Научная статья на тему 'Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса'

Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
451
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОРПОРАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / COMPETITION / COMPETITIVENESS / CORPORATE STRATEGY TO IMPROVE BUSINESS COMPETITIVENESS / STRATEGIC PLANNING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галкин Андрей Александрович, Бородкина Татьяна Александровна

Введение: в статье представлено теоретико-методическое исследование направлений корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса. В аспекте проведенного исследования необходимо выявить сущность и содержание корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса для всего рынка в целом. Исследование корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса было бы необъективным без изучения современных форм корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса на рынке. Материалы и методы: основной методикой выделения конкретных направлений стратегического управления является методика повышения конкурентоспособности продуктов и фирмы на основе критерия целевого назначения направлений. Результаты: авторы статьи предлагают рассматривать новую корпоративную стратегию по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства. В результате исследования были выделены два универсальных инструмента по повышению конкурентоспособности бизнеса: новая корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства и реструктуризация. Обсуждение: проблема, решаемая в исследовании, заключается в том, что многие авторы предлагают рассматривать общепринятые виды и структуру корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса, их классическое воплощение либо частные случаи управления конкурентной стратегией с применением инновационной методологии. Конкретные задачи работы заключаются в выделении современных корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса и их характеристики, определении основных проблем в управлении конкретными конкурентными стратегиями. Исследовательская значимость данной статьи заключается в выделении проблем при реализации конкретных видов конкурентных стратегий. Заключение: данное исследование позволило уточнить теоретико-методические положения и научно-прикладные аспекты управления конкурентными стратегиями и разработать перспективные направления по совершенствованию системы управления конкурентными стратегиями предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Галкин Андрей Александрович, Бородкина Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF CORPORATE STRATEGIES TO INCREASE COMPETITIVENESS OF BUSINESS

Introduction: the article presents a theoretical and methodological study of the directions of corporate strategies for increasing the competitiveness of business. In the aspect of the conducted research, it is necessary to reveal the essence and content of corporate strategies for increasing the competitiveness of business for the whole market. The study of corporate strategies to increase business competitiveness would be biased without studying modern forms of corporate strategies to improve the competitiveness of business in the market. Materials and methods: the main methodology for identifying specific areas of strategic management is the methodology to increase the competitiveness of products and firms based on the criterion of targeted destination directions. Results: the authors of the article suggest to consider a new corporate strategy to increase the competitiveness of business on the basis of innovative superiority. As a result of the research, two universal tools to improve business competitiveness were identified: a new corporate strategy to improve business competitiveness based on innovative excellence and restructuring. Discussion: the problem solved in the study is that many authors propose to consider the generally accepted types and structure of corporate strategies to improve business competitiveness, their classical implementation or particular cases of managing a competitive strategy using innovative methodology. Specific objectives of the work are to identify modern corporate strategies to improve business competitiveness and their characteristics, identify the main problems in managing specific competitive strategies. The research significance of this article is to identify problems when implementing specific types of competitive strategies. Conclusion: this study has made it possible to clarify the theoretical and methodological provisions and scientific and applied aspects of managing competitive strategies and to develop promising directions for improving the management system of competitive strategies of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса»

13. Zhukov O. V., Sazonov S. P., Onoprienko Yu. G., Mershieva G. A. Metodika primeneniya ABC/xyz-analiza dlya celej upravleniya zapasami v erp-sisteme predpriyatiya [Methods of application of ABC/xyz-analysis for the purposes of inventory management in the enterprise erp-system], Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo un-iversiteta inzhenernyh tekhnologij [Bulletin of the Voronezh state University of engineering technologies], 2017. Vol. 79. No. 1 (71). pp. 477-484.

14. Saratovcev Y. U. Upravlenie izmeneniyami: uchebnik i praktikum dlya akademicheskogo bakalavriata [Change Management: a tutorial and a workshop for the academic undergraduate]. Moscow, Publ. YUrajt, 2016. 409 p.

15. Bozhko L. M. Primenenie proektnogo podhoda v upravlenii organizacionnymi izmeneniyami: ogranicheniya i perspektivy [Application of the project approach in managing organizational changes: limitations and prospects], Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. EHkonomicheskie i yuridicheskie nauki [News of Tula state University. Economic and legal Sciences], No. 1-1, 2014, pp. 108-113.

16. Gribcov S. V. Povyshenie ehffektivnosti organizacionnyh izmenenij na promyshlennom predpriyatii [Increasing the effectiveness of organizational changes in an industrial enterprise. Ph. D. (Economy) Thesis]. Saratov, 2009. 23 p.

