Научная статья на тему 'Управление конфликтами в образовательной организации'

Управление конфликтами в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2437
468
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНФЛИКТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гулаева М.И.

В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Управление конфликтами в образовательной организации»

международный научный журнал «инновационная наука» 3. http://voluntary.ru/dictionary/898

№10/2015

ISSN 2410-6070

© Л.М. Гудович, 2015

УДК 37.02

М.И. Гулаева

Магистрант

Психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный педагогический институт

г. Владикавказ, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.

Ключевые слова

Педагогическое управление, конфликт, прогнозирование конфликтов, предупреждение конфликтов,

регулирование конфликтов, разрешение конфликтов

Общественная жизнь всегда связана со столкновением идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты и в образовательной организации. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей. Дефицит практических умений в области разрешения конфликтных ситуаций создает сложности в реализации профессиональных задач педагога [7].

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В связи с этим проблема управления конфликтами в образовательной организации становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера [2].

Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов. Вместе с этим, это ограничение конфронтации рамками конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс.

Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование,

предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов [1].

Предупреждение конфликта в образовательном процессе - это педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания.

Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием. Прогноз - это представление о возможном конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция; моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой в предупреждении конфликта является

95

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

определение противоречия, обусловливающего возникновение проблемной ситуации, являющейся причиной возможного конфликта.

Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе осуществляется системой психологопедагогических методов и средств. Они станут эффективными при условии согласования интересов всех субъектов участвующих в образовательном процессе.

Однако, согласование интересов, способствующее достижению консенсуса между субъектами образовательного процесса не всегда возможно. Поэтому применяются и другие модели предотвращения конфликта интересов: их сочетание, подчинение не основных интересов основным, временных -постоянным.

Наряду с предупреждением, существенную роль в управлении педагогическими конфликтами играет стимулирование конструктивных конфликтов, которые являются движущей силой прогрессивных преобразований, модернизации в системе общественных отношений. Инспирирование определенных конфликтов может применяться в целях ослабления или нейтрализации других, более деструктивных, нежелательных для образовательного процесса.

Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.

1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.

2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.

4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.

5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.

6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.

Существуют разнообразные механизмы регулирования педагогических конфликтов:

- информационный предполагает устранение различных слухов, исключение из информационного поля всевозможных недостоверных сведений;.

- коммуникативный направлен на развитие общения, способствует формированию сходных или общих установок, ценностей, оценок, социальных переживаний, нейтрализует влияние эмоций.

- организационный предполагает профессиональное использование психолого-педагогических методов воздействия на субъектов образовательного процесса, способствующих блокированию конфликтной ситуации и формированию отношений взаимопонимания и сотрудничества между участниками конфликта [6].

Разрешение конфликта - завершающий этап, на котором происходит затухание конфликта. Эффективное разрешение конфликта возможно при организации психолого-педагогических условий, числу которых можно отнести:

- наличие благоприятного социально-психологического климата;

- достаточно высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, ораторские способности, способность к рефлексии креативность психолого-педагогическая эрудиция, педагогический такт, развитый интерес к судьбе студентов и к своей воспитательной деятельности;

- уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов [5]

96

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной ситуации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение социально значимых задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование конфликтов, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480с.

2. Канукова З.А., Малиева З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 132-134.

3. Козырев Г. Основы конфликтологии. М.: Форум, 2010. 240 с.

4. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.

5. Малиева З.К. Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов. Дисс... канд. пед. наук / Владикавказ, 2003. 181 с.

6. Малиева З.К. Психолого-педагогические механизмы преодоления и коррекции морального отчуждения студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1298-1302.

7. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 130 с.

© М.И. Гулаева, 2015

УДК 81-13

В.А.Демина

канд.пед.наук, доцент факультет международных отношений МГИМО Университет г.Москва, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО

САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОГО

Аннотация

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В данной статье рассматривается роль интерактивных форм работы на уроке иностранного языка (проблемной ситуации, игры) как катализаторов запуска процесса саморазвития личности обучаемого. В статье акцентируется внимание на роли творческого взаимодействия субъектов педагогического процесса, закладывающего внутренние механизмы самосовершенствования. Подчеркивается роль интерактивных методов обучения как механизмов снятия напряжения, внутреннего "зажима" в общении, самораскрытия личности, облегчения понимания, установления творческих, свободных, доверительных отношений между субъектами общения. Статья раскрывает высокую рефлексивную потенциальность игры, в ходе которой студенты могут изменять и трансформировать самих себя как мыслящих, коммуницирующих и мыследействующих личностей.

Ключевые слова

Интерактивные формы работы на уроке, творческое взаимодействие, самодостраивание, самонадстраивание, рефлексия, коллективная мыследеятельность, мысль-коммуникация.

97