УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Терешина Н.П.
доктор экономических наук, профессор
ФГБ ОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)),
заведующий каф. «Экономика и управление на транспорте»,
Москва
Жаков В.В.
кандидат экономических наук
ФГБ ОУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)),
доцент каф. «Экономика и управление на транспорте»,
Москва
MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF CONTAINER TRANSPORTATION ON A RAILWAY TRANSPORT ON THE BASIS OF APPLICATION OF INNOVATIVE TECHNOLOGIES
Tereshina N.P., Doctor of economics, Moscow State University of Railway Engineering of Emperor Nicholas II, The Head of The Department «Economy and management on transport», Moscow
Zhakov V.V., PhD in economics, Moscow State University of Railway Engineering of Emperor Nicholas II, an associate Professor of the The Department «Economy and management on transport», Moscow АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены актуальные подходы к управлению конкурентоспособностью контейнерных перевозок. Особый акцент сделан на управление конкурентоспособностью перевозок на основе применения процессного подхода и его влиянии на показатели качества транспортного обслуживания. Также среди перспектив развития потенциала железнодорожных перевозок предложено применение логистических центров как опоры эффективной работы отрасли. ABSTRACT
The article deals with current approaches to management of competitiveness of container shipping. Particular emphasis is placed on managing the competitiveness of transport through the application of the process approach and its effect on quality indicators of transport service. Also it is offered the use of logiflics centers as a basis of efficient operation of the induflry among the whole prospects of development of the rail transportation.
Ключевые слова: транспорт, контейнерные перевозки, конкуренция, рынок транспортных услуг, процессный подход, логистические центры (ЛЦ).
Keywords: transport, container transport, competition, the market of transport services, process approach, logiflics centers
Глобальный транспортно-логистический рынок, являющийся основой грузового транспортного сервиса, опирается, в основном, на контейнерные перевозки, которые являются наиболее экономичной бесперегрузочной технологией в различных видах сухопутных и смешанных сухопутно-морских сообщениях.
В системе рыночной экономики основной целью транспортного производства является наиболее полное удовлетворение потребностей клиентуры в перевозках при достижении требуемого уровня качества транспортного обслуживания и обеспечение конкурентоспособности железнодорожных перевозок на рынке транспортных услуг.
Для предприятий железнодорожного транспорта, деятельность которых сопряжена с достаточно жесткими конкурентными условиями и высоким уровнем риска, финансовая стабильность может быть обеспечена формированием конкурентного статуса, предполагающего использование возможностей финансового и имущественного потенциала железных дорог.
В связи с глубокой интеграцией российской экономики и транспортной системы в международную в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением потенциала развития конкурентоспособности отечественных железнодорожных транспортных компаний.
Под классическим определением конкурентоспособности транспортной продукции понимается способность выдержать конкуренцию товаров-заменителей работ, услуг, с
точки зрения завоевания той доли рынка, которая обеспечивает благоприятную реализацию транспортной продукции и необходимый рост доходов транспортного предприятия. [6]
Перевозка грузов в настоящее время является одним из основных стратегических видов услуг в Российской Федерации. В современных условиях одним из основных элементов эффективной конкурентной борьбы является именно предоставление грузовладельцу ряда дополнительных услуг. Оптимальное сочетание стоимости и качества данных услуг у каждого транспортного предприятия способствует повышению их конкурентного статуса.
Конкурентоспособность транспортной компании - способность удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках определённого объёма и качества, что позволяет занять ведущее место на рынке транспортных услуг и получить максимально полезный эффект. [5]
Следует отметить, что возможность транспортной компании конкурировать на рынке транспортных услуг в основном зависит от конкурентоспособности перевозок и совокупности экономических методов производственно-финансовой деятельности организации, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Оценка конкурентоспособности, анализ конкурентных преимуществ и формирование комплекса мероприятий по повышению конкурентного статуса транспортной компании неразрывно связаны с разработкой системы обеспечения конкурентоспособности объекта транспортного рынка.
Системы обеспечения конкурентоспособности являются основой достижения конкурентоспособности любых объектов. Экономические законы функционирования рыночных отношений, законы организации, научные подходы, принципы и методы управления являются общими как для стратегического маркетинга, так и для инновационного, производственного менеджмента и других разделов (подсистем) системы менеджмента. Количество анализируемых законов, применяемых подходов, принципов и методов определяется стадией жизненного цикла объекта, его сложностью и другими факторами. [4]
В сфере грузовых перевозок существует конкуренция между железнодорожными и другими видами транспорта в различных сегментах рынка (по направлениям, по расстояниям, по видам грузов, по уровню транспортного обслуживания грузовладельцев и т.д.). [2]
В процессе организации международных перевозок требуется решать большое количество оптимизационных задач, а также необходимо комплексное планирование транспортировки совместно с другими логистическими функциями:
- совместное планирование транспортных процессов на различных видах транспорта в случае смешанных перевозок;
- обеспечение технологического единства транспор-тно-складского процесса;
- совместное планирование транспортного процесса со складскими и производственными процессами и др.
