Маркетинг
УДК 658.1.009.12(470+571 )+330.341.4:339.13+334.012.62./64 ББК У9(2)30-551 +011.151
УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Е.Д. Вайсман
Статья посвящена исследованию проблемы управления конкурентоспособностью промышленного предприятия по критерию инновационного развития. На основании предложенной модели формирования и реализации инновационного потенциала предприятия и его трансформации в инновационный капитал выделены основные особенности этих процессов и сформулированы принципы управления конкурентоспособностью. Доказано, что в наибольшей степени этим принципам соответствует метод управления конкурентоспособностью на основе когнитивного моделирования.
Ключевые слова: конкурентоспособность, управление, инновации, инновационный потенциал, инновационный капитал, когнитивное моделирование
На основании последнего отчета ВЭФ по уровню глобальной конкурентоспособности 2009-2010 гг. из 133 стран Россия заняла 63 место, потеряв, по сравнению с 2008 г., 12 позиций.
Индекс глобальной конкурентоспособности оценивается по двенадцати слагаемым, из которых в верхней половине рейтингов Россия присутствует по таким, в частности, как «Высшее образование и профессиональная подготовка» (51-е место) и «Инновационный потенциал» (51-е место). В то же время в нижней половине рейтингов наша страна оказалась по таким показателям как «Инфраструктура» (71-е место), «Технологический уровень» (74-е место), «Конкурентоспособность компаний» (95-е место).
Сложившаяся ситуация свидетельствует не только о все еще низком уровне инновационного развития российской экономики, но и о том факте, что даже такой низкий инновационный потенциал мы не можем в полной мере использовать для повышения своей конкурентоспособности. А это, в свою очередь, ведет к повышенной актуальности исследований, направленных на поиск моделей и методов управления конкурентоспособностью с позиций инновационного развития.
Переход российской экономики к инновационному развитию требует решения, как минимум, двух комплексных и непростых задач. Во-первых, создания условий для формирования инновационного потенциала предприятия, во-вторых, создания условий для его реализации.
С некоторой долей условности мы предлагаем считать, что условия для формирования инновационного потенциала в большей степени создаются факторами внутренней среды предприятия, а условия его реализации - внешними. Разумеется, в реальности эти факторы неразрывно связаны между собой, а часть из них являются взаимозависимыми.
Формирование инновационного потенциала предприятия предполагает, прежде всего, получение ответов на следующие вопросы: что продвигать на рынок, т. е. какой инновационный продукт целесообразно разработать предприятию; как должно быть организовано производство этого продукта, т. е. какую технологическую политику необходимо выбрать; кто должен заниматься проблемой разработки и внедрения инноваций и, наконец, за счет каких источников эта работа должна быть профинансирована?
С этой точки зрения факторы формирования инновационной модели логично представить набором из ключевых систем управления предприятием, по сути, и направленным на получение ответов на поставленные выше вопросы: управление маркетингом, управление производственными процессами, управление персоналом и управление финансами. Задача состоит в том, чтобы каждая из этих систем приобрела инновационный характер.
Другими словами, каждая из основных систем управления предприятием должна быть соответствующим образом настроена на формирование инновационной модели развития. Такую настройку мы предлагаем условно назвать 4 «и»: интерес, источники, инструменты, информация.
Интерес. Настройка систем управления на формирование инновационной модели развития в первую очередь, требует наличия заинтересованности в развитии инноваций как со стороны собственников, так и со стороны менеджеров.
Источники. Следующим обязательным фактором создания условий для формирования инновационного потенциала предприятия является наличие источников необходимых ресурсов: финансовых, материальных и интеллектуальных. Сегодня трудно определить, какие из этих источников являются определяющими, однако следует под-
черкнуть особую важность интеллектуальных ресурсов.
Инструменты. Еще один фактор - освоение персоналом предприятия набора инструментов, позволяющего осуществлять весь спектр работ по разработке, производству и продвижению инновационного продукта. Заметим, что здесь понятие «инструмент» используется в широком смысле, т. е. включающим все основные элементы системы управления.
Информация. Информационный компонент сегодня начинает доминировать в любом бизнесе и играет настолько существенную роль в его развитии, что нам представляется корректным выделить информацию в отдельный фактор из состава других ресурсов.
Теперь коротко остановимся на условиях реализации инновационного потенциала.
Анализ показал, что вектор развития теории конкуренции направлен на рост интеллектуального компонента в установлении устойчивого конкурентного преимущества [1]. Это означает, что в современных условиях главным источником благополучия и богатства экономик становятся систематизированные и уникальные знания. В большинстве развитых стран мира конкурентное преимущество сегодня, по разным оценкам, от 67 до 97 % достигается за счет знаний, умений и творческих решений [2].
