Научная статья на тему 'Пути повышения эффективности использования наличного резерва парка контейнеров в рамках роста потенциального эффекта перевозок'

Пути повышения эффективности использования наличного резерва парка контейнеров в рамках роста потенциального эффекта перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
631
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ / РЕЗЕРВ ПАРКА КОНТЕЙНЕРОВ / НАЛИЧНЫЙ ПАРК КОНТЕЙНЕРОВ / ТРАНСПОРТНОПОГРУЗОЧНЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОЭФФИЦИЕНТ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ / EFFICIENCY / THE POTENTIAL EFFECT OF THE RESERVE CONTAINER FLEET / CASH CONTAINER FLEET / TRANSPORT AND LOADING COMPLEX / COMPETITIVE / TURNOVER RATIO / PERFORMANCE / PLAN FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шапкин И. А., Терешина Н. П.

В данной статье предлагаются пути повышения эффективности использования наличного резерва парка контейнеров. Автор обращает внимание на важность прогнозирования транспортных потоков. Уделяется внимание понятию транспортно-погрузочного комплекса (ТПК) региона, определяется весьма важное понятие наличного парка контейнеров и вагонов. Определяются удельные значения вспомогательной работы контейнера, которая способствует экономии затрат, связанных с обслуживанием и содержанием контейнерного парка. В статье производится расчет таких показателей, как оборот контейнера, коэффициент вспомогательного пробега контейнера, производительность контейнерного парка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE USE OF THE AVAILABLE RESERVE CONTAINER FLEET UNDER THE GROWTH POTENTIAL OF THE EFFECT TRAFFIC

This article suggests ways to improve the efficiency of the use of cash reserve container fleet. The author draws attention to the importance of traffic forecasts. Attention is given to the concept of transport-loading complex of the region is determined by an important concept of cash containerfleet and cars. Determined by the specific values of the auxiliary container, which helps to save costs associated with the maintenance and upkeep of the container fleet. The paper calculates indicators such as turnover of the container, the ratio of the auxiliary path container, containerfleet capacity.

Текст научной работы на тему «Пути повышения эффективности использования наличного резерва парка контейнеров в рамках роста потенциального эффекта перевозок»

где мп, ® п-ширина малой и большой пойм, соответственно;

в0

- - ширина разлива; - отверстие моста. Литература:

1. Андреев О.В. Проектирование мостовых переходов. - М.: Дориздат, 1949.

2. Андреев О.В. Проектирование мостовых переходов. - М.: Автотрансиздат, 1960.

3. Андреев О.В. Проектирование мостовых переходов. - М.: Транспорт, 1980.

4. Федотов Г.А. Изыскания и проектирование мостовых переходов. - М.: Академия, 2005.

5. Федотов Г.А., Поспелов П.И. Изыскания и проектирование автомобильных дорог. Кн.2.- М.: Высшаяшкола, 2010.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЛИЧНОГО РЕЗЕРВА ПАРКА КОНТЕЙНЕРОВ В РАМКАХ РОСТА ПОТЕНЦИАЛЬНОГО

ЭФФЕКТА ПЕРЕВОЗОК

Шапкин И.А., аспирант кафедры Экономика и управление на транспорте Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), Тел. +7 (985)-233-82-64, e-mail: [email protected], Терешина Н.П., д.э.н., профессор

В данной статье предлагаются пути повышения эффективности использования наличного резерва парка контейнеров. Автор обращает внимание на важность прогнозирования транспортных потоков. Уделяется внимание понятию транспортно-погрузочного комплекса (ТПК) региона, определяется весьма важное понятие наличного парка контейнеров и вагонов. Определяются удельные значения вспомогательной работы контейнера, которая способствует экономии затрат, связанных с обслуживанием и содержанием контейнерного парка. В статье производится расчет таких показателей, как оборот контейнера, коэффициент вспомогательного пробега контейнера, производительность контейнерного парка.

Ключевые слова: эффективность, потенциальный эффект, резерв парка контейнеров, наличный парк контейнеров, транспортно-погрузочный комплекс, конкурентоспособность, коэффициент оборачиваемости, производительность, план формирования.

WAYS TO IMPROVE THE USE OF THE AVAILABLE RESERVE CONTAINER FLEET UNDER THE GROWTH POTENTIAL OF THE EFFECT TRAFFIC

Shapkin I., the post-graduate student, Economy and Transport Management chair, Moscow State University of Railway Transport

Tereshina N., Doctor of Economics, professor

This article suggests ways to improve the efficiency of the use of cash reserve container fleet. The author draws attention to the importance of traffic forecasts. Attention is given to the concept of transport-loading complex of the region is determined by an important concept of cash container fleet and cars. Determined by the specific values ofthe auxiliary container, which helps to save costs associated with the maintenance and upkeep of the container fleet. The paper calculates indicators such as turnover ofthe container, the ratio ofthe auxiliary path container, container fleet capacity.