При этом общий алгоритм организации транспортировки, включает в себя следующие логистические процедуры:
- выбор вида транспортировки (способа перевозки или системы доставки грузов);
- выбор вида (или несколько видов) транспорта;
- выбор основных и вспомогательных логистических посредников.
В современных экономических условиях для оценки конкурентоспособности железнодорожных перевозок принято использовать подходы, основанные на теории качества транспортного обслуживания. Данное направление нашло дальнейшее развитие при разработке гибкой маркетинговой стратегии управления качеством транспортного обслуживания пользователей в рыночных условиях.
Качество транспортного обслуживания включает в себя комплекс потребительских свойств и неформальных характеристик. Можно положительно оценить так называемый фирменный уровень обслуживания, обеспечивающий согласованность, доступность, регулярность, сохранность, экономичность, безопасность. [1]
Таким образом, конкуренцию можно охарактеризовать как гибкий механизм, мгновенно реагирующий на любые изменения внешней среды. Для обеспечения конкурентной стратегии необходимо обеспечение резерва производственных мощностей, финансовых ресурсов и прочее.
Для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе транспортные организации должны придавать большое значение анализу своих сильных и слабых сторон, разрабатывать меры и средства, за счёт которых они могли бы повысить свою конкурентоспособность, учитывать политическую обстановку и возможность негативного влияния санкционного режима со стороны стран Запада. [1]
Постоянное ценовое давление и растущие требования пользователей к качеству продуктов и услуг усложняют задачи, стоящие перед компаниями-участниками транспорт-
ного рынка. В рамках продолжающейся структурной реформы железнодорожной отрасли транспортные компании уже не могут добиваться успеха через кардинальный пересмотр организационной структуры и снижение затрат в локальных подразделениях, принимая во внимание только иерархическую функциональную структуру управления.
Таким образом, в настоящее время необходим новый методический подход к управлению конкурентоспособностью транспортных компаний, основанный на современной процессно-ориентированной модели управления и комплексном применении передовых методов и программных продуктов при глубокой дифференциации элементной база составляющих процессов и их рассмотрении по полному циклу доставки.
Только при таком подходе железнодорожная отрасль сможет достичь состояния постоянного самосовершенствования и осуществлять реинжиниринг и оптимизацию процессов, создавая соответствующую им организационную структуру. Это позволит не только правильно организовать работу, добиться комплексного снижения затрат, но и, самое главное, создать инновационный потенциал, жизненно необходимый для будущей успешной работы на рынке.
Повышать конкурентоспособность железнодорожных транспортных компаний возможно, гибко приспосабливая их процессы (как технологические, так и бизнес-процессы) под изменяющиеся требования рынка. Для этого необходимо внедрять в их управленческую систему подход, обеспечивающий управление процессами.
В современной практике моделирования управленческой и производственной деятельности для обозначения объектов моделирования принят термин «бизнес-процесс». В терминологии стандартов менеджмента качества ИСО 9000 термин «процесс». Развитие и распространение обеих областей знания постепенно привело к сближению этих понятий.
Методики моделирования и анализа бизнес-процессов являются одним из важнейших инструментов, используемых в настоящее время для повышения конкурентоспособности бизнеса и его эффективности. Такие крупные российские транспортные компании, как ОАО «Российские железные дороги», ПАО «ТрансКонтейнер» ПАО «Федеральная грузовая компания», применяют программные средства для описания и оптимизации бизнес-процессов. Конечная цель использования подобных методик и программных средств — реорганизация бизнес-процессов и, как следствие, увеличение выручки, сокращение затрат на производство продукции и услуг, повышение качества продукции, оптимальное использование оборотного капитала, внедрение систем автоматизации.
Бизнес-процессы (далее - процессы) вне зависимости от размера организации и отраслевой принадлежности - это выполнение различных видов работ в определенной последовательности, подчиненной логике создания продукции (услуг), то есть приращения стоимости. [6]
В сфере транспорта бизнес-процессы характеризуются особой спецификой как на внутрифирменном уровне, так и при взаимодействии с поставщиками, партнерами и пользователям на базе принятых законодательных и нормативных документов, правил, регламентов и описаний технологических процессов деятельности.
Рассмотрим основные определения, необходимые для моделирования процессов с учетом транспортной специфики.
Процесс - последовательность действий (подпроцессов), направленных на получение заданного результата, ценного для организации. [1]
Владелец процесса - должностное лицо, несущее ответственность за получение результата процесса и обладающее полномочиями для распоряжения ресурсами, необходимыми для выполнения процесса.