17. Kortov S. V., Malysheva L. A. Metodika ocenki ehffektivnosti upravleniya organizacionnymi izmeneniyami [Methods of assessing the efficiency of management of organizational changes], Vestnik URFU. Seriya: ehkonomika i upravlenie [Vestnik URFU. Series: Economics and management], No. 1, 2003, pp. 22-30.

18. Yarullina G.R. Upravlenie organizacionnymi izmeneniyami dlya obespecheniya ustojchivogo razvitiya predpriyatiya [Management of organizational changes to ensure sustainable development of the enterprise], Ehkonomicheskie nauki [Economics], No. 11 (60), 2009, pp. 129-133.

19. Vilenskij P. L., Livshic V. N., Smolyak S. A. Ocenka ehffektivnosti investicionnyh proektov. Teoriya i praktika [Evaluation of the effectiveness of investment projects. Theory and practice], Moscow. Publ. «Delo», 2002. 888 p.

20. Serebrovskij K. Upravlenie izmeneniyami - dan' mode ili nasushchnaya potrebnost'? [Change Management - a tribute to fashion or an urgent need?] [Elektronnyj resurs]. Available at: https://www.cfin.ru/management/strategy/ change/priority.shtml (accessed 15.02.2018).

Submitted 11.04.2018; revised 21.05.2018.

About the author:

Olga V. Chernova, Ph. D. (Economy), the associate professor of chair of management

Address: Kovrov State Technological Academy named after V. A. Degtyaryov, 601910, Russia, Kovrov,

Mayakovsky Str., 19

E-mail: [email protected]

Spin-code: 5220-4480

Author have read and approved the final manuscript.

08.00.05

УДК 336:330.341.1(477)

НАПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СТРАТЕГИЙ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БИЗНЕСА

© 2018

Андрей Александрович Галкин, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Воронежский экономико-правовой институт, Воронеж (Россия) Татьяна Александровна Бородкина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Менеджмент», директор филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Россошь

Воронежский экономико-правовой институт, г. Россошь (Россия)

Аннотация

Введение: в статье представлено теоретико-методическое исследование направлений корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса. В аспекте проведенного исследования необходимо выявить сущность и содержание корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса для всего рынка в целом. Исследование корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса было бы необъективным без изучения современных форм корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса на рынке.

Материалы и методы: основной методикой выделения конкретных направлений стратегического управления является методика повышения конкурентоспособности продуктов и фирмы на основе критерия целевого назначения направлений.

Результаты: авторы статьи предлагают рассматривать новую корпоративную стратегию по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства. В результате исследования были выделены два универсальных инструмента по повышению конкурентоспособности бизнеса: новая корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства и реструктуризация.

Обсуждение: проблема, решаемая в исследовании, заключается в том, что многие авторы предлагают рассматривать общепринятые виды и структуру корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса, их классическое воплощение либо частные случаи управления конкурентной стратегией с применением инновационной методологии. Конкретные задачи работы заключаются в выделении современных корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса и их характеристики, определении основных проблем в управлении конкретными конкурентными стратегиями. Исследовательская значимость данной статьи заключается в выделении проблем при реализации конкретных видов конкурентных стратегий.

Заключение: данное исследование позволило уточнить теоретико-методические положения и научно-прикладные аспекты управления конкурентными стратегиями и разработать перспективные направления по совершенствованию системы управления конкурентными стратегиями предприятия.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса, стратегическое планирование.

Для цитирования: Галкин А. А., Бородкина Т. А. Направления корпоративных стратегий повышения конкурентоспособности бизнеса // Вестник НГИЭИ. 2018. № 7 (86). С. 87-95.

DIRECTIONS OF CORPORATE STRATEGIES TO INCREASE COMPETITIVENESS OF BUSINESS

© 2018

Andrey Aleksandrovich Galkin, Ph. D. (Economy), associate professor of the department «Management» Voronezh Institute of Economics and Law, Voronezh (Russia) Tatyana Aleksandrovna Borodkina, Ph. D. (Pedagogics), Associate Professor of Management, Director of the branch Voronezh Institute of Economics and Law, Rossosh (Russia)

Abstract

Introduction: the article presents a theoretical and methodological study of the directions of corporate strategies for increasing the competitiveness of business. In the aspect of the conducted research, it is necessary to reveal the essence and content of corporate strategies for increasing the competitiveness of business for the whole market. The study of corporate strategies to increase business competitiveness would be biased without studying modern forms of corporate strategies to improve the competitiveness of business in the market.

