Литература:
1. «Собрание законодательства РФ», 12.02.2007, №7, ст. 837.
2. «Российская газета», №24, 05.02.2014.
3. Тамбовцев В.Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник Московского государственного ун-та. Сер. 6 «Экономика», № 3, 1995, с. 3-9
4. Савин В.А. Некоторые аспекты экономической безопасности России. // Международный бизнес России, № 9, 1995, с. 23-26
5. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражения. // Вопросы экономики, № 12, 1994,
6. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / Под ред. С.С. Набойченко, А.Д. Выварца. — Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2003,448 с.
7. Построено автором с использованием: Бабанова Ю. В. «Теоретико-методологические основы экономической безопасности хозяйствующих субъектов» - дисс. Канд. экон. Наук - Челябинск, 2004.
8. Разработано автором.
9. Разработано автором.
УДК 338.242.2
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЕЙ
Лозик Н.Ф., к.э.н., доцент кафедры «Менеджмент организации», ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный
университет (МАМИ)», e-mail: [email protected], Царегородцев Д.В., соискатель кафедры «Менеджмент организации», ФГБОУ ВО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», e-mail: [email protected]
Данная статья посвящена проблеме конкурентоспособности, различию и взаимосвязи понятий конкурентоспособности товаров и конкурентоспособности организации. В статье исследуются различные подходы к определению понятия конкурентоспособности организации, а именно, как к свойству системы, как процессу управления и как достигаемому конкурентоспособному результату, описываются составляющие конкурентоспособности организации, исходя из предлагаемого автором определения. Анализируются определения конкурентоспособности, сделанные международными институтами, такими как ОЭСР и Европейский форум по проблемам управления.
Рассмотрены методы оценки конкурентоспособности организации, содержание функционального и структурного подходов. Дается понятие, иерархия и содержание основных видов стратегий организации. Дается понятие корпоративной стратегии, бизнес стратегий и функциональных стратегий. Рассмотрены принципы создания компаний-кластеров, обосновывается актуальность внедрения данной формы корпоративного управления для российской экономики. Проводится анализ примеров создания компаний-кластеров в российской автомобильной промышленности, исследуется возможность решения проблем кластеризации путем совместных шагов государства и частного сектора в форме создания частно-государственных партнерств.
Ключевые слова: конкурентоспособность организации, методы оценки организации, кластер, конкурентная стратегия, корпоративная стратегия, функциональная стратегия.
THE FORMATION OF COMPETITIVE SYSTEMS OF ORGANIZATION
MANAGEMENT
Lozik N., Ph. D., associate professor of the Management of organization chair, FSEI HE «Moscow State University of Mechanical Engineering»
(MAMI), e-mail: [email protected], Tsaregorodtsev D., the applicant of the Management of organization chair, FSEI HE «Moscow State University of Mechanical Engineering»
(MAMI), e-mail: [email protected]
This article studies the problem of competitiveness, distinction and ties between competitiveness of a products and competitiveness of the organization. The article examines different approaches to the definition of competitiveness of the organization, including system's general characteristics, ongoing management process within the system, and the competitive result achieved, describes the components of competitiveness of the organization, based on the author's definition. The determinations of competitiveness made by international institutions, e.g. the OECD and the European Governance Forum are analyzed.
Methods to assess and measure the competitiveness of the organization, as well as the content of functional and structural approaches are considered. A concept hierarchy and the content of the main types of strategies of the organization are given. The concept of corporate strategy, business strategies and functional strategies are given. Principles of establishment of cluster companies are presented, supporting implementing this form of corporate governance for Russian economy. The analysis of the examples of creation of cluster companies in the Russian automotive industry, and the possibility of solving clustering problems through joint public private partnerships is made.
Keywords: competitiveness of the organization, methods of evaluating the organization, cluster, competitive strategy, corporate strategy, functional strategy.
Формирование и поддержание экономической устойчивости организации в значительной степени зависит от системы управления конкурентоспособностью организации, механизма обеспечения конкурентных преимуществ.
В исследованиях проблем конкурентоспособности отсутствует общепринятое ее определение. В большинстве из них исследуются составляющие конкурентоспособности, такие как конкурентоспособность товара или услуги, финансовая устойчивость, инвестиционная активность.
Европейская Организация экономического сотрудничества и развития определяет конкурентоспособность как «способность компаний, отраслей, регионов и наций обеспечивать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы, оставаясь открытыми для международной конкуренции».
