Nigay Yevgeniya Antonovna, Popova Inna Viktorovna JUSTIFICATION OF THE SYSTEM APPROACH ..
economic sceinces
УДК 338.1
DOI: 10.26140/anie-2019-0802-0065 ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОБЪЕКТОВ НА МИКРО-, МЕЗО- И МАКРОУРОВНЕ
© 2019
Нигай Евгения Антоновна, кандидат экономических наук,
доцент кафедры управления Попова Инна Викторовна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, ул. Гоголя, 41, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: Многие исследователи выявляют ключевые взаимосвязи среди факторов и элементов, составляющих конкурентоспособность объекта. Необходимость согласования данных аспектов требует разработки подхода к воздействию на данные факторы и элементы с целью управления конкурентоспособностью. Поэтому целью исследования стала разработка универсальной модели управления конкурентоспособностью объекта в рамках системного подхода Методы: Системный анализ сущности конкурентоспособности объекта, а также методы индукции и дедукции, позволяющие определить частные и общие взаимосвязи среди оцениваемых элементов конкурентоспособности. Результаты: На основе системного анализа сущности конкурентоспособности объекта выделены и классифицированы типы составляющих ее элементов, а также предложена модель управления конкурентоспособностью объектов на микро- и мезоуровнях. Научная новизна: В статье впервые на основе предложенной типологии элементов конкурентоспособности объекта приведено их деление на основные и обеспечивающие. Практическая значимость: Основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и практической деятельности при рассмотрении вопросов разработки методики оценки конкурентоспособности и разработке стратегии управления конкурентоспособностью объекта.
Ключевые слова: конкурентоспособность, конкурентные преимущества, факторы конкурентоспособности, свойства конкурентоспособности, оценка конкурентоспособности, элементы конкурентоспособности, управление конкурентоспособностью, уровни конкурентоспособности.
JUSTIFICATION OF THE SYSTEM APPROACH TO THE MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF OBJECTS AT THE MICRO-, MEZO-AND MACRO-LEVEL
© 2019
Nigay Yevgeniya Antonovna, candidate of economic sciences, associate professor of Department of Economic and Management Popova Inna Viktorovna, candidate of economic sciences, associate professor of Department of Economic and Management Vladivostok State University of Economic and Services (690014, Russia, Vladivostok, street Gogolya, 41, e-mail: [email protected])
Abstract. Purpose: Many researchers identify key relationships among the factors and elements that make up an object's competitiveness. The need to harmonize these aspects requires the development of an approach to influence these factors and elements in order to manage competitiveness. Therefore, the purpose of the study was the development of a universal model of managing the competitiveness of an object within the framework of a systems approach. Methods: Systems analysis of the essence of competitiveness of an object, as well as induction and deduction methods, which allow determining private and general relationships among the assessed elements of competitiveness. Results: Based on the system analysis of the essence of the competitiveness of an object, the types of its constituent elements were identified and classified, and a model was proposed for managing the competitiveness of objects at micro and meso levels. Scientific novelty: For the first time in the article, on the basis of the proposed typology of the elements of competitiveness of an object, their division into basic and supporting elements is given. Practical significance: The main provisions and conclusions of the article can be used in scientific and practical activities when considering issues of developing a methodology for assessing competitiveness and developing a strategy for managing an object's competitiveness.
Keywords: competitiveness, competitive advantages, factors of competitiveness, properties of competitiveness, assessment of competitiveness, elements of competitiveness, management of competitiveness, levels of competitiveness.
Современные организации функционируют в услови- Анализ подходов к определению конкурентоспособ-
ях повышенной неопределенности, сопряженной со стре- ности позволил нам выделить отдельные ее свойства,
мительными изменениями экономических, политиче- разнообразие которых свидетельствует о многоаспект-
ских, правовых, информационно-технологических и дру- ности и многогранности этого понятия.
гих факторов хозяйствования. Динамично изменяющиеся Относительность - означает сравнительный харак-
условия внешней среды стимулируют адаптивность и тер, когда уровень конкурентоспособности объекта
гибкость компаний в принятии управленческих решений, и его конкурентную позицию можно оценить, только
тем самым обостряя и конкуренцию между субъектами сравнив данный показатель с аналогичным конкуриру-
рыночных отношений на внутренних и внешних рынках. ющим объектом. Данное свойство предполагает необхо-
Все это обусловливает необходимость исследования, ана- димость обеспечения сопоставительной базы для оцен-
лиза, оценки и совершенствования конкурентных пози- ки конкурентоспособности объектов.
