Научная статья на тему 'Развитие инновационного потенциала в России: проблемы и пути их решения'

Развитие инновационного потенциала в России: проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2563
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МОДЕЛЬ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нечаев А.С., Андреева Е.С.

В статье отмечается, что возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам развития и оценки инновационного потенциала в России, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Исследованы подходы к определению инновационного потенциала предприятия, предложена модель инновационного предприятия, приведены и проанализированы статистические данные по экспорту и импорту основных товаров и услуг в РФ. Рассмотрены и изучены принципы эффективного управления конкурентоспособностью предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нечаев А.С., Андреева Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие инновационного потенциала в России: проблемы и пути их решения»

Инновационный потенциал

УДК 338.27

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

В статье отмечается, что возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам развития и оценки инновационного потенциала в России, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Исследованы подходы к определению инновационного потенциала предприятия, предложена модель инновационного предприятия, приведены и проанализированы статистические данные по экспорту и импорту основных товаров и услуг в РФ. Рассмотрены и изучены принципы эффективного управления конкурентоспособностью предприятия.

Ключевые слова: инновационный потенциал, развитие, инновационная деятельность, инновационная организация, модель, показатели, инновационное развитие, стратегия, предприятие, конкурентоспособность

В условиях ужесточения конкурентной борьбы возрастает роль инновационной деятельности для обеспечения конкурентоспособности промышлен-

А.С. НЕЧАЕВ, доктор экономических наук, профессор кафедры управления промышленными предприятиями

E-mail: n-a-s@mail.ru

Е.С. АНДРЕЕВА, аспирантка кафедры экономической теории и финансов E-mail: kateika444@mail.ru Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

ных предприятий. В настоящее время разработка и широкое распространение новых продуктов, услуг, наукоемких технологий становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота.

На современном этапе развития мирового сообщества наиболее перспективными в плане инвестирования являются проекты с высоким инновационным потенциалом. Эпоха непрерывного технологического прогресса заставляет людей все чаще отдавать предпочтение новым, более технологичным, продуктам и услугам. В основе данных продуктов и услуг лежат инновации. Инновационные продукты становятся важной частью повседневной жизни подавляющего числа граждан. Человечество вступило в новую стадию своего развития - стадию постиндустриального общества и теперь переживает стремительный рост научно-технического прогресса, связанный с появлением прорывных технологий и постоянным совершенствованием существующих технологий и наукоемкой продукции. Ежегодно происходят различные изменения в технике и технологии, результаты которых позволяют потребителям более

эффективно выполнять поставленные перед ними цели и задачи, реализовывать новые возможности и идеи, а также существенно повышать качество жизни в целом. Реализация таких изменений требует от предприятий, производящих такую продукцию, постоянного инновационного развития.

В настоящее время инновационная составляющая развития предприятия является основным источником экономического роста. Мировая практика свидетельствует о том, что стабильное развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе напрямую зависят от инноваций. Текущее управление инновационной деятельностью тесно связано с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций.

Наиболее важным моментом является именно тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями.

Рассмотрим более подробно понятие «инновационный потенциал предприятия (ИПП)». Основной базой для развития инновационной деятельности предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности, а также совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. В данном случае речь идет об обеспечении инновационной деятельности предприятия, которое реализуется через его инновационный потенциал. Величина инновационного потенциала предприятия является важнейшим параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане [11].

В экономической литературе еще не существует четкого определения сущности инновационного потенциала предприятия. Этот факт в значительной мере подтверждается существованием большого количества трактовок понятия «инновационный потенциал», что, в свою очередь, может порождать проблемы разработки научно-практических рекомендаций по его использованию.

По мнению С.Н. Шишкина [12] и А.И. Бази-левич [1], понятие «инновационный потенциал предприятия» определяется как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, фи-

нансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. Более расширенное определение ИПП с характеристиками различных ресурсов (интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые и т.д.) дают О.П. Коробейников, А.А.Трифилова, И.А. Коршунов, Е.Н. Сафонов и Г.А. Паламаренко [7; 10].

