И.А. ЕГОРОВА
Кандидат социологических наук Доцент кафедры управления, ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог
Е.Л. МАКАРОВА
Кандидат педагогических наук Доцент кафедры менеджмента и инновационных технологий, ЮФУ, г. Таганрог
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ: ОБЗОР ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ
Статья посвящена анализу основных понятий в управлении международным образованием. Описываются ключевые характеристики и формы международного студенческого обмена, академической мобильности студентов, экспорта образовательных услуг. При анализе программ международного студенческого обмена акцентируется роль двусторонних и многосторонних соглашений между вузами и государствами. Международная академическая мобильность определяется как фи-
зическое или виртуальное перемещение студентов в зарубежную образовательную организацию. Подчеркивается, что в понятии экспорта образовательных услуг закреплена идея наращивания экономических показателей международной деятельности вузов. В свою очередь, международная академическая мобильность и международный студенческий обмен являются формами организации экспортной деятельности российской системы образования.
Управление образованием, международный студенческий обмен, академическая мобильность, экспорт образовательных услуг.
Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 82.01.17.
Международный рынок образовательных услуг сегодня представляет собой одну из наиболее интенсивно растущих статей экспорта. По данным ЮНЕСКО в настоящее время в мире насчитывается более 5 млн иностранных студентов, а к 2025 г. ожидается рост их численности до 8 млн. По данным ЮНЕСКО с 2010 г. количество студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, возросло на 65%, а число иностранных студентов в мире увеличилось на 80%.
По данным ОЭСР в 2015 г. в мире больше всего иностранных студентов обучалось в США - 18%, в Великобритании - 10%, Австралии - 7%, в Германии и Франции - по 7%, в Канаде - 5%, в России - 4%, в Испании - 2%. Таким образом, Россия в 2015 г. занимала седьмое место по численности иностранных студентов. В настоящее время имеются данные, что Россия упрочила свои позиции и вышла на шестое место по количеству иностранных студентов, однако в процентном выражении от общемирового числа это количество составило 5%.
Финансовые показатели международного рынка образования в настоящее время оцениваются в 150155 млрд долларов США в год. Университеты США - страны-лидера в области экспорта образовательных услуг в среднем получают доход от обучения иностранных студентов в 15 раз больше, чем затрачивают на его организацию [11].
Международный рынок высшего образования представляет собой совокупность отношений между обучающимися и университетами разных стран в сфере обмена научными знаниями, навыками, методами и способами получения.
Однако для эффективного управления международным образованием необходимо провести теоретический анализ основных понятий: международного
студенческого обмена, международной академической мобильности, экспорта образовательных услуг.
Наиболее устоявшейся и традиционной формой реализации международной образовательной деятельности является международный студенческий обмен. Такие программы функционируют со времен СССР и представляют собой особого рода проекты, в основе которых лежит договоренность между государствами о сотрудничестве на основе посещения объектом одной страны территории другой с различными целями.
В основе международного студенческого обмена лежат, как правило, двусторонние или многосторонние партнерские договоренности между вузами, городами-побратимами или государствами, а также деятельность неправительственных организаций (Эразмус) либо частных организаций (Experiment in International Living). Варианты реализации программ международного студенческого обмена варьируются от краткосрочных (1-2 недели) взаимных ознакомительных визитов студенческих делегаций до обучения или стажировки иностранных студентов в течение одного или двух учебных семестров. За это время участники обменов получают возможность ознакомиться с культурой, бытом, образовательными и производственными достижениями принимающей стороны, установить личные связи с зарубежными сверстниками и преподавателями. Студенты по обмену могут проживать в кампусах или в принимающих семьях, что способствует полному погружению как в иноязычную и инокультурную среду, так и в зарубежную систему образования [5].
Среди программ международного студенческого обмена выделяют программы языковой практики, программы целевого обмена и программы проектного обмена.
Программы языковой практики имеют целью изучение иностранного языка путем погружения в иноязычную и инокультурную среду. Итогом таких программ является получение сертификата или диплома об успешной сдаче экзамена на подтверждение уровня владения иностранным языком (например, IELTS, TOEFEL и т.д.). Традиционно популярными направлениями языкового обмена остаются страны Северной Америки (США, Канада), Азии (Китай, Южная Корея, Япония), государства Европейского союза (Германия, Франция, Италия).
