Научная статья на тему 'Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде'

Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1468
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетов В. В.

Сформулирован методический подход к анализу конкурентоспособности исходя из того, что конкурентоспособность как процесс представляет собой сложное организационно-экономические явление, определяющее условия оптимального размещения ресурсов предприятия. Для объективной оценки конкурентоспособности последовательно: приведена классификация экономических процессов по видам деятельности по обеспечению конкурентоспособности, раскрыто методическое обоснование измерения экономических процессов, подобрана и апробирована система сбалансированных показателей оценки конкурентных преимуществ у предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к анализу конкурентных преимуществ предприятия в рыночной среде»

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДПРИЯТИЯ

В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

В.В. РЕШЕТОВ, кандидат экономических наук, доцент Воронежского государственного технического университета

В настоящее время становится очевидным, что «конкурентоспособность российских машин и оборудования на внутреннем рынке связана в основном с ценовыми факторами... Что же касается технических характеристик отечественной продукции, то, к сожалению, тенденция к повышению качества российских машин и оборудования пока не привела к сокращению разрыва с зарубежной техникой». Более того, по мнению экономистов, «отчетливо видна угроза нарастания масштабов технологической отсталости в отечественном машиностроении» [ 1, с. 139 — 140].

В рыночной экономике определяющим фактором делового успеха является конкурентоспособность. Проявление конкурентных преимуществ и их оценка происходят на рынке продаж, и это обобщающий измеритель, характеризующий устойчивость организации к изменениям внешней среды.

Причем выраженная конкуренция определяется тем, что предприятие изготавливает продукцию, представляет ее на реализацию лучшим образом, чем его конкуренты. Технология выраженной конкуренции — субъективный процесс, создаваемый специально для определенного предприятия.

Конкурентоспособность необходимо воспринимать не как результат, а как процесс, представляющий собой сложное явление и определяющий условия оптимального размещения и применения ресурсов предприятия.

Процесс обеспечения конкурентоспособности протекает в определенно сложившейся производственной системе. При этом система — это со-

вокупность производственных инструментов (элементов), объединенных общей функцией и конкретным процессом. Результатом процессов является их производительность — вновь созданная стоимость при заданном уровне конкурентоспособности. Все инструменты системы взаимосвязаны путем их организованности. По применяемости каждого из инструментов можно судить о его целесообразности и необходимости для обеспечения конкурентоспособности, т.е. системная организация данного процесса позволяет определить недостающие инструменты и установить недостатки и принять меры по стабилизации действующих.

Экономисты в большей части при обосновании сущности конкурентоспособности предприятия выделяют три экономические категории: конкурентоспособность продукции, цену и качество [2, с.53; 3, с. 26; 4, с. 227; 5, с. 53]. Несомненно, это важнейшие условия обеспечения конкурентоспособности предприятия. Однако конкурентоспособность предприятия — это стиль организации производственной и коммерческой деятельности, для функционирования которой необходима разработка и реализация устойчивой процедуры взаимосвязи факторов, исполнителей, производственных условий и материального обеспечения (рис. 1).

Результатом приведенных на рис. 1 устойчивых условий является конкурентоспособность предприятия, назначение которой состоит в производстве конкретной продукции по степени ее полезности относительно лучшей продукции конкурентов.

По мнению автора, под конкурентоспособностью предприятия следует понимать организаци-

Аясии$ мнщрея^посшхсххбности

15 (48) - 2005

Реклама

Инвестиции

Приемлемая цена

Профессионализм

Спрос Рабочие Предложение

_ Организатор

Служащие

Маркетолог

Производственные условия

Срок службы

Технические ресурсы

Изношенность

Производственная ч. программа

Качество

Материальные ресурсы

Конкурентоспособность

Альтернатива

Закупки

Рис. 1. Взаимосвязь устойчивых условий обеспечения конкурентоспособности

предприятия

онно-экономическую деятельность предприятия, функционирующую по стратегии конкурентных преимуществ, приоритета качества и приемлемой цены продаж.

В данном определении, как считает автор, не происходит отождествления конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия. В этом случае фактор качества закладывается в основу всех производственных, коммерческих процессов, а не только продукции.

Обеспечение конкурентоспособности осуществляется как последовательность экономических процессов: формирования и реализации политики и целей в области конкурентоспособности; разработки, актуализации и обращения всех видов документации; технического обслуживания оборудования; обеспечения точности измерений; обеспечения производственной среды; поддержания компетенции персонала; определения и анализа требований потребителей; осуществления действий по управлению несоответствующей продукцией и т.д.

