Научная статья на тему 'Управление маркетинговой деятельностью на основе мотивации потребительского поведения'

Управление маркетинговой деятельностью на основе мотивации потребительского поведения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление маркетинговой деятельностью на основе мотивации потребительского поведения»

УПРАВЛЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ МОТИВАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Елпанова Я.В.

Елпанова Яна Вадимовна - студент магистратуры, кафедра экономики предприятия, Институт экономики и управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Увеличение продаж, повышение качества предлагаемого товара или услуги, продвижение собственной продукции на рынке - это основные задачи, которые практически невозможно осуществить, не владея достаточной информацией о своих покупателях. Для того, чтобы определить особенности предпочтений потребителя, необходимо проводить исследования, которые требуют дополнительных расходов. Для экономии денежных средств и времени, руководители современных предприятий отдают предпочтение психологическим методам изучения потребительского поведения.

Целью данного исследования является выявление основных аспектов управления маркетинговой деятельностью на основе мотивации потребительского поведения.

Мотивация потребителей заключается в изменении их поведения с целью увеличения потребления товаров и услуг. К основным задачам потребительской мотивации можно отнести: привлечение потребителей, снижение цены на товар и увеличение объема продаж и потребления, повышение частоты покупок, и, как следствие, расширение средней потребительской корзины покупателя [1, с. 72-79].

Изучение поведения потребителя является постоянным процессом, без которого предприятие не сможет успешно функционировать. При анализе потребительского поведения, необходимо, в первую очередь, обратить внимание на два основных аспекта: удовлетворение потребностей и исполнение желаний.

Продавец, ключевая цель которого - продать товар или услугу, стремится понять основные и второстепенные мотивы поведения покупателей, определить рычаги давления на потребителя и т.д.

После удовлетворения первичных потребностей, потребителю необходимо перейти к удовлетворению потребностей второстепенной значимости.

Основными факторами поведения потребителя являются цены на товары, доходы покупателей и их предпочтения. Но при этом существует также ряд дополнительных факторов, таких как [2, с. 37-41]:

1. культурные (набор ценностей и стереотипов, оказывающих влияние на выбор);

2. социальные (человек живет в обществе, а члены общества влияют на выбор, это может быть семья, коллеги, друзья);

3. личностные (возраст, образ жизни, самооценка);

4. психологические (мотивация, убеждение, восприятие, усвоение).

Правильная реклама должна содержать информацию о том, для чего необходим

данный товар или услуга. Если маркетинговую кампанию построить логично относительно психологии потребителя, то она должна выполнять следующие функции [3, с. 138]:

• постоянное привлечение новых клиентов;

• увеличение объема продаж;

• контроль и регулирование сбыта.

Мотивацией можно управлять, если определить скрытые потребности потребителя и выставить на рынок такой товар, который сможет удовлетворить эти потребности, активизирует их и смотивирует человека к покупке. Необходимо помнить, что потребитель может решить возникшую проблему разными способами, поэтому всегда важно детально изучать товары конкурентов по удовлетворению данной потребности [4].

Таким образом, теория маркетинга основывается на том, что на решение покупателя влияет бесконечное количество факторов. Некоторыми из них можно управлять, некоторыми - нет. Мотивация потребительского поведения базируется на комплексном исследовании рынка, анализе потребностей потребителя, изучении конкуренции, цен и ценовой политики, проведении товарных исследований, анализе условий торговли, требований к рекламе, сбыту и сервису с учетом внешней и внутренней среды, в которой действует предприятие.

Список литературы

1. Матковская Я.С. Мотивы потребительского поведения на рынке инновационных технологий // Российское предпринимательство, 2014. - № 7-1 (138). С. 72-79. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/5363/ (дата обращения: 14.01.20190).

2. Золотарева Ю.В. Теории мотивации и их место в концепции маркетинга // Российское предпринимательство, 2010. № 12-2 (174). С. 37-41. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bgscience.ru/lib/6427/ (дата обращения: 14.01.20190).

3. Маркетинг: вопросы и ответы / под ред. Н.П. Кетовой. Ростов н/Д: Феникс, 2012. 478 с.

4. Воронкова О.В. Оценка мотивации потребителей в системе управления эффективностью продаж товаров // Вестник ТГТУ, 2013. № 1-2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/artide/n/otsenka-motivatsii-potrebiteley-v-sisteme-upravleniya-effektivnostyu-pшdazh-tovarov/ (дата обращения: 14.01.20190).

МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Елпанова Я.В.

Елпанова Яна Вадимовна - студент магистратуры, кафедра экономики предприятия, Институт экономики и управления Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Малый бизнес в России пользуется особыми льготами и привилегиями. Государство идёт на то, чтобы снизить административную и налоговую нагрузку на малый бизнес, чтобы взамен получить рост занятости населения, а также снижение социальной напряжённости.

Рассмотрим, какие предприятия могут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства. Субъект МСП - это российское коммерческое предприятие или же индивидуальный предприниматель, главной целью которых является получение прибыли.

Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в 2018 году устанавливает государство. Основные требования для отнесения бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются среднесписочной численности работников и объемов получаемой выручки. Данные требования определяет закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Так, основные критерии можно представить в виде таблицы (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.