Преимуществами языковых программ являются:
- понятная структура программ - еще на этапе отбора известно расписание занятий и их содержание;
- ясная цель - это, как правило, сертификат или диплом, подтверждающий уровень владения иностранным языком;
- высокая доступность - в программах языкового обмена могут принять участие не только студенты, но и молодые специалисты, которые уже получили высшее образование;
- возможность изучать быт, культуру, обычаи, заводить профессиональные связи и неформальные контакты с гражданами принимающего государства.
Однако языковые программы имеют ряд недостатков: они краткосрочны (от 3 до 12 месяцев), требуют значительных финансовых затрат на «бытовые нужды», при этом, как правило, условия обмена не позволяют работать на официальной основе, а также не позволяют не только остаться на территории принимающей страны после окончания обучения, но обязывают вернуться на родину.
Программа по целевому обмену студентами состоит в том, что студент получает возможность посещать занятия иностранного вуза, с которым у домашнего вуза заключено соглашение, либо получает приглашение на стажировку в конкретный зарубежный университет. Обычно это длительные программы, рассчитанные на один или два семестра, характеризующиеся тем, что дисциплины, изученные студентом за время целевого обмена, а также оценки, полученные за рубежом в вузе-партнере, заносятся в зачетную книжку после возвращения на родину. Однако некоторые программы целевого обмена рассчитаны на летний период студенческих каникул, во время которых студент работает в другой стране по соответствующему разрешению, предоставленному согласно правилам данных программ. Например, программа «Work and Travel USA», длящаяся пять месяцев, отводит четыре месяца на работу и один -на путешествия по стране.
Преимуществами программ целевого обмена являются определенность, стабильность, доступ к интеллектуальным, библиотечным, лабораторным, техническим ресурсам принимающего вуза, расширение социальных и культурных связей, а также возможность получить преимущества для дальнейшего обучения и занятий научной деятельностью за рубежом. В итоге целевые программы по обмену студентами задают широкие возможности для личного, профессионального и культурного развития участников.
Целями проектного обмена могут быть проведение исследования, участие в конференции, получение практического опыта, разработка или реализация собственного или совместного проекта (научного стартапа, некоммерческой организации). Сроки и мероприятия таких программ строго оговариваются и тесно связаны с целями и особенностями реализуемого проекта. Как правило, по окончании такого обмена студент представляет отчетный документ -публикацию, аналитический исследовательский отчет, патент, сертификат. В глобальном смысле программы проектных студенческих обменов направлены на усиление академических связей, создание научных и общественных коллабораций, накопление опыта совместных исследований и реализации некоммерческих проектов.
Программы международного студенческого обмена имеют, как правило, существенную государственную поддержку со стороны министерств иностранных дел, образования и культуры, поскольку рассматриваются как форма общественной дипломатии и «мягкой силы». На уровне государств существует мнение, что благодаря программам международного студенческого обмена не только развиваются культурные и экономические связи между странами мира, но и существенно повышается качество образования [2; 14].
Страны Евросоюза принимают участие в программе «Эразмус», в рамках которой лидерами по привлечению иностранных студентов являются Германия, Испания и Франция. Финансирование участия в данной программе осуществляется Евросоюзом и вузом, из которого прибыл студент. В Германии успешно функционирует также Германская служба академических обменов (DAAD), имеющая большое количество иностранных представительств, в том числе в России. Преимуществами программ DAAD является существенная организационная и финансовая поддержка, которую могут получить как студенты и аспиранты, так и преподаватели зарубежных вузов.
Международная европейская организация студентов AIESEC, объединяющая тысячи вузов по всему миру, занимается поиском программ зарубежных стажировок. Многие ведущие российские университеты являются партнерами данной организации.
Вузы Японии и Южной Кореи также заинтересованы в привлечении иностранных студентов, для чего были учреждены и успешно действуют по линии посольств в Российской Федерации ряд правительственных стипендий, на которые могут рассчитывать участники международных студенческих обменов.