Keywords: efficiency, the potential effect of the reserve container fleet, cash container fleet, transport and loading complex, competitive, turnover ratio, performance, plan formation.

Пути повышения эффективности использование наличного резерва парка контейнеров в рамках роста потенциального эффекта перевозок.

Стабильная работа железнодорожного транспорта является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики России. Одним из вариантов достижения этого может быть эффективное использование наличного резерва парка контейнеров. Решение данной задачи предполагает исследование транспортных потоков и направлений их развития.

С экономической точки зрения это позволит улучшить использование в логистической системе оборотных средств, которое будет достигнуто за счет увеличения коэффициента оборачиваемости, улучшения управления и организации нормирования, учета и контроля за использованием наличного резерва парка контейнеров.

Резерв парка контейнеров не влияет на создание транспортных услуг но необходим из-за технологической специфики деятельности контейнерных перевозок. К числу показателей, характеризующих эту работу контейнерного состава, относятся процент порожнего пробега и коэффициент вспомогательного пробега.

Существует закономерность: рост контейнерных перевозок приводит к росту их порожнего пробега. В связи с этим актуальным является улучшение качества планирования и уровня организации эксплуатационной оперативной работы по эффективному использованию резерва парка контейнеров.

В настоящее время для обеспечения высокого уровня конкурентоспособности и приемлемого уровня прибыли необходимо внедрять новые подходы к формированию системы обслуживания контейнерных перевозок, которые будут учитывать интересы железной дороги и клиентов. Решить эту проблему можно с помощью создания надлежащей системы обслуживания контейнерных перевозок, которая должна располагаться в местах концентрации клиентов, а именно - в транспортных узлах больших городов. Как показали исследования, такая система должна базироваться на сети распределительных центров, объединенных в транспортно-погрузочные комплексы.

Наиболее оптимальным вариантом представляется формирование транспортно-погрузочных комплексов, что является сложной иерархической транспортной системой, которая состоит из двух основных уровней - центры комплексного транспортного обслуживания на первом уровне, и региональные распределительные центры на втором. Совокупность этих двух уровней и будет образовывать транспортно-погрузочный комплекс (ТПК) региона.

Создание в отдельном транспортном узле сети ТПК, оснащенной современной информационной логистической системой, должно повысить уровень транспортного обслуживания клиентов внутри транспортного узла, поскольку способно принести общий синергетический эффект для всех участников процесса транспортировки груза, включая контейнерных перевозчиков.

Реализация проекта по оптимизации использования резерва парка контейнерных перевозок в отдельном транспортном узле сети ТПК предполагает проведение прогностических исследований, направленных на изучение напряженности грузопотоков контейнерных перевозок. Критериями обоснованности целей проекта использования резерва парка контейнеров является специфичность, реалистичность, ограниченность во времени, возможность измерения, согласованность и ответственность за достижение. Основной задачей проекта является максимизация эффекта при заданных расходах, или - минимизация расходов на достижение заданного эффекта.

К специфическим целям можно отнести: выбор наиболее эффективной формы контейнерной перевозки, заключение необходимого договора перевозки, обеспечения требований по хранению груза перевозки.

Выгоды формируются соответственно для всех заинтересованных сторон проекта.

В настоящее время услуги в сфере перевозки контейнерных грузов предоставляются на двух сегментах рынка:

а) грузы отдельных предприятий (как правило - больших заводов-производителей);

б) нерегулярные или случайные грузы.

Формы организации контейнерных перевозок, и количество контейнеров, находящихся в резерве, прежде всего, связаны с характером грузопотоков. Устойчивые и массовые грузопотоки создают условия для специализации технического и технологического обеспечения процесса перевозки и для создания унифицированных схем организации контейнерных перевозок, обеспечивающим эффективное использования парка контейнеров.

Контейнерные перевозки становятся более конкурентоспособными при доставке больших партий грузов. Однако в отдельные периоды возможно снижение потока контейнерных перевозок.

Прогнозирование транспортных потоков по ТПК позволяет определить возможности уменьшения резерва парка контейнеров и определить эффективность уменьшения расходов перевозчика в результате внедрения проекта по прогнозированию транспортного потока.

