УДК 336
Сабитова Л.Х. студент магистратуры 3 курса факультет «Финансовый менеджмент» Институт управления, экономики и финансов КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ научный руководитель: Стрельник Е.Ю., к.э.н.
доцент
Россия, РТ, РТРТрт г. Казань УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ НА ОСНОВЕ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Аннотация: Практической целью проектирования и внедрения системы управления эффективностью предприятия на основе ключевых показателей эффективности, выступает формирование механизма реализации и контроля исполнения стратегических целей предприятия, направленное на развитие и повышение эффективности его деятельности. Система управления на основе КПЭ представляет собой инструмент управления, позволяющий перевести стратегию в систему четко поставленных целей, а также показателей, измеряющих степень их выполнения. В статье рассматривается управление корпоративными финансами на основе ключевых показателей эффективности.
Ключевые слова: стратегия предприятия, цели управления, KPI, этапы развития, система управления, уровни управления.
Sabitova L.H.
Master student 3rd year, faculty of financial management Institute of management, Economics and Finance KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY
Russia, RT, Kazan Scientific Director: Strelnik E. Y.
Ph. D. in Economics, Docent CORPORATE FINANCE MANAGEMENT BASED ON KEY PERFORMANCE INDICATORS
Annotation: The practical goal of designing and implementing an enterprise performance management system based on key performance indicators is to form a mechanism for implementing and monitoring the implementation of the company's strategic goals, aimed at developing and improving the efficiency of its activities. A KPI-based management system is a management tool that allows you to translate a strategy into a system of clearly defined goals, as well as indicators that measure the degree of their implementation. The article deals with corporate Finance management based on key performance indicators.
Keywords: enterprise strategy, management goals, KPIs, development
stages, management system, management levels.
В настоящее время в период участившихся финансовых кризисов и высокой конкуренции на товарных и финансовых рынках перед корпорациями России остро встает вопрос повышения эффективности управления ресурсами с целью реализации стратегического потенциала. Одним из современных подходов, позволяющих обеспечить поддержку всего спектра проблем с этим связанных, является совокупность механизмов управления на основе ключевых показателей эффективности (KPI).
В этой связи представляется интересным изучение предпосылок формирования концепции, а так же отдельных результатов и направлений развития научной мысли в сфере управления эффективностью на стратегическом уровне в контексте известных моделей управления. Такой подход позволит нам более структурированно подойти к решению ряда вопросов эффективного управления на основе системы KPI, что является основной целью научной статьи.
По мнению Р. Коплана и Д. Нортона, система сбалансированных показателей помогает согласовать интересы сотрудников на различных уровнях внутри организации, направляя их внимание на один и тот же набор индикаторов, поэтому эта система может быть с успехом использована для создания эффективной системы мотивации персонала, прежде всего менеджеров.
Необходимо отметить, что в развитии концепции управления на основе KPI достаточно явно прослеживаются три основных этапа: становление, развитие, современное состояние (Таблица 1).
Таблица 1
Этапы развития концепции управления на основе KPI_
Период Концепция Отличительные особенности
Становление (1930-1980) Ж. Л. Мало «Tableau de bord»; П. Друкер «Management by Objectives» Впервые обосновывается необходимость применения неких показателей для целей управления эффективностью, как системы индикаторов для высшего звена менеджмента
Развитие(начало 20-ого века) P. Каплан, Д. Нортон «Сбалансированная система показателей»; К. Макнейр, Р. Ланч, К. Кросс «Пирамида эффективности»; Л. Мейсел «Модель стратегических карт»; К. Адам, П. Робертс «ЕР2М» Все процессы на предприятии взаимосвязаны, показатели эффективности формируются на каждой ступени иерархии и включают как финансовые и как нефинансовые индикаторы
Современное видение (начало 21-ого века) X. Рамперсад «Концепция универсальных систем показателей» Появляются цели личности, которые взаимосвязаны с целями компании. Возникает необходимость в определении KPI для каждой личности
Этап становления характеризуется появлением идеи о целесообразности управления компанией на основе некоторых индикативных показателей и разработкой базовых положений этой модели управления.
Одной из наиболее ранних работ, относящихся к этапу становления концепции управления на основе KPI, является работа Ж.Л. Мало «Панель управления» (Tableau de Bold), в которой предлагается рассматривать отдельные индикативные показатели (панель управления) как инструмент для выбора, документирования и интерпретации объединенных причинно-следственными связями финансовых и нефинансовых показателей [1].
К этапу становления относится так же концепция управления по целям (Management by Objectives - МВО), разработанная в 1954 году Питером Друкером, в которой он подчеркивал необходимость использования панели управления в бизнесе и обосновал основные показатели оценки эффективности [3].
Систему управления на основе КПЭ условно можно рассматривать на трех основных уровнях:
1. Уровень: Система измерения и оценки — набор взаимосвязанных критериев, позволяющих измерить и оценить результативность деятельности подразделений и предприятия в целом. Выстраивание иерархии показателей в разрезе стратегических целей, бизнес-процессов, организационных блоков и других разрезах создает мощную аналитическую базу для оценки эффективности работы. Привязка системы мотивации персонала к Системе управления на основе КПЭ создает основу для вознаграждения по результатам оценки деятельности подразделений и сотрудников.
