Научная статья на тему 'Формирование комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий'

Формирование комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
158
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ УСЛУГ / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MANAGEMENT INNOVATION TECHNOLOGIES / MANAGEMENT OF SERVICE INDUSTRIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гришков Вадим Федорович

В статье раскрывается авторский подход к формированию комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий. Представлены содержательные элементы такого механизма и имитационная модель его функционирования. Предложены принципы внедрения управленческих технологий в деятельность организаций сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE COMPLEX MECHANISM OF THE SERVICE INDUSTRIES COMPETITIVENESS MANAGEMENT THROUGHTHE INTRODUCTION OF INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNIQUES

The article shows the author's approach to the formation of an integrated management mechanism competitiveness of service industries through the introduction of innovative management techniques. We present the elements of such a mechanism and the simulation model of their functioning. The paper also proposed the introduction of principles of administrative technologies in the activities of service sphere organizations.

Текст научной работы на тему «Формирование комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий»

формирование комплексного механизма управления

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТью

предприятия сферы услуг на основе внедрения

ИННОвАцИОННых

управленческих технологий

FORMATION OF THE COMPLEX MECHANISM OF THE SERVICE INDUSTRIES COMPETITIVENESS MANAGEMENT THROUGH THE INTRODUCTION OF INNOVATIVE MANAGEMENT TECHNIQUES

УДК [005:338.46]:001.895

ГРИшКОВ Вадим Федорович

аспирант Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, iem@gukit.ru GRISHKOV, Vadim Fyodorovich

Post-graduate student of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, iem@gukit.ru

Аннотация.

В статье раскрывается авторский подход к формированию комплексного механизма управления конкурентоспособностью предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий. Представлены содержательные элементы такого механизма и имитационная модель его функционирования. Предложены принципы внедрения управленческих технологий в деятельность организаций сферы услуг.

Ключевые слова: управление сферой услуг, инновации, управленческие инновационные технологии.

Abstract.

The article shows the author's approach to the formation of an integrated management mechanism competitiveness of service industries through the introduction of innovative management techniques. We present the elements of such a mechanism and the simulation model of their functioning. The paper also proposed the introduction of principles of administrative technologies in the activities of service sphere organizations.

Key words: management of service industries, innovation, management innovation technologies.

В современных условиях хозяйствования, характеризующихся усилением влияния стохастических факторов на социально-экономическое развитие предприятия, повышается значимость научно обоснованных управленческих решений, способствующих предупреждению и противодействию сложившихся негативных тенденций в микроэкономических образованиях. В соответствии с авторскими представлениями решение данной задачи должно прямым образом обеспечивать конкурентоспособность хозяйствующих субъектов, под которой следует понимать потенциал (финансовый, кадровый, информационный, материально-технический) разнородных социально-экономических систем к обеспечению гомеостаза и последующего интенсивного развития в сложившейся и перспективной динамике конъюнктуры рынка, потребительской активности и деятельности конкурентных структур.

Особое значение научные исследования в области обеспечения конкурентоспособности на микроэкономическом уровне имеют для организационно-правовых образований, оказывающих услуги населению, коммерческим предприятиям, некоммерческим организациям или органам государственного управления, в связи с тем, что в данном сегменте экономических взаимоотношений наблюдается повышенный уровень конкурентной борьбы в силу следующих причин:

1) любое взаимодействие в сфере материально-экономического обращения сопровождается рядом дополнительных услуг, которые фактически становятся свойствами материальных товаров, и, следовательно, общее число хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги, больше, чем производящих предприятий;

2) особенности функционирования большинства структурных составляющих сферы услуг не требуют существенных инвестиций с повышенным периодом окупаемости, что формирует привлекательные условия для организаций предпринимательской деятельности, характеризующейся как «малый бизнес» и также способствует увеличению числа конкурентов на рынке.

Теоретические исследования автора свидетельствуют, что достижению цели обеспече-

ния текущего уровня и перспективного роста конкурентоспособности предприятия сферы услуг могут способствовать только комплексные решения, последовательность которых целесообразно скомпоновать в единый алгоритм или механизм. Под таким механизмом, в соответствии с представлениями автора, следует понимать научно обоснованную систему действий лиц, принимающих решения по вопросам управления хозяйствующими субъектами и процессами оказания услуг для формирования и реализации мер, способствующих достижению поставленной цели сообразно имеющимся ресурсам, текущей и перспективной конъюнктуре рынка.