В рыночных условиях любые оценки усовершенствования существующих систем чаще базируются на сопоставление расходов, которые необходимы на усовершенствование системы (приобретение дополнительных маневровых средств или автотранспорта, погрузочно-разгрузочных машин, усовершенствования информационной системы, развитие и содержание составов и т.д.), и прибылей, которые будут получать как транспортные подразделения, так и клиенты.

Экономический эффект от уменьшения порожнего пробега контейнеров образуется за счет экономии затрат, связанных с пробегом контейнеров, экономии затрат на содержание резервного контейнерного парка, экономии затрат, связанных с маневровой работой на станциях.

Эффективное использование резерва парка контейнеров влияет на рост коэффициента вспомогательного пробега контейнеров

В общий пробег контейнера включаются несколько составляющих вспомогательного пробега. Уменьшение всех видов этого пробега является эффективным, но наиболее целесообразно уменьшение условного и одиночного пробега поездных контейнеров. К числу основных факторов, которые влияют на вспомогательный пробег контейнеровоза, относятся, в том числе:

- недостатки в планировании резерва парка контейнеров при разработке объемных показателей плана работы подвижного состава и графика движения поездов, которые могут привести одиночному пробегу контейнеров ;

- уровень качества оперативной эксплуатационной работы, что приводит к росту условного пробега контейнеров ;

- увеличение маневровой работы, которая выполняется поездными контейнеровозами, и, соответственно, увеличение условного пробега.

Уменьшение вспомогательной работы контейнеров способствует экономии затрат, связанных с обслуживанием и содержанием контейнерного парка, уменьшению энергетических затрат на тягу поездов, снижению резерва парка контейнеров.

При улучшении данного показателя экономия эксплуатационных затрат в обобщенном виде может быть вычислена по формуле:

ACß = ENS (ß

Beul

ßBcn2) cNSl

(i)

лВсп1 оБсп2

где К , К - коэффициент вспомогательного пробега до и после изменения соответственно; - пробег контейнеров,

(2)

км; NS - укрупненная расходная ставка 1 км пробега контейнеров в грузовом движении, р./п-км.

Экономия затрат на энергетические ресурсы может быть определена следующим образом: ?к

й№ = EMS ■ рл ■ Qep ■ (в3 - вэ) / 10 ООО ■ Цэ;

В результате более эффективного использования парка контейнеров повышается производительность локомотива и контейнера.

Аналитические формулы расчета показывают, что на производительность локомотива и контейнера воздействуют показатели использования контейнеров во времени, по мощности, а также уровень непродуктивной работы контейнеров.

Следует отметить, что все факторы, которые воздействуют на эти группы показателей, влияют и на производительность контейнеров и локомотивов. Наибольший экономический эффект от увеличения производительности контейнеров и локомотивов образуется за счет экономии парка контейнеров, как в части затрат на их содержание и обслуживание, так и в капитальных вложениях.

При повышении производительности контейнерного парка достигается экономия эксплуатационных затрат, которая может быть определена по формулам:

ACUe = AU„ ■ Ей

päd

■ пл

лсПл = ли.

Qvs / Qu i

i

cns/q,

лсйБ лс

Пл

(3)

(4)

экономия эксплуатационных затрат от повышения производительности контейнера и локомотива соответ-

где ственно.

Если производительность достигается за счет эффективного использования резервного парка, то это дает возможность выполнить больший объем контейнерных перевозок, а следовательно, и увеличить доходы. Так, например, при повышении производительности использования контейнеров дополнительные доходы перевозчика при существующем рабочем парке контейнеров составят:

Кт/з

ЛД -1 — ¿ШБаг ■ Гп.раб ■ Кф/ • д10ткм • ТПЛ1

EPL

(5)

, - коэффициент отношения тарифных тонно-километров к

ZPL

эксплуатационным тонно-километрам

9 1 От КМ _ доходная ставка за 10 ткм тарифных, р./10 ткм;

Кт/э/ = ЕРКар/ЕРкк-

По аналогичной схеме можно определить дополнительные доходы перевозчика от повышения производительности контейнерного парка.

Основной экономический эффект от уменьшения резерва парка контейнеров заключается в снижении потребности в парке контейнеров и, как следствие, в сокращении эксплуатационных затрат на их содержание и инвестиций на их приобретение. Экономия эксплуатируемого парка контейнеров за счет уменьшения резерва составит:

(6)

лтзк = 24ГМ5лнн/Ц,:(1/Ок1- 1/Ок2),

0ж1 Ок2

(7)

где к ^ , Е^ - оборот контейнеровоза до и после изменения, сут. Экономия эксплуатационных затрат за счет ускорения оборота контейнеров

= 1МЗК ■ (0к1 - 0к2) ■ МБ,

Т1

(8)

где - расходная ставка контеинеро-часа, р.

