir Kurganskoj oblasti [Animal world of Kurgan area]. Shadrinsk: IP Pestova Z.A, 2008. 141 p.

2. Derim-Oglu E.N. Leonov E.A. Uchebno-polevaya praktika po zoologii pozvonochnyh [Field practice in vertebrate zoology]. Moscow: Prosveshchenie, 1979. 192 p.

3. Izmajlov I.V. Biologicheskie ekskursii: kn. dlya uchitelya [Biological excursions]. Moscow: Prosveshchenie, 1983. 224 p.

4. Rajkov B.E. Rimskij-Korsakov M.N. Zoologicheskie ekskursii [Zoological excursions]. Moscow: Topikal, 1994. 640 p.

5. Rol' zhivotnyh v prirode i zhizni cheloveka [Elektronnyi resurs] [The role of animals in nature and human life]. URL: https://animals-world.ru/znachenie-zhivotnyx-v-prirode-i-zhizni-cheloveka/.

6. Stepanovskih A.S. Ekologiya [Ecology]. Kurgan: Zaural'e, 1997. 150 p.

7. Filippova G.G. Zoopsihologiya i sravnitel'naya psihologiya: ucheb. posobie dlya vuzov [Zoopsychology and Comparative Psychology]. Moscow: Akademiya, 2007. 543 p.

УДК 371.398

М.В. Едренкина,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионально-технологического

образования

ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет»

г. Шадринск, Россия [email protected] ORCID: 0000-0001-8258-8212 З.Ю. Семененко, педагог дополнительного образования МБОУ ДО «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале, Россия

Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного

профессионального образования

В статье рассматриваются вопросы повышения качества предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования. Одним из средств повышения качества образования является система управления мониторингом образовательного процесса. Проблема исследования заключается в изучении вопросов организации и проведения мониторинга предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования, позволяющих принимать управленческие решения, адекватные современным требованиям развития образования.

На основе анализа современных исследований в области мониторинга образовательного процесса автор предлагает модель управления мониторингом в образовательных организациях дополнительного образования. В статье рассматриваются этапы мониторинга предпрофессиональной подготовки, составные компоненты мониторинга, представлено описание модели управления мониторингом и варианты принятия управленческих решений по результатам мониторинга предпрофессиональной подготовки.

Апробация результатов исследования проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района в подразделении «Автошкола».

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка, дополнительное образование, мониторинг качества образования.

M. V. Edrenkina

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of professional technological

education

Shadrinsk State Pedagogical University Shadrinsk, Russia Z.Yu. Semenenko, teacher of additional education The House for arts and crafts for children

Tarko-Sale, Russia

Monitoring management as the means of improving the quality of pre-professional training in organizations of additional professional education

The article deals with the issues of improving the quality of pre-professional training in terms of additional professional education. One of the means of improving the quality of education is the management system of monitoring the educational process. The problem of the research is to study the issues of organization and monitoring of pre-professional training in the conditions of additional professional education, allowing making management decisions that are adequate to modern requirements of education development.

Based on the analysis of modern research in the field of monitoring of the educational process, the author proposes a model of monitoring management in educational institutions of additional education. The article considers the stages of monitoring of pre-professional training, the components of monitoring, a description of the monitoring management model and options for making management decisions on the results of monitoring of pre-professional training.

Approbation of the results of the study was conducted on the basis of the municipal budget educational institution of additional education "House for arts and crafts for children " Tarko-Sale Purovsky district in the department "Driving School".

Keywords: pre-professional training, additional education, monitoring the quality of education.

Проблемы выбора профессии и ранняя профессионализация школьников остается одним из важных вопросов современных исследований. Несмотря на многочисленные работы в области предпрофильного и профильного обучения, проблема предпрофессиональной подготовки остается актуальной.

