ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
Кластерная стратегия модернизации экономики региона как инструмент повышения конкурентоспособности российского предпринимательства в условиях вступления в ВТО (на примере отрасли легкой промышленности Санкт-Петербурга)
Л. Н. Борисоглебская,
д. э. н., профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургского торгово-экономический института
e-mail: [email protected]
Статья посвящена изложению основ кластерной стратегии модернизации экономики региона. Показано, что в условиях вступления в ВТО создание кластеров является инструментом повышения конкурентоспособности российского предпринимательства и стимулом инновационного развития. Для создания кластера научно и практически
С. Г. Молчанова,
генеральный директор Фонда «Сделано в Петербурге», Член Правления Союза производителей предприятий легкой промышленности, соискатель Санкт-Петербургского торговоэкономического института e-mail: [email protected]
обоснована выбранная отрасль легкой промышленности. Разработаны структура и модель кластера легкой промышленности, в которой определены основные элементы, формирующие инновационную инфраструктуру. В заключении дана оценка экономической эффективности создания кластера легкой промышленности.
Ключевые слова: кластерная стратегия, модернизация экономики региона, конкурентоспособность.
Приоритетным направлением создания общефедеральной системы инновационного и технологического развития в принятой Концепции стратегии долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. определено выявление и развитие территориальных кластеров, ориентированных на высоко технологичные мировые рынки.
Для обеспечения устойчивого роста экономики необходима разработка научно обоснованной сбалансированной кластерной государственной и региональной политики с детально проработанным алгоритмом формирования и функционирования кластеров, направленных не только на решение отраслевых задач, но и определение поливариантных векторов для обеспечения равномерности и сбалансированности регионального пространственного развития [1].
Разработка направлений модернизации и повышения эффективности региональной экономики на основе кластерного подхода, определяется на основе отраслевого анализа. Сущность отраслевого кластера определяет собой совокупность территориально обо-
собленных взаимосвязанных предприятий (научноисследовательских и опытно-конструкторских институтов, образовательных учреждений, населения, организаций), деятельность которых направлена:
• на формирование эффективной инфраструктурной инновационной составляющей конкурентных преимуществ кластера в регионе;
• проявление мультипликативного эффекта, что дает возможность сформулировать требования по стимулированию процессов модернизации территории.
К приоритетным задачам, решение которых позволит создать высокоэффективные кластеры в регионах, следует отнести:
• обоснование направлений формирования и развития конкретного отраслевого кластера;
• выявление ключевых преимуществ кластерного подхода для повышения эффективности взаимодействия между участниками кластера;
• обоснование вектора модернизации государственной и региональной политики на основе кластерного похода;
• разработку направлений использования кластерного подхода в качестве вектора модернизации экономики региона.
Таким образом, вышеперечисленные задачи определяют, что кластеры должны создаваться в регионах с высоким уровнем экономического развития и в отраслях, которые можно отнести к перспективным, к числу которых относится легкая промышленность.
Для определения кластерной стратегии развития региона следует учитывать основные проблемы характерные для социально-экономического развития регионов:
• отставание от желательных показателей качества жизни населения (среднедушевые доходы, обеспеченность социальными услугами, дифференциация в уровне жизни и т. п.);
• рост дифференциации в уровне социального и экономического развития муниципальных образований внутри регионов, устойчивое наличие на территории страны регионов, относимых к депрессивным и проблемным; низкая конкурентоспособность производств;
• неадекватность человеческого потенциала современным тенденциям социально-экономического развития (экономика знаний, формирование постиндустриального общества, инновационный путь развития); низкий уровень деловой и социальнополитической активности;
• технологическое отставание в большом числе макропроизводств;
• низкая инвестиционная привлекательность и инновационная активность ряда отраслей и производств регионов;
• недостаточное развитие инфраструктуры (рыночной, производственной, транспортной, социальной, информационной).
Решение обозначенных задач и проблем позволяет сформировать кластерную стратегию, которая прежде всего представляет собой способ развития экономики регионов или отдельных отраслей путем создания определенных точек роста, организованных по типу кластерных систем.
За рубежом кластерная стратегия является важным инструментом государственного стимулирования экономического развития проблемных регионов и осуществления прорывов в перспективных видах производств.
В работе рассматривается кластерная промышленная система, как форма развития кластера. Кластерные промышленные системы (КПС) — территориально-локализованные социально-экономические системы, образованные группой независимых экономических субъектов, организациями органов исполнительной власти и гражданского общества, стабильно взаимодействующих друг с другом путем обмена информацией, услугами, людьми и капиталами и обеспечивающие, за счет этого, более высокую эффективность и конку-рентоспособность[3].