В США действует программа Global UGRAD, предоставляющая участникам международных студенческих обменов возможность обучения, стажировок, проектной деятельности в университетах США.
Как было указано, международные студенческие обмены могут проводиться не только с образовательными, но и с культурными, ознакомительными, туристическими целями. Именно эта особенность отличает международные студенческие обмены от международной академической мобильности.
Международная академическая мобильность студентов определяется как виртуальное или физическое
перемещение студентов с ознакомительными, образовательными, исследовательскими и практическими целями в зарубежную образовательную организацию на определенный срок [9].
Международная мобильность студентов считается наиболее распространенной формой реализации общемировой тенденции интернационализации высшего образования, и основная цель ее состоит в получении образовательных услуг за рубежом [3]. Кроме того, благодаря международной академической мобильности развиваются международная интеграция и инновационная деятельность университетов, а студенты получают возможность для эффективного осуществления своего права на свободное передвижение [2].
В официальных документах Болонского процесса четко обозначен обязательный критерий международной академической мобильности - это обучение в зарубежном вузе [7].
Важно отметить, что в последнее время все чаще при анализе международной мобильности студентов акцент делается не на физическом перемещении, а на виртуальном участии студента в образовательном процессе зарубежного вуза. И в дальнейшем, с развитием информационно-коммуникационных технологий виртуализация академической мобильности станет рассматриваться в качестве приоритетного направления в международном образовании [1].
Академическую мобильность студентов подразделяют на краткосрочную (горизонтальную), длящуюся 1-3 месяца, с последующим возвращением в родной вуз и перезачётом изученных дисциплин (кредитов), и долгосрочную (вертикальную), при которой студент обучается в зарубежном вузе по полному циклу одного или нескольких уровней образования и получает в итоге зарубежную ученую степень или диплом.
Также отмечается возможность как институционального, организованного характера академической мобильности с привлечением международных организаций или соглашений (например, международный студенческий обмен на основе двусторонних соглашений между университетами), так и самостоятельных инициативных решений конкретных студентов получить или продолжить свое образование за рубежом [13].
Таким образом, понятие международной академической мобильности включает в себя международные обмены, но не ограничивается ими. Кроме программ студенческих обменов, распространенными формами академической мобильности являются также учебно-ознакомительные программы, включенное или частичное обучение, стажировки, практики, совместные образовательные программы в виде аккредитации и валидации, франчайзинга, программ двойных и множественных дипломов.
Совместные образовательные программы высоко оцениваются организаторами и участниками международной академической мобильности, поскольку позволяют пройти обучение и получить степень или диплом, свидетельствующие о высоком уровне и качестве полученного образования [13].
Совместные образовательные программы неоднородны. Наиболее часто встречаются программы
двойных и множественных дипломов, по окончании которых студенты проходят обучение в течение одного или более семестра поочередно в различных вузах, а выпускники получают дипломы двух или нескольких университетов, участвующих в реализации данной программы. Программы двойных дипломов действуют по всему миру: например, в рамках экономических направлений подготовки успешно действуют программы двойного диплома НИУ ВШЭ совместно с Лондонской школой экономики и политехнических наук (Великобритания), Университетом Джорджа Мейсона (США), Университетом Эразмус (Нидерланды), Университетом Гумбольдта (Германия), Консорциумом Парижских университетов (Франция).
Другими вариантами совместных образовательных программ являются аккредитация и валидация дипломов вузов-партнеров ведущим университетом, подтверждающим таким образом качество образования вузов-партнеров и их право выдавать дипломы ведущего вуза. Как видно из определения, при реализации таких программ взаимоотношения между участвующими в них организациями не всегда равноправны - есть ведущие вузы и вузы, являющиеся их партнерами, аккредитованные ведущими вузами. Еще более требовательной формой образовательного сотрудничества является франчайзинг, при котором ведущий вуз оставляет за собой право контроля за качеством образования и его важнейшими процедурами (экзамены, защита выпускных работ).
Международная академическая мобильность студентов в условиях глобализации и интернационализации образования приобретает огромную роль. Как национальные, так и мировой рынки образования заинтересованы в ее развитии, поскольку от ее успешной реализации зависит успех инновационной научной и образовательной деятельности вузов.