Европейский форум по проблемам управления (Женева),
Международный институт менеджмента и развития определяют конкурентоспособность фирмы как «реальную и потенциальную возможность фирм в существующих для них условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов».
Большинство российских исследователей (Азоев Г.Л. и др.) [1], Лифиц И.М.,[3], Фатхутдинов Р.А [10] сводят понятие конкурентоспособности организации к выпуску конкурентоспособных товаров или услуг, проводя знак равенства между этими двумя понятиями.
Определения Кипермана Г.Я.[9], Перцовского Н.И.[7] учитывают две составляющих конкурентоспособности организации, первая составляющая - это то, что товары и услуги должны быть конкурентоспособными, вторая - должна быть учтена эффектив-
ность хозяйственной деятельности как решающего элемента конкурентоспособности, обеспечивающего превосходство конкурентов по потенциалу в производстве товаров или услуг.
По уровню экономической устойчивости можно сравнивать организации разных отраслей, самых различных направлений деятельности. Определять уровень конкурентоспособности можно только для организаций одной отрасли, т.е. производящих товары и услуги, удовлетворяющие одни и те же потребности. Конкурентоспособность товара в ряде случаев может быть достигнута в более короткий период времени, конкурентоспособность организации достигается при длительной и безупречной работе на рынке. Конкурентные преимущества организации делятся на внутренние и внешние. Влияние организации на внешние факторы ограничено или невозможно.
В мировой практике существует достаточно много методов оценки конкурентоспособности фирмы. В зависимости от критериев оценки можно выделить два подхода к решению этой проблемы: функциональный и структурный.
Первым методом определения критерия эффективной конкуренции служит функциональный подход. Главную роль здесь играют финансово-экономические показатели, показатели эффективности деятельности фирм: соотношение издержек и цены, загрузка производственных мощностей, объемы выпуска продукции, нормы прибыли и т.д. Финансовые стратегии современных компаний рекомендуют проводить многоаспектный анализ показателей, число их может насчитывать 20-30, благо, что современные информационные технологии позволяют это проводить с минимумом затрат. На практике современные руководители используют при анализе экономической устойчивости и инвестиционной привлекательности своих компаний такие основные показатели производственной и финансовой модели как: объем продаж, себестоимость продукции, уровень прибыльности, показатели рентабельности, валовый объем прибыли, доходность на капитал. Большое число показателей, их расчет и анализ входит в обязанности менеджмента высшего уровня, что, по мнению исследователей менеджмента (Царегородцев Д.В.) [11], значительно отвлекает руководителей от решения стратегических задач компании. В крупных зарубежных компаниях такие функции выполняют дипломированные информатики-экономисты, требования к их подготовке и эффективность их использования в анализе бизнес-проектов освещается в работе Меркулиной И.А. и др. [6].
Особое место при анализе экономической устойчивости компании занимают показатели оценки эффективности организации. Заслуживает внимания классификация методов оценки эффективности организации, предложенная Грибовым П.Г. [2].
1. Метод прямой оценки интеллектуальной собственности (Direct Intellectual Capital Method, DICM).
2. Методы рыночной капитализации (Market Capitalization Methods, MCM).
3. Методы определения доходности активов (Return on Assets Methods, ROA).
4. Методы балльных оценок (Scorecard Methods, SC).
5. Точные измерительные системы (Proper Measurement Systems, MS).
Функциональные методы приняты за основу многими современными рейтинговыми агентствами, финансовыми институтами, такими, как Financial Times, РА «Эксперт». Компании оцениваются в динамике, в сравнении с предыдущим годом по количеству работающих, объему реализации и прибыли, рыночной капитализации, доходности акций, размеру дивидендов, коэффициенту оборачиваемости капитала.
Функциональный подход свидетельствует о том, что конкурентоспособность организации или предприятия - это результат его деятельности, свидетельствующий об экономической устойчивости организации.
Согласно структурному подходу, оценка положения может быть сделана исходя из знания уровня монополизации отрасли, барьеров для вновь вступающих на отраслевой рынок компаний, уровня развития методов взаимодействия со своими партнерами, достаточности ресурсного потенциала и совершенства механизма управления хозяйствованием. К числу основных препятствий на пути новых конкурентов обычно относятся: экономичность крупномасштабного производства, степень дифференциации продукции, абсолютные преимущества в издержках у существующих фирм, размер капитала, необходимый для организации эффективного производства.
