Научная статья на тему 'Пути повышения конкурентоспособности предприятия'

Пути повышения конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2286
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИБЫЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / РЫНОК / ПРОДУКЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова Мария Александровна, Андреева Оксана Александровна, Верещагина Елена Вадимовна

В данной статье мы дали определение конкурентоспособности предприятия, выяснили, какими факторами она определяется; перечислили пути повышения конкурентоспособности предприятия. В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зотова Мария Александровна, Андреева Оксана Александровна, Верещагина Елена Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути повышения конкурентоспособности предприятия»

аттестации персонала на предприятии следует оформить положение о проведении аттестации и утвердить приказом. Аттестационная комиссия выносит решение после проверки уровня компетенций. Результатов проведения аттестации может быть как поощрения сотрудника, так и его увольнение.

Оценка трудового потенциала организации позволяет увидеть способность сотрудников достигать поставленных целей, а также оценить окупаемость затрат на персонал. В каждом конкретном случае оценки трудового потенциала необходима своя методика и набор критериев, в зависимости от цели и задач исследования. Исследования в области трудового потенциала организации позволят разрабатывать мероприятия, направленные на повышение эффективности использования трудовых ресурсов, а также оптимизировать затраты на рабочую силу и способствовать развитию предприятия в целом.

Список литературы

1. Место оценки персонала в системе кадрового менеджмента. // Человек и труд, 2010. № 6. Организация и оценка персонала. // Служба кадров. 2016. №1-2.

2. Профессиональные качества менеджера и методы их диагностики//Кадры. -2016,-№ 11. С. 140.

3. Рак Н.Г. Методика комплексной оценки кадров управления // Управление персоналом, 2015. № 10. С. 250.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

12 3

Зотова М.А. , Андреева О.А. , Верещагина Е.В.

1Зотова Мария Александровна - студент, кафедра бизнес-информатики; 2Андреева Оксана Александровна - магистрант, кафедра экономикиа и управления в строительном комплексе; 3Верещагина Елена Вадимовна - магистрант, кафедра экономики и управления бизнес-процессами, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

Сибирский федеральный университет, г. Красноярск

Аннотация: в данной статье мы дали определение конкурентоспособности предприятия, выяснили, какими факторами она определяется; перечислили пути повышения конкурентоспособности предприятия. В рыночной экономике становится ясно, что повышение конкурентоспособности фирмы в частности и национальной экономики в целом является необходимым условием для интеграции страны в глобальную экономику.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, прибыль, экономический анализ, рынок, продукция.

УДК 330

В настоящее время в условиях рынка довольно непросто добиться успеха в бизнесе, если не действовать ранее подготовленному плану, не планировать его эффективное развитие, не накапливать информацию о собственных перспективах и возможностях, не анализировать положение конкурентов на целевых рынках.

В условиях рынка часто возникает проблема конкурентоспособности, когда на него выходит несколько производителей товара, со схожими характеристиками и одинаковой целевой аудиторией.

Конкурентоспособность предприятия представляет собой относительную характеристику, которая выражает степень отличия одного предприятия от другого для удовлетворения потребностей клиентов. Предприятие имеет высокую конкурентоспособность, если потребитель удовлетворен и желает приобрести продукт данной фирмы повторно.

Конкурентоспособность предприятия включает в себя качественные и ценовые параметры, а также зависит от эффективности менеджмента, степени внедрения инноваций, состояния рынка, мотивации и квалификации персонала, системы управления денежным ресурсом. Но, не смотря на все факторы, которые перечислены выше, важнейшую роль занимает маркетинг.

Маркетинг ориентирован на выявление наиболее важных потребностей потребителей, учёте изменений их предпочтений, оценке перспективности целевого рынка, разработке и осуществлении действенных стратегий по повышению конкурентоспособности. Наличие конкуренции является необходимым условием определения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции - способность быть привлекательной для клиента, отвечать запросам и требованиям рынка, на котором представлены аналогичные товары конкурента. Она определяется качеством товара и ценой, устанавливаемой продавцами данного товара, Кроме того, на конкурентоспособность влияют такие факторы как мода, имидж производителя, реклама, колебания спроса, ситуация на рынке.

Таким образом, под конкурентоспособностью продукции следует понимать совокупность ее преимуществ на рынке перед аналогичными товарами. Данное понятие определяется системой экономических, технических и потребительских показателей: техническим уровнем изделия, ценой покупки и издержки на потребление. Мониторинг проводится с помощью сравнения этих показателей с уровнем показателей товаров-конкурентов.