Через развитие потенциала идет развитие организации и ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. От состояния инновационного потенциала зависят выбор и реализация инновационной стратегии, и поэтому его грамотная оценка очень важна.

Инновационный потенциал предприятия - это степень его готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программа инновационных преобразований и внедрения инноваций. Развитие инновационного потенциала предприятия может осуществляться только через развитие всех его подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы.

Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознанно стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационно восприимчивым). Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, так как позволяет своевременно и эффективно защитить бизнес от внешних угроз через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития [1; 4]. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий.

Анализ предприятий и теоретических источников позволяет представить примерную модель инновационной организации. Модель включает составные части инновационного потенциала предприятия, что составляет сущность инноваци-онности организации (см. рисунок).

Представленная модель позволяет констатировать тот факт, что оценку инновационного направления организации можно определить, оценив инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала представляет собой мониторинг составляющих инновационного потенциала в целях сопоставления его действительного уровня в определенный момент с

Научно-исследовательский потенциал предприятия

Материально-техническое обеспечение осуществления

научно-исследовательской деятельности, а также наличие патентов, лицензий и ноу-хау

существующими представлениями об этом уровне. Уровень инновационного потенциала пребывает в постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так и негативной.

Исходным моментом оценки инновационного потенциала является определение современных внутренних возможностей предприятия в инновационной сфере с использованием экономических критериев. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью необходима реальная оценка уровня инновационного потенциал а предприятия на заданный момент и оценка его динамики в целях дальнейшего развития.

В зависимости от сложившегося уровня инновационного потенциала предприятия руководители могут принимать решения о направлении и выборе предпочтительной стратегии инновационного развития, а также понимать, какими ресурсами оно располагает для обеспечения этого развития. То есть появляется возможность обоснования выбора стратегии инновационного развития предприятия.

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на производство конкурентоспособной продукции, существенного повышения своей устойчивости и гибкости по отношению к изменениям внешней среды. Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:

- оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;

- провести анализ и спрогнозировать тенденции развития, а также выявить основные преимущества и недостатки развития;

- сформулировать рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия для укрепления позиций на рынке;

- создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений [2].

Общий потенциал предприятия

Информационно-методический потенциал

Финансовый потенциал

V

Финансовые средства, необходимые для производства новых или модернизации имеющихся продуктов, услуг, технологий, производственных процессов

Производственно-технологический потенциал

Интеллектуальный потенциал

V

Современная и полностью автоматизированная система управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятия. Наличие достаточной информации для проведения разработок

Высококвалифицированный персонал, имеющий достаточный опыт успешной разработки, внедрения и реализации инноваций на предприятии

V

Производственно-технологическое обеспечение реализации и продвижения новшеств (оборудование, технологии _и пр.)_

Модель инновационного предприятия

Внастоящиймомешт одной из основных проблем нашей страны является низкий уровень инновационной активности предприятий. По данным глобального инновационного индекса, наша страна находится на 14-м месте в рейтинге двадцати крупнейших стран мира по уровню инновационного развития [9].

Важной задачей на ближайшие перспективы является развитие инновационного потенциала российских предприятий. Для ее достижения необходимо комплексное двустороннее воздействие. Во-первых, со стороны самых предприятий для наращивания собственного инновационного потенциала. Во-вторых, со стороны государства в виде поддержки инновационного климата в стране. По мнению авторов, основные усилия государства должны быть направлены:

- на определение современных наукоемких технологий, которые с экономической точки зрения можно использовать в Российской Федерации;

- на выделение технологических приоритетов, реализацию кластерной политики и формирование технологических платформ;

- на создание благоприятной среды функционирования для наукоемких предприятий;

- на создание и продвижение национальной инновационной системы;

- на дальнейшее развитие технологической совместимости, систем обеспечения качества и сертификации с зарубежными партнерами в разных областях человеческой деятельности;

- на формирование экономической среды для

трансферта инноваций как внутри страны, так и за ее пределами.