Легкая промышленность может быть определена в качестве отрасли для создания кластеров, прежде всего, для ведения активной инновационной деятельности и обеспечения конкурентной борьбы на рынке, не только
между собой, но и западными производителями. Эта задача актуальна для отечественных предприятий легкой промышленности, для которых вступление России в ВТО должно послужить особым стимулом к инновационным преобразованиям с учетом всех факторов как положительного, так и отрицательного характера, связанных с данным интеграционным процессом [6].
При этом, выбирая путь инновационного развития, необходимо учитывать, что сегодня сфера существования на рынке предприятий легкой промышленности связана с целой группой макроэкономических и отраслевых факторов риска, в том числе продуцированных, и перспективами постепенного вступления России в единое мировое экономическое пространство, в условиях которого предприятиям этой сферы придется осуществлять свою деятельность. И от того, насколько выбранная стратегия развития будет адекватна открывающимся перспективам, будет зависеть не только успешность реализации инновационного проекта развития конкретного предприятия, но и жизнеспособность отрасли в целом.
Несмотря на то, что во всем мире именно рост производства продукции легкой промышленности свидетельствует об успешном переходе от посткри-зисной стадии развития экономики к динамичному росту, в настоящее время, в преддверии вступления в ВТО, более характерным явлением для российской действительности является сокращение и ликвидация отечественных предприятий легкой промышленности, чем их профильная модернизация или развитие.
Российский рынок продукции легкой промышленности — один из самых быстрорастущих в мире, главным образом, в результате повышения его привлекательности для зарубежных стран.
Поэтому отрасль легкой промышленности можно характеризовать как один из двигателей модернизации экономики с такими основными характеристиками как: быстрая отдача вложенных средств; высокая мобильность производства и технологические возможности предприятий позволяющие осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции; высокотехнологичное производство; ориентация на конечное потребление и решение проблем уровня жизни; относительная доступность передовых технологий из третьих стран; развитие малого и среднего бизнеса и деловой активности населения; повышение квалификации и развитие человеческого потенциала; возможность создание здоровой конкурентной среды.
Легкая промышленность Российской Федерации — это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.
Обладая большим научно-техническим и производственным потенциалом, легкая промышленность способна влиять на развитие технологий в смежных отраслях промышленности (машиностроение, химическая промышленность, автомобилестроение и др.). Можно сказать, что легкая промышленность России
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
Таблица 1
Основные проблемы развития отрасли легкой промышленности
Классификационный признак проблем Проблемы развития
Кадровые Отсутствие инфраструктуры подготовки рабочих кадров (система ПТУ)
Повышение уровня престижа рабочих профессий в отрасли за счет повышения уровня заработной платы работников предприятий и возможности ее индексации ввиду инфляционных процессов
Острый дефицит рабочих кадров
Неудовлетворительная квалификация персонала, низкая мотивация
Рыночные Недостаточная организованность рынка товаропроизводителей легкой промышленности
Низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции по сравнению с зарубежными аналогами приводит к повышению доли зарубежных товаропроизводителей на рынке
Общеэкономиче- ские Низкая инвестиционная привлекательность
Рост цен на производимую продукцию в результате роста цен на основные факторы
Разрыв хозяйственных связей организаций с партнерами, что приводит к аритмии поставок исходных ресурсов и изготовляемой продукции
Производствен- ные Недогрузка производственных мощностей, как следствие их износа и невозможности выпуска конкурентоспособной продукции
Отсутствие ресурсов развития
Технологическое отставание
Высокая ресурсоемкость применяемых технологических процессов
включена в число приоритетных отраслей промышленного комплекса страны, такое заключение сделано по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 20 июня 2008 г.
В тоже время следует выделить основные проблемы развития отрасли легкой промышленности, которые можно классифицировать по следующим
основным признакам: кадровые, рыночные, общеэкономические производственные (табл. 1).
Правительством Российской Федерации принята Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. [2] и разработаны ее основные этапы (рис. 1).
Этапы реализации стратегии показывают роль и место, которое в них занимают кластеры.
Очевидно, на втором этапе, для осуществления технологического прорыва предполагается создание конкурентоспособных производственных систем, развитие устойчивых кооперационных связей, меж-территориальной и межотраслевой кооперации, т. е. создание кластеров.