Улучшение использования контейнерного парка за счет вовлечения в оборот резерва контейнеров влияет на показатель оборачиваемости контейнера. Этот показатель используется для характеристики времени полного цикла работы одного контейнера от момента его погрузки до момента следующей погрузки контейнера или от выгрузки контейнера до его следующей выгрузки; измеряется в часах или сутках. Оборот контейнера в среднем по железной дороге, сети или отделению дороги определяется по формуле

0К =ЕпГ/(Т[Ь1 ираб);

(9) (10)

где

^ ^^ - время работы парка контейнеров за определенный период раб. . рабочий парк контейнеров, кон..; раб , _ среднесуточ-

ная работа сети, дороги или отделения дороги, кон./сут; ПЛ - отчетный или плановый период расчета значения данного показателя, ч.

£

Работа дороги, сети или отделения дороги учитывает сумму среднесуточной погрузки контейнеров на станциях ПО Г, и приема

груженых контейнеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ел,

:

И = Тп + Гп

и ^ "ног. ~ **"-пр.гр.

(11)

Использование аналитической формулы определения оборота контейнера позволяет проанализировать факторы, влияющие на значение данного показателя.

Оборот контейнера включает время нахождения его в движении и в простое под технологическими операциями работы контей-

нера - нахождения его на в резерве промежуточных станциях

пр. СТ

, технических станциях без переработки и с переработкой

а также под грузовыми операциями гр.ОП Анализ времени работы контейнера показывает, что в общей продолжительности оборота контейнера только 23-25 % времени он находится в движении, когда непосредственно и выполняет продуктивную работу. Следовательно, ускорение оборота контейнера должно способствует уменьшению времени нахождения контейнеров в резерве за счет улучшения факторов, влияющих на них.

Сокращение времени оборота контейнера может быть достигнуто за счет сокращения времени технологических простоев контейнеров Наиболее эффективно сокращение времени нахождения контейнеров на путях оборотных депо.

Х-,2

Совершенствование технологии текущего обслуживания - контейнеров за счет выполнения основных операций по экипировке контейнеров и текущему осмотру преимущественно в основном депо приводит не только к сокращению времени оборота контейнеровоза, но и к снижению эксплуатационных затрат, связанных с содержанием оборотных депо.

Эффективная организация логистической работы предприятий-перевозчиков позволит снизить простой контейнеров под грузовыми

операциями - погрузкой и выгрузкой ^ Т?10 п и на период их нахождения в резерве.

Качество организации эксплуатационной работы перевозчика отражается на показателе оборота контейнера. На его уровень влияют:

- качество разработки графика движения контейнерных потоков;

- план формирования контейнерных отправок;

- качество планирования контейнерных перевозок и контейнерных потоков на участках сети;

- методы эксплуатационной работы перевозчика: методы организации работы станций, организации работы подъездных путей, оптимизация формирования графика перевозок, эксплуатации контейнеров.

В связи с этим эффективная работа перевозчика должна быть направлена на снижение простоя контейнеров на технических станциях - на уменьшение времени простоя под переработкой контейнеров и нахождения их в резерве на станции без переработки.

Литература:

1.Мельникова Т.Е. Повышение эффективности работы транспортно экспедиционного предприятия. //Автореферат диссертации к.т.н. МАДИ. Москва: 2004. 24 с.

2. Дерибас А.Т., Трихунков М.Ф. Экономическая эффективность контейнерных перевозок. М.: Транспорт, 1974. - 64 с.

3. Баскаков П. В. Логистические принципы организации производства контейнерной компании логистической системы / П. В. Баскаков // Транспорт:наука, техника, управление : Сборник обзорной информации. - 2007. - N 8. - С. 42-44.

4. Резер С.М. Логистика экспедирования грузовых перевозок - М.: ВИНИТИ РАН, 2002. - 472 с.

5. Терёшина Н.П., Шобанов А.В., Рышков А.В. / Управление конкурентоспособности железнодорожных перевозок. - М.: ВИНИТИ РАН, 2005. - 240 с.

6. Матюшин Л.Н. Контейнерные и контрейлерные перевозки. - М.: «Сандика Плюс», 2005 - 209 с.

7. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терёшина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; Под ред. Н.П. Терёшиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. - Москва: УМЦ ЖДТ, 2006. - 801 с.

ТКЛШРОКТ ВШШБББ Ш РШБТЛ | №4 2014 | 113

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.