В систему экономики, основанной на знаниях, входят такие, тесно взаимодействующие в определенной среде, создаваемой рынком и государством, элементы, как информационно-коммуни-кационные технологии, человеческий капитал, бизнес, институциональная среда и национальная инновационная политика [3].
Таким образом, представляется целесообразным предложить к исследованию следующую модель формирования и реализации инновационного потенциала с его последующей трансформацией в интеллектуальный капитал в целях повышения конкурентоспособности предприятия (рис. 1).
Предложенная модель дает возможность оценить инновационный потенциал промышленного предприятия как совокупность оценок сложившихся условий его формирования (факторов внутренней среды) и условий реализации (факторов внешней среды).
Состояние факторов внутренней среды предлагается определять с помощью показателей, оценивающих каждое из четырех «и» в разрезе функциональных областей управления. Учитывая, что оценочные показатели имеют различные единицы измерения, их целесообразно измерять по балльной системе, с помощью экспертных методов. С нашей точки зрения, интегральная оценка состояния этих показателей может быть использована для характеристики степени инновационной активности предприятия.
Оценку факторов внешней среды как условия реализации инновационного потенциала промышленного предприятия предлагается определять по следующей схеме. Во-первых, следует составить список возможностей внешней среды, которыми необходимо воспользоваться предприятию. Во-вторых, с помощью экспертов оценить вероятность реализации этих возможностей. И, наконец, в-третьих, перевести последнюю оценку в балльную систему в пределах от -5 до +5 баллов.
Графическая интерпретация результатов оценки инновационного потенциала на примере условного промышленного предприятия представлена на рис. 2. По сути, этот подход представляет собой графическую интерпретацию БХУОТ-анализа, модернизированного в настоящем исследовании с целью нивелирования известных недостатков использования этого инструмента в классической табличной форме.
На диаграмме в координатах «состояние внутренней среды предприятия - вероятность реализации факторов внешней среды» выделены восемь областей возможных состояний инновационного потенциала условного предприятия. Оси отделяют положительное/отрицательное влияние на исследуемое предприятие, диагонали отделяют показатели, реализующиеся с высокой вероятностью от показателей с низкой вероятностью реализации. Дуги окружностей отделяют важные показатели от относительно неважных.
Понятно, что чем дальше значение того или иного показателя находится от начала координат, тем это значение лучше. Поэтому штриховка на диаграмме обозначает область наиболее значимых показателей внутренней среды (как позитивно, так и негативно влияющих на создание условий для формирования инновационного потенциала) и показателей внешней среды с наибольшей вероятностью реализации (как позитивной, так и негативной).
В соответствии с характером выделенных областей им могут быть присвоены следующие дескрипторы (см. таблицу).
Инновационный потенциал предприятия предлагается оценивать как отношение фактических оценок состояния его внутренней и внешней среды к максимально возможной.
Наиболее оптимальное состояние с точки зрения формирования и реализации инновационного потенциала промышленного предприятия должно быть максимально приближено к диагонали, разделяющей области «Ускоренное развитие» и «Упущенные возможности». Именно это состояние позволит предприятию трансформировать свой инновационный потенциал в инновационный капитал и, в конечном счете, существенно поднять конкурентоспособность.
Предлагаемый метод расчета инновационного потенциала предприятия основан на расчете сводного, агрегированного показателя, отражающего
Рис. 1. Модель инновационного развития предприятия
V \ ' ! ! ! Оценка состояния факторов внутренней среды
Рис. 2. Диаграмма показателей внутренней и внешней среды предприятия
Области состояния условий формирования и реализации инновационного потенциала предприятия
Характеристика внутренней среды Характеристика внешней среды Соотношение значимости и вероятности Название области (дескрипторы)
Позитивные показатели внутренней среды Позитивные показатели внешней среды Важные, но маловероятные Ускоренное развитие
Неважные, но высоковероятные Упущенные возможности
Негативные показатели внешней среды Важные, но маловероятные Сложная ситуация
Неважные, но высоковероятные Необходимость маневрирования
Негативные показатели внутренней среды Позитивные показатели внешней среды Важные, но маловероятные Отсутствие перспектив
Неважные, но высоковероятные Перспектива вытеснения
Негативные показатели внешней среды Важные, но маловероятные Отставание
Неважные, но высоковероятные Существенное отставание
степень влияния на инновационную среду предприятия каждой из 4 групп факторов и рассчитываемого по следующей формуле:
П (1)
ААинновац -гг -гг ^ *
где КБ - коэффициент, отражающий влияние сильных сторон; КО - коэффициент, отражающий влияние возможностей; КЛ¥ - коэффициент, отражающий влияние слабых сторон; КТ - коэффициент, отражающий влияние угроз.
