Научная статья на тему 'Управление международной деятельностью для развития социального пространства университета'

Управление международной деятельностью для развития социального пространства университета Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
668
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ SOCIAL SPACE / INTERNATIONAL ACTIVITY / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SOCIAL CAPITAL / INTERNATIONALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Викторова Елена Владимировна

Рассмотрены свойства социального пространства университета и его роль в формировании инновационных свойств человеческого и социального капитала. Показано влияние процесса интернационализации на развитие социального пространства университета. Международная деятельность вуза, нацеленная на формирование инновационной образовательной среды, должна помочь студенту войти в новое постиндустриальное общество, сформировать многообразные социальные связи, определить их ценности и успешно действовать в глобальном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Activities Management for the University Social Space Development

The author explores characteristics of the university social space and its role in the formation of the innovative qualities of human and social capital. The article gives an overview of internationalization impact on development of the university social space. University international activity, aimed at creating innovative educational environment, helps students to step into new post-industrial society, to form various social bonds, to determine the value of these bonds and to operate successfully in global world.

Текст научной работы на тему «Управление международной деятельностью для развития социального пространства университета»

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

Управление международной деятельностью для развития социального пространства университета

Е.В. Викторова

к. э. н., МВА, проректор, Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики [email protected]

Рассмотрены свойства социального пространства университета и его роль в формировании инновационных свойств человеческого и социального капитала. Показано влияние процесса интернационализации на развитие социального пространства университета. Международная деятельность вуза, нацеленная на формирование инновационной образовательной среды, должна помочь студенту войти в новое постиндустриальное общество, сформировать многообразные социальные связи, определить их ценности и успешно действовать в глобальном мире.

Ключевые слова: социальное пространство, международная деятельность, высшее образование, образовательная среда, социальный капитал, интернационализация.

Глубокие изменения, происходящие в области труда и занятости, связанные с развитием новых технологий и ростом «нематериальных инвестиций», необходимость обеспечения конкурентоспособности требуют особого внимания к профессиональной подготовке специалистов. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит высшему образованию.

Социология образования выходит на передний план в исследованиях социальных институтов России. Необходимо осмыслить социальные процессы, протекающие сегодня в образовательном пространстве. Образование в современных условиях начинает выполнять важные общественные функции. Без анализа этих функций невозможно определить направление его развития.

Термин социальное пространство в социологическую науку вводит Г. Зиммель в 1903 году [1]. В зарубежной социологии данное направление развивали И. Гофман, Э. Гидденс, П.А. Сорокин, П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Э. Шилз, Дж. Урри и другие.

В отечественной социологии проблема социального пространства является относительно новой. Изучением данной проблематики занимаются А.Ф. Филиппов [2], О.С. Чернявская, Е.А. Рыбалка и другие.

К категории «социальное пространство» в своих работах в той или иной степени обращались многие мыслители: Гоббс, Декарт, Лейбниц, Дюркгейм, Вайгель, Ратцель, Богардус. Но наиболее системно и глубоко к анализу этой категории подошли П. Сорокин [5] и П. Бурдье [6, 7].

П. Сорокин, отмечая многомерность социального пространства в качестве его важнейшей характеристики, выделял такие его атрибуты, как «социальная дистанция», «социальное перемещение», «социальное взаимодействие», «социальные связи». Делая акцент

на социальных отношениях, П. Сорокин подчеркивал этим отличие социального пространства от любого другого — территориального, геометрического и пр.

Социальная реальность [8] представляет собой сеть невидимых связей, образующих пространство, складывающееся из внешних по отношению друг к другу позиций, характеризующихся соотношением друг с другом, — близостью, соседством или удаленностью, — а также взаимным расположением в пространстве относительно друг друга — выше- или нижестоящим, промежуточным или срединным. Социология в ее объективистском толковании — это социальная топология, analysis situs, то есть анализ относительных позиций и отношений между ними.

Человек занимает ряд позиций в обществе, каждая из которых предполагает свои права и обязанности [9]. Общество не только создает социальные позиции — статусы, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям [2]. Социальные статусы — это структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами социальных отношений. Социальный статус — позиция индивида, соотносимая с положением других людей;его место в иерархически организованной общественной структуре, дающее человеку возможность влиять на общество и получать посредством него привилегированные позиции в системе власти и распределения материальных благ [10].

Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явления, взятым за такие «точки отсчета» [5]. Иными словами социальное пространство, или как назвал его П. Сорокин — «социальная вселенная» — это пространство отношений социальных субъектов, характеризующееся определенной дистан-

цией, детерминированной их социальным положением. Чем дальше в «иерархии рангов» — социальной структуре находятся индивиды, тем длиннее между ними социальная дистанция и меньше вероятность сближения в социальном пространстве.

П. Бурдье значительно развивает его подход. Во-первых, П. Бурдье, в социальном пространстве выделяет «поля» или «подпространства», детерминированные структурой распределения различных видов капитала (экономическим, символическим, культурным и пр.), которыми обладают социальные субъекты («индивидуальные агенты» и «группы») [11]. Во-вторых, он подчеркивает, что «позиция данного агента в социальном пространстве может определяться по его позиции в различных полях. П. Бурдье понимает социальное пространство как совокупность позиций, которые занимают «агенты» в различных полях в силу обладания тем или иным объемом соответствующего капитала. При этом сами поля тесно взаимосвязаны и в значительной степени подчинены «экономическому полю».

Опираясь на принцип сегментации социального пространства на подпространства или поля можно выделить в структуре социального пространства следующие подпространства:

• экономическое — сложившиеся условия ведения экономической деятельности, регулируемые нормативными актами и неформальными образцами действия;

• культурное — условия существования материально-духовной сферы жизни людей, исторически сложившиеся национальные и этнические особенности;

• духовное — условия производства, распределения и потребления духовных ценностей в сферах науки, культуры и искусства; отношение людей к миру, друг к другу и самим себе, предписываемые традицией, религией, стереотипами;

• собственно социальное, понимаемое с одной стороны, как условия взаимодействия человека с социальной группой или обществом в целом, с другой стороны, как совокупность институтов и учреждений социальной сферы;

• семейное — условия жизнедеятельности конкретной семьи, включающие языково-культурно-бытовую обстановку, определенный психологический микроклимат и т. д., оказывающие воздействие на каждого члена семьи;

• информационно-виртуальное — возникающее в результате деятельности электронных средств массовой информации, виртуальная интерактивная среда;

• образовательно-воспитательное — условия, в которых осуществляются процессы обучения и воспитания человека (в его роли могут выступать институты семьи, образования, СМИ и др.);

• профессиональное — условия, в которых человек осуществляет свою профессиональную деятельность.

Совокупность социальных подпространств обеспечивает функционирование и развитие общества в целом, включая политические, экономические, культурные, региональные особенности. Социальное пространство — это форма существования общества, воссоздание действий в социальном мире. Категория «социальное пространство» тесно связана с категорией «социальная среда». Социальная среда заполняет социальное пространство.

Структурно социальная среда включает: а) инфраструктурный блок — комплекс соответствующих отраслей, социальных учреждений (здравоохранения, образования и пр.); б) институциональный блок — комплекс социальных связей, отношений, институтов, регулирующих деятельность индивидов, их общение, взаимодействие, социальные связи. Этот блок и образует то, что можно назвать социальным пространством (рис. 1) [12].

Сегодня есть потребность в анализе социального пространства с широких междисциплинарных позиций в силу его влияния на формирование экономической политики, социальное воспроизводство в целом. Приведем результаты исследования, проведенного в 2011 году сотрудниками лаборатории проблем развития человеческого потенциала и воспроизводства трудовых ресурсов региона Института проблем региональной экономики РАН [13] по вопросу о том, способствуют ли сегодня развитию необходимых инновационных свойств человеческого потенциала различные составляющие социального пространства.

В качестве респондентов выступали эксперты, специалисты, занятые в четырех сферах деятельности: системе профессионального образования, реальном секторе экономики, органах управления, научноинновационной сфере. Исследование охватило пять субъектов Российской Федерации, представляющих

Инфраструктурн составляющая (социальная сфе I \ Культура / ая / о \ / ^ 'ч ра) /\ \ \ / # х\ / \ % \ / <? / \

II Инститциональн составляющая (социальное пространство) ая // \ у' \ * / \ * / Культурная / среда \

Рис. 1. Соотношение социальной сферы, социального пространства и социальной среды

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

пять Федеральных округов РФ: Москва (Центральный федеральный округ), Санкт-Петербург (СевероЗападный федеральный округ), Республика Марий Эл (Приволжский федеральный округ), Красноярский край (Сибирский федеральный округ), Владивосток (Дальневосточный федеральный округ).