Необходимое присутствие экономических процессов при обеспечении конкурентоспособности проявляется в стратегическом и оперативном управлении, согласовании деятельности участвующих подразделений по жизненному циклу продукции, управлении материальными, трудовыми, имущественными, финансовыми ресурсами, управлении рисками и т.п. Причем экономические процессы, возникающие при стратегическом и оперативном управлении обеспечивают оптимальное выполнение процедур по обеспечению конку-

рентоспособности, т.е. экономические процессы определяют политику, цели, разработку бизнес-стратегии, корректирующие, предупреждающие и направляющие действия. Непременным условием процессной позиции является установление показателей и методов для определения результативности и обеспечения управляемости экономическими процессами.

На процессы обеспечения конкурентоспособности постоянно воздействуют объективные экономические законы. Именно данные законы обусловливают направленность совершенствования, улучшения и потенциального развития экономических процессов обеспечения конкурентоспособности. Закономерности изменения экономических процессов являются общими признаками для выбора методов и вариантов изучения этих процессов. Принимаем во внимание, что в основе управления состоянием экономических процессов находятся закономерности, их изменения, и причем преднамеренные воздействия на процессы взаимосвязаны.

Для обеспечения конкурентоспособности предприятие должно установить и управлять значительным числом взаимосвязанных и взаимодействующих экономических процессов. Каждый экономический процесс предназначен для оптимального построения процедуры в целях образования добавленной стоимости при рациональном расходовании ресурсов по ходу выполнения всех действий по обеспечению конкурентоспособности. Любой процесс должен быть измеримым для результативного анализа и согласуемым с политикой, программой обеспечения конкурентоспособности.

Содержание экономического процесса зависит от места в горизонтальной и вертикальной последовательностях вида деятельности. Экономический процесс состоит из набора следующих процедур: документирование и определение области действия, планирование и составление программы по взаимодействию, создание и выполнение, поддержание эффективности и аудит, анализ и оценива-совершенствование и улучшение. Причем экономика каждого процесса определяется доста-

точным уровнем эффективности использования ресурсов и выходом результата, признанного удовлетворенным потребителем, готовым заплатить на рынке продаж приемлемую цену.

Анализ экономических процессов предполагает выделение процессов по направлениям с назначением ответственного за результат каждого процесса, учет и контроль доходов и затрат по бизнес-процессам и их оценку по показателям экономической эффективности и разумной достаточности.

Как видно из табл. 1, по каждому виду деятельности в соответствии с политикой обеспечения конкурентоспособности формируются экономические процессы, и их проявление измеряется конкретными экономическими показателями.

Технология измерения экономических процессов определяет системное ранжирование отдельных элементов по всему комплексу работ по обеспечению конкурентоспособности предприятия. Как видно на рис. 2, экономические процессы создают условия по реализации корректирующих, предупреждающих действий и других процедур, обеспечивающих своевременное изменение и поддержание положительного уровня конкурентоспособности предприятия. Оптимальное преимущество экономических процессов при планировании обеспечения конкурентоспособности проявляется тогда, когда их влияние проводится на достаточном, по экономическим расчетам, из возможных уровней.

Таблица 1

Классификация экономических процессов по видам деятельности по обеспечению конкурентоспособности предприятия

Вид деятельности Измерители экономических процессов

1. Маркетинг Потребительские характеристики продукции (имидж) Динамика деловой активности Широта рынков сбыта продукции Репутация предприятия Рентабельность продаж Соотношение приемлемой цены и продажной цены Эффективность затрат на предпродажную подготовку Изменение объема продаж Эффективность рекламной деятельности Доля персональных продаж Динамика затрат на связи с общественностью

2. Производство Рентабельность производства Оборачиваемость активов Производственный леверидж Динамический ряд активов предприятия Затраты на рубль объема продаж Качество продукции

3. Инновационная Доля новых видов продукции в производственной программе предприятия Бюджет денежных средств для изменений и улучшений Динамика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ Рост конкурентоспособности продукции Ценовые преимущества по отношению к конкурентам

4. Финансово-экономическая Структура собственного капитала предприятия Имущественное положение предприятия Продажная цена, стоимость обслуживания продукции в период ее эксплуатации Эффективность использования экономического потенциала предприятия Динамика выручки, прибыли, рентабельности, авансированного капитала, продолжительности операционного и финансового цикла, погашаемости дебиторской и кредиторской задолженности, доходности финансовых активов и т.п.