Сводный показатель отражает степень благоприятности инновационной деятельности предприятия, оцененную на текущий момент (насколько и во сколько раз влияние положительных факторов больше влияния негативных факторов).
Приняв некоторые допущения, позволяющие оценить граничные значения коэффициента инновационного потенциала предприятия (Пинповац), примем следующую градацию:
0..ДЗ - инновационный потенциал крайне низкий;
0,3.. .0,6 - инновационный потенциал низкий;
0,6... 1,0 - инновационный потенциал относительно низкий;
1.0...2.0 - инновационный потенциал высокий;
2.0... 10,0 - инновационный потенциал очень высокий;
10,0 и выше - инновационный потенциал крайне высокий.
Эффективность инновационного менеджмента предприятия, по сути, отражает степень трансформации его инновационного потенциала в инновационный капитал (Кин.кап). Основной сложностью ее оценки является тот факт, что различные виды инноваций могу приносить различный результат: использование одних ведет к получению
результата в краткосрочном периоде, в то время как другие формируют возможности для получения результата в долгосрочном периоде. Наиболее адекватной оценкой такого рода различных во времени результатов является дисконтированный чистый денежный поток. Как известно, чистый денежный поток рассчитывается как разница между притоками и оттоками денежных средств по всем видам деятельности предприятия: основной, инвестиционной и финансовой, в рассматриваемом случае в расчет должны приниматься все эти виды деятельности в части притоков и оттоков денежных средств, связанных с разработкой, производством, реализацией инноваций:
Кин.кап = —------, (2)
П
инновац
где БСР! - дисконтированный денежный поток как разница между дисконтированными притоками и дисконтированными оттоками денежных средств в течение периода времени 1; I — период прогнозирования; \ - шаг прогнозирования.
В качестве ставки дисконтирования логично принять значение величины средневзвешенной стоимости капитала предприятия (\VACC).
Исследование разработанной модели позволяет выделить основные особенности управления конкурентоспособностью предприятия с позиции формирования и реализации его инновационного потенциала и сформировать соответствующие принципы управления, в соответствии с которыми должен быть выбран адекватный метод управления.
1. Понятно, что управление конкурентоспособностью, в принципе, как и любое управление, должно быть подчинено единой цели, при этом эта цель должна быть встроена в общую систему це-
лей функционирования предприятия. Постановку целей по достижению заданного уровня конкурентоспособности предприятия целесообразно подчинить предложенному П. Друкером принципу SMART (specific, measurable, achievable, relevant, timebound), т. e. цель должна быть конкретной, измеримой, возможной для достижения, релевантной и измеримой во времени. Это позволяет сформулировать первый принцип управления конкурентоспособностью - принцип целенаправленности и единства целей.
2. Важнейшей особенностью управления конкурентоспособностью является необходимость охвата большого количества факторов как внутренней, так и внешней среды предприятия. При этом следует иметь в виду, что эти факторы взаимосвязаны, отличаются, во-первых, как положительным, так и отрицательным взаимовлиянием различной степени; во-вторых, как положительным, так и отрицательным различным по степени влиянием на конечную цель управления. Отсюда вторым принципом должен стать принцип многофакторности и множественности связей. Заметим, что этот принцип, в том числе, включает и принцип обратной связи.
3. Следующая особенность управления обусловлена сложностью категорий предприятия и конкурентоспособности и соответствии характеристикам системы, сформулированных, в частности, в работе [4]:
- поведение каждого элемента системы влияет на поведение целого;
- каждый элемент влияет на целое не самостоятельно, а во взаимодействии хотя бы еще с одним элементом;
- в системе нет таких подгрупп элементов, которые влияли бы на целое независимо от других элементов, т. е. в ней не бывает полной автономии;
- система - это такое целое, которое нельзя разделить на независимые части; если части отделить от системы, то они теряют некоторые из своих свойств;
- система обладает свойствами, которые отсутствуют у ее части.
Такое соответствие позволяет сформулировать третий принцип - принцип системности, реализация которого в управлении конкурентоспособностью предприятия позволит использовать все достоинства системного подхода, в том числе, синергетического эффекта, возможность которого предопределяется бифуркационной динамикой инновационных процессов.
4. Еще одной особенностью является тот факт, что управляющие воздействия в системе управления конкурентоспособностью предприятия носят двойственный характер. С одной стороны, они призваны управлять объектом, с другой -служат для изучения его свойств и закономерностей для последующих управляющих воздействий. Другими словами, структура управляющих воз-
действий должна изменяться в соответствии с изменением параметров объекта управления. Этот принцип позволяет достичь адаптивности системы управления.