Четвертая часть экспертов выделила образовательное пространство как фактор, позитивно влияющий на процесс формирования инновационных свойств человеческого капитала.

Э. Дюркгейм был первым, кто обратил внимание на проблемы образования. Он полагал, что именно формы образования в мировом сообществе играют главную роль в создании мирового единства, необходимого для обеспечения гармоничных социальных связей. Идеи Э. Дюркгейма продолжил Т. Парсонс, который утверждал, что над личностью как системой находится еще одна социальная система, над которой, в свою очередь, господствует система культуры [12]. К сфере культуры принадлежит и образование. Между институтом образования и человеком возможны различные виды взаимодействия, которые базируются на разных ценностных ориентациях.

Важными исследованиями для понимания функционального взаимодействия общества, культуры и образования являются труды Дж. Коулмана [15]. Его взгляды основаны на изучении молодых людей перед поступлением в вуз и в период его завершения. Дж. Коулман полагал, что в зависимости от организации вузов будут различаться и индивидуальные достижения студенческой молодежи и даже их последующая профессиональная карьера, что существуют скрытые связи между ценностями вузов и ценностями общества.

Важной для понимания процесса становления социального капитала у студенческой молодежи является точка зрения 3. Баумана [16]. Опираясь на положения теории 3. Баумана, можно представить вуз как среду обитания студента, которая выдвигает перед ним определенные цели и снабжает его соответствующими умениями, навыками или компетенциями — способами, которые помогают достичь этих целей. Вуз создает соответствующие условия, позволяющие молодому человеку осуществлять свой выбор, реализовывать свой социальный капитал, устанавливать и развивать социальные контакты, но в то же время воздействует на формирование его личностного потенциала всей своей структурой или отдельными элементами.

Термин «образовательная среда» появился в связи с активизацией роли образования в становлении нового типа общества (постиндустриального, информационного), в котором возросла роль знаний и информации, а культура проникла во все сферы человеческого существования. Образовательная среда рассматривается как элемент социокультурной среды. В этой связи нормы и ценности, на которых базируется социокультурная среда, составляют основу и образовательной среды. Образование выступает трансля-

тором знаний, норм и ценностей культуры. Процесс обучения в вузе, как правило, совпадает с периодом становления ценностного сознания молодых людей, их моральных и профессиональных качеств. В этой связи вуз и его среда выступают важным условием формирования личности студента. Социокультурная среда вуза проявляется в учебных планах, программах, учебниках, в деятельности преподавателей. Стабильность культурно-образовательной среды вуза зависит от набора ценностей ее участников (преподавателей, студентов, администрации, сотрудников).

К характеристике образовательной среды вуза относятся такие показатели, как возможность получить престижную специальность;высокий уровень преподавания (потенциальная возможность получения качественных знаний); высокий уровень культуры, интеллигентность сотрудников и преподавателей, насыщенная студенческая жизнь.

Важным понятием, характеризующим образовательную среду вуза, является «социальный капитал». П. Бурдье определяет социальный капитал как совокупность актуальных или потенциальных ресурсов, связанных с наличием крепких сетей — связей, более или менее институционализированных отношений взаимного знакомства и признания. Р. Барт определяет социальный капитал, как контакты, благодаря которым вы можете использовать свой финансовый и человеческий капитал [17]. А. Портес рассматривает социальный капитал как способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети [18]. Доверие и общие ценности связывают членов сетей, делают возможным и упрощают совместное действие. Социальные сети являются структурным элементом воспроизводства социального капитала.

На микро уровне социальный капитал понимается как качественная характеристика индивида, совокупность его знаний, умений, навыков, которые позволяют ему в будущем получить ощутимую прибыль, то есть это некие инвестиции, которые вкладывает в себя индивид, развивая свои способности.

Определение социального капитала на макро уровне, как правило, содержит такие составляющие: горизонтальные и неформальные сети, гражданские ценности и нормы, горизонтальное диффузное доверие и эффективность системы как результат действия предыдущих составляющих. Сообщества с высоким уровнем социального капитала эффективнее преодолевают социальные проблемы.

Индивидуальный социальный капитал, независимо от норм, ценностей, доверия, характерного для данного общества, может быть уникальным и, в отличие от группового капитала, иметь высокий показатель развития. Условием социального капитала на макро уровне выступают специфические нормы, ценности, доверие, сложившиеся и существующие в данном обществе.