5. Инвестиционная Динамика капитальных вложений Реинвестированная прибыль Концепция риска Оптимальность портфеля инвестиций Рентабельность инвестиций Динамика изменения капитала Размеры реальных и финансовых инвестиций Рост инвестиционной привлекательности

6. Информационная Доля документированных процедур в обшем объеме информации Стоимость информационного обеспечения Наличие версий информации по местам использования

Измерение:

• запросов потребителя;

• эффективности корректирующих и предупреждающих действий;

• формирования решений;

• финансовой устойчивости;

• деятельности в управляемых условиях;

• поддержания конкурентоспособности предприятия

/V

Анализ

Не принята

Оценка

Принята

Планирование обеспечения конкурентоспособности

Рис. 2. Процедура измерения экономических процессов

Одной из преимущественных целей процедуры измерения экономических процессов является построение системы деятельности в управляемых условиях таким образом, чтобы оптимальное управление ресурсами и жизненным циклом продукции контролировалось с помощью мотивационно направленных воздействий.

Если при измерении экономических процессов обнаруживается, что данное воздействие нарушено, тогда позиции совершенствования, изменения и постоянного улучшения располагаются в группах областей, нуждающихся в исправлении. Основная цель обеспечения конкурентоспособности - это сохранение устойчивости конкурентных преимуществ путем постоянного усовершенствования, которое включает предварительные и итоговые измерения экономических процессов.

Измерение экономических процессов пред-

ставляет собой целенаправленный и логически обоснованный подбор определенным образом измерителей, наиболее подходящих для установления результатов обеспечения конкурентоспособности.

Как видно на рис. 3, процесс измерения предусматривает строго последовательную и методически направленную процедуру сравнения фактического состояния показателей как результат измерения и задокументированных показателей в стандартном и других вариантах.

Конкурентные преимущества выпускаемой предприятием продукции связаны с обеспечением качества и нормальных издержек производства, сохранением экономичности и стабильной системой послепродажного обслуживания.

Представляя конкурентоспособность как относительную меру товара, экономисты предполагают, что «конкурентоспособность — насколько эффективно компания удовлетворяет потребности клиента по сравнению с другими компаниями, предлагающими сходный продукт или услугу» [6, с. 66 ].

Критерием оценки проявления конкурентных преимуществ может служить рост стоимости активов и деловой репутации предприятия. Преимущества данного подхода широко известны в экономической теории конкурентоспособности, как метод добавленной стоимости акционерного капитала, предложенный американским экономистом Альфредом Раппапортом (shareholders' value added - SVA), метод экономической добавленной стоимости Стерна-Стюарта (economic value added — EVA), метод добавленной рыночной стоимости (market value added - MVA).

Трудно не согласиться с мировой экономической теорией. Очевидно, что любое позиционное управленческое решение, направленное на изменение конкурентоспособности, повлияет на инвестиционную привлекательность, отношения с за-

Внешние факторы

С

£

Ресурсы

£

Экономический процесс

V

Процессы преобразования

Определение границ; Определение обстоятельств; Определение программы; Обоснование отклонений; Установление конкурентоспособности

Коооекция действий

Готовая продукция

£

Качества продукции

Стандарты

Текущих затрат и приемлемой цены I Удовлетворенность покупателя ■

Показатели конкурентов ■

Стандарты

Оценка, планирование, аудит, совершенствование, улучшение

Рис. 3. Измерение экономических процессов обеспечения конкурентоспособности

интересованными сторонами, новые возможности и рост стоимости бизнеса.

В последние годы экономисты пробуют сформулировать общепринятую методику оценки конкурентоспособности предприятия. Однако до сих пор не существует известной, устоявшейся методики по этому вопросу. При этом каждая организация старается установить путем оценки и анализа наличие конкурентных преимуществ предприятия.

Причем конкурентоспособность организации включает многомерное измерение ее производственной и коммерческой деятельности путем исчисления и анализа, как правило, значительного числа организационно-экономических показателей. Так, например, Г.Ф. Макалов предлагает производить оценку конкурентоспособности предприятия, используя две группы показателей: результаты деятельности и производственный потенциал. Показатели, характеризующие только результаты деятельности, включают семь основных и семь дополнительных [7, с. 15].

