Научная статья на тему 'Управление конфликтами в образовательной организации'

Управление конфликтами в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
2298
453
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / КОНФЛИКТ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОНФЛИКТОВ / РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОВ / РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Гулаева М.И.

В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.

Текст научной работы на тему «Управление конфликтами в образовательной организации»

международный научный журнал «инновационная наука» 3. http://voluntary.ru/dictionary/898

№10/2015

ISSN 2410-6070

© Л.М. Гудович, 2015

УДК 37.02

М.И. Гулаева

Магистрант

Психолого-педагогический факультет Северо-Осетинский государственный педагогический институт

г. Владикавказ, Российская Федерация

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье раскрывается сущность процесса управления педагогическими конфликтами в образовательной организации. Уточняются особенности форм педагогического управления, включающие в себя прогнозирование, предупреждение, стимулирование, регулирование, разрешение конфликтов. Приводится совокупность психолого-педагогических условий, необходимых для эффективного управления конфликтами в образовательной организации.

Ключевые слова

Педагогическое управление, конфликт, прогнозирование конфликтов, предупреждение конфликтов,

регулирование конфликтов, разрешение конфликтов

Общественная жизнь всегда связана со столкновением идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты и в образовательной организации. В педагогической среде сама специфика деятельности предполагает разницу интересов учащихся, учителей, администрации, родителей. Дефицит практических умений в области разрешения конфликтных ситуаций создает сложности в реализации профессиональных задач педагога [7].

В связи с этим проблема управления конфликтами в образовательной организации становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основной задачей педагогического управления конфликтами в образовательной организации является предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера [2].

Управление педагогическим конфликтом - это его перевод его в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов. Вместе с этим, это ограничение конфронтации рамками конструктивного влияния на учебно-воспитательный процесс.

Управление конфликтами, по мнению Д.П. Зеркина, включает в себя: прогнозирование,

предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; регулирование конфликтов; разрешение конфликтов [1].

Предупреждение конфликта в образовательном процессе - это педагогическая деятельность, направленная на недопущение его возникновения и негативного влияния на результаты обучения и воспитания.

Предупреждение конфликта связано с его прогнозированием. Прогноз - это представление о возможном конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. Основными способами прогнозирования являются: экстраполяция; моделирование предполагаемой конфликтной ситуации, опрос экспертов. Отправной точкой в предупреждении конфликта является

95

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

определение противоречия, обусловливающего возникновение проблемной ситуации, являющейся причиной возможного конфликта.

Предупреждение конфликтов в учебно-воспитательном процессе осуществляется системой психологопедагогических методов и средств. Они станут эффективными при условии согласования интересов всех субъектов участвующих в образовательном процессе.

Однако, согласование интересов, способствующее достижению консенсуса между субъектами образовательного процесса не всегда возможно. Поэтому применяются и другие модели предотвращения конфликта интересов: их сочетание, подчинение не основных интересов основным, временных -постоянным.

Наряду с предупреждением, существенную роль в управлении педагогическими конфликтами играет стимулирование конструктивных конфликтов, которые являются движущей силой прогрессивных преобразований, модернизации в системе общественных отношений. Инспирирование определенных конфликтов может применяться в целях ослабления или нейтрализации других, более деструктивных, нежелательных для образовательного процесса.

Важную роль играет регулирование конфликта, которое представляет собой педагогическое воздействие на конфликтную ситуацию с целью смягчения, ослабления или перевода ее в иное русло. Регулирование педагогического конфликта как процесс управления им имеет свои этапы.

1. Признание и выявление конфликта в образовательном процессе как реальности.

2. Институционализация конфликта, предполагающая определение правил и норм его функционирования и развития.

3. Легитимизация конфликта включает признание конфликтующими субъектами существующих норм и правил поведения и соблюдение их.

4. Рационализация конфликта способствует стимулированию участников конфликта к принятию даже невыгодных предложений, но предполагающих предотвращение враждебности.