Социальный капитал облегчает социальные взаимодействия, в пределах которых происходит приоб-

ретение любого ресурса в обществе. Средствами, необходимыми для успешных социальных трансакций, в результате которых субъекты получают ресурсы, могут быть затраты времени, денег, умственных, физических и эмоциональных усилий.

Через личную социальную сеть субъект получает доступ к ресурсам, состоящим в связях; участвует в коллективных социальных действиях. Индивидуальный социальный капитал — это ресурсы, которые субъект использует, мобилизуя свои социальные связи. В этой связи ресурсы студенческой молодежи во многом будут определяться вузом и его социокультурной средой, в рамках которой складываются у молодых людей определенные социальные связи.

Для характеристики группового социального капитала следует анализировать социальные сети, в основе которых лежат определенные ценности, нормы, состояние доверия, сложившиеся в обществе. Таким образом, социальный капитал студенческой молодежи формируется под влиянием группового социального капитала, индивидуальный капитал видоизменяется в результате становления его социальных сетей и под воздействием вузовской социокультурной среды, которая, в свою очередь, будет способствовать качественному изменению ресурсов студенческой молодежи.

Стабильность культурно-образовательной среды вуза зависит от набора ценностей ее участников (преподавателей, студентов, администрации, сотрудников). Каждому участнику присущ свой набор нравственных норм и ценностей. Не всегда ценности молодых людей, которые поступают в вуз, совпадают с теми ценностями, которые сложились и существуют в вузе.

По результатам социологических исследований, к характеристике образовательной среды вуза, которой студенты отдают предпочтения, относятся такие его показатели, как возможность получить престижную специальность (40,1%); высокий уровень преподавания (38,0%); высокий уровень культуры, интеллигентность сотрудников и преподавателей (29,4%), интересная студенческая жизнь (25,5%) [19].

Молодой человек, оказавшись в социокультурной среде вуза, где встречаются различные системы ценностей, осуществляет выбор и формирует свой набор ценностей, которые определяют его сущность как личности и помогают идентифицировать себя с определенной социальной группой. Таким образом, процесс образования выходит за границы формального института образования и охватывает другие сферы жизни человека.

Социокультурная среда вуза призвана помочь молодому человеку войти в новое общество, освоить многообразные социальные сети, их ценности и успешно действовать в социокультурной среде. Задача образования — создать условия, необходимые для становления человека, его социального капитала. Находясь в постоянном взаимодействии с другими сегментами социальности, образование имеет собственное

подпространство. Образовательное подпространство, встроенное в мир социальной реальности, имеет свои параметры, структуры, целевое и функциональное назначение. На этой территории взаимодействуют источники и факторы социального развития, действуют противоречия, проявляются закономерности, реализуются принципы, взаимодействуют субъекты образовательного процесса. Их взаимодействие отражает направленность и особенность развития молодого поколения. Образовательное подпространство обеспечивает воспроизводство и развитие человеческого капитала, а значит и общества в целом.

Специфика образовательного подпространства заключена в особой его способности и функциях. Формируя типы поведения студентов, оно, вместе с тем, предполагает обращение к общим ценностям, не конкурирующим с другими элементами (например, профессиональными), но включающими их на основании дополнительности.

В рамках образовательного подпространства институт образования взаимодействует с другими социальными институтами. Интересы общества и системы образования пересекаются и реализуются посредством выполнения функций обучения, воспитания, профессиональной подготовки, мобильности и др. Общество формирует заказ на специалистов, система образования обеспечивает организацию учебного процесса. Государство должно обеспечить сохранение единого образовательного пространства, соблюдение интересов всех участников образовательного процесса, контроль над образовательным процессом, соответствие его потребностям общества.

Социальное пространство высшего учебного заведения представляет собой форму существования элементов социальной жизни вуза. Развитие личности студента осуществляется в ряде векторов: система взглядов приобретает устойчивый характер; развиваются необходимые способности; повышаются чувство долга, ответственность за успех учебно-профессиональной деятельности; растут притязания личности студента в отношении будущей профессии; в процессе усвоения социального и профессионального опыта растут общая зрелость и устойчивость; повышается уровень самовоспитания личности студента.

Полученное образование и выработанный в процессе его получения стиль жизни, профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию.