В современных исследованиях рассматриваются вопросы предпрофессиональной адаптации школьников (А.А. Кива, Т.В. Савченко, И.П. Смирнов, Е.В. Ткаченко), предпрофессиональной подготовки кадетов (Л.Г. Горбунова, И.В. Андрюшин, С.Н. Смирнов, С.Я. Соловьев), предпрофессиональной педагогической подготовки (Н.С. Боровинская, Т.И. Варкентина, С.В. Смирнова и др.), предпрофессиональной подготовки будущих инженеров (М.Е. Бушуева, Е.Г. Ивашкин, Т.В. Лухманова и др.), предпрофессиональной подготовки в области различных видов спорта, искусства, а также вопросы организации социального партнерства образовательных учреждений в области предпрофессиональной и довузовской подготовки и др. [1, 6, 8]. В современных исследованиях рассматриваются, также, вопросы организации предпрофессиональной подготовки обучающихся организаций дополнительного образования (А.А. Белозерова), изучения механизмов, способствующих получению объективных данных о системе предпрофессиональной подготовки (М.В. Давыдов, Ю.В. Давыдова, Н.Ш. Зарипова, В.И. Кузнецов, О.А. Мирончева, А.В. Семенихина, В.В. Смирнова и др.), организации предпрофессионального экзамена в кадетских, медицинских, академических и инженерных классах [3, 4, 5].

Вместе с тем, проблема исследования заключается в изучении вопросов организации и проведения мониторинга предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного профессионального образования, позволяющих принимать управленческие решения, адекватные современным требованиям развития образования. Среди функций мониторинга выделяются, в том числе, функция «проектирования корректирующих и предупреждающий действий» [2] что относится к функциям

управления образовательным процессом. Отмеченные обстоятельства определили тему исследования - «Управление мониторингом как средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного профессионального образования».

Цель исследования - на основе теоретического анализа разработать модель управления мониторингом предпрофессиональной подготовки в условиях дополнительного образования.

Гипотеза исследования заключается в том, что управление мониторингом будет являться средством повышения качества предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного профессионального образования при соблюдении следующих условий:

1) принятие управленческих решений осуществляется на каждом этапе проведения мониторинга в соответствии с моделью управления мониторингом предпрофессиональной подготовки в организациях дополнительного образования;

2) модель управления мониторингом базируется на критериях и показателях оценки составных компонентов качества образования;

3) результаты мониторинга каждого этапа деятельности организации дополнительного образования используются для принятия управленческих решений в области модернизации образовательных программ и совершенствования процесса обучения.

Практическая значимость состоит в том, что разработанная модель управления мониторингом предпрофессиональной подготовки и рекомендации для руководителей образовательных учреждений по организации мониторинга при принятии управленческих решений может применяться в организациях дополнительного профессионального образования.

База исследования: муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района.

На первом этапе исследования был проведен аналитический обзор научной, научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, что позволяет рассмотреть возможности проведения мониторинга как средства повышения качества образования. Даны понятия предпрофессиональная подготовка, мониторинг качества образования.

В результате изучения исследований под предпрофессиональной подготовкой мы понимаем процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками по конкретной профессии (или профессиональной области) и профессиональными компетенциями, приобретению первоначального опыта профессиональной деятельности, направленные на профессионально-личностное самоопределение.

Образовательные программы предпрофессиональной подготовки разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных требований. В настоящее время разработаны и утверждены ФГТ для дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и в области культуры и искусства. Поэтому в нашем исследовании при мониторинге реализации образовательных программ предпрофессиональной подготовки будущих водителей мы будем опираться на примерные программы подготовки водителей категории «В» в автошколах.

Под качеством образования в нашем исследовании мы понимаем комплексную характеристику процесса образования, состоящую из:

- качества условий (условий реализации образовательной программы, потребности участников образовательного процесса);

- качества содержания (содержания образовательной программы, т.е. разработки и наполнении программы);

- качества процесса (реализация образовательной программы);

- качества результатов (результатов освоения образовательной программы и удовлетворенности участников образовательного процесса) [7].

Данные составляющие выражают степень соответствия компонентов образования требованиям нормативных документов и потребностям лиц, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.