Materials and methods: the main methodology for identifying specific areas of strategic management is the methodology to increase the competitiveness of products and firms based on the criterion of targeted destination directions. Results: the authors of the article suggest to consider a new corporate strategy to increase the competitiveness of business on the basis of innovative superiority. As a result of the research, two universal tools to improve business competitiveness were identified: a new corporate strategy to improve business competitiveness based on innovative excellence and restructuring.

Discussion: the problem solved in the study is that many authors propose to consider the generally accepted types and structure of corporate strategies to improve business competitiveness, their classical implementation or particular cases of managing a competitive strategy using innovative methodology. Specific objectives of the work are to identify modern corporate strategies to improve business competitiveness and their characteristics, identify the main problems in managing specific competitive strategies. The research significance of this article is to identify problems when implementing specific types of competitive strategies.

Conclusion: this study has made it possible to clarify the theoretical and methodological provisions and scientific and applied aspects of managing competitive strategies and to develop promising directions for improving the management system of competitive strategies of the enterprise.

Keywords: competition, competitiveness, corporate strategy to improve business competitiveness, strategic planning.

For citation: Galkin A. A., Borodkina T. A. Directions of corporate strategies to increase competitiveness of business // Bulletin NGIEI. 2018. № 7 (86). P. 87-95.

Введение

Значимость управления конкурентными стратегиями, дающего возможность фирмам долговременно конкурировать, выживать и иметь перспективы развития, постоянно возрастает [1; 2].

Авторы статьи предлагают рассматривать новую корпоративную стратегию по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства. С одной стороны, данную стратегию нельзя назвать новой, так как схожие концепции предлагались и Л. Г. Раменским в рамках экс-плерентной стратегии, и отчасти стратегия нового способа применения продукта по Ф. Котлеру, и стратегии лидерства в продукте по М. Портеру.

С другой стороны, данная корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса подвергается изменениям, определенными современными условиями рынка. Проблема заключается в том, что исследователи приводят сравнение данной новой стратегии с классическими концепциями М. Портера, Г. Минтцберга, но не объясняют конкретных отличий современной новой конкурентной стратегии от классических концепций.

Материалы и методы

Для обеспечения высокого уровня эффективности функционирования фирм необходимо применять различные способы и механизмы развития стратегического менеджмента фирм [3; 4]. Методологическую основу исследования составляют диалектические, системные, логические, процессные и ситуационные подходы, общенаучные методы познания экономических процессов: анализ, синтез, конкретизация, абстрагирование. Также были применены готовые модели: программы организационного развития, дерево целей и другие. Информационно-эмпирическую базу исследования составили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, целевые отраслевые программы профильных Министерств и ведомств РФ, информация INTERNET-ресурсов, публикации в периодических изданиях, материалы научно-практических конференций.

Выявление основных направлений совершенствования управления конкурентными стратегиями предприятия предполагает повышение конкуренто-

способности продуктов и фирмы. Как правило, именно по этим двум направлениям на основе критерия их целевые назначения классифицируются конкретные направления. Данная методика призвана выявить конкурентные преимущества фирм.

Результаты

На современном рынке присутствует два основных направления - ориентированных на «краткосрочное преимущество», и ориентированных на «долгосрочное преимущество» стратегического развития [5; 6]. В реализации этих направлений есть общая черта - необходимость внедрения инноваций.

Мы выделили два универсальных инструмента по повышению конкурентоспособности бизнеса: новая корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства и реструктуризация.

На наш взгляд, новая корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства обладает свойствами универсальности, распространяется на все фирмы и может быть представлена следующим образом:

1. Корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса, основанная на регулярном внедрении инновационных продуктов, постоянном их обновлении, создании нового продукта. В качестве примера можно привести американскую корпорацию «Apple», которая ежегодно создает новую, принципиально отличающуюся от прежних моделей и моделей конкурентных компаний модель смартфона. При этом американская корпорация прекращает производство старых моделей при презентации новой техники [7].

2. Корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса, основанная на производстве продукции с регулярным созданием нового продукта [8]. Здесь можно привести в пример южнокорейскую группу компаний «Samsung», которые регулярно представляют рынку свой инновационный продукт (модель смартфона, телевизора и так далее), но не отказываются от производства старых моделей, обеспечивая тем самым самые различные потребности аудитории.

3. Корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса, основанная на производстве продукции и предложении аудитории использовать продукт новым способом, методом [9]. Данная стратегия редко применяется современными предприятиями, но в качестве интересного примера можно привести южнокорейскую продуктовую компанию «Orion Corporation». В 2016 году посредством вирусной рекламы в социальных сетях был предложен новый способ употребления мучного кондитерского изделия «Choco Pie» путем разогрева его в микроволновой печи. Таким образом, на конец 2016 года был обеспечен объем чистой прибыли на уровне 236 666,98 (для сравнения на конец 2015 года данный показатель составлял 162 318,23) [10].

Новая корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства в современных условиях,

таким образом, предполагает выбор одного из вышеизложенных направлений. Либо организация позиционирует себя на инновационной деятельности, либо организация регулярно осуществляет производство инновационной продукции, либо предлагает аудитории новые методы использования своего продукта.

Обсуждение

Для повышения конкурентоспособности бизнеса, помимо модернизации технологий, организации производства, необходимо четко понимать, зачем это нужно, какую цель необходимо достичь [10; 11]. Определяющим фактором в этом процессе выступает: умение выявить и эффективно реализовать в конкурентной борьбе свои конкурентные преимущества [12; 13].

По нашему мнению, упрощенную логическую цепочку роста прибыли организации можно представить в виде рисунке 1.

Рис. 1. Упрощенная логическая цепочка роста прибыли организации. Fig. 1. Simplified logical chain of increasing the profit of the organization.

Значимыми направлениями совершенствования стратегического развития предприятий, на наш взгляд, являются направления, классифицируемые по степени устойчивости конкурентных преимуществ фирмы.

Особую актуальность данный критерий имеет в экономике России, где рыночная экономика не имеет таких вековых традиций, как в передовых странах, во многих компаниях не сложились устойчивые конкурентные преимущества. Помимо этого некоторые авторы подчеркивают особую актуальность данного критерия из-за экономических санкций, проводимых против российской экономики [14; 15]. Сформировавшийся менеджмент очень субъективно формирует стратегии компаний. Так, например, на многих предприятиях России сразу после массовой приватизации 1991-1993 годов собственники стали распродавать активы предприятий, потому что купили их за бесценок. Некоторые авторы подчеркивают, что многие предприятия перепродавались в ходе дальнейших спецификаций собственности, и появившиеся новые собственники также распродавали свои активы. И лишь некоторые собственники стали формировать в своих фирмах стабильные конкурентные преимущества [16; 17].

По мнению некоторых авторов, можно классифицировать предприятия по степени устойчивости

конкурентных преимуществ на три вида: с низкой степенью устойчивости; со средней степенью устойчивости; с высокой степенью устойчивости [18; 19].

По нашему мнению, принципиальных отличий между вторым и третьим видом конкурентных преимуществ в данной классификации нет.

Интересным, на наш взгляд, является мнение В. А. Гончарука, полагающего, что все направления корпоративных стратегий можно разделить на две группы: «Быстрое обогащение» и «Долговременный бизнес». Первое предполагает получение капитала сегодня, причем любыми средствами, тогда как для второго главное долговременная работа, иногда за счет понижения уровню прибыли в сложившейся на сегодня конъюнктуре рынка [20]. Предложенная В. А. Гончаруком терминология во многом была актуальна в России в 90-х годах XX века и начале XXI века.

По нашему мнению, сегодня на рынке целесообразно выделять два типа направлений стратегического развития предприятий. Главный критерий их различия - степень устойчивости конкурентных преимуществ. Назовем эти направления «краткосрочного преимущества» и «долгосрочного преимущества». И те и другие предприятия широко представлены в экономике. Рассмотрим общие модели этих направлений.

Направление «краткосрочное преимущество» стратегического развития предусматривает получение прибыли немедленно. Инструментами направления выступают: использование опосредованно или напрямую бюджетных средств; сокращение выплат по НДС; реструктуризация неплатежей и других обязательств. При этом «прибыль» «хранится» в банках других стран, а значит, отечественная экономика теряет потенциальные инвестиции.

Направление «долгосрочное преимущество» стратегического развития предусматривает кропотливую рутинную работу по созданию устойчивого бизнеса. Главные инструменты - создание конкурентных преимуществ, погашение долгов.

Две рассмотренные стратегии все же могут совмещаться на определенных этапах развития предприятия. Первое направление вовсе не так быстро исчерпывает внутренний рынок, как можно было предполагать. На практике накопленная прибыль в ходе реализации первого направления часто оказывается достаточной для осуществления масштабного рентабельного бизнеса. В этот момент первое стратегическое направление должно замещаться вторым. При этом организация оказывается

с инвестиционным потенциалом, но с негативным имиджем.