С точки зрения воздействия внешней среды, все элементы образовательного пространства соотносятся с другими объектами, которые составляют в своей совокупности «внешнее окружение» (физическое, технологическое, культурное, социальное).

Тенденция развития профессионального образования в контексте нового типа культуры обусловила переход на новую парадигму образования — культурологическую [20]. Культурологическая модель образования строится на принципе создания целостного

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

культурно-образовательного пространства и ориентирована на становление личности обучающихся. Целью образования становится овладение духовным и материальным богатством, которое приведет к становлению личности, способной к сознательному строительству жизненной среды, разумных отношений с природой, людьми, государством. Среди требований к личностным качествам будущего специалиста можно выделить: духовное богатство; открытость; фундаментальность;социальная мобильность;ин-новационность;коммуникативность. В условиях культуроцентристской концепции образования современному педагогу высшей школы нужно «персонифицировать» фундаментальные ценности — справедливость, патриотизм, духовность и моральную ответственность [21].

Характер развития социума определяет систему образования, оказывая решающее воздействие на процесс ее адаптации к внешней среде, на возможность осуществления поставленных целей. Единое образовательное пространство страны должно функционировать на основе единых правил, единых концептуально-методологических принципов и телекоммуникационных протоколов. Это не означает единообразия в содержании образования. Сегодня одним из приоритетов перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития Российской Федерации является ориентация системы образования на формирование творческой социально ответственной личности. Это требует изменения содержания образовательных программ и способов развития социального пространства вуза.

Одним из способов развития социального пространства вуза является интернационализация. Технически сложная экономика постиндустриального общества требует реализации новых подходов к способам приобретения знаний и отбору информации. С развитием процессов глобализации экономики и бизнеса перед высшим образованием встала задача: подготовить профессиональные кадры, способные эффективно работать в изменившихся условиях глобального рынка. Образовательное пространство конкретного вуза становится частью международного образовательного пространства.

Проблемой XXI в. стало формирование принципиально нового пространства самоидентификации человека, его выбора собственной социальной роли и способов самовыражения. Информационная революция не разрушила социальную дифференциацию общества. Изменился ее критерий — на смену отношениям собственности, а также статусным моделям потребительского поведения приходит различие в информационно-коммуникативной компетенции личности. Происходит переоценка ценностей профессионального развития. Возросли требования к специалисту, его подготовке и образованию, к ответственности субъекта за свою карьеру, профессиональное будущее. На первый план выдвигаются проблемы

осознанного и личностно-ориентированного выбора профессии, получения профессионального образования и овладения профессией, профессионального роста и самосовершенствования.

Новая мировая парадигма образования заключается в том, чтобы не просто передать обучающимся конкретные знания, а научить их адаптироваться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. В основе преобразований высшей школы лежит подготовка специалистов новой формации, умеющих работать в команде, обладающих лидерскими качествами, являющихся носителями инноваций, умеющих генерировать идеи, а главное — трансформировать знания в новые технологии, научные открытия.

Социальная успешность в современном обществе связана не столько с владением неким объемом знаний, сколько со способностью поиска информации в глобальном масштабе, ее критического и творческого осмысления. Возникает новый тип социальной мотивации. Он характеризуется такими ценностями, как свободное творчество, духовная независимость, приоритет самовыражения перед социальным статусом, поиск внутреннего удовлетворения, стремление к новому опыту и самосовершенствованию.

Формирование социального капитала студенческой молодежи требует больших усилий со стороны всей системы образования. Вхождение в рыночную экономику изменило нормы и ценности, которые призван усвоить современный специалист. Модели социального поведения и деятельности в новых условиях находятся в процессе становления. Образование становится важным институтом социализации молодежи, нейтрализуя негативное влияние внешней среды на сознание индивида. Социокультурная среда вуза способствует формированию определенных норм и ценностей, которые будут составлять основу социального капитала студента. Включение индивида в социальные сети, в том числе международные, ведет к созданию новых ресурсов, которые реализуются в его деятельности.

Процесс систематической интеграции международной составляющей в образование, исследования и общественную деятельность высших учебных заведений является необходимым условием существования современного вуза. Интернационализация высшего образования, отвечающая потребностям рынков труда, поддержанная современными средствами коммуникации является благоприятной тенденцией инновационного развития университетов. Она проявляется в учебной, научной, административной и социальной сферах деятельности любого вуза, являясь эффективным инструментом для достижения целей:

• повышение качества преподавания и исследовательской деятельности;

• использование международного опыта в управлении и развитии вуза;

• повышение конкурентоспособности вуза на внутреннем и международном рынках;

• повышение качества образования.