2. Уровень: Система коммуникаций — инструмент согласования интересов групп, оказывающих влияние на деятельность предприятия (собственников, высшего руководства, персонала, клиентов и т.п.). Система управления на основе КПЭ позволяет донести информацию о стратегии до каждого сотрудника предприятия в понятной им форме, обеспечить участие всех сотрудников в установлении стратегических ориентиров их деятельности, получить обратную связь с руководством.
3. Уровень: Система стратегического управления — инструмент согласования текущей деятельности и распределения ресурсов со стратегией развития предприятия. Посредством Системы управления на основе КПЭ обеспечивается взаимосвязь текущих планов и бюджетов подразделений со стратегическими целями. Принятие инвестиционных программ увязывается со стратегией, что позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на достижении приоритетных стратегических целей.
Концепция управления на основе индикативных показателей получила развитие не сразу, лишь в 90-х годах 20-ого века, когда в США начался настоящий бум развития систем оценки эффективности, и было предложено множество теорий, таких, как, модель стратегических карт Мейсела [4]. «пирамида эффективности» К. Макнейра, Р. Ланча и К. Кроссоми [6]. В 1993
году в журнале Manufacturing Europe была предложена модель ЕР2М (Effective Progress and Performance Measurement), которая также известна как модель Адамса и Робертса [2].
Наибольшую известность получила концепция сбалансированной системы показателей (Balanced Scorecard, BSC), разработанная в 1992 году профессором Гарвардского университета Робертом Капланом и консультантом по вопросам управления Дэйвидом Нортоном, в которой, по мнению ряда специалистов, достигается равновесие между краткосрочными и долгосрочными целями предприятия, финансовыми и нефинансовыми показателями, основными и вспомогательными бизнес-процессами, внешними и внутренними факторами деятельности, и в результате выстраивается причинно-следственная цепочка по реализации стратегии [5].
Современный этап характеризуется формированием унифицированных подходов к управлению на основе ключевых показателей эффективности. Универсальная система показателей была описана Хьюбертом К. Рамперсадом в 2003 году. Согласно данной концепции KPI служат одновременно двум целям - мотивации персонала и стратегическому развитию [4].
Российские компании начали применять концепцию KPI сравнительно недавно, тем не менее, достаточно широко - в настоящее время система ключевых показателей эффективности внедряется не только в корпоративных структурах различных видов деятельности, но и в учреждениях образования, здравоохранения, государственных структурах и т.д.
Следует отметить, что научно обоснованный подход при выборе системы KPI для отечественных компаний должен базироваться не только на теоретических положениях, определяющая роль должна отводиться прикладным исследованиям, базирующимся на эмпирическом анализе влияния совокупности финансовых и нефинансовых показателей на результат деятельности компании, который в рамках стоимостного управления, определяется показателями стоимости акционерного капитала [1].
В целом, можно заключить, что управление компанией на основе ключевых показателей эффективности имеет широкие перспективы для отечественных компаний в современных условиях, поскольку позволяет, как показывает теория и практика, достичь высоких результатов в части реализации стратегии развития и мотивации персонала.
Достижение ключевых показателей эффективности возможно при внедрении новых методов работы. Для эффективного управления компанией и согласованных КЭП необходимо осознанное понимание последствий внедрения изменений абсолютно для всего персонала компании.
В заключении отметим, что набор КПЭ должен обеспечивать баланс между финансовыми и нефинансовыми показателями, а именно набор КПЭ должен содержать показатели, позволяющие оценить эффективность
деятельности предприятия в различных областях: «Финансы» (финансовая эффективность), «Рынок/Клиенты» (степень удовлетворенности потребителей и других внешних контрагентов), «Бизнес-процессы» (технологическая и операционная эффективность), «Обучение и рост» (степень удовлетворенности сотрудников, возможности для роста предприятия). Кроме того, набор КПЭ должен обеспечивать возможность влияния на факторы и закрепления ответственности за достижение КПЭ за определенным уровнем менеджмента.
Использованные источники:
1. Бобова Л.С. Система KPI как инструмент оценки деятельности работника // Журнал правовых и экономических исследований. 2016. № 2. С. 72-76.
2. Жемчугов А.М. Создание эффективной системы ключевых показателей K.PI// Проблемы экономики и менеджмента. 2015. №6. С.24-26.
3. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. Видсние-цели-измснения.-М.: Юрайт. - 2017. - 447 с.
4. Панов М.М Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 255 с.
5. Сигидов Ю.И. Расширение информационной базы отчетных показателей как основа повышения эффективности управления: Монография / Ю.И. Сигидов и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 236 с.
6. Коробков A. The Balanced Scorecard - новые возможности для эффективного управления // Корпоративный менеджмент. Библиотека управления: [сайт]. URL: http://www.cfin.ru/management/bsc.shtml (дата обращения: 10.01.2018).