Входы процесса - ресурсы: материальные, информационные, стоимостные, необходимые для выполнения и получения результата процесса, которые потребляются или преобразовываются при выполнении процесса.
Выходы процесса - имеют, как и объекты, материальную, стоимостную или информационную форму и либо являются результатом выполнения процесса, либо потребляются другими процессами, либо являются внешними по отношению к организации клиентами. Выход, как и вход, процесса выступает в трех формах: стоимостной, материальной и информационной.
Ресурсы процесса - выступают в виде различных объектов, используемых для выполнения процесса и целиком не потребляющихся при выполнении одной итерации процесса.
Транспорт - политехническое производство. В связи с этим ресурсы организованы по функциональному применению по службам (хозяйствам) или сгруппированы по хозяйствам (инфраструктура).
Подпроцесс - процесс, являющийся составной частью вышестоящего процесса. Например, при переработке транзитных вагонов подпроцессами выступают: прибытие поезда, его расформирование, накопление, формирование и отправление.
Процедура - процесс нижнего уровня, содержащий последовательность конечных (не требующих дополнительной детализации) действий. В качестве процедур могут быть представлены такие виды деятельности, как ограждение поезда, техническое обслуживание, коммерческий осмотр и другие действия на протяжении цикла переработки вагона. [3]
Гарантированная эффективность бизнес-процессов - необходимое условие для повышения конкурентоспособности и использования инновационного потенциала транспортных компаний. Это прямо определяет способность компании своевременно выводить на рынок конкурентоспособные продукты перевозочной деятельности и услуги, обеспечивать эффективность их реализации, повышать качество сервисного обслуживания, а также обеспечивать оперативность принятия стратегических и тактических решений, что влияет на рыночный и, соответственно, финансовый результат деятельности транспортной компании и отрасли в целом.
Согласно современным стандартам качества, предполагается, что логистические центры (ЛЦ), работа которых построена на процессном подходе к управлению и планированию перевозок, смогут значительно повысить конкурентоспособность отечественных транспортных компаний и будут решать следующие задачи:
- привлечение крупных частных инвестиций в реализацию проекта ЛЦ;
- строительство высокотехнологичных производственно-складских объектов и комплексной инфраструктуры придорожного сервиса;
- создание современных и эффективных систем инженерно-технического, коммуникационного и информационного обеспечения ЛЦ;
- внедрение современных информационных технологий отслеживания отправлений, оптимизации загрузки автотранспорта, ведения информационного обмена;
- совершенствование процедур таможенного досмотра, оформления и контроля, приведение их в соответствие с мировой практикой;
- привлечение крупных транспортно-экспедиторских компаний, специализирующихся на доставке грузов с применением информационных сетевых и терминальных технологий организации перевозочного процесса и контрактной логистики в ЛЦ;
- создание эффективной распределительной сети ЛЦ для развивающихся крупных розничных структур и сетей, а также магазинов-складов оптовой и мелкооптовой продажи товаров импортного производства, ориентированных на оживление и легализацию торгово-закупочного бизнеса частных предпринимательских структур.
В стратегическом аспекте комплекс выполняемых функций создаваемых ЛЦ позволяет рассматривать их не только в роли национальных транспортно-логистических узлов, но и в качестве своеобразного каркаса, связывающего между собой процесс перевозки, подвижной состав и инфраструктуру в единую интегрированную систему не только страны или региона, но и в перспективе глобального рынка. [3]
Таким образом, оценка конкурентоспособности железнодорожных контейнерных перевозок основана на сочетании методов структурного и функционального анализа, а также теории качества товара и современной концепции маркетинга на транспорте. Управление конкурентоспособностью перевозок базируется на применении положений теории регулирования рыночных систем и системного анализа экономических процессов в сфере транспорта.
Для более глубокого анализа качества предоставляемой транспортной услуги при перевозке грузов в контейнерах на железнодорожном транспорте предлагается применять процессный подход, что позволит определить затраты на осуществление конкретных операций в процессе доставки груза по полному циклу его доставки.
Максимизация прибыли отечественных транспортных компаний, их успешная работа на мировом рынке транспортных услуг в стратегической перспективе обеспечат положительную динамику роста внутреннего валового продукта, что благоприятно скажется не только на экономике отрасли, но и окажет позитивное влияние на развитие Российской Федерации в целом. Благодаря конкуренции на рынке транспортных услуг достигается совмещение государственных и общественных интересов с интересами предприятия или фирмы.
Литература
1. Жаков, В.В. Вопросы конкурентоспособности и безопасности железнодорожных контейнерных перевозок в современных условиях [текст] / Н.П. Терёшина, С.А. Гусев, В.В. Жаков // Экономика железных дорог. №8-2013. С. 4354.
2. Лапидус, Б.М., Мачерет, Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: Теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее [текст]. М.: КРАСНАД, 2014. - 234 с.