Международное сотрудничество в сфере образования позволяет решать задачи:

• достижение уровня высшего образования, который соответствовал бы потребностям современного международного рынка труда;

• интеграция национальных образовательных систем в мировую, учитывая достижения лучших;

• подготовка квалифицированных кадров для национальной и мировой экономик.

Можно выделить следующие механизмы управления интернационализацией на уровне вузов:

• привлечение международных экспертов для разработки и оценки стратегий развития, экспертизы качества образовательных программ и научных исследований;

• развитие международных компетенций у административного персонала (языковых, коммуникативных, управленческой культуры);

• установление долгосрочного сотрудничества в образовательных и научных программах и проектах с ведущими зарубежными научно-образовательными центрами;

• участие в деятельности международных профессиональных ассоциаций и сетей с целью продвижения вуза на международный рынок образовательных услуг;

• получение международной аккредитации и сертификации образовательных программ;

• содействие публикациям в международных реферируемых журналах и

• развитие инфраструктуры, включая наличие англоязычных сайтов;

• развитие совместных образовательных программ;

• поддержка и развитие академической и студенческой мобильности;

• внедрение системы контроля качества, выдача европейских приложений к диплому. Перечисленные механизмы способствуют развитию социального пространства вуза — становлению новых социальных связей, повышению социального статуса и самооценки людей. Функционирование системы образования обусловлено взаимодействием между ее структурными единицами, и зависит от личностных и социальных характеристик, как отдельных личностей, так и социальных групп. Это могут быть параметры квалификации, ответственности или требовательности, определяющие уровень принимаемого управленческого решения.

Эффективность управления процессами интернационализации зависит от внутренних и внешних факторов. Для вуза важным является наличие потенциала для интернационализации (качественные программы, владение иностранными языками студентами и преподавателями, наличие связей с зарубежными партнерами, опыт международной деятельности, наличие стратегии развития международной деятельности). Необходимо привлечение к этому процессу всех заинтересованных социальных групп

участников — научно-преподавательский и административный состав вуза, студентов, представителей бизнеса и региональной власти.

Внешние факторы, влияющие на управление интернационализацией вуза, можно условно разделить на социально-экономические и политические. К социально-экономическим факторам относятся экономические, географические и демографические, которые должны быть учтены при разработке стратегии развития вуза. Политические факторы связаны с государственной политикой в сфере образования.

Интернационализация высшего образования создает новые возможности и способствует

• повышению качества образования и исследований за счет участия студентов и преподавателей в международном процессе обмена знаниями

• диверсификации и росту финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение;

• улучшению программ обучения студентов путем использования опыта и ресурсов зарубежных партнеров;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• внедрению инновационных методов работы в управление университетом, преподавание и научную деятельность;

• организации совместных исследовательских проектов, обменных программ для студентов и преподавателей, специальных программ для иностранных студентов;

• формированию у студентов и преподавателей навыков межкультурных коммуникаций;

• инновационному развитию университета,;

• улучшению имиджа университета и повышению его рейтинга на национальном и международном уровнях.

Международная деятельность способствует формированию и развитию такого социального пространства внутри университета, которое поддерживает межкультурное взаимопонимание, международный обмен знаниями. Совместная образовательная и научно-исследовательская деятельность укрепляет цепочку «образование — наука — инновации» путем использования новейших образовательных технологий, информационно-коммуникационных и других ресурсов университетов-партнеров.

Реализация программ, проектов, исследований, содержащих международное измерение, развивает социальное пространство университета. Иностранный язык при этом изучается не только как средство общения, но и как инструмент накопления и обобщения социального опыта, приобщения к общечеловеческим ценностям. В процессе изучения языка в форме межвузовского сотрудничества формируются коммуникативные, социальные и межкультурные компетенции. Можно выделить базовые компетенции, развивающиеся в процессе международной деятельности:

• политические и социальные — способность принимать ответственность, участвовать в принятии

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

групповых решений, ненасильственно разрешать конфликты, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

• межкультурные — принятие различий, уважение других, способность жить с людьми других культур, языков и религий;

• коммуникативные — владение устной и письменной речью, владение более, чем одним языком;

• информационно-коммуникационные — владение ИКТ технологиями;

• способность учиться на протяжении жизни. Социальное пространство вуза должно помочь

студенту войти в новое постиндустриальное общество, сформировать многообразные социальные связи, определить их ценности и успешно действовать в атмосфере глобального пространства. Социальное пространство не является чем-то постоянным, оно воспроизводится в действиях людей, являясь процессом. Задача образования — создать условия, необходимые для становления человека, развития его социального капитала.