Развитие рынка образовательных услуг, выход на международный уровень, привлечение иностранных студентов, развитие международного образовательного партнерства становится одной из важнейших тенденций модернизации российской системы образования. Наращивание экспорта образовательных услуг оказалось в фокусе внимания государства.
Усилия государства направлены на развитие экспортного потенциала вузов Российской Федерации, на повышение привлекательности российского образования для граждан других государств, обеспечение иностранным студентам комфортных условий повседневной жизни в период их обучения, а также повышение узнаваемости и статуса российского образования, формирование всемирно известного бренда. Как ожидается, достижение перечисленных целей позволит сделать экспорт образовательных услуг экономически выгодным благодаря существенному увеличению объемов выручки от экспорта образовательных услуг [10].
30 мая 2017 г. на президиуме Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвержден паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», направленного на повышение конкурентоспособности и привлекатель-
ности российского образования на международном рынке образовательных услуг. Целевым ориентиром данного проекта является увеличение количества иностранных обучающихся с 200 тыс. в 2017 г. до 710 тыс. в 2025 г. [10].
Термин «экспорт образовательных услуг» означает как академическую мобильность студентов, получающих образование за пределами страны своего гражданства, открытие зарубежных филиалов учебных заведений, так и трансграничное образование, при котором обучающийся получает образование в зарубежной образовательной организации, но при этом находится в своей собственной стране, пользуясь передовыми информационно-коммуникационными технологиями [8].
В официальных документах Правительства Российской Федерации экспорт образовательных услуг определяется как «коммерческая реализация образовательных услуг для иностранных граждан как на территории Российской Федерации, так и за границей» [12].
При реализации программ, направленных на развитие экспортного потенциала вузов, в фокусе внимания государства оказывается внешнеэкономическая деятельность данных образовательных организаций. Именно на активизацию этой деятельности направлено обеспечение условий для развития экспорта образовательных услуг и продвижения российского образования на мировом рынке [6].
В научной литературе описаны четыре способа реализации экспортных отношений в сфере образования: поставка через границу, коммерческое присутствие, трансграничное образование, перемещение физических лиц [4].
Поставка через границу реализуется в тех случаях, когда студент получает образование в иностранном учебном заведении, находясь на территории другого государства. Обучение зарубежных студентов в российских вузах - первая и наиболее традиционная форма экспорта образовательных услуг.
Коммерческое присутствие образовательной организации за рубежом связано с открытием филиалов, созданием представительств, совместных университетов. Эта форма экспорта образовательных услуг также активно используется в России. Так, ведущий университет МГУ им. М.В. Ломоносова имеет в настоящее время семь филиалов по всему миру: в Армении, Казахстане, Таджикистане, Узбекистане, Китае, Словении.
Трансграничная форма реализации экспорта образовательных услуг предполагает разработку и реализацию дистанционных онлайн-курсов и образовательных программ, при которых обучающийся проходит обучение в иностранном учебном заведении, оставаясь при этом на территории своего государства. Такая форма может быть организационно обеспечена с помощью дистанционного обучения, корпоративных и международных университетов.
Перемещение физических лиц связано с работой самостоятельно занятых и наемных работников в сфере образования в иностранных вузах. Применительно к экспорту образования эта форма встречается в тех случаях, когда российские научно-педагогичес-
кие работники приглашаются на работу в зарубежные университеты.
Таким образом, в понятии экспорта образовательных услуг закреплена идея наращивания экономических показателей международной деятельности вузов. В свою очередь, международная академическая мобильность и международный студенческий обмен как частный случай академической мобильности являются формами организации экспортной деятельности российской системы образования.
Разграничение понятий международного студенческого обмена, международной академической мобильности и экспорта образовательных услуг позволяет построить концептуальную базу для разработки различных программ интернационализации высшего образования. Определение основных характеристик данных понятий позволит оценить различные формы экспортной образовательной деятельности, а также наметить конкретные меры по ее наращиванию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Bedenlier, S., Kondakci, Y., & Zawacki-Richter, O. (2018). Two Decades of Research Into the Internationalization of Higher Education: Major Themes in the Journal of Studies in International Education (1997-2016) //Journal of Studies in International Education, 22(2), 108-135.