Адаптация в кибернетике - это накопление и использование информации для достижения оптимального в некотором смысле состояния или поведения системы при начальной неопределенности в изменяющихся внешних условиях. Адаптивной считают систему, которая может приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий [5]. Наряду с понятием адаптивной системы существует понятие управления с адаптацией (адаптивное управление), т. е. управление в системе с неполной априорной информацией об управляемом процессе, которое изменяется по мере накопления информации и применяется с целью улучшения качества работы системы. Таким образом, четвертый принцип управления - принцип дуального управления или принцип адаптивности.
5. Известно, что в классификациях инноваций выделяют инновации-продукты и инновации-процессы, в том числе процессы управления, и нацеленность на инновации, в принципе, подразумевает использование инновационных управленческих технологий. Однако с нашей точки зрения важно подчеркнуть, что инновационные продукты могут быть созданы или заимствованы скорее с помощью инновационных методов управления. Отсюда пятым принципом управления конкурентоспособностью должен стать принцип двойственной инновационности.
6. Еще одна особенность управления конкурентоспособностью связана с самой природой конкурентоспособности, которая связана с развитием теории конкуренции и динамично меняющимися во времени конкурентными преимуществами. Стремительно меняющиеся условия внешней среды, отслеживание которых обеспечивает обратная связь, должны приводить к корректировке или изменению как отдельных элементов, так и системы управления конкурентоспособностью предприятия в целом. Отсюда следующий принцип - принцип динамичности.
7. Важной особенностью управления конкурентоспособностью по критерию инновационного развития является необходимость использования знаний. Мировой опыт и экономические исследования последних лет показывают, что знания становятся более важным фактором экономического развития, чем традиционные факторы - труд и капитал. Экономику знаний, как новый тип экономики, рассматривают на трех уровнях: макро-, ме-зо- и микроэкономики. Понятно, что все они неразрывно связаны между собой и взаимозависимы, и рост конкурентоспособности отдельно взятого хозяйствующего субъекта определяется взаимодействием всех трех уровней. Таким образом, последним принципом управления должен стать принцип базирования на экономике знаний.
Представляется, что наиболее адекватным методом, позволяющим реализовать сформулированные принципы управления, является когнитивное моделирование.
Методы когнитивного моделирования, предложенные Р. Аксельродом в 1976 году, предназначены для анализа и принятия решений в не полностью определенных ситуациях, в частности, в слабоструктурированных системах. Они основаны на моделировании субъективных представлений экспертов о ситуации и включают, во-первых, методологию структуризации исследуемой ситуации, в основе которой лежит модель представления знаний экспертов в виде знакового орграфа (когнитивной карты) (Р\У), где Б - множество факторов ситуации, - множество причинно-следственных отношений между факторами; во-вторых, методы анализа ситуации.
Когнитивные карты представляют собой разновидность математических моделей для формализации сложной системы в виде множества концептов, отображающих ее системные факторы (переменные) и выявления причинно-следственных отношений (отношений влияния) между ними с учетом изменения характера этих отношений. Важно, что значения переменных и сила их взаимодействия может определяться как четкими (экспертным путем), так и нечеткими числами.
С нашей точки зрения, можно выделить следующие предпосылки для использования когнитивного моделирования в управлении конкурентоспособностью по критерию инновационного развития предприятия.
1. В силу того, что когнитивное моделирование предусматривает разработку типов концептов (элементов) для каждой конкретной задачи, по сравнению с другими моделями, когнитивная модель в наибольшей степени задействует понятия, которыми оперирует человек в ходе обдумывания этой задачи. Это особенно важно для таких задач, в которых отсутствуют сколько-нибудь проверенные пути решения и новый исследователь, решающий эту задачу, вынужден сам вводить новые понятия. Именно к таким задачам относится задача управления конкурентоспособностью по критерию инновационного развития. Таким образом, при использовании когнитивного моделирования реализуются такие принципы управления как двойственности инновационности, динамичности, базирования на экономике знаний.
2. Когнитивное моделирование считается особенно эффективным при моделировании ситуаций, в которых большую роль играет структура, порядок межэлементных связей. Следовательно, его использование позволит реализовать принципы системности, многофакторности и множественности связей, дуального управления.