Международная деятельность вуза нацелена на формирование инновационной образовательной среды, объединяя научные потенциалы, интеллектуальные и образовательные ресурсы российских и зарубежных университетов. Образовательные учреждения должны не просто повышать уровень образования, но обеспечить международную сопоставимость его условий и результатов, включаться в международные профессиональные сети и потоки глобальной мобильности. Социальное пространство университета воспроизводится и развивается в действиях людей — участников процесса образования.

Реальность современного бизнеса — совместная работа, сотрудничество, потому что в команде каждый индивид становится частью единого эффективного организма. Рабочая среда резко изменились за прошлые годы, предъявляя новые требования к работникам. Новые сферы и отрасли национальных экономик вовлекаются в систему международных экономических отношений. Интенсификация международного взаимодействия играет ключевую роль в создании инновационной экономики постиндустриального общества. Поэтому международная деятельность пронизывает все области образовательного процесса, являясь эффективным инструментом формирования профессионалов, способных работать и жить в постиндустриальном обществе.

Интернационализация высшего образования — это объективный процесс устойчивого взаимодействия и взаимовлияния национальных систем высшего образования на основе общих целей и принципов, отвечающий потребностям мирового сообщества. Национальные системы высшего образования не могут развиваться вне глобальных процессов и тенденций, вне запросов мирового рынка труда. В XXI веке высшая школа не сможет готовить специалистов, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества и обеспечивать

устойчивое развитие своей страны вне процессов интернационализации. Включаясь в этот процесс необходимо не потерять ценности российского образования, бесспорным достоинством которого является его научность, фундаментальность и энцик-лопедичность.

Заключение

Высшее образование является особой сферой взаимодействия интересов индивида и интересов общества. В постиндустриальном обществе многим его членам придется вырабатывать новые знания, а еще большему числу людей эти знания использовать. Фактически знания становятся средой, в которой живет и развивается общество.

Высшее образование — это не только подготовка квалифицированных специалистов, которые могут работать в мире технологических и социальных изменений, сталкиваться с ситуациями выбора и принятия решений. Это — подготовка таких людей, которые способны ориентироваться в мире новых социальных технологий, затрагивающих жизненные интересы их самих, и многих других.

Идущий в настоящее время во всем мире процесс взаимопроникновения политических, социальных, культурных достижений и проблем затрагивает и систему высшего образования. Основой интеграции российского образования в мировое образовательное пространство является международное сотрудничество с учебными заведениями в реализация современных проектов. Необходимо устанавливать и поддерживать отношения с международными организациями, актуализируя процесс интеграции системы образования в мировое образовательное пространство. Формирование социального компонента единого мирового образовательного пространства предполагает гармонизацию образовательных стандартов и научных подходов к учебной и исследовательской деятельности, развитие системы дистанционного образования; внедрение в учебный процесс передовых технологий. Сюда же относятся программы стажировки преподавателей, практики студентов; проведение международных научно-практических конференций, обучающих семинаров, публикация совместных научных трудов.

Список литературы

1. Зиммель Г. Социология пространства // Избранное: в 2 т. М., 1996. Т. 2.

2. Филиппов А.Ф. Социология пространства // Логос. 2000. № 2 (23). С. 113-151.

3. Чернявская О.С. Социология. Теории социального пространства // Социология. Психология. Философия. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 5. С. 329-335.

4. Рыбалка ЕА. Пространственное бытие личности: социальнофилософский анализ. Автореф. дис. на соискание ученой степени доктора фил. наук. Ростов-на-Дону, 2010.

5. Сорокин ПА. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. С. 295-425.

6. Бурдье П. Социальное пространство и генезис классов // Социология социального пространства. М.:Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алтейя, 2007.

7. Бурдье П.Социология социального пространства. М., 2007.

8. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм

Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М: Канон, 1995. 350 с.