3. Резер, С.М. Контейнеризация грузовых перевозок [текст] / С.М. Резер // - М.: ВИНИТИ РАН. - 2012 - 678 с. Илл.
4. Резер, С.М., Профкофьева, Т.А., Гончаренко С.С. Международные транспортные коридоры: проблемы формирования и развития [текст] / С.М. Резер, Т.А. Прокофьева, С.С. Гончаренко // - М.: ВИНИТИ РАН. 2010. - 312 с., илл.
5. Терёшина, Н.П, Галабурда В.Г., Куратова, Э.С., Королькова, Н.В. Экономика товарообменных процессов и
транспортная доступность регионов [текст] / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, Э.С. Куратова, Н.В. Королькова; под ред. Н.П. Терёшиной // М.: ФГОУ ВПО МГУПС (МИИТ), 2014. - 192 с.
6. Терёшина, Н.П., Галабурда, В.Г., Токорев, В.А. Экономика железнодорожного транспорта: учебник [текст] / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, В.А. Токорев и др.; под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М.Лапидуса. - М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. - 550с.
FORMATION MECHANISM OF ECONOMIC SUSTAINABILITY OF THE ENTERPRISE: SYSTEMIC-STRUCTURAL APPROACH
Kravchenko M.O.
PhD in economics, Docent, Associate Professor of Management, National Technical University of Ukraine «Kiev Polytechnic Institute»,
Kiev, Ukraine
ABSTRACT
The article invefligates the formation mechanism of economic suflainability of the enterprise in the context of the new flructural (neosyflem) theory of economic syflems. Identification of the mechanism, which is based on mutual balance of the four subsyflems types with different spatial and temporal limitations, enables us to classify the types of syflem flructure and their suflainability, identify attributes of suflainability and develop methods of syflems balance analysis at the microeconomic level. On this basis econometric analysis of a 16 Ukrainian machine-building enterprises balance during the years 2002-2012 is conducted and syflemic character of their flructural imbalances is identified.
Keywords: economic suflainability of the enterprise, syflem balance, flructure of economic syflem, flructural theory of economic syflems, machine-building
Introduction
Economic suflainability of business entities, the mechanism of its protection and methods of its maintenance are some of the mofl controversial topics in economics and management. However, the common approach to the concept of economic suflainability interpretation has not formed yet. Unity is missing even in the range of general syflems theory, which is currently the leading methodological paradigm to the fludy of complex objects. Nevertheless, despite the interpretation of the syflems theory it is recognized that the key role in ensuring the suflainability of a syflem is played by its flructure. In fact, a syflematic approach to analysis is based on the syflems flructure identification and research. Developing it, Russian scientifl from George Kleiner has formulated a new syflematic economic theory (named by him in various sources as "a resource theory of syflem organization of economics" [1], "flructural theory of syflems" [2], "a syflemic economic theory" [3], "a neosyflemic theory" [3], "a new theory of economic syflems" [4]).
The theory is interefling and credible, but new, so it doesn't have a proper methodological, inflrumental base and especially econometric treatment. Therefore, to juflify adequacy and reliability it requires a more rapid development.
According to the author of the theory, since in general the syflem is defined as a set of elements that form relatively flable flructure in space and time, the fundamental characteriflics of any syflem including economic, are the limits of that space and time. So, all syflems that exifl in the economy can be divided into four types based on their limitations in time and space: objects (with limited extension in space and unlimited duration in time); projects (with limited both extension in space and duration in
time); processes (with unlimited extension in space and limited duration in time); environment (with unlimited both extension in space and duration in time). All economic entities, regardless of their hierarchical level - Sate, regions, induflries, businesses and organizations, households, individuals - are the syflems of the objects type, as they usually have some spatial limits but they have not time limits [1-6].
The main idea of the interpretation of economic suflainability is that it is seen as a characteriflic of tetrad - the group of four types of syflems on a certain economic level. Consequently, tetrad is the minimal flable entity capable of independent exigence and self-development. Suflainability of tetrad does not provide a permanent flability of syflems that conflitute it, but provides for a permanent complex compensatory mechanism of their interaction [5, 7].
Outlined methodological concept is the basis of our research on economic suflainability of microeconomic syflems, specifically induflry. The working hypothesis of the research is that the level of mutual balance of subsyflems of four different types - object (Ob), environmental (En), process (Pc) and project (Pj) - determines the level of economic suflainability. In the main part of the work we have tried to conduct a more rigorous tefl of this hypothesis, based on formal econometric analysis. For its implementation some theoretical and methodological provisions of flructural theory of syflems need to be clarified.
The purpose of this article is to highlight the formation mechanism of economic suflainability of the enterprise in the context of flructural theory of syflems, and to provide the results of the econometric analysis of balance of a number of Ukrainian machine-building enterprises according to it.