Большинство методов оценки конкурентоспособности предприятия основаны на детализации показателей по субъектам, заинтересованным в оценке конкурентоспособности предприя-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тия. Так, Е.Я. Еленева в своей работе [8, с. 4] выделяет восемь субъектов и соответствующие им показатели:

потребитель: цена потребления; технический уровень; экологические характеристики; эргономические характеристики; популярность брэнда;

поставщик: коэффициент абсолютной ликвидности; влиятельность покупателя; деловая репутация; форма оплаты; деловая активность; государство: размер налоговых выплат; доля рынка; финансовая устойчивость; финансовая прозрачность; законность деятельности; персонал: уровень зарплаты; стиль руководства; текучесть кадров; характер и условия труда; менеджмент: рентабельность; деловая активность; структура капитала; стоимость предприятия; капитализация; доля рынка; кредитор: коэффициент быстрой ликвидности; структура капитала; деловая активность; кредитоспособность; ликвидационная стоимость предприятия;

акционер: норма дивиденда; курс акций; размер дивиденда; финансовая прозрачность; управленческая прозрачность;

инвестор: чистый дисконтированный денежный поток; срок окупаемости проекта; индекс доходности; внутренняя норма доходности; рентабельность инвестиций; курс акций; собственник: фундаментальная стоимость бизнеса; рентабельность собственного капитала; цена капитала; рост доходов; экономическая прибыль.

Исследуя данную систему показателей, характеризующих, по мнению автора, обеспечение конкурентоспособности предприятия, нельзя с ней согласиться, так как набор показателей в большей степени отражает финансовую устойчивость предприятия, оставляя при этом без внимания показатели послепродажного обслуживания при эксплуатации продукции, экономический потенциал и эффективность деятельности, уровень управления и формы организации для восприятия нововведений и ответственности.

C.B. Михеева [9, с. 74 - 76] предлагает оценку конкурентоспособности предприятия производить по совокупности индикативных показателей, сгруппированных в определенные блоки: производственно-финансовой деятельности, социальной деятельности, технологического развития. Оценка конкурентоспособности производится последовательно по каждому индикатору, индикативному блоку и конкурентоспособности предприятия в целом с отнесением состояния конкурентоспособности к определенному классу (высокий, средний, низкий). По рассчитанным нормализованным пороговым значениям для индикативных блоков производится оценка состояния конкурентоспособности путем сравнения нормализованной оценки состояния по блоку с пороговыми уровнями блока.

Существенным недостатком данной методики является то, что автором не обоснованы нормализованные пороговые значения показателей конкурентоспособности, а также оценка конкурентоспособности по индикативным блокам определяется по средней арифметической, что практически сложно выполнить, так как в расчет попадают несопоставимые для экономических расчетов показатели.

Некоторые авторы предлагают широкий спектр методов для получения объективных результатов оценки конкурентоспособности предприятия. Так, В.М. Мишин [10, с. 5 - 7] считает наиболее подходящими такие методы, как: матричные методы выбора целевого рынка; методы, использующие теорию эффективной конкуренции;

графические методы оценки на основе построения «многоугольника конкурентоспособности» предприятий; комплексные методы на основе определения интегральной конкурентоспособности предприятий. Применение методов предусматривает использование четырех групп показателей:

эффективность производственной деятельности (издержки производства на единицу продукции, руб.; фондоотдача, руб.; рентабельность товара, %; производительность труда, руб./чел.);

финансовое состояние предприятия (коэффициенты автономии, платежеспособности, абсолютной ликвидности, оборачиваемости оборотных активов);

эффективность организации сбыта и продвижения товара (рентабельность продаж, %; коэффициенты затоваренности готовой продукцией, загрузки производственной мощности, эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта);

конкурентоспособность товара (качество товара; цена товара).

Предложенные В.М. Мишиным интегральные критерии построены по расчету весомости каждой группы показателей, определяемой экспертным способом. Однако существенным недостатком данной методики наряду с трудностями формирования информации и расчета коэффициентов весомости является то, что достоверность оценки конкурентоспособности в значительной степени зависит от квалификации экспертов и, таким образом, является субъективной процедурой определения конкурентоспособности предприятия.