На третьем этапе произойдет технологический прорыв легкой промышленности. Будут освоены новые рынки сбыта продукции, увеличатся поставки продукции на экспорт, объем которых может составить $3,5 млрд и более. Предполагается создание основ для сокращения разрыва в технологическом развитии легкой промышленности от зарубежных стран, развития интеллектуального потенциала, повышения возможности отрасли для равноправного международного сотрудничества в сфере высоких технологий.
Достижение таких результатов, возможно, прежде всего, за счет осуществления кластерной стратегии модернизации экономики, повышения конкурентоспособности российского предпринимательства.
Стратегия является основой для развития отрасли, в результате чего существенно изменится структура рынка и более сбалансированным станет соотношение отечественного производства и импорта.
В Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г. отмечено, что: российские производители, располагая достаточными потенциальными преимуществами (возможность более оперативной смены ассортимента за счет размещения производства внутри страны, знания специфики потребления продукции в регионах, экономии на транспортных расходах и др.) имеют все шансы существенно упрочить свои позиции в среднем ценовом сегменте рынка [2].
Инновационный вариант
2009-2011
Модернизация производства развитие науки, принятие нормативно-правовых актов, таможенно-тарифная политика
Стабилизация развития, улучшение качества продукции, повышение устойчивости российских предприятий на внутреннем рынке
2012-2015
Привлечение инвестиций, формирование научно-технологического потенциала, техническое перевооружение, создание региональных кластеров
2015-2020
Интенсивные качественные преобразования (прогрессивное оборудование и инновационные технологии, новые товары и нанопродукты, импортозамещение, рост экспорта развитие инфраструктур)
Технологический прорыв, новые производства,рост производительности оборудования и труда, повышение бюджетной, инвестиционной и экспортной привлекательности
Достижение цели и целевых показателей Стратегии, новые товары и рынки, доля отечественной продукции на внутреннем рынке 50%
Рис. 1. Этапы реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 г.
Рис. 2. Укрупненная структура кластера легкой промышленности
Таким образом, для решения проблем предприятий легкой промышленности необходимо создание кластера, (рис. 2) который позволит обеспечить конкурентные преимущества отрасли и противостоять требованиям, предъявляемым к отечественным производителям, что особенно актуально является при вступлении в ВТО.
Ядро кластера образует предприятия, выпускающие конечный продукт, а также предприятия, формирующие инновационную инфраструктуру, которая обеспечивает поддержку генерации малого наукоемкого бизнеса, содействие коммерциализации результатов научной деятельности, повышение эффективности действующих высокотехнологичных компаний и, как следствие, обеспечивает инновационное развитие экономики регионов.
В работе представлена модель кластера легкой промышленности (рис. 3), более детально отражающая укрупненную структуру кластера легкой промышленности и включающая: ядро — предприятия легкой промышленности, вспомогательные и обслуживающие организации, в том числе организации социальной сферы, организации связанные с инновационным развитием легкой промышленности, прежде всего это технопарк, бизнес-инкубатор, центр технологических компетенций, а также организации по обеспечению развития кластера.
Одним из наиболее эффективных механизмов, направленных на формирование инновационного комплекса, развитие наукоемких секторов экономики, является создание технопарка в сфере легкой промышленности, как необходимого условия для инноваци-
онного развития экономики региона и эффективного использования научно-технического потенциала, материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких ресурсосберегающих технологий и принципиально новых видов продукции.
Для объединения усилий участников кластера по созданию технопарка легкой промышленности создан Центр технологических компетенций (ЦТК). Деятельность ЦКТ направлена на комплексное решение проблем и задач предприятий, входящих в Санкт-Петербургский кластер легкой промышленности (швейной, кожевенной, обувной), в том числе предприятий, специализирующихся на производстве продукции для силовых ведомств, а также увеличение доли предприятий кластера на рынке за счет вытеснения иностранных товаропроизводителей и обеспечение роста занятости в отрасли при достойном уровне заработной платы [5].
Основные задачи Центра технологических компетенций обусловлены внедрением научных и инновационных разработок в легкую промышленность и направлены на: развитие инновационной инфраструктуры, повышение квалификации подготовки и переподготовки кадров на базе предприятий города и увеличение численности занятых в отрасли; увеличение доли продукции отечественных товаропроизводителей экспортируемой за рубеж и др. Далее представлена структура и основные направления деятельности научно-образовательного ЦТК (рис. 4):
Следующей важной составляющей в организации деятельности кластера легкой промышленности является определение факторов конкурентоспособности:
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
Сг,ечение развития
Рис. 3. Модель кластера легкой промышленности
• развитие человеческого капитала;
• мотивация персонала;
• формирование инновационного потенциала;
• создание единой базы генерации знаний;
• повышение деловой активности;
• развитие единой инфраструктуры (производственной, коммуникационной, информационной, социальной, рыночной, управленческой);
• рост инвестиционной привлекательности. Авторами определена динамика развития кластера
легкой промышленности, которая представлена виде основных этапов (табл. 2).