Отметим также, что результаты научных изысканий различных авторов, а также практика осуществления предпринимательской, государственной и муниципальной деятельности в области оказания услуг свидетельствует, что решению задачи обеспечения роста конкурентоспособности в наилучшей степени способствует внедрение в управленческий процесс инновационных технологий управления (управленческих инноваций) [1].

Авторское видение взаимодействия элементов комплексного механизма повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий представлено на рисунке.

Основополагающим элементом этого механизма, в соответствии с авторскими представлениями, должно являться исследование целесообразности использования такого рода технологий, на основе анализа существующих инновационных методов управления, динамики внешней и внутренней сред хозяйствования, которые в целом формируют условия, принципы и факторы, оказывающие воздействие на основные процессы оказания услуг (рисунок).

По мнению автора, только результаты такого исследования могут служить обоснованием решения о внедрении инновационных технологий управления в профессиональную деятельность предприятий сферы услуг.

Авторские исследования свидетельствуют, что важнейшими факторами, формирующими

ПЕТЕРБУРГСКИй ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 4 • 2015

155

1.1.Государство

1. Рыночная конъюнктура

1.2. Поставщики

1.3. Посредники

1.4. Конкуренты

1.5. НТП

1.6. Потребители

1.7. Инфраструктура

2.Инновационные

технологии

управления

Новые формы:

- целеполагания;

- маркетинговых исследований и прогнозирования;

- организации управленческих, основных и вспомогательных процессов оказания услуг;

- контроля

4. Условия, принципы и факторы,

оказывающие воздействие на основные процессы оказания услуг

5. Исследование необходимости внедрения инновационных технологий управления, принятие решения о необходимости их внедрения

Принципы принятия решения:

- соотнесение инновационных технологий управления с текущей конъюнктурой, поставленными целями, имеющимися и потенциальными ресурсами;

- моделирование и апробация модели внедрения управленческих инноваций

7. Контроль использования, оценка эффективности внедрения

3. Внутренняя среда

- текущие технологии управления;

- финансы;

- кадры;

- информационная система;

- основные фонды;

- прочие ресурсы

6. Внедрение и адаптация инновационных управленческих технологий к текущим требованиям хозяйствующего субъекта сферы услуг, обучение персонала

8. Рост конкурентоспособности

8.1. Экономический рост

8.2. Социальное развитие

8.3. Соответствие реальных показателей плановым

8.4. Благоприятные институциональные преобразования

Взаимодействие элементов комплексного механизма повышения конкурентоспособности предприятия сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий

текущую рыночную конъюнктуру, обусловливающими уровень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов любых форм хозяйствования и направлений деятельности, выступают: органы государственного управления; поставщики; посредники; конкурирующие структуры; научно-технический прогресс; потребители; инфраструктурные элементы.

В целом деятельность органов государственного управления направлена на достижения общегосударственных целей через формирование общих условий осуществления предпринимательства в виде совокупности нормативно-правовых актов, мер налогового и парафискального регулирования, лицензирования, государственного заказа, выделения субсидий, бюджетных ассигнований, квазирыночного администрирования и прочих методов.

Отметим, что в настоящее время на федеральном уровне сформировано общее понимание необходимости интенсификации инновационной деятельности. Цели и задачи государственной политики в данном направлении сформулированы в «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, а также в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ. Однако основное внимание в указанных нормативно-правовых актах сфокусировано на технико-технологических инновациях [2; 3].

В то же время следует отметить, что указанный сектор национальной экономики является достаточно сложным объектом управления, зоны ответственности за его регулирование распределены между различными министерствами и ведомствами на федеральном и региональном уровнях. В этой связи обоснованными являются решения по анализу специализированного законодательства и законодательных инициатив органов законодательной власти и/или общественных структур, вынесенных на общественное обсуждение.