Другая категория экономистов, например М.В. Маракулин [11, с. 56 — 57], считает, что конкурентоспособность является одним из показателей экономико-хозяйственной деятельности предприятия. Он рассчитывается как совокупный показатель, суммирующий вклад каждого структурного подразделения предприятия с помощью методов факторного анализа хозяйственной деятельности.

Недостатком данного методического подхода является то, что конкурентоспособность предприятия воспринимается как сумма результативных показателей по центрам ответственности, но в данном случае этот показатель представляет собой валовую продукцию с включенным в ее состав внутренним валовым оборотом. Формализация конкурентоспособности определяет разработку критериев, отражающих конкретное рыночное простран-

ство, производственную и коммерческую деятельность предприятия.

Методика анализа и оценки конкурентоспособности организации P.A. Фатхутдинова [4, с. 271

- 272] включает пять показателей: рынок, на котором представлен товар, показатель значимости рынка, уровень конкурентоспособности товара на данном рынке, объем продаж товара на данном рынке, удельный вес товара в объеме продаж.

Для интегральной оценки конкурентоспособности организации в статике P.A. Фатхутдинов предлагает формулу, учитывающую весомость товаров и рынков, на которых они реализуются:

Kope=±aibJKj->1, (1)

;=i

где а. - удельный вес /-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы /' = (1,2,..., п),

!>=1; (2)

¡=1

Ь — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышлен-но развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка рекомендуется принимать равной 0,1, для остальных стран

— 0,7, для внутреннего рынка — 0,5;

К — конкурентоспособность /-го товара на j-м рынке.

Удельный вес /-го товара организации в ее объеме продаж определяется по формуле:

где V. — объем продаж /-го товара за анализируемый период, руб.;

V— общий объем продаж организации за тот же период, руб.

Важнейшее упущение этого методического подхода состоит в том, что неправомерно рассчитывать уровень конкурентоспособности организации как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров на конкретных рынках, так как тогда эта методика полностью совпадает с расчетом конкурентоспособности продукции. Хотя P.A. Фатхутдинов поправляет этот недостаток и предлагает отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации.

При расчете интегрального показателя конкурентоспособности организации P.A. Фатхутдинова возникает серьезная проблема субъективизма по

определению рынка, на котором представлен товар (промышленно развитые страны, остальные страны, внутренний рынок) и показателя значимости рынка, что ставит под сомнение реальный уровень оценки конкурентоспособности предприятия.

Существует множество методик, которые предполагают расчет интегрального показателя конкурентоспособности как среднюю величину. Так, например, в работе [12, с. 229 — 230] авторы предлагают оценивать конкурентоспособность транспортно-логистических систем, занимающихся автоперевозочными работами, путем расчета интегрального показателя конкурентоспособности по формуле:

(4)

где К™0 — сводный показатель эффективности транспортно-логистического обслуживания клиентов;

— сводный показатель результативности маркетинговой деятельности;

К® — сводный показатель финансового положения организации.

Все сводные коэффициенты в данной формуле также результат расчета среднего показателя. Сводный показатель эффективности транспортно-логистического обслуживания определяется как средняя геометрическая величина частных показателей: комплексного показателя качества ТЛО; комплексного показателя уровня ТЛО; комплексного показателя удобства пользования ТЛО.

Главным недостатком рассматриваемой методики является то, что все сводные показатели имеют разнонаправленную экономическую тенденцию. Например, результативность рекламы определяется в работе [12, с. 229 — 230] исходя из возрастающей динамики затрат на рекламу, а показатели финансового состояния имеют противозатратный смысл, т.е. таким образом их нельзя совмещать для расчета средней величины.

Аспектная методика оценки конкурентоспособности машиностроительного предприятия предложена И.М. Костиным и Х.А. Фасхиевым [5, с. 61]. Авторы сформулировали 23 достаточно детальных частных показателей, зачастую мало относящихся к оценке конкурентоспособности предприятия. Например, число выпущенной продукции на одного работника, фондоотдача, отношение дивиденда на акцию к ее рыночной цене, износ активной части основных фондов, отношение зарплаты на предприятии к средней по стране.

rfftcuccj,

15 (48) - 2005

Описанная методика в дальнейшем была усовершенствована. Число показателей конкурентоспособности было доведено до 77, они были разделены на шесть групп: финансово-хозяйственной деятельности; производственные; качества; развития; персонала и социальной сферы; уровня совершенствования управления.