Одним из главных инструментов в организации развития кластера, является процесс его управления и государственное стимулирование процессов кластеризации [4].
Управление развитием кластера включает в себя:
• создание коммуникационных площадок;
• разработку и реализацию программ развития малого и среднего бизнеса.
• повышение инвестиционной привлекательности КЛП и территории локализации ее предприятий;
• развитие института частно-государственного партнерства;
• содействие формированию адекватного человеческого потенциала (развитие системы подготовки кадров, содействие социальному развитию персонала);
• развитие инновационной среды (фундаментальные и прикладные исследования, консалтинг, венчурные фонды, технопарки и т. п.);
• введение института кураторства по значимым проектам в составе КЛП.
Государственное стимулирование процессов кластеризации реализует:
• финансовую поддержку проектов на возмездной основе;
• содействие интеграции предприятий КЛП в общестрановые хозяйственные процессы;
• презентацию и лоббирование КЛП на международном и внутрироссийском рынках;
• развитие транспортной, рыночной, информационной и пр. инфраструктуры;
• предоставление стандартного пакета финансовых льгот.
• создание нормативно-правовой среды;
Ниже представлены направления поддержки программ развития кластерных промышленных систем, которые могут осуществляться по следующим основным направлениям:
• стимулирование развития: фундаментальной и прикладной науки; малого и среднего бизнеса; информационно-коммуникационной среды; рыночной инфраструктуры;
• развитие системы: профессиональной переподготовки; среднего специального и высшего
Научно-образовательный центр технологических компетенций
Департамент
инновационного
развития
Департамент
профессионального
образования
- Доработка проектной документации
по технопарку легкой промышленности;
- планирование инновационного развития;
- мониторинг перспективных проектов;
- РИ-отдел;
- бизнес-инкубатор;
- коучинг-центр;
- тренинг-центр
Обучение и переподготовка привлекаемых в отрасль специалистов и рабочих кадров с последубщим трудоустройством
X
Департамент маркетинговых исследований и бренд-менеджмента
Представление
информации:
- о емкости рынка;
- рыночной инфраструктуре;
- об инновациях, ноу-хау
в материалах, технологиях и др.
Информационно-
телекоммуникационный
департамент
Создание и ведение интернет-портала:
- с функциями информационного портала;
- площадки
для электронных торгов;
- презентаций и РИ
Снижение рисков и себестоимости конечной продукции Рис. 4. Структура и основные направления деятельности ЦТК
1
Департамент международных коммуникаций и корпоративной дипломатии
- Нормативноправовая регламентация внешнеторговых сделок;
- договоры по ВЭД;
- инкотермс-2000;
- определение страны происхождения товаров
образования; инфраструктуры (транспортной, коммуникационной, энергетической, рыночной, социальной);
• меры по повышению инвестиционной привлекательности КПС и территории ее локализации. Важным направлением поддержки является определение основных механизмов развития программы
кластерных промышленных систем, к ним относятся:
• налоговые льготы, налоговые кредиты, субсидии, гарантии;
• предоставление льгот и преференций, лоббирование интересов в международных и межрегиональных контактах;
• финансирование НИОКР;
• создание коммуникационных площадок; стимулирование контактов между научно-исследовательскими организациями и производством;
Этапы динамики развития класт
• представление интересов субъектов реализации проектов программы в международных и межрегиональных контактах;
создание технопарков и бизнес-инкубаторов.
В работе проведено обоснование создание кластера легкой промышленности, как инструмента повышения конкурентоспособности в условиях вступления в ВТО (табл. 3)
Уравнение регрессии в стандартизованном масштабе (расчет производился за 2007-2011 гг.):
Y = - 9,1 X1 - 166 X2 - 145 X3 + 104 X4 +
+ 241 X5 - 0,00132 X6.