У разных авторов в определениях конкурентоспособности чаще всего используются такие термины как качество, полезность, привлекательность, соотношение «цена-качество», способность к реализации, умение выдерживать конкуренцию, привлекательность. Нам представляется, что конкурентоспособность -систематичный показатель товара, следствие работы всех элементов маркетинга, который обеспечивает конкурентное преимущество на рынке.

Конкурентоспособность предприятия - комплексное понятие, которое подразумевает преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли на территории страны и за её пределами.

В основе формирования конкурентоспособности предприятия лежит система его конкурентных преимуществ. На основе сравнительного анализа различных подходов к исследованию конкурентных преимуществ предприятия, предлагается осуществлять их классификацию по следующим признакам:

- отношение к системе;

- сфера возникновения привилегий;

- содержание фактора преимущества;

- место реализации преимущества

- время реализации преимущества;

- вид конечного результата [1].

Кодификация приведенных конкурентных преимуществ с дальнейшим их кодированием необходима для автоматизации процесса учета и анализа конкурентоспособности предприятия.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внутренние (почти целиком определяются руководством организации) и внешние (появление этих факторов уже в меньшей степени зависит от организации).

К типовым конкурентным преимуществам относят структурные, рыночные, технические, ресурсные, управленческие и эффективности.

В качестве показателей конкурентных преимуществ используют такие показатели, как издержки производства, размер относительной доли рынка, степень овладения улучшенными технологиями, стратегия продаж отличительные свойства товаров, популярность предприятия.

Из всего многообразия толкования понятия конкурентоспособности предприятия можно выделить следующие особенности:

- экологическая и социальная среда влияет на конкурентные преимущества компании;

- конкурентоспособность предприятия и продукции - тесно связанные понятия;

- конкурентоспособность - это относительный показатель, для которого базой сравнения выступают аналогичные показатели конкурентоспособности предприятий-конкурентов;

- конкурентоспособность - это способность объекта превосходить своих конкурентов в соответствии со всеми стандартами;

- конкурентоспособность организации отражает ее привлекательность для инвесторов;

- конкурентоспособность предприятия - это способность предприятия выстоять на рынке с аналогичными продуктами конкурентов;

- конкурентоспособность предприятия отражает масштаб и эффективность использования всех его ресурсов;

- конкурентоспособность предприятия развивается во времени и зависит как внешних и внутренних факторов;

- конкурентоспособность предприятия показывает, насколько развита данная фирма в сравнении с ее конкурентами по степени удовлетворения спроса на её продукцию и по эффективности производственной деятельности.

Конкурентоспособность продукции играет большую роль в обеспечении конкурентоспособности предприятия, а это значит, что ею можно и нужно управлять. Моделирование показателей конкурентоспособности проводится на стадии проектирования товара. Для того, чтобы запрограммировать изделие на успех, задача специалистов по маркетингу в этой части заключается в нахождении параметров качества, сервиса цены, послепродажного обслуживания.

Соотношение цены, качества и обслуживания является основой для обеспечения конкурентоспособности продукта. Но причиной удачи или неудачи может быть и влияние других факторов, например, реклама. Конкурентоспособность ограниченно подается влиянию маркетинга в ходе сбыта, потому что она формируется на стадии проектирования и производства.

Актуальной проблемой в наше время является повышение конкурентоспособности, а решение этой проблемы связано с усовершенствованием разработки, изготовления, реализацией и техническим обслуживанием.

Благодаря этим усилиям, могут быть достигнуты следующие результаты:

- повышение качества;

- снижение издержки производства;

- повышение экономичности и оперативности послепродажного оборудования;

- стимулирование маркетинговых усилий.

Составляющие элементы конкурентоспособности являются многофакторными характеристиками, которые рассматриваются как самостоятельные объекты управления.

Стратегический метод управления конкурентоспособностью предприятий играет особую роль в повышении конкурентоспособности. Выделяют следующие основные стратегии: виолентная (силовая), патиентная (нишевая), коммутантная (соединяющая), эксплерентная (пионерская) [2].

В теории конкурентных преимуществ американского экономиста Майкла Портера рассматриваются два основных источника преимуществ: издержки и маркетинг. Преимущество в издержках - это конкурентоспособность, возникающая благодаря более низким маркетинговым и производственным расходам по сравнению с конкурентами, что позволяет предприятию снизить цены или использовать экономию на рекламу и распределение. Преимущества в маркетинге - это конкурентоспособность товаров, которые удовлетворяют покупателей больше, чем товары конкурентов.