Несомненно, в данной методике оценки конкурентоспособности предприятия учтены детальные позиции производственной деятельности предприятия. И поскольку конкурентоспособность предприятия достаточно емкая категория, методическая позиция И.М. Костина, Х.А. Фасхиеваи Е.В. Поповой справедлива. Однако авторы неоправданно увлеклись численностью показателей, и поэтому некоторые из них имеют отдаленную связь с конкурентоспособностью предприятия. Например, выполнение плана по выпуску основной продукции, дивиденд на акцию, уровень автоматизации производства, удельные затраты на энергию, удельные затраты на сырье й материалы, загрузка мощностей, продажа лицензий, средний возраст работников и т.п.

Самое главное упущение этой крупномасштабной по набору показателей методики состоит в том, что она не дает оценку перспективам роста, внутренним бизнес-процессам, а также ориентации на потребителя.

A.A. Воронов и О.Н. Валькович [13, с. 20 — 21] предлагают определять конкурентоспособность машиностроительного предприятия следующим образом:

т

К „ред. =YjK"P0<>iai> (5)

i=l

где а. - доля г'-й продукции или услуг в общем объеме их производства и реализации;

т — число видов продукции или услуг;

Knpodi— конкурентоспособность отдельного вида машиностроительной продукции и услуг предприятия, предлагается оценивать по следующей формуле:

S Ч

ту- _ imin i пред

Knpoö, --Ö й ' (6)

inped ismin

где Simin— минимальные удельные издержки на производство сравниваемой продукции в отрасли, регионе, стране или в мире;

^¡пред— удельные издержки на предприятии, чья продукция оценивается в части ее конкурентоспособности;

%пред ~ количественная оценка качества продукции или услуг потребителями, баллы;

Ч. . — количественная оценка качества про-

15 тщ г

дукции или услуг на предприятии, где удельные издержки на ее производство и сбыт минимальны.

Таким образом, А.А. Воронов и О.Н. Валькович предлагают определять конкурентоспособность машиностроительного предприятия по удельному весу конкурентноспособной продукции в общем объеме производства и реализации. Однако авторы слишком упростили проблему оценки конкурентоспособности предприятия, так как не учли влияния на рост данного показателя изменения цен на машиностроительную продукцию в связи с ростом тарифов на услуги монополистов (электроэнергии, воды, топлива, металла и т.п.), а значит, на отдельные виды машиностроительной продукции независимо от ее конкурентоспособности необходимо увеличивать цену продажи, что, соответственно, увеличит ее долю в объеме производства и реализации.

Концептуальной основой для методики анализа и оценки конкурентных преимуществ служит система сбалансированных показателей [ 11, с. 74 — 77], т.е. методический подход, разработанный для обеспечения руководства предприятия информацией, которая содержит данные для построения комбинаций, с помощью которых формулируется стратегическая политика создания конкурентных преимуществ. Создаются условия обеспечения информацией, которая отражает все существенные аспекты деятельности, направленные на обеспечение конкурентоспособности предприятия.

Истинное проявление- конкурентных преимуществ предприятия происходит в результате реализации теории желательности. На рынке продаж появляются покупатели на продукцию, и предприятие получает рост объема продаж, прибыли и т.п.

Автором подобрана система сбалансированных показателей оценки конкурентных преимуществ предприятий, которая предусматривает четыре группы элементов данной методики: способность к изменениям и совершенствованию, внутренние бизнес-процессы, способность к удовлетворению запросов потребителя, качество финансовой деятельности.

Каждый элемент методики анализа предусматривает цели, показатели и действия. Так, например, в первом элементе к целям относятся: обеспечение саморазвивающегося процесса совершенствования организационно-экономических отношений; создание условий ответственности, новаторства; профессиональная оценка и способность

персонала своевременно внести коррективы и изменения. В первом элементе методики подобраны следующие показатели: объем продаж на одного работника; текучесть персонала; количество внутренних оценок и исследований, проведенных среди покупателей; число поданных заявок на изобретения и полезную модель; число принятых рацпредложений; экономический эффект от использования изобретений и рацпредложений. К действиям по первому элементу методики автор включил: формирование перекрестно-функциональных программ по установлению баланса между ключевыми процессами производственной деятельности предприятия, совершенствование существующих программ, создание и внедрение новых; обучение, наделение полномочиями, организация и поддержка участия служащих в управлении предприятием; организация долгосрочного подхода к постоянному совершенствованию; преобразование запросов потребителей в продукцию предприятия.