Существенным фактором, оказывающим влияние на конкурентоспособность хозяй-

ствующих субъектов, предоставляющих услуги населению, коммерческим и некоммерческим организационно-правовым структурам, а также органам государственного управления, является деятельность поставщиков разнородных ресурсов (см. рисунок). Отметим, что здесь следует разграничивать продавцов непосредственно разнородных ресурсов (материальных товаров, нематериальных услуг, финансовых и т. п.) и поставщиков инновационных технологий, использование которых может способствовать оптимизации управленческих процессов, в частности, способствовать увеличению скорости передачи деловой информации, рационализации организации оказания услуг и расстановки персонала, объективизации данных маркетинговых исследований и пр.

Автор солидарен с подходом М. Портера [4], который определяет в качестве важнейшей характеристики поставщиков - «способность торговаться», что в конечном итоге определяет такую конкурентную характеристику производимых товаров, оказываемых услуг, как «цена». Однако, по мнению автора, данная модель характерна только для уникальных поставок, в условиях изначально выбранной поставщиком бизнес-стратегии лидерства за счет повышенной нормы прибыли за счет монополистического положения на рынке, то есть для продавцов инновационных технологий. В то же время анализ такого рода поставщиков требует расширения и учета таких важных характеристик, как срочность и сложность выполнения поставок, объем и срок передаваемых исключительных прав на коммерческое использование инноваций.

В свою очередь, для анализа поставщиков прочих видов ресурсов базовыми условиями ценообразования выступают:

• себестоимость производства материально-технических средств, процессов оказания специализированных услуг;

• уровень затрат на физическое перемещение реализуемых товаров, доставку необходимого оборудования или персонала до места оказания услуг;

• среднерыночные цены на поставляемые товары и услуги на отраслевых и/или регио-

нальных рынках, определяемые общим числом однородных предприятий, осуществляющих свою профессиональную деятельность в заданных сегментах сферы услуг;

• базовая стратегия поведения поставщиков (лидерство по цене, качеству, кратковременное стимулирование продаж, в том числе на основе демпингования) в заданном сегменте рынка, исходя из его типа (доминирующего влияния продавцов или покупателей), вида (растущего или находящегося в фазе зрелости) и этапа жизненного цикла предприятия;

• объективно обоснованная плановая норма прибыли периода окупаемости ранее совершенных инвестиционных вложений в формирование или модернизацию основных фондов (материальных и нематериальных активов) производственного процесса.

Следующим объектом анализа, обосновывающего внедрение инновационных управленческих технологий в предпринимательскую деятельность, в соответствии с авторскими представлениями, выступают посредники (см. рисунок), так как именно они в конечном итоге формируют итоговую цену продаж потребителям, являющуюся важнейшим показателем конкурентоспособности. Здесь следует заметить, что объективные свойства услуг не позволяют осуществлять их перепродажу аналогично материальным товарам, поэтому в рамках посреднической деятельности в анализируемой сфере следует выделить два типа участвующих в этом процессе контрагентов:

1) специализированные предприятия, оказывающие услуги базовому (собственнику технологии оказания услуг или объектов, которые используются в процессе предоставления услуг потребителям) хозяйствующему субъекту по продвижению объекта сбыта (фактически это оказание услуг по поиску покупателя, заключения от своего имени или имени базового субъекта хозяйствования договоров на оказание услуг);

2) организационно-правовые структуры, которым передается право на предоставление конкретных услуг от имени базового предприятия, разработавшего процедуры и технологию процесса оказания услуг или владеющего исключительным или лицензионным правом на них.

Отметим, что в ряде случаев конкурентным преимуществом посреднических организаций первого типа является использование инновационных управленческих технологий, и именно они как структуры, наиболее гибко реагирующие на изменения рыночной конъюнктуры, являются основным фактором интенсификации внедрения управленческих инноваций. Данный тезис подтверждается существенным снижением цен для покупателей услуг в областях рекламы, кинематографии и ряде других.

Таким образом, важной характеристикой деятельности специализированных посреднических организаций в сфере услуг является использование ими управленческих инноваций, способствующих снижению затрат анализируемого предприятия.

Еще одной важной характеристикой анализа посреднической деятельности в анализируемой сфере народного хозяйства, по мнению автора, выступает исследование существующих форм и методов передачи прав на оказание услуг посредникам второго типа, к которым относятся: 1) передача права на единичное оказание услуги; 2) фиксированный, определенный в договорах, объем передаваемых на дальнейшую реализацию прав на оказание услуг (пакет услуг); 3) передаваемый полный пакет прав на все услуги, создаваемые базовым предприятием.

