международный научный журнал «инновационная наука» 3. http://voluntary.ru/dictionary/898
№10/2015
ISSN 2410-6070
© Л.М. Гудович, 2015
УДК 37.02
М.И. Гулаева
Магистрант
Психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный педагогический институт
г. Владикавказ, Российская Федерация
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация
В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.
Ключевые слова
Педагогическое управление, конфликт, прогнозирование конфликтов, предупреждение конфликтов,
регулирование конфликтов, разрешение конфликтов
Общественная жизнь всегда связана со столкновением идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты и в образовательной организации. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей. Дефицит практических умений в области разрешения конфликтных ситуаций создает сложности в реализации профессиональных задач педагога [7].
В связи с этим проблема управления конфликтами в образовательной организации становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера [2].
Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов. Вместе с этим, это ограничение конфронтации рамками конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс.
Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование,
предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов [1].
Предупреждение конфликта в образовательном процессе - это педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания.
Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием. Прогноз - это представление о возможном конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция; моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой в предупреждении конфликта является
95
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
определение противоречия, обусловливающего возникновение проблемной ситуации, являющейся причиной возможного конфликта.
Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе осуществляется системой психологопедагогических методов и средств. Они станут эффективными при условии согласования интересов всех субъектов участвующих в образовательном процессе.
Однако, согласование интересов, способствующее достижению консенсуса между субъектами образовательного процесса не всегда возможно. Поэтому применяются и другие модели предотвращения конфликта интересов: их сочетание, подчинение не основных интересов основным, временных -постоянным.
Наряду с предупреждением, существенную роль в управлении педагогическими конфликтами играет стимулирование конструктивных конфликтов, которые являются движущей силой прогрессивных преобразований, модернизации в системе общественных отношений. Инспирирование определенных конфликтов может применяться в целях ослабления или нейтрализации других, более деструктивных, нежелательных для образовательного процесса.
Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.
1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.
2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.
3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.
4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.
5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.
6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.
Существуют разнообразные механизмы регулирования педагогических конфликтов:
- информационный предполагает устранение различных слухов, исключение из информационного поля всевозможных недостоверных сведений;.
- коммуникативный направлен на развитие общения, способствует формированию сходных или общих установок, ценностей, оценок, социальных переживаний, нейтрализует влияние эмоций.
- организационный предполагает профессиональное использование психолого-педагогических методов воздействия на субъектов образовательного процесса, способствующих блокированию конфликтной ситуации и формированию отношений взаимопонимания и сотрудничества между участниками конфликта [6].
Разрешение конфликта - завершающий этап, на котором происходит затухание конфликта. Эффективное разрешение конфликта возможно при организации психолого-педагогических условий, числу которых можно отнести:
- наличие благоприятного социально-психологического климата;
- достаточно высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, ораторские способности, способность к рефлексии креативность психолого-педагогическая эрудиция, педагогический такт, развитый интерес к судьбе студентов и к своей воспитательной деятельности;
- уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов [5]
96
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070
Таким образом, проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной ситуации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение социально значимых задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование конфликтов, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.
Список использованной литературы:
1. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480с.
2. Канукова З.А., Малиева З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 132-134.
3. Козырев Г. Основы конфликтологии. М.: Форум, 2010. 240 с.
4. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.
5. Малиева З.К. Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов. Дисс... канд. пед. наук / Владикавказ, 2003. 181 с.
6. Малиева З.К. Психолого-педагогические механизмы преодоления и коррекции морального отчуждения студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1298-1302.
7. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 130 с.
© М.И. Гулаева, 2015
УДК 81-13
В.А.Демина
канд.пед.наук, доцент факультет международных отношений МГИМО Университет г.Москва, Российская Федерация
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО
САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОГО
Аннотация
В данной статье рассматривается роль интерактивных форм работы на уроке иностранного языка (проблемной ситуации, игры) как катализаторов запуска процесса саморазвития личности обучаемого. В статье акцентируется внимание на роли творческого взаимодействия субъектов педагогического процесса, закладывающего внутренние механизмы самосовершенствования. Подчеркивается роль интерактивных методов обучения как механизмов снятия напряжения, внутреннего "зажима" в общении, самораскрытия личности, облегчения понимания, установления творческих, свободных, доверительных отношений между субъектами общения. Статья раскрывает высокую рефлексивную потенциальность игры, в ходе которой студенты могут изменять и трансформировать самих себя как мыслящих, коммуницирующих и мыследействующих личностей.
Ключевые слова
Интерактивные формы работы на уроке, творческое взаимодействие, самодостраивание, самонадстраивание, рефлексия, коллективная мыследеятельность, мысль-коммуникация.
97