В цель по второму элементу методики записано: обеспечить эффективность производства и организации послепродажного обслуживания. В показатели второго элемента методики вошли: объем продаж; затраты на 1 руб. выпущенной продукции; чистая прибыль на 1 руб. объема продаж; степень удовлетворенности продукцией покупателем; количество функциональных свойств продукции, превышающие те, которые имеют конкуренты; количество новых ценовых приемов, премия, получаемая организацией за деловую репутацию и т.д. К действиям второго элемента автор отнес: маркетинговое изучение рынка продаж; обоснование приемлемой цены и превалирования качества продукции; регулирование организационно-экономического производственного цикла; нацеливание внутренних процессов на удовлетворение потребителя.

К целям третьего элемента в методике записано: использовать удовлетворенность потребителя для развития производства; понимание удовлетворенного потребителя. Предложены показатели третьего элемента методики: число покупателей, которые сделали повторные покупки; число потребителей, которые не сделали повторных покупок; доля рынка, завоеванная организацией; число новых покупателей; объем продаж по новым покупателям и рынкам; соотношение объема продаж к объему запросов потребителей; затраты на привлечение нового покупателя; прибыль в расчете на одного покупателя. Обоснованы действия третьего элемента: создание организационно-экономи-

ческой системы, способной удерживать потребителя и завоевывать потребителей; планирование рабочего процесса в целях привлечения и удержания целевого потребителя; построение уровней и тенденций всестороннего удовлетворения потребителя; преобразование запросов потребителя в оперативную систему качества.

И, наконец, к целям четвертого элемента методики автор отнес: обеспечение финансовыми ресурсами деятельность организации; достижение финансовой стабилизации. Соответственно в показатели были включены: уменьшение затрат в расчете на единицу выпускаемой продукции; доля применяемых низкозатратных бизнес-процессов; рентабельность активов и т.д. Действия по четвертому элементу методики предполагают: регулярное проведение причинно-факторного анализа изменения затрат и цен; построение прогнозных вариантов финансовой устойчивости организации; обоснование бизнес-процессов по финансовой стабилизации организации.

Оценка наличия конкурентных преимуществ у предприятия осуществляется в несколько этапов:

1. Устанавливаются частные конкурентные преимущества по четырем группам показателей: способность к изменениям и совершенствованию; внутренние бизнес-процессы; способность к удовлетворению запросов потребителя; качество финансовой деятельности. Оценка конкурентных преимуществ выполняется путем сравнения индивидуальных конкурентных преимуществ базового и анализируемого предприятия.

2. Полученные таким образом сравнительные коэффициенты конкурентных преимуществ объединяются в обобщающий показатель:

К = к%УФв%-1%'

где кб/аб/в6/...гб/ — сравнительныехарактеристи-

/ф /ф /ф /ф

ки конкурентных преимуществ функционирующего (сравниваемого) и базового предприятия.

Как правило, базовым предприятием выбирается то, которое обладает наиболее значительным объемом конкурентных преимуществ. В табл. 2 за базовое предприятие определено ОАО «Рудгор-маш», которое выпускает продукцию, обладающую высоким уровнем конкурентоспособности. Например, станок буровой шарошечный СБШ-250 МНА-32 вошел по программе в «100 лучших товаров России». В 1998 г. данное предприятие получило сертификат (в соответствии с международным стандартом ИСО серии 9001), удостоверяющий, что

Таблица 2

Оценка конкурентных преимуществ машиностроительных предприятий за 2004 год

№ п/п Показатель Единица измерения ОАО «Рудгормаш» (база сравнения) ОАО «Воронежский экскаватор» (ОАО «ВЭКС») ФГУП «Воронежский механический завод» ОАО «Тяжмехпресс»

1 2 3 4 5 6 7

1 Рост объема продаж % 108,4 102,2 104,0 106,0

2 Рост объема продаж на одного работника % 109,3 98,5 107,0 108,0

3 Рост чистой прибыли на 1 руб. объема продаж % 103,5 99,4 101,0 98,8

4 Количество функциональных свойств продукции, превышающие те, которые имеют конкуренты Шт. 14 21 7 18

5 Удельный вес возвратов проданной продукции в объеме продаж % 0,08 0,73 0,19 0,56

6 Обобщающий показатель оценки конкурентных преимуществ 7,37 5,83 5,14

ОАО «Рудгормаш» внедрило и применяет систему качества в следующих областях: проектировании и изготовлении бурового, обогатительного и горно-шахтного оборудования. Выпускаемая продукция сертифицирована на международном уровне и экспортируется более чем в 20 стран мира. Продукция предприятия отмечена дипломами и медалями на многих отечественных и международных выставках. ОАО «Рудгормаш» является обладателем престижной награды Арка Европы «Золотая звезда», врученная заводу за значительный вклад в мировой бизнес, высокую репутацию и профессионализм.