Для российской промышленности важной проблемой является низкая конкурентоспособность ее предприятий, что подтверждается низким объемом экспорта товаров и услуг (табл. 1, 2) [5].

Экспорт важнейших видов товаров

При этом РФ закупает машины, оборудование и транспортные средства в больших масштабах (табл. 3) [5].

Российские предприятия закупают высокотехнологичное оборудование, машины и транспортные средства и встраивают их в действующие техноло-

Таблица 1

из РФ в страны дальнего зарубежья

Показатель 2010 г. 2011 г.

IV квартал I квартал II квартал III квартал IV квартал

Нефть сырая, тыс. т 56 985 52 520 54 684 49 155 52 084

Нефтепродукты, тыс. т 33 976 29 378 28 165 32 212 30 219

Газ природный, млн м3 31 347 29 369 31 358 23 106 33 189

Уголь каменный, тыс. т 26 341 20 902 25 594 26 273 27 241

Руды и концентраты железные, тыс. т 6 598 5 325 6 075 7 729 6 354

Аммиак безводный, тыс. т 314 279 282 230 311

Удобрения минеральные азотные, тыс. т 2 877 2 369 2 263 2 993 3 011

Удобрения минеральные калийные, тыс. т 2 242 2 167 1 621 1 567 2 066

Удобрения минеральные смешанные, тыс. т 2 071 1 838 1 864 1 713 1 977

Каучук синтетический, т 176 817 189 166 190 484 185 647 220 536

Лесоматериалы необработанные, тыс. м3 5 027 4 984 5 155 5 380 5 021

Целлюлоза древесная, тыс. т 452 387 476 456 464

Бумага газетная, тыс. т 298 282 322 306 310

Чугун передельный, тыс. т 884 1 065 980 1 116 1 024

Машины, оборудование, транспортные средства, млн долл. США 4 314 3 261 6 233 2 780 3 640

Водка, тыс. декалитров 100%-ного спирта 306 226 277 286 361

Источник: данные Федеральной таможенной службы.

Таблица 2

Экспорт услуг из РФ в страны дальнего зарубежья, млн долл. США

Показатель 2010 г. 2011 г.

9 мес. Год I квартал I полугодие 9 мес.

Услуги,всего 26 646 36 870 8 515 19 791 32 241

Транспортные услуги В том числе: 9 113 12 599 2 848 6 650 10 548

- водный транспорт 2 399 3 294 740 1 677 2 631

- воздушный транспорт 4 607 6 437 1 416 3 513 5 705

- прочий транспорт 2 109 2 868 691 1 460 2 211

Поездки В том числе: 3 923 4 943 1 011 2 688 4 868

- деловые 1 850 2 463 698 1 551 2 353

- личные 2 073 2 480 312 1 137 2 515

Строительные услуги 1 765 2 420 535 1 186 1 937

Услуги связи 788 1 074 265 591 916

Финансовые услуги 674 997 214 449 708

Страховые услуги 329 395 40 144 261

Компьютерные и информационные услуги 914 1 254 338 738 1 164

Роялти и лицензионные платежи 326 519 145 295 583

Услуги в сфере культуры и отдыха 249 406 83 180 290

Государственные услуги 333 475 156 340 498

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прочие деловые услуги В том числе: 8 233 11 789 2 881 6 527 10 469

- операционный лизинг 793 1070 225 506 793

- деловые профессиональные и технические услуги 7 440 10 719 2 656 6 021 9 676

Источник: данные Банка России.

Таблица 3

Импорт важнейших видов товаров из стран дальнего зарубежья в РФ

Показатель 2010 г. 2011 г.