Проследим, куда выводит второе направление в момент кризиса, когда крупные фирмы выбирают: сохранить имидж или капитал. Сохранить все для некоторых фирм невозможно, поэтому им приходится делать принципиальный выбор стратегического развития. Организации, выбравшие капитал, отнесем к первому направлению стратегического развития. Остальные имеют имидж, но теряют часть капитала.

Изложенный материал позволяет нам предположить, что второе направление для фирмы, находящейся в устойчивом рыночном положении, предпочтительнее, чем первое.

Универсальным инструментом по повышению конкурентоспособности бизнеса, по нашему мнению, является корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса на основе инновационного превосходства. Некоторые авторы отмечают, что этот инструмент может использоваться в разных секторах экономики, в том числе и в общественном, например в образовании [19].

Направления создания конкурентных преимуществ организации отражены в таблице 1.

Таблица 1. Направления создания конкурентных преимуществ организации Table 1. Directions of creation of competitive advantages of the organization_

Создание конкурентных преимуществ организации

Создание конкурентных преимуществ товара

преобразование связей с внешней средой стратегический маркетинг преобразование инновационной деятельности преобразование информационных технологий преобразование финансовых и учетных технологий оптимизация ресурсоемкости каждого товара преобразование организации производства преобразование логистики преобразование тактического маркетинга

Функциональное содержание корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса может быть раскрыто следующим образом:

1. Рост прибыли.

2. Закрепление на определенной рыночной

нише.

3. Повышение конкурентоспособности на рынке.

4. Сопротивление атакующим тактикам конкурентов.

5. Вытеснение конкурентов с рынка.

6. Рост рентабельности производства.

7. Завоевание новых целевых аудиторий или удержание конкретной.

Вышеперечисленные функции могут быть также представлены как цели внедрения той или

улучшение качества товаров

улучшение качества сервиса потребителей товаров

иной конкурентной стратегии. Так, управление конкурентной стратегией предусматривает последовательную реализацию этапов:

1. Решение об уровне конкурентоспособности (целеполагание, оценка места и роли предприятия на рынке, оценка стратегического уровня конкурентоспособности предприятия).

2. Формирование системы ценностей, которые необходимы для достижения целей, установленных на первом этапе.

Данная структура приемлема для любой разновидности корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса.

Для каждой конкретной конкурентной стратегии можно выделить ряд недостатков, которые существенно сдерживают многостороннее развитие пред-

приятия. Так, стратегия лидерства в издержках заключает в себе потенциальную возможность начала затяжной войны цен с конкурентами. Кроме того, такая стратегия не уникальна, и конкуренты могут пойти аналогичным путем. Также снижение издержек предполагает снижение качества товара, что негативно скажется на удовлетворенности потребителей.

Инновационная корпоративная стратегия по повышению конкурентоспособности бизнеса, предполагающая создание нового и уникального продукта, также заключает в себе потенциальные проблемы. Соответственно, нет никаких гарантий, что создание уникального продукта позволит повысить конкурентоспособность предприятия и данный продукт будет востребован у аудитории. Кроме того, положительные качества продукта могут быть мгновенно заимствованы конкурентами.

Конкурентная виолентная стратегия, направленная на поддержание высокого качества при низкой ценовой политике, подвергает предприятие риску оказаться между предприятиями с двумя одинаковыми стратегиями. Соответственно, лидеры в издержках легко вытеснят предприятие с рынка. Предприятия, придерживающиеся инновационной конкурентной стратегии, также подвергают его риску вытеснения с рынка.

Таким образом, выбор той или иной конкурентной стратегии должен основываться на тщательном анализе конкурентной среды и внутриорга-низационной среды предприятия [21].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другим важным инструментом по повышению конкурентоспособности бизнеса, особенно для фирм, находящихся в неустойчивом положении на рынке, является реструктуризация. В этом случае проводится глубокий анализ деятельности организации, выявляются проблемы, структурируются задачи и составляется проект реструктуризации.

Для эффективной реализации стратегии реструктуризации необходимо разработать комплекс-

ную программу реструктуризации. Считаем важным отметить, что реструктуризация может оказаться универсальным инструментом повышения конкурентоспособности не только для фирм финансово-неустойчивых, но и успешным. Реструктуризация призвана изменить управление и обосновать направления преобразования корпоративных стратегий по повышению конкурентоспособности бизнеса фирмы. Ее реализация должна привести к значительному экономическому и социальному эффекту от внедрения направлений преобразований.