3. Обосновывается оценка путем расчета обобщающего показателя конкурентных преимуществ. Значение показателя свидетельствует, во сколько раз больше базовое предприятие обладает конкурентными преимуществами по отношению к сравниваемому.

Анализ и оценка по обобщающему показателю конкурентных преимуществ по машиностроительным предприятиям позволяет сделать следующие выводы:

1) конкурентоспособность машиностроительных

предприятий низкая, в среднем в 6 раз ниже

ОАО «Рудгормаш», что подтверждается незначительным ростом объема продаж и малым наличием функциональных свойств продукции, превышающим те, которые имеют конкуренты, а также наличием возврата проданной продукции в объеме продаж; 2) для обеспечения конкурентоспособности необходимо изменить общую систему организационно-экономических отношений по формированию конкурентных преимуществ, изменив структуру и качество выпускаемой продукции.

Множественность подходов к измерению конкурентоспособности вызывает необходимость обоснования единого методического инструментария для установления признаков наличия конкурентных преимуществ. Для современной экономической науки оценка конкурентоспособности является одной из актуальнейших проблем, однако множество разработок зачастую имеют противоположные методические измерители и в основном сводятся к определению финансового положения предприятия. В то же время экономисты признают, что обнаружение факторов, определяющих уровень конкурентоспособности, позволяет вырабо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тать предприятию комплекс мероприятий по формированию системы улучшений в соответствии с изменяющимся спросом рынка продаж.

Воспринимая конкурентоспособность предприятия как возможность рационально использовать имеющийся потенциал для проявления конкурентных преимуществ на рынке продаж, можно

Литература

утверждать, что конкурентоспособность представляет собой проявление экономического результата управления предприятием за счет достижения превосходства над конкурентами и получения оптимального уровня показателей для устойчивого финансового развития и повышения стоимости предприятия.

1. КувалинД.Б., Моисеев А.К. Российские предприятия в середине 2003 г.: качество ресурсов и качество роста // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 2.

2. Кожекин Т.Я., Синица J1.M. Организация производства: Учеб. пособие. — Мн.: ИП «Экоперспекти-ва», 1998. - 334 с.

3. Управление инновациями: В 3 кн. Кн. 1. Основы организации инновационных процессов: Учеб. пособие / A.A. Харин, И.Л. Коленский; Под ред. Ю.В. Шленова. — М.: Высш. шк., 2003. - 252 с.

4. Фатхутдинов P.A. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. — М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.

5. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. - 2003. -№4. - С. 53 -68.

6. Стивенсон Вильям Дж. Управление производством: Пер. с англ. — М.: ООО «Изд-во «Лаборатория Базовых знаний», ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998. — 542 с.

7. Макалов Г. Ф. Система обеспечения конкурентоспособности (благополучия) предприятия / Г. Ф. Ма-калов. — Тольятти: Бизнес, 2001. —64 с.

8. Еленева Ю.Я. Обеспечение конкурентоспособности предприятия в условиях реализации стоимостного подхода к управлению // Машиностроитель. — 2002. — № 3.

9. Михеева С.В. Новый метод оценки конкурентоспособности предприятий // Стандарты и качество. -2004. - № 6. - С. 74 - 77.

10. Мишин В.М., Егоров Д.А. Методы и методика оценки конкурентоспособности машиностроительных предприятий // Машиностроитель. - 2003. - № 8. — С. 5 — 9.

11. Маракулин М.В. Оптимизация структуры компании в целях повышения конкурентоспособности // Менеджмент в России и за рубежом. - 2003. — № 1.

12. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах: Учеб. пособие / Под ред. д-ра техн. наук, проф. Л.Б. Миротина. — М.: Юристь, 2002. — 414 с.

13. Воронов A.A., Валькович О.Н. Факторы и методы измерения конкурентоспособности машиностроительных отраслей и регионов в современных условиях хозяйствования // Машиностроитель. — 2004. — № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.