Проведенный анализ показывает, что многофакторная регрессионная модель значима. Сравнивая
Таблица 2
а легкой промышленности (КЛП)
Этапы Описание
Предварительный (общая подготовка инфраструктуры кластера) Развитие коммуникационных площадок. Заключение рамочных договоров. Формирование Центра технологических компетенций, как генератора инноваций (технологических, продуктовых, управленческих и пр.). Формирование и институциональное закрепление органа координации и управления развитием КЛП
Производственный (подготовка инфраструктуры предприятий потенциальных резидентов кластера) Предприятия производственного ядра КЛП являясь стабильным привлекательным потребителем стимулируют повышение качества поставляемых им ресурсов на основе инвестиций, инноваций, развития персонала. Предприятия КЛП в целом предъявляют постоянно повышающиеся требования к качеству трудовых ресурсов, что стимулирует развитие системы образования и обеспечивают рост качества жизни
Заключительный (формирование непосредственно кластера) Формируется стабильная система неформальных отношений специалистов и руководителей, совместного участия в научных сообществах и ассоциациях, формирование общих норм деловой этики. По мере формирования конкурентной среды и информационной инфраструктуры, стимулируется организация малых и средних предприятий, выполняющих функции обеспечивающих производств, для организаций КЛП. Начинает формироваться инновационная среда КПС. Возникают предпосылки для организации новых предприятий, на основе использования факторов общего пользования (инфраструктура, результаты науки, уникальное сырье и пр.)
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
ИННОВАЦИИ № 4 (162), 2012
Таблица 3
Оценка эффективности кластера легкой промышленности
Обозначение признака Признак Единица измерения
У Финансовая эффективность легкой промышленности млн руб.
Х1 Суммарная прибыль предприятий легкой промышленности млн руб.
Х2 Индекс физического объема производства °/ %
Х3 Оборот предприятий легкой промышленности млн руб.
Х4 Убытки предприятий легкой промышленности млн руб.
Х5 Численность сотрудников предприятий легкой промышленности чел.
Х6 Объемы налоговых отчислений млн руб.
коэффициенты по абсолютной величине, очевидно, что наибольшее влияние на результативный признак финансовой эффективности легкой промышленности оказывает фактор «Убытки предприятий легкой промышленности».
Исходя из степени влияния определяются ранги влияния на эффективность кластера легкой промышленности (табл. 4).
Предприятия отрасли являются прибыльными и конкурентоспособными. В частности, финансовый сальдовый результат возрастал, но в 2010 г. наметился его спад, который является своего роста сигналом, что в отрасли существуют некие колебания, отражающие проблемы.
Если рассмотреть предположения снижения роста: спрос к продукции отрасли упал, появилась более дешевые аналогичные товары. В то время как наблюдается рост прибыли, следовательно предприятия направляют денежные средства на свое развитие. Одним из главных направлений развития является внедрение новых прогрессивных технологий, которые способствуют созданию новых как рабочих мест, так и мест для высококвалифицированных специалистов.
Следует отметить, что внедрение инновационных подходов требует существенных расходов, поэтому прибыль уменьшается, а убытки увеличиваются, соответственно, налог на прибыль будет так же уменьшаться. Далее наступает период развития предприятия, который характеризуется отдачей от внедрения в инновационное развитие и существенным увеличением прибыли.
Следовательно, показатели «увеличение убытков» и «создание рабочих мест» свидетельствуют о переходе предприятий на инновационный путь развития, внедрения прогрессивных технологий и др., что в свою очередь на какой-то период снижает такие показатели как «суммарная прибыль предприятий легкой промышленности», «Оборот предприятий легкой промышленности», «Объемы налоговых отчислений». Однако в будущем эти показатели могут значительно возрасти. Прежде всего, за счет минимизации убытков и обеспечения конкурентоспособности отрасли за счет создания и развития кластера.
Таблица 4
Ранги признаков эффективности кластера легкой промышленности
Ранг влияния Признак
1 Численность сотрудников предприятий легкой промышленности
2 индекс физического объема производства
3 Оборот предприятий легкой промышленности
4 Убытки предприятий легкой промышленности
5 суммарная прибыль предприятий легкой промышленности
6 Объемы налоговых отчислений
Таким образом, можно в целом сделать выводы о преимуществе кластерных промышленных систем для их участников. Прежде всего, это агломерационная экономия: предприятия, функционирующие в кластере, получают выгоду в производственных и трансакционных издержках. Предприятия, образующие кластер, относятся к одной отрасли, располагаются на относительно компактной территории и взаимодействуя друг с другом, формируют единые цепочки добавленной стоимости. При этом поставщик получает экономию за счет масштаба и логистики, а, следовательно, наблюдается экономическая выгода для участников кластера, так как стоимость заказа снижается.