5. Структурирование конфликтующих групп позволяет измерить «силовой потенциал» участников конфликта и определить иерархию. Вместе с этим, путем структурирования определяется истинное состояние и взаимоотношение интересов, а также выявление приоритетных из них, с помощью которых можно достигнуть компромисса и сотрудничества.

6. Последовательное ослабление конфликта с помощью его переноса в другую плоскость взаимодействия конфликтующих сторон или на другой уровень.

Существуют разнообразные механизмы регулирования педагогических конфликтов:

- информационный предполагает устранение различных слухов, исключение из информационного поля всевозможных недостоверных сведений;.

- коммуникативный направлен на развитие общения, способствует формированию сходных или общих установок, ценностей, оценок, социальных переживаний, нейтрализует влияние эмоций.

- организационный предполагает профессиональное использование психолого-педагогических методов воздействия на субъектов образовательного процесса, способствующих блокированию конфликтной ситуации и формированию отношений взаимопонимания и сотрудничества между участниками конфликта [6].

Разрешение конфликта - завершающий этап, на котором происходит затухание конфликта. Эффективное разрешение конфликта возможно при организации психолого-педагогических условий, числу которых можно отнести:

- наличие благоприятного социально-психологического климата;

- достаточно высокий уровень профессионализма педагога, его нравственные качества, его культура, ораторские способности, способность к рефлексии креативность психолого-педагогическая эрудиция, педагогический такт, развитый интерес к судьбе студентов и к своей воспитательной деятельности;

- уравновешенность субъектов образовательного процесса, адекватность самооценки, оптимизм, целеустремленность, самообладание, культура и техника речи, наличие опыта конструктивного решения конфликтов [5]

96

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10/2015 ISSN 2410-6070

Таким образом, проблема управления педагогическими конфликтами является одной из актуальных в современной образовательной ситуации. Эффективное управление педагогическими конфликтами представляет собой целенаправленное воздействие на процесс столкновения противоположных интересов, обеспечивающее решение социально значимых задач. Процесс педагогического управления конфликтами включает в себя прогнозирование конфликтов, предупреждение, стимулирование, регулирование и разрешение.

Список использованной литературы:

1. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 480с.

2. Канукова З.А., Малиева З.К. Гносеологический анализ проблемы социального здоровья молодежи // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 10. С. 132-134.

3. Козырев Г. Основы конфликтологии. М.: Форум, 2010. 240 с.

4. Курочкина И. А. Педагогическая конфликтология: учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2013. 229 с.

5. Малиева З.К. Педагогическая коррекция морального отчуждения студентов. Дисс... канд. пед. наук / Владикавказ, 2003. 181 с.

6. Малиева З.К. Психолого-педагогические механизмы преодоления и коррекции морального отчуждения студентов // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-6. С. 1298-1302.

7. Течиева В. З. Системный подход к организации и осуществлению учебного процесса: сущность, содержание, особенности структурирования. Монография. - Владикавказ: Изд-во СОГУ им. К. Л. Хетагурова, 130 с.

© М.И. Гулаева, 2015

УДК 81-13

В.А.Демина

канд.пед.наук, доцент факультет международных отношений МГИМО Университет г.Москва, Российская Федерация

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО

САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЕМОГО

Аннотация

В данной статье рассматривается роль интерактивных форм работы на уроке иностранного языка (проблемной ситуации, игры) как катализаторов запуска процесса саморазвития личности обучаемого. В статье акцентируется внимание на роли творческого взаимодействия субъектов педагогического процесса, закладывающего внутренние механизмы самосовершенствования. Подчеркивается роль интерактивных методов обучения как механизмов снятия напряжения, внутреннего "зажима" в общении, самораскрытия личности, облегчения понимания, установления творческих, свободных, доверительных отношений между субъектами общения. Статья раскрывает высокую рефлексивную потенциальность игры, в ходе которой студенты могут изменять и трансформировать самих себя как мыслящих, коммуницирующих и мыследействующих личностей.

Ключевые слова

Интерактивные формы работы на уроке, творческое взаимодействие, самодостраивание, самонадстраивание, рефлексия, коллективная мыследеятельность, мысль-коммуникация.

97