Под мониторингом мы понимаем непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров образовательного процесса с целью определения качества образования. Мониторинг осуществляется на трех этапах: проектирования образовательных программ (требования нормативных документов, требования работодателей, требования обучающихся, возможности образовательной организации), реализации образовательных программ (эффективность применения форм, методов и средств обучения для достижения поставленных целей) и контроля уровня освоения образовательных программ. Мониторинг осуществляется на четырех уровнях субъектов мониторинга: уровень образовательной программы, уровень преподавателя, уровень обучающегося, уровень образовательной организации в целом.

Мониторинг осуществляется в трех возможных формах: внутренняя оценка (внутри образовательной организации уполномоченными лицами), внешняя оценка (государственная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, оценка работодателями, сертификация, конкурсы World Skills и др.) и самооценка (самооценка преподавателя, самооценка обучающегося).

Анализ практической деятельности образовательных организаций показывает, что в процедурах оценки качества максимально представлены и реализуются контроль входных параметров обеспечения качества (качество условий и качество содержания) и выходных параметров (качество результатов), и практически не представлен контроль самого осуществления образовательного процесса, т.е. каким образом при заданных условиях обеспечиваются заданные результаты. Поэтому в нашей работе мы в большей степени остановились на внутреннем мониторинге осуществления образовательного процесса и принятия, опираясь на полученные данные, необходимых управленческих решений.

На втором этапе исследования мы разработали модель управления мониторингом как средства повышения качества предпрофессиональной подготовки, описаны критерии и показатели оценки выбранных составляющих качества предпрофессиональной подготовки, а также представлены результаты апробации данных исследования.

Модель управления мониторингом образовательного процесса на уровне образовательной организации дополнительного образования (внутренний мониторинг) мы разделили на этапы, разработав для каждого этапа компоненты содержания мониторинга, критерии и показатели оценки качества, определили функции управления и привели примеры управленческих решений. При этом, мы считаем, что на каждом этапе мониторинга должна реализоваться функция принятия решений.

Мы выделили три этапа мониторинга: проектирование образовательных программ предпрофессиональной подготовки, реализация образовательных программ и контроль результатов освоения образовательных программ.

На этапе мониторинга проектирования образовательные программ реализуются информационно-аналитическая функция управления и функция целеполагания и планирования. Компонентами мониторинга на данном этапе выступают:

- требования к качеству условий (соответствие требованиям ФГТ, примерных образовательных профессиональных программ, нормативным документам организации дополнительного образования);

- требования к качеству содержания (требования нормативных документов к содержанию программ, требования профессиональных стандартов, требования науки и техники, требования обучающихся к содержанию обучения);

- требования к реализации процесса обучения (материально-техническое, дидактические и методическое оснащение занятий, требования к методам, формам и средствам обучения, требования к организации и реализации самостоятельной работы);

- требования к оценке результатов (требования к оценочным средствам, видам, формам контроля).

Мониторинг уровня «образовательная программа» на данном этапе осуществляется посредством анализа документов и анкетирования обучающихся. На основе полученных результатов возможно принятие следующих управленческих решений: внесение изменений в образовательную программу, разработка новых ОП, приведение ОП с соответствие с требованиями и др.

На этапе мониторинга реализации образовательных программ реализуются организационная и стимулирующая функции управления. Компонентами мониторинга на данном этапе выступают:

- соблюдение требований к условиям реализации образовательного процесса;

- качество содержания;

- качество реализации (применение материально-технического, дидактического и методического оснащения занятий, реализация методов, форм и средств обучения, организация и реализация самостоятельной работы);

- качество результатов (реализация видов, форм, методов и средств контроля).

Мониторинг на данном этапе осуществляется на двух уровнях: уровне

«преподавателя» и уровне «обучающегося» посредством анализа документов, анкетирования, экспертного опроса, наблюдения, методического анализа и самоанализа и другие. На основе полученных результатов мониторинга возможно принятие следующих управленческих решений: изменение содержания обучения в соответствии с требованиями достижений науки и техники, внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс и улучшение материально-технической базы образовательной организации, поиск более эффективных форм, методов и средств обучения, повышение мотивации преподавателей и другие.