IV квартал I квартал II квартал III квартал IV квартал

Машины, оборудование, транспортные средства, млн долл. 31 143 23 216 34 265 36 125 39 502

Трубы стальные, тыс. т 250 187 376 86 58

Мебель, млн долл. 638 500 629 631 770

Лекарственные средства, млн долл. 2 274 2 346 2 786 2 630 3 084

Волокно хлопковое, нечесаное, т 162 579 294 1 308 561

Одежда трикотажная и текстильная, млн долл. 1 335 1 456 1 183 2 227 1 458

Обувь кожаная, тыс. пар 15 267 31 403 14 602 30 486 13 501

Мясо свежее и мороженое (без мяса птицы), тыс. т 362 221 394 328 307

Масло сливочное и прочие молочные жиры, тыс. т 28 27 16 12 21

Цитрусовые плоды, тыс. т 611 563 314 130 652

Злаки, млн долл. 91 92 120 34 94

Масло подсолнечное, т 251 194 169 260 293

Сахар-сырец, тыс. т 170 615 1 642 72 3

Сахар белый, тыс. т 20 14 12 16 11

Источник: данные Федеральной таможенной службы.

гические цепочки, таким образом, они не развивают собственных технологий и становятся менее конкурентоспособными по сравнению с производителями из других стран.

Для достижения высокого потенциала в России необходимо разработать механизм стимулирования инновационного развития предприятий и повышения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке. В настоящее время только отдельные наукоемкие предприятия конкурируют на мировом рынке. В первую очередь это касается авиационно-космической и атомной промышленности [13].

Конкурентоспособность предприятия формируют: конкурентоспособность идеи, продукции, производственной системы и системы реализации продукции (товаров и услуг). Конкурентоспособность представляет собой возможность предприятия в рыночных условиях реализовывать стратегию трансформации источников конкурентных преимуществ в конкурентные преимущества за счет инновационного развития потенциала, производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию и получать прибыль выше среднего уровня в своей отрасли.

Источники конкурентных преимуществ — это исходные факторы, способствующие разрешению противоречия конкурентных отношений в пользу их обладателя, что сопровождается обретением им конкурентных преимуществ, укреплением конкурентных позиций и получением прибыли, превыша-

ющей среднеотраслевой уровень. В качестве источников конкурентных преимуществ могут выступать принципы [3], представленные в табл. 4.

Конкурентоспособность наукоемкого предприятия, как и любого другого, определяется конкурентоспособностью его продукции. К основным характеристикам, определяющим конкурентоспособность наукоемкой продукции, относятся [6]:

- принципиальная новизна продукта или наличие новых свойств в продукции, которая уже имеется на рынке, а также соответствие наукоемкой продукции предпочтениям (ожиданиям) потребителей;

- уровень качества продукции в эксплуатации или потреблении, характеризующий степень соответствия фактических значений показателей ее качества нормативно-техническим требованиям, а также требованиям международных стандартов, законодательных органов страны-импортера и специфическим требованиям иностранного потребителя;

- финансовые показатели выпуска продукции по сравнению с аналогами конкурирующих фирм;

- наличие сервисных систем послепродажного обслуживания, организации процессов эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, материально-технического обеспечения в соответствии с нормами международных стандартов.

При оценке потенциала конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать темпы обновления продукции. Говоря об этом, необходи-

Таблица 4

Принципы эффективного управления конкурентоспособностью предприятия

мо обратить внимание, что они весьма различны. Например, в отраслях общего машиностроения, автомобильной промышленности, приборостроении продукция обновляется в течение пятилетнего периода на 60% и более. В электронной промышленности обновление происходит каждые один-два года на 90-100% [11].

Ускорение выпуска инновационной продукции напрямую связано с имеющимся в организации научно-техническим заделом, а также с маркетинговыми инновациями.

Следует отметить, что для обеспечения конкурентоспособности предприятия необходимо не просто повышать инновационный потенциал, но и иметь возможность эффективно управлять данным процессом. Компании, обладающие достаточным инновационным потенциалом, способны своевременно защитить бизнес от возможных угроз со стороны внешней среды, они обладают значительными конкурентными преимуществами, легче приспосабливаются к изменяющимся условиям хозяйствования.

Подводя итог ранее сказанному, можно сделать выводы, что для успешного взаимодействия с другими субъектами предпринимательского бизнеса, своевременного обеспечения конкурентного преимущества каждому предприятию необходимо не только иметь хорошую ресурсную базу, которая составляет его потенциал, но и инновационно развивать ее.