Как полагает автор, наиболее целесообразной формой передачи прав на реализацию услуг является пакетная, так как единичная существенным образом ограничивает экономический эффект деятельности базового предприятия, а полная, напротив, ограничивает стратегическую гибкость посредника, что в ряде случаев может привести к ряду нежелательных социальных эффектов.

Далее в рамках исследования посреднической деятельности необходим анализ форм и методов финансовых взаимоотношений между базовыми предприятиями и посредниками обоих типов, основными из которых являются:

• паушальные (фиксированные) платежи за выполнение конкретных видов посреднических операций, продаж;

158

петербургский экономический журнал • № 4 • 2015

• оплата роялти (периодические платежи) в виде процентов от заданных в договорах параметров финансово-экономической деятельности посредника (доход, прибыль, оборот и т. п.);

• комбинированный платеж в виде части минимально оговоренной выплаты базовому предприятию вне зависимости от эффективности деятельности посредника (минимальная гарантия), который дополняется роялти при условии превышения реального входящего денежного потока плановых характеристик.

Автор полагает, что использование комбинированных платежей является наиболее целесообразной формой для организации посреднической деятельности в сфере услуг, так как именно она повышает экономическую заинтересованность контрагентов базового хозяйствующего субъекта в росте экономического эффекта от реализации разного рода услуг.

Также важной управленческой инновацией, которую следует учитывать в процессе выбора посреднической организации, является возможность унификации систем контроля за реализацией услуг посредником базового предприятия, использования при этом автоматизированных средств управления. Отметим, что в ряде сегментов сферы услуг необходимость данного действия определена на законодательном уровне.

Следующей важнейшей характеристикой, обусловливающей необходимость использования инновационных управленческих технологий, является деятельность конкурентов (см. рисунок), уровень использования ими инновационных решений в производственном процессе и управлении, а также степень развитости и перспективы выхода на рынок предприятий, оказывающих услуги-заменители.

Классические подходы организации конкурентного анализа ориентируют лиц, принимающих решения, детально сегментировать конкурентную среду, выделять стратегические конкурентные группы и исследовать непосредственные угрозы, исходящие от внешнего окружения, разрабатывать меры противодействия им [5; 6]. Однако бенчмаркинговый подход к организации инновационного раз-

вития хозяйствующих субъектов обусловливает необходимость исследования достижений конкурентов и из других существующих конкурентных сегментов отрасли или смежных зон хозяйствования вне зависимости от выбранной стратегии инновационного развития предприятия сферы услуг («догоняющей» или «опережающей»). Это связано с динамично изменяющимися потребностями конечных потребителей, формируемыми в том числе достижениями научно-технического прогресса (см. рисунок) как в области создания технико-технологических инноваций, так и процедур оказания услуг [7].

Отметим, что в настоящее время комплексное использование новых технических решений, в первую очередь, обусловливают формирование инновационных способов потребления населением или юридическими лицами услуг. Организация процесса оказания таких специфических услуг в свою очередь требует применения принципиально новых подходов к управлению ресурсным потенциалом предприятия, защиты информации персональных данных клиентов и др. В этой связи повышается значимость детального изучения основных тенденций научно-технического прогресса.

Еще одним объектом анализа в рамках функционирования формируемого комплексного механизма управления выступают поведенческие характеристики потребителей услуг, как физических, так и юридических лиц (см. рисунок). Автор полагает, что в целом для исследуемой сферы важнейшим фактором, обусловливающим потребительский выбор, выступает уровень доходов покупателей, определяющих объем и структуру расходов.

Автор солидарен с подходами ученых-исследователей в области маркетинга [6], которые обосновывают положение о необходимости проведения анализа поведения потребителей с учетом категорий услуг (повседневных, уникальных, дорогостоящих, замещающих, навязанных) и соответствующих им моделей потребительского поведения (привычного, предварительного, углубленного выбора). Кроме этого, такое исследование должно дополняться анализом кривых безразличия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

услуг-заменителей или смежных услуг (например, выбор между посещением кинотеатра или заведения общественного питания).

