Научная статья на тему 'Основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью хозяйственных организаций в условиях инновационной экономики России'

Основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью хозяйственных организаций в условиях инновационной экономики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
666
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / COMPETITION / COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION / MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION COMPETITIVE / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевченко Светлана Алексеевна, Шевченко О. О.

Рассматриваются концептуальные аспекты конкурентоспособности хозяйственных организаций, что позволяет разработать основные пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях современной инновационной экономики России. Уточнено понятие конкурентоспособности хозяйственной организации, выделены научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации. Предложены пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях инновационной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN AREAS TO IMPROVE COMPETITIVENESS OF BUSINESS ORGANIZATIONS IN THE INNOVATION ECONOMY RUSSIA

The article deals with the conceptual aspects of the competitiveness of business organizations that need to develop ways to improve the competitiveness of enterprises management in today's innovation economy in Russia. The notion of competitiveness and economic organization are highlighted in scientific approaches to the management of competitive organizations. Ways of improving the management of competitive enterprises in the innovation economy in Russia.

Текст научной работы на тему «Основные направления совершенствования управления конкурентоспособностью хозяйственных организаций в условиях инновационной экономики России»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 8 (299). Экономика. Вып. 40. С. 104-106.

С. А. Шевченко, О. О. Шевченко

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Рассматриваются концептуальные аспекты конкурентоспособности хозяйственных организаций, что позволяет разработать основные пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях современной инновационной экономики России. Уточнено понятие конкурентоспособности хозяйственной организации, выделены научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации. Предложены пути совершенствования управления конкурентоспособностью предприятий в условиях инновационной экономики России.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность организации, управление конкурентоспособностью организации, инновационная экономика.

Для сохранения устойчивого развития экономики России важную роль играет управление конкурентоспособностью хозяйственных организаций, что особенно важно в современных условиях развития инновационной экономики. Конкурентные преимущества позволяют организации занять более устойчивые позиции в определенных сегментах рынка и тем самым способствовать становлению новой модели социальноэкономического развития страны. Однако необходимо иметь четкое представление об управлении конкурентоспособностью организации, новых подходах к ее управлению в условиях инновационной экономики.

Под конкуренцией исследователи понимают: соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели [7]; конфликт — столкновение противоположных стремлений, интересов и сил, их выражающих [4].

Все многообразие конкурентных отношений, возникающих в сфере экономики, М. Гельвановский предлагает разделить на три уровня: микроуровень (конкретные виды продукции, производства, предприятия), мезоуро-вень (отрасли промышленности и их комплексы) и макроуровень (страна и международные организации) [2].

Что касается понятия конкурентоспособности на микроуровне, то следует отметить неоднозначность его с позиции разных авторов. Это обстоятельство обусловлено следующими факторами: неразработанностью методологических и методических подходов; наличием разных уровней (уровень товара, предприятия и т. д.); относительностью данной категории (один и тот же товар может быть конкурентоспособным на одних рынках и неконкурентоспособным на других) [8].

С позиций Г. Я. Кипермана, конкурентоспособность организации — это способность организации противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Данное определение является неполным, так как не учитывает то, что организации конкурируют на конкретных рынках в определенный период времени. Достоинство данного определения в том, что оно подчеркивает эффективность хозяйственной деятельности как решающего элемента конкурентоспособности организации. Р. А. Фатхутдинов под конкурентоспособностью организации понимает способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Недостатком данного определения является то, что оно сводит конкурентоспособность организации к выпуску конкурентоспособной продукции, фактически тем самым приравнивая эти два понятия.

Те же недостатки имеет определение, данное В. Е. Хруцким и И. В. Корнеевой. Под конкурентоспособностью организации они понимают способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Но в отличие от Р. А. Фатхутдинова они конкретизируют то, что конкурентоспособность достигается на конкретных рынках в данный период времени. Наиболее полным является определение, данное в словаре по маркетингу группой авторов — Г Л. Азоевым, П. С. Завьяловым, Л. Ш. Лозовским, А. Г. Поршневым, Б. А. Райзберг:

конкурентоспособность — способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей.