Фирма, которая добивается успехов в маркетинге, в основном ориентирована на потребителя, чем фирма, которая стремится к преимуществам в издержках, но, она тоже не может игнорировать потребителя, иначе её преимущество будет непрочным.

Маркетинговое преимущество на рынке означает, что некоторые свойства товаров или услуги данной фирмы предпочтительнее, чем фирмы-конкурента. Обычно оно основано на уникальности продукта.

Существует определенная система для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Теоретическая проблема обеспечения конкурентоспособности продукции в производстве рассматривается и как структура, и как процесс. Обеспечение конкурентоспособности как процесс - это реализация связанных между собой научных подходов, методов, принципов, средств и мероприятий, разрабатываемых по всем критериям управления и стадиям жизненного цикла управляемых объектов и нацеленных на обеспечение конкурентоспособности выпускаемых товаров. Система обеспечения конкурентоспособности как структура -это система, состоящая из внешнего окружения фирмы и её внутренней структуры, направленной на обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции.

Для сравнения эффективности рекламной деятельности определенного предприятия с предприятием-конкурентом, могут быть использованы следующие признаки:

1. Товар: бренд, различный ассортимент, общие показатели качества, качество упаковки, уровни предварительной продажи, уровни послепродажного обслуживания, доля рынка, скорость изменения продаж.

2. Цена: уровень цен, гибкость ценовой политики, цены на новые товары.

3. Распределение товара: объем продаж по различным каналам сбыта, количество агентов и персонала по продажам, их уровень квалификации, эффективность каналов продаж;

4. Уровень рекламной активности компании оценивается по следующим показателям: рекламный бюджет, тип рекламы, используемые средствами массовой информации, уровень и способ продвижения, использование личных продаж, наличие специальных подразделений для связей с общественностью.

В целях повышения конкурентоспособности предприятия, стоит проводить следующие мероприятия:

1. Обеспечение конкурентоспособности продукции в основных секторах рынка;

2. Повышение производительности компаний и их подразделений до высокого уровня в отрасли;

3. Непрерывное использование новых технологий;

4. Производство продукта отечественного и мирового стандарта качества;

5. Производство продукции из высококачественного сырья и материалов;

6. Постоянное обучение и повышение квалификации персонала;

7. Систематическое проведение экономического анализа для выявления сильных и слабых сторон по сравнению с конкурентами.

Конкурентоспособное предприятие должно обладать следующими внутренними преимуществами:

- конкурентоспособность изделия;

- финансовое состояние предприятия;

- эффективность маркетинговой деятельности;

- рентабельность продаж;

- имидж предприятия;

- эффективность менеджмента.

Таким образом, путем ориентации предприятия на потребительский сектор, улучшения качества продукции, эффективной продажи товаров и услуг можно добиться повышения конкурентоспособности предприятия. Благодаря чему и увеличивается показатель конкурентоспособности предприятия, его умение максимально использовать свои финансовые, научные, технические, производственные и трудовые возможности.

Список литературы

1. Ананян А.Э., Чумакова Н.А. Значение управленческого анализа в современных условиях развития экономики. В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Международная научно -практическая конференция студентов, аспирантов, магистрантов и преподавателей. Редакторы: Ю.И. Сигидов, М.А. Коровина, А.В. Чухнов, 2013. С. 280-285.

2. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. Саратов, 2005. С. 23-24.

3. Портер М. Конкуренция. М., 2000.

ВЗАИМОСВЯТЬ МАТЕМАТИКИ И ЭКОНОМИКИ Чернышова Я.В.

Чернышова Яна Валерьевна - студент, кафедра управления персоналом, факультет экономики и менеджмента, Саратовский социально-экономический институт им. Г.В. Плеханова, г. Саратов

Аннотация: в статье рассматривается проблема взаимодействия экономики и математики. Говорится о том, что математическое моделирование позволяет экономике по-новому решать существующие задачи. Анализируется потребности экономики.

Ключевые слова: экономика, математика, взаимосвязь, решение задач, математическое моделирование, аналитический инструмент, хозяйственная практика.

Ничто не нравится, кроме красоты, в красоте - ничто, кроме форм, в формах - ничто, кроме пропорций, в пропорциях - ничто, кроме числа.

А. Августин

Очень часто от подрастающего поколения можно услышать, что изучение математики является скучным и нудным занятием, что если не знать эту дисциплину, то ничего серьезно не поменяется. А если немного отстраниться от всего и представить, что в школах и высших учебных заведениям не будет математики. Бросает в дрожь только от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.