Еще одним важным фактором, определяющим условия и принципы внедрения в предпринимательскую деятельность инновационных управленческих технологий, является наличие и особенности функционирования специализированных инфраструктурных элементов (см. рисунок), под которыми следует понимать совокупность предприятий или их групп, непосредственно не участвующих в оказании услуг, но без деятельности которых этот процесс невозможно осуществить.

Отметим, что для анализируемой сферы развитие инфраструктурных составляющих имеет особое значение, так как именно они обусловливают возможность модернизации процессов оказания услуг, способствуют появлению их новых видов, обеспечивают возможность интеграции управленческих процессов взаимодействующих друг с другом контрагентов.

Кроме того, следует выделить в отдельный блок анализ инновационной инфраструктуры, определяемой Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» № 127-ФЗ как «совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг» [3], что в соответствии с авторскими представлениями позволяет ее считать элементом новаторских технологий управления.

Отметим, что базирование отдельных субъектов, оказывающих услуги в специализированных зонах хозяйствования (бизнес-инкубаторах, технопарках, наукоградах, инновационных кластерных образованиях, прочих специализированных центрах), предоставляющих своим резидентам значительные льготы по аренде помещений, пользование оборудованием может позволить оптимизировать структуру расходов и/или снизить объем осуществляемых затрат, что в конечном итоге будет способствовать росту их конкурентоспособности.

Немаловажным направлением исследования в рамках разрабатываемого авторского механизма является также и изучение сложившегося инструментария инновационных технологий осуществления управленческой деятельности, применяемых и/или продаваемых для субъектов хозяйствования сферы услуг, а также прочих областях народного хозяйства (см. рисунок).

По мнению автора, такого рода анализ должен осуществляться по двум основным направлениям. Во-первых, это сложившийся рынок управленческих новаторских решений, право на использование которых реализуется специализированными инновационно-ори-ентрованными хозяйствующими субъектами, или отдельных инноваций/услуг в управлении с открытой лицензией на их эксплуатацию. Во-вторых, бенчмаркинг ключевых факторов, обеспечивающих отраслевое, национальное или мировое лидерство отдельных хозяйствующих субъектов сферы услуг или предприятий прочих сегментов мировой социально-экономической системы.

Исходя из сложившихся научно-практических подходов к сущностному содержанию современного менеджмента, здесь целесообразно осуществлять поиск инновационных форм: целеполагания; маркетинговых исследований и прогнозирования, позволяющих максимально объективизировать полученные данные и верифицировать их с высокой степенью достоверности; организации управленческих, основных и вспомогательных процессов оказания услуг, способствующих оптимизации структуры затрат, снижению их общего уровня; контроля, обеспечивающего повышение скорости принятия решений в условиях отклонения фактических показателей деятельности плановым или нормативным значениям.

Исследование условий внедрения инновационных управленческих технологий в свою очередь должно быть дополнено анализом внутренней среды хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги (см. рисунок), прежде всего использующихся управленческих технологий, спектра и объёма имеющихся ресурсов или ресурсного потенциала (возможности ликвидировать возможный дефицит ресурсов).

В соответствии с авторскими представлениями в сложившихся условиях хозяйствования ключевыми ресурсными элементами предприятий сферы услуг, свидетельствующими о возможности внедрения инновационных технологий управления, выступают:

• финансы, обеспечивающие возможность осуществления инвестиционных вложений в инновационное развитие хозяйствующего субъекта сферы услуг;

• персонал, прежде всего его квалификационный уровень, позволяющий гибко реагировать на происходящие организационные изменения и обучаться эффективному эксплуатированию новых технико-технологических средств оказания услуг;

• информационная система взаимодействия структурных подразделений и отдельных производственных единиц, определяющая скорость передачи информации и принятия решений.

В свою очередь, способность ликвидации ресурсного дефицита, прежде всего финансового, определяется наличием на балансе хозяйствующего субъекта основных фондов (как производственных, так и нематериальных активов), способных выступить объектом залога получаемых кредитных средств.

В целом исследование сложившейся рыночной конъюнктуры по заданным направлениям, инновационных достижений и возможностей внутренней среды (см. рисунок), в соответствии с представлениями автора статьи, формирует базовые условия, а также обосновывает причины внедрения инновационных управленческих технологий в хозяйственную деятельность предприятий анализируемой сферы, модернизацию процесса оказания услуг населению, хозяйствующим субъектам, органам государственного управления.