Учитывая вышеизложенное, мы полагаем, что конкурентоспособность организации—это превосходство организации своими товарами и услугами аналогов в конкретных сегментах рынка в определенный период времени и по потенциалу разрабатывать, производить и продавать конкурентоспособные товары (услуги) в будущем, достигнутое без ущерба финансовому состоянию организации.

Данное определение учитывает два ключевых положения конкурентоспособности организации: во-первых, товары, услуги организации должны быть конкурентоспособными; во-вторых, она должна превосходить конкурентов по потенциалу производить в будущем конкурентоспособные товары. Причем превосходство должно достигаться без ущерба финансовому состоянию предприятия.

Конкурентоспособность организации является управляемой экономической категорией.

Р. А. Фатхутдинов выделяет научные подходы к управлению конкурентоспособностью организации: системный, инновационный, комплексный, глобальный, маркетинговый, процессный, структурный, ситуационный и поведенческий [9. С. 19]. Каждый из этих подходов имеет важное значение в управлении конкурентоспособностью организации и является основой для определения направлений повышения конкурентоспособности.

В основе «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года» — перевод к 2020 г. экономики России на инновационный путь развития. Среди особенностей инновационной экономики можно выделить следующие: активная деятельность по внедрению в реальную практику новаций; инновационная непрерывность, то есть постоянное внедрение инноваций в связи с возможностью копирования достижений соперников и как следствие — ускоренная потеря конкурентного преимущества; тотальность современной инновационной экономики, заключающаяся в том, что инновации вовлекают в свою сферу все аспекты деятельности предприятия; опора на инновационный труд с его специфическими свойствами и характеристиками; высокая степень риска инноваций [5].

Основываясь на вышеизложенном, можно заключить, что приоритетное место в управлении

конкурентоспособностью организации будет занимать инновационный подход, позволяющий ориентировать хозяйственную организацию на активизацию инновационной деятельности.

В рамках данного подхода Е. А. Герасимова предлагает следующие направления повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры: реализация организационных возможностей (совершенствование организационной структуры, реинжиниринг бизнес-процессов, создание интегрированных структур на уровне отрасли, расширение сфер деятельности в соответствии с производственными возможностями); реализация производственно-технологического потенциала (производственное перевооружение за счет модернизации и технического перевооружения и диверсификации производства; в направлении инноваций — поддержка инновационных процессов и разработка и осуществление НИОКР); реализация финансово-экономического потенциала (через взаимодействие с государством); реализация возможностей персонала (научная основа труда через совершенствование системы планирования подготовки и закрепления рабочих, инженерных, научных и административных кадров, а также переподготовки кадров; стимулирование через повышение инициативности работников и материального стимулирования) [3].

Приоритетными направлениями совершенствования управления конкурентоспособностью организации выступают: совершенствование организационной структуры организации с учетом инновационной деятельности; реинжиниринг бизнес-процессов; производственное перевооружение за счет модернизации и технического перевооружения организации, необходимого для выпуска инновационных продуктов; поддержка инновационных процессов и разработка и осуществление НИОКР; научная основа труда, подготовка и переподготовки кадров; эффективная система стимулирования кадров.

Список литературы

1. Азоев, Г. А. Конкурентоспособность фирмы / Г. А. Азоев, А. Ч. Челенков. М., 2001.

2. Гельвановский, М. Конкурентоспособность в микро-, мезо- и макроуровневых измерениях // Рос. экон. журн. 1998. № 3. С. 67-70.

3. Герасимова, Е. А. Развитие инновационного потенциала предпринимательской структуры как фактора повышения ее конкурентоспособности // Проблемы соврем. экономики. 2011. № 4 (40).

4. Круглов, В. В. Конкуренция : учеб. пособие. М. : Велби : Проспект, 2004.

5. Лутохина, Э. А. Креативная трудология: начала инноватики. Минск, 2008. 253 с.

6. Проект Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] // Министерство экономического развития Российской Федерации : сайт. иЯЬ: http://www.economy.gov.ru/

7. Смит, А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Л. : Лениздат, 1963. С. 164.

8. Черников, А. В. Планирование развития конкурентоспособности предприятия // Вестн. Моск. ун-та. 2007. № 3. С. 57-66.

9. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. М. : ИНФРА-М, 2000. С. 212.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.