ций хозяйствующих субъектов. Вопросы формирования Динамичность - свидетельствует о том, что уровень
и развития конкурентных преимуществ и, как следствие, конкурентоспособности является непостоянной, измен-
наращивания конкурентоспособности становятся особен- чивой величиной во временном периоде, подверженной
но актуальными в условиях перехода к более прогрессив- влиянию системы контролируемых и неконтролируе-
ному инновационному типу экономического развития. мых факторов. Это свойство актуализирует потребность
В научной литературе представлено обширное разно- в постоянном мониторинге и контроле ее величины.
образие подходов к определению конкурентоспособно- Многофакторность характеризует конкурентоспо-
сти, что свидетельствует об актуальности, а также о мно- собность объектов с точки зрения широты спектра вли-
гогранности и многоаспектности данной проблематики. яющих на нее факторов внешнего и внутреннего проис-
В таблице 1 представлены определения конкуренте- хождения. Это подтверждает важность идентификации,
способности, сформулированные разными авторами._исследования, анализа и оценки воздействующих на нее
экономические науки
Нигай Евгения Антоновна, Попова Инна Викторовна ОБОСНОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ ...
детерминант.
Таблица 1 - Подходы к определению конкурентоспособности
Автор Определение конкурентоспособности
М. Портер [1] Свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений
Р.А. Фатхутдинов [2] Состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своим объектом быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели
М.И. Гельвановский [3] Обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования
Г.Л. Азоев, А.П. Челенков [4] Способность более полно отвечать запросам покупателей в сравнении с аналогами, представленными на рынке
Ж.-Ж. Ламбен [5] Способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты
В.В. Квасникова, О.Н. Жучкевич [6] Многоуровневое, многоаспектное понятие, характеризующее динамическое состояние объекта оценки, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и выраженное в способности выдерживать конкуренцию в системе рыночных отношений в рассматриваемый период
Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина [7] Относительная характеристика, отражающая степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребности людей, а также возможности и динамику приспособления организации к условиям рыночной конкуренции
Н.И. Перцовский [8] Возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка
Г.Я. Киперман [9] Способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности.
А.Г. Поршнев, Г.Л. Азоев [10] Способность фирмы, компании конкурировать на рынках с производителями и продавцами аналогичных товаров посредством обеспечения более высокого качества, доступных цен, создания удобства для покупателей, потребителей
идентификации объекта для оценки его конкурентоспособности с последующим выявлением его взаимосвязей и взаимодействия с другими объектами и элементами системы.
Таким образом, на основе рассмотренных подходов и выделенных характеристик нами сформулировано обобщенное определение конкурентоспособности. Итак, конкурентоспособность объекта представляет собой комплексную, многофакторную, динамичную систему взаимодействия элементов, определяющих его способность конкурировать с аналогичными объектами, отвечать запросам и интересам целевых групп и обеспечивающих эффективность его функционирования.
В этой связи особое значение приобретает стратегическое комплексное управление конкурентоспособностью объектов, которое основывается на управлении системой отдельных элементов конкурентоспособности. Эти элементы можно распределить на основные и обеспечивающие (поддерживающие) элементы, составляющие конкурентоспособность. Их взаимодействие и влияние на формирование конкурентоспособности объекта представлено на рисунке 1.
Обеспечивающие конкурентоспособности
■Ресурсные
■ Инфраструктурные
■Природно-географическне |-
■Экономические I-
■ П о литико -прав овы е ■Научно-технические
■ Рыночные
■ Информационны е
конкурентоспособности
- Управленческие ■ Структурные -Технологические -Ресурсные
- Организационные -Репутанионные (бренд,
имидж)
Конкуренте способно сть товара j
Конкурентоспособность организации 1
Конкуренте способно сть ;
1
Конкурентоспособность 1
Конкурентоспособность страны
Многоуровневость - данное свойство подразумевает иерархичность объектов в зависимости от масштабов оценки конкурентоспособности (продукт, предприятие -микроуровень; отрасль, кластер, регион - мезоуровень; страна - макроуровень). Это свидетельствует о том, что конкурентоспособность объекта на отдельном уровне иерархии складывается из элементов конкурентоспособности данного и предыдущего уровней, а также является основой для формирования конкурентоспособности на следующем более масштабном уровне. Это обусловливает необходимость четкого распознавания уровня объекта конкурентоспособности, выявления его места в иерархии с целью установления системы прямых и косвенных связей с объектами и элементами других уровней.