Реструктуризация фирмы - это продолжительный, а в некоторой степени, бесконечный процесс, так как стратегический менеджмент фирмы должен постоянно искать и поддерживать конкурентные преимущества своей фирмы.

Заключение

Проведенное исследование является законченным, системным, имеет научную обоснованность полученных результатов, обладает свойствами универсальности, симметричности, комплексности, может широко применяться на отраслевых предприятиях.

В ходе исследования были рассмотрены теоретические и методические аспекты эффективного управления корпоративной стратегией по повышению конкурентоспособности бизнеса, выявлена сущность и содержание корпоративной стратегии по повышению конкурентоспособности бизнеса, исследованы современные направления управления.

Результатом данного исследования служит выделение двух универсальных инструментов по повышению конкурентоспособности бизнеса. Первый предполагает разработку разновидностей новой корпоративной стратегии по повышению конкурентоспособности бизнеса для фирм на основе инновационного превосходства. Второй предполагает внедрение мероприятий по реструктуризации организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Максименко А. А. Куда идет теория управления? // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. № 15. С. 157.

2. Сулейманова К. А. Выставки как элемент комплекса маркетинговых коммуникаций // Образование. Наука. Научные кадры. 2014. № 1. С. 160-162.

3. Соколова И. В. Математическая модель принятия управленческих решений на сельскохозяйственном предприятии в условиях риска и неопределенности // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016. № 120. С. 1617-1628.

4. Шереметьева Е. Н. Искусство доминирования // Российское предпринимательство. 2007. № 6. С. 126-130.

5. Богачев В. Ф., Веретенников Н. П., Евграфова Л. Е. Социально-экономические аспекты устойчивого развития промышленного рыболовства в Арктике // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2014. Т. 17. № 3. С. 431-436.

6. Леньшин В. Н., Куминов В. В., Фролов Е. Б., Будник Р. А. Производственные исполнительные системы (MES) - путь к эффективному предприятию // САПР и графика. 2003. № 5. С. 93-96.

7. Судакова Н.А. Стартовые компании в исследовательских университетах США: проблемы организации и функционирования // США и Канада: экономика, политика, культура. 2009. № 7. С. 111-127.

8. Арутюнов Ю., Архипов И., Барыкин А. Модель инновационного развития // Предпринимательство. 2006. № 6. С. 137-139.

9. Прохорова А. И. Условия формирования конкурентных преимуществ предприятия сферы услуг // Микроэкономика. 2011. № 1. С. 106-109.

10. Аблаев И. М. Организационно-экономические формы государственно-частного партнерства // Экономические науки. 2012. № 97. С. 28-31.

11. Забайкин Ю. В., Чулкова Л. В. Минимизация периода производства как фактор повышения оборачиваемости оборотных средств // Текстильная промышленность. 2006. № 1-2. С. 58-59.

12. Киселев С. В., Шагиева А. Х. Моделирование оценки эффективности институциональной системы антикризисного управления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 9-3. С. 114-118.

13. Саликов Ю. А., Галкин А. А., Бородкина Т. А. Возможности совершенствования методов и форм стратегического менеджмента в системе среднего общего образования // Вестник ВГУИТ. 2016. № 4. С. 272-276.

14. Арефьев П. В., Сарафанов К. В., Саркисян Э. П., Сидельников А. Р., Смирнова О. С., Чехов А. В. Экономические санкции против России: пути минимизации ущерба и преодоления автаркии // Экономика и предпринимательство. 2016. № 2-1 (67-1). С. 168-176.

15. Мещеряков Д. А., Галкин А. А. Формирование экономической политики импортозамещения для экономической безопасности современной России // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. 2015. № 5. С. 38-41.

16. Мишагина М. В., Ефимов И. В., Бадалов Л. М., Седова Н. В. Развитие транспортной системы РФ с помощью инфраструктурных региональных проектов на основе государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-3 (85-3). С. 357-359.

17. Киевский Л. В., Шульженко С. Н., Волков А. А. Инвестиционная политика заказчика-застройщика на этапе организационной подготовки сосредоточенного строительства // Вестник МГСУ. 2016. № 3. С. 111-121.

18. Цурова Л. А. К вопросу о временной оценке денег: экономическая объективность или лукавство? // В сборнике: Вузовское образование и наука. Материалы региональной научно-практической конференции. 2014. С. 84-86.

19. Рюли Э. Управление ресурсами как фактор стратегического успеха // Проблемы теории и практики управления. 1995. С. 102-107.

20. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М., Изд-во «Дело», 1998. 234 с.

21. Исрафилов Н. Т. Своеобразие развития института несостоятельности в условиях перехода к рынку // В сборнике: The Chicago Journals in Liberal Arts The Collection of Scholarly Papers. Edited by V. Dolzhikov. Chicago, 2016. С.24-33.

Дата поступления статьи в редакцию 16.04.2018, принята к публикации 21.05.2018.

Информация об авторах: Галкин Андрей Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Адрес: Воронежский экономико-правовой институт, 394042, Россия, Воронеж, Ленинский пр-кт, 119-а E-mail: [email protected] Spin-код: 5939-7785

Бородкина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук,

доцент кафедры «Менеджмент», директор филиала АНОО ВО «ВЭПИ» в г. Россошь

Адрес: Воронежский экономико-правовой институт,

394042, Россия, Воронеж, Ленинский пр-кт, 119-а

E-mail: [email protected]

Spin-код: 7335-9068

Заявленный вклад авторов:

Галкин Андрей Александрович: общее руководство проектом, проведение критического анализа материалов и формирование выводов.

Бородкина Татьяна Александровна: поиск аналитических материалов в отечественных и зарубежных источниках, подготовка первоначального варианта текста.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

REFERENCES

1. Maksimenko A. A. Kuda idet teoriya upravleniya? [Where is the theory of management?], Vestnik Universi-teta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya) [Bulletin of the University (State University of management)], 2009. No. 15. pp. 157.

2. Suleymanova K. A. Vystavki kak element kompleksa marketingovykh kommunikatsiy [Exhibitions as an element of a complex of marketing communications], Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry [Education. Science. Scientific personnel], 2014. No. 1. pp. 160-162.

3. Sokolova I. V. Matematicheskaya model' prinyatiya upravlencheskikh resheniy na sel'skokhozyaystvennom predpriyatii v usloviyakh riska i neopredelennosti [Mathematical model of decision-making in the agricultural enterprise in the conditions of risk and uncertainty], Politematicheskiy setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Polythematic network electronic scientific journal of the Kuban state agrarian University], 2016. No. 120. pp. 1617-1628.

4. Sheremet'yeva Ye. N. Iskusstvo dominirovaniya [The art of domination], Rossiyskoye predprinimatel'stvo [Russian business], 2007. No. 6. pp. 126-130.

5. Bogachev V. F., Veretennikov N. P, Evgrafova L. E. Sotsial'no-ekonomicheskiye aspekty ustoychivogo raz-vitiya promyshlennogo rybolovstva v Arktike [Socio-economic aspects of sustainable development of industrial fisheries in the Arctic], VestnikMurmanskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Murmansk state technical University], 2014. Vol. 17. No. 3. pp. 431-436.

6. Len'shin V. N., Kuminov V. V., Frolov E. B., Budnik R. A. Proizvodstvennye ispolnitel'nye sistemy (MES) - put' k ehffektivnomu predpriyatiyu [Production execution systems (MES) - the way to an efficient enterprise], SAPR i grafika [CAD and graphics], 2003. No. 5. pp. 93-96.

7. Sudakova N. A. Startovyye kompanii v issledovatel'skikh universitetakh SSHA: problemy organizatsii i funktsionirovaniya [Startovye companies in US research universities: the problems of organization and functioning], SSHA i Kanada: ekonomika, politika, kul'tura [USA and Canada: economy, politics, culture], 2009. No. 7. pp. 111-127.

8. Arutyunov Yu., Arkhipov I., Barykin A. Model' innovatsionnogo razvitiya [The model of innovative development], Predprinimatel'stvo [Business], 2006. No. 6. pp. 137-139.

9. Prokhorova A.I. Usloviya formirovaniya konkurentnykh preimushchestv predpriyatiya sfery uslug [Conditions of formation of competitive advantages of the enterprise of sphere of services], Mikroekonomika [Microeconomics], 2011. No. 1. pp. 106-109.

10. Ablayev I. M. Organizatsionno-ekonomicheskiye formy gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Organizational-economic forms of public-private partnership], Ekonomicheskiye nauki [Economics], 2012. No. 97. pp. 28-31.

11. Zabaykin Yu. V., Chulkova L. V. Minimizatsiya perioda proizvodstva kak faktor povysheniya oborachi-vayemosti oborotnykh sredstv [Minimization of the production period as a factor in increasing the turnover of current assets], Tekstil'nayapromyshlennost' [Textile industry], 2006. No. 1-2. pp. 58-59.