В заключение отметим, что создание необходимых условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий является приоритетным направлением развития новых экономических отношений в России. В числе первоочередных задач - внедрение инновационной модели развития, основными элементами которой должны стать создание, наращивание и управление инновационным потенциалом. Проблема управления развитием инновационного потенциала наукоемкого предприятия занимает ключевое место, особенно с точки зрения получения конкурентных преимуществ в отрасли, в стране и в международном масштабе.

Список литературы

1. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. С. 166.

2. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2008. С. 231.

1. Принцип системности

Поведение каждого элемента системы влияет на поведение системы в целом. Для оценки факторов повышения конкурентоспособности предприятия все показатели, характеризующие различные стороны этого процесса, должны быть сведены в систему

2. Принцип комплексной оценки факторов

Каждый показатель системы характеризует влияние на рассматриваемый процесс какого-либо фактора или группы факторов. Соответственно, показатели должны строиться с учетом комплекса факторов, обусловливающих конкурентоспособность

3. Принцип функциональной направленности

Принцип функциональной направленности управления повышением конкурентоспособности предприятия предполагает использование показателей, характеризующих уровень планирования, организации, учета и контроля, мотивирования и стимулирования, координации и регулирования

4. Принцип учета специфики деятельности

Система должна предусматривать показатели, характеризующие отраслевые особенности и их влияние на конкурентоспособность

5. Принцип иерархичности показателей

Данный принцип предполагает их переход от общих к частным. К первым относятся сводные, обобщающие показатели, обеспечивающие интегральную характеристику основных направлений повышения конкурентоспособности. Частные показатели должны дополнять их с учетом влияния на исследуемый процесс особенностей деятельности предприятия

6. Принцип информационного обеспече-

Система должна содержать такие показатели, расчет которых может быть обеспечен имеющейся (в действующих формах учета и статистической отчетности) информацией, обладающей достаточной достоверностью. Показатели, полученные в результате абстрактных построений или экспертным путем, мало способствуют управлению конкурентоспособностью

7. Принцип обеспечения сопоставимости

Необходима сопоставимость показателей по их характеристикам, методам получения информации, единицам измерения и способам расчета

8. Принцип непрерывности

Данный принцип предполагает корректировку тех или иных показателей системы либо включение в нее дополнительных показателей по мере поступления новых данных об объекте исследования и окружающей его конкурентной среде. Такая корректировка должна иметь дискретный характер и осуществляться только по результатам практики использования системы показателей

ния

3. Гаврилова (Кондратьева) М.А. Конкурентный потенциал и стратегии его развития // Российское предпринимательство. 2008. № 11. С. 22-28.

4. Друкер П.Ф. Бизнес и инновации. М.: Ви-льямс, 2009. С. 62-63, С. 213-220.

5. Ежеквартальный журнал Федеральной службы государственной статистики // Статистическое обозрение, 2012. № 1(80) С. 215-217.

6. Коган А.Н. Как стимулировать инновационную деятельность // Финансовая газета. 2008. № 13. С. 55.

7. Коробейников О.П., ТрифиловаА.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 56.

8. Крылов Э.И., ВласоваВ.М., ЖуравковаИ.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003. С. 608.

9. Российский статистический ежегодник. М., 2012. С. 68

10. Сафонов Е.Н., Паламаренко Г.А. Особенности формулирования целей инновационной стратегии предприятия в современных условиях хозяйствования. Проблемы совершенствования управления предприятием в современных условиях: сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции / Пермский университет. Пенза, 2000. С. 92.

11. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации. 2003. № 6. С.67-72.

12. Шишкин С.Н. Государственное регулирование инновационной деятельности // Гражданин и право. 2006.№ 5. С. 66-69.

13. Янковский К.П., Мухарь И.Ф. Организация инвестиционной и инновационной деятельности: учебник. СПб.: Питер, 2012.