Исходя из структурного подхода, конкурентоспособность - это скорее процесс.
Основой успешного функционирования, а значит и конкурентоспособности является разработка и реализация стратегии организации. Теоретики стратегического менеджмента выделяют четыре уровня стратегий: корпоративная, конкурентная (бизнес или деловая), функциональная и операционная. Разработка корпоративной стратегии, расстановка инвестиционных приоритетов - основная задача топ-менеджмента компании. Диверсифицированные компании разрабатывают столько конкурентных (бизнес) стратегий, сколько в компании функционирует единиц бизнеса. В рамках каждой бизнес-стратегии формируются функциональные стратегии.
Основные направления и задачи, решаемые функциональными стратегиями:
- оптимальное обеспечение ресурсами;
- обновление технологии и оборудования;
- совершенствование производственной деятельности;
- улучшение сбытовой системы и методов продвижения товаров или услуг;
- формирование грамотной рекламной политики и общественного мнения;
- совершенствование работы с поставщиками, партнерами, потребителями, инвесторами;
- повышение квалификации персонала.
Основными составляющими конкурентоспособности являются производственная и технологическая активность, организационная гибкость структуры, финансовая устойчивость, инновационная мобильность, инвестиционная привлекательность. Но конкурентоспособность не является просто суммой свойств данных составляющих, она достигается при условии синергетического эффекта от соединения всех ее составляющих и является важнейшим обобщающим показателем оценки финансовой, производственно-хозяйственной, организационной деятельностью хозяйствующего субъекта, отражающим процессы развития субъекта конкуренции. Составляющие систему конкурентоспособности элементы никогда не обладают всеми свойствами, которыми обладает система в целом, т.е. конкурентоспособность как системная категория обладает свойствами сохранения, стабильности, целостности, динамического равновесия - это все формы проявления самоорганизации.[4]
Способность организации к развитию, самообучению, преобразованию и при этом к самосохранению и саморазвитию - есть основа конкурентоспособности. Данное толкование понятия конкурентоспособности свидетельствует о том, что это свойство системы, отражающее ее способность к самосохранению и саморазвитию.
Что же такое конкурентоспособность? Это процесс, результат или свойство организации, как социально-экономической системы?
Думается, что понятие конкурентоспособность есть прежде всего свойство системы, способной организовать в себе процессы, которые приведут систему к конкурентоспособному состоянию и результату [5].
На рис. 1 представлены основные составляющие конкурентоспособности организации: свойство, процесс и результат формирования конкурентного преимущества организации.
Важнейшим источником достижения конкурентоспособности, особенно для компаний корпоративного уровня является наличие у нее «крепкого тыла». Прежде всего, это родственные или поддерживающие отрасли, т.е. поставщики ресурсов и участники производственной кооперации. Именно с них начинается процесс формирования качества продукции, и потому любая фирма может стать конкурентоспособной лишь при наличии поставщиков и партнеров по кооперации, обеспечивающих поставки:
- с нужным уровнем качества;
- приемлемым соотношением цена/качества;
- в строгом соответствии с графиком, чтобы не мешать конечному производителю и не получать штрафных санкций.
Такую взаимосвязь объединенных предприятий называют «кластерами». Развитие теории кластеров связано с изменением подходов к исследованию конкурентоспособности. Если раньше конкурентоспособность рассматривалась как повышение эффективности использования ресурсов каждой отдельной компанией при равных для всех условиях окружающей среды, то сейчас фокус сдвигается в сторону получения конкурентных преимуществ за счет взаимодействия компании с другими участниками процесса производства и распространения инноваций.
Рис.1. Основные составляющие конкурентоспособности организации
Согласно кластерной теории, одна фирма, какой бы она ни была, не может продолжать развитие и сохранять конкурентные преимущества отдельно от окружающей ее среды. Более того, являясь лидером, такая компания подталкивает развитие своих поставщиков и потребителей, выдвигая им все более жесткие требования. Происходит также стимулирование активности конкурентов, которые вынуждены следовать по инновационному пути развития под угрозой потери доли рынка и конкурентных преимуществ. При этом повышаются и требования к качеству подготовки кадров: для инновационной деятельности необходимы высококвалифицированные специалисты, готовые не только интеллектуально, но и морально к разработкам новшеств, генерации нестандартных решений и работе в инновационно ориентированном коллективе.