Пример когнитивной карты управления конкурентоспособностью по критерию инновационного развития предприятия, включающей 44 фактора и 53 связи, представлен на рис. 3. Заметим, что столь существенное количество факторов и связей еще раз свидетельствует в пользу использования когнитивных методов управления конкурентоспособностью с позиции инновационного развития предприятия. На основе построенной карты
Издержки
-„.производства,,^
Ноу-хау і ( Патенты } (Технологии)
КТІ ('же) /'--"х
ІИРЧП)
Ресурсы
НИОКР
\
/"'Финансовое V положение
..^Инвестиционная''''
‘Кщзивлекательность..-
-г-'ТТерспективьГ''\
доходности
/ « —(Риск-менеджмент)
■инансы'-------------------
X Логистика } •' ' ' - і
Конкурвгсспосо •• /
1
. ........ ^
ШҐ
знания \ ----------„
' ''Имсіиіуц. і '
Система Стимулирования^.7
НМД
(Мотивация
Инномциениый '■ кзпнтап
'Структура"у
НМД / ,
Уроьвмь фик
^ менеджмент
І ЛІ ИЛЛі-ічиїі
V-1 РтГ?Ч#0«її#* ЛГїЬ»!»:
пошнциап
БіОДЖЄІ ;
Маркетинг
\
^Структурах __ Персонал
V кис
Налоги
Венчурные
Фоты
Имфрасірухіура )
''Повышение"'^/;
квалификации^'
''Транзациониые \
издержки У
--""брганизация'’"^
коммерциализации
инноваций
^ Отбор ^^^^с^руету^ХКвалиФикаиия)
^ерсоналау ^ кадров У -----^
Рис. 3. Когнитивная карта управления конкурентоспособностью предприятия
необходимо решить следующие задачи:
- с помощью определения множества выявить факторы из множества Б, в наибольшей степени влияющие на достижение общей цели управления конкурентоспособностью;
- проследить в каждом конкретном случае степень влияния отдельных функциональных областей управления на достижение поставленной цели и выявить резервы повышения эффективности их деятельности.
В целом проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. В современных условиях управление конкурентоспособностью целесообразно выстраивать по критерию инновационного развития предприятия.
2. С некоторой долей условности можно считать, что условия для формирования инновационного потенциала в большей степени создаются факторами внутренней среды предприятия, а условия его реализации - внешними.
3. Формирование инновационного потенциала требует настройки функциональных областей управления на инновации, реализация инновационного потенциала предполагает становление и развитие в России экономики знаний.
4. Предложенная модель формирования и реализации инновационного потенциала с его последующей трансформацией в интеллектуальный капитал с целью повышения конкурентоспособности предприятия, дает возможность оценить инновационный потенциал промышленного предприятия как совокупность оценок сложившихся условий его формирования (факторов внутренней среды) и условий реализации (факторов внешней среды).
5. Графическая интерпретация модели оценки инновационного потенциала позволяет выделить восемь областей возможных состояний
инновационного потенциала предприятия.
6. Выявленные в результате анализа особенности управления конкурентоспособностью предприятия позволяют считать, что к основным принципам управления следует относить принцип целенаправленности и единства целей, принцип многофакторности и множественности связей, принцип системности, принцип дуального управления или принцип адаптивности, принцип двойственной инновационности, принцип динамичности и принцип базирования на экономике знаний.
7. В качестве метода управления конкурентоспособностью предприятия, наиболее адекватного сформулированным принципам, целесообразно использовать когнитивное моделирование.
Литература
1. Вайсман, Е.Д. Генезис конкурентных преимуществ фирмы / Е.Д. Вайсман // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Экономика и менеджмент». -2010. - Вып. 13. -№ 7(183). - С. 92-97.
2. О роли науки в наращивании конкурентных преимуществ: из доклада члена-корреспондента А.И. Татаркша на заседании Президиума УрО РАН 25.09.09.
3. Вайсман, Е.Д. Формирование экономики знаний как фактор снижения риска потери конкурентоспособности / Е.Д. Вайсман //Социально-экономические риски: диагностика причин и прогнозные сценарии нейтрализации / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Татаркина. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2010. - 1234 с.
4. Криворотое, В. В. Методология оценки и формирования конкурентоспособностью промышленного предприятия: дис. ... докт. экон. наук /В.В. Криворотое. —Екатеринбург, 2007.
5. Математика и кибернетика в экономике. -М.: Экономика, 1975.
Поступила в редакцию 22 апреля 2010 г.
Вайсман Елена Давидовна. Кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - управление конкурентоспособностью предприятия. Контактный телефон: 89120837021.
Elena Davidovna Vaisman is Cand.Sc. (Economics), Professor of Economics and Finance Department in South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: management of the enterprise competitiveness. Tel.: 89120837021.
E-mail: [email protected]