9. ФилипповА.Ф. Прикладная социология пространства// Социологическое обозрение. Т. 8. №3. 2009. С. 3.

10. ФилипповА.Ф.Прикладная социология пространства// Социологическое обозрение. Т. 8. №3. 2009. С. 3.

11. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 5. С. 66. Электронный журнал. URL: www.ecscos. msses.ru.

12. Иванов С.А. Ложко В.В. Роль социального пространства в развитии инновационных свойств человеческого потенциала региона Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012.

13. Человеческий потенциал для инновационной экономики: Колл. монография / Под. ред. С.А. Иванова; ИПРЭ РАН. СПб.: ГУАП, 2011.

14. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. С. 494-526.

15. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С 121-139.

16. Bauman Z. Intimation of Post modernity. London and New York. Ch., 1992. С. 190-191.

17. Burt R. Brokerage and Closure: An Introduction to Social Capital. New York, 2005. Р. 4.

18. Portes A. Social capital: its origins and applications in modern sociology. Annual Review of Sociology. 1998. С. 1-24.

19. Мид Дж. Интернализированные другие и самость // Американская социологическая мысль. Тексты / Под ред. Добренько-ва В.И. М., 1996. 346 с.

20. Ариарский М.А., Ивлиева ИА. Общекультурное развитие личности в системе непрерывного профессионального образования: монография . Рос. акад. образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования. Казань: Данис, 2007. С. 155.

21. Запесоцкий А.С. Идея культуроцентристской модели образования. URL: http://www.culturalnet.ru/main/person/247

International Activity Management for the University Social Space Development

E.V. Viktorova, PhD of Economy, МВА, vice-rector, Saint Petersburg State University of Service and Economics

The author explores characteristics of the university social space and its role in the formation of the innovative qualities of human and social capital. The article gives an overview of internationalization impact on development of the university social space. University international activity, aimed at creating innovative educational environment, helps students to step into new postindustrial society, to form various social bonds, to determine the value of these bonds and to operate successfully in global world.

Key words: social space, international activity, higher education, educational environment, social capital, internationalization.

Уважаемые коллеги!

21 ноября 2012 года объявлено о запуске третьего Всероссийского конкурса на лучшее профессиональное освещение в СМИ темы инноваций «Инновации в России глазами журналистов — 2013». Организатором конкурса выступает ОАО «РВК» — государственный фонд фондов и институт развития РФ.

Инновации — активно развивающаяся область, к которой в последние годы было привлечено большое внимание со стороны общественности, государства и СМИ. Конкурс является актуальным событием не только для представителей средств массовой информации, но и для бизнеса, так как его направленность соответствует президентскому курсу перевода экономики страны на инновационный путь развития.

Первые два конкурса «Инновации в России глазами журналистов» продемонстрировали наличие профессионального сообщества, востребованность инновационной журналистики и необходимость проведения подобных мероприятий в будущем. География конкурса показала, что актуальность темы и интерес к ней со стороны общественности стремительно растет во всех уголках страны.

Период проведения: 22 ноября 2012 года — 31 марта 2013 года.

Торжественная церемония награждения, Innovation Media Day: май 2013 года.

Цель конкурса: поощрение и стимулирование деятельности журналистов и СМИ, занимающихся освещением инновационных процессов в России, а также привлечение внимания широких слоев общества к вопросам инновационного развития России.

Участники: профессиональные журналисты (штатные и внештатные), блоггеры, а также зарегистрированные центральные и региональные СМИ — телеканалы, радиостанции, печатные СМИ с разной периодичностью выхода, Интернет-ТВ и Интернет-СМИ.

Попечительский совет: представители министерств и ведомств Российской Федерации, институтов развития, научных и образовательных учреждений.

Жюри и конкурсный совет: главные редакторы ведущих СМИ, профессиональные журналисты, а также основатели высокотехнологичных компаний и венчурные инвесторы.

Номинации. Конкурс охватывает все возможные площадки для освещения инноваций, в том числе телевидение, радио, печатные и электронные СМИ, интернет-СМИ, интернет-ТВ и блоги. Введены также специальные номинации для журналистов и изданий, освещающих тему нанотехнологий, IT и телекоммуникаций, медицины и фармацевтики. Отдельная номинация посвящена вузовским СМИ. Всего в предстоящем конкурсе участники будут награждены по 10 основным номинациям и 4 специализированным.

ИННОВАЦИИ № 2 (172), 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.