железнодорожные
перевозки леса
современные тенденции развития контейнерной транспортировки лесоматериалов
подвижным составом железных дорог
_Аннотация
Статья посвящена анализу современных тенденции транспортировки лесоматериалов по железным дорогам. Сформулированы экономические проблемы контейнерной транспортировки лесоматериалов подвижным составом российских железных дорог. Проведен анализ конкурентоспособности транспортных компаний на рынке железнодорожных контейнерных перевозок.
Ключевые слова: лесопромышленное производство, лесоматериалы, железнодорожные перевозки, контейнерные перевозки, подвижной состав железных дорог, крупнотоннажные контейнеры, железнодорожные транспортные компании
Современное состояние российской лесной отрасли характеризуется государственной собственностью на лесной фонд и, в частности, на лес и лесные участки, в соответствии со статьями 7 и 8 новой редакции Лесного кодекса РФ [1]. Тенденция увеличения расстояния между местами заготовки леса и перерабатывающими предприятиями связана с тем, что хотя около 65% территории России покрыто лесами, но более 80% лесных промышленных участков сосредоточено на удаленных сибирских и дальневосточных территориях [2].
Плановая распределительная система, по мнению известного ученого-экономиста
Титов Г.Б.
аспирант Петербургского университета путей сообщения
Н.А. Моисеева [3], позволяла функционировать лесозаготовительной отрасли и лесопромышленному производству за счет планирования деятельности транспортной системы и решать многие экономические задачи, обеспечивая единое функционирование лесной отрасли.
_неприспособ_ленность
_универсальных
вагонов к перевозке .лесоматериалов
и несоответствие _применяемых
_погрузочных
_механизмов
.^конструкции вагонов ведут
к прежде-
временному
выходу из строя _подвижного
состава
Проблемы в сфере железнодорожных перевозок
В сфере железнодорожных перевозок имеется множество проблем, которые вызваны, прежде всего, недостатком капиталовложения. К ним относятся:
1) морально и физически устаревший подвижной состав и малое количество грузовых вагонов [4]. Поскольку ранее универсальные вагоны создавались без учета в достаточной мере специфики транспортировки лесных грузов, они не удовлетворяют растущим требованиям к эффективности работы железнодорожного транспорта. В результате использование грузоподъемности подвижного состава не превышает 70%, а кроме того, неоправданно велики затраты труда на погрузочно-разгрузочные операции.
Неприспособленность универсальных вагонов к перевозке лесоматериалов и несоответствие применяемых погрузочных механизмов конструкции вагонов ведут к преждевременному выходу из строя подвижного состава. Это вызывает удорожание перевозок и увеличение потребности в вагонах [5];
2) неритмичная работа железнодорожной транспортной системы, что приводит к тому, что лесокомбинаты вынуждены нести убытки. Простои вагонов доходят до 3-4 суток, в итоге оборачиваемость вагонов составляет вместо пяти рейсов 2,5-3 рейса. Из-за простоев возникают проблемы с отгрузкой. Поэтому в настоящее время контейнерные перевозки являются наиболее перспективным и быстрорастущим способом транспортировки грузов. Как отмечает О.В. Москвичев, для обеспечения контейнерных перевозок на магистральных железнодорожных и подъездных путях предприятий и других организаций было открыто около 1500
росс\
ийское предпринимательство, 2010, № 2 (2)
контейнерных пунктов, в том числе, более 200 для работы с крупнотоннажными контейнерами [6].