В то же время принятие решения о необходимости внедрения таких инноваций в практическую деятельность должно соотноситься с рядом принципов, к которым, в соответствии с авторскими представлениями, относятся (см. рисунок):

• актуальность, то есть соответствие анализируемых инновационных технологий управления, во-первых, поставленным целям,

имеющимся и потенциальным ресурсам предприятия, во-вторых, текущей конъюнктуре рынка, и, в-третьих, степени необходимой новизны (в сравнении с имеющимися на рынке примерами действий конкурентов);

• моделирование, предусматривающее построение, во-первых, имитационной модели функционирования модернизированной системы управления (с обязательным указанием достигаемых при этом экономическим и социальном эффектах) и, во-вторых, последовательности действий по внедрению управленческих технологий в практическую деятельность, увязывающую работы, закрепленные во времени и выполняемые конкретными исполнителями с выделяемыми ресурсами;

• апробация, определяющая необходимость детального изучения поставленных в моделях целей и задач и действий руководителями всех уровней, а также ключевыми исполнителями, вынесение ими на публичное обсуждение вопросов о возможных ограничениях и узких местах подготовленных планов, для обеспечения доработки последних под особенности функционирования конкретных предприятий сферы услуг.

Окончание периода подготовки к изменениям в системе управления должно сменяться началом этапа активного внедрения инновационных управленческих технологий.

Отметим, что внедрение инновационных управленческих технологий в практическую деятельность также должно предусматривать их адаптацию к текущим требованиям хозяйствующего субъекта сферы услуг и обучение персонала новым методам хозяйствования, модернизированным процедурам оказания услуг. Логическое моделирование процедур переподготовки кадров определяет в качестве рационального поведения лиц, принимающих решение, отвлечение конкретных работников от взаимодействия с клиентами на период обучения. Однако практика внедрения модернизированных процедур предоставления услуг свидетельствует, что поскольку их оказание неотделимо от источника потребления, то требуется проведение ряда специфических работ по подготовке клиентов к настройке

тесного взаимодействия с лицами, оказывающими такие услуги.

Автор полагает, что на каждом этапе внедрения и адаптации управленческих инновационных технологий в деятельность организаций сферы услуг лицам, принимающим решение, требуется осуществлять контроль на каждой итерации данного процесса и в итоге обеспечить комплексную оценку эффективности проведенных мероприятий.

В конечном итоге результатом функционирования разрабатываемого механизма должен стать не факт внедрения инновационных управленческих технологий в предпринимательскую деятельность, а рост конкурентоспособности в виде: упрочения конкурентных позиций относительно конкурентов, хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги; положительной динамики экономических, социальных, управленческих характеристик объекта управления (трансформирование его

Список литературы

внутренней среды); благоприятных институциональных преобразований во внешней среде объекта управления.

Таким образом, комплексный механизм управления конкурентоспособностью предприятиями сферы услуг на основе внедрения инновационных управленческих технологий должен ориентировать работников, осуществляющих управление специализированными предприятиями и процедурами оказания услуг, на поиск решений задач обеспечения устойчивого положения хозяйствующих субъектов на рынке и их перспективного развития. Реализация таких целей в наибольшей степени способствует практическому использованию достижений научно-технического прогресса в области процессов оказания услуг, а также рационализации систем менеджмента, соответствующих текущей и перспективной рыночной конъюнктуре, а также ресурсному потенциалу организаций.

1. Евменов А. Д., Данилов П. В. Анализ эффективности государственного финансирования развития сферы культуры Российской Федерации // Петербургский экономический журнал. 2015. № 1. С. 8-16.

2. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= LAW;n=123444 (дата обращения: 12.07.2015).

3. Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=182687 (дата обращения: 14.07.2015).

4. Портер М. Конкурентное преимущество. М.: Альпина бизнес Букс, 2005.

5. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. СПб.: Питер, 2005.

6. Гайдаенко Т. А. Маркетинговое управление. М.: Эксмо, 2008.

7. Кроливецкий Э. Н., Андреев П. А. Виды конкуренции и сопутствующие им модели // Петербургский экономический журнал. 2015. № 2. С. 55-69.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.