Investment potential

DEVELOPMENT OF INNOVATIVE POTENTIAL IN RUSSIA: PROBLEMS

AND SOLUTIONS

Andrei S. NECHAEV, Ekaterina S. ANDREEVA

Abstract

The article notes that the increasing role of innovation makes new demands on the development and evaluation of innovative capacity in Russia, management of innovation activity of an enterprise. The adequate assessment of the current situation and choice of the perspective directions of innovative development at an enterprise requires carrying out a systematic assessment of available innovative potential. The authors investigate the approaches to the definition of innovative potential of a company, the model of an innovative enterprise, present and analyze statistical data on exports and imports of essential goods and services in Russia. The paper considers and studies the principles of effective management by competitiveness of an enterprise.

Keywords: innovative potential, development, innovative activity, innovative organization, model, indicators, innovative development, strategy, enterprise, competitiveness

References

1. Bazilevich A.I. Innovatsionnyi menedzhment predpriiatiia [Innovative management of an enterprise]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2009, 166 p.

2. Vertakova Iu.V., Simonenko E.S. Upravlenie innovatsiiami: teoriia i praktika [Management of innovations: theory and practice]. Moscow, Eksmo Publ., 2008, 231 p.

3. Gavrilova (Kondrat'eva) M.A. Konkurentnyi potentsial i strategii ego razvitiia [Competitive potential and strategies of its development]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo - Russian entrepreneurship, 2008, no. 11, pp. 22-28.

4. Druker P.F. Biznes i innovatsii [Business and innovations]. Moscow, Vil'iams Publ., 2009, pp 62-63, pp.213-220.

5. Ezhekvartal'nyi zhurnal Federal'noi sluzhby gos-udarstvennoi statistiki [Quarterly Journal of the Federal State Statistic Service]. Statisticheskoe obozrenie -Statistical review, 2012, no. 1, pp. 215-217.

6. Kogan A .N. Kak stimulirovat' innovatsionnuiu deiatel'nost' [How to stimulate innovative activity]. Finansovaia gazeta - Financial newspaper, 2008, no. 13, p. 55.

7. Korobeinikov O.P., Trifilova A.A., Korshunov I.A. Rol' innovatsii v protsesse formirovaniia strategii pred-priiatiia [Role of innovation in the process of enterprise strategy]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom - Management in Russia and abroad, 2000, no. 3, p. 56.

8. Krylov E.I., Vlasova V.M., Zhuravkova I.V. Analiz effektivnosti investitsionnoi i innovatsionnoi deiatel'nosti predpriiatiia [Analysis of efficiency of investment and innovative activity of an enterprise]. Moscow, Finansy i statistika Publ., 2003, 608 p.

9. Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik [Russian statistical year-book]. Moscow, 2012, p. 68.

10. Safonov E.N., Palamarenko G.A. Osobennosti formulirovaniia tselei innovatsionnoi strategii predpriiatiia v sovremennykh usloviiakh khoziaistvovaniia [Features of formulation of goals of innovative strategy of the enterprise in modern conditions of managing. Problems of improvement of business management in modern conditions]. Penza, Perm University Publ., 2000, 92 p.

11. Trifilova A.A. Analiz innovatsionnogo po-tentsiala predpriiatiia [Analysis of innovative capacity of an enterprise]. Innovatsii - Innovation, 2003, no. 6, pp.67-72.

12. Shishkin S.N. Gosudarstvennoe regulirovanie innovatsionnoi deiatel'nosti [Government regulation of innovative activity]. Grazhdanin ipravo - Citizen and law, 2006, no. 5, pp. 66-69.

13. Iankovskii K.P., Mukhar' I.F. Organizatsiia investitsionnoi i innovatsionnoi deiatel'nosti [Organization of investment and innovative activity]. St. Petersburg, Piter Publ., 2012.

Andrei S. NECHAEV

National Research Irkutsk State Technical University,

Irkutsk, Russian Federation

n-a-s@mail.ru

Ekaterina S. ANDREEVA

National Research Irkutsk State Technical University,

Irkutsk, Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

kateika444@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.