Объектность - означает, что конкурентоспособность не является самостоятельным показателем, она всегда характеризуется принадлежностью к определенному объекту (конкурентоспособность продукта, организации, отрасли и др.). Этим обосновывается важность
Рисунок 1 - Система элементов, формирующих конкурентоспособность объектов на микро-, мезо- и макроувроне
Основные элементы конкурентоспособности являются ядром системы. К ним относятся такие характеристики, которые являются определяющими в завоевании конкурентных преимуществ и напрямую влияют на увеличение конкурентоспособности. Обеспечивающие элементы конкурентоспособности являются образующими для основных элементов, поэтому их влияние на конкурентоспособность объекта можно определить как опосредованное, непрямое.
Основные элементы являются результирующими по отношению к обеспечивающим, которые формируют, обеспечивают и усиливают основные. В конечном итоге управление конкурентоспособностью объекта сводится к управлению составляющими ее элементами. При этом необходимо учитывать сложность и многокомпонентность объектов на микро-, мезо- и макроуровнях. Каждый из элементов обладает комплексом конкурентных преимуществ и формирует конкурентоспособность системы в целом. Комбинация конкурентных преимуществ элементов приобретает мультипликативный синергичный эффект, а в сочетании с адаптивностью системы к условиям внешней среды обеспечивает усиление конкурентоспособности. В этой связи важно определить комплекс основных и обеспечивающих элементов системы на микро-, мезо- и макроуровне. Таким образом, необходим системный подход к управлению как основными, так и поддерживающими элементами конкурентоспособности.
Вопросы управления конкурентоспособностью затрагиваются в работах Королева А.К. [11], Давыдовой Е.В. и Семеновой В.В. [12], Шальминовой А.С. [13], Мельниковой М.Н. [14], Родионовой Л.Н., Кантор О.Г., Ха-кимовой Ю.Р. [15], Новичкова В.И и Галездиновой Д.А. [16], Моисеевой Н. и Конышевой М. [17], Dyer J.H., Singh H. [18], Обыденова А.Ю. [19], Куксовой А.В. и
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 2(27)
269
Nigay Yevgeniya Antonovna, Popova Inna Viktorovna JUSTIFICATION OF THE SYSTEM APPROACH ..
economic sceinces
Беловой Е.0.[20], Градова А.П. [21], Хлыстовой О.В. [22] и др.
В качестве основных составляющих модели управления конкурентоспособностью объекта следует выделить: 1) аналитический блок, позволяющий определить внутренние и внешние элементы, обеспечивающие формирование конкурентоспособности; 2) регулирующий блок, направленный на разработку методов и выбор средств формирования конкурентоспособности; 3) управляющий блок, который создает и защищает конкурентные преимущества объекта.
Предложенная модель направлена на формирование инструментов управленческого воздействия на экономические отношения, возникающие в процессе создания и реализации продукта, то есть охватывает микро- и мезо-уровни конкурентоспособности. С нашей точки зрения, данная модель имеет высокую практическую значимость для управления конкурентоспособностью на микро- и ме-зоуровнях, однако ее необходимо дополнить, разработав механизм создания и защиты конкурентных преимуществ, включающий мониторинг изменения конкурентоспособности по диагностическим и стратегическим показателям во временной динамике, а также организацию информационного обеспечения управления. Процесс управления конкурентоспособностью объекта на микро- и мезоуровнях в долгосрочной перспективе может быть представлен в виде соответствующей модели (рисунок 2).
Рисунок 2- Модель управления конкурентоспособностью объекта на микро- и мезоуронях
Основным элементом данной модели выступает мониторинг изменения конкурентоспособности объекта, на основании которого проводится оценка и выбирается инструментарий управления конкурентоспособностью. Регулярное проведение мониторинга изменения конкурентоспособности объекта по диагностическим показателям позволяет определить проблемы и дает возможность скорректировать управленческие воздействия в сторону повышения эффективности воздействия на рынок.
Основным условием эффективного применения данной модели является согласованность и четкая последовательность действий по оценке и формированию конкурентоспособности объекта, распределение связей и информационных потоков внутри модели, учет ограничений, накладываемых внешней средой.