Освоение возрастающих объемов контейнерных перевозок обеспечивалось внедрением специализированных контейнерных железнодорожных платформ, судов, автопоездов, кранов и созданием развитой сети контейнерных пунктов. Внедрение крупнотоннажных контейнеров положительно повлияло на развитие международных грузоперевозок. Создание пунктов перегрузки контейнеров на пограничных станциях обеспечило возможность развития транзитных контейнерных перевозок через территорию России [7]. О.В. Москвичев выделяет следующие основные проблемы данного вида перевозок [6]:
- необходимость пополнения и обновления имеющегося парка подвижного состава для обеспечения современных объемов контейнерных перевозок,
- организация четкого оперативно-технологического взаимодействия между контейнерными перевозчиками для обеспечения развития комплексной транспортно-экспедиторской деятельности, недостаточное наличие специалистов в области логистики и экспедирования. Экономическая эффективность контейнерных перевозок оценивается отношением получаемого результата к необходимым затратам. Как универсальные, так и специализированные контейнеры являются, прежде всего, высокоэкономичными транспортными средствами. Одновременно контейнеры выполняют функции многооборотной тары.
Плюсы контейнерных перевозок
Контейнеризация дает экономию затрат при затаривании и упаковке грузов, повышает сохранность при перевозке, снижает расходы на погрузочно-разгрузочные работы и капитальные вложения в строительство крытых складов. Как отмечает Д. Дж. Бауэрсокс, применение контейнеров ускоряет доставку грузов и сокращает при этом стоимость грузовой
внедрение
крупнотоннажных
контейнеров
положительно
повлияло
на развитие
международных
грузоперевозок
экономическая
эффективность
контейнерных
перевозок
оценивается
отношением
получаемого
.результата
к необходимым
затратам
Юре
-I-
массы, единовременно находящейся в процессе транспортировки [8].
При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с крупнотоннажными контейнерами производительность труда возрастает до 4 раз по сравнению со среднетоннажными контейнерами. Производительность труда на погру-зочно-разгрузочных работах с контейнерами возрастает до 5-6 раз по сравнению с бесконтейнерными способами транспортирования грузов. В несколько раз сокращаются простои транспортных средств под грузовыми операциями [9].
При перевозке контейнеров в прямом автомобильном сообщении на расстояние до 12001500 км сроки доставки оказываются обычно меньше, чем в смешанном сообщении, причем при перевозках на меньшие расстояния разница сроков доставки увеличивается, так что при дальности перевозки до 100-200 км практически используется только прямое автомобильное сообщение.
Затраты автотранспортных предприятий в расчете на один контейнеро-км существенно выше, чем на железнодорожном транспорте, поэтому при дальности перевозок от 100-200 км до 1200-1500 км клиенту обычно приходится решать для себя вопрос, что предпочесть: ускоренную доставку при более высокой оплате или наоборот. По расчетам Б.М. Лапидуса, при перевозке контейнеров на расстояния свыше 1200-1500 км. доставка железнодорожным транспортом осуществляется и быстрее и дешевле, чем при прямом автомобильном сообщении [10].
Расчет себестоимости контейнерных перевозок
Расчет себестоимости при перевозках грузов в контейнерах имеет свою специфику. Она заключается в том, что с точки зрения железнодорожного транспорта, вагоны, перевозящие как груженые, так и порожние контейнеры, рассматриваются как груженые. Общие положения методики расчета себестоимости контейнерных перевозок следующие:
инимательство, 2010, № 2 (2)
- для тарифных целей рассчитывают величину зависящих расходов. Эти затраты для груженых и порожних вагонов и контейнеров включают расходы по начальным и конечным операциям по передвижению подвижного состава, по операциям формирования на технических станциях. Кроме того, для порожних контейнеров следует учитывать расходы по пробегу порожних вагонов к пунктам отправления порожних контейнеров;
- для контейнеров, не принадлежащих МПС, из затрат следует включать расходы по их ремонту и амортизации;
- расчеты расходов по перевозке контейнеров производят по операциям перевозочного процесса методом единичных расходных ставок;
- расчет расходов по пробегу порожних вагонов в общем случае производят по укрупненным нормативам на 1000 вагоно-километров пробега порожних вагонов. Для кольцевых маршрутов расчет расходов по пробегу порожних вагонов выполняют по конкретным маршрутам следования;
- дополнительно в расчетах используют единичные расходные ставки на один контейне-ро-километр и один контейнеро-час;
- при расчетах корректируют расходы в зависимости от количества контейнеров, перевозящихся на одной платформе;
- величины стоимостных нормативов и технико-эксплуатационных показателей принимают по конкретным условиям перевозок контейнерных поездов [11].