В кластере непременным должно быть взаимодействие в сферах НИОКР и разработки выпуска новых инновационных продуктов.
Создание и развитие кластера позволит достичь определенных стратегических параметров, таких как: объем инвестиций в проекты развития кластера за счет средств бюджета; оценки общего объема произведенной добавленной стоимости с учетом всех мультипликативных эффектов; величина дополнительных налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; объем дополнительных продуктов и услуг, в том числе и в сопряженных отраслях и производствах, производимых в связи с функционированием предприятий кластера; показатели, характеризующие количество и качество вновь создаваемых рабочих мест в результате реализации программы.
В заключение представлены синергетические эффекты, используемые при оценке эффективности программы создания и развития кластерных промышленных систем:
• Развитие основных производств «ядра» КЛП стимулирует потребность в качественных факторах производства: сырья, комплектующих, информации, услугах инфраструктуры, что формирует потребность в обновлении технологической платформы на соответствующих предприятиях.
• Развитие производств ядра и факторов производства на новой технологической основе стимулирует формирование стабильного рынка его продукции и развитие инновационной сферы и системы образования.
• Повышение рентабельности производства повышает бюджетный потенциал региона локализации предприятий КЛП, что ведет к развитию социаль-
ной сферы и дальнейшему развитию человеческого потенциала.
• Повышение человеческого потенциала и развитие обеспечивающих производств КЛП стимулируют развитие малого и среднего предпринимательства и формирование конкурентной среды и деловой активности.
• Развитие социально-экономической системы КЛП стимулирует инновации в сфере управления и при этом формируется определенный прецедент, способный играть роль пилотного проекта в сфере модернизации экономики региона на новой организационной (кластерной) основе.
Таким образом, переход на инновационный, социально-ориентированный путь развития регионов предполагает многополярное развитие их территорий и формирование новых региональных и межрегиональных кластерных образований, обеспечивающих появление новых центров инновационного роста, опирающихся на концентрацию человеческого и технологического потенциалов, при этом одним из таких центров может быть кластер легкой промышленности.
Список использованных источников
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации.
2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 г. Утверждена приказом Минпромторга России от 24.09.2009 г. № 853.
3. В. А. Агафонов. Кластерная организация экономического разви-тия//Материалы Круглого стола «Микроэкономика кризиса» X Всероссийского симпозиума «Стратегическое планирование и развитие предприятий». М.: ЦЭМИ РАН, 2009.
4. В. А. Агафонов. Кластерная стратегия: системный подход// Экономическая наука современной России, № 3, 2010.
5. Л. Н. Борисоглебская, Н. В. Панкова, С. Г. Молчанова. Создание центра технологических компетенций как инновационная зона технопарка легкой промышленности Санкт-Петербурга// Сборник трудов участников Всероссийской научной школы для молодежи «Опыт межрегионального сетевого взаимодействия участников молодежных научно-инновационных конкурсов». СПб.: ИЦЦ «Петроцентр», 2010.
6. Л. Н. Борисоглебская, Н. В. Панкова и др. Построение инновационной инфраструктуры на базе интеграции науки, образования и бизнеса для развития легкой промышленности СевероЗападного федерального округа: Коллективная монография «Стратегические направления развития внешнеторговых отношений макрорегионов России по улучшению инвестиционного климата при сохранении экономической безопасности в условиях вступления в ВТО». СПб.: ТЭИ, 2011.
Cluster strategy of the region’s economy modernization as a tool of enhancement of Russian entrepreneurship competitiveness under the conditions of entering WTO (by the example of consumer goods industry of Saint Petersburg)
L. N. Borisoglebskaya, Doctror of Economics, Professor, Pro-rector for Research of Saint Petersburg Institute of Commerce and Economics.
S. G. Molchanova, General Director of Fund «Made in Saint Petersburg», member of the Board of the Union of Consumer Goods Manufacturers, applicant of Saint Petersburg Institute of Commerce and Economics.
The article is dedicated to description of fundamentals of cluster strategy of the region’s economy modernization. It is shown that under the conditions of entering WTO, formation of clusters is a tool of enhancement of Russian entrepreneurship competitiveness and encourages innovational development. The structure and the model of consumer goods industry cluster, defining key components, forming innovational structure, are developed. The final part contains an assessment of economic efficiency of formation of consumer goods industry cluster.
Keywords: cluster strategy, modernization of region’s economy, competitiveness.