Макроуровень конкурентоспособности в свою очередь обеспечивается высокими показателями конкурентоспособности объектов на предыдущих уровнях, что
с одной стороны создает предпосылки для управления конкурентоспособностью страны через частные конкурентные преимущества объектов микро- и мезоуровней. А с другой стороны набор обеспечивающих элементов конкурентоспособности для объектов на микро- и мезо-уровнях является условиями внешней среды, которые отчасти регулируются на уровне страны. В учете этой взаимозависимости и состоит сложность моделирования процесса управления для объектов макроуровня. Таким образом, системный подход к управлению конкурентоспособностью объекта предполагает идентификацию основных и поддерживающих элементов конкурентоспособности, эффективное управление которыми способствует достижению, поддержанию и закреплению конкурентных преимуществ как на микро-, так и на мезо- и макроуровне. Это требует формирования отлаженного механизма управления конкурентоспособностью объектов, включающего процессы и инструментарий обеспечения конкурентоспособности. Подчеркнем, процессы оценки, контроля и мониторинга конкурентоспособности должны быть цикличными и непрерывными.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Портер М. Конкуренция. - М. : Изд. дом Вильямс, 2000, с. 480
2. Фатхутдинов Р.А. Сущность конкурентоспособности. // Современная конкуренция. 2007. № 3(15).
3. Гельвановский М. Конкурентоспособность микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России, 2006. - №10.
4. Азоев Г.Л, Челенков А.П. Конкурентные преимущества фирмы. Учебное пособие. - М. : Типография «Новости», 2000. - 255 с.
5. Ламбен Ж.-Ж., Чумпитас Р., Шулинг И. Менеджмент, ориентированный на рынок. - СПб. : Питер, 2008.
6. Квасникова В.В., Жучкевич О.Н. Конкурентоспособность товаров и организаций. - М. : ИНФРА-М, 2013.
7. Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г. Основы управления конкурентоспособностью. Учебное пособие. - М. : Омега-Л, 2009.
8. Перцовский Н.И., Спиридонов И.А., Барсукова С.В. Международный маркетинг. Учебное пособие. - М. : Высшая школа, 2001.
9. Киперман Г.Я. Современный экономический словарь. - М. : Экономика, 2012.
10. Поршнев А. Г. Маркетинг. Учебное пособие. - М. : Финстатинформ, 2013.
11. Королёв А.К. Теоретическая модель управления конкурентными преимуществами фирмы // Научная перспектива. 2012. - № 6.
- С. 29-30.
12. Давыдова Е.В., Семенова В.В. Обеспечение конкурентными преимуществами как необходимое условие стратегического развития. // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. -№2-3 (33). - с. 24-25.
13. Шальминова А.С. Конкурентоспособность фирмы: подходы, критерии, методы оценки. //Маркетинг в России и за рубежом. 2013.-№2. - С. 33-37.
14.Мельникова М.Н. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия / М.Н. Мельникова // Маркетинг. - 2014. - № 3.
- С. 33-39.
15. Родионова Л.Н. Оценка конкурентоспособности продукции / Л.Н. Родионова, О.Г. Кантор, Ю.Р. Хакимова //Маркетинг в России и за рубежом.- 2015.- № 1.- С. 63-77.
16. Новичков В.И., Галездинова ДА. Инновации и конкурентная стратегия предприятий: оценка и использование конкурентных преимуществ. // Человеческий капитал. 2015. - № 1 (73). - С. 27-31.
17. Моисеева Н. Маркетинговая активность как фактор конкурентоспособности фирмы /Н. Моисеева, М. Конышева //Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №6. - С. 22-34.
18. Dyer J.H. The relational view: Cooperative strategy, sources of in-terorganizational competitive advantage / J.H. Dyer, Н. Singh // Acad. of Management Rev. - 2012. - № 23 (4). - Р. 660-679.
19. Обыденов А.Ю. Стратегическое конкурентное преимущество: ресурсно-институциональный взгляд. //Российский журнал менеджмента. - 2016. - № 1. - С. 87-110.
20. Куксова А.В., Белова Е.О. Управление конкурентными преимуществами на основе эксклюзивных ценностей объектов. /Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса ФГБОУ ВПО «КубГТУ». Краснодар, 2015. - С. 165-167.
21. Градов А.П. Цикличность развития экономики и управление конкурентными преимуществами / под ред. А.П. Градова. - СПб: Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т, 2011. — 216 с.
22. Хлыстова О.В. Механизм управления временными конкурентными преимуществами / О.В. Хлыстова. - Сибирская финансовая школа, 2011. -116 с.
Статья поступила в редакцию 14.04.2019
Статья принята к публикации 27.05.2019