Первым эти взаимосвязи описал М.Портер. Проведенный М.Портером анализ состоял из двух частей: вначале исследованию подверглись 10 наиболее успешных кластеров. Далее для выявления динамических процессов, лежащих в основе создания конкурентных преимуществ, была исследована система конкуренции в некоторых отраслях. В результате анализа была сформирована модель «Дай-монд», состоящая из шести основных факторов, формирующих конкурентные преимущества. Модель представлена на рис.2.
Достигнутая одной или несколькими фирмами высокая конкурентоспособность влияет на поставщиков, потребителей, конкурентов, оказывая положительное воздействие на дальнейший рост конкурентоспособности данной компании.
Примером создания успешного автомобильного кластера в России может быть опыт ОАО «ГАЗ». Компания «Сибирский алюминий» (сейчас группа «Базовый элемент»), возглавляемая О.Дерипаской, в 2000 г. приобрела пакет акций ОАО «ГАЗ», на
момент приобретения объем закупок на основе денежных средств составлял 12%, остальное - оплата по вексельной схеме (до 70%) и около 18% - по бартеру. В результате это приводило к неоправданно завышенной цене и очень низкому спросу.
С 2005 г. и по настоящее время Группа «ГАЗ» объединяет в своем составе не только Горьковский, но и заводы, выпускающие грузовики, автобусы, строительно-дорожную технику, комплектующие - по состоянию на сегодняшний день в эту группу входит 13 предприятий в 8 регионах РФ. Сейчас компании принадлежит около 50% рынка автобусов. Наиболее конкурентоспособными видами продукции этой группы является 2-е поколение «ГАЗелей» (линейки бизнес), новые модели линейки NEXT. Подтверждением уровня конкурентоспособности является то, что в 2014 году ГАЗ получил Единое европейское одобрение типа транспортного средства.
С 2005 г. ГАЗ начинает строительство нового производства собственного дизельного двигателя на базе завода «Автодизель» в Ярославле. Намечаемые к производству дизельные двигатели универсальны по своим характеристикам и могут применяться не только в автомобилестроении, но и в сельскохозяйственной и специальной технике.
Важным является тот факт, что Группа «ГАЗ» сохранила в своем составе не только гражданское производство, но и предприятия, выпускающие продукцию двойного назначения, ориентируясь на спрос как из частного сектора, так и со стороны оборонного комплекса страны. Группа продолжает представлять собой холдинг, включающий большую долю внутреннего НИОКР, производства запчастей и сервисных услуг.
Другим примером российского кластера является группа «АВТОВАЗ», где реализуется металлургическое производство,
Рис. 2. Модель «Даймонд» М. Портера [8]
инструментальное производство, общезаводские ремонты, производство отходов и энергетическое производство. Новшеством в системе управления является применение нового подхода к работе с поставщиками - интеграция в единую закупочную организацию RNAPO, задачей которой будет поиск поставщиков, соответствующих по цене, качеству, реализации и развитию требованиям Renault, Nissan и АВТОВАЗ, укрепление сотрудничества с ними, создание стратегии снабжения Renault, Nissan и АВТОВАЗ.
Для решения проблем компаний-кластеров предпринимаются совместные шаги государства и частного сектора в форме создания частно-государственных партнерств. Кластеры, создаваемые в автомобильной и других отраслях, позволят не только повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, привлечь дополнительные инвестиции, но и развить главный ресурс организации - человеческий капитал.
Литература:
1. Азоев Г. Л., Завьялов П.С., Лозовский Л.Ш., Поршев А.Г., Райзберг Г.А. Маркетинг. Словарь - М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. - 362 с.
2. Грибов П.Г. Оценка эффективности организации через измерение величины интеллектуального капитала. «Менеджмент в России и за рубежом», 2014, № 2, с. 119-124
3. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг. - М.:
Высшее образование, 2007.
4. Лозик Н.Ф. Конкуренция и управление конкурентоспособностью. Менеджент в XXI Веке: Сборник научных трудов, статей и учебных материалов. - М.: Издательство «Палеотип», 2005, с. 330-393.
5. Лозик Н.Ф. Конкурентоспособность корпоративных хозяйственных систем. - М.: РЭА им. Г.В.Плеханова, 2000, с. 180.