12. Kiselev S. V., Shagiyeva A. Kh. Modelirovaniye otsenki effektivnosti institutsional'noy sistemy antikrizis-nogo upravleniya [Modeling the evaluation of the effectiveness of the institutional system of crisis management], Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovaniy [International journal of applied and fundamental research], 2014. No. 9-3. pp. 114-118.

13. Salikov Yu. A., Galkin A. A., Borodkina T. A. Vozmozhnosti sovershenstvovaniya metodov i form strategi-cheskogo menedzhmenta v sisteme srednego obshchego obrazovaniya [Possibilities of improving the methods and forms of strategic management in the system of secondary general education], Vestnik VGUIT [Bulletin UGUET], 2016. No. 4. pp. 272-276.

14. Arefyev P. V., Sarafanov K. V., Sarkisyan E. P., Sidel'nikov A. R., Smirnova O. S., Chekhov A. V. Ekonomicheskiye sanktsii protiv Rossii: puti minimizatsii ushcherba i preodoleniya avtarkii [Economic sanctions against

Russia: ways to minimize damage and overcome autarky], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepre-neurship], 2016. No. 2-1 (67-1). pp. 168-176.

15. Meshcheryakov D. A., Galkin A. A. Formirovaniye ekonomicheskoy politiki importozameshcheniya dlya ekonomicheskoy bezopasnosti sovremennoy Rossii [Formation of economic policy of import substitution for economic security of modern Russia], FES: Finansy. Ekonomika. Strategiya [FES: Finance. Economy. Strategy], 2015. No. 5. pp. 38-41.

16. Mishagina M. V., Yefimov I. V., Badalov L. M., Sedova N. V. Razvitiye transportnoy sistemy RF s po-moshch'yu infrastrukturnykh regional'nykh proyektov na osnove gosudarstvenno-chastnogo partnerstva [Development of the transport system of the Russian Federation with the help of infrastructure regional projects on the basis of public-private partnership], Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 2017. No. 8-3 (85-3). pp.357-359.

17. Kiyevskiy L. V., Shul'zhenko S. N., Volkov A. A. Investitsionnaya politika zakazchika-zastroyshchika na etape organizatsionnoy podgotovki sosredotochennogostroitel'stva [The investment policy of the customer-builder at the stage of organizational preparation of concentrated construction], VestnikMGSU [Bulletin of MSSU], 2016. No. 3. pp.111-121.

18. Tsurova L. A. K voprosu o vremennoy otsenke deneg: ekonomicheskaya ob"yektivnost' ili lukavstvo? [On the question of time estimation of money: economic objectivity or craftiness?], Vsbornike: Vuzovskoye obrazovaniye i nauka Materialy regional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii [In the collection: higher Education and science. Materials of the regional scientific and practical conference], 2014. pp. 84-86.

19. Ryuli E. Upravleniye resursami kak faktor strategicheskogo uspekha [Resource Management as a Factor of Strategic Success], Problemy teorii i praktiki upravleniya [Problems of management theory and practice], 1995. pp.102-107.

20. Goncharuk V. A. Marketingovoye konsul'tirovaniye [Marketing Consulting], Moscow, Publ. «Delo», 1998.

234 p.

21. Israfilov N. T. Svoyeobraziye razvitiya instituta nesostoyatel'nosti v usloviyakh perekhoda k rynku [The originality of the development of the institution of insolvency in the conditions of transition to the market], V sbor-nike: The Chicago Journals in Liberal Arts The Collection of Scholarly Papers. Edited by V. Dolzhikov. Chicago, 2016.pp.24-33.

Submitted 16.04.2018; revised 21.05.2018.

About the authors:

Andrey A. Galkin, Ph. D. (Economy), the associate professor of the chair « Management»

Address: Voronezh Institute (branch) Moscow University of Humanities and Economics, 394016, Russia, Voronezh,

Moscow Av., 26

E-mail: [email protected]

Spin-Kog: 5939-7785

Tatyana A. Borodkina, Ph. D (Pedagogica), the associate professor of the chair « Management» Associate Professor of Management, Director of the branch of the ANO V VEPI in Rossosh

Address: Voronezh Institute (branch) Moscow University of Humanities and Economics, 394016, Russia, Voronezh,

Moscow Av., 26

E-mail: [email protected]

Spin-^: 7335-9068

Contribution of the authors: Andrey A. Galkin: managed the research project, critical analysis of materials, formulated conclusions. Tatyana A. Borodkina: search for analytical materials in Russian and international sources, preparation of the initial version of the text.

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.