На рынке перевозок контейнеров на короткие расстояния (до 100-200 км) выполняются все условия, теоретически необходимые и достаточные для совершенной конкуренции автоперевозчиков между собой. Железнодорожный транспорт на этом секторе рынка оказывается, как правило, неконкурентоспособным. Суммарный объем перевозок контейнеров в прямом автомобильном и в смешанном сообщении при дальности перевозки в пределах от 100-200 км до 1200-1500 км практически не зависит от транспортных тарифов. Поскольку в любом случае стоимость доставки контей-
...при перевозке контейнеров на расстояния свыше 1200-1500 км. доставка
железнодорожным
транспортом
осуществляется
и быстрее
и дешевле,
чем при прямом
автомобильном
сообщении
нера составляет весьма малую долю от стоимости груза в контейнере. Распределение же общего объема этих перевозок между вариантами прямого автомобильного и смешанного автомобильно-железнодорожного сообщения зависит от отношения разности тарифов этих двух видов сообщения к разности продолжи-тельностей доставки, а также от распределения клиентов по величине дополнительных затрат, которые они готовы платить за экономию 1-го часа времени доставки [10].
Выводы
1. Использование контейнеров при перевозке создает удобство при перегрузке, а также обеспечивает сохранность лесоматериалов, осо-
нно при транспортировке в различных кли-тических условиях.
2. Ориентация на контейнерные перевозки позволяют использовать сочетание различных видов транспорта, позволяющих обеспечить наиболее экономически эффективное транс-
тировку лесоматериалов.
Литература
1. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ. - М.: 2006. - 59 с.
2. Лесной комплекс Российской Федерации и зарубежных стран. Статистический сборник. -М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2008. - 392 с.
3. Моисеев Н.А. Проблемы экономики и организации лесопользования, связанные с новым Лесным кодексом. // Лесной экономический вестник. - 2007. - № 3 (53) - С. 12-18.
4. Российский лесной сектор. - [Электронный ресурс]. - код доступа: http://www.managems.ru.
5. Ключ к решению проблемы. - [Электронный ресурс]. - код доступа: http://moshud.info.
6. Москвичев О.В. Повышение эффективности контейнерных перевозок на транспорте: авто-реф. дис. на соискание ученой степени кандидата экономических наук / О.В. Москвичев. -Москва, 2005. - 28 с.
7. Состояние контейнерных перевозок. -[Электронный ресурс]. - код доступа: http:// www.perevoski.ru.
VI*
росс
ийское предпринимательство, 2010, № 2 (2) J J
8. Бауэрсокс, Доналд Дж. Логистики: интегрированная цепь поставок / Доналд Дж. Бауэрсокс, Дейвид Дж. Клосс. - 2-е изд. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2005. - 640 с.
9. Контейнерные перевозки. - [Электронный ресурс]. - код доступа: http://www.prom-tec.ru.
10. Лапидус Б.М. Экономические проблемы управления железнодорожным транспортом России в период становления рыночных отношений (системный анализ). - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2001.- 301 с.
11. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов ж.-д. трансп. / И.В. Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др., Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. -М.: УМК МПС России, 2001. - 600 с.
Titov G.B. _
Post-graduate student, _
Saint Petersburg University of Communications _
Modern Tendencies in Development of Container Transportation _
of Timber by Means of Rolling Stock of Railways _
The article analyzes the modern tendencies of timber transportation by _
railways. The author formulates the economic problems of container _
transportation of timber by rolling stock of the Russian railways. He _
has done the competitiveness analysis of transport companies in the market _
of railway container transportation. _
Keywords: timber industry, timber, rail transportation, container _
transportation, rolling stock of railways, large-capacity containers, _
rail transport companies _
Abstract