6. Меркулина И.А., Никитин А.Р., Каширская Е.Н. Дипломное проектирование и выпуск конкурентоспособных информатиков-экономистов, Прикладная информатика, 2007, № 3 (9), с. 60-72.
7. Перцовский Н.И., Спиридонов И.А., Барсуков С.В. Международный маркетинг: Учеб. Пособие. - М.: Высшая школа, 2001
- 239 с
8. Портер М. Конкуренция.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005, С.258
9. Рыночная экономика: Словарь. Под общ. Ред. Г.Я. Кипермана
- М.: Республика, 2003. - 524 с.
10. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник.
- М.: Дело, 2001. - 448 с.
11. Царегородцев Д.В., Использование вариативно-ориентированных финансовых моделей при оценке инвестиционной привлекательности компании. Актуальные проблемы трансформационной экономики: Сборник научных статей аспирантов, соискателей и докторантов. - М.: - МГУС, 2003, с. 3-4
УДК 338
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ И БИЗНЕС-СТРУКТУР В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Фалеев Д.А., старший преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний», e-mail: [email protected]
В статье рассмотрены основные принципы организации взаимодействия между органами власти регионов и местными бизнес-структурами. Определены особенности использования либеральной и дирижистской парадигмы, а также выявлены преимущества и недостатки использования территориальных систем управления.
Ключевые слова: региональная экономика, взаимодействие органов власти и бизнес-структур, регулирование отношений.
FEATURES OF COOPERATION OF REGIONAL AUTHORITIES AND BUSINESS STRUCTURES IN MODERN ECONOMIC ENVIRONMENT
Faleev D., senior lecturer of the Physical training and sports chair, FSOEIHPE «Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary
Service», e-mail: [email protected]
The article describes the main principles of interaction between regional authorities and local businesses. The features of liberal and dirigisme paradigm are underlined. The advantages and disadvantages of using territorial governance systems revealed.
Keywords: regional economy, interaction of authorities and business structures, regulation of relations.
Современная экономическая парадигма, де-факто сложившаяся в России, предполагает непосредственное участие органов власти различного уровня в реализуемых проектах. Зачастую органы власти берут на себя избыточные полномочия и не предоставляют субъектам предпринимательства возможностей для реализации собственных интересов. В связи с этим объективно возникают противоречия между необходимостью решения задачи по развитию экономики и достижением интересов всеми участниками, то есть возникает необходимость поиска новых организационно-правовых, административных форм взаимодействия между субъектами предпринимательства различного масштаба и органами власти разного уровня.
Стремление участников сохранить свою самостоятельность и получить индивидуальный экономический эффект, как правило, наталкивается на необходимость предоставления собственных ресурсов в коллективное пользование. Такая ситуация формирует необходимость поиска оптимального сочетания затрат и выигрыша, рассматриваемого в теории игр. Таким образом, выбор приемлемых форм взаимодействия позволяет не только получить синергетиче-ский эффект всему объединению субъектов, но и обеспечивает нужный уровень индивидуальных благ, получаемых каждым участником. Как правило, взаимодействие субъектов предпринимательства с органами власти приводит к положительным результатам, если субъекты предпринимательства имеют достаточно сил и ресурсов
для отстаивания собственных интересов. Поэтому использования мягких форм взаимодействия позволяет не только получить экономическую выгоду, но и сохранить самостоятельность.
В настоящее время предлагаются различные подходы к развитию национальной экономики. В работах различных исследователей высказываются разнообразные предложения о приоритетах реформирования экономических отношений, а также о возможных ключевых точках роста. Существуют множество форм взаимодействия субъектов, различающиеся по наличию обязательств (организационных, финансовых и пр.), поэтому для описания проблемы взаимодействия органов власти и бизнес-структур считаем целесообразным использовать следующую последовательность: выявить экономические, правовые и административные условия и факторы функционирования и сотрудничества органов власти и предпринимательских структур на различных государственных уровнях управления; выявить существующие наиболее распространенные интеграционные объединения; предложить новую форму взаимодействия - квазиконгломерат, являющуюся наиболее гибким и адаптивным форматом в рыночной экономике. С учетом данного комплекса задач рассмотрим более подробно структуру российской экономики в условиях бюджетного, налогового и административного федерализма.
Первый подход к развитию национальной экономики базируется на постулате о сближении позиций либерализма и дирижизма,