2. Education 2030: Incheon Declaration and Framework for Action for the implementation of Sustainable Development Goal 4: Ensure inclusive and equitable quality education and promote lifelong learning opportunities for all. ED-2016/WS/28. 2016. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000245656 (дата обращения: 20.04.2020).
3. Knight, J. (2016). Transnational Education Remodeled: Toward a Common TNE Framework and Definitions. // Journal of Studies in International Education, 20(1), 34-47.
4. Балкизова Х.Ю. Мировой рынок образовательных услуг высшей школы / Х.Ю. Балкизова. - Текст : непосредственный // Вестник университета. -2017. - № 6. - С. 131.
5. Береговая О.А., Лопатина С.С., Отургашева Н.В. Тьюторское сопровождение как инструмент социокультурной адаптации иностранных студентов в российском вузе / О.А. Береговая, С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева. - Текст : электронный // Высшее образование в России. - 2020. - № 1. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tyutorskoe-soprovozhdenie-kak-instrument-sotsiokulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-v-rossiyskom-vuze (дата обращения: 20.04.2020).
6. Береснев Д.Н., Жалнин В.А., Слизовский Д.Е. Политика Российской Федерации по повышению экспортного потенциала системы образования: риски и возможности старта / Д.Н. Береснев, В.А. Жалнин, Д.Е. Слизовский. - Текст : электронный // Вестник РУДН. Серия: Политология. - 2017. -№ 4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ politi ka-rossiyskoy-federatsii-po-povysheniyu-eksportno go-potentsiala-sistemy-obrazovaniya-riski-i-vozmoz hnosti-starta (дата обращения: 20.04.2020).
7. Болонская декларация. - Текст : электронный. -URL: http://media.ehea.info/file/Ministerial_confe re
nces/02/8/1999_Bologna_Declaration_English_5530 28.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
8. Костюков А.Л. Особенности экспорта российских образовательных услуг / А.Л. Костюков. - Текст : электронный // Казачество. - 2016. - № 7 (20). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ek sporta-rossiyskih-obrazovatelnyh-uslug (дата обращения: 20.04.2020).
9. Микова И.М. Понятие и сущность академической мобильности студентов / И.М. Микова. - Текст : электронный // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 10. - URL: https://cyberleninka .ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-akademicheskoy-mobilnosti-studentov (дата обращения: 20.04.2020).
10. Развитие экспортного потенциала российской системы образования : паспорт приоритетного проекта. - Текст : электронный. - URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAn Lv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата обращения: 25.04.2020).
11. Пацукевич О.В. Международная учебная миграция иностранных студентов на примере России: исторический аспект / О.В. Пацукевич. - Текст : электронный // Вестник Белорусской государст-
венной сельскохозяйственной академии. - 2019. -№2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu narodnaya-uchebnaya-migratsiya-inostrannyh-studentov-na-primere-rossii-istoricheskiy-aspekt (дата обращения: 24.04.2020).
12. О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы : Распоряжение Правительства РФ от 03.09.2005 № 11340-р. - Текст : электронный. - URL: http://base.garant.ru/188596/ (дата обращения: 25.04.2020).
13. Терешкович П. Обзор практик современной международной академической мобильности / П. Терешкович. - Текст : электронный. - URL: http://bolognaby.org/issledovanija-analitika/166-ob zor-praktik-sovremennoj -mezhdunarodnoj -akademic heskoj-mobilnosti (дата обращения: 20.04.2020).].
14. Шевченко Я.Н. Роль образовательных обменов в инструментарии российской публичной дипломатии / Я.Н. Шевченко. - Текст : электронный // Известия Восточного института. - 2019. - № 2 (42). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-obra zovatelnyh-obmenov-v-instrumentarii-rossiyskoy-pub lichnoy-diplomatii (дата обращения: 20.04.2020).
© Ирина Александровна Егорова, 2020 © Елена Львовна Макарова, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего образования «Таганрогский институт управления и экономики», 2020