На этапе мониторинга контроля результатов освоения образовательных программ реализуются информационно-аналитическая и контрольная функции управления.

Мониторинг на данном этапе осуществляется на всех уровнях: уровне «образовательная программа» (заложенные требования к контролю результатов), уровне «преподавателя» (реализация методов, форм и средств контроля) и уровне «обучающегося» (уровень освоения образовательной программы и степень удовлетворенности результатом). По результатам мониторинга результатов освоения программы управленческие решения могут быть направлены как на совершенствование процесса реализации и оценки программы, так и на этап проектирования образовательных программ.

Апробация результатов исследования проводилась на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Тарко-Сале Пуровского района. В результате мы разработали рекомендации для руководителей образовательных учреждений дополнительного образования по организации мониторинга качества предпрофессиональной подготовки и по использованию его результатов при принятии управленческих решений и модернизации образовательных программ в части их проектирования, реализации и оценки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Liu, Cai. Significance of constructing teaching-quality monitoring system to the development of higher education [Electronic resource] / Cai Liu // National Convention on Sports Science of China. - Zhengzhou, PEOPLES R CHINA . - 2016. - SEP 23-25. - Mode of access: https://ncssc.edpsciences.org/articles/ncssc/pdf/ 2017/01/ncssc2017_01045.pdf.

2. Граничина, О.А. Мониторинг качества образовательного процесса в контексте управления вузом [Электронный ресурс] / О. А. Граничина // Экология человека. - 2009. - № 9. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa-v-kontekste-upravleniya-vuzom.

3. Давыдов, М.В. Мониторинг как средство повышения качества профессиональной подготовки специалистов [Электронный ресурс] / М. В. Давыдов, Ю. В. Давыдова, А. В. Семенихина. - Режим доступа: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11102.

4. Зарипова, Н.Ш. Совершенствование системы мониторинга, измерения в организациях дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / Н. Ш. Зарипова. - Режим доступа: https://creativeconomy.ru/lib/5235.

5. Кузнецов, В.И. Мониторинг в сфере дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] / В. И. Кузнецов // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 10. - С. 109111. - Режим доступа: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?Id=9123.

6. Савченко, Т.В. Предпрофессиональная адаптация старшеклассников к получению высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. В. Савченко. - Режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13 -00-01/dissertaciya-predprofessionalnaya-adaptatsiya-starsheklassnikov-k-polucheniyu-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz5gncqn68y.

7. Уляшев, И.Е. Мониторинг образовательного процесса как средство оценки качества освоения образовательных программ среднего профессионального образования [Текст] / И.Е. Уляшев, М.В. Едренкина // Развитие образования в России: проблемы и перспективы : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. - Новосибирск : Издательство ЦРНС, 2017. - С. 150-155.

8. Харькова, Е.В. Оценка качества образовательных услуг как основа развития учреждений среднего профессионального образования [Текст] : автореф. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Е. В. Харькова. - М., 2011. - 17 с.

REFERENCES

1. Liu Cai. Significance of constructing teaching-quality monitoring system to the development of higher education [Electronic resource]. National Convention on Sports Science of China. Zhengzhou, PEOPLES R CHINA. 2016, SEP 23-25. URL: https://ncssc.edpsciences.org/articles/ncssc/pdf/ 2017/01/ncssc2017_01045.pdf.

2. Granichina O.A. Monitoring kachestva obrazovatel'nogo processa v kontekste upravleniya vuzom [Elektronnyi resurs] [Monitoring the quality of the educational process in the context of university management]. Ekologiya cheloveka [Ecology of man], 2009, no. 9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa-v-kontekste-upravleniya-vuzom.

3. Davydov M.V., Davydova Yu. V., Semenihina A. V. Monitoring kak sredstvo povysheniya kachestva professional'noj podgotovki specialistov [Elektronnyi resurs] [Monitoring as the means of improving the quality of professional training]. URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11102.

4. Zaripova, N.Sh. Sovershenstvovanie sistemy monitoringa, izmereniya v organizaciyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyj resurs] [Improvement of the monitoring system, measurement in organizations of additional professional education]. URL: https://creativeconomy.ru/lib/5235.

5. Kuznecov V.I. Monitoring v sfere dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Monitoring in the field of additional professional education]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya [Successes of modern science], 2010, no. 10, pp. 109-111. URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?Id=9123.

6. Savchenko T.V. Predprofessional'naya adaptaciya starsheklassnikov k polucheniyu vysshego professional'nogo obrazovaniya [Elektronnyi resurs] [Pre-professional adaptation of senior pupils to higher education]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01/dissertaciya-predprofessionalnaya-adaptatsiya-starsheklassnikov-k-polucheniyu-vysshego-professionalnogo-obrazovaniya#ixzz5gncqn68y.

7. Ulyashev I.E., Edrenkina M.V. Monitoring obrazovatel'nogo processa kak sredstvo ocenki kachestva osvoeniya obrazovatel'nyh programm srednego professional'nogo obrazovaniya [Monitoring the educational process as a means of assessing the quality of mastering educational programs of secondary vocational education]. Razvitie obrazovaniya v Rossii: problemy i perspektivy: materialy II Vseros. nauch.-prakt. konf.

[Development of education in Russia: problems and prospects]. Novosibirsk: Izdatel'stvo CRNS, 2017, pp. 150155.

9. Har'kova E.V. Ocenka kachestva obrazovatel'nyh uslug kak osnova razvitiya uchrezhdenij srednego professional'nogo obrazovaniya. Avtoref. kand. ped. nauk [Assessment of the quality of educational services as the basis for the development of institutions of secondary vocational education. Ph. D. (Pedagogics) Thesis]. Moscow, 2011. 17 p.

УДК 316.6

И.С. Зайцев,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования»

г. Минск, Республика Беларусь [email protected] ORCID: 0000-0001-7054-938X

Эволюция взглядов на сущность человека, социальные

взаимоотношения

Статья посвящена динамике подходов к социальному развитию человека, рассмотрению его социальной сущности. Представлен анализ изменений во взглядах на место индивида в социуме, осознания его влияния на систему общественных отношений, развития и становления понимания человека как личности. Отражены позиции по указанной проблематике в их историческом аспекте: от древневосточного философского мировоззрения до понимания означенного вопроса представителями европейской школы XX столетия. Именно такой подход (исторический аспект) даст реальную возможность правильного восприятия социальной составляющей индивидуального формирования. Отмечен путь оформления восприятия индивида в аспекте тесного взаимодействия с социальной средой. Отдельно представлена динамика взглядов в данной сфере на Руси. Особо подчеркнуто понимание человека как личности, то есть социально адаптированного индивида.

Ключевые слова: человек, индивидуальность, социальные изменения, личность.

I.S. Zaitsev,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

candidate of pedagogical sciences, docent of the department of defectology

Academy of Postgraduate Education Minsk, Republic of Belarus The evolution of views on the essence of man, social relationships

The article is devoted to the dynamics of approaches to human social development, consideration of its social essence. The analysis of changes in attitudes to the place of the individual in society, the awareness of its influence on the system of social relations, the development and development of the understanding of man as a person is presented. The positions on this issue are reflected in their historical aspect: from the ancient Eastern philosophical outlook to the understanding of this question by representatives of the 20th century European school. It is this approach (historical aspect) that will provide a real opportunity for the correct perception of the social component of the individual formation. The way of registration of an individual's perception in the aspect of close interaction with the social environment is noted. The dynamics of views in this area in Russia is separately presented. Especially emphasized is the understanding of a person as a person, that is, a socially adapted individual.

Keywords: man, individuality, social change, personality.

Индивид всегда существовал и существует в коллективе, среди других людей. Это определяет его общественную сущность, позволяет ему быть Человеком. Рассматривая проблему социального развития, мы подразумеваем человека, личность. Освещение данного вопроса было бы неполным без анализа изменения в ходе исторического развития взглядов на человеческую сущность, ее социальную природу, социальное предназначение. Изложенный в